Научная статья на тему 'Становление и развитие института воскресной школы в России'

Становление и развитие института воскресной школы в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / SUNDAY SCHOOL / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF YOUNGER GENERATION / FAMILY INSTITUTION / EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Мария Владимировна

Статья раскрывает сущность понятия«воскресная школа», в ней предлагается исторический обзор, повествующий о возникновении, становлении и развитии в России воскресных школ, их влияние на образование и воспитание различных кругов общества, а также взаимосвязь с «институтом семьи». Проводится разноплановый анализ положениявоскресных школ в современном обществе. Статья освещает духовно-нравственное значение, которое несут в себе воскресные школы, их существенный вклад в развитие подрастающего поколения, укрепление семейных отношений, преобразование и дальнейшее поддержание моральных и этических возможностей общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the institution of Sunday schools in Russia

The article reveals the essence of the concept of "Sunday schools", it proposes a historical review, which tells of the origin, formation and development in Russia, their influence on the education and training of various circles of society, and the relationship with the "institution of the family." This article highlights the spiritual and moral value that bear the Sunday schools of their significant contribution to the development of the younger generation, strengthening family relationships, conversion and further maintenance of the moral and ethical features of society as a whole. They are a kind of bridge between parents and children, children and the community, provide comprehensive valuable development and education in a spiritual direction, so necessary in our difficult times.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института воскресной школы в России»

УДК 37.015

Степанова Мария Владимировна

Московский городской педагогический университет

[email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

Статья раскрывает сущность понятия «воскресная школа», в ней предлагается исторический обзор, повествующий о возникновении, становлении и развитии в России воскресных школ, их влияние на образование и воспитание различных кругов общества, а также взаимосвязь с «институтом семьи». Проводится разноплановый анализ положения воскресных школ в современном обществе. Статья освещает духовно-нравственное значение, которое несут в себе воскресные школы, их существенный вклад в развитие подрастающего поколения, укрепление семейных отношений, преобразование и дальнейшее поддержание моральных и этических возможностей общества в целом.

Ключевые слова: воскресная школа, духовно-нравственное развитие, подрастающее поколение, институт семьи, образование, общество.

В настоящее время все ускоряющегося ритма жизни порой затруднительными становятся внутрисемейные отношения, в частности развитие и воспитание детей как подрастающего поколения. Главная роль в данном случае всецело принадлежит родителям. От первых учителей семьи, их непосредственного примера и атмосферы в доме зависит как будет формироваться личность ребенка. Совокупность всех составляющих обстоятельств жизни ребенка образуют создание и закрепление привычек поведения, понимание основ жизненного строя, о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. К сожалению, в последнее время в средства массовой информации, а также сеть интернет попадают записи происшествий внутрисемейных конфликтов, в которых чаще всего страдают именно дети.

Но не только в «домашнем институте» существуют проблемы воспитания и развития. Нередко в семье со стороны можно наблюдать благополучие, но вместе с тем, дети вырастают проблемными, с тяжелым «внутренним устроением». Дети и подростки поддаются дурному влиянию СМИ и телевидения, так часто пропагандирующих западный мир жизнедеятельности, который пагубно воздействует на российское общество, в особенности на подрастающее поколение. Велико влияние компьютерных игр, поскольку они переносят детей из жизненной реальности в виртуальное пространство. И даже в школе, а теперь и в детском саду, на прогулке во дворе нет убежденности, что ребенок будет в безопасности от дурного влияния. Уклад жизни предыдущих поколений, безусловно далекий от идеала, но, в то же время, значительно более безопасный, когда в социальной среде царил порядок, уважение старших поколений и друг друга, незаметно ушел из современной жизни.

Как мы знаем, в нашей стране на протяжении прошлого века исторически утвердилась атеистическая ситуация, в связи с которой образование и педагогика в основном были разделены с религией. Духовное развитие, просвещение и образование было недоступно российскому обществу. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия положение изменилось в лучшую сторону для Православной

Церкви, вновь открылась возможность возрождения институтов духовного воспитания и образования, в том числе и Воскресных школ.

Первая Воскресная школа была открыта в Киеве популярным и авторитетным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым в 1859 году. В воскресные дни под его руководством приступили к проведению занятий со всеми желающими студенты Киевского университета. Н.И. Пирого-вым было замечено в то время «разительное различие между этой Воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «Воскресные школы - предмет необходимости» [7, с. 408].

