Научная статья на тему 'Становление и развитие газетной рекламы в Тульской губернии XIX - начала XX в'

Становление и развитие газетной рекламы в Тульской губернии XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
944
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНАЯ РЕКЛАМА / ГУБЕРНСКАЯ ПЕРИОДИКА / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ XIX НАЧАЛА XX В / THE TULA IN XIX-XX CC. NEWSPAPER / NEWSPAPER ADVERTISEMENT / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шелкоплясова Н. И.

В статье рассматривается становление и развитие газетной рекламы в Тульской губернии XIX начала XX в. Исследуются материалы фондов Государственного архива Тульской области, анализируются объявления в газетах Тульский листок объявлений, Тульская молва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS AND DEVELOPMENT TULA S REGION IN XIX AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The article deals with the process of newspaper advertising development in Tula region in XIX -and the beginning of XX centuries. State Tula s archives tunds are being studied, advertisements in newspapers The Tula Advertisement List, The Tula Molva are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие газетной рекламы в Тульской губернии XIX - начала XX в»

Н.И. ШЕЛКОПЛЯСОВА, соискатель кафедры истории России ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н.Толстого Тел.: 8 9605999637; [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАЗЕТНОЙ РЕКЛАМЫ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX -

НАЧАЛА XX в.

В статье рассматривается становление и развитие газетной рекламы в Тульской губернии XIX - начала XX в. Исследуются материалы фондов Государственного архива Тульской области, анализируются объявления в газетах «Тульский листок объявлений», «Тульская молва».

Ключевые слова: газетная реклама, губернская периодика, Тульская губерния XIX - начала XX в.

Газетная реклама в российских регионах появляется во второй половине XIX века. Только тогда сложились условия для ее возникновения как следствие общего экономического развития.

Российская печать возникла как сословная, ее задача на первых порах сводилась к облегчению управления огромной территорией империи. С конца 30-х до начала 40-х годов на местах издавались только официальные «Губернские ведомости». Газета появилась в 1830 г. и выходила в шести губерниях: Астраханской, Казанской, Киевской, Нижегородской, Слободско-Украинской, Ярославской. С 1838 года газета выходила уже в 42 губерниях, в том числе и в Тульской губернии, а затем практически повсеместно [19, с. 31].

Газетная реклама являлась составной частью издания. Характер рекламы определялся направлением газеты, читательской аудиторией, ценой публикации, периодичностью, общим состоянием рынка в целом и газетного в частности.

Первые рекламные объявления были адресованы администрации губерний, аристократии. Стоимость их размещения указывалась на первой странице. «За помещение объявлений до 15 строк шрифтом цицеро взимается 1 руб. 50 коп. Если же объявление будет заключать в себя более 15 строк, то берется по 10 коп. с строки. Плата за украшение рамками и цветным шрифтом по условию», - сообщалось на первой странице «Тульских губернских ведомостей» [1].

Конец XIX - начало XX века - период бурного развития капитализма в России. «Рост промышленности, городов, развитие средств транспорта и связи способствовало появлению нового массового читателя, что сделало газету как издание, несущее наиболее оперативную информацию, необходимой развивающемуся капитализму» [15, с. 29]. Столичные издатели расширяют читательскую аудиторию за счет провинции. Кроме того, в 80-е годы стали появляться местные общественно-политические и торговые газеты.

Тульские газеты второй половины XIX - начала XX века прошли тот же путь развития, что и периодика других губерний. В ГАТО хранятся материалы, свидетельствующие о попытке издания в Тульской губернии «Тульско-Калужской газеты». Планировалось, что «газета будет заниматься преимущественно местными вопросами и, не вдаваясь в отвлеченности и обобщения, постарается служить органом местных

© Н.И. Шелкоплясова

нужд и потребностей». Издавать газету собирались магистрант фармацеи Александр Николаевич Крокос, проживавший в Туле на Киевской улице и занимавшийся торговлей аптекарскими товарами, неслужилый дворянин Людвиг-Франц Адольфович Юшкевич, старший ревизор Тульской Контрольной Палаты коллежский секретарь Захарий Михайлович Кобылинский. Но, к сожалению, по-литическо-литературная газета под названием «Тульско-Калужская газета», кроме данных архивных материалов, больше нигде не упоминается [2, с. 2].

