Научная статья на тему 'Международная защита языковых прав меньшинств в XIX - первой половине XX в'

Международная защита языковых прав меньшинств в XIX - первой половине XX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ЛИГА НАЦИЙ / ЯЗЫКОВЫЕ МЕНЬШИНСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЯЗЫК МЕНЬШИНСТВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ / МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ / ДОГОВОРЫ О МЕНЬШИНСТВАХ / LANGUAGE POLICY / LEAGUE OF NATIONS / LINGUISTIC MINORITIES / NATIONAL MINORITIES / MINORITY LANGUAGE / REGIONAL LANGUAGES / PEACE TREATIES / MINORITY TREATIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиуллина Иляна Фаритовна

В статье рассматриваются нормативно-правовые усилия государств в обеспечении защиты прав национальных меньшинств. Основное внимание уделяется роли Лиги Наций и заключенных под ее эгидой договоров о меньшинствах с Польшей (1919 г.), Чехословакией (1919 г.), Сербо-хорвато-словенским государством (1919 г.), Румынией (1919 г.) и Грецией (1920 г.), а также мирных договоров, составляющих основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе в 1919-1922 гг. (Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г., Сен-Жерменский мирный договор 1919 г., Нейиский мирный договор 1919 г., Трианонский мирный договор 1920 г., Севрский мирный договор 1920 г.). Оценивается вклад Постоянной палаты международного правосудия в обеспечение защиты прав меньшинств (дело о правах меньшинств в Верхней Силезии, дело о школах для меньшинств в Албании, дело о выселении немецких меньшинств в Польше).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PROTECTION OF THE LANGUAGE RIGHTS OF MINORITIES IN THE 19TH - THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY

The article discusses regulatory efforts of states to protect the rights of national minorities. The focus is on the role of the League of Nations and the treaties on minorities concluded with Poland (1919), Czechoslovakia (1919), the Serbo-Croat-Slovenian state (1919), Romania (1919) and Greece (1920), as well as the peace treaties that formed the basis of the Versailles-Washington system of international relations in Europe in 19191922 (the 1919 Peace Treaty between the Allied and United Powers and Germany, the 1919 Saint-Germain Peace Treaty, the 1919 Neisk Peace Treaty, the 1920 Trianon Peace Treaty, the 1920 Sevres Peace Treaty). The contribution of the Permanent Court of International Justice to the protection of minority rights is noted (the case of minority rights in Upper Silesia, the case of minority schools in Albania, the case of eviction of German minorities in Poland).

Текст научной работы на тему «Международная защита языковых прав меньшинств в XIX - первой половине XX в»

DOI: 10.34076/2219-6838-2019-5-22-28

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ МЕНЬШИНСТВ В XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Валиуллина Иляна Фаритовна

Аспирант кафедры международного и европейского права

Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург),

e-mail: elyana-valiulina@mail.ru

В статье рассматриваются нормативно-правовые усилия государств в обеспечении защиты прав национальных меньшинств. Основное внимание уделяется роли Лиги Наций и заключенных под ее эгидой договоров о меньшинствах с Польшей (1919 г.), Чехословакией (1919 г.), Сербо-хорвато-словенским государством (1919 г.), Румынией (1919 г.) и Гоецией (1920 г.), а также мирных договоров, составляющих основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе в 1919-1922 гг. (Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г., Сен-Жерменский мирный договор 1919 г., Нейиский мирный договор 1919 г., Трианонский мирный договор 1920 г., Севрский мирный договор 1920 г.). Оценивается вклад Постоянной палаты международного правосудия в обеспечение защиты прав меньшинств (дело о правах меньшинств в Верхней Силезии, дело о школах для меньшинств в Албании, дело о выселении немецких меньшинств в Польше).

