Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В XX ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИЦЫ Г.П. КОНОПАЦКОЙ)'

РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В XX ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИЦЫ Г.П. КОНОПАЦКОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / Г.П. КОНОПАЦКАЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ЖИВОПИСЬ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ВЫСТАВКА / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Труженикова Людмила Анатольевна, Нурмагомедова Патимат Ахмедовна

В статье рассматриваются деятельность и творческое наследие известной дагестанской художницы Г.П. Конопацкой в контексте развития основных направлений живописи XX века. С привлечением впервые вводимого в научный оборот архивного материала из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан раскрываются особенности творчества Г.П. Конопацкой и ее вклад в развитие национальной живописи. Анализируются ключевые направления творческой биографии художницы, повлиявшие на формирование сюжетных линий ее полотен, ставших отражением эпохи. Отмечается, что Г.П. Конопацкая в своих работах показала конкретно-исторический образ жизни носителей дагестанской культуры, жизнь и быт простых горцев, что было новаторством для дагестанской живописи того периода, а созданная художницей уникальная коммуникационная социально-культурная среда стала эпицентром творческой жизни региона. Неповторимый стиль Г.П. Конопацкой и прослеживаемые в ее творчестве тенденции отчетливо проявляются в работах дагестанских художников XXI века, что позволяет говорить о большом вкладе, внесенном Г.П. Конопацкой в развитие живописи и всей культуры Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Труженикова Людмила Анатольевна, Нурмагомедова Патимат Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DAGESTAN PAINTING IN THE XXTH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE ARTIST G.P. KONOPATSKAYA)

The article examines the activity and creative heritage of the famous Dagestani artist G.P. Konopatskaya in the context of the development of main directions of Dagestani painting of the XXth century. With the involvement of archival material introduced into scientific circulation for the first time from the funds of the Central State Archive of the Republic of Dagestan, the features of Konopatskaya′s work and her contribution to the development of modern Dagestani painting are revealed. The key directions of the artist′s creative biography, which influenced the formation of the storylines of her canvases, which became a reflection of the era, are analyzed. It is emphasized that Konopatskaya in her works showed a particular historical way of life of bearers of Dagestan culture, life and everyday life of ordinary mountaineers, which was groundbreaking for the Dagestani art of the period, and the unique socio-cultural communication environment created by the artist became the epicenter of creative life in the region.The unique style of the artist and the trends traced in her work are clearly manifested in the works of Dagestani artists of the XXIst century, which allows us to speak about the great contribution made by G.P. Konopatskaya to the development of painting and the entire culture of Dagestan of the XXth century.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В XX ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИЦЫ Г.П. КОНОПАЦКОЙ)»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 162-168. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 162-168.

Научная статья

УДК 94(470.67)«19»-029:7

https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.25

Развитие дагестанской живописи в XX веке (на примере творчества художницы Г.П. Конопацкой)

Людмила Анатольевна Труженикова1^, Патимат Ахмедовна Нурмагомедова2

''Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, Lyuda-74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5178-259X 2Независимый исследователь, Махачкала, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность и творческое наследие известной дагестанской художницы Г.П. Конопацкой в контексте развития основных направлений живописи XX века. С привлечением впервые вводимого в научный оборот архивного материала из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан раскрываются особенности творчества Г.П. Конопацкой и ее вклад в развитие национальной живописи. Анализируются ключевые направления творческой биографии художницы, повлиявшие на формирование сюжетных линий ее полотен, ставших отражением эпохи. Отмечается, что Г.П. Конопацкая в своих работах показала конкретно-исторический образ жизни носителей дагестанской культуры, жизнь и быт простых горцев, что было новаторством для дагестанской живописи того периода, а созданная художницей уникальная коммуникационная социально-культурная среда стала эпицентром творческой жизни региона. Неповторимый стиль Г.П. Конопацкой и прослеживаемые в ее творчестве тенденции отчетливо проявляются в работах дагестанских художников XXI века, что позволяет говорить о большом вкладе, внесенном Г.П. Конопацкой в развитие живописи и всей культуры Дагестана.

