/-
N
EDUCATION ONLINE
А.А. АНДРЕЕВ, профессор Московский финансовопромышленный университет «Синергия»
Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика
Обосновывается появление новой педагогической науки, адекватной реалиям информационного общества, - электронной педагогики. Обсуждаются объект, предмет, понятийный аппарат, принципы электронной педагогики, а также виды электронных учебных занятий, теории и концепции обучения. Сформулированы актуальные проблемы становления и развития электронной педагогики.
Ключевые слова: электронная педагогика, информационное общество, информатизация, теоретические основания э-педагогики.
Объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привел в настоящее время к формированию новой социально-экономической формации, называемой информационным обществом (постиндустриальным, знаниевым) [1]. Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского, обслуживавшая индустриальную эпоху, сегодня стала неадекватной, а потому потребовалась разработка новой педагогической парадигмы, обосновывающей и реализующей неклассические подходы к организации образовательного процесса. Оказались явно непригодными традиционные установки системы образования индустриального общества, как-то: учение в молодости как запас на всю жизнь; монологическая передача знаний и доминирующая позиция педагога; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; опора на книгу как на основное средство обучения и др.) [2]. Возникла необходимость сформировать принципы педагогики, адекватные жизни в постиндустриальном обществе.
Научно-педагогическая общественность ощущает явную потребность в некоей новой педагогике; на это обращают внимание А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Шадриков, С.А. Щенни-
ков и другие эксперты в данной области. Большое количество очных и дистанционных конференций, семинаров и школ, посвященных применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, говорит об актуальности и востребованности этого направления в научно-педагогической мысли, о необходимости обмена опытом и идеями по данной проблеме.
Перечислим наиболее известные мероприятия, организованные в 2011 г. (большинство из них ежегодные): V Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий е^еагшп§, II Международная научно-практическая педагогическая конференция «Компетенции учителя как фактор интеграции ИКТ и современных педагогических технологий », XXI Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2011»), III Всероссийская научно-практическая конференция «Электронная Казань 2011» (ИКТ в образовании: методические и педагогические аспекты их использования), «Электронные ресурсы в непрерывном образовании » (ЭРНО-2011), XII Международный интерактивный форум образовательных технологий «Дополняя реальность», VI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации россий-
114 Высшее образование в России • № 11, 2011
ского общества », V Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (ЭТНО-2011), Международная летняя школа е^еагшп§ 2011 и др.
Анализ содержания докладов, опубликованных в материалах указанных мероприятий, очных и дистанционных выступлений участников позволяет сделать вывод, что в своем большинстве они опираются на текущую практику внедрения е^еагшп§, описывают опыт использования электронных учебных материалов при проведении учебных занятий, свои успехи и трудности в этой сфере. Явно просматривается акцент на накопленный эмпирический опыт электронного обучения вне связи с какой-либо осознанной теоретической позицией. Доклады и статьи напоминают отчеты об их собственной, действительно хорошей работе в том или ином образовательном учреждении. В них отсутствует главное - обоснование того, что предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто эффективными в ряду других вариантов.
Конечно, образовательные успехи в электронном обучении наблюдаются и без теории, как это ни странно. Однако сразу вспоминается известная мысль: «Без науки нет хорошей практики». Потому-то прогрессивная научно-педагогическая общественность постоянно, пусть и на интуитивном уровне, ощущает настоятельную потребность в теории. У нас есть богатый опыт э-обучения, и его нужно обобщать, разрабатывая теоретические основы, которые помогут совершенствовать практику.
На сегодня более или менее устоялись следующие отрасли общепедагогических знаний: дошкольная педагогика, педагогика школы, производственная, военная, ис-правительно-трудовая,социальная и коррекционная педагогики. Это общепринятое деление, хотя основания классификации могут быть самыми разными [3]. Рискну
выдвинуть следующий тезис: электронная педагогика - это не отдельная новая отрасль педагогики в ряду уже существующих, поскольку сегодня она присутствует в каждой из них.