Ключевые слова: языковая политика, Лига Наций, языковые меньшинства, национальные меньшинства, язык меньшинств, региональные языки, мирные договоры, договоры о меньшинствах

iNTERNATiONAL PROTECTiON OF THE LANGUAGE RiGHTS OF MiNORiTiES iN THE 19th - THE FiRST HALF OF THE 20th CENTURY

Valiullina ilyana

Post-graduate student, Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: elyana-valiulina@mail.ru

The article discusses regulatory efforts of states to protect the rights of national minorities. The focus is on the role of the League of Nations and the treaties on minorities concluded with Poland (1919), Czechoslovakia (1919), the Serbo-Croat-Slovenian state (1919), Romania (1919) and Greece (1920), as well as the peace treaties that formed the basis of the Versailles-Washington system of international relations in Europe in 19191922 (the 1919 Peace Treaty between the Allied and United Powers and Germany, the 1919 Saint-Germain Peace Treaty, the 1919 Neisk Peace Treaty, the 1920 Trianon Peace Treaty, the 1920 Sevres Peace Treaty). The contribution of the Permanent Court of International Justice to the protection of minority rights is noted (the case of minority rights in Upper Silesia, the case of minority schools in Albania, the case of eviction of German minorities in Poland).

Key words: language policy, League of Nations, linguistic minorities, national minorities, minority language, regional languages, peace treaties, minority treaties

Впервые о защите языковых прав меньшинств заговорили на конгрессах XIX в. Целью Венского конгресса, проходившего с сентября 1814 г. по июнь 1815 г., было восстановление мира после наполеоновских войн. Страны-участники потребовали, чтобы вновь созданные Объединенные Нидерланды уважали свободу вероисповедания и гарантировали равенство прав всех граждан.

Аналогичные положения были включены в иные международные документы. Например, в ст. 1 Заключительного акта Венского конгресса провозглашалось право поляков как российских подданных иметь народных представителей и создавать наци-

онально-государственные учреждения. Как полагает М. В. Вишняк, в обозначенном контексте национальным меньшинствам предоставлялось право на защиту самобытности1. Российская империя сыграла большую роль в решении польского вопроса. Император Александр I выступал с наиболее благоприятными для поляков проектами и в результате добился создания на части территории Княжества Варшавского государства, получившего польское имя и ставшего автономной частью Российской империи с собственным двухпалатным сеймом, с польской администрацией и национальной армией, с государственным польским языком2.

В Сан-Стефанском мирном договоре 1878 г. содержатся положения, касающиеся защиты национальных меньшинств. В соответствии с данным договором русско-турецкая комиссия должна была учитывать «начала народности большинства пограничных жителей». Румынским подданным гарантировались все права, которыми обладали подданные других европейских держав (ст. 5). Что касается болгарского населения, перемешанного с турецким, греческим, валашским (куце-влахи) или другими народами, то при разработке органического устава должное внимание уделялось их правам и потребностям (ст. 7).

Результатами второго Берлинского конгресса 1878 г. стали: подтверждение права наций на самоопределение, предоставление независимости Болгарии, Сербии, Черногории, Румынии, пересмотр положений Сан-Стефанского договора. Как писал американский правовед Х. Ханнум, с конца XIX в. право наций на самоопределение сочетало в себе, с одной стороны, понятия «нация», «язык», «культура», с другой -«государственность»3.

В конце Первой мировой войны государства приступили к созданию первой международной организации по поддержанию мира и безопасности. 10 января 1919 г. была создана Лига Наций. В послевоенный период произошли значительные территориальные изменения: создавались новые государства, например Чехословакия, воссоздавались ранее существовавшие, например Польша. Люди, которые составляли большинство населения одного государства, теперь оказались меньшинством в другом государстве (например, венгры в Чехословакии и Румынии, немцы в Западной Польше). На Парижской мирной конференции 1919 г. главные союзные и ассоциированные державы потребовали, чтобы каждая из стран Восточной Европы подписала договор о меньшинствах. По итогам конференции был создан Комитет по новым государствам и защите меньшинств4 и началась подготовка текстов мирных договоров с Германией, Австрией, Болгарией и Османской Империей.