Ключевые слова: Дагестан, Г.П. Конопацкая, художественные тенденции, живопись, культурная среда, выставка, творческое наследие

Для цитирования: Труженикова Л.А., Нурмагомедова П.А. Развитие дагестанской живописи в XX веке (на примере творчества художницы Г.П. Конопацкой) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 162-168. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.25.

Original article

Development of Dagestan Painting in the XXth Century (On the Example of the Artist G.P. Konopatskaya)

Lyudmila A. Truzhenikova1H, Patimat A. Nurmagomedova2

1Dagestan State University, Makhachkala, Russia, Lyuda-74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5178-259X independent researcher, Makhachkala, Russia

Abstract. The article examines the activity and creative heritage of the famous Dagestani artist G.P. Konopatskaya in the context of the development of main directions of Dagestani painting of the XXth century. With the involvement of archival material introduced into scientific circulation for the first time from the funds of the Central State Archive of the Republic of Dagestan, the features of Konopatskaya's work and her contribution to the development of modern Dagestani painting are revealed. The key directions of the artist's creative biography, which influenced the formation of the storylines of her canvases, which became a reflection of the era, are analyzed. It is emphasized that Konopatskaya in her works showed a particular historical way of life of bearers of Dagestan culture, life and everyday life of ordinary mountaineers, which was groundbreaking for the Dagestani art of the period, and the unique socio-cultural communication environment created by the artist became the epicenter of creative life in the region.The unique style of the artist and the trends traced in her work are clearly manifested in the works of Dagestani artists of the XXIst century, which allows us to speak about the great contribution made by G.P. Konopatskaya to the development of painting and the entire culture of Dagestan of the XXth century.

Keywords: Dagestan, G.P. Konopatskaya, artistic trends, painting, cultural environment, exhibition, creative heritage

For citation: Truzhenikova, L.A. & Nurmagomedova, PA. (2023) The Development of Dagestan Painting in the XXth Century (On the Example of the Artist G.P. Konopatskaya). Society: Philosophy, History, Culture. (6), 162168. Available from: doi:10.24158/fik.2023.6.25 (In Russian).

© Труженикова Л.А., Нурмагомедова П.А., 2023

- 162 -

В современной культуре Дагестана активное развитие получили различные направления и жанры. Важное место в насыщенном культурном процессе региона занимает творческая деятельность мастеров живописи. Работы талантливых дагестанских художников получили признание далеко за пределами республики, им присуща особая самобытность, но они носят и общероссийский характер, затрагивая волнующие всю страну проблемы.

Процесс становления национального искусства Дагестана охватывает период с 1917 по 1940-е гг. С начала 1960-х гг. живопись в Дагестане обретает черты яркой индивидуальности. Заметное влияние на ее развитие в 1960-1970-е годы оказал творческий опыт приехавших в республику российских художников - А. Августовича, Э. Асташева, Г. Иранпур, В. Горкова, В. Горчакова, И. Большакова и др., в том числе - Галины Конопацкой.

Межкультурное взаимодействие играет во многом решающую роль при формировании социокультурной среды региона. Погруженная в атмосферу дагестанской идентичности, Г.П. Коно-пацкая создала неподражаемую и уникальную галерею образов местной действительности. Ее универсальное видение культурного потенциала дагестанской живописи позволяет говорить об удивительном чутье культурного пространства региона и формировании художественных начал, ставших основой современной дагестанской живописи.

Источниковую базу исследования составили материалы фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан, анализ которых дал возможность проследить основные тенденции развития дагестанской культуры в рассматриваемый период, а также выявить ключевые моменты биографии Г.П. Конопацкой.

