Научная статья на тему 'Реклама тульского охотничьего оружия в XIX - Н. XX вв'

Реклама тульского охотничьего оружия в XIX - Н. XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ / ГАЗЕТНАЯ РЕКЛАМА / УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ / ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД / HUNTING ARMS ADVERTISEMENT / NEWSPAPER ADVERTISEMENT / PARTICIPATION IN THE EXHIBITIONS / TULA / S ARMS PLANT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелкоплясова Н. И.

В статье рассматривается реклама тульского охотничьего оружия во второй пол. XIX н. XX вв. Исследуется участие Тульского оружейного завода в выставках, как рекламный ход. Анализируется реклама на страницах «Охотничьей газеты», журналов «Природа и охота», «Псовая и ружейная охота», в прейскурантах и каталогах Московских и Тульских торговых домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVERTISEMENT OF TULA, S HUNTING ARMS IN A SECOND PART OF XIX - AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The article deals with the advertising of Tula, s hunting arms in a second part of XIX and the beginning of XX centuries. The participation of Tula, s arms plant in the exhibition as the way of advertisement is researched. The advertisement on the pages such newspapers and magazines as «Okhotnichiya gazeta», «Nature and Hunting», «Psovaya and Rugeynaya okhota», in price-lists and catalogues of Moscow and Tula trade houses are analyzed.

Текст научной работы на тему «Реклама тульского охотничьего оружия в XIX - Н. XX вв»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Н.И. ШЕЛКОПЛЯСОВА

соискатель кафедры «История России» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail: Shelk-ni@mail.ru Тел.: 8 960 599 96 37

РЕКЛАМА ТУЛЬСКОГО ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ В XIX - н. XX вв.

В статье рассматривается реклама тульского охотничьего оружия во второй пол. XIX - н. XX вв. Исследуется участие Тульского оружейного завода в выставках, как рекламный ход. Анализируется реклама на страницах «Охотничьей газеты», журналов «Природа и охота», «Псовая и ружейная охота», в прейскурантах и каталогах Московских и Тульских торговых домов.

Ключевые слова: реклама охотничьего оружия, газетная реклама, участие в выставках, Тульский оружейный завод.

Понятие «охотничье ружьё» появилось в середине XIX века. Основателями школы изготовления штучного охотничьего оружия являются немецкие мастера братья Василий и Филипп Боде, служившие на ижевском заводе в первой половине XIX в.

Ранее же образцы, стоявшие на вооружении армии и применявшиеся на охоте, практически не имели конструктивных отличий. Экземпляры для охоты могли быть лишь художественно оформлены. В период переоснащения российской армии нарезным оружием, гладкоствольные ружья, применяемые на охоте, оказались выделенными в особую категорию оружия.

Во второй половине XIX в. производство охотничьего оружия постепенно превратилось в самостоятельную отрасль. Появились специальные охотничьи модели - одно- и двуствольные переламывающиеся ружья. Производством такого оружия начали заниматься частные фабрики, расположенные как в регионах развитой оружейной промышленности, так и на значительном удалении от них. На Тульском оружейном заводе выпуск охотничьего оружия был организован в 1853г. в образцовой мастерской. Производили, в основном, недорогие ружья по цене от 10 до 20 руб. Здесь же принимали заказы и на штучные ружья по цене 80 руб., а также на призовое оружие для стрелковых состязаний.

В конце 80-х гг. охотничья продукция ТОЗ была широко распространена. Однако, перевооружение армии винтовкой образца 1891г. приостановило развитие этого производства на десятилетие [5, с.6].

Именно недорогие ружья, которые не так часто являлись предметом обсуждения на страницах печати, решили проблему дефицита охотничьего оружия для массового потребителя. Тульские ружья были очень популярны среди покупателей.

Приобрести одноствольные и двуствольные охотничьи ружья ИТОЗ можно было в магазине © Н.И. Шелкоплясова

А. Грачева на Посольской улице. Ружья были пристреляны. Это гарантировали пробные листы и свидетельства за подписью заводского начальства. С 1901г. А. Грачев оптом закупал на заводе до 10000 штук изделий. В продаже имелись ружья 12, 16, 20, 24 калибров. В 1907 году одноствольные ружья с «гильошированной планкой и цилиндрической сверловкой» стоили 46 рублей. Такие же ружья, но с двумя стволами, можно было купить за 48 рублей. Ружья 16, 20, 24 и 28 калибра с ореховой ложей и гравированной коробкой стоили 13 рублей. Ружья высылались и по почте наложенным платежом с задатком от 10% до 25% от стоимости заказа.

