Научная статья на тему 'Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства в контексте русской художественной школы'

Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства в контексте русской художественной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / культура / Дагестан / Россия / художники / живопись / графика / ine art / culture / Dagestan / Russia / painters / painting / graphics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дандамаева Загида Эфендиевна

В данной статье анализируются основные этапы и тенденции развития профессионального изобразительного искусства Дагестана в XX в. Значительное внимание уделяется историко-культурным аспектам взаимодействия национального изобразительного искусства и русской художественной школы, роли и влиянию российской художественно-педагогической системы на становление и развитие дагестанской художественной культуры и искусства в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дандамаева Загида Эфендиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Dagestan Fine Art in the Context of Russian Art School

The given article analyzes the main stages and development tendencies of professional fine art in Dagestan in XX century. The author pays considerable attention to historical-cultural aspects of interaction of national fine art and Russian art school, role and influence of Russian artistic-pedagogical system on the formation and development of Dagestan culture and art in the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства в контексте русской художественной школы»

УДК 008:75.03(470.67)

Загида Эфендиевна Дандамаева

кандидат исторических наук,

научный сотрудник

Институт Востоковедения РАН,

Москва, Россия

E-mail: zagidaefendievna@gmail.com

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

В данной статье анализируются основные этапы и тенденции развития профессионального изобразительного искусства Дагестана в XX в. Значительное внимание уделяется историко-культурным аспектам взаимодействия национального изобразительного искусства и русской художественной школы, роли и влиянию российской художественно-педагогической системы на становление и развитие дагестанской художественной культуры и искусства в советский период.

Ключевые слова: изобразительное искусство, культура, Дагестан, Россия, художники, живопись, графика

Для цитирования: Дандамаева, З. Э. Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства в контексте русской художественной школы / З. Э. Дандамаева // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 37-44.

Профессиональное изобразительное искусство Дагестана прошло уже достаточно длительный путь развития. Его состояние на сегодняшний день представляет довольно многообразную палитру как в плане используемых художественных методов, так и по стилистическим приемам в каждом из них. На протяжении более чем векового пути развития профессионального изобразительного искусства ведущие художники Дагестана были воспитанниками русской художественной школы, но при этом являлись яркими национальными художниками.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изобразительное искусство является неотъемлемой частью культуры любого народа, и его изучение позволяет лучше понять историю и культуру региона. В этом контексте исследование изобразительного искусства Дагестана может внести значительный вклад в понимание культурного наследия региона. Во-вторых, развитие изобразительного искусства в Дагестане представляет собой интересный и малоизученный феномен. В отличие от многих других ре-

гионов России, где изобразительное искусство имеет более длительную историю, в Дагестане оно начало развиваться относительно недавно. Это делает исследование его становления и развития особенно важным для понимания процессов культурной эволюции в регионе. Кроме того, изобразительное искусство Дагестана обладает уникальными чертами, которые отличают его от искусства других регионов. Оно сочетает в себе элементы традиционного народного искусства и современные тенденции. Изучение этих особенностей и тенденций может помочь лучше понять историю и культуру Дагестана и его место в общероссийском культурном контексте.

Становление профессиональных форм изобразительного искусства характеризовалось яркой национальной окрашенностью при единстве идейно-содержательного аспекта многонациональной советской культуры [2; 3]. Своеобразие природного колорита, типологические характеристики народных образов, национальные быт и культура служили богатым натурным и художественно-эстетическим

37

материалом для дагестанских художников [3; 4; 11]. Корни дагестанского изобразительного искусства можно проследить в его богатых традициях народных ремесел, включая ковроткачество, ювелирные изделия, изделия из металла, дерева и камня, керамику и др. Эти ремесла не только были выражением эстетической красоты, но и имели глубокое культурное и символическое значение. Сложные конструкции и техники, передаваемые из поколения в поколение, заложили основу для самобытного визуального языка, который впоследствии повлиял на профессиональное художественное самовыражение [2; 11; 12].