Первый договор о меньшинствах был заключен с Польшей 28 июня 1919 г. Он стал образцом для остальных стран. Статья 2 Договора о меньшинствах между основными союзными и ассоциированными державами и Польшей гарантировала равную свободу и защиту для всех независимо от национальности, языка, расы, религии. Договором запрещались ограничения на свободное использование любым польским гражданином какого-либо языка в личных сношениях, торговле, религии, прессе или публикациях любого рода либо на публичных собраниях. Независимо от установления правительством Польши какого-либо официального языка, польским гражданам, которые не владели польским языком, предоставлялись надлежащие возможности для использования своего языка в устной или письменной формах в суде (ст. 7). Национальным меньшинствам были предоставлены: право использовать в школах любой язык по своему усмотрению (ст. 8), право на создание государственных школ для языковых меньшинств, когда демография района оправдывала создание таких школ (ст. 9). Гарантом договора выступала Лига Наций, решение Лиги имело обязательную силу для польского правительства (ст. 13). Любое меньшинство могло подать жалобу в Лигу Наций.

1 Вишняк М. В. Право меньшинств. Париж, 1926. С. 15.

2 Филатова Н. М. Польский политический либерализм в 1815-1820 гг. // Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы (конец XVIII - 70-е годы XIX в.) / отв. ред. С. М. Фалькович. М., 1995. С. 51; Внешняя политика России XIX и начала XX века: документы Рос. м-ва иностр. дел. М., 1972. Т. 8. С. 145-147.

3 Hannum H. Autonomy, sovereignty, and self-determination: the accommodation of conflicting rights. Philadelphia, 1994. P. 46.

4 Janowsky O. I. The Jews and minority rights (1898-1919). N. Y., 1933. P. 342.

Австрия, Чехословакия, Югославия, Греция, Румыния, Болгария, Венгрия и Турция подписали аналогичные договоры в течение последующих четырех лет.

Э. Чазар выделяет следующие категории заключенных в рамках Лиги Наций договоров, которые содержали положения, касающиеся меньшинств:

1) специальные договоры о меньшинствах, подписанные на мирной конференции в Париже (договоры с Польшей 1919 г., Чехословакией 1919 г., Сербо-хорвато-словенским государством 1919 г., Румынией 1919 г., Грецией 1920 г.);

2) общие договоры о мире, которые содержат отдельные главы, посвященные вопросу меньшинств (договоры с Германией 1919 г., Австрией 1919 г., Болгарией 1919 г., Венгрией 1920 г., Османской империей 1920 г.);

3) иные договоры, которые содержат главы, посвященные вопросу меньшинств (Польско-Данцигская конвенция 1920 г., Германо-польская конвенция о Верхней Си-лезии 1922 г., Конвенция о Мемеле 1924 г.);

4) декларации, провозглашенные на Совете Лиги Наций Албанией в 1921 г., Финляндией (о меньшинствах на Аландских островах) в 1921 г., Литвой в 1922 г., Латвией в 1923 г., Эстонией в 1923 г. и Ираком в 1932 г.1

Говоря о положительных сторонах специальных договоров о меньшинствах, можно отметить, что, во-первых, обязательства государств Восточной Европы в отношении прав национальных меньшинств, в том числе языковых, имели преимущественный характер перед нормами любых национальных нормативных правовых актов2 (что закреплено, например, в ст. 1 Договора о меньшинствах с Польшей). Во-вторых, Лига Наций выступала гарантом выполнения условий договора о меньшинствах и ее решения были обязательными (например, ст. 13 Договора о меньшинствах с Польшей). В-третьих, юрисдикция Лиги Наций была общей для всех договоров о меньшинствах (например, ст. 12 Договора о меньшинствах с Польшей). В-четвертых, в договорах нашло отражение равноправие меньшинств в вопросе национальной культуры (например, ст. 7-8, 20 Договора о меньшинствах с Польшей).