Издание рекламного характера - газета «Тульский листок объявлений» - начало выходить в Туле с 1893 г. Газета содержала объявления о подписке на газеты и журналы, о репертуаре театров и кинотеатров, рекламу товаров и магазинов. Например, «Тульский листок объявлений» за 1900 год, 11 октября (№ 50) сообщал: «получена партия красного и белого вина «Карменет», «Совиньон» 1 руб. 10 коп. четверть и 30 коп. бутылка. А также имеются в продаже Палестинские вина. Магазин Д.М. Победоносцева и К0», «вестфальские ветчины, сыры: швейцарский, финляндский, кавказский, русский, а также гастрономические товары. Магазин Д.М. Победоносцева» [3].

В настоящее время сохранились далеко не все экземпляры данного издания. В ГАТО имеются отдельные номера газеты за 1900, 1908, 1909, 1910 гг.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом изменила систему СМИ в России. Она взорвала информационное пространство страны, открыла шлюзы усиленному развитию рынка рекламы. 1908-1913 гг. - самый блестящий период для российской прессы. В 1908 году в стране выходило 2028 названий, в 1909-м - 2543, в 1913-м - почти 3 тыс. названий. Многообразен их спектр, от общественно-политических газет до женских и детских изданий.

В Туле с 1906 по 1917 г. выпускались: «Тульская газета», «Тульская жизнь», «Тульская заря», «Тульская молва», «Тульская сельская газета», «Тульские новости», «Тульские отклики», «Тульский вестник», «Тульский день», «Тульский листок объявлений», «Тульский справочный листок», «Тульский телеграф», «Тульское утро» [16, с. 399].

Между появившимися изданиями шла острая борьба, многие газеты прекратили своё существование. «Тульская молва» выстояла, т.к. научилась удерживать интерес провинциальных читателей и

своевременно пресекать попытки появления конкурирующей периодики. Газета выходила ежедневно с 15 октября 1906 по 1917 год. Редакция и контора размещались в Туле, на Киевской улице, в доме Платоновых. Не претендуя на публикацию официальных материалов, газета сосредоточилась на интересах туляков. На страницах «Молвы» можно было найти информацию о мировых и российских событиях, об общественной и культурной жизни Тулы. Часто это сводилось лишь к небольшой заметке о состоявшемся дворянском или купеческом собрании. Большая же часть газеты, особенно первые страницы, была отдана рекламе.

Даже в 1914-1917 гг. военные сводки размещались «внутри» газеты. На первой же странице война упоминалась только в рекламном контексте. Плата за объявления составляла для иногородних впереди текста 20 коп. за строку петита, позади теста - 10 коп., для местных и для объявлений из Тульской, Калужской и Орловской губерний впереди текста - 10 коп. за строку петита, позади текста - 5 коп., сторонние сообщения среди текста -50 коп. за строку петита.

Плата за абонентские объявления устанавливалась по особому соглашению. Объявления от лиц, фирм, учреждений других губерний, кроме Тульской, Калужской, Орловской, принимались исключительно в центральной конторе объявлений Торгового Дома Метель и К0 по адресу: Москва, Мясницкая, дом Сытова и в его отделениях в Петербурге (Морская, 11), Варшаве (Краковское предместье, 53) и Париже (Площадь Биржи, 8).

Эпоха влияла на содержание, форму и восприятие рекламы. Постепенно на страницах прессы растет объем экономической информации, рассматриваются финансовые вопросы, деятельность акционерных обществ, монополий. Следствием успешного развития финансовой системы в Туле стало появление банков. Они стремились закрепиться именно в центре города. На улице Киевской находились Государственный банк, отделения Московского Учетного банка, Московского Международного банка, Соединенного банка, Международного Торгового банка.

Капитал нуждался в рекламе, в сообщениях о своих финансовых оборотах. Как правило, это были балансы - «счет прибылей и убытков».

