EDUCATION ONLINE
А.А. АНДРЕЕВ, профессор Московский финансовопромышленный университет «Синергия»
Становление и развитие дистанционного обучения в России
В работе обсуждаются понятие дистанционного обучения (ДО), предпосылки его возникновения, а также различные аспекты его развития в России. Дается характеристика российских технологий ДО. Отмечаются особенности современного ДО через Интернет.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, Интернет-обучение, электронное обучение.
Статью с таким названием следует, видимо, начать с прояснения ключевого слова - дистанционное обучение (ДО).
В настоящее время существует до десятка определений понятия ДО. От простой тавтологии: «Обучение на расстоянии с использованием ИКТ» - до попыток сформулировать научное суждение, учитывающее существенные особенности феномена:
«Дистанционное обучение в общем случае - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем и между собой, с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Он некритичен к пространству, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся ».
Различные научные школы и отдельные ученые защищают свои подходы к трактовке этой категории электронной педагогики. Однако принятые в начале 2012 г. добавления в «Закон об образовании» ориентируют научно-педагогическую общественность на использование «узаконенного » определения. Вот оно: «Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредо-
ванное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации».
Предпосылки возникновения ДО
Точкой зарождения ДО в России можно считать 1995 г., когда была утверждена Концепция ДО, хотя существуют и другие мнения по этому вопросу [1] . Можно выделить множество предпосылок появления ДО в России: формирование контингента потенциальных потребителей ДО, обширная территория, успехи информатизации образования, стремление не отстать от зарубежного образования и др. Традиционный контингент потребителей образовательных дистанционных услуг в период становления ДО, а именно: лица, проживающие в малоосвоенных регионах страны и за рубежом; лица, совмещающие учебу с работой (спортсмены, вахтовики, моряки и т.п.); лица, имеющие медицинские ограничения (инвалиды, раненые и т.д.); военнослужащие и участники пенитенциарной системы - в последние годы пополнился студентами, школьниками и мамами, находящимися в декретном отпуске.
Некоторые персоналии
1990 г. - система дистанционного обучения рыбаков на Дальнем Востоке, организованная ректором РИУ «Тантал» В.П. Черновым (www.tantal.ru);
1991 г. - МИМ ЛИНК, ректор С.А. Щенников (www.link.ru);
1992 г. - СГА, ректор М.П. Карпенко (www.muh.ru);
1996 г. - МЭСИ, ректор В.П. Тихомиров (www.mesi.ru);
2000 г. - ФГНУ «Российский государственный институт открытого образовани-я»(В.И. Солдаткин); МИЭМ - http:// miem.edu.ru/ (М.И. Нежурина); МГИУ -http://www.msiu.ru/ (Ю.Н. Демин); ИСМО РАО; ИДО ТГУ - http://ido.tso.ru (В.П. Демкин, Г.В. Можаева) и др.
Подход к классификации
В настоящее время трудно найти образовательную организацию, где бы ни практиковалось ДО. Это позволяет провести первичную классификацию организаций по четырем основаниям:
• организационно-правовое обеспечение;
• продвижение образовательных услуг;
• виды и уровни реализации образовательных программ;
• направления подготовки.
Следует отметить, что если на первом
этапе ДО применялось в основном по гуманитарным направлениям, то сейчас оно широко используется для подготовки инженеров, медиков и работников сельского хозяйства. Важнейшим шагом на пути совершенствования средств ИКТ стала организация дистанционных лабораторных работ. Например, дистанционные практикумы успешно реализуются благодаря обеспечению удаленного доступа обучающегося через Интернет к реальной лабораторной установке, а также имитированию (моделированию) процесса на компьютерной мо-
дели непосредственно на рабочем месте студента (виртуальные лаборатории).
Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовой основой российского ДО является приказ Минобрнауки №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», а также Федеральный Закон «Об образовании», с поправками, принятыми в начале 2012 г. По замыслу авторов поправок, дополнения были призваны упорядочить данную форму получения образования; к сожалению, «получилось как всегда».
Дистанционные образовательные технологии
На сегодняшний день можно выделить следующие типы дистанционных образовательных технологий в России: корреспондентская, кейс, телевизионная, вахтовая, Интернет, мобильные, телеприсутствия.
Обрисуем кратко суть перечисленных технологий. Корреспондентская характерна тем, что доставка учебных материалов и обучение осуществляются с использованием традиционной почты. Она имеет 200-летнюю историю и существует поныне. При кейс-технологии обучающийся на расстоянии получает комплект учебных материалов (бумажные пособия, аудио- и видеокассеты, всевозможные инструкции по организации самостоятельной работы и т.д.). Для доставки используются различные транспортные средства. Телевизионная технология характеризуется тем, что весь спектр образовательной деятельности центральной образовательной организации «клонируется» в многочисленныхфи-лиалах через спутниковые каналы связи. В России эту технологию монопольно использует Современная гуманитарная академия (www.muh.ru). При вахтовой технологии бригада преподавателей с необходимым учебным обеспечением выезжает к группе студентов, концентрирующихся в одной географической точке. Технология теле-
108 Высшее образование в России • № 10, 2012
присутствия обеспечивает эффект «присутствия» дистанционного обучающегося в очном учебном процессе посредством дистанционно управляемого мобильного технического устройства, которое снабжено видеокамерой и аудиоаппаратурой.