Вопросам истории развития дагестанской живописи посвящены работы ряда исследователей, историков, искусствоведов, в том числе З.А. Ахмедовой (2022), Т.С. Гамидова (2016), Д.А. Дагировой1, Т.И. Петениной (2016) и др. В них представлена картина художественной жизни Дагестана ХХ-ХХ1 вв., раскрыты основные направления, присущие дагестанской живописи, в том числе и на современном этапе, характеризуется творческое наследие известных дагестанских мастеров. Вместе с тем комплексного исследования творческого пути художницы Г.П. Конопацкой в контексте развития дагестанской живописи XX века до сих пор не проводилось.

Методологической основой работы послужили принципы историзма и объективности, а также ряд общенаучных методов, позволивших раскрыть особенности творчества Г.П. Конопацкой и ее влияние на формирование основных тенденций современной дагестанской художественной жизни.

Профессиональное изобразительное искусство Дагестана зарождается в начале XX века. Доминирование религиозных исламских канонов, запрещавших рисование живых существ, являлось сдерживающим фактором для развития живописи. Активное проникновение в регион светских начал после образования Дагестанской области в 1860 г., приобщение народов Дагестана к русской и мировой культуре, рост капиталистических отношений способствовали в том числе складыванию предпосылок для начала формирования основ профессионального искусства. Еще в годы Кавказской войны Дагестан посещало большое количество знаменитых русских художников: Григорий Гагарин, Теодор Горшельт, Франц Рубо и другие воплотили на своих полотнах сюжеты из жизни и быта горцев, события войны, оказав тем самым серьезное влияние на зарождение живописи в Дагестане и определив начало формирования плеяды молодых дагестанских художников.

После установления советской власти живопись в регионе начинает приобретать большую популярность, огромный вклад в ее развитие внесли известные русские художники. Ключевую роль в развитии и распространении живописи среди населения Дагестана сыграл Евгений Евгеньевич Лансере. Впервые художник посетил Дагестан в 1904 г. во время своего свадебного путешествия. В 1912 г., выполняя заказ петербургского издательства, он едет на Кавказ иллюстрировать повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». В декабре 1917 г. известный общественный деятель Дагестана М.-М. Хизроев приглашает Лансере с семьей приехать в Темир-Хан-Шуру, в которой художник пробыл до 1919 г.

Самыми популярными сюжетами у художника Е.Е. Лансере были сцены из жизни простых дагестанцев. Выполняя функции военного корреспондента на Кавказском фронте, он также создал картины на военную тематику. Кроме того, именно Лансере помог начинающим дагестанским художникам в освоении приемов и техники изображения действительности в художественном сюжете.

В Дагестане Е.Е. Лансере открывает курсы по рисованию. Об этом событии в газете «Дагестан» было опубликовано следующее объявление: «В ближайшем будущем у нас в Т.-Х.-Шуре предполагается открытие курсов по рисованию живописи под руководством академика Е.Е. Лансере и студента Мюнхенской академии Х. Мусаева. В программу занятий входят: рисование с

1 Дагирова Д.А. Изобразительное искусство Дагестана. ХХ-ХХ1 вв. : энциклопедический словарь-указатель. Махачкала, 2020. 913 с.

гипса и живой натуры, лепка, начиная с простейших форм вплоть до сложных орнаментов и голов с натуры ... Раз в неделю будут лекции по истории искусств и краткий курс теории перспективы» (Мусаев, Гасанов, 2015: 10).

Первыми слушателями этих курсов стали знаменитые впоследствии художник М.-А. Дже-мал (основатель Дагестанского художественного училища, носящего его имя) и скульптор Х. Ас-кар-Сарыджа. Впоследствии они стали пользоваться большой популярностью среди молодежи. Лансере старался привить своим ученикам любовь к реалистическому рисунку. Можно отметить, что данные курсы стали местом подготовки будущих профессиональных кадров в области национального изобразительного искусства. Однако вследствие финансовых затруднений они просуществовали весьма недолго. Но благодаря усилиям Е.Е. Лансере и Х. Мусаева была организована выставка, на которой были представлены работы начинающих художников.

