Научная статья на тему 'Становление и развитие арабской риторики до XIV века'

Становление и развитие арабской риторики до XIV века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1927
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / НАУКА РИТОРИКИ / ИЛМ АЛ-БАДИ' (НАУКА О ПОЭТИЧЕСКИХ ТРОПАХ И ФИГУРАХ) / АЛ-ДЖАХИЗ / ИБН МУ'ТАЗ / ILM-UL-BADI (SCIENCE OF POETICAL THROPES AND FIGURES) / IBN MU'TOZ / HISTORY OF ARABIC LITERATURE / RHETORIC-SCIENCE / AL-DJAKHIZ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гафарова У.

Статья посвящена становлению и развитию науки риторики в арабской литературе. Автор в результате анализа трудов средневековых арабских филологов приходит к выводу, что если в первоначальной стадии своего развития риторика занималась изучением красноречия и «и‘джаз» Корана, то затем она превращается в учение о стилистике, предполагающей соблюдение грамматических правил, смысловую и словесную ясность в речи, правильное употребление речи в соответствующий момент, своевременное употребление тропов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Arabic Rhetoric before the XIV-th Century

The article dwells on the formation and development of rhetoric as a science in the Arabic literature. Having analyzed the works belonging to mediaeval Arabian philologists the author came to the conclusion that if at the primary stage rhetoric had studied eloquence and Koran “I’djaz”, after it it converted into the tenet on stylistics presupposing observance of grammar rules, meaningful clarity in speech, right usage of language in respective situations, appropriate resorting to thropes.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие арабской риторики до XIV века»

ФИЛОЛОГИЯИ ТОЧ.ИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

У. Гафарова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРАБСКОЙ РИТОРИКИ ДО XIV ВЕКА

Ключевые слова: история арабской литературы, наука риторики, илм ал-бади' (наука о поэтических тропах и фигурах), ал-Джахиз, ИбнМу'таз

В сохранившихся трудах по риторике арабских средневековых филологов обобщен опыт доисламского и раннеисламского красноречия и изложена теория ораторского искусства арабов. Важное значение, которое придавалось красноречию еще в доисламский период, потребность к риторике, к познанию прелести Корана и его очарования в ранние века ислама послужили поводом к постепенной кодификации правил изящной речи.

Необходимость обучения ораторскому мастерству в ранние века ислама обусловила появление книг и наставлений по арабской риторике, на содержание которых определенное влияние оказали произведения древнегреческих и древнеримских ученых1.

Одним из первых авторов, который вплотную стал заниматься этой проблемой, был ал-Джахиз. В своей книге «Китаб ал-байан ва-т-табйин» («Книга ясного изложения и разъяснения») он изложил основные положения арабской риторики (3).

Следует отметить, что книга ал-Джахиза сделала весомый вклад в выработку арабской риторической терминологии. Ученый впервые употребляет термин «байан»2 для изъяснения скрытого содержания при помощи живого слова: «Ясная речь (ал-байан),

общее имя для всякого слова, которое снимает покров с мысли и разрывает завесу скрытого в разуме, так что слушающий постигает его истинный смысл. Ведь суть и цель отношения между говорящим и слушающим - достижение взаимопонимания, с одной стороны, и доведение мысли до сведения слушателей - с другой. И то, путем чего достигается взаимопонимание и доведение мысли до сведения, и есть ясная речь» (17,115).

Из этого определения вытекает, что «байан» носит у ал-Джа-хиза многозначный характер, содержит различные смысловые оттенки. Один из важных моментов этого определения заключается в познании самого предмета речи, о котором говорящий намерен сообщить, т.е. предмет речи должен быть понятным и ясным для самого говорящего. Другим атрибутом данного понятия является точное и полное донесение предмета речи до слушателя. По ал-Джахизу, байан требует грамматической точности и устойчивости всех средств изобразительного искусства, легкости произношения, логической твердости, завершенности, метрической плавности.