История дагестанского изобразительного искусства, особенно начального периода ее становления, неразрывно связана с русской художественной школой. Истоки изобразительного искусства Дагестана берут свое начало в творчестве русских художников. Первоначальное взаимодействие между российскими художниками и дагестанским художественным сообществом относится еще к досоветскому периоду, но набрало обороты в начале XX в., особенно после установления советской власти [6; 8].

Российских художников привлекало богатое культурное наследие Дагестана и уникальные ландшафты, которые были важным источником художественного вдохновения. Эти художники не только создавали работы, изображающие пейзажи и людей Дагестана, но и взаимодействовали с местным художественным сообществом, делясь знаниями и техниками, которые ранее были неизвестны в регионе.

Художественное осмысление страны гор, ее природы и уникальной культуры началось еще в XIX в., ставшем переломным периодом в русском искусстве, ознаменовавшимся ростом чувства национальной идентичности и стремлением запечатлеть многообразие ландшафтов и культур, составлявших огромную Российскую империю [2; 7; 8]. Кавказский регион с давних пор завораживал художников и писателей своими суровыми пейзажами, богатым культурным разнообразием и сложной историей. Среди пленительных сюжетов, к которым обращали свой взор художники и писатели, Кавказ, в том числе и Дагестан, представал

как удивительный регион, демонстрирующий взаимодействие природы, культуры и человеческого опыта. В произведениях знаменитых художников Кавказ оживает на полотнах, отражая как притягательность региона, так и сложность его социальной и культурной динамики.

Особенно усилился и активизировался интерес к изучению и познанию горской культуры в период Кавказской войны (18291864). Более 60 русских художников побывали в это время в Дагестане. Среди них были очевидцы и участники Кавказской войны Г. Гагарин, Т. Горшельт, Ф. Рубо, П. Бабаев, И. Занковский и др. [2; 8; 14]

Многие художники входили в состав российских войск, дислоцированных на Кавказе, в качестве летописцев. При этом художники отражали не только исторические события и батальные сцены. Их творчество обогатило русское искусство новыми сюжетами, образами, характерами, величественными картинами природы [2; 7; 14].

Помимо пейзажей, Кавказ, и в частности Дагестан, стал для художников холстом для изучения взаимодействия культур и сложностей человеческой жизни. Культурное многообразие региона, сплетение этнических групп и традиций стали интересным предметом художественного исследования [4; 7; 11].

Под их воздействием в национально-художественной среде формировалась почва для глубинных трансформаций в искусстве и развития новых художественных направлений, таких как живопись, графика, скульптура.

В начале XX в. Дагестан вступил в новый этап своего художественного развития. Становление профессионального изобразительного искусства в Дагестане в 1920-1930-е гг. было периодом, отмеченным значительными культурными и социальными преобразованиями. Эта эпоха характеризовалась усилиями по установлению советской культурной идентичности, что существенно повлияло на развитие изобразительного искусства в регионе.

Этот период привел к утверждению в Дагестане, как и в других регионах страны, классических европейских традиций реалистического искусства под влиянием русской художественной культуры и стал определяющим

38

моментом для культурного развития региона, открыв ему доступ к достижениям в области науки, культуры и искусства [3; 5; 6]. Синтезируясь и развиваясь, эти традиции превратились в новую образно-выразительную систему национального искусства.

После революционных событий 1917 г. и последующего создания Советского Союза в новообразованном социалистическом государстве была развернута общенациональная кампания по пересмотру культурного и художественного самовыражения. Дагестан — регион, известный своими разнообразными этническими группами и богатыми культурными традициями, стал важным центром советской культурной политики. Именно 1920-30-е годы сыграли решающую роль в создании основы профессионального изобразительного искусства в Дагестане, поскольку художники начали ориентироваться между традиционными мотивами и новой парадигмой социалистического реализма, предписанной государством.

Еще в начале революционных преобразований в республике была создана художественная среда, которая способствовала приобщению местного населения к новым формам изобразительного искусства. Одним из первых практических шагов в этом направлении стало создание подотдела искусств, руководителем которого был назначен художник Халил-Бек Мусаев (Му-саясул), один из основоположников дагестанского изобразительного искусства [9; 11].