Стоит обратить внимание и на отрицательные стороны указанных договоров. Во-первых, в них использовались неясные формулировки. Например, в соответствии со ст. 7 Договора о меньшинствах с Польшей польским гражданам, не владеющим польским языком, предоставлялись надлежащие возможности для использования своего языка в устной или письменной форме в судах. Что подразумевалось под надлежащими возможностями? Вправе ли были меньшинства выступать на своем языке или требовать переводчика в случае невладения официальным языком? Во-вторых, под меньшинством понимались конкретные индивиды, а не группа лиц (ст. 8 Договора о меньшинствах с Польшей). Как отмечал С. Ф. Кечекьян, существовали отдельно взятый индивид, его права и интересы, связанные с его особым национальным происхождением, языком или религией3. В-третьих, отсутствовали критерии принадлежности лица к определенному языковому, национальному меньшинству. В статьях договоров о меньшинствах идет речь о всех жителях стран Восточной Европы, в том числе собственных гражданах, гражданах Венгрии, Германии, Австрии, а также гражданах, относящихся к расовым, религиозным и языковым меньшинствам.

Общие договоры о мире составляли основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе в 1919-1922 гг. К ним относятся договоры между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г., с Австрией (Сен-Жерменский мирный договор 1919 г.), Болгарией (Нейиский мирный договор 1919 г.), Венгрией (Трианонский мирный договор 1920 г.), Османской империей (Севрский мирный договор 1920 г.).

Анализ данных договоров позволил выделить следующие основные положения, касающиеся прав меньшинств:

1) обязательство государств включить в договор с главными союзными и объединившимися державами положения для защиты интересов жителей, отличающихся от большинства населения по расе, языку, религии (ст. 46 Нейиского мирного договора,

1 Chaszar E. The international problem of national minorities. Toronto, 1999. P. 57-58.

2 Абашидзе А. Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996. С. 45.

3 Кечекьян С. Ф. Международно-правовая защита национальных меньшинств. Баку, 1929. С. 40.

ст. 51, 57, 60 Сен-Жерменского мирного договора, ст. 44, 47 Трианонского мирного договора, ст. 86, 93 Севрского мирного договора и Мирного договора между союзными и объединившимися державами и Германией);

2) обязательство обеспечить полную и всестороннюю защиту жизни и свободы всех жителей без различия по признакам рождения, национальности, языка, расы или религии (ст. 50 Нейиского мирного договора, ст. 63 Сен-Жерменского мирного договора, ст. 55 Трианонского мирного договора, ст. 141 Севрского мирного договора);

3) отсутствие ограничений на свободное использование любым гражданином любого языка (в личных сношениях, торговле, религии, прессе или публикациях любого рода или на публичных собраниях), а также предоставление гражданам, не владеющим официальным языком, надлежащей возможности для использования родного языка в устной и письменной формах в судах (ст. 53 Нейиского мирного договора, ст. 66 Сен-Жерменского мирного договора, ст. 58 Трианонского мирного договора, ст. 145 Севрского мирного договора);

4) предоставление гражданам, которые принадлежат к расовым, религиозным или языковым меньшинствам, такого же режима и гарантий, как и другим гражданам (в частности, права на создание, управление благотворительными, религиозными и социальными учреждениями, школами и другими учебными заведениями с правом свободного использования родного языка) (ст. 54 Нейиского мирного договора, ст. 67 Сен-Жерменского мирного договора, ст. 58 Трианонского мирного договора, ст. 147 Севрского мирного договора);

5) предоставление меньшинствам справедливой доли в использовании сумм, выделенных из государственных средств в рамках государственного, муниципального или других бюджетов, на образовательные, религиозные или благотворительные цели в городах и районах, где значительная доля граждан принадлежит к расовым, религиозным или языковым меньшинствам; обеспечение в рамках государственной системы образования надлежащих средств для того, чтобы в начальных школах обучение детей велось на их родном языке (ст. 55 Нейиского мирного договора, ст. 68 Сен-Жерменского мирного договора, ст. 59 Трианонского мирного договора, ст. 147 Севрского мирного договора).