Говорить в настоящее время об образовательных процессах на всех уровнях образования без применения ИКТ нет смысла (например, с этого года информатику ввели уже в начальных классах!). Поэтому предлагаю называть электронной педагогикой научное изучение, описание и прогнозирование процессов в любых ИКТ-на-сыщенных образовательных средах. Можно сказать и так: педагогика как наука эво-люционно перерождается в электронную педагогику (э-педагогику), сохраняя присущие научному знанию критерии и преемственность. Объект электронной педагогики остается прежним - это образование. Предметом ее являются педагогические процессы, происходящие в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде.
Ортодоксы наверняка скажут: мало нам музейной, ноосферной, биосоциальной, перинатальной и т.п. “педагогик”, а тут еще предлагают э-педагогику. Думаю, что в нашем случае они неправы. Классическая педагогика, как живое существо, трансформируется, превращаясь в условиях информатизации образования в электронную: старое отмирает, ему на смену эволюцион-но приходит новое.
Образовательные процессы, как известно, происходят в педагогической системе [4] . Последняя содержит элементы (цель, содержание, обучающие, обучаемые), а также организационно-технологический блок (методы, средства, формы обучения). Функционирование указанных элементов в реальных условиях поддерживается учебно-материальной, финансово-экономической, нормативно-правовой и маркетинговой подсистемами. Все перечисленные элементы находятся во взаимосвязи и образуют информационно-образовательную среду.
Education Online
115
Что же изменилось здесь с возникновением электронной педагогики?
Например, понятийный аппарат. Появились новые категории: “дистанционное обучение”, “электронное обучение”, “Интернет-обучение”, “преподаватель ДО”, “электронные учебные занятия” и др. Сегодня активно осваивается категория “персональная учебная среда” (ПУС), связанная с практическим применением идей е-Learning 2.0: обучение эволюционирует от передачи информации и знаний кпроизвод-ству информации и знаний [5].
Принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др. сохраняются, но добавились новые: интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валеологический [6].
Понятно, что новорожденной педагогике требуется теория, поскольку научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня разработанной в ней теории как высшей формы организации научного знания, дающей целостное представление о закономер-ностяхи существенных связях в определенной предметной области.
Перед тем как сказать о некоторых новых теориях, разработанных в рамках электронной педагогики, уместно вспомнить концепции, господствующие в классической педагогике. В них аккумулирован богатый практический опыт обучения и раскрыты закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания обра-зовательныхтехнологий и характера взаи-
модействия участников образовательного процесса. Перечислим наиболее известные теории и концепции классики [7]:
• концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов);
• концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Песта-лоцци, А. Дистервег, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский);
• концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи);
• концепция функционального материализма (В. Оконь);
• парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль);
• кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц);
• ассоциативная теория обучения (Дж. Локк, Я.А. Коменский);
• теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина);
• управленческая модель обучения (В.А. Якунин).
Изучение базовых идей этих теорий заставляет поразмышлять об их уместности в новых условиях. Например, концепция дидактического энциклопедизма в связи с широким распространением Интернета и его мощной информационной базой постепенно сходит на нет. В то же время актуализируется концепция дидактического формализма, суть которой - научить мыслить. Остальные концепции и подходы также требуют пересмотра. Надо сказать, что большой вклад в развитие современной теории электронного обучения вносит деятельность группы «НЭО »(новое электронное обучение) под руководством В.В. Наумова.
Электронная педагогика дополняет указанный список новыми подходами, такими как коннективизм [8], где обучение рассматривается как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности (люди, организации, библиотеки, сай-
116 Высшее образование в России • № 11, 2011
ты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации).
Предметом осмысления в э-педагоги-ке должны стать новые виды учебных занятий, проведение которых возможно с развитием сервисов Интернета, в частности Веб2.0. К таковым относятся, например, вебинары - интерактивные аудиовидео онлайновые занятия. Оригинальные организационные формы обучения на базе Интернет-технологий рождаются в МОДК. Массовый открытый дистанционный курс (МОДК) основывается на активном участии студентов, которые сами организуют занятия в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также сообразуясь с общими интересами [9].
Список организационных форм, в разной степени адекватных новой образовательной парадигме и, соответственно, электронной педагогике, приведен в статье С.А. Щенникова [10].
В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, актуальные, с нашей точки зрения, на сегодняшний день.
