Научная статья на тему 'Становление и развитие этнопедагогической культуры специалиста в условиях медицинского вуза'

Становление и развитие этнопедагогической культуры специалиста в условиях медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие этнопедагогической культуры специалиста в условиях медицинского вуза»

Л .А. ПЕТРОВА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Новая идеология медицинского обслуживания населения основывается на социальной ценности здоровья личности и на идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Современный врач, сочетающий в себе функции исцелителя и воспитателя должен сказать человеку: познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» - главное направление в деятельности медицинских работников первичного звена, в частности, специалиста медицинского офиса. При этом содержание и формы взаимодействия специалиста медицинского офиса во многом определяются социально-культурными особенностями народов, населяющих данную территорию, которые отличаются своими традициями и обычаями. В этих условиях, в профессиональной деятельности медицинского работника актуализируются педагогические аспекты взаимодействия с населением.

Изменение функций, безусловно, требует изменить и систему подготовки медицинского специалиста. Содержание его профессиональной подготовки должно обогащаться педагогической подготовкой, в которой гармонично сочетаются общекультурная и медико-биологическая подготовка. Этнопедагогиче-ская подготовка объединяет названные направления профессиональной подготовки, так как она направлена на развитие узкопрофессиональных качеств медицинского работника и вооружает его новыми подходами и технологиями взаимодействия с населением на основе традиционной педагогической культуры. Этнопедагогическая культура будущего медицинского работника является важным показателем профессиональной готовности специалиста, включающей в себя подход к обслуживаемому населению с позиций гуманизма и самоактуализации личности, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоционально ценностное отношение к больным, свободу общения в процессе воспитательно-профилактической деятельности.

Целью формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики является: повышение эффективности врачебной деятельности за счет интеграции возможностей медицинского и воспитательного воздействий на пациентов, основываясь на идеях эт-нопедагогики. Задачами формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики выступают: формирование знаний об особенностях и сущностных характеристиках этнического воспитания, ознакомление с возможностями их использования во врачебной деятельности; выработка этнопедагогических качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с населением; создание условий для быстрой адаптации семейного врача к культурно-этническим особенностям обслуживаемого населения. Важнейшими функциями формирования этнопедагогиче-ской культуры будущих медицинских работников являются: стимулирование интереса к этнопедагогическим явлениям и процессам; преломление общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и специального образования в аспекте национально и индивидуально особенного; реализация взаимосвязи этнопедагогической теории и практики.

Этнопедагогическая культура представляет собой целостное, системное образование, а сам процесс ее формирования носит объективный характер,

т.е. подчиняется определенной логике. В нашем исследовании мы выбрали четырехэтапную логику процесса формирования этнопедагогической культуры специалиста медицинского офиса.

На первом этапе развития этнопедагогической культуры, в рамках соответствующих предметов изучаются такие разделы, как «Этнопсихология» и «Этнопедагогика». Изучение этих дисциплин способствует развитию интереса к изучению истории, народного быта, культуры, народного воспитания, пробуждению национального самосознания.

На втором этапе изучается третий базовый учебный курс экспериментальной системы - «Здоровье в истории культуры», имеющий прикладную направленность. Данный курс показывает образцы воспитания и возможности народной педагогики в развитии лучших качеств личности и приоткрывает завесы тайн нетрадиционной медицины, знакомит с уникальной системой сохранения здоровья и врачевания, сложившейся в течение тысячелетий истории человечества на примере конкретных народов. Для пропедевтических целей традиционные гуманитарные дисциплины, читаемые на I-II курсах, активно насыщались этнопедагогическим материалом.

На третьем этапе студентам предлагалось изучение специальных курсов этнопедагогической ориентации. В ходе эксперимента читались следующие спецкурсы: «Этнопедагогика и здоровье», «Традиционная и нетрадиционная медицина», «Система закаливания организма в истории человечества», «Табу и ограничения как средство профилактики», «Религиозные праздники и обряды в оздоровительной системе».

На четвертом этапе студенты включаются в работу спецсеминаров, темы которых обусловлены склонностями студентов, особенностями факультетов. В процессе исследования проводились такие спецсеминары: «Использование народных традиций в воспитательно-профилактической деятельности врача», «Игра как средство развития физического и психического здоровья», «Семейные традиции в системе профилактики болезней». На этом этапе углубление и творческое применение этнопедагогических знаний в рамках системы формирования этнопедагогической культуры осуществлялось в ходе студенческих исследований по этнопедагогической проблематике и медицинской практики.

Модель процесса формирования этнопедагогической культуры медицинского работника офиса врача общей практики представлена на рисунке.

Эффективность разработанной системы формирования этнопедагогической культуры врача общей практики проверялась в ходе эксперимента в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова с помощью определения соответствующих критериев оценки уровня личностного и профессионального развития студентов.

В табл. 1 представлены структурные составляющие этнопедагогической культуры, уровни их проявления, показатели для определения структурных составляющих этопедагогической культуры, а также критерии для определения уровня сформированности выделенных качеств.