Дополнил и детализировал Версальский порядок Рижский мирный договор 1921 г. В соответствии с п. 1 ст. 7 договора Польша обязывалась предоставлять лицам русской, украинской и белорусской национальностей, находящимся в Польше, все права, обеспечивающие свободное развитие языка на основе равноправия национальностей. Лица русской, украинской и белорусской национальностей в Польше имели право культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и создавать с этой целью общества и союзы. Этими же правами в пределах внутреннего законодательства могли пользоваться лица польской национальности, находящиеся в РСФСР, УССР, БССР.

Документом, зафиксировавшим права меньшинств, является и Лозаннский мирный договор 1923 г. между Турцией и союзниками. В данном договоре содержатся положения, направленные на защиту немусульманских меньшинств, аналогичные положениям мирных договоров Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, но имеющие цель восстановить мир между Британской империей, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией и Сербско-хорватско-словенским государством и Турцией.

Защите меньшинств посвящен разд. 3 данного договора (ст. 37-45). В соответствии со ст. 40 меньшинствам гарантировались следующие права: право на свободное использование собственного языка, право на создание за свой счет благотворительных, религиозных или социальных учреждений, школ и других учебных и образовательных учреждений и руководство ими. Правительство Турции обязывалось предоставлять надлежащие средства для того, чтобы в начальных школах для детей немусульманских граждан и турецких граждан, принадлежащих к немусульманским меньшинствам, обучение велось на их родном языке.

Важную роль в защите языковых прав меньшинств сыграла Постоянная палата международного правосудия. В данную палату Советом Лиги Наций было передано несколько дел, касающихся защиты языковых прав меньшинств, для вынесения консультативных заключений.

В деле по правам меньшинств в Верхней Силезии немецкие общины хотели получить право на создание школ. В 1923-1924 гг. они направили свои петиции в Лигу Наций. В соответствии со ст. 147 и 148 Германско-польской конвенции о Верхней Силезии 1922 г. Совет обязывался рассматривать как индивидуальные, так и коллективные петиции. Сначала петиции должны были подаваться в Управление по делам меньшинств и президенту смешанных комиссий Верхней Силезии. Кроме того, такая петиция не могла быть предметом проверки, давления или каких-либо препятствий со стороны властей. Польское правительство было обеспокоено количеством польских семей, которые хотели отдать своих детей в немецкие школы, и ввело новые правила для тех, кто мог посещать подобные школы. Поводом для обращения в Лигу Наций стало отклонение Польским правительством 7114 петиций. Представитель Лиги Наций распорядился о том, чтобы 6512 учащихся были приняты в немецкие школы, но Польское правительство отказалось выполнить это распоряжение, что вызвало поток апелляций с обеих сторон1. В консультативном заключении по правам меньшинств в Верхней Силезии Постоянная палата международного правосудия признала право каждого гражданина свободно заявлять о своей принадлежности к расовому, языковому или религиозному меньшинству в соответствии со своей совестью и своей личной ответственностью и выбирать язык ребенка, за образование которого он несет юридическую ответственность2.

В консультативном заключении по делу о школах для меньшинств в Албании Постоянная палата международного правосудия сослалась на Албанскую декларацию 1921 г., ст. 5 которой предусматривает, что «албанские граждане, принадлежащие к расовым, религиозным или языковым меньшинствам, будут пользоваться таким же режимом и гарантиями, как и другие албанские граждане. В частности, они имеют равное право создавать, управлять благотворительными, религиозными и социальными учреждениями, школами и другими учебными заведениями за свой счет, а также использовать собственный язык и следовать собственным религиозным убеждениям». На примере школы меньшинств в Албании Постоянная палата международного правосудия отметила, что идея, лежащая в основе договоров о защите меньшинств, заключается в том, чтобы обеспечить национальным меньшинствам возможность мирного проживания вместе с основным населением государства, в то же время сохраняя их особенности и обеспечивая вытекающие из этого особые потребности.