Таким образом, можно отметить неоценимый вклад художника Евгения Евгеньевича Лансере в становление дагестанской живописи. Он стал для нее именно тем долгожданным наставником, давшим судьбоносный толчок для развития творчества молодых начинающих живописцев.

Именно с ролью Е.Е. Лансере сравнивает известный дагестанский искусствовед Татьяна Петенина значение художницы Галины Павловны Конопацкой в развитии изобразительного искусства Дагестана. Возможно, ставить в один ряд творческое наследие Е.Е. Лансере, который заложил основы дагестанского изобразительного искусства, и наследие Галины Конопацкой весьма сложно, но есть одно общее, ключевое, у этих двух мастеров - они внесли огромный вклад в развитие профессиональной живописи Дагестана.

Галина Павловна Конопацкая - советский дагестанский художник и живописец, Заслуженный деятель искусства ДАССР. Она была разносторонней художницей, свободно владеющей различными видами и техниками графики (Гамидов, 2021: 72). Творческое наследие Конопацкой огромно: более тысячи полотен, множество рисунков, книжная графика, театрально-декорационные работы, а также произведения декоративно-прикладного искусства.

Галина родилась в 1911 г. в Киеве в семье преподавателей гимназии. После окончания общеобразовательной школы поступила в мелиоративно-дорожный техникум в Москве. Любовь к природе пробудила в ней талант художника, и она стала серьезнее относиться к своему увлечению рисованием, проучившись три года в студии художника М. Лейбланда.

В 1934 г. Галину приняли в Московский художественный институт имени Сурикова на факультет графики, в котором преподавали такие известные мастера живописи и графики, как Л.А. Бруни, Д.С. Моор, Н.Э. Радлов, И.Э. Грабарь, В.А. Фаворский, К.Н. Истомин.

Галина Конопацкая окончила Суриковский институт в 1941 г. Но осуществить задуманные творческие планы ей помешала Великая Отечественная война. Молодая художница была эвакуирована в Елабугу, где ее приняли на работу в музей имени И.И. Шишкина. Война наложила отпечаток на творческую деятельность всех мастеров культуры: художники активно включились в создание агитационных плакатов, рисунков, эскизов, гравюр. Галина Павловна начала работать в бригаде художников-плакатистов при Елабужском райкоме партии, создавая востребованные на фронте и в тылу плакаты и рисунки.

Через два года Конопацкая возвращается в Москву и начинает работать в издательстве «Советский график», где все чаще появляются ее работы - линогравюры и цветные автолитографии. В 1946 г. Конопацкую приняли в члены Московского союза художников.

В следующем году она меняет место своего жительства: ее приглашают в Магаданскую область, где она работает в Кукольном театре. Раскрываются и другие грани ее таланта: она и режиссёр-постановщик, и художник кукол и декораций. Одной из самых популярных становится постановка «Кошкин дом», в том числе и благодаря куклам, созданным по эскизам Г. Конопацкой.

Еще будучи студенткой, Галина Павловна познакомилась со своим будущим супругом, тоже студентом института в то время, - А. Августовичем, оказавшим впоследствии серьезное влияние на творческие работы художницы.

В 1948 г. Конопацкая вновь отправляется в творческую командировку, на этот раз - в Махачкалу для создания работ ко Всесоюзной выставке, которая должна была пройти в 1949 г.

С 1948 по 1955 гг. по семейным обстоятельствам художница переезжает в поселок Ягодное в Магаданской области. Здесь она работает инструктором по организации детских спектаклей, выставок при профкоме завода цветной металлургии, расположенного в поселке1. Здесь же к ней приходит и долгожданный первый успех - присуждается Первая премия и вручается диплом Выставки художников Севера за иллюстрации к произведениям Ч. Диккенса2. За эту работу Г.П. Конопацкая получила также премию и грамоту на IV Всеколымской художественной выставке.

1 Дагирова Д.А. Изобразительное искусство Дагестана. ХХ-ХХ1 вв. ... С. 174.