Воскресная школа как инновационный педагогический феномен приобретала большую востребованность в обществе, так как обладала значительными положительными отличиями от казенных школ XIX века. Новая форма обучения стала увеличивать количество учащихся, благодаря чему к началу 1860-х годов численность Воскресных школ возросла до трехсот - они были организованы как в столичных и губернских городах, так и в уездных городах и селах.

В Москве первая Воскресная школа была открыта 12 июня 1860 года. Большая роль в учреждении этих школ принадлежала студенчеству, как и ранее в Киеве. Оценивая быстрое развитие и распространение Воскресных школ в Петербурге в том же году, Министерство народного просвещения дало указание обеспечить их помещениями всех столичных зданий, относящихся к гимназиям, уездным и приходским училищам. Следует заметить, что в подавляющем большинстве учредители и преподаватели этих школ были прикреплены к учебному ведомству министерства.

Значимость возникновения Воскресных школ в России была отмечена крупным деятелем в области педагогики К.Д. Ушинским. В то время учебная деятельность во всех видах обучающих учреждений, как светских, так и духовных, имели в большей степени образовательный характер, нежели воспитательный. Это мотивировало педагогов-исследователей к реализации новых возмож-

© Степанова М.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

209

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ностей в продвижении веры и грамотности, в том числе, и в Воскресных школах. В 1861 году в свет выходит статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», опубликованная в «Журнале Министерства народного просвещения». Она воссоединила и систематизировала существующие знания об этом новейшем феномене в российской педагогике XIX века. В своей статье авторитетный педагог делал акцент, особо выделял воспитательную сторону педагогического процесса в Воскресных школах. Таким образом, делая выводы, касательно внешнего устройства Воскресной школы, Ушин-ский обозначил фундаментальные параметры, которых, как он считал, следует придерживаться при создании и формировании Воскресной школы.

К.Д. Ушинский выделяет и главнейшие задачи, которые предстают перед Воскресной школой, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба» [12, с. 2496].

Нравственную воспитательную сторону Воскресных школ было бы опрометчиво и недальновидно недооценивать. В первую очередь, они давали возможность ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково» [12]. Эти учебные заведения реализовывали также возможность общения между всем слоями населения, становясь связующим звеном между интеллигенцией и простыми людьми.

К примеру, понимание преимущества образования работающему гражданину давала именно Воскресная школа. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, - писал К.Д. Ушинский, - составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство» [12].

В конце XIX века в приходах Русской Православной Церкви образовываются кружки, в которых подрастающему поколению объясняют основы православного вероучения. Постепенно, шаг за шагом, возникает определенная, особенная форма взаимодействия с детьми и молодежью, сконцентрированная на их духовно-нравственное воспитание. Спустя два десятилетия подобные группы сформировались почти при каждом приходе. Традиционное название, бытовавшее до 1917 года, остается и именуется как церковно-приходская школа. Чаще всего, занятия в них организовывались по воскресеньям после службы в храме, отсюда и второе их название - Воскресные школы. Со временем стало очевидно, что главной сутью в названии «Воскресная» является не календарный день, а глубокий духовный смысл - воскресение,

просвещение, озарение души человека при открытии им веры, смысла бытия, радости обретения истины в своей жизни.

В настоящее время воспитательный процесс в воскресной школе направлен как на родителей, на наставление их в развитие своих детей, так и в равной степени, а порой даже в большей, он обращен на самих детей. Ребята получают духовное воспитание, так необходимое в современном обществе, познают основы веры, укрепляются в добром и хорошем, воспитываются в уважении и любви к родителям, учителям, друзьям и обществу.

Наблюдая активизацию работ органов управления и высшей комиссии по систематизации, введению реформ и инновационных преобразований в деятельности воскресных школ на данном этапе, можно выделить значимые преобразования в их типологии. Она (типология) состоит из трех видов:

Воскресная учебно-воспитательная группа;

Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;

Центр духовно-нравственного воспитания, существующий как автономное юридическое лицо (православные образовательные центры, функционирующие при больших храмах, обладающими широким спектром видов образовательной деятельности).

В появившейся новой типологической системе особо выделяется последний вид воскресных школ - центр духовно-нравственного воспитания.