И еще один момент в ораторской науке, которому ал-Джахиз придавал большое значение, - это умение оратора воздействовать на чувства слушателей. Исходя из убеждения, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, ал-Джахиз считал, что в основе ораторского искусства должно лежать знание человеческой души, то есть психология:

«И если мысль благородна, а слово доходчиво, если в нем нет ни нарушения гармонии, ни искусственности, оно производит на душу человека такое же действие, как дождь на плодородную землю. И слово обладает всеми этими качествами и тот, кто произносит его, делает это как подобает, то Аллах дает ему такой успех и его слово получает такой отклик, что даже сердца могущественных владык признают величие слова, умы невежд будут в состоянии постигнуть его (...), если слово сказано от души, то попадает в сердце, а если слово сошло с уст, то не пойдет дальше ушей»(3,105-106).

Как видим, по мнению ал-Джахиза бесстрастная и вялая речь не вызовет отклика в сердцах слушателей. Речь хорошего оратора должна быть пронизана убежденностью, страстностью, непоколебимой верой в правоту своего дела, эмоциональностью и вдохновенностью.

Большое внимание ал-Джахиз уделяет возможным отступлениям от литературного языка, настаивает на соблюдении законов правильной речи и грамматических норм. Говоря об ораторском искусстве, он предостерегает против неблагозвучных словосочетаний, излагает учение о произнесении речи, где говорится о владении голосом и телом, и дает ряд полезных советов оратору (например, не говорить сиплым голосом, не откашливаться во время речи, обладать хорошим тембром голоса и знанием правильной речи, ее построения и т.д). Стремящийся к совершенству оратор должен использовать все богатейшие возможности, которые предоставляет ему язык (3, 372)3.

В своем труде ал-Джахиз излагает свое представление о содержании и форме в риторике. Красноречие, по мнению ал-Джахиза, это совокупность слов (алфаз) со значением (ма'ани), причем они (мысль и словесное облачение) должны соответствовать друг другу и выступать лишь в тесной взаимосвязи. Мысль становится яснее и полезнее от удачного выбора слов для ее выражения. Более того, превосходное словесное облачение может сделать мысль значительнее, чем она есть на самом деле, подобно тому как красивый убор может сделать девушку красивее (3, 254).

Теория «байан», как наиболее общепонимаемый способ выражения мысли, с некоторыми модификациями проявилась также и у других ученых, как современников ал-Джахиза, так и наиболее поздних. Среди них можно отметить Исхака ибн Ибрахима ибн Вах-ба и его сочинение «Китаб ал-бурхан фи вуджух ал-байан» («Книга объяснения или о разных способах выражения») (9), написанное около 946 г. Несколько позже мы встречаем эту теорию у Ибн ал-Мудаббира (ум. 1082),написавшего сочинение «Рисалат ал-адра» («Трактат о жемчужинах») (7), а также у ар-Руммани (ум. 1094) в книге «Китаб ан-нукат фи и'джаз ал-Кур'ан» («Книга остроумных взглядов о неподражаемости Корана») (15). В дальнейшие столетия термин «байан», первоначально означавший риторику, подвергся некоторым изменениям.

В конце IX в. появилась теория «нового» стиля (бади'), но практическая его разработка шла полным ходом со второй половины, а точнее, с последней четверти VIII в. Поводом к воз-

никновению этой теории, в определенной мере, явилась греческая риторика Аристотеля, которая во второй половине IX в. была переведена на арабский язык. Существовавший в эту пору арабский национализм, противопоставленный народным влиянием персов и других завоеванных народов, отразился также в сфере риторики. Исследователи также стали искать в древнеарабской поэзии и Коране фигуры и тропы, которые содержались в греческой риторике. Арабские ученые стремились доказать, что бади' не является чем-то новым для арабов, что его элементы содержались в доисламской поэзии и в прозе Корана. Они стали вычленять эти элементы и давать им определения. Само слово «ал-бади'» первоначально означало «то, что прекрасно, ново и редко» и служило для определения изящных выражений Корана и поэзии. Уже в конце IX в. арабские ученые дали названия терминологического характера разнообразным тропам, которые не всегда, конечно, соответствовали или определяли их в полной мере.