Активно рекламировались страховые организации и в Тульской губернии. «Высочайшее утвержденное в 1870 г. Варшавское Страховое от огня

общество». «Страховое общество «Якорь». Основной, сполна оплаченный капитал руб. 2 500 000 кроме резервных фондов. Агентства общества в Туле принимают: страхование строений, фабрик, заводов, с/х усадеб и другого недвижимого и движимого имущества от всех убытков, могущих произойти с застрахованным имуществом во время пожара, от действия огня или тушения его, а также и при спасении имущества. Страхование товаров, кладей, фактов при транспортировке их сухопутно или водою. Страхование жизни со льготами на случай неспособности к труду или с участием в прибылях или же без указанных льгот, без участия в прибылях за понижением премии. Правила, цены, письменные и словесные объяснения можно получить у Агента Петра Сергеевича Кочкина, к которому желающие страховать соблаговолят обращаться со своими предложениями. Агентство помещается: в г. Туле на Воронежской улице, д. Чернышева, близ цирка» [4].

1890-е гг. - начало XX в. - время активного развития рекламного бизнеса. К началу XX в. основные доходы газетам приносила уже не реализация тиража, а именно реклама. Привлечение объявлений становится важнейшей составляющей деятельности редакций. В изданиях вводятся должности ответственных за рекламу. Главным профессиональным требованием, предъявляемым к этим специалистам, была настойчивость. В газетах перестали пассивно ждать рекламодателя, его упорно искали, за него боролись. В руководстве по организации газетного дела редакциям давался совет «систематически следить за объявлениями в других изданиях, в особенности в конкурирующих» .

В XX в. наблюдаются изменения в организации торговли. В Туле открываются большие, прекрасно оформленные магазины, в которых предлагали широкий выбор самых изысканных продуктов. Являясь наиболее массовым для того времени средством информации, газеты посредством рекламы оказывали мощное воздействие на покупателей. Знакомство с рекламой в тульских газетах к XIX в. позволяет выяснить целый ряд вопросов, связанных с организацией и ведением торговли. Реклама в «Тульской молве» и «Тульском листке объявлений» знакомит с широким ассортиментом торговых заведений, их месторасположением, указывает владельцев.

«Виноторговля Влад. Петров. Орехова в Туле (бывшая Тов-ва братьев Тимофеевских). Магази-

ны: 1) Киевская ул., дом Ливенцевой, Посольская ул., дом Золотарева. Тел. № 25. Торговля Русскими и иностранными винами и водками, наливками и ликерами разных фирм. Особенно обращено внимание на кагор и портвейн».

«Рыбная торговля Потомственного Почетного Гражданина Константина Игнатьевича Платонова в Туле, Астрахани, Царицыне, Нижегородской ярмарке. Т. № 244».

«Магазин Т.Д. Кричининой. Тула, Киевская ул., д. Грибановой. Ярославское полотно, одеяла, скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки. Готовое белье, муж., дамское, детское, чулки, носки и перчатки».

«Оптово-розничный магазин Мурзиных. Тула. Киевская ул. Скобяные, медные, железные и чугунные товары. Самовары разных фабрик. Большой выбор коньков фабрики Энгельс».

«Алекс. Ник. Ратманов. Тула. Суворовская ул. Собств. дом. Оптовая торговля скобяных, медных и железных товаров, дверных, оконных, печных приборов, подков сапожных и самоваров».

«Торговля скобяными и медными товарами, английским, французским, немецким инструментами Ивана Николаевича Пузакова в Туле. В ярмарках: Нижегородской (против флагов) и Ирбитской. Иллюстрированный прейскурант по первому требованию».

«Т-во Торгового Дома «Бр. Белолипецкие». Оптовая, мучная и бакалейная торговля и мукомольная мельница. Пятницкая ул., дом А.А. Бе-лолипецкого».

На рубеже столетий наблюдаются перемены во всем образе жизни людей. Эти перемены происходили быстрее, чем раньше, и были обусловлены в первую очередь техническим прогрессом. Электричество, граммофон, автомобиль, кинематограф -вот лишь некоторые новинки того времени.

