Научная статья на тему 'Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа»'

Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа»»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 4. С. 22-35.

А.О. Муртазаев ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЧИНЕНИЯ «ВАФИЙА ФИ ШАРХ АШ-ШАФИЙА»

Среди грамматических сочинений, имевших хождение в Дагестане, одни представляют собой широко распространенные в многочисленных списках трактаты в жанре «шарх», другие в жанре «матн», третьи в жанре «хашийа». Самыми распространенными были сочинения в жанре «шарх». Это и явилось одной из причин выбора для исследования одного из самых распространенных сочинений в Дагестане «Вафийа фи шарх аш-Шафийа». В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся 57 экземпляров этого трактата, доставленных из самых разных районов Дагестана (Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х., 2001. С. 144). В научной библиотеке ДГУ это сочинение также представлено 20 экземплярами (Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М., 2004. С. 54). В статье мы использовали списки этой рукописи хранящейся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Часть грамматических сочинений охарактеризовано и описано в научной литературе, а другая часть очень распространенных сочинений еще не стала объектом научных исследований.

Сочинение по морфологии «Вафийа фи шарх аш-Шафийа» - комментарий Ахмада б. Мухаммада б. Абу Бакра (ум. в 813/1411 г.) на «аш-Шафийа» - краткий учебный трактат по морфологии арабского языка, принадлежащий перу известного египетского ученого ибн ал-Хаджиба (1174-1249 гг.), который является широко распространенным в Дагестане грамматическим трактатом, но никаких сведений о нем в научной литературе мы не находим, к тому же на это сочинение в Дагестане нет комментариев. Отсюда мы можем вывести две рабочие гипотезы: 1) Если это сочинение так распространено в Дагестане, значит, оно имеет определенные дидактические достоинства; 2) А поскольку комментариев на него почти не встречается, значит, в этом сочинении не было ничего не понятно -го для средневекового дагестанца.

Однако на самом тексте сочинения встречаются многочисленные глоссы (комментарии). Следует отметить, что существуют глоссы контекстные и внеконтекстные. Внекон-текстными записями иногда занимаются, упоминают их, а контекстными - никогда. Мы впервые делаем их объектом специального исследования, и вот какая получается картина. Мы подробно рассмотрели несколько списков.

Рукопись № 18

Рукопись в картонном переплете с матерчатым корешком песочного цвета.

Начало отсутствует.

Конец отмечен подписью

^Jl 0 ~'*ХЛ 4_jj&l j j 4?ll j

Перевод: j ^ соответствуют его словам 4?Jc. j 4j1I

а в значении Jl (т.е. до) конца.

После окончания под колофоном надпись

4І jäi I —j j —^.V —ß —J Vl^^V 1 ^„VQll ^

Перевод: «О тот, который посмотрит на мой безобразный почерк, не порицай меня, а лучше скажи Велик Аллах и Его Пророк, о Боже! Прости его и его дела».

Ниже следует колофон в требуемой рамке, окрашенный терракотовым цветом, с орнаментированными углами:

^JI ^aJjJI A^ll ji^Jl Л*»ll Л^ Äjil^ill ^J^i ÄJiljJ Ääjj^ll Ä-^''1l оЗд äjj£ ^ljäll £äj ЛЗ

4jIia1I Jl^jl Äjjß ü ljjß ÜJ ^ jjj ^-^ll j ... — ■ '^il j t_ajA^bll ^g-äll j ^?^iil ll ^^*ll 4J^ll

^Лаіі ^sä-aII lijU^il Л'о ^J^ j ^ ^>U^ll л^ ^ j Ä-jl^ j _ll Ла ä . 4Jl^i ^3 j?ä.V I J

...

Перевод: «Закончилась запись этой благородной копии, называемая «Вафийа фи шарх аш-Шафийа» от руки раба такого, грешного, надеющегося на милость царя, знаток обладающий отвратительным почерком и слабым пониманием и ленью... а второе Нур Мухаммад, сын Курбана Мухаммада из с. Ибтал, в благословенный месяц раби II в год 1165/1751 от хиджры Мухаммада избранного, да благословит его Аллах и да приветствует, под руководством нашего учителя достойного совершенного, тонкого исследователя, ключ к запертому во всех науках и светочь... разрешающий многочисленные противоречия селения Улха».

Имеются пояснительные значки, редкие огласовки.

Встречаются многочисленные глоссы на полях и между строк.

Количество строк на листах 10.