Наиболее перспективной и широко используемой является Интернет-технология [2]. Недаром Б. Гейтс в свое время сказал: «Если тебя нет в Интернете - ты не существуешь».
Мировой веб-сети немногим больше 40 лет, и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателей и обучающихся Интернет - это совокупность компьютерных сетей с широким выбором информационно-образовательных и коммуникационных услуг. Прогресс использования Интернета, точнее ЖЖЖ, обусловлен его дидактическими свойствами, которые обеспечивают:
1) публикацию учебно-методической информации в общем случае в гипермедийном виде;
2) педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками учебного процесса;
3) независимый от времени и пространства дистанционный доступ к информационным ресурсам.
Благодаря таким простым и понятным свойствам, как публикация, общение, доступ, Интернет может быть использован в образовании гораздо успешнее, чем фонограф, кино, телевидение и даже компьютер.
Приятно сознавать, что внедрение и использование Интернет-технологий происходит не насильственно, а постепенно; это объективный процесс интеграции Интернет-технологий в существующую систему образования, приводящий, в свою очередь, кее изменениям.
В последнее время среди научно-педагогической общественности и администра-
тивных работников получил большое распространение термин е^еагшп§, что, вообще говоря, странно, т.к. у нас имеется вполне адекватный русский эквивалент -«электронное обучение». Это понятие более широкое, чем ДО 1.
Национальный стандарт ГОСТР 526532006 «ИКТ в образовании. Термины и определения» 01.07.2008 определяет электронное обучение (е^еагшп§) как обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Обратим внимание на то, что в поправке к закону ФЗ РФ «Об образовании» в части применения дистанционных образовательных технологий от 28 февраля 2012 г. определение электронного обучения носит весьма витиеватую формулировку и не согласуется с ранее принятым национальным стандартом. В соответствующей статье ФЗ сказано следующее: «1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, техническихсредств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образова-
1 См. серию статей, опубликованных в журнале «Высшее образование в России» за последние пять лет в рубрике “Education опНпе” (www.vovr.ru/ educ.html).
тельные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Как это делалось
Исторически, начиная с середины 90-х годов прошлого века, процесс “интернетизации” российской высшей школы прошел несколько этапов. На первых порах считалось, что, благодаря оснащению вуза компьютерами и подключению их к сети Интернет, проблема ДО решится сама собой. Убедившись, что дело не идет, принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения. Следом организовали и подготовку преподавателей. Однако всё шло не так, как хотелось бы. Тогда вспомнили, что надо учить работать в новой образовательной среде и студентов. По мере решения задач внедрения стали всплывать проблемы мотивации персонала. Только люди, не имеющие дело с Интернет-обучением, наивно думают, что при этом учебный процесс автоматизируется и упрощается, что все рутинные операции устраняются и т.д. Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя весьма больших интеллектуальных, физическихи психических усилий. Поэтому без новых научно обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты преподаватель предпочтет родное и знакомое ему «меловое » аудиторное обучение. Появились проблемы и в реализации документооборота... И так шаг за шагом. Перечислим задачи, которые предстоит решить любой образовательной организации для внедрения Интернет-обучения:
1) организовать материально-техническое обеспечение (программные среды, компьютеры, каналы);
2) разработать (или приобрести) учебно-методическое обеспечение;
3) сформировать структуру, ответ-
ственную за внедрение Интернет-технологий;
4) подготовить кадры;
5) подготовить обучающихся;
6) спланировать и организовать занятия;
7) провести адаптацию системы документооборота;
8) мотивировать коллектив;
9) заручиться поддержкой руководства.
Особенности ДО
Участие в конференциях, посвященных электронному обучению, изучение соответствующих материалов и анализ доступной информации о деятельности образовательных организаций ДО позволили выделить характерные черты российского Интернет-обучения, связанные с применением: 1) виртуальной реальности; 2) сервисов Интернета Веб 2.0; 3) открытых образовательных ресурсов; 4) видеосервисов. Раскроем кратко содержание этих особенностей.
Понятие «виртуальная реальность» (ВР) обычно применяется к созданным компьютером «мирам». Из публикаций по электронному обучению следует, что применение ВР характеризует «продвинутость» образовательной организации в e-Learning, хотя ее дидактические свойства и эффективность в полной мере еще не исследованы. В России программная среда виртуального обучения разработана в проблемной лаборатории УдГУ под руководством М.Н. Морозова (vacademia.com).