2 Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. р-1297. Оп. 2л. Д. 1. Л. 25.

В 1955 г. Конопацкая и Августович переезжают в Дагестан и сразу же органично вливаются в коллектив Союза художников ДАССР. Они принимают активное участие в различных выставках как всесоюзного, так и всероссийского масштаба. Дом семейной пары становится центром культурной жизни Махачкалы. Известный искусствовед Джамиля Дагирова в своей книге «Культурный портрет» так описывает вечера в их доме: «Здесь собиралась городская интеллигенция: музицировали, читали стихи, спорили о новых тенденциях в искусстве. Душой общества являлась Галина Павловна ... Она виртуозно владеет линией. Может одним движением очертить силуэт горной гряды или фигуру горянки. Линия у нее может быть музыкальной, певучей или, наоборот, динамичной, стремительной, напряженной, но всегда живой. Всегда несущей смысловую и эстетическую нагрузку ... Поражаешься цельности и силе характера, глубине личности, неподдельности всего, что она делала. Когда в ее воспоминаниях читаешь: "Я очень люблю Дагестан", веришь ей абсолютно. Когда узнаешь, как на творческой даче в Краснодарском крае все, что художница начинала писать на этюдах, сводилось к пейзажам Дагестана, а все натурщицы превращались в аварок или даргинок, - не удивляешься. Трудно сказать, кто кому дал больше - Дагестан Конопацкой или Конопацкая Дагестану ... Именно она заложила основы понимания нового художественного языка. Именно в ее работах обнаруживаются тенденции, которые позднее в полной мере проявятся в творчестве художников, стремящихся к коренному обновлению и содержания, и формы»1.

С 1955 г. и вплоть до 1989 г. Галина Конопацкая много работает, постоянно посещая районы и города республики, сотрудничает с дагестанскими книжным и учебно-педагогическим издательствами, систематически участвует во всероссийских и республиканских выставках.

Работая в Дагестанском книжном издательстве, Конопацкая оформила много ставших популярными книг. Например, в 1957 г. она закончила работу над иллюстрациями к изданиям Хас-Булата Аскара «На перевале» и Г. Анвара «Йырлайик», в 1958 г. - оформила книгу Гамзата Цадасы «Стихи и поэмы», в следующем году - труд К. Меджидова «Братья» и Г. Меджидова «Расказар ва очеркар», в 1960 г. - книгу Тату Булач «Боролись и не сдавались», в 1964 г. - сборник лакского фольклора, подготовленный М.Х. Пашаевым, «Хабары про Аку-Али», в следующем году - оформила книгу А. Гафурова «Новая ступень» и много других2.

В этот период Г.П. Конопацкая принимала участие во всех республиканских и зональных выставках Юга, во всесоюзных выставках эстампа в Москве, Львове, Риге. В 1960 г. за представление своих картин на выставке в столице она получила Почетную грамоту Правления Союза художников РСФСР.

Созданные художницей произведения живописи и графики свидетельствуют о ее глубоком проникновении в традиционный уклад, быт и культуру дагестанцев. Работая над образами, она часто использовала декоративные приемы (орнамент, узорчатые контуры рисунка, яркий цвет), которые были распространены в различных видах народного искусства Дагестана (Гамидов, 2016: 226).

Искусствовед Зумруд Джандарова так оценивала творчество Конопацкой: «Работы художницы, особенно ее монотипии и линогравюры, имели успех на передвижных выставках в Нальчике и в Орджоникидзе и получили высокую оценку искусствоведов. В них выражен национальный дагестанский колорит. Особенно интересна тематика произведений линогравюры "Старое и новое", "На работу", "Стирка белья", "Гостеприимство"»3. При этом в работах Г. Конопацкой совершенно отсутствует то, то можно характеризовать как «заказ» или «официоз»; герои ее картин трогают своей искренностью, неподдельными чувствами и ощущением радости бытия.