Стиль письма - дагестанский насх.

Черные чернила, некоторые места выделяются красными.

Существует пагинация.

Бумага средней плотности, шероховатая, скрученная, темно - белая, фабричная.

Имеются кустоды.

Формат листа 20 х 16,5.

Рамка текста 13 х 10.

Структура сочинения внешне хорошо оформлена.

Общее количество глосс на рукопись составляет 236. В основном глоссы сконцентрированы в начале книги. Далее мы рассматриваем, сколько глосс приходится на одного автора:

2 глоссы на 1 глосса на

3 глоссы на 1 глосса на j

2 глоссы на 3 глоссы на

23 глоссы на 5 глосс на ^

8 глосс на 25 глосс на 6

5 глосс на 4 глоссы на

8 глосс на 7 глосс на

8 глосс на 3 глоссы на ^

2 глоссы на 2 глоссы на

5 глоссы ^ 4 глоссы на

2 глоссы 2 глоссы на С.

5 глосс 1 глосса на 4?а11

1 глосса на 1 глосса

2 глоссы на 3 глоссы на

3 глоссы на 4—. 3 глоссы на 6 с

1 глосса ^ 6 с 6 глосс на с

1 глосса 4Лс. 1 глосса на м^

4 глоссы 1 глосса

2 глоссы на ¿«1^1 1 глосса на

1 глосса на 4—. 1 глосса на С«) 4—■

1 глосса на и'—6« 1 глосса на

1 глосса на м^ 1 глосса на «

1 глосса на 1 глосса на л

1 глосса на ^ 1 глосса на м^

1 глосса на 1 глосса на м^ 1 ^

В общей сложности на рукопись приходится 45 авторов, из которых идентифициро-

ваны следующие:

1.^^ (Халаби) - может быть, Мухаммад ‘Умар ал-Халаби (ум. в 860/1496) - автор супракомментария под названием "Кашф ал-Кашф" или «Кашф ал-Кафийа» на коммента-

рий Рукнаддина ал-Хасана ибн Мухаммада ал-Астарабади (ум. в 315/1313 г.) на «Ка-фийу».

2. (Гафур) - Абдалгафур ал-Лари (ум. в 912/1506) на «ал-Фаваид ад-Дийаийа» -комментарий Абдурахмана ибн Ахмада ал-Джами (ум. в 890/1492 г.) на «Кафийу».

3. £ £ (Занджани) - Иззадин Абу-л-Фадаил Абдалваххаб б. Ибрахим б. Абу-л-

Ма’ами ал-Хазрадии аз-Занджани был выдающимся ученым-энциклопедистом своего времени. Аз-Занджани родился в городе Мадаин - один из городов Ирака, расположенный на реке Тигр в 30 км к югу от Багдада. Точная дата его рождения неизвестна, но, по некоторым источникам, он родился в 1190 г. (Бгоскв1тап С., 1937.С. 253). Дата смерти аз-Занджани также неточно определена, предполагается, что он умер в 1257-1258 г. в Багдаде. Основной период его творчества приходится на первую половину XIII в., т.е. на эпоху правления последних халифов. Аз-Занджани в свое время был известен как автор ряда грамматических произведений и комментариев, а также девяти стихов. В 1239 г. он остановился в Мосуле, где закончил свой комментарий, названный J ^

^&а1|(о6 изменениях флексий в словарях «ас-Сихах» и «ал-Мугриб» и двух наиболее известных словарях «ас-Сихах» Исмаила ал-Джавхари и «ал-Мугриб» Абдассайида ал-Мутарризи). Аз-Занджани также является автором знаменитого труда по морфологии «Тасриф ал-Иззи».

4. (Хуласат) - Сочинение Джамалуддина Мухаммаада ибн Абдаллаха, известного как Ибн Малик (1204/1273).

Он родился в Дамаске, где и получил образование. По словам Суюти, он превосходно знал коранические разночтения с их доказательствами, классический язык с его редко употребляемыми и необыкновенными речениями и грамоту со стихами. Его сочинение (хуласат фи-н-нахви) было больше известно как (алфийа), так как это

сочинение представляет дидактическую поэму о грамматике в 1000 стихах.

5. 4^' (Иклид) - может быть, автор имел в виду под этим словом ключ к конкретному месту в тексте, а может быть, это «ал-Иклид» Мухаммада б. Османа ал-Джунди ал-Андалуси - комментарий на «ал-Муфассал» аз-Замахшари.