Теория о поэтических тропах и фигурах - илм ал-бади' впервые была разработана знаменитым поэтом и филологом Ибн ал-Мутаз-зом (861 - 908). Его сочинение «Китаб ал-бади'» («Книга о бади'») (8), написанная в 887 - 888 гг. - первый оригинальный трактат по поэтике. В нем ибн ал-Мутазз предпринял попытку дать обобщенную характеристику фигур и тропов арабской художественной речи. Рассматривая 17 категорий поэтического стиля и поочередно предлагая их дефиниции, Ибн ал-Мутазз настаивает, что бади' встречалось и в Коране, и в изречениях пророка, и в речах его сподвижников и бедуинов, и в стихах древних авторов. Таким образом, он убеждает, что риторика, по сути дела, чисто арабская традиция4.

Другой труд младшего современника Ибн ал-Мутазза, Кудамы ибн Джа'фара (ум. между 922 - 948гг.), «Накд аш-ши'р» («Критика поэзии») дает не менее широкое представление о «бади"» в прозе и поэзии (12). В трудах Кудамы заметно влияние Аристотеля. Кудама в своем труде приводит определение поэзии и анализирует 4 основных элемента содержания и формы в поэзии: лафз, ма'на. рифму и размер.

В X веке возникло много сочинений о поэтике и риторике, но до нашего времени сохранилась только «Китаб ас-сина'атейн ал-

китаба ва-ш-ши'р» («Книга двух ремесел: писания (прозы) и поэзии»), которую написал ал-Аскари (ум. 1010) в 1004 г.(2). По сути дела, это компилятивное сочинение, которое содержит мнение предшественников автора в этой области. Но ал-Аскари смело объединяет поэтику и риторику. Поэтому все его указания относятся в равной степени как к поэзии, так и к риторике. Это направление, предложенное ал-Аскари, было принято на арабском Востоке и широко развивалось в позднейших трудах подобного типа, как например, в знаменитом «Ал-масал ас-саир фи адаб ал-адиб ва-ш-шаир» («Универсальный образец в культуре прозаика и поэта», написанная Ибн ал-Асиром (1163 - 1239)(6). Ибн ал-Асир начинает свое произведение введением о фундаментальных правилах «илм ал-байан» («Науки выражения»), которая у него имеет значения отдельной ветви знания риторики. В последних двух частях он рассматривает «искусство слов» («ас-сина'а ал-лаф-зиййа»), а далее «искусство значений» («ас-сина'а-л-ал-ма'на-виййа»). Предметом «илм ал-байан» (риторика) является чистота и правильность языка (фасаха), а также достижение цели словами либо элоквенция (балага).

Одним из самых значительных трудов по арабской поэтике в XI в. стал трактат Ибн Рашика (р. в 995 -1000 гг., ум. в 1063 - 1064 гг.) «Китаб ал-'умда фи сина'ат аш-ши'р ва накдихи» («Опора ремесла поэзии и ее критики»). Это сочинение содержит наиболее общирную и хорошо систематизированную теорию поэзии и ее критики, поэтику этого времени. Большое место в труде Ибн Рашика занимает проблема содержания и формы в классической арабской поэзии. Сама книга представляет собой совершенное резюме всех предшествующих трудов об арабской поэтике.

Новый и наиболее важный вклад в арабскую риторику, вложил выдающийся арабский ученый Абд ал-Кахир ал-Джурджани (ум. 1078). В большом творческом наследии ал-Джурджани самыми значительными являются «Дала'ил ал-и'джаз» («Доказательства неподражаемости (Корана)») (4) и «Асрар ал-балага» («Тайны красноречия») (5). По сути дела, эти две книги произвели переворот в арабских исследованиях в сфере риторики. В них ал-Джурджани рассматривает различные аспекты риторики с точки

зрения языка, формы и содержания, причем прослеживает всесторонним и глубоким образом. Изучением грамматических средств арабского языка в «Доказательствах неподражаемости» ал-Джурд-жани положил начало «илм ал-ма ани» («науке о значениях»), рассматривающей вопросы грамматики и формальной логики. Эта дисциплина входит на правах раздела в состав арабской риторики ('илм ал-балага). А его сочинение «Тайны красноречия» послужило основой для возникновения трех разделов арабской риторики «илм ал-байан» («Наука ясного изложения»), изучающий искусство ясного и красноречивого изъяснения на арабском языке. Более старая форма о языковых формах «илм ал-бади'» стала как бы третьей частью риторики. В трудах ал-Джурджани лафз и ма'на представлены как две взаимосоотнесенные и правильно упорядоченные структуры. Автор утверждал, что важным элементом в литературном сочинении является структура, а сутью структуры - значение.

