Научная статья на тему 'Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения'

Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10759
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / DISTANCE LEARNING TEACHER COMPETENCES / EDLEARNING PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EXTENSION COURSES / INFORMATIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE AND COMMUNICATION COMPETENCES / SELF DEVELOPMENT COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуличева Наталия Викторовна

Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Для разработки дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать информационные компетенции, а для реализации коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никуличева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising the level of distance learning teachers

The distant learning teachers must be equipped with the special skills and competences such as informational, communicative and self development competences. Training of them can be maximum effective on extension courses in a form of distance learning.

Текст научной работы на тему «Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения»

Курс повышения

Н.В. НИКУЛИЧЕВА, зав. кафедрой квалификации

федералшъш институт преподявятеля

развития образования ирсиидавсис^ш

дистанционного обучения

Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Для разработки дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать информационные компетенции, а для реализации - коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования.

Ключевые слова: компетенции преподавателя дистанционного обучения, педагогические технологии дистанционного обучения, повышение квалификации в режиме дистанционного обучения, информационные компетенции, коммуникативные и коммуникационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Современный преподаватель - это человек, не только обладающий компетенциями для очного обучения, но и знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, владеющий педагогическими технологиями дистанционного обучения, т.е. умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

В сети Интернет в последнее время множатся сетевые педагогические сообщества, что говорит об увеличении интереса педагогов к сетевым технологиям общения и работы. Интернет-государство учителей (ИнтерГу.ру), ITN (Сеть творческих учителей), Intel, КМ-wiki, Openklass, СоцОб-раз, Сообщество блоггеров от образования, Лига образования, Региональные Wiki - это лишь небольшая часть педагогических площадок, где преподаватели обсуждают свои проблемы, обмениваются методическими материалами, повышают квалификацию, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах (в том числе вместе со своими учениками). Кроме того, Интернет наполнен большим количеством сервисов, которые удобно сочетать в учебном процессе, как-

то: форумы, вики-вики, блоги, электронная почта, делишес, скайп (и другие программы для видеоконференций), списки рассылки и т.д. Всё это возможно использовать как в дополнение к традиционным очным формам обучения, эффективно увеличивая общение преподавателя и студента, так и при дистанционном обучении. Поэтому первое, чему следует учить современного преподавателя, - это умению пользоваться возможностями сети Интернет. Следует постоянно повышать его компетентность в области владения педагогическими технологиями дистанционного обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса.

Под дистанционным обучением (ДО) мы понимаем систему обучения, основанную на взаимодействии на расстоянии учителя и учащихся, учащихся между собой , отражающую все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ, в том числе и Интернет-технологий. Дистанционное обучение является новой системой обучения, включающей педагогические и информационные технологии [1].

Среди моделей дистанционного обучения, выделенных Е.С. Полат, наибольшее

116

Высшее образование в России • № 9, 2009

распространение на сегодня получили интеграция очного и дистанционного обучения, сетевое обучение (проведение автономных дистанционных курсов, обучение в информационно-образовательной среде) и модель дистанционного обучения с помощью кейс-технологий. Следовательно, второе, чему следует учить современного преподавателя, - это работа с данными моделями дистанционного обучения и получение высокого результата обучения.

Возникает вопрос: какими способами стоит готовить преподавателя к дистанционному преподаванию? Как и чему его обучать? Заметим, что возможно как очное, так и дистанционное повышение квалификации. Последнее удобно и эффективно.

Какими особенными умениями должен обладать «дистанционный» преподаватель в дополнение к тем, которыми он уже обладает, когда работает очно? Данные компетенции возможно отнести к трём группам:

■ компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);

■ компетенции в области психологии (знания о психологических особенностях общения в виртуальной среде, особенностях возрастных изменений восприятия виртуального общения, о принципах дистанционного обучения людей разных возрастов и т.д.);

■ компетенции в области информационных технологий (свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием).

Формирование данных компетенций может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Именно ДО поможет педагогам сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль обучающихся в рамках курсов,

преподавателям будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность сравнить позиции преподавателя и обучающегося.

Деятельность преподавателя дистанционного обучения организационно можно разделить на этапы разработки дистанционного курса и реализации дистанционного курса.

Разработкой дистанционного курса могут заниматься авторы-разработчики. Но и в этом случае преподаватель должен иметь полное представление о методике его разработки, хотя бы для того, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать его под разный уровень обучающихся.