6. ^4*““ (Сайид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (1339-1413) - представитель позднего ислама. Родился в г. Тагу, близ Астарабада. Получив образование в Астарабаде, ал-Джурджани занимался преподавательской деятельностью, путешествовал по городам Среднего Востока, где совершенствовал познания под руководством Кутбаддина ар-Рази ат-Тахтани, ал-Фатри, Мубараншаха. Он в 1374 г. прибыл в Шираз и после захвата города Тимуром (1387 г.) переехал в Самарканд, где прожил около 20 лет, находясь при дворе Тимура. После смерти Тимура ал-Джурджани вернулся в Шираз, где и умер. Ал-Джурджани известен как автор комментария к «Мавакиф ал-Иджи» и словаря философских терминов ат-Та’риф, также «Фихрист ас-Сайид ‘ала шарх ал-матам ал-Усул ал-Мантикийа», «Маджамуат ар-Раса’ил», автор комментария на «‘Илм ал-ма ‘ани ва-л-байан» (Ислам. Энциклопедический словарь. 1990. С. 69.).

7. £ - Ахмад ибн ал-Хусейн ал-Чарпарди (ум. в 926/1520 г.) - турецкий ученый, автор комментария на сочинение Ибн ал-Хаджиба «ал-Шафийа».

8. ^ - скорее всего, это Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки ал-Авари ад-Дагестани (ум. в 1230/1717 г.) из Кудутля, обучался наукам и знаниям у выдающихся современников, учился у ученого Мухаммада, сына Али ал-Камили, ученого Шабана из Обода и других. Побывал в Египте, Хиджазе, Йемене, где учился у их шейхов и ученых. Учился в Йемене у известного шейха Салиха ал-Йамани. Усовершенствовав свои знания, он вернулся в Дагестан и начал преподавание. У него училось большое количество исследователей [искателей знаний], такие как известный ученый Мухаммад ал-Убри, ученый Давуд ал-Усиши и другие. И был ал-Кудуки по мазхабу ханафит, а по убеждениям - аш‘арит, однако в некоторых вопросах он склонялся к мнению своего учителя Салиха ал-Йамани. «И был ал-Кудуки выдающимся ученым в науках и искусстве и у него популярные сочинения, много комментариев и многочисленные примечания по фикху, основам веры, догматике, грамматике, морфологии и др. наукам. У него Хашийа ала-л-Чарпарди, ‘Исам ала-л-

Джами... Говорят, что он собственноручно переписал 300 рукописей, и большинство из них осталось в Халеба после его смерти завещанными» (Назир ад-Дургали. С. 15-16).

9. ¿¿Л (Шарх ал-лума‘) - может быть, это автор сочинения «Шарх ал-лума’» Шихабуддин ал-Аббас Мухаммад б. Ал-Ха’ин ал-Фаризи ал- Макдиси, который был преподавателем в медресе ас-Салихийа, умер в 815/1417 г. в Иерусалиме, или же это сочинение «Шарх ал-лума‘ ан-Нуранийа», принадлежащее перу ал-Бистани ал-Ханафи ал-Хуруфи ан-Нахнаби (ум. в 858/1454 г.).

10. (Кудуки) - Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки.

11. (Камус) - словарь Абу Тахира Мухаммада ибн Йа‘куба ибн Мухаммада ибн ‘Умара ибн Аби Бакра ибн Ахмада ибн Махмуда ал-Фирузабади (ум. в 817/1419) под названием «ал-Камус ал- Мухит». Родился близ Шираза. В 7 лет он уже знал наизусть Коран, а в возрасте восьми лет учился в Ширазе у своего отца языку и адабу, склонность к которым проявил очень рано. В 1344 г. он отправился в Ирак, где в Васите и Багдаде учился филологии и праву. С 1351 г. он слушал в Дамаске лекции ас-Субки, затем последовал в Иерусалим, где в течение 10 лет занимался преподавательской деятельностью, но сменил свое местопребывание на Мекку, побывав прежде в Малой Азии и Каире, в котором общался с такими известными учеными как, Ибн Акил и Ибн Хишам. В своих многочисленных путешествиях, как в поисках знаний, так и в поисках могущественных покровителей, ал-Фирузабади дошел до Индии, вернулся оттуда в Персию, завоеванную Тимуром. Пожелав спокойно заняться научными изысканиями, решил удалиться с арены политической истории в Южную Аравию, куда его пригласил в 1399 г. султан ал-Ашраф Исмаил б. Аббас. Через год он был признан Верховным кадием Йемена. Умер он в Заби-де, дожив почти до 90 лет.