В первые годы существования Советского Союза правительство предприняло масштабную культурную перестройку, направленную на приведение искусства в соответствие с социалистическими идеалами. В Дагестане, как и в других регионах, это означало создание спонсируемых государством художественных школ, союзов и коллективов, призванных способствовать развитию изобразительного искусства в соответствии с советской эстетикой, прежде всего социалистическим реализмом. Эта художественная доктрина делала упор на изображение рабочего класса, прославление социалистических ценностей и пропаганду советского патриотизма.

Этот сложный и напряженный процесс перестройки культуры совпал с приездом в

Дагестан замечательного русского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), чья активная и плодотворная художественная и педагогическая деятельность ускорила сложение профессионального изобразительного искусства Дагестана [1; 6]. Впоследствии Е. Лансере писал: «Время моей жизни на Кавказе я считаю временем увлечения живописью, усиленной работы с натуры, раскрытием для меня многих сторон колорита» [8].

Живописный метод Е. Лансере, своеобразно проявившийся в иллюстрациях к роману Л. Толстого «Хаджи-Мурат», закрепился и обогатился в период его жизни и творчества в Дагестане (1917-1920). Для живописных полотен Лансере, созданных на Кавказе, характерна передача солнца и теней («Мальчик в шубе», «Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата», «Дровосеки» и др.) [1; 2; 8].

Профессиональный опыт в области книжной и журнальной иллюстрации, приобретенный Лансере в таких изданиях, как «Апполон», «Новый сатирикон», «Мир искусства» и других, нашел применение в дагестанском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), где были размещены его графические работы [3; 5; 7].

Большое значение имела и преподавательская деятельность Е. Лансере в Дагестане. В 1918 г. в Темир-Хан-шуре были организованы курсы рисования, на которых не только обучали профессиональному мастерству, но и читали лекции по истории искусства [1; 2].

Под влиянием выдающегося русского академика живописи Е. Е. Лансере началось формирование первых профессиональных дагестанских художников академического направления, таких как живописцы и графики Х. Мусаев, М.-А. Джемал и скульптор Х.-Б. Аскар-Сарыд-жа. Творчество первых профессиональных дагестанских художников, следующих традициям русского и мирового искусства, заложило основу для развития уникальных профессиональных традиций в изобразительном искусстве горцев [1; 5; 8].

Огромное значение для становления индивидуальности молодых художников имели их поездки по районам Дагестана в составе

39

художественных экспедиций. Плодотворный опыт первой такой художественной экспедиции в 1921 г. открывает историю дагестанского профессионального искусства. А на материалах экспедиции в 1922 г. была проведена первая выставка дагестанских художников в г. Темир-Хан-Шуре [7; 14].

Частое участие в художественных и этнографических экспедициях по Нагорному Дагестану в 1921, 1925 и 1932 гг. предоставило художникам богатый материал для творчества, расширяя их визуальное и эстетическое восприятие национального уклада. Творческая переработка материалов этих экспедиций способствовала становлению основных жанров живописи и графики: портрета, пейзажа, станкового рисунка и натюрморта [1; 14]. Созданные во время этих экспедиций рисунки и акварели позже легли в основу многих значимых произведений живописи.

Социалистический реализм, направленный на отражение жизненной правды и сочетающийся с принципами народности и жизненности, наполнил работы первых профессиональных дагестанских и русских художников, в том числе Е. Е. Лансере, М.-А. Джемала, Н. А. Лакова, А. Ю. Моллаева, Д. А. Капаницына, М.-К. Юнусилау и скульптора Х.-Б. Аскар-Сарыджи, стремлением следовать прогрессивным тенденциям своего времени. Они обращались к народным образам, отражая общественно-социальные явления дагестанской действительности, чем способствовали становлению профессиональных форм изобразительного искусства в Дагестане и во всех регионах Советского Союза, отличавшихся национальной спецификой в рамках многонациональной советской культуры [1; 8; 11].

Произведения искусства, созданные в этот период, отражали сочетание местных традиций и советских идеалов. Художники исследовали темы, связанные с повседневной жизнью народа Дагестана, с его обычаями и ландшафтами региона, а также включали социалистические темы, такие как индустриализация, коллективизация и прославление труда. Это слияние создало особый стиль, который внес свой вклад в национальный художественный дискурс, хотя и в рамках социалистического реализма.