Краткую и ясную формулу, определяющую суть арабской «науки красноречия» мы находим в его сочинении «Асрар ал-балага»: «Всестороннее соответствие речи (подразумеваемому) значению, (достигаемое) посредством определенных качеств, придающих это (соответствие) сочетанием слов» или соответствие (мутабика) речи требованиям ситуации (хал), где под ситуацией имелось ввиду то, что подлежало выражению, т.е. совокупность значений (ма'ани).

Позднее в XIII веке энциклопедист ас-Саккаки (ум. 1226 или 1229) в своем сочинении «Мифтах ал-улум» («Ключ наук»)(15) придал завершенность и целостность концепции ал-Джурджани в рамках «науки красноречия».

Характерной чертой учения ас-Саккаки является то, что в нем серьезное внимание уделяется взаимосвязи «балага» и «фасаха» (ясность речи или же ясная речь), об этом свидетельствует и то, у автора изложение «илм ал-балага» начинается с разработки «фасаха».

«Фасаха» в интерпретации ас-Саккаки рассматривается с двух сторон: первая заключается в раскрытии значения, содержания высказывания и преследует цель устранить смысловые затруднения речи. Вторая сторона «фасахи» связана со словесным

выражением определенного содержания, т.е. используемые в речи слова должны быть исконно арабскими. В построении речи должны соблюдаться грамматические нормы языка5. С учетом взаимосвязи формы и содержания в языке, автором выделяется содержательная фасаха («фасахат ал-ма'навиййа») и словесная фасаха («фасахат ал-лафзиййа»). Когда речь идет о смысловой фасахе, имеется ввиду лаконичность и ясность, смысловая четкость речи, данный род фасаха оказывает на слушателей воздействие, убеждение.

Отметим, что вопрос о ясности речи был поставлен еще в античной риторике, он особо рассматривается у Аристотеля. «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает цели» (1,129).

Более радикальную форму этой концепции придал ал-Казвини (ум. 1338) в своем произведении «Талхис ал-мифтах» (Краткое изложение «ал-мифтах») (10). В качестве универсального всеобщего термина по отношению к риторике он принимает слово «балага», которое у предшествующих критиков имело значение элоквенции, красноречия, видущее от основного смысла этого слова - достижения цели словами (балага)6. Риторика (балага) делится у него на 3 раздела: «илм ал-ма ани» («наука о значениях»); «илм ал-байан» («наука ясного изложения»); «илм ал-бади'» («наука о категориях поэтического стиля»).

Итак, в результате предпринятого экскурса в область теоретических представлений арабских средневековых филологов о красноречии выяснилось, что арабская риторика развивалась в теснейшей связи с арабской поэтикой. Если в первоначальной стадии своего развития риторика «илм ал-балага» (в значении байан) занималась изучением красноречия и «и'джаз» Корана, то теперь она превращается в учение о стилистике, предполагающей соблюдение грамматических правил, смысловую и словесную ясность в речи, правильное употребление речи в соответствующий момент, своевременное употребление тропов, обеспечение речи художественно-изобразительными средствами.

— 10 - НОМАИ донишгох

Примечания

1 Относительно влияния греческой мысли на формирование и развитие арабской поэтики и риторики существуют различные точки зрения. Арабские литературоведы Taxa Хусейн, Ахмад Матлуб, Ибрахим Салама, например, признают аристотелевское влияние. Акад. И. Ю. Крачковский считает, что греческая поэтика не оказала непосредственного влияния на зарождение и развитие арабской поэтики.

2 Сам термин «ал-байан» означает «ясная членораздельная речь».