12. £ £ ^, может быть, Са‘даддин Мас‘уд ибн Абдаллах ат-Тафтазани родился в Са-фаре в 722/1322 г., в Тафтазане в местечке Наса. Автор комментария на «Талхис ал-Мифтах» Мухаммада ибн Абдурахмана ал-Казвини (ум. в 1338 г.), что в свою очередь было сокращенным изложением 3-й части сочинения «Мифтах ал-‘улум» среднеазиатского филолога ас-Сакаки (ум. в 126/1228) по риторике. Был преподавателем в Сарахе, затем он был приглашен Тимуром в Самарканд, где и умер в 771/1389 г.

13. (Джами) - Абдаррахман ибн ал-Джами (ум. в 889/1492), автор комментария на «Кафийу» ибн ал-Хаджиба под названием «ал-Фаваид ад-Дийаийа».

14. ДАиЛ (Ради ‘ала аш-шафийа) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал-

Астарабади (ум. в 684/1285 г.), автор комментария на «Шафийу».

15. £ £ (Ради) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал-Астарабади.

16. (Хал ал-абйат) - сочинение Абу Ва’ ада Ахмада ал-Хайди Насираддина ал- Вайдави. Ал-Байдави работал в качестве Верховного судьи в Ширазе и умер там, возможно, в 716/1316 г.

17. (Нисабури) - Мирза Ахмад Мухаммад б. ‘Абданкаби б. ‘Абдассани ан-Нисабури родился в 1178/1764. Путешествовал по Ираку, где он вступил в конфликт с местными учеными из-за своей страсти к спорам, оттуда он отправился в Персию и жил некоторое время в Межхеде и Тегеране. Затем он вернулся обратно в Ирак, где и умер в 1818 г.

18. (Шарх алфийа) - комментарий на сочинение Ибн Малика, принадлежащий перу Ибн Акила (ум. в 769/1367).

19. £ £ (Кашф) - может быть, «Кашф ал-Кашф» или «Кашф ал-Кафийа» - суп-

ракомментарий Мухаммада ибн Омара ал-Халаби на комментарий «Кафииа», написанный Рукнаддином ал-Астарабади.

20. (Идах) - возможно, это ^ (китаб ал-идахи фи-н-нахви) со-

чинение, принадлежащее Абу ‘Али ал-Фариси. Родился в городе Феса в Фарсе, образование получил в Багдаде, где он слушал лекции аз-Заджаджа и ибн-Сирадина. Он пробыл некоторое время при дворе хамданитского князя Сайф ад-давла, откуда переселился в Фарс к безвестному князю Адуд-ад-давла и умер в Багдаде в 377/987 г. (Гиргас В., 1873. С. 17) или же вполне может быть комментарием Ибн Хаджибана «Муфассал» аз-

Замахшари.

21. (Дин) - может быть, Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (855/1451-1481), автор комментария на «Марах ал-Арвах» под названием «Шарх Марах ал-Арвах».

22. ДлДа. (Хашийат Кудуки) - вполне допустимо, что это супракомментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на комментарий Ахмада ал-Чарпарди под названием «Хашийат Кудуки ‘ала Чарпарди».

23. ^ с - тоже самое, что и аі. (Хашийат Кудуки)

24. ^ ^ с - тоже самое, что и «Хашийат Кудуки ‘ала Чарпарди.

25. 4^* (Макалид) - может быть, это сочинение ас-Саййида аш-Шарифа ал-Джурджани под названием «Макалид ал ‘улум фил-Худуд ва-р-русум».

26. с^“ (Шарх джам‘ ал-джавами‘) - сочинение египетского ученого Джалаладдина Абу Абдаллаха б. Ахмад ал- Махалли аш-Шафии (791/1389-864/1499 г.), который был видным шафиитским законоведом и комментатором Корана, преподавал в Каире мусульманское право. Это его сочинение является комментарием на «Джам‘ ал-джавами‘» по основам мусульманской религии, принадлежащий Тажаддину Абдалвахха-бу ас-Субки (ум. в 771/1369-1370 г.).

27. с)*?-* (Муджмал) - может быть, это «Китаб ал Муджмал фи-л-луга». Сочинение Абу л-Хусейна Ахмада б. Фариси б. Закарьи б. Хабиба ал-Хамадани ал-Казвини ар-Рази.

