Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплины «Культурное наследие Тульского края»'

Формирование общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплины «Культурное наследие Тульского края» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / КОМПЕТЕНЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕИ / HISTORY / CULTURE / LITERATURE / UNIVERSITY / COMPETENCE / MORALITY / LOCAL HISTORY / MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самарцева Елена Игоревна

Рассказывается о значении и особенностях изучения дисциплины «Культурное наследие Тульского края». Подчёркивается, что содержание лекционного курса положительно влияет на формирование нравственных качеств студентов, их познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN THE STUDY OF «CULTURAL HERITAGE OF TULA REGION» DISCIPLINE

The article tells about the importance and peculiar features of studying Cultural Heritage of Tula region. It was emphasized that the content of the lecture course has a positive effect on the formation of moral qualities of students and their cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплины «Культурное наследие Тульского края»»

Key words: history, culture, university, foreign students, mutual understanding.

Samartseva Elena Igorevna, doctor of historical science, professor, esa-martseva@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.016

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ»

Е.И. Самарцева

Рассказывается о значении и особенностях изучения дисциплины «Культурное наследие Тульского края». Подчёркивается, что содержание лекционного курса положительно влияет на формирование нравственных качеств студентов, их познавательную активность.

Ключевые слова: история, культура, литература, университет, компетенции, нравственность, краеведение, музеи.

Современное университетское образование уделяет значительное внимание формированию общекультурных компетенций. Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки акцентируют внимание на необходимость вырабатывать у студентов должную культуру мышления; умение уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; стремление систематически заниматься саморазвитием, повышением своей квалификации.

Теории и практике применения компетентностного подхода на сегодняшний день посвящено множество научных работ. Тем не менее, данная проблема настолько многогранна, что её весьма интересные аспекты можно по-прежнему находить в учебном процессе вузов, при изучении самых разных учебных дисциплин. Особенно стоит акцентировать внимание на вопросе об общекультурных компетенциях, формировать которые призваны практически все дисциплины. Однако сам учебный материал ряда предметов предоставляет расширенные возможности для общекультурного развития. Значимы возможности истории или философии, но в данном случае речь пойдёт о дисциплине регионального компонента: «Культурное наследие Тульского края». Акцентируем внимание на его содержательных аспектах, которые во многом являются предпосылками подлинного формирования общекультурных компетенций.

Общеизвестно, что исследование историко-культурных корней своей малой родины значимо для полноценного развития каждой личности. Что

касается выдающихся представителей отечественной интеллектуальной мысли, то среди них, пожалуй, трудно назвать кого-либо не рассуждавшего о важности всестороннего изучения прошедших веков, о необходимости опоры на историко-культурный фундамент былого. Можно дополнить, что в Туле конца XIX - нач. XX вв. существовало историко-археологическое товарищество (краеведческое общество). Многие его члены были представителями технической интеллигенции. Казалось бы, почему инженеры (и др.) предлагали обществу свое содействие, оказание посильных услуг? В значительной мере, общественное мнение в Туле не воспринимало специалиста должным образом, если тот был недостаточно увлечен историей.

Каждая учебная дисциплина стремится определить свой предмет изучения. С долей условности можно сказать, что предметом «Культурного наследия Тульского края» является непосредственно история становления и развития Тульского края с древнейших времен до современности, при акцентированном внимании на объективно значимые историкокультурные сюжетные линии, тенденции, явления, личности, даты.

Следует конкретизировать географически не совсем стабильное понятие «Тульский край». Применительно к рассматриваемому курсу речь идет не только о территории, находящейся в современных административных границах области, но и о том, что характеризовал на рубеже XIX-XX вв. видный тульский историк Н.И. Троицкий. Наш именитый земляк подчеркивал (пользуясь терминологией наиболее удобной для своего времени), что в определении края имеет значение не административная граница какой-либо местности, как части государственной территории, а совокупность неких факторов: геологического, образа жизни, развития культуры, рода занятий, государственного строя, исторических перемен, промышленности и т.д.

Как и общий университетский курс отечественной истории, «Культурное наследие Тульского края» ставит перед собой познавательные и интеллектуально развивающие задачи. Не забывает о нравственно - мировоззренческих ориентирах. Однако совокупность конкретных задач всегда будет подчиняться доминирующей цели: максимально полное изучение общекультурного наследия Тульского края, способствующее формированию осознанного чувства исторической памяти, стремлению преумножать достижения прошедших веков и не повторять их заблуждений.