Население проявляет интерес к такой новинке, как граммофон. Об этом свидетельствует газетная реклама музыкального магазина И. Гинзбурга: «Музыкальный магазин И. Гинзбург». Тула, Посольская, д. Киселевых. Колоссальный выбор граммофонов и патефонов, рассрочка на 12 месяцев, без задатка, а лишь при ежемесячном взносе вперед. Двухсторонние пластинки Акц. О-ва «Граммофон», «Зонофон», полный выбор по каталогам. Пианино фабрик «Шредер», «Рениш», «Оф-фенбах», продажа и прокат мандолин, гитар, балалаек и др. музыкальных инструментов. Свежие

струны и разные музыкальные принадлежности, пишущие машины «Монарх - визибль», лент и др. принадлежностей к разным пишущим машинам. На все товары крайне умеренные цены. Прием в починку граммофонов и пишущих машин» [5].

«И. Гинзбург. Тула, ул. Посольская, д. Киселевых, тел. № 283. К предстоящему празднику получен колоссальный выбор патефонов. Граммофоны, пластинки двусторонние, мандолины, гитары и

др.» [5].

Активно рекламируется синематограф. Братья Люмьеры запатентовали свой аппарат в 1895 г. Первый публичный сеанс состоялся в декабре того же года в Париже. Менее чем за полгода изобретение докатилось до России. В Петербурге первые сеансы состоялись 4 мая 1896 г., в Москве - немного позднее. Синематограф быстро становится повальным увлечением. В 1913 г. в России, не считая передвижных киноустановок, насчитывалось 1452 кинотеатра, в том числе 134 в Петербурге, 107 в Москве, 25 в Одессе, 21 в Риге, 11 в Киеве, 5 в Минске [16, с. 115]. Чтобы привлечь публику, организаторы шли на различные ухищрения, совмещали кинопоказ с представлениями, не имеющими к нему отношения.

В августе 1913 года в Туле (впервые в России) «синематогроф» появился в одной из городских бань. Столь неординарная идея пришла в голову владельцу Чуковской бани Герасимову. Он долго обивал пороги управы, добиваясь решения этого вопроса, и в итоге настоял на своем. Купил необходимое оборудование, сделал уютный зал, сдал его в аренду, и уже в сентябре здесь прошли первые сеансы. Чтобы не тратиться на электроэнергию городской станции, Герасимов при бане соорудил собственную мини-электростанцию.

Центр Тулы являлся любимым местом гуляний горожан. Здесь, естественно, и возникают первые электротеатры. Во дворе дома В. А. Матвеева на ул. Посольской (за зданием театра кукол в настоящее время ведется строительство) в начале XX в. функционировал один из старейших тульских электротеатров «Художественный», в советские годы кинотеатр им. А. Бабякина.

В 1909 году в Туле на ул. Киевской открылся электротеатр «XX век», современный кинотеатр «Родина». В 1913 году здесь играл духовой оркестр 77-го запасного пехотного батальона. Цены на сеансы были различны и колебались от 50 коп. до 2 р. 50 коп., ученические до 30 коп.

О репертуаре электротеатра «XX век» нам также рассказывают тульские газеты. В Рождественский праздник демонстрировалась специальная праздничная программа «Песнь в Рождество», включавшая детский приключенческий фильм «Красная рука». Демонстрация фильмов сопровождалась выступлениями артистов и музыкантов на эстраде электротеатра [7].

«Тульская молва» за 1913 год рекламировала еще один электротеатр - «Свет»: «Общедоступный электротеатр «Свет» на углу Михайловской и Георгиевской улиц в д. Зайфрен. «Преступное гнездо», 2-я картина «Рождество обитателей леса», 3-я картина «Экзамен на жениха» [8].

Любили туляки посещать концерты и театральные постановки, об этом тоже свидетельствуют рекламные объявления. Уделяли тульские газеты внимание и другим видам досуга: «Открыта подписка на I в России большой еженедельный иллюстрированный журнал, посвященный видам спорта, «Русский спорт», открыта подписка на юмористический журнал «Шут», «вторая Тульская охотничья выставка 23-25 марта. Запись собак и лошадей продолжается до 5 ч. вечера 21 марта».

В начале XX века невероятно возрастает интерес у россиян к загородному отдыху. Об этом свидетельствует, в частности, появление периодических изданий, ориентированных на дачников. В Петербурге выходили «Северный дачный листок» (1904 г.), «Дачная газета» (1908 г.), «Дачный курьер» (1908 г.) и др. Правда, оказались эти издания недолговечными [18, с. 152].

