УДК 341.1/8 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-71-72
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Магомедрасул Хабилович ШАБАНОВ,
студент 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: magomedrasul1999@list.ru
Аннотация. Данная статья посвящена становлению и развитию института права народов на самоопределение, его месту в современном международном праве и практике, а также проблеме его конкретизации, совершенствования и взаимодействия с иными принципами международного права.
Ключевые слова: народ; нация; самоопределение; суверенитет; независимость субъектов.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF THE RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION
Magomedrasul Khabilovich SHABANOV,
4th year student of the Law Institute, Dagestan State University
E-mail: magomedrasul1999@list.ru
Abstract. This article is devoted to the formation and development of the institution of the right of peoples to self-determination, its place in modern international law and practice, as well as the problem of its concreti-zation, improvement and interaction with other principles of international law.
Key words: people; nation; self-determination; sovereignty; independence of subjects.
Современное понимание содержания права наций (народов) на самоопределение невозможно без уяснения и конкретизации его исторического развития. Институт права народов на самоопределение состоит из нескольких этапов становления, развития и его практической реализации.
Корни принципа права народов на самоопределение уходят в период возникновения буржуазных революций в борьбе за утверждение основных прав и свобод человека, когда общественная мысль развитых европейских стран пришла к отрицанию понятия абсолютизма и попыталась теоретически сформировать понятие «суверенитет наций» через теорию естественного права [3, с. 1466—1470]. Ярким примером может послужить Великая французская революция, идеи которой были отражены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая единственная ставила своей целью ответственность государства перед народом.
Результатом национально-освободительных движений стало признание наций, населяющих
государство самостоятельными участниками и носителями государственной власти. В XVII— XIX вв. начали появляться убеждения, что нация или народ, проживающие на определенной территории государства, могут претендовать не только на признание за ними суверенитета, но и на возможность создания собственного государства, исходя из принципа «Каждой нации — государство». Более того, в середине XIX в. получают свое законодательное оформление такие процедуры, как «народное волеизъявление» относительно статуса территорий, т.е. ярко выраженные стремления отдельных народностей и наций, населяющих территорию, к обретению независимости либо к присоединению к крупному государственному образованию (присоединение Ниццы и Савойи к Франции в 1860 г.). Начиная с середины XIX в. начинается новый этап становления данного института. Распространение принципа права народов на самоопределение приобретает все большее значение как в теории, так и в практике и одновременно стано-
2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
71
вится острой международно-правовой проблемой. «Право народов на самоопределение» как понятийная категория впервые прозвучала в международно-правовой литературе в 70-е годы XIX в. и впервые официально была использована на Берлинском конгрессе 1878 г. [5, с. 9—19].
В 1914 г. американским политологом и историком Вудро Вильсоном была разработана программа послевоенного устройства, изложенная в 14 пунктах, которая основана на трех основных идеях самоопределения:
1) право народа быть свободным от иностранного влияния;
2) право народа избирать собственную форму государственного устройства;
3) продолжительное согласие управляемого с данной формой демократического управления.
Как известно, весомый вклад в развитие и нормативное закрепление права народов на самоопределение внесли большевики с последовавшими решениями. В Декларации прав народов России от 15 ноября 1917 г. были провозглашены четыре основных принципа национальной политики [2]:
1) равенство и суверенность народов России;
2) право народов России на свободное самоопределение вплоть до образования собственного суверенного государства;
3) отмена всех существующих привилегий и ограничений;
4) свободное развитие национальных меньшинств и иных этнографических групп [6, с. 352].
В итоге в соответствии с Декларацией на территории бывшей Российской империи были образованы новые государства: Финляндия и Польша, а также были образованы и признаны новые автономные республики в составе РСФСР и иные национально-государственные образования в рамках РСФСР.
Подписание после окончания Первой мировой войны в 1919 г. в Париже Соглашения об образовании Лиги наций, международной организации, стоящей стражем мира во всем, является одним из первых результатов международного сообщества по конкретизации данного принципа. Представления о праве народов на самоопределение имели доминирующее положение в международном сознании и нашли отражение в Уставе Лиги наций. Одновременно новым вызовом становится право национальных меньшинств в контексте принципа права народов на самоопределение. В подтверждение вышесказанного можно привести ряд договоров, заключенных между государствами в рамках Лиги наций о защите прав национальных меньшинств: Малый Версальский трактат от 28 июня 1919 г., Румынией (1919), Венгрией (1920), Турцией (1920) и др.
В последующем отдельные вопросы права наций (народов) на самоопределение были закреплены в Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. [1]. В данном акте отмечается, что все народы всегда имеют право в условиях свободы определять свой внешний и внутренний политический статус и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, культурное, экономическое и социальное развитие.
Таким образом, право наций на самоопределение в процессе своего развития и формирования прошел путь от социально-политической идеи в эпоху буржуазно-демократических революций в Западной Европе до сформированного международно-правового принципа, закрепленного в Уставе ООН и в других международных соглашениях и конвенциях. Исторически право народов на самоопределение должно было породить борьбу с колониализмом и его последствиями, и в этом плане оно оказалось действенным. Значение принципа самоопределения на сегодняшний день определяется правом народа проводить собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику и определять политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. На сегодняшний день в условиях глобализации и тенденций к сепаратизму со стороны национальных меньшинств международное сообщество находится в кризисном состоянии, поскольку невозможно определить и выработать единый подход. В настоящее время институт права народов на самоопределение подошел к очередному этапу своего развития и переосмысления данного принципа, особенно в части возникновения противоречия с другим общепризнанным принципом — принципом территориальной целостности государства.
Список литературы
1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // СПС «Консультант Плюс».
2. Декларация прав народов России 1917 г. (принята Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 г.) // СПС «Консультант Плюс».
3. Алиев РА. Зарождение идеи национального суверенитета // Право и политика. 2018. № 9 (153). С. 1466—1470.
4. Ваттель Э. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенитета. М., 1960.
5. Хабриева Т.Я. Право народов на самоопределение: современная постановка вопроса // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4. С. 9—19.
6. Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917—1922). 2-е изд., репр. М., 2003.
72
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 3