1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе терминологического аппарата.
2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.
3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).
4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде.
5. Подготовка студентов и преподавателей к эффективному овладению технологией электронного обучения.
6. Валеология электронного обучения и Интернет-безопасность.
7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.
8. Обеспечение качества э-обучения и его оценка.
9. Нормативно-правовое обеспечение э-обучения.
10. Исследование организационных форм обучения, поиск их оптимального сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариан-тахпроведения учебного процесса.
Таким образом, объективный процесс информатизации образования приводит к необходимости разработки электронной педагогики как науки, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, свои теории. Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит вывести педагогическую практику в среде электронного обучения на качественно новый уровень.
Литература
1. Иноземцев В.Л. Современное постиндуст-
риальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 302 с.
2. Новиков А.М. Постиндустриальное обра-
зование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики.
М.: Академия, 2003.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы.
Новый курс. М.: ММИЭИФП, 2003.
5. Патаракин Е.Д. Открытая образователь-
ная сеть как «паутина соучастия» // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 111-118.
6. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Приклад-
ная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.
7. Бордовская Н.В. , Реан А.А. Педагогика:
Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
8. George Siemens. Connectivism: A Learning
Theory for the Digital Age // Elearnspace. 2004. December 12. URL: http://
www.elearnspace.org / Articles/ connectivism.htm
9. Кухаренко В.Н. Инновации в e-Learning:
массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93-98.
10. Щенников С.А. Дидактика современного образования // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83-91.
Education Online
117
ANDREEV A. PEDAGOGY IN THE INFORMATION SOCIETY
The formation of a new pedagogy - e-pedagogy, which is caused by the objective process of education informatization. We discuss the subject, object, conceptual apparatus, the principles of the e-pedagogy, and the types of e-learning lessons, possible theories and existing training concepts. Topical problems of formation and development of e-pedagogy are formulated.
Key words: e-pedagogy, e-pedagogy conceptual apparatus and principles, information society, informatization.
Е.А. БУДЕНКОВА, аспирант И.П. ЦВЕЛЮХ, доцент Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
«Обучение в сотрудничестве» средствами Веб 2.0
В статье рассматривается методический алгоритм интеграции сервисов Веб 2.0 в дидактический процесс, реализуемый по технологии «обучения в сотрудничестве ». В качестве примера представлен опыт применения метода «Кооперация» С. Кагана в рамках сетевого межкультурного проекта “The way we are” на базе СибГАУ и общеобразовательной школы г. Шаста, Северная Калифорния.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, сервисы Веб 2.0, обучение в сотрудничестве.
Организация Объединенных Наций провозгласила свободный доступ в Интернет фундаментальным правом человека, распространив область действия статьи 19 Всеобщей декларации прав человека о свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами на всемирную систему объединённых компьютерных сетей. Документальное признание того, что ИКТ и Интернет - это не только локомотив социально-экономического развития, но и неотъемлемая коммуникационная платформа для всех демократических обществ, является крайне своевременной мерой, поскольку, по данным Международного союза электросвязи, общее количество Интернет-пользователей по всему миру за период с 2000 по 2010 гг. выросло с 400 млн. до более чем 2 млрд. человек [1]. Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю в рамках 17-й сессии Совета ООН по правам человека (30 мая - 17 июня 2011 г.)
в своем докладе подчеркнул возрастающее значение сервисов Веб 2.0 в качестве технической платформы для коллективного сотворчества в процессе создания сетевого контента и обмена информацией, для превращения Интернет-пользователя из пассивного реципиента информации в автора сетевых ресурсов [2, р. 6].
Контактные сервисы Веб 2.0 как продукт деятельности коллективного сознания в сети набирают всевозрастающую популярность. Так, в период с 2009 по 2011 гг. количество зарегистрированных пользователей социальной сети Facebook возросло со 150 до 600 млн. человек [2, р. 4], а количество пользователей русской социальной сети «Вконтакте» составляет более 100 млн. Именно это и позволяет сервисам Интернета второго поколения стать технической платформой для компьютерно-опосредованного обучения, построенного на принципах конструктивизма и гуманистической педагогики.
На сегодняшний день наиболее приори-