28. ЧО** (Мугриб) - может быть, это сочинение Аб ул-Фатха Насираддина б. Абдас-сайида ал-Мутарризи (ум. в 610/1213 г.), которое называется «Китаб ал-Мугриб фи тар-тиб ал му ‘риб».

29. (Махсул) - возможно, это сочинение Мухаммада б. Ахмада ан-Насафи (Нахшафи) ал-Барбаи (ум. в 331/942 г.) в Туркестане под названием «Китаб ал- Махсул».

30. Діий (Нусхат) - может быть, это «Нусха ал-Хакк», сочинение Мухйиддина Араби ал-Хатими ат-Таси аш-Шайха ал-Акбара (ум. в 638/1240), или же это «Нусхат ас-Садак» -сочинение Салахаддина Халила б. Айбака ас-Сафади (ум. в 764/1363 г.).

31. Ч)** (Му ‘риб) - это сочинение Иззуддина аз-Занджани.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. ¿иіиі (Салман) - может быть, он Салман ат-Тухи (из Туха) ал-Авари. Он знаменитый ученый, жил в начале XII в. хиджры / XVII в., после себя оставил труды по фикху и другим наукам, он был самый большой знаток наук после ал-Кудуки. Умер он в Мекке (Назир ад-Дургали. С. 16).

33. (Убра) - Мухаммад из Убра (ум. в 1733), ученик Мухаммада Кудутлинского - известный дагестанский алим, поэт, автор ряда трудов по филологии. Известно, что он, как и сам Мухаммад Кудутлинский, учился у Салиха ал-Йамани, совершенствовал свое образование в Йемене, Египте, Хиджазе. Мухаммад из Убра был обладателем крупного рукописного собрания. Сохранились его многочисленные комментарии, по которым можно судить об идейных и общественно-политических взглядах ученого. Среди книг Убринского найдено одно его примечательное письмо, в котором ученый отстаивает интересы горских трудовых масс, выступая против хана. В частности, в письме говорится, что в случае, если хан попытается ущемить интересы жителей села Убра, они все встанут на борьбу и будут отстаивать свои права (Кассиев Э., 1958. С. 37).

34. (Шайх-зада) - может быть, Шайх-зада Мухйи ад-Дин Мухаммад б. аш-Шайх Муслих ад-Дин Мустафа ал-Куджави (ум. в 950/1534). Родился во 2-й половине Х^в. Он, как и его предки, был одним из известных теологов своего времени, некоторое время занимал должность кади, долгое время преподавал в медресе Коран и хадисы. Сочинение, написанное во время преподавательской деятельности, представляет собой супракомментарий к толкованию Корана Кады ал-Байдави (ум. в 685/1286) под названием «Хашийат ‘ала Анвар ат-Танзил ва Исрар ат-та’вил ли кади ал-Байдави» (Каталог арабских рукописей. 2000. С. 44).

35. (Бури) - может быть, ^ Ал-Бури б. Шалай ал-Джинкути ас-сугра.

Он блестящий ученый, крупный знаток наук (ум. в 1254/1838 г.).

36. чМ (Лубаб) - «Лубб ал-лубаб ‘илм ал-и‘раб», сочинение ал-Байдави (ум. в

316/1316 г.).

37. л - может быть, комментарий на «Кафийу» Шихабаддина Ахмада б. Шамсаддина Омара ад-Даувани ад-Давлатди аз-Завули (ум. в 849/1449 г.) под названием «Шарх ал-Хиндийа», ад-Давлатабади - ханафитский законовед и комментатор-грамматик. Занимал пост верховного судьи в Джаунапуре (Северная Индия), бывшем центре одноименного независимого княжества, в котором правила мусульманская династия Шафии.

38. (Дин ал-Кабир)- Ахмад ибн Динкузи ар-Руми.

39. (Кади) - может быть, Абу Са’ад Насираддин ал-Байдави (ум. в 716/1316 г.).

40. (Мазхар) - может быть, «Мазхар ал-Баракат», сочинение Гулама Али Азада ал-Хусайни ал-Васити ал-Биларави (ум. в 1199/1784 г.).