3 Детальный анализ категорий ма на и лафза в арабского поэзии и риторике (в трактовке этих категорий у ал-Джахиза) см. : (Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина ШШвек).М, 1983, с. 128 131).

4 Подробнее о развитии арабской поэтики и о роли поэта Ибн ал-Мутазза см.: (93, с. 97 1 79: 107, с. 133 138).

5Подробное освещение этого вопроса см.: (107, с. 133 138).

6 Этот вопрос частично охарактеризован Б. Я. Шидфар: «Мы переводим этот термин словом «красноречие», однако значение его сложнее, в нем заключено и значение глагола ал-балага - это «ясная речь, доводящая до сведения слушателя все то, что сообщает в наиболее понятном и доступном для каждого слушателя», с другой стороны, это не только «ясная», но и «художественная речь», пользующаяся всеми находящимися в распоряжении литератора или поэта художественными средствами» (Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (VI XII вв.) M, 1974, с. 104).

ЛИТЕРАТУРА

1. Античные риторики: Собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция проф. А. А. Тахо-Годи. -M., 1978

2. (Ал-Аскари. Китаб ас-синаатейн. Изд. 2-е. -Каир, 1971

3. Ал-Джахиз. Китаб ал-байан ва-т-табййин. Т. 1-3. Изд. 3-е. -Бейрут, 1968, т. 1

4. Ал-Джурджани Абд ал-Кахир. Ал-Ад-Далаил ал-иджаз фи илм ал-мани. -Миср, 1366 х.

5. Ал-Джурджани Абд ал-Кахир. Асрар ал-блага. -Стамбул, 1954

6. Ибн ал-Асир. Масал ас-саир фи адаб ал-адиб ва-ш-шаир. -Каир, 1962. Т. 14, Ибн Рашик. Китаб ал-умда фи синаат аш-шир ва накдихи. -Миср, 1955

7. Ибн ал-Мудаббир. Рисалат ал-адра. -Багдад, 1931

8. Ибн ал-мутазз. Китаб ал-бади. -Миср, 1953

9. Исхак ибн Ибрахим ибн Вахб. Китаб ал-бурхан фи вуджух ал-байан. -Миср, 1924

10. Ал-Казвини. Талхис. ал-мифтах. -Каир, 1939

11. Крачковский И. Ю.

12. Кудама ибн Джафар. Накд аш-шар. -Лейден, 1956

13. Куделин А. Средневековая арабская поэтика (вторая половина УШ-Х1 век.). -М., 1983

14. Кутб Сайд Ан-Накд ал-адаби. -Каир, 1954

15. Ар-Руммани. Китаб ан-нукат фи иджаз ал-Куран. -Миср, 1952

16. Ас-Саккаки. Мифтах ал-улум. -Миср, 1937

17. Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (VI XII вв.) -М., 1974

Становление и развитие арабской риторики до XIV века У. Гаффарова

Ключевые слова: история арабской литературы, наука-риторика, илм ал-бади' (наука о поэтических тропах и фигурах), ал-Джахиз, Ибн Му'таз

Статья посвящена становлению и развитию науки риторики в арабской литературе. Автор в результате анализа трудов средневековых арабских филологов приходит к выводу что если в первоначальной стадии своего развития риторика занималась изучением красноречия и «и 'джаз» Корана, то затем она превращается в учение о стилистике, предполагающей соблюдение грамматических правил, смысловую и словесную ясность в речи, правильное употребление речи в соответствующий момент, своевременное употребление тропов

Formation and Development of Arabic Rhetoric before the XlV-th

Century

U. Gaff or ova

Keywords: history of Arabic literature, rhetoric-science, ilm-ul-badi (science of poetical thropes andfigures), al-Djakhiz, ibn Mu 'toz

The article dwells on the formation and development of rhetoric as a science in the Arabic literature. Having analyzed the works belonging to mediaeval Arabian philologists the author came to the conclusion that if at the primary stage rhetoric had studied eloquence and Koran "I'djaz ", after it it converted into the tenet on stylistics presupposing obsen'ance of grammar rules, meaningful clarity in speech, right usage of language in respective situations, appropriate resorting to thropes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.