Для разработки дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать информационно-педагогические компетенции. К ним относятся:

■ компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционного урока, курса, электронного учебника и др.);

■ компетенции разработки, внедрения и применения учебно-методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, а также проектирования систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;

■ умение организовать совместную (групповую, кооперативную) профессиональную деятельность, навыки работы в команде;

■ владение приемами создания различ-ныхвидов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), навыки проектирования системы оценки качества контрольных материалов, выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др.

Для реализации дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования:

■ практическое владение педагогическими технологиями ДО (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектная деятельность, ситуационный анализ и т.д.);

■ компетенции в сфере образова-

данных компетенций, должна быть адаптирована применительно к подготовке преподавателей дистанционного обучения. Модель сетевого курса обучения представлена на схеме 1. В модели присутствуют пять блоков.

Схема 1

тельно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации;

■ компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (владение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО).

Структура типового дистанционного курса, направленного на формирование

• Блок содержания курса (Блок 1) включает лекции, инструкции для слушателей, источники информации, глоссарии по теме курса.

• Блок контроля (Блок 2) содержит различные виды заданий для текущего (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line) и итогового контроля (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).

• Организационный блок (Блок 3) включает форум знакомств, документацию учебного процесса, текущие объявления по курсу.

• Блоксредствкоммуникаций (Блок 4)

118

Высшее образование в России • № 9, 2009

содержит средства для индивидуального и группового обучения (форум, электронная почта, ICQ, вики-вики, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).

• Блок подведения итогов (Блок 5) включает рефлексию после изучения каждого модуля и в конце курса, а также анкетирование.

Блоки 1 и 2 представляют собой методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 - педагогическую деятельность во время проведения курса, а блок 5 - фиксирование результатов [2].

Реализация дистанционного курса проходит в несколько этапов. Для каждого этапа при подготовке курса разрабатывается методическое наполнение типовых блоков

курса, а также описываются особенности использования педагогических технологий дистанционного обучения.

В целях использования дистанционного курса как средства формирования компетенций преподавателя ДО кафедра методологии дистанционного повышения квалификации Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров Федерального института развития образования проводит дистанционные и очно-дистанционные курсы повышения квалификации (по 72 ч.) по темам:

• «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»;

• «Преподаватель дистанционного обучения»;

Таблица 1

Плюсы и минусы ДПК

Плюсы и минусы ДПК Для преподавателя курса дистанционного обучения Для слушателя курса дистанционного обучения

Индивидуальный график работы Гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учёбу

Выбор различных моделей ДО Индивидуальная учебная программа и график контроля

Формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями

Плюсы ДПК Самостоятельная систематическая работа с учебным материалом и информационными источниками. Формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно

Экономическая эффективность (уменьшение материальных затрат на бытовые, транспортные расходы)

Динамичность: электронная форма позволяет обновлять учебный материал

Доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т.д.)

Интерактивное взаимодействие с информационным материалом

Возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида

Разработка и проведение дистанционных курсов требует больших временных затрат и усилий Психологическая адаптация при восприятии учебного материала затруднена (без личного присутствия преподавателя)

Отсутствие устной речи (обучающийся больше пишет и читает, чем говорит)

Минусы ДПК При отсутствии навыков на уровне пользователя дистанционное обучение затруднено (требуется дополнительное обучение)

Зависимость процесса обучения от качества Интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т.д.)

Медицинские проблемы при сидячей работе за компьютером: страдает зрение, позвоночник

• «Внедрение ИКТ в образовательный процесс»;

• «Разработка УМК для дистанционного обучения: электронный учебник, дистанционный курс, система тестирования».

В рамках дистанционных курсов проводилась виртуальная дискуссия «Плюсы и минусы дистанционного обучения». В табл. 1 отражены мнения слушателей, обучавшихся в течение года на курсах дистанционного повышения квалификации (ДПК).

Таким образом, дистанционный курс повышения квалификации как средство формирования компетенций преподавателя дистанционного обучения при психоло-

гической и технической подготовке учебного процесса имеет больше плюсов, чем минусов, что говорит о его практической пользе для будущих специалистов.

Литература

1. См.: Педагогические технологии дистанци-

онного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006.

2. См.: Никуличева Н.В. Экономический ме-

ханизм организации дистанционного обучения в образовательном учреждении // Материалы I научно-практической конференции «Дистанционное обучение в системе непрерывного образования». М., 2009.

NIKULICHEVA N. RAISING THE LEVEL OF DISTANCE LEARNING TEACHERS The distant learning teachers must be equipped with the special skills and competences such as informational, communicative and self development competences. Training of them can be maximum effective on extension courses in a form of distance learning.

Keywords: distance learning teacher competences, e-learning pedagogical technology, extension courses, informational competence, communicative and communication competences, self development competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.