Неидентифицированными остались:

1) а ,.іл 2) - 4,і^ 3) ' 6л ^^іа 4) ^ріДл 5) ¿Л 6) ^ ^

Рукопись № 137

Рукопись в кожаном переплете. На листе 1а титул. Правая сторона «съедена» брошюровкой, переплетением со стыковкой с внутренней стороной с крышки переплета.

На первом форзац листа, в центре надпись А,іі£ АіііЛ Аі^

Здесь же ниже следует другая надпись: ^ 6 6-^ ^ J¿ïi]I ^

Перевод: «Из книг нуждающихся в Аллахе Всевышнего Хасана б. Хаджи Акая».

На листе 2а после титула текст, состоящий из 9 строк и относящийся к другому произведению, на котором имеется 9 печатей разной формы и размеров. На нем же имеется владельческая запись, выполненная фиолетовыми чернилами на арабском языке и датированная 1330/1913.

Л (^ Jл]! I ^ll£J^lAЛ ¿л

Перевод: «Из имущества Абу ал-Ахада, сына покойного Хиндулы Мухаммада из Дардали».

Начало после басмалы на листе 2б:

^¡ІаІІ^I J мі—''VI J 1 ‘,^^'4 6^ ^

Перевод: «Слава Аллаху, сущность которого свободна от изменений, который не имеет принадлежности к чему-то».

Чуть ниже расположены 2 печати.

Колофон на листе 260б:

JІл ^ ^і. VI ^1 , ■ ]! JJJ^ ^ ^1 »^]1 ^ Д ■ -з' ^ JЛ“? J^^^]I J,^^ ]! ла

м1'<4 Iлл а±ї£ ¿л ^1^ jjaJ.iI 6,лJ^]I ^^1 ^ 6—л ^ і, Діі і^іі і'П и!ч ¿л 4-Ію ^іі

...АЛI^л. і^ьа ^ а jjiJ.lI jlлJ^]| ^^іл. іі^^ ^ і''''I ліі А ,аІ Л Аі^ іл]

Перевод: «Завершил ничтожный, жалкий, глубокое море грехов и вредящий самому, приносящий несчастье, очень непослушный, немилостивый, сам утверждающий это, по -истине я прошу прощения о нем, да не уменьшится от твоей власти что-либо, прости его,

о Аллах, Хасана сына, совершившего хадж в обе благородные святыни Хаджи Акая из селения Гелли, запись этой книги называемой Вафийа ли шарх Шафийа сделана под руководством нашего учителя и нашего господина, совершившего хадж в обе благородные святыни кади Ахмада, да удовлетворит Аллах его желания, да убережет его оберегающий от искушения обоих миров, о Аллах!, в селении Эндирей в 1184 г. хиджры Пророка».

Колофон выполнен в треугольной рамке, но над ним и справа от него исторические записи, все три записи датированы, наиболее ранняя датирована 1217/1802.

Количество строк на страницах 10.

Рамка текста 15,5 х 9,5.

Формат листа 21 х 17.

Имеются пояснительные знаки.

Много глосс на полях и между строк. Стиль письма - дагестанский насх.

Общее количество глосс достигает 228 единиц. В основном глоссы сконцентрированы в начале рукописи. На одного автора приходится следующее количество глосс:

1 глосса на 2 глоссы на

14 глосс на 7 глосс на 6

18 глосс на 4—. 1 глосса на

1 глосса на 6)^1 с—« 3 глоссы на м^^«

2 глоссы на 2 глоссы на

1 глосса на 6 глосс на 3 ¿г“

2 глоссы на м'*“ 1 глосса на 6)^1 м'^“

1 глосса на 1 глосса на ? ) с

1 глосса на мл« 9 глосс на ^

18 глосс на ^ с 1 глосса на

1 глосса на 6)^1 с)“ 1 глосса на

3 глоссы на ч%- 1 глосса на

1 глосса на 1 глосса на С«) 4л“1.

1 глосса на 1 глосса на ^ 3 с

1 глосса на чй ^ 3 глоссы на

4 глоссы на 1 глосса на с-51?-5 3

3 глоссы на 10 глосс на

1 глосса на ¿1 2 глоссы на

2 глоссы на 5 глосс на

1 глосса на 1 глосса на Л :м^ 6«

2 глоссы на 4^1 с)“ 1 глосса на 4^1

2 глоссы на ^ ЛУ'2 2 глоссы на 6^

4 глоссы на и)2 1 глосса на

1 глосса на ^ Лл—« 1 глосса на

1 глосса на <^>«5 1 глосса на ¿1)«

1 глосса на 4-*з 1 глосса на с^

6 глосс на с)“ 9 глосс на «

1 глосса на с1—^ 2 глоссы на

3 глоссы на Л 1 глосса на ч£)

1 глосса на 4,—. 3 глоссы на «

1 глосса на 1 глосса на с)“

1 глосса на ч?о 1 глосса на(л?«) л

1 глосса на 1 глосса на 4л“1а.