Особенное вдохновение художница черпала из дагестанской природы, неподдельного очарования горцев. Посещая аулы, она всегда делала зарисовки с натуры. В 1962 г. Галина Коно-пацкая отправилась в творческую командировку по республике для сбора материала по теме «Женщины Дагестана»4, одновременно начав работать над серией графических листов и живописных полотен.

Картины Г.П. Конопацкой постоянно экспонировались. Представленные на выставке изобразительного искусства и литературы Дагестана в Москве работы «Ковровщицы» и «Пейзаж» получили массу положительных отзывов, а художница была награждена Почетной грамотой Совета Министров ДАССР5.

В работах «По новой дороге» (1964), «Мелодия гор» (1967), «Танец» (1968), «На скотный двор» (1970), «Песня» (1971), «Встреча» (1973), «Свадебное шествие» (1975), «Вертолет в ауле»

1 Дагирова Д.А. Культурный портрет. Махачкала, 2008. 295 с.

2 ЦГА РД. Ф. р-1297. Оп. 2л. Д. 1. Л. 21.

3 Там же. Ф. р-1252. Оп. 9. Д. 22. Л. 71.

4 Там же. Л. 80а.

5 Там же. Ф. р-1297. Оп. 2л. Д. 1. Л. 29.

(1976) и многих других раскрывается дар Г. Конопацкой как мастера бытового жанра. Повседневность показана на ее полотнах торжественным и праздничным событием. Жизнь на ее полотнах представлена во всем разнообразии реалий того времени. Многие бытовые события становились объектом внимания мастера: «Праздник первой борозды», «Праздник урожая», «Праздник у чабанов», «Танец», «Скачки», «Мелодии гор», «Музыканты». Мир ее картин - родной, движущийся, меняющийся как сама воспетая ею эпоха.

В 1969 г. художница участвовала в выставке Недели искусства и литературы в Ленинграде, где представила две работы: «Танец в ауле» и «Мелодии гор». Через два года, в 1971 г., произведения Г. Конопацкой можно было видеть уже в Москве, на выставке, посвященной произведениям художников автономных республик РСФСР, а также - на Зональной выставке «Советский Юг», проходившей в г. Орджоникидзе1, и всюду ее работы имели большой успех.

За огромный вклад в развитие живописи в республике в 1976 г. Г.П. Конопацкая была удостоена звания «Заслуженный деятель искусств Дагестана». В 1982 г. в Махачкале с огромным успехом прошла ее персональная выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею.

В 1989 г. Галины Павловны Конопацкой не стало. Но ее наследие продолжает быть эталоном для дагестанских художников. Картины Г. Конопацкой представлены в различных музеях по всей стране: в Дагестанском музее изобразительного искусства, в Национальном музее Республики Дагестан, в Государственном музее Востока в Москве, в Музее искусств в Комсомольске-на-Амуре и многих других. Некоторые ее работы находятся в частных или корпоративных коллекциях.

Галина Павловна оставила о себе немеркнущую память. И не только своими работами. Талантливая пара Конопацкая - Августович подарила миру искусства таких же талантливых детей и внуков, среди них - Наталья Конопацкая-Мурзабекова, Юрий Августович, Жанна Колесникова, Алиса Августович, Альбина Августович-Муслимова стали достойными продолжателями семейного дела. Каждый наследник творческой семьи внес свой вклад в культурную жизнь дагестанского общества.