В магазине А. Грачева также можно было приобрести гильзы. В XX в. в России несколько заводов производили металлические и бумажные гильзы. Наиболее популярными были медные гильзы, т. к. их можно было использовать неоднократно [8, с.31]. Размеры же патронов не были согласованы между заводами, поэтому охотнику приходилось не выпускать из вида, под гильзу какого российского патронного завода были рассчитаны патронники ружья. В магазине А. Грачева учитывали интересы покупателя и этому вопросу уделяли большое внимание.

Реклама Тульского оружейного завода размещалась на страницах журналов и газет, в частности, в журнале «Природа и охота», в газетах «Псовая и ружейная охота», «Охотничья газета». Так, иллюстрированное еженедельное издание « Охотничья газета» за 1904 год №37 содержала следующие объявления: «Имеются в продаже ирландские сеттера кровей Боера и Тины (См. «Охотничью газету» 1902 № 9). За подробностями обращаться в редакцию журнала «Природа и охота», «Оружейный магазин Э. Бернгардъ и К0», преемник И. Шенбрунеръ, единственный представитель Франкотта в Москве, сим доводит до сведения гг. покупателей, что дозволено

ИСТОРИЯ

в изъятие из обязательного постановления о продаже охотничьего оружия и его принадлежностей только лицам, имеющим свидетельства от г. Московского Оберъ-Полицмейстера. Продажа такового без разрешительных свидетельств. Большой выбор ружей. Золотая медаль на последней выставке императорского общества правильной охоты и большая серебряная медаль Министерства Финансовъ. Москва. Кузнечный мост, д. Санъ-Г алли.

«Оружейный магазин «Диана» Торгового дома

Н. Феттеръ и Е. Гинкель. Москва. Театральный проезд, дом Блохиной». Объявление помещено в ажурную рамку, содержит крупное изображение ружья.

На этой же странице помещено большое по формату объявление в широкой рамке с витиеватым, цветочным орнаментом. Крупными буквами сообщалось - «Императорский Тульский Оружейный заводъ». Более мелким шрифтом - «высылает безплатно иллюстрированный прейсъ-курант съ большою вступительной статьей». Далее шел текст, написанный другим шрифтом, - «всегда имеются на складе готовые ружья шомпольные и центральные». В центре объявления изображен государственный герб. [6, с.9]

ИТОЗ наряду с другими казенными оружейными заводами неоднократно принимал участие в выставках охотничьего оружия и удостаивался высокой оценки. Так, в кратком обзоре «V очередной выставки Отдела Кровного Собаководства, Общества поощрения полевых достоинств охотничьих собак и всех видов охоты, состоящего под августейшим президентством Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича», состоявшейся в С.-Петербурге в 1908г., о Тульском оружейном заводе было сказано: «Завод этот давно славится своими изделиями. Изготовленное им охотничье огнестрельное оружие по своему высокому качеству, тщательности отделки и дешевизне не имеет конкурентов». Вследствие чего уже в первые три дня выставки ружья были раскуплены [4, с.14].

Принимал участие и был отмечен наградами и дипломами Тульский оружейный завод и в выставке Московского общества охоты имени Александра II в 1906 г., XXXII выставке Императорского общества правильной охоты в 1907 г., Царскосельской юбилейной выставке в 1911 г.

На проходившей в Московском городском манеже выставке Московского общества охоты в 1906 г. Тульский оружейный завод, представлявший 40 ружей, был удостоен золотой медали [9, с.29].

Рекламу охотничьего оружия можно встретить в прейскурантах и каталогах к. XIX - н. XX вв. как Московских, так и Тульских торговых до-

мов. Покупателям предлагались не только ружья ИТОЗ, но и частных производств, в частности А.М. Аверина.

Прейскурант оружейного производства и оптового склада А. М. Аверина в Туле содержит очень интересную рекламу оружия ИТОЗ: «Каждому ясно, Государственная фабрика, обладающая неограниченными средствами и исключительным положением среди населения, состоящего сплошь из исконных мастеров оружейников, - должна хорошо работать. Уже одно то, с какою легкостью она перевооружила армию новейшим типом боевой винтовки, от которой при современном развитии оружейной техники требуется масса качеств, зависящих от математической точности исполнения, свидетельствует, что фабрика эта - фабрика не заурядная. К такому учреждению не может не быть оказано полное доверие. Каждый, кто купит изделие ИМПЕРАТОРСКОГО завода, окажет этим и благому русскому делу посильную помощь, и в убытке не будет, так как изделия эти, несмотря на их низкие цены, суть точная копия с лучших практичнейших образцов работы первоклассных мастеров. Моим складом и магазином продано за последнее время очень большое количество ружей Тульского завода и могу сказать, что лучшей выделки составных частей ружья, лучшаго боя его не нахожу и в дорогих заграничных фабриках» [7, с.20].