После проведения с соблюдением педагогических условий формирующего эксперимента мы получили следующие результаты. Знания у будущих врачей общей практики о народной педагогике и этнопедагогике улучшились. В начале эксперимента уровень знаний в экспериментальных и контрольных группах каждой серии был примерно одинаков. Впоследствии развитие этнопедагогической культуры в экспериментальной группе оказалась более успешной. В большей степени это преимущество касается уровня знаний и познава-

тельного интереса к народной педагогике. Динамика знаний студентов до эксперимента и после приведена в табл. 2 и 3.

В рамках экспериментальной работы проводилось активное развитие эт-нопедагогического мышления студентов. Основное внимание уделялось знакомству с научно-педагогическим объяснением воспитательного смысла различных источников народной педагогики. Во всех экспериментальных сериях студентам предлагались алгоритмы объяснения воспитательного смысла эт-нопедагогических фактов, понятий, закономерностей, идей, принципов и т.п.

Как показал опыт экспериментального обучения, наибольшую практическую значимость для будущих врачей имеют источники народного воспитания: пословицы, сказки, традиции, игры, приметы, праздники, приемы и средства народной медицины и т.п. В ходе эксперимента основное внимание уделялось объяснению названных видов знаний.

Таблица 1

Структурные составляющие этнопедагогической культуры

Структурные составляющие Уровни проявления Показатели Критериальные уровни

Этнопедагоги-ческое сознание Знания Отношения Мотивы Самосознание Объем знаний Усвоение Осознание Осмысление Оперирование

Познавательный интерес Безразличное отношение Осознанный интерес Устойчивый интерес

Этнопедагоги- ческое мышление Теоретический Технологический Рефлексивный Теоретическое мышление Технологическое мышление Рефлексивное мышление Поверхностный Сущностный Системный

Этнопедагоги-ческая деятельность (умения) Познавательный Ценностно- ориентационный Практический Умения Интуитивный Репродуктивный Репродуктивно-творческий Творческий

Таблица 2

Уровень знаний студентов о народной педагогике и этнопедагогике

Уровни Количественный показатель % показатель

до после до после

Высокий 3 6 16,6 33,3

Средний 7 12 38,8 66,6

Низкий 8 - 44,4 -

Общее количество 18 18 100% 100%

Таблица 3

Динамика уровня познавательного интереса студентов

Номер экспериментальной серии Первый уровень (безразличное отношение) Второй уровень (осознанный интерес) Третий уровень (устойчивый интерес)

начало конец начало конец начало конец

№1 Э=41 14 0 25 26 2 15

К=59 18 14 38 41 3 4

№2 Э=49 17 0 31 37 1 12

К=40 16 13 24 26 0 1

№3 Э=50 19 0 29 32 2 18

К=51 21 23 29 27 1 1

№4 Э=31 15 0 15 15 1 16

К=34 14 12 19 21 1 1

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности нашей методики. Это преимущество наиболее значимо проявилось в объяснении вос-

питательно-профилактического смысла народных игр, праздников, обрядов, заговоров и заклинаний в системе оздоровления населения. В большинстве экспериментальных серий зафиксировано статистически достоверное превосходство студентов экспериментальных групп над контрольными (р<0,05-0,001). Большинство студентов в ходе проведенных срезов показали хорошие знания народных традиций и обрядов. Как показал опыт, у студентов большой интерес вызывают заговоры, заклинания, пословицы и поговорки по теме сохранения и развития здоровья. Четыре аудиторных часа, отведенных на изучение курса «Этнопедагогика», позволяют студентам в достаточной степени овладеть ее базовыми понятиями, принципами и основополагающими идеями.

По всем структурным составляющим этнопедагогической культуры специалиста медицинского офиса получена позитивная динамика. Как показал углубленный анализ экспериментальных материалов, студенты, обучавшиеся в экспериментальных группах, оказались более устойчивыми в своих приоритетах и ценностных ориентациях.

Кроме сравнительного исследования процесса формирования этнопедагогической культуры в экспериментальной и в контрольной группах, нами был проведен опрос среди практикующих врачей общей практики. В опросе участвовали в основном те выпускники вуза, которые обучались по предложенной нами модели. К сожалению, их пока не очень много и трудно говорить о большой достоверности, тем не менее анализ ответов позволяет сделать некоторые выводы. В первую очередь, наши выпускники отмечали большую значимость этнопедагогической подготовки в профессиональной деятельности. Наиболее ценным они считают приобретенные навыки общения с разной группой людей на основе знания психологии общения и специфики национального менталитета, а также особенностей национальной культуры. Приобретенные навыки педагогического взаимодействия с населением помогают молодым врачам общей практики налаживать профилактическую деятельность.

Таким образом, разработанная модель формирования этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников офиса врача общей практики обеспечивает более глубокое усвоение сложных теоретических положений не только этнопедагогики, но и специальных медицинских дисциплин по профилю обучения.

ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1958 г. Окончила Чувашский государственный университет. Заведующая лабораториями кафедры фармакологии Чувашского университета. Автор более 20 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.