В общей сложности на одну рукопись приходится 69 авторов. Из них мы идентифицировали:

1) Jj^' (Усул) - может быть, j^I Jj^I (Усул ад-дин) - сочинение по основам религии.

2) j** ùi' (Ибн Хаджар) - Шихабуддин Ахмад б. Мухаммад Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. в 973/1565 г.), автор комментария «Тухфат ал-Мухтадж», что в свою очередь является комментарием на «Минхадж ат-Талибин» ан-Навави Ибн Хаджар ал-Хайтами, известного египетского законоведа, образование который получил в знаменитом мусульманском университете ал-Азхар, автор более шестидесяти сочинений. (Тагирова Н.А., 2001. С. 112).

3) (Кудуки) - Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки.

4) (Хашийат Кудуки) - супракомментарий Мухаммада, сына ал-Кудуки, на комментарий ал-Чарпарди.

5) kuji* (Мутавассит) - может быть, комментарий на «Кафийу» Рукнаддина ал-

Хасана ибн Мухаммада ал-Астарабади под названием «аш-Шарх ал-Мутавассит» или «ал- Вафийа фи шарх ал-Кафийа».

6) w^ (Мухйиддин) - может быть, автор знаменитого сочинения «Минхадж ат-Талибин» ан-Навави (ум. в 1278 г.). Абу Закарийа Йахйа ибн Шараф Мухйиддин ан-Навави - знаменитый арабский правовед, хадисовед и биограф. Родился в местности Нава (южнее Дамаска) в Сирии. Изучал в Дамаске теологию, а после совершенного им в 651/1253 г. паломничества жил в Дамаске в качестве приватного учителя. Принадлежал к числу лиц, знающих наизусть Коран. Является автором трудов в различных областях знаний.

7) (‘Исам) - Ибрахим ибн Мухаммад ибн ‘Арабшах ‘Исамаддин ал-Исфара’ини

(ум. в 944/1537 г.), автор супракомментария на AúU^lI ¿Ij (фаваид ад-дийаиййат)

Абдурахмана ал-Джами.

8) j'juVI jljÄ (Изхар ал-асрар) - сочинение Мухаммада ибн Пир ‘Али Мухйиддин ал-Биркави (ум. в 981/1573 г.).

9) üä^l vlf“1 (Шихаб ад-дин) - может быть, ал-‘Ибади ал-Кахири аш-Шафи‘и Шиха-баддин, автор сочинения «Хашийат ‘ала Хашийат шарх ал-Иззи».

10) vlf“1 (Шихаб) - может быть, то же самое или же автор сочинения «Шарх ал-Хиндийа» - Шихабаддин Ахмад б. Умар ад - Даувани ад-Давлатабади (ум. в 849/1445 г.).

11) VJ*^I 4j*^I j с^^ ^ l^e mj*^I (ал-му‘риб ‘амма фи-с-сисах ва ал-мугриб) -сочинение ‘Иззаддина аз-Занджани.

12) g С - Хашийат Чарпарди, комментарий Ахмада ибн ал-Хусайна ал-Чарпарди (ум. в 766/1345 г.) на «аш-Шафийу».

13) w^J* (Карата) - переписчик «ал-Фаваид-ад-Дийаийа» Курбан, сын Мухаммада сына Рахимилава из Карата.

14) JWJi - (Халхал) может быть, Музаффар ал-Халхали (ум. в 745/1344 г.), автор со -чинения «Мифтах ал- Мифтах» - комментарий на «Талхис ал-Мифтах» Мухаммада ибн Абдаррахмана ал-Казвини (ум. в 1338 г.).

15) (Хидайат) - может быть, jajJl AjIj^JI (ал-хидаййат фи-н-нахви) (Анонимная

переработка ал-Кафии).

16) й^л (Хасан Чалаби) - Хасан Челеби ал-Фанари (ум. в 886/1481 г.), автор супракомментария на «аш-Шарх ал Мутаввал» - комментарий на «Талхис ал- Мифтах».