Статьи в периодических изданиях, даже подвергавшие тульскую продукцию критике, также имели рекламное воздействие, способствовали росту ее популярности.

Так, известный знаток охотничьего оружия А. Ивашенцов, отзываясь о заводских ружьях, отметил, что «курковые ружья Тульского завода по замечательной точности работы и пригонке частей колодки и запирающего механизма (затвора), по превосходным замкам, отличному бою и посадке оставляют далеко за собою заграничные ружья той же и даже полуторной цены». Далее А. Ивашенцов утверждал, что тульский и ижевский заводы «достигли в этом такой степени совершенства, что борьба с английскими и бельгийскими изделиями является для них не только возможной, но и обеспеченной полным успехом» [4, с.14].

Д. Вишневский, заказавший Тульскому оружейному заводу три ружья, на страницах «Охотничьей газеты» за 1902 отмечал, что был приятно удивлен изяществом форм и точностью боя, значительно превосходящим соответствующие характеристики их ценовых аналогов [1, с.164].

Однако с положительными отзывами на страницах периодической печати соседствовали критические материалы. Так, в журнале «Псовая и

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ружейная охота» была помещена статья недовольного приобретением А. Вышеславцева. Автор отметил чрезмерный вес тульского ружья, плохую опиловку, неудовлетворительную работу затвора, резюмировав, что продукция фирмы Зауэр соответствующего класса имеет более низкую цену.

Причину неудовлетворительного качества тульского оружия автор статьи видел либо в отсутствии «тщательного контроля за работой мастеровых, либо в их недостаточной квалификации». По мнению А. Вышеславцева, заводу следовало пригласить для руководства работами иностранных мастеров с возложением на них ответственности за качество выпускаемого товара [2, с.380].

Реклама охотничьего оружия XIX - н. XX вв. была направлена на создание высокой оценки данного товара. Тульские ружья представлялись как соответствующие стандартам, не уступающие зарубежным аналогам по качеству и более дешевые в цене. Разработчики рекламы старались выделить тульскую продукцию из числа аналогичной и тем самым привлечь к ней внимание, вызвать повышенный интерес. Даже критические статьи способствовали росту популярности.

Производство охотничьего оружия, изначально не являвшееся средством получения прибыли, со временем стало визитной карточкой города, а тульское ружье и сегодня является брендом.

Библиографический список

Источники:

1. Вишневский Д. История заказа мною ружей Императорскому Тульскому оружейному заводу. Охотничья газета. 1902. № 14. С. 160-164.

2. Вышеславцев Ал. Ружьё Императорского тульского завода. Псовая и ружейная охота. 1905. № 23. С. 380.

3. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 10258. Л. 8.

4. Ивашенцов А. Охотничье оружие русских казенных заводов. Русь. 1903.- 17 декабря [Иллюстрированные страницы]. С. 12-14.

5. О прекращении выделки охотничьих ружей: Циркуляр Главного штаба от 13 января 1892г. № 9. Оружейный сб. 1892. № 1. Правительств. распоряжения. С. 6.

6. Охотничья газета. 1904. №37. С. 9.

7. Прейскурант оружейного производства и оптового склада А.М. Аверина в Туле.1910. 65с.

8. Прейскурант оптового склада А.В. Грачева в Туле. 1911. 132с.

Литература:

9. Зыбин С.А. Производство охотничьих ружей ... С 1902-1909 год // Оружейный сб. 1909. № 1. Отд.1. С. 14.

N.I. SHELKOPLASOVA

THE ADVERTISEMENT OF TULA, S HUNTING ARMS IN A SECOND PART OF XIX - AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The article deals with the advertising of Tula, s hunting arms in a second part of XIX - and the beginning of XX centuries. The participation of Tula, s arms plant in the exhibition as the way of advertisement is researched. The advertisement on the pages such newspapers and magazines as «Okhotnichiya gazeta», «Nature and Hunting», «Psovaya and Rugeynaya okhota», in price-lists and catalogues of Moscow and Tula trade houses are analyzed.

Key words: hunting arms advertisement, newspaper advertisement, participation in the exhibitions, Tula, s arms plant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.