Значительным вкладом в развитие дагестанского изобразительного искусства стала творческая деятельность русского художника Николая Лакова (1895-1970), который на протяжении своей жизни был тесно связан с Дагестаном [2; 14]. С 1927 г. Н. Лаков сотрудничает с книжным издательством, принимает участие в художественных выставках. Большой интерес представляют выполненные художником эскизы национальных костюмов, в которых неповторимые традиционные черты и стилистические особенности очень точно передаются через призму индивидуального художественного видения. Впечатляющими в художественном отношении выглядят и горные пейзажи Н. Лакова [2; 8; 10].

В 1930-е гг. закладывались основы творческого взаимодействия дагестанских художников с искусством других советских народов, что давало импульс для всестороннего развития национальной культуры.

Послевоенный период стал новым этапом в развитии изобразительного искусства Дагестана, неразрывно связанного со всей советской многонациональной культурой [3; 7]. Дагестанская живопись этого периода обогатилась новыми произведениями; происходит обновление творческих сил и выделение живописи среди других видов изобразительного искусства, связанные с новым этапом художественного осмысления действительности.

Переломный момент переживает и дагестанская графика. Именно в этот период формируется самостоятельная школа дагестанского графического рисунка, появляется много талантливых профессиональных художников, получает развитие печатная графика [4, с. 65].

К середине 1950-х гг. возросла роль книжного издательства и иллюстрации. К работе над книгой привлекались не только опытные мастера, такие как М.-А. Джемал, Д. Капаницын, Ю. Моллаев, М.-К. Юнусилау, Е. Омельченко и др., но и молодые начинающие художники. Характерной тенденцией советской книжной графики 1960-70-хх гг. становится синтез иллюстрации и оформления. Одним из ведущих дагестанских мастеров книги этого периода был В. Ф. Логачев [1].

40

В 1950-60-х гг. в Махачкале на первый план в творческой и духовной жизни вышли два выдающихся художника, выпускника Московского института имени В. И. Сурикова — А. И. Августович и Г. П. Конопацкая. Обучение в московской художественной школе подарило им живой, экспрессивный и насыщенный стиль, который сыграл важную роль в развитии художественной сцены Дагестана того времени [8; 15].

Вклад этих художников в культуры и искусство Дагестана значителен и многообразен. По мнению исследователей дагестанского искусства, их можно считать в определенной степени «предтечей русского авангарда» [6]. Хотя они не имели «учеников» в прямом смысле слова, но их влияние прослеживается в творчестве нескольких поколений дагестанских художников [3; 6].

Новый этап в истории дагестанского изобразительного искусства в шестидесятые годы XX в. был связан с «хрущевской оттепелью» обострившейся идейной и эстетической борьбой реалистов и нонкомформистов.

Дагестанское искусство 1960-х годов, развиваясь в целом в русле советской художественной культуры, впитывало в себя новации «сурового стиля», что привело к изменению художественного образа и формированию нового идеала личности [3; 4; 8].

Конец 1960-х — начало 1980-х годов в регионе ознаменовался появлением нового поколения художников, графиков, скульпторов и искусствоведов, образование которых происходило в ведущих высших учебных заведениях столицы. Это скульпторы Г. Гейбатов, А. Ягу-даев, Б. Мурадова, живописцы О. Гусейнов, Х. Курбанов, З. Рабаданов, О. Ефимов, графики Сунгуровы и др. Причиной стремления молодежи обучаться в Москве и Ленинграде стал не только престиж этих университетов, но и их сильная учебно-производственная база, доступность мировых музеев и квалифицированный преподавательский состав, включающий ведущих мастеров изобразительного искусства [8; 9; 12].

На данном этапе в результате активного творческого поиска новых художественных и выразительных элементов дагестанские худож-

ники обращаются к «примитивизму». Данная тенденция проявляется в творчестве Г. Коно-пацкой, Э. Путерпрота, О. Гусейнова и др.