Методологические основы построения курса достаточно традицион-ны, базируются на принципах объективности, историзма, а также не игнорируют конкретные методы исторического исследования: синхроннохронологический, ретроспективный, методы классификации, периодизации, выявления закономерностей и т.д.

Истории Тульского края посвящено значительное число исследований, первоначальные наброски которых можно отнести к XVII веку. Позд-

нее, в XVIII веке, появляются историко-краеведческие сюжеты в работах

А.Т. Болотова, В.А. Лёвшина, П.С. Батурина.

Существует датируемый примерно 1797 годом уникальный экземпляр книги «История г. Тулы мещанина Абрама Булыгина, о чудных его на свете похождениях, охоте, веселости и о работах».

В середине XVIII века Академия наук начинает реализовывать задачу историко-краеведческого изучения России. Разработка академических анкет, их рассылка и последующее обобщение данных - важный этап научной деятельности. В 70-е годы XVIII в. ответы по Тульской губернии были обобщены Л.И. Бакмейстером и опубликованы в «Топографических известиях, служащих для полного географического описания Российской империи» (часть III).

В 1781 г. появилось подготовленное профессором Московского университета Ф.Г. Дильтеем «Собрание нужных вещей для сочинения новой географии Российской империи. Часть I. О Тульском наместничестве». Через 6 лет (1787 г.) были опубликованы «Путешественные записки Василия Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 годах». Немалое место отведено Туле и ее истории.

В 1838 г. в Туле начинает выходить первая газета - «Тульские губернские ведомости». На ее страницах в так называемой «Части неофициальной» публикуются статьи, посвященные истории и культуре. По мнению проф. Г.П. Присенко, в «Тульских губернских ведомостях» с 1841 по 1917 г. было помещено около 160 краеведческих работ. Вначале преобладали статьи И.Ф. Афремова и Н.Ф. Андреева.

В 30-е годы XIX века начинается исследовательская деятельность тульского исследователя И.П. Сахарова, который сумел получить довольно редкое для тех времен официальное разрешение на работу в архивах. Свой труд И.П. Сахаров опубликовал в 1832 г. - это «История общественного образования Тульской губернии».

В 1843 г. «Тульские губернские ведомости» познакомили читателей с первой исследовательской работой, в которой была изложена история края с древнейших времен до 40-х гг. XIX в. Речь идет о «Кратком историческом описании Тульской губернии» А.Ф. Афремова.

В свою очередь, многочисленные исторические публикации И.Ф. Андреева не ограничивались страницами местной периодики. Отдельные сюжеты историко-культурной жизни губернии нашли отражение во Всероссийском журнале «Москвитянин».

Специальной темой изучения в первой половине XIX века становится история материальной культуры, включая, экономические направления в истории, географии, статистике и т.д. Полноценные исследования в подобном тематическом ракурсе, во многом, стали появляться благодаря созданию в 1835 г. Тульского губернского статистического комитета. На основе его материалов были написаны ряд трудов известных отечественных

статистиков. Особо следует выделить книгу академика П.И. Кеппена «Г о-рода и селения Тульской губернии в 1857 г».

Среди первых обзоров Тульского оружейного завода значимое место занимает труд И.Х. Г амеля «Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении» (1826).

Первая половина XIX века характеризуется появлением значительного числа работ, посвященных собственно памятникам отечественной истории и культуры. На сегодняшний день издано несколько историографических исследований по данному и последующему (2-ая половина XIX -нач. XX вв.) периодам. Соответственно, в виде схематичной зарисовки допустимо выделить статьи С.Д. Нечаева о Куликовом поле, отметить его инициативную деятельность по возведению памятника на поле Русской славы.

Помимо книг И.Ф. Андреева и И.П. Сахарова, исторические сюжеты нашли отражение в работах разного научного и стилистического уровня: Ф.Г. Покровского, А.Г. Глаголева, А.Г. Зеленецкого и др.