Воскресная школа этого вида проходит государственное лицензирование и приемлет положение учреждения дополнительного образования. С помощью процесса государственного лицензирования на территории Российской Федерации такой статус приобрели многие школы. Посредством государственного лицензирования воскресные школы получают возможность наравне с другими образовательными учреждениями вести учебно-воспитательную работу, получая государственное финансирование, приобретая так же немаловажный трудовой педагогический стаж преподавателей.

Благодаря приобретению нового статуса существенно расширяется спектр обучающих дисциплин. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы христианского благочестия, краеведение, церковнославянский язык, творчество, церковное пение, литургика, изобразительное искусство, хореография, фольклор, вышивание, бисероплетение, иконописное мастерство. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани, осваивать военно-патриотическое дело, обучаться игре на музыкальных инструментах, а так же записаться в оркестровый класс.

Для успешной деятельности всей многоуровневой и непростой системы содержания, обеспечения и преподавания внутри каждой воскресной школы

210

Вестник КГУ ^ 2017

ведется тщательная работа. Согласованность требуется от всех ее составляющих организаторов и участников процесса обучения: священнослужителей, педагогов, детей и родителей, заинтересованность и ответственность каждого в своем деле. Священники, помимо своей основной пастырской занятости, так же преподают в школе богословские предметы. В общем деле принимают активное участие родители - не только помогают преподавателям на занятиях с детьми, но и сами с интересом получают знания в классах для взрослых.

От педагогов воскресной школы требуется серьезная и глубокая подготовка к каждому занятию. В основе подготовки лежит составление плана и конспекта урока, организация музыкального сопровождения, иллюстративного и видео материалов, дидактических игр, оформление тематических стендов. По возможности, в некоторых школах, прилагаются дополнительные стенды, на которых кратко обозначена тема и основные разделы занятия, а в самом конце вопросы по пройденному материалу. Такая система весьма удобна для родителей - ознакомившись с содержанием можно закрепить преподаваемый урок, обсудив его и задав вопросы ребенку в домашних условиях. Зачастую, у любой воскресной школы имеется свой сайт, на котором можно получить обширную информацию по всем видам проводимых работ. В разделах, посвященных чтению и изучаемой литературы дается рекомендуемой список.

Все занятия воскресной школы являются открытыми, поэтому родители и родственники учеников в любое время могут глубже вникнуть в содержание уроков. Во многих школах, приведя на занятия своих детей, у взрослых есть возможность как своего личного присутствия на них, так и посещения уроков для взрослых. Среди основных дисциплин занятия по Закону Божию, основам христианского благочестия, христианской этике, иконописи, преподаваемые священниками или опытными педагогами.

Вместе с преподавателями и священнослужителями учащиеся совершают регулярные поездки по святым местам, посещают экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке и проведению различных праздников, главными из которых являются Рождество Христово и Пасха. Не обходят стороной в поздравлении и всех именинников - преподавате-

лей и учеников угощают праздничными пирогами, дарят подарки и вспоминают житие празднуемого в этот день их небесного покровителя.

Помимо своей внутренней деятельности и постоянной работы большое внимание отводится подготовке к городским и международным концертам, конкурсам и фестивалям в разных областях творчества ежегодно проводимыми в Москве и заграницей. Среди них фестивали «Белый ангел», «Артос», концерт воскресных школ Москвы «Пасха и Россия» и другие.

Благодаря созданию благоприятной обстановки внутри воскресной школы можно воспитать нравственного, умного, деятельного человека в складывающихся сложных условиях современного мира и общества в нем, научить различать добро и зло, вложить основы подобающих взаимоотношений с социумом, быть разумным творцом своей жизни.

Библиографический список

1. Бандура А. Теория социального научения. -СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 182 с.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд Христианская жизнь, 2002. - 271 с.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1216 с.

5. Келли Д. Теория личности (теория личных конструктов). - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

6. МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 398 с.

7. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. - Иваново, 2008. - 408 с.

8. Протоиерей Алексий Уминский. Основы духовной жизни. - М.: Никея, 2014. - 192 с.

9. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Наука, 1997. - 463 с.

10. Спиваковская А.С. Девять диалогов по психологии обыденной жизни. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 112 с.

11. Свт. Феофан Затворник. Семейная жизнь и православное воспитание. - СПб., 2006. - 286 с.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. - М.: Педагогика, 1988.

13. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2009. - 672 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.