Наиболее значимой и яркой фигурой, олицетворяющей прогрессивные тенденции в дагестанской художественной культуре этого периода считается художник Эдуард Моисеевич Путерброт (1940-1993). Вокруг него сформировался кружок друзей и единомышленников, воспринимающих искусство в несколько отличной от официальной плоскости [4; 6; 14]. Творчество Э. Путерброта «проницательно, образно, оно обладает масштабностью и эпичностью». Как отмечают искусствоведы, его «авангардистские опыты» в искусстве живописи объединяют в себе методы примитивной изобразительности в сочетании с элементами письменности и архаическими символами [3; 8; 13].

Важным событием в художественной жизни республики в этот период стало открытие масштабной выставки «Советский Юг-79» в Махачкале [2; 8]. 1980-е гг. отмечены в Дагестане подлинным возрождением художественных традиций, у истоков которых стояли первые дагестанские художники (Е. Лансере, Х. Мусаев, М.-А. Джемал и др.)

В целом изобразительное искусство Дагестана в советский период характеризовалось богатым разнообразием тем и стилей. Придерживаясь принципов социалистического реализма, дагестанские художники исследовали самые разные темы, включая природную красоту своей родины, исторические события, повседневную жизнь и культурное наследие многих этнических групп Дагестана. Этот период также ознаменовался значительным расширением средств и техник, которые применяли дагестанские художники, начиная от живописи и скульптуры и заканчивая графикой и гобеленами.

Политическое и идеологическое давление того времени часто накладывало ограничения на художественное самовыражение, заставляя художников соблюдать хрупкий баланс между творческой свободой и приверженностью социалистическому реализму. Однако эти ограничения также способствовали проявлению изобретательности и жизнестойкости у даге-

41

станских художников, которые находили способы тонко привнести в свои работы личную и национальную идентичность [4; 6; 12].

Советский период оставил неизгладимый след в изобразительном искусстве Дагестана, определив развитие его художественных институтов, повлияв на эволюцию его эстетических чувств и воспитав поколение художников, чье творчество продолжает прославляться. Эта эпоха также способствовала интеграции художественного наследия Дагестана в более широкий советский, а впоследствии и российский культурный ландшафт.

Становление профессионального изобразительного искусства Дагестана происходило как взаимообогащение различных культурных традиций, взаимодействие сложившейся русской и развивающейся национальной школы. Благодаря образованию, сотрудничеству и внедрению новых техник и художественных идеологий российские художники сыграли ключевую роль в формировании основы дагестанского изобразительного искусства.

Сотрудничество между российскими и дагестанскими художниками послужило благодатной почвой для обмена идеями и смешения художественных стилей. Эти взаимодействия часто приводили к совместным выставкам,

совместным проектам и взаимному влиянию, очевидному в произведениях искусства того времени. Российские художники под влиянием своего опыта работы в Дагестане начали включать элементы дагестанской культуры и эстетики в свои работы, в то время как дагестанские художники перенимали новые техники и ракурсы, привнесенные их российскими коллегами. Это взаимодействие способствовало развитию уникального вида искусства, который одновременно глубоко укоренился в местных традициях и был открыт для более широких художественных движений.

Помимо своего непосредственного вклада в развитие искусства, российские художники также сыграли жизненно важную роль в продвижении дагестанского изобразительного искусства за пределы региона. Используя дагестанскую тематику в своих работах, выставлявшихся по всему Советскому Союзу и за рубежом, они помогли повысить осведомленность и признательность за дагестанскую культуру и мастерство. Кроме того, многие российские художники выступали за признание и поддержку дагестанских художников, содействуя их участию в национальных и международных выставках и художественных мероприятиях.

Список литературы

1. Байрамбеков, М. М. Творчество скульпторов Дагестана / М. М. Байрамбеков // Высшая школа: научные исследования : материалы межвуз. междунар. конгресса. — Уфа : Ин-финити, 2021. — С. 66-72.

2. Воронкина, Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана (страницы истории) / Н. П. Воронкина. — Махачкала, 1978. — 160 с.