Деятельность тульских историков XIX века, особенно его второй половины - не только отдельная тема, но и учебно-исследовательская проблема, которую целесообразно раскрывать в нескольких лекциях. Тем не менее, в данном контексте допустимо обратить внимание на ряд значимых авторов и их труды. В том числе: В.И. Смидович «Материалы для описания Тулы. Санитарный и экономический очерк» (1880), В.М. Борисов «Статистико-экономичекое исследование семи волостей Тульского уезда» (1881); П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» (1895) и «Тула. Исторический очерк города» (1903); Зыбин С.А. «Льеж и Тула (Сравнительный очерк)» (1903) и «История Тульского императора Петра Великого оружейного завода» (1912); Н.И. Троицкий «Церковноархеологические памятники, хранящиеся в ризнице Тульского архиерейского дома» (1885), «Березовское городище и древний удельный город Волконеск» (1904); П.П. Никольский «Тульское епархиальное древлехранилище» (1898); В.С. Арсеньев «Род дворян Арсеньевых» (1904); Ю.В. Арсеньев «Из делопроизводства каширских губных старост второй половины XVII в. (1653-1693 гг.)» (1900), А.Г. Дружинин «Начальное образование в Тульской губернии с 1880 г. по 1900 г.» (1901), М.Т. Яблочков «Дворянское сословие Тульской губернии» В 9-ти томах (!) (1899-1905),

В.И. Чернопятов «Дворянское сословие Тульской губернии» В 9-ти томах (!) (1908-1912) и др.

Обращая внимание на значимые для краеведения факторы, следует подчеркнуть, что «Тульские губернские ведомости» регулярно публиковали на своих страницах серьезные исторические работы. В свою очередь «Памятные книжки Тульской губернии» за 1876, 1892, 1899 гг. опубликовали библиографический указатель историко-краеведческих статей, с которыми читатели знакомились с 1838 по 1874 гг.

В 1898 г. «Памятная книжка» опубликовала подготовленный Н.Е. Северным «Указатель источников, относящихся к истории Тульского края».

С 1862 по 1917 гг. краеведческие исследования привлекают внимание выходящей в этот период объемной газеты (по современным меркам -«толстого журнала») - «Тульских епархиальных ведомостей». Более того, с середины 80-х годов XIX в. историческая тематика становится одной из определяющих в «Тульских епархиальных ведомостях» («Часть неофициальная»). Этому способствовала подвижническая деятельность выдающегося православного историка Н.И. Троицкого, с именем которого также связано открытие музея («Епархиального древлехранилища», далее - «Палаты древностей»), научно-исторического общества («Историкоархеологического товарищества»), выпуск сборника «Тульская старина» (1899 - 1911). В качестве иллюстративного фрагмента примем к сведению хотя бы наименования некоторых статей из «Тульских губернских ведомостей» и «Тульских епархиальных ведомостей»:

- Зеленецкий А.Г. Народные рассказы и поверья в Чернском уезде // Тульские губернские ведомости. 1852. 14 июля, № 24;

- Мартынов П.М. Виниус, первый строитель чугунных и железных заводов в России и житель Тульской губернии // Тульские губернские ведомости. 1872. 8 нояб., № 85;

- Бурцев М.Ф. О пребывании хана Улу-Махмета в г. Белеве. Тульские епархиальные ведомости // 1898. 15 апр., № 8;

- Руднев М.Н. Брачные разводы (по архивным документам Тульской духовной консистории) // Тульские епархиальные ведомости. 1900. 1 авг., 1 сент., 15 сент., 1 окт. № 15,17-19 (или - Тульская старина. 1901. №7).

В начале XX века, особенно в политически нестабильном 1906 г., появляются десятки различных газет. Самой известной в губернии становится «Тульская молва». Тем не менее, объемные исторические статьи практически не публиковались в новой прессе.

В 1913 г. в Туле была образована губернская ученая комиссия, периодическим изданием которой стали «Труды тульской губернской ученой архивной комиссии».

Изучение культурного наследия Тульского края в XX веке преимущественно связано с научной работой сотрудников ныне действующих вузов, архивов, библиотек, музеев: Государственный архив Тульской области, Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тульская областная универсальная научная библиотека, Тульский государственный музей оружия и др.