Яркими работами снискала профессиональную славу внучка Г. Конопацкой Альбина Юрьевна Августович-Муслимова. Художница родилась в Махачкале в 1975 г., в 1995 г. окончила Дагестанское художественное училище, продолжила учебу в Ярославском театральном институте. По возвращении в Дагестан стала активно работать в живописи и графике, постоянно выставляя свои работы. В 2001 г. ее творчество получило заслуженное признание публики и взыскательных критиков на выставке молодых художников в Махачкале, а также на выставке «Ритмы гор и степей», прошедшей в Ростове-на-Дону. Первая персональная выставка «Путешествие по горизонтали» молодого мастера прошла в 2004 г. в Махачкале. Искусствовед Татьяна Петенина так характеризует творческие навыки Альбины: «Художественное пространство Муслимовой достаточно гармонично, в нем все имеет право на существование: и животные, и растения, и люди. Ее графика живописна, а живопись тяготеет к графике. Художница прекрасно владеет линией, которая в зависимости от содержания произведения может быть острой, жесткой, угловатой, а может сочетать оба начала, давая нам многомерную картину мира. Также свободно она обращается с цветом, не используя его декоративную доминанту, а выявляя через цвет более глубокие сущности» (Петенина, 2016: 199).

Как дань памяти и уважения замечательной талантливой семье, ставшей удивительным творческим явлением в культурной жизни Дагестана, в 2007 г. в Махачкале прошла специальная выставка «Династия», на которой были представлены работы семьи Конопацких - Августови-чей - Колесниковых. Центральное место в экспозиции было отведено работам Галины Павловны, которая являлась локомотивом и истинным лидером династии.

В 2021 г. в память о выдающейся художнице в Махачкале прошла выставка ее работ, посвященная 110-летию мастера.

Говоря о творческом наследии Галины Павловны и ее вкладе в дагестанскую культуру, можно отметить, что в ее работах фактически была отражена вся жизнь советского Дагестана. Живя в республике, она с любовью отображала все то, что ей казалось интересным. Все краски сельской и городской жизни Дагестана в 1960-1980-е гг. нашли свое воплощение в полотнах художницы. Например, в картинах «Ликбез», «Самолет улетел», «Вертолет» мастер показала новые явления, появившиеся в жизни горцев, но которые становились обыденными и демонстрировали новый этап в экономическом и социокультурном развитии региона. Ее работы подкупали искренностью, она пыталась передать все незначительные детали быта обычного дагестанца. Г. Конопацкая в своих работах умело отображала и сохраняла образ той эпохи, современницей которой она была.

Она любила показывать яркие радостные моменты горской жизни. Даже названия ее картин - «Праздник первой борозды», «Праздник у чабанов», «Музыканты» - говорят об ее искренней

1 ЦГА РД. Ф. р-1297. Оп. 2л. Д. 1. Л. 21-22.

симпатии к жителям горного края, привязанности сюжета к народным образам. Зачастую простые обыденные сюжеты были переданы в ее картинах прекрасными жизнеутверждающими красками.

Одной из ключевых тем в творчестве Г. Конопацкой выступает образ дагестанской женщины («Кавказская мадонна», «Материнство», «Радость материнства» и другие). Художница стремилась показать, как обычная горянка наравне с мужчиной несет на себе все тяготы сельского труда. Для Г. Конопацкой горянка была одновременно и суровой женщиной, которая работала, не покладая рук, и заботливой матерью, и нежной женой. Ее любимыми героинями были женщины труда, например, ковровщицы Южного Дагестана, симпатичные малярши, занятые производством глиняных кувшинов балхарки.

Вместе с тем Г. Конопацкая раскрывает в своих работах не только традиционный женский образ, но и рисует портрет новой эпохи. В работе «Патимат» она показывает женщину современности, не скованную традициями, которая теперь сама может определять, кем она хочет быть. Также художницей была создана галерея портретов выдающихся дагестанок. Среди них - портрет народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, портрет народной артистки ДАССР Зины Ибрагимовой, солистки ансамбля «Лезгинка», и другие работы.

Г.П. Конопацкая очень любила дагестанскую культуру, сделав ее главной темой своего творчества. Она детально знала быт и обычаи народов Дагестана, сумев показать в живописи многоликие грани богатейшей дагестанской культуры, привнеся свой тонкий взгляд и смысл в понимание самых простых жизненных ситуаций. В ее работах зачастую присутствовал абстрактный характер творчества, а не использование формальных приемов и техник, ведь самым главным для мастера было создание яркого художественного образа, который пройдет сквозь десятилетия, оставшись в памяти поколений.