3. Гамидов, Т. С. Изобразительное искусство Дагестана второй половины ХХ века / Т. С. Гамидов, Т. А. Гафаров // Неделя науки-2018 : сб. материалов XXXIX Итоговой науч.-техн. конф. преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. — Махачкала : Дагестан. гос. техн. ун-т, 2018. — С. 503-505.

4. Гамидов, Т. С. Особенности стиля творчества М. Юнусилау и его место в современном изобразительном искусстве Дагестана / Т. С. Гамидов // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. — 2017. — № 12. — С. 109-114.

5. Дагирова, Д. А. Коллекция графики в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств / Д. А. Дагирова // Сборник научных статей: история, исследования, опыт, открытия. Вып. 1. — Махачкала : Юпитер, 2002. — С. 54.

6. Дамаданова, С. Р. Творчество основоположников изобразительного искусства Дагестана в эстетическом воспитании студенческой молодежи / С. Р. Дамаданова // Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического

42

университета (г. Махачкала, 29-30 мая 2018 г.) / отв. ред. З. В. Атаев. — Махачкала : Дагестан. гос. пед. ун-т, 2018. — С. 405-407.

7. Дандамаева, З. Э. Кавказ в русском искусстве XIX в. / З. Э. Дандамаева // Кизляр в контексте российской и региональной истории : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — Кизляр, 2023. — С. 35.

8. Искусство Дагестана в XX столетии. — Махачкала, 2012. — 508 с.

9. Каймаразов, Г. Ш. Трансформация образа женщины-горянки в произведениях дагестанских художников 1920-1930-х гг.: исторический и социокультурный аспекты / Г. Ш. Каймаразов, Л. Г. Каймаразова, З. А. Ахмедова // Манускрипт. — 2021. — Т. 14, № 12. — С. 2490-2501.

10. Магомедов, А. Д. Изобразительное искусство Дагестана как текст культуры (на примере произведения дагестанских художников на бытовые темы) / А. Д. Магомедов, З. А. Ахмедова // Культурная жизнь Юга России. — 2022. — № 1 (84). — С. 138-144.

11. Магомедов, М. П. Современное изобразительное искусство Дагестана / М. П. Магомедов, Т. С. Гамидов // Неделя науки-2018 : сб. материалов XXXIX Итоговой науч.-техн. конф. преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. — Махачкала : Дагестан. гос. техн. ун-т, 2018. — С. 507-508.

12. Магомедова-Чалабова, М. И. Традиционная народная культура в изобразительном искусстве Дагестана / М. И. Магомедова-Чалабова // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия : конф. в рамках Междунар. форума-фестиваля народ. творчества «Кавказ — единая семья», «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», Форума центров традиционной культуры народов России «Мой Дагестан». — Махачкала, 2016. — С. 113-118.

13. Мусаева, Н. Ф. Архетипические символы в современном изобразительном искусстве Дагестана / Н. Ф. Мусаева // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. — 2016. — № 10. — С. 201-210.

14. Петенина, Т. Музей. Художник. Выставка. Портрет: избранные тексты об искусстве / Т. Петенина. — Махачкала, 2016. — 272 с.

15. Труженикова, Л. А. Развитие дагестанской живописи в XX веке (на примере творчества художницы Г. П. Конопацкой) / Л. А. Труженикова, П. А. Нурмагомедова // Общество: философия, история, культура. — 2023. — № 6 (110). — С. 162-168.

Получено 27.03.2024

Zagida E. Dandamaeva

Candidate of Historical sciences, research officer

Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

E-mail: zagidaefendievna@gmail.com

Formation and Development of Dagestan Fine Art in the Context of Russian Art School

The given article analyzes the main stages and development tendencies of professional

fine art in Dagestan in XX century. The author pays considerable attention to historical-cultural

aspects of interaction of national fine art and Russian art school, role and influence of Russian

43

artistic-pedagogical system on the formation and development of Dagestan culture and art in the Soviet period.

Keywords: fine art, culture, Dagestan, Russia, painters, painting, graphics For citing: Dandamaeva Z. E. 2024. Formation and Development of Dagestan Fine Art in the Context of Russian Art School. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 37-44. (In Russ.).