В тульских газетах в основном печатали объявления о продаже и найме дач: «Дача продается в Козловке - Засеке. Справиться: Почтовая улица, собств. дом A.A. Платоновой» [5].

«Дачи отдаются на лето от 25 до 100 руб. в Алексине, на самом берегу Оки в 3 верстах от столицы по Ряжско-Вяземской железной дороге. Местность необыкновенно здоровая и живописная, ежедневное пароходное сообщение между Калугою и Серпуховом, купанье и множество других удобств. Узнать на месте у сторожа Анисима (1)» [9].

На страницах газет рекламировались даже автомобили: «Представитель знаменитого американского автомобильного завода «Хапмобиль» А.Ф. Занфтлебен предлагает приобрести Вам эту марку, стоящую вдвое дешевле европейских и развивающую скорость до 85 верст в час. Прокат от 50 коп. за версту. Прейскурант по требованию.

Машина демонстрируется. Телефон гаража № 2-31. Адрес для телеграмм: Алексею Замфтлебену. Тула, Воронежская № 7». Данное объявление содержит объёмный рисунок, изображающий автомобиль.

В 1916-1917 годах в Туле было зарегистрировано всего два автомобиля: итальянский «Лянча» и американский «Бьюик».

Намного доступнее был велосипед. В конце XIX в. он уже был очень популярен. К этому удобному способу перемещения особенно часто прибегали в населенных пунктах, где отсутствовал общественный транспорт. Все чаще пользовались велосипедом для дальних загородных прогулок. Он находил применение и как вид спорта. Реклама в тульских газетах сообщала: «В^.А. Наилучшие в мире настоящие велосипеды БСА имеют рядом отпечатанное фабричное клеймо. Рассрочка на выгодных условиях. Представитель для г. Тулы Б. Зелинский. Посольская улица» [6].

«Главное депо и представительство велосипедов «Дуксъ» и «Энфильд». Льготная рассрочка платежа. Самый большой в г. Туле выбор велосипедных принадлежностей и частей. Большая специальная велосипедная мастерская. Тула, Посольская ул., д. Киселевых, тел. № 283. Объявление содержит большое печатное изображение велосипеда» [11].

Технический прогресс вторгся и в процесс письма. Рекламировались пишущие машинки ряда моделей, например «Вильяме»: «Последнее слово в области механического письма. Американская скоропишущая машина «Вильяме» наилучшая из всех существующих систем. Оттиски букв на бумаге постоянно находятся перед глазами пишущего. Пишет без ленты. Общеупотребительная клавиатура (Ремингтон), благодаря чему работавшему на машинах других систем не приходится переучиваться. 14 высших наград и медалей. Цена 250 руб. с принадлежностями и футляром !!! Гарантия!!! Автоматический перевод строк. На машине «Вильяме» шрифт разных размеров стальной. Самая прочная и простая конструкция. Много последних усовершенствований. Наибольшая скорость письма. Сбережение времени» [12].

Объявление в «Тульской молве» за 1912 г. сообщает не только о продаже, но и ремонте данного технического средства: «А.И. Метелев. Механик пишущих машин и представитель Г-на Ж. Блок. Всегда имею свежие ленты для пишущих машин. Киевская ул., дом Добрыниной».

Начало XX века - это время, когда люди старались больше внимания уделять себе и беспокоиться о том, как они воспринимаются окружающими. Быть одетым по последней моде, пользоваться определенными товарами становится важным признаком благосостояния. Даже в деревне начинают отказываться от традиционной одежды. Мода волновала и женщин, и мужчин, а особенно молодежь. Перемены во вкусах, моде, охватывающие значительные слои населения и влияющие на производство, отразились в рекламе.

Рекламодатели стараются подчеркнуть, что ими предлагается все самое современное. «Новости весны: получены в изобилии для костюмов, манто и кимоно ткани и рисунки, исключительно 1910 г. Все полученное нами представляет захватывающий интерес» [13].