Еще один важный вывод, сделанный Постоянной палатой международного правосудия в отношении прав меньшинств на сохранение своей самобытности, заключается в признании за государством обязательства разрешать меньшинствам создавать и содержать собственные учебные заведения3. Очевидно, что при отсутствии такого права способность меньшинств передавать из поколения в поколение свой язык, культуру и религию могла быть серьезно ограничена.

В другом деле Германия обратилась в Постоянную палату в связи с изгнанием немецких поселенцев из их владений после передачи Польше территорий, ранее захваченных Германией. 10 сентября 1923 г. Постоянная палата международного правосудия единогласно вынесла консультативное заключение, в котором указала, что «обжалуемые меры представляют собой фактическое аннулирование законных прав, которыми обладают фермеры в соответствии с их контрактами и, будучи фактически направленными против меньшинств и подвергая их дискриминационному обращению, которому не подвергаются другие граждане, имеющие договоры купли-продажи или аренды, являются нарушением обязательств Польши по Договору о меньшинствах»4.

1 Kibbee D. A. Minority language rights: historical and comparative perspectives // Intercultural Human Rights Law Review. 2008. Vol. 3. URL: https://www.stu.edu/portals/law/docs/human-rights/ihrlr/volumes/3/79-136-dougla-sakibbee-minoritylanguagerightshistoricalandcomparativeperspectivesindigenousandminoritylanguagesunder-siegefindinganswerstoaglobalthreat-eighthtribalsovereigntysyiriposi.pdf.

2 Rights of minorities in Upper Silesia (Minority Schools), PCIJ Series A (1928), No. 15, 46. URL: http://Www.world-courts.com/pcij/eng/decisions/1928.04.26_upper_silesia.htm.

3 Minority Schools in Albania, PCIJ Series A/B (1935), No. 64, 22. URL: http://www.worldcourts.com/pcij/eng/deci-sions/1935.04.06_albania.htm.

4 German Settlers in Poland, PCIJ Series B (1923), No. 6. URL: https://www.icj-cij.org/files/permanent-court-of-international-justice/serie_B/B_06/Colons_allemands_en_Pologne_Avis_consultatif.pdf.

Лига Наций приняла решение в пользу немецких меньшинств, но не смогла остановить их изгнание.

Д. Забери полагает, что вклад Постоянной палаты международного правосудия в дело защиты прав меньшинств многогранен и выводы данного органа охватывают как процедурные, так и материально-правовые вопросы. Объясняя цели и задачи договоров о меньшинствах, Постоянная палата международного правосудия подчеркивала тесную связь между этими договорами и сохранением мира. С институциональной точки зрения Постоянная палата международного правосудия поддержала толкование договоров о меньшинствах, в соответствии с которым признается право Совета Лиги Наций рассматривать и толковать законы или договоры, которыми нарушаются права меньшинств, для того, чтобы обеспечивать эффективную международную защиту соответствующего меньшинства1.

С 1930 по 1932 г. Лига Наций получила 305 петиций от меньшинств, из которых только 153 были приняты2. Эти петиции, в частности, касались следующих вопросов: запрет или ограничение деятельности частных школ, использование исторических учебников с предвзятым изложением фактов в отношении меньшинств, ограничения в отношении языков меньшинств.

Цель защиты прав меньшинств не удалось достигнуть ни с помощью специального регулирования, ни с помощью международных механизмов посредничества или арбитража3. Вскоре международное заступничество начало восприниматься как несовместимое с национальным суверенитетом соответствующих государств. В 1933 г. Германия покинула Лигу Наций, год спустя Польша в одностороннем порядке заявила о выходе из организации. Неспособность Лиги Наций создать эффективную систему защиты прав меньшинств отражала экономические, социальные и политические проблемы межгосударственных отношений, которые привели ко Второй мировой войне.

Список литературы

Абашидзе А. Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

Вишняк М. В. Право меньшинств. Париж, 1926.

Внешняя политика России XIX и начала XX века: документы Рос. м-ва иностр. дел. М., 1972. Т. 8.

Кечекьян С. Ф. Международно-правовая защита национальных меньшинств. Баку, 1929.