References

1. Bayrambekov M. M. 2021. Creativity of sculptors of Dagestan. Vysshaya shkola: nauchnye issle-dovaniya [Higher school: scientific research]. Ufa: Infiniti. Pp. 66-72. (In Russ.).

2. Voronkina N. P. 1978. Izobrazitel'noe iskusstvo sovetskogo Dagestana (stranitsy istorii) [Fine art of Soviet Dagestan (pages of history)]. Makhachkala. 160 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gamidov T. S. 2018. Fine art of Dagestan in the second half of the twentieth century. Nedelya nauki-2018 [Science Week-2018]. Makhachkala: Dagestan State Technical University. Pp. 503-505. (In Russ.).

4. Gamidov T. S. 2017. Features of the creative style of M. Yunusilau and its place in modern fine art of Dagestan. Vestnik Instituta yazyka, literatury i iskusstva im. G. Tsadasy [Bulletin of the Institute of Language, Literature and Art named after. G. Tsadasy]. No 12: 109-114. (In Russ.).

5. Dagirova D. A. 2002. Collection of graphics in the collection of the Dagestan Museum of Fine Arts. Sbornik nauchnykh statei: istoriya, issledovaniya, opyt, otkrytiya. Vyp. 1 [Collection of scientific articles: history, research, experience, discoveries. Iss. 1]. Makhachkala: Yupiter. P. 54. (In Russ.).

6. Damadanova S. R. 2018. Creativity of the founders of the fine arts of Dagestan in the aesthetic education of student youth. Nauka i obrazovanie: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: ma-terialy nauchnoi sessii professorsko-prepodavatel 'skogo sostava Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (g. Makhachkala, 29-30 maya 2018 g.) [Science and education: state, problems, development prospects: materials of the scientific session of the faculty of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, May 29-30, 2018)]. Makhachkala: Dagestan State Pedagogical University. Pp. 405-407. (In Russ.).

7. Dandamaeva Z. E. 2023. The Caucasus in Russian art of the 19th century. Kizlyar v kontekste rossiiskoi i regional'noi istorii [Kizlyar in the context of Russian and regional history]. Kizlyar. P. 35. (In Russ.).

8. Art of Dagestan in the 20th century. 2012. Makhachkala. 508 p. (In Russ.).

9. Kaymarazov G. Sh., Kaymarazova L. G., Akhmedova Z. A. 2021. Transformation of the image of a mountain woman in the works of Dagestan artists of the 1920-1930s: historical and sociocultural aspects. Manuskript [Manuscript]. Vol. 14, No 12: 2490-2501. (In Russ.).

10. Magomedov A. D., Akhmedova Z. A. 2022. Fine art of Dagestan as a cultural text (on the example of works of Dagestan artists on everyday themes). Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. No 1 (84): 138-144. (In Russ.).

11. Magomedov M. P., Gamidov T. S. 2018. Contemporary fine art of Dagestan. Nedelya nauki-2018 [Science Week-2018]. Makhachkala: Dagestan State Technical University. Pp. 507-508. (In Russ.).

12. Magomedova-Chalabova M. I. 2016. Traditional folk culture in the fine arts of Dagestan. Kul'turnoe nasledie Severnogo Kavkaza kak resurs mezhnatsional'nogo soglasiya [Cultural heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony]. Makhachkala. Pp. 113-118. (In Russ.).

13. Musaeva N. F. 2016. Archetypal symbols in modern fine art of Dagestan. Vestnik Instituta yazyka, literatury i iskusstva im. G. Tsadasy [Bulletin of the Institute of Language, Literature and Art named after. G. Tsadasy]. No 10: 201-210. (In Russ.).

14. Petenina T. 2016. Khudozhnik. Vystavka. Portret: izbrannye teksty ob iskusstve [Artist. Exhibition. Portrait: selected texts about art]. Makhachkala. 272 p. (In Russ.).

15. Truzhenikova L. A., Nurmagomedova P. A. 2023. Development of Dagestan painting in the 20th century (on the example of the work of the artist G. P. Konopatskaya). Society: philosophy, history, culture [Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura]. No 6 (110): 162-168. (In Russ.).

Received 27.03.2024

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.