Широко рекламируются услуги врачей и лекарственные средства. «Гонорея (триппер) в острой и хронической формах, в короткое время излечивается радикальными средством «Арматин» для внутреннего употребления. «Арматин» успешно применим к мужчинам и женщинам. Цена коробки 4 р. 50 коп., 2 коробки - 3 руб. Высылается наложенным платежом. Склад для Тульской губернии - аптекарский магазин Ф.С. Морозова. Тула, Киевская ул.», - сообщала «Тульская молва» [14].

На этой же полосе рекламируются другие лекарственные препараты. Средство от гонореи под названием «SALO-ПИЧИЛИН», которое, как утверждается, «действует быстро и радикально...», стимулол доктора Глэза «для радикального лечения половой неврастении», арматин и сальварсан для лечения сифилиса.

Из предметов гигиены активно рекламировался «Американский Шампу Снадерма», уничтожавший перхоть - «предвестника лысины» и придававший волосам «натуральный и жизненный блеск, в 5 минут вымывающий самые густые и массивные волосы, удобен для дачников, путешественников, автомобилистов. Цена 1 упаковки концентрированного «Шампу» - 10 копеек».

Люди во все времена хотели быть красивыми и здоровыми, и эти их качества всегда эксплуатировались. «Старческая дряхлость, артериосклероз, переутомление, общая слабость после перенесенных болезней, последствия алкоголизма и т.д., неврастения, нервные заболевания, истощение и худосочие с успехом лечат «Спермином - Пеля», о чем свидетельствуют имеющиеся в литературе

ИСТОРИЯ

многочисленные наблюдения известнейших врачей всего мира. «Спермин - Пеля» - единственный настоящий, испытанный Спермин, поэтому следует обращать внимание на название «Спермин - Пеля» и отказываться от подделок (жидкостей и вытяжек из семенных желез) как никуда не годных подражателей, ни по составу, ни по действию ничего общего со «Спермин - Пеля» не имеющих и часто содержащих вредные для здоровья вещества. Желающим высылается безвозмездно книга «Целебные действия Спермина», интересующимся всей органотерапией высылается за 4-7 копеечных марки только что вышедшая книга «Целительные силы организма. «Спермин - Пеля» имеется всюду. Профессор Д-р Пель и С-ми СПБ Поставщики Двора его Императорского Величества».

«Лицо чистое и свежее бывает только при потреблении хорошего туалетного мыла. Английское мыло «Velvetskin Soap - БАР - ХАТНОС» считается наилучшим. Знаменитая актриса Сара Бер-нар называет его чудесным. Остерегайтесь подделок. Требуйте мыло Акционерного об-ва Братье. Ливер, порт Сенлайт. Англия. Продажа везде. Фабричные склады: Москва, Арбат, Хлебный, 2, С.-Петер., Фонтанка, 103. Одесса, Екатерининская 19, Тула, у М.Я. Флейшман, Киевская» [15].

Что только не рекламировалось на страницах тульских газет! «Предлагается обучение бухгалтерскому учету и счетоводству». «Требуется двигатель, нефтяной, подержанный, от 4 до 6 сил. Предложения письменно. Тула, Николо-Ржавский переулок, д. Лав-рока, Г.Н. Полторыхин. 1/2». «Редкий случай - более 50 различных экипажей (кареты, ландо, пролетки, шарабаны, динейки, бреки, сани), а также полное оборудование экипажной фабрики и запас товара за смертью Сергея Гурьяновича Флитер будет передаваться с вольных торгов в г. Туле 30 марта в 11 час. дня в помещении фабрики на Петровской в д. быв. Флитер. 2/3». «Газо-генераторные двигатели для отопления опилками, древесными отбросами, корою, дровами, подсолнечной шелухой и т.п. Расход топлива 2-3 фунта на силу в час завода РУСТОН, ПРОКТОР и К. Представитель В.Ю. фон Денффер. Москва, Мясницкая ул., 20, тел. 169-44. 191-46, С.-Пе-тер., Галерная ул., 5, тел. 54-71, 40-22». Объявление содержит большое изображение.

Рекламируются потребительские товары -мыло, щетки, продукты питания, мебель, папиросы, спиртные напитки - водка Смирнова, коньяк Шустова, парфюмерия Франции, Австрии, Швеции.