Web 2.0 (Веб 2.0.) - сетевые сервисы (программные среды, оболочки), которые используются для организации совместной сетевой деятельности. В российском образовании нашли применение следующие из них:
• Блог (blog) - сервис для публикации материалов в сети с организацией доступа к ним с возможностью чтения и размещения комментариев зарегистрированным пользователям;
110 Высшее образование в России • № 10, 2012
• Вики (WikiWiki) - сервис для публикации материалов в сети с возможностью доступа к их чтению и редактированию зарегистрированным пользователям;
• Делишес (delicious) - сервис для хранения закладок на веб-страницы (с описаниями и возможностью поиска);
• Ютьюб (YouTube) - сервис для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи);
• Фликр (flicr) - сервис для хранения, просмотра и обсуждения фото;
• Твиттер (twitter) - микроблог;
• Социальные сети (Мой мир, ВКонтакте и др.).
Открытые образовательные ресурсы (ООР) предоставляют доступ к использованию и разработке как собственно образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения [3]. ООР активно поддерживаются ЮНЕСКО, быстро расширяются и набирают силу. Из этого потока обращает на себя внимание Академия Хана - некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 г. выпускником Гарварда С. Ханом с целью «предоставления высококачественного образования каждому и всюду». Сайт академии (http:// www.khanacademy.org/) предоставляет доступ к коллекции из более чем 2400 бесплатных микролекций по математике, истории, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике и компьютерным наукам. Любопытно, что такая методика обучения означает возврат к «меловому» периоду на новом техническом уровне.
Российские открытые образовательные ресурсы представлены в сети Интернет несколькими порталами. Среди них отметим Информационную систему «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru) и Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов (http:// eor.edu.ru).
Лекции ведущих российских преподавателей можно, например, посмотреть на сайте www.lektorium.tv.
Видеосервисы в общем случае представляют собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую возможность интерактивного обмена текстовой и аудио/ видеоинформацией между двумя и более абонентами, подключенными к Интернету. Простота и распространенность сервисов позволили приблизить педагогическое общение к традиционному и тем самым существенно поднять качество ДО. В настоящее время вебинары стали так же привычны, как и очные лекции. Они показали, что дистанционные занятия могут быть даже эффективнее, чем очные занятия [4].
Описанием,объяснением и прогнозированием учебных процессов в ИКТ-насыщенной образовательной среде занимается электронная педагогика, в которую эволю-ционно трансформируется традиционная педагогика [5].
Литература
1. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного
обучения // Высшее образование в России. 2007. №3. С. 57-62; Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 98-102.
2. Андреев А.А. Интернет в высшей школе:
состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. №12. С. 29-33.
3. Андреев А.А. Открытые образовательные
ресурсы // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 114-116.
4. Андреев А.А. Роль и проблемы преподава-
ния в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41-45.
5. Андреев А.А. Педагогика в информацион-
ном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
ANDREEV A. FORMATION AND DEVELOPMENT OF DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES IN RUSSIA
The article discusses the concept of distant learning, prerequisites of its formation, and some aspects of its development in Russian educational environment. The author accentuates the features of the modern Internet technologies in distant learning.
Key words: distant learning, educational distant technologies, educational Internet services, e-Learning.
Н.В. БЕКУЗАРОВА, доцент КвазиПр°фесси°нальнЫЙ
е.в. ермолович, доцент характер смешанного
Сибирский федеральный обучения в педагогической
университет
магистратуре
Статья посвящена инновациям в педагогической магистратуре на основе смешанного подхода. Рассматриваются особенности квазипрофессиональной деятельности магистрантов - будущих педагогов.
Ключевые слова: смешанное обучение, педагогическая аспирантура, квазипрофес-сиональная деятельность, активные методы обучения.
Одна из серьезных проблем отечественного образования заключается в том, что оно не ориентировано на рынок труда -более трети выпускников высших педагогических образовательных учреждений не трудоустраивается по выбранной профессии. Более того, они не владеют эффективными и современными методами работы. Происходит это во многом потому, что качество подготовки современного специалиста в области образования оценивается только педагогическим коллективом образовательного учреждения, а не внешними экспертами, в роли которых должны выступать прежде всего работодатели. Таким образом, складывается ситуация, когда профессиональные учебные заведения не несут ответственности за результат обучения перед потенциальным работодателем.
Российский рынок педагогического труда требует специалиста новой формации, отличающегося коммуникабельностью, инновационным типом мышления, имеющего гуманистические ценностные ориентации, ведущего здоровый образ жизни. Мы предполагаем, что на современном этапе развития общества, когда непрерывность
образования диктует необходимость постоянного совершенствования знаний и умений, способности быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, в вузовском обучении целесообразно применять смешанные формы, которые активно используются в корпоративном обучении. Это позволит приблизить обучение студентов к их будущей профессиональной деятельности и заложить основы их конкурентоспособности и профессиональной мобильности.
Государства, присоединившиеся к Болонскому соглашению, целью которого является создание единого европейского пространства высшего образования, осуществляют переход на уровневую систему подготовки педагогов, включающую бакалавриат и магистратуру. Преимуществами уровневой системы педагогического образования выступают:
■ формирование студентами индивидуальных образовательных маршрутов, наиболее полно отвечающих их личностно-профессиональным потребностям и устремлениям, через возможность дважды выбирать профиль программы (при