Филатова Н. М. Польский политический либерализм в 1815-1820 гг. // Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы (конец XVIII - 70-е годы XIX в.) / отв. ред. С. М. Фалькович. М., 1995.

Chaszar E. The international problem of national minorities. Toronto, 1999.

Hannum H. Autonomy, sovereignty, and self-determination: the accommodation of conflicting rights. Philadelphia, 1994.

Janowsky O. I. The Jews and minority rights (1898-1919). N. Y., 1933.

Kibbee D. A. Minority language rights: historical and comparative perspectives // Intercultural Human Rights Law Review. 2008. Vol. 3. URL: https://www.stu.edu/portals/law/docs/human-rights/ihrlr/ volumes/3/79-136-douglasakibbee-minoritylanguagerightshistoricalandcomparativeperspectivesin-digenousandminoritylanguagesundersiegefindinganswerstoaglobalthreat-eighthtribalsovereignty-symposi.pdf.

Thornberry P. Is there a phoenix in the ashes? International law and minority rights // Texas International Law Journal. 1980. Vol. 15.

Vijapur A. P. International protection of minority rights // International Studies. 2006. Vol. 43. Iss. 4. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.861.3970&rep=rep1&type=pdf.

Zyberi G. The International Court of Justice and the Rights of Peoples and Minorities // The Development of International Law by the International Court of Justice. Oxford, 2013. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/301093498_The_International_Court_of_Justice_and_the_Rights_of_Peo-ples_and_Minorities.

1 Zyberi G. The International Court of Justice and the Rights of Peoples and Minorities // The Development of International Law by the International Court of Justice. Oxford, 2013. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/301093498_The_International_Court_of_Justice_and_the_Rights_of_Peoples_and_Minorities.

2 Vijapur A. P. International protection of minority rights // International Studies. 2006. Vol. 43. Iss. 4. URL: http:// citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.861.3970&rep=rep1&type=pdf.

3 Thornberry P. Is there a phoenix in the ashes? International law and minority rights // Texas International Law Journal. 1980. Vol. 15. P. 434-436.

5/2019

References

Abashidze A. Kh. Zashchita prav men'shinstv po mezhdunarodnomu i vnutrigosudarstvennomu pra-vu. M., 1996.

Chaszar E. The international problem of national minorities. Toronto, 1999.

Filatova N. M. Pol'skii politicheskii liberalizm v 1815-1820 gg. // Iz istorii obshchestvennoi mysli naro-dov Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy (konets XVIII - 70-e gody XIX v.) / otv. red. S. M. Fal'kovich. M., 1995.

Hannum H. Autonomy, sovereignty, and self-determination: the accommodation of conflicting rights. Philadelphia, 1994.

Janowsky O. I. The Jews and minority rights (1898-1919). N. Y., 1933.

Kechek'yan S. F. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita natsional'nykh men'shinstv. Baku, 1929.

Kibbee D. A. Minority language rights: historical and comparative perspectives // Intercultural Human Rights Law Review. 2008. Vol. 3. URL: https://www.stu.edu/portals/law/docs/human-rights/ihrlr/ volumes/3/79-136-douglasakibbee-minoritylanguagerightshistoricalandcomparativeperspectivesin-digenousandminoritylanguagesundersiegefindinganswerstoaglobalthreat-eighthtribalsovereignty-symposi.pdf.

Thornberry P. Is there a phoenix in the ashes? International law and minority rights // Texas International Law Journal. 1980. Vol. 15.

Vijapur A. P. International protection of minority rights // International Studies. 2006. Vol. 43. Iss. 4. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.861.3970&rep=rep1&type=pdf.

Vishnyak M. V. Pravo men'shinstv. Parizh, 1926.

Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala XX veka: dokumenty Ros. m-va inostr. del. M., 1972. T. 8.

Zyberi G. The International Court of Justice and the Rights of Peoples and Minorities // The Development of International Law by the International Court of Justice. Oxford, 2013. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/301093498_The_International_Court_of_Justice_and_the_Rights_of_Peo-ples_and_Minorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.