Пожалуй, наиболее яркое имя среди историков-краеведов XX века -д.и.н., проф. В.Н. Ашурков. Во многом его книги, статьи, лекции послужили импульсом для научных работ самых разных современных авторов:

- Присенко Г.П. Проникновение в былое. Тула, 1984;

- Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Тула, 1993;

- Юркин И.Н. Демидовы - ученые, инженеры, организаторы науки и производства. Опыт науковедческой просопографии. М., 2001;

- Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917). Тула, 2000;

- Фролова Л.П. Тульское земство 1864 г. - начало XX в. Тула,

2004;

- Самарцева Е.И. Встреча через столетие (Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX-XX веков в контексте ряда теоретических замечаний). Изд-е 2-е. Тула, 2005;

- Симонова Е.В. Провинциальные города Тульской губернии в XIX веке. Тула, 2005;

- Поляков П.В. Медицинская интеллигенция Тульской губернии (1864-1900). Тула, 2006;

- Майорова Т.В. История Тульского края в географических названиях. Тула, 2009 и другие.

В плане изучения культурного наследия Тульского края, вторая половина XX века (особенно его завершение), а также современный период -характеризуются проведением многочисленных краеведческих конференций, публикация материалов которых становится новым этапом в долгом пути исторического познания. Можно вспомнить о Международной конференции, посвященной 600-летию Куликовской битвы (1980); об областной научно-практической конференции, посвященной 850-летию г. Тулы (1996); о Всероссийской научной конференции, приуроченной к 100-летию со дня рождения В.Н. Ашуркова (2004).

В тоже время в Туле выходит ряд периодических изданий, как журнального, так и газетного формата, где публикуются статьи по истории и культуре края. Наиболее полный перечень материалов по данной теме содержится в библиографических указателях, которые регулярно выпускаются Тульской областной универсальной научной библиотекой (ТОУНБ). Логично напомнить, что первый исследовательский шаг к научной работе по историко-краеведческой проблематике целесообразно начинать с посещения (личного или через электронно-коммуникативные системы) научносправочного отдела ТОУНБ.

Таким образом, учебный курс «Культурное наследие Тульского края» не только повествует о событийных сторонах прошедших веков, но и напоминает о том, что изучение историко-культурных сторон жизни неизменно привлекало внимание представителей тульской интеллектуальной мысли. Многие книги, статьи, сборники документов, подготовленные не только десятилетия, но и столетия назад - не потеряли своей научноинформационной ценности.

Если поставить задачу: провести мониторинг сформированности общекультурных компетенций по завершению изучения курса «Культурное наследие Тульского края», то, в большинстве случаев, будут получены достойные результаты. Подтверждением служит не только академическая оценка, но и активное участие студентов всех направлений подготовки в исследовательской краеведческой работе; в волонтёрской деятельности, нацеленной на сохранение архитектурных памятников, наконец, в регулярном посещении и, даже, организации многочисленных краеведческих выставок в музеях Тульской области.

Самарцева Елена Игоревна, д-р ист. наук, проф., esamartseva@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN THE STUDY OF «CULTURAL HERITAGE OF TULA REGION» DISCIPLINE

E.I. Samartseva

The article tells about the importance and peculiar features of studying Cultural Heritage of Tula region. It was emphasized that the content of the lecture course has a positive effect on the formation of moral qualities of students and their cognitive activity.

Key works: history, culture, literature, university, competence, morality, local history, museums.

Samartseva Elena Igorevna, doctor of historical science, professor, esa-martseva@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.147.88

СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд

Рассматривается теория и практика подготовки студентов университета к педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде. Обоснован состав психолого-педагогической компетентности, включающей когнитивный, операционально-деятельностный, конативный, эмоционально-ценностный и личностный компоненты. При изучении курсов психологических и педагогических дисциплин, а также курса по выбору «Психология инклюзивного обучения» студенты анализируют сущность, модели инклюзии, проблемы детей с ООП, особенности сопровождения семьи. Задания по педагогической практике были модернизированы таким образом, чтобы дать студентам субъективный опыт взаимодействия как со здоровыми детьми, так и со школьниками, имеющими ограниченные возможности физического и психического здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, образовательная среда, особые образовательные потребности, психолого-педагогическая компетентность, компетенции. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №13-26-01007 а(м)

Положительный опыт введения инклюзии в значительной степени зависит от профессиональной готовности учителя к проектированию обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.