Российская реклама была самобытной, кардинально отличалась от западной. Объявления в отечественной прессе носили неторопливый характер. Они были подробными и обстоятельными. Исходя из особенностей менталитета россиянина, таких его психологических свойств, как духовность, тонкость чувств, сентиментальность, сострадание к ближнему, верность дружбе, рекламисты, работавшие на российском рынке, избегали агрессивных элементов в рекламе. Они руководствовались представлением о том, что ожидаемый эффект можно получить, лишь обходясь с аудиторией мягко, обращаясь к ней проникновенно. Некорректная реклама присутствовала, но ее было не много [21, с. 267].

Рассматриваемый период в истории рекламы был неоднородным. Во время русско-японской войны, первой русской революции, в годы первой мировой войны объем рекламы уменьшался. Это было связано в первую очередь с сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства. Происходили определенные изменения и в содержательном отношении. Так, компания «Треугольник», продвигавшая в предвоенное время галоши, мячи и соски, стала рекламировать товары для раненых - пузыри для льда, шланги, жгуты, пипетки. Рекламируются протезы с подробной инструкцией, как ими пользоваться, дешевая одежда и обувь для пострадавших в ходе военных действий. Дается информация о благотворительных акциях в пользу раненых, детей-сирот, что было вызвано патриотическими настроениями в стране.

Таким образом, можно с уверенностью заявлять, что в конце XIX - начале XX в. в Тульской губернии активно развивалась газетная реклама. Она была очень востребована читателями, являлась на тот момент распространенной рекламной формой, способной быстро охватить довольно широкую аудиторию. Реклама в СМИ вносила посильный вклад в снижение заболеваемости, способствовала укреплению моральных устоев. Подача информации была очень мобильна. Ежедневно могло появиться совершенно новое сообщение, как формирующее образ товара, так и повышающее престижность фирмы. Тем самым реклама в СМИ стимулировала сбыт и рост продаж, увеличивала товарооборот, помогала найти выгодных партнеров. Предприниматели четко осознавали пользу газетных сообщений, что приводило к существенному увеличению объёма объявлений.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Тульские губернские ведомости 1870 г. (№ 37).

2. ГАТО Ф. - 90. Оп. 1/41. Д. № 34454. Л. 2.

3. Тульский листок объявлений. 1908. 6 июля (№12).

4. Тульские губернские ведомости 1897 г. 22 января.

5. «Тульская молва» 1908 г. 7 июня.

6. «Тульская молва» 1912 г. 30 января.

7. «Тульская молва» 1914 г. № 1949 (май).

8. «Тульская молва» 1913 г. № 1168 (январь).

9. «Тульская молва» 1913 г. № 1167 (январь).

10. «Тульские губернские ведомости» 1875 г. (апрель).

11. «Тульская молва» за 1912 г, № 1260 (январь).

12. «Тульские губернские ведомости» 1901 г., 6 сентября.

13. «Тульский листок объявлений», 1910 г., 21 марта.

14. «Тульская молва» за 1912 г, № 1259 (январь).

15. «Тульская молва» за 1914 г., № 2070 - 2071 (сентябрь).

16. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. - 1914 г. - М.: Наука, 1984. - С. 329.

17. Будяк Л.М., Михайлов В.П. Адреса московского кино. - М.: Просвещение, 1992. - 216 с.

18. Газеты дореволюционной России: 1703 - 1917: Каталог / РНБ. Составители: Т.В. Акопян, А.А. Кряжева, Н.П. Седова, И.А. Снигирева, С.А. Фурман. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека. - 2007. -

19. Глезеров С.Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала XX века. - СПб.: Питер, 1987. - 257 с.

20. Мамонтов А.В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. - М.: Книжная палата, 1989. - 331с.

21. Уперов В.В. Реклама: ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы / В.В. Уперов // Гермес. Торговля и реклама. - СПб.: Аллегория, 2004. - 440 с.

The article deals with the process of newspaper advertising development in Tula region in XIX -and the beginning of XX centuries. State Tula s archives tunds are being studied, advertisements in newspapers «The Tula Advertisement List», «The Tula Molva» are being analyzed.

Key words: newspaper advertisement, the Tula in XIX-XX cc. newspaper, advertising.

592 c.

N.I. SHELKOPLASOVA

PROCESS AND DEVELOPMENT TULA S REGION IN XIX AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.