Работы Галины Конопацкой пестрят яркими насыщенными красками и образами, знакомыми каждому дагестанцу. Творчество ее представляет собой культурный феномен дагестанского общества, впитавший в себя различные художественные тенденции, которые дали художнице возможность реализовать на практике ключевую сущность искусства - отобразить дагестанскую реальность (быт, нравы, традиции, устои, обычаи горцев) в художественной форме, чего не было прежде в культурном пространстве региона. Галина Павловна и ее супруг Алексей Августо-вич создали вокруг себя уникальную коммуникационную социально-культурную среду, в которой рождались и развивались новые таланты. Их дом стал поистине центром культурной жизни столицы Дагестана - Махачкалы.

Значение творческого наследия Галины Павловны Конопацкой для дагестанского изобразительного искусства огромно. Многие тенденции, прослеживаемые в ее полотнах, репрезентированы и в творчестве дагестанских художников последующих поколений. Пожалуй, именно она заложила основы нового художественного языка в дагестанской живописи, создав образ эпохи, яркой представительницей которой сама являлась (Петенина, 2016: 134-135).

Список источников:

Ахмедова З.А. Бытовой жанр в творчестве дагестанских художников (1945-1970-е годы) // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2022. № 30. С. 90-95. https://doi.org/10.31029/vestiyali30/12.

Гамидов Т.С. Взаимодействие традиций и новаций в творчестве дагестанских художников второй половины XX -начала XXI века // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2016. № 10. С. 225-234.

Гамидов Т.С. Эстетическая значимость натурного рисунка и акварели по материалам дагестанских графиков 1960-х годов // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2021. № 27. С. 71-76. https://doi.org/10.31029/vestiyali27/12.

Мусаев Д.О., Гасанов М.Р. Совместная творческая деятельность академика живописи Е.Е. Лансере и художника Х. Мусаясула в Дагестане // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 2 (31). С. 9-11.

Петенина Т.П. Избранные тексты об искусстве. Музей. Художник. Выставка. Портрет. Махачкала, 2016. 272 с.

References:

Akhmedova, Z. A. (2022) Household Genre in the Works of Dagestan Artists (1945-1970). Bulletin of the G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art. (30), 90-95. Available from: doi:10.31029/vestiyali30/12. (In Russian).

Gamidov, T. S. (2016) Interaction of Traditions and Innovations in the Works of Dagestan Artists of the Second Half of the XXth - Early XXist Century. Bulletin of the G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art. (10), 225-234. (In Russian).

Gamidov, T. S. (2021) The Aesthetic Significance of Drawings on Location and Watercolors Based on the Materials of Dagestan Graphics of the 1960s. Bulletin of the G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art. (27), 71-76. Available from: doi:10.31029/vestiyali27/12. (In Russian).

Musaev, D. O. & Gasanov, M. R. (2015) Sovmestnaya tvorcheskaya deyatel'nost' akademika zhivopisi E.E. Lansere i khudozhnika Kh. Musayasula v Dagestane [Joint Creative Activity of Academician of Painting E.E. Lansere and Artist H. Musaya-sul in Dagestan]. Dagestan State Pedagogical University Journal. Social and Humanitarian Sciences. (2 (31)), 9-11. (In Russian).

Petenina, T. P. (2016) Izbrannye teksty ob iskusstve. Muzej. hudozhnik. Vystavka. Portret [Selected Texts about Art. Museum. Artist. Exhibition. Portrait]. Makhachkala. 272 p. (In Russian).

Информация об авторах Л.А. Труженикова - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=454596 П.А. Нурмагомедова - учитель истории Гимназии № 4, Махачкала, Россия.

Information about the authors L.A. Truzhenikova - D.Phil. in History, Professor, Department of Russian History, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=454596

P.A. Nurmagomedova - History Teacher, Gymnasium No. 4, Makhachkala, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.