17) J^ljâ (Фаваи’д) - комментарий Абдаррахмана ибн Ахмада ал-Джами на «ал-Кафийу» под названием «ал-Фаваид ад-Дийаийа»

18) (Тахзиб) - «Тахзиб ал-асма», сочинение Мухйиддина ан-Навави (ум. в 676/1276 г.), может быть, это словарь ал-Азхари «Тахзиб фи-л-луга».

19) j$£* (Мазхар) - может быть, «Мазхар ал-Баракат» или «ал-Хакаик ал-Хафийа».

20) fulâ ùil (Ибн Касим) - автор супракомментария Ахмад ибн Касим ал-Аббади ал-Азхари (ум. в 1040/1630 г.) на «аш-Шарх ал- Мухтасар».

21) w^J (Ради) - Радиаддин Мухаммед Ибн Хасан ал-Астарабади (ум. в 684/1285).

22) (Занджани) - ‘Иззаддин Абдалваххаб ибн Ибрахим аз-Занджани (ум. в 1258 г.).

23) (Саййид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (ум. в 816/1413 г.).

24) 4*21 (Иклид) - комментарий Махмуда б. Усмана ал-Джунди на «ал-Муфассал» аз-Замахшари под названием «ал-Иклид».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25) ДгЭД (Алфийа) или W Д-^^1 (хуласат фи-н-нахви) - сочинение ибн Малика (ум. в 672/1273 г.).

26) CJ"1 (Шарх алфийа) - комментарий Ибн Акила на сочинение Дг^1 (Алфийа) Ибн Малика.

27) ùâJ (Дин) - Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (ум. в 886/1481г.).

28) у£(а (Фуллани) - может быть, Мухаммад ал-Фуллани ал-Кимнави ас-Судани, учился на своей родине в Судане и 6 месяцев в Каго. В 1141/1723 г. совершил паломничество (хадж) и умер в 1154/1741 г. в Каире. Его сочинения: 1. «Бахжат ал-Афрак ва идах ал-лабс ва-л-иглак фи ‘илм ал-Хуруф ва-л-Ауфак»; 2. «ад-Дур ал-Шанзул ва Хуласат ас-

Сирр ал-Мантум».

29) ^<j*lá (Камус) - «ал-Камус ал- Мухит», словарь Махмуда ал-Фирузабади (ум. в 817/1415).

30) С^ (Мифтах) - «Мифтах ал-улум», сочинение Сираджаддина Абу Йа’куба Йу-суфа ибн Аби Бакра ибн Мухаммада ибн Али ас-Саккаки (ум. в 626/1229).

Сочинение ас-Саккаки состоит из 3-х частей: 1. «‘Илм ас-сарф (морфология); 2. «‘Илм ал-ма’ани ва-л-байан» (риторика); 3. «‘Илм ан-нахв».

31) t^l CJ“ (Шарх ал-лума‘) - может быть, «шарх ал-лума‘», сочинение ал-Фариди ал- Макдиси, или «шарх ал- лума’» ан-Нуранийа, сочинение ал-Хуруфи ан-Нахнаби (ум. в 858/1454).

32) Jj‘^* (Махсул) - может быть, это «Китаб ал-Махсул», сочинение Мухаммада б. Ахмада ан-Насафи ал-Барбаи (ум. в 331/942 г.).

33) с1^^ (Сихах) - «Тадж ал-луга ва сихах ал-арабийа», словарь Абу Насра Исма‘ила ибн Хаммада ал-Фараби ал-Джавхари (ум. в 393/1003). Выдающийся арабский лексикограф тюркского происхождения, родился в Фарабе. Он также является автором сочинений «Китаб ал-мукаддима фи-н-нахв» и «Китаб ал-аруд».

34) vl^l (ал-Лубаб) - «Лубб ал-лубаб фи ‘илм ал-и‘раб» сочинение ал-Байдави.

35) А - возможно, это комментарий на «Кафийу» Шихабуддина ад-Даувани ад-Давлатабади «Шарх ал-Хиндийа».

36) (Таркиб) - может быть, Хусайна Кули ибн Мухаммада на Ми ’ат амил под названием «Таркиб ми’ат ’амил» или комментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на Ми’ат амил под названием «Таркиб миат амил».

37) М JjlJ (Давуд) - Давуд, сын Мухаммада ал-Усиши (ум. в 1171/1757 г.), ученик Мухаммада Кудутлинского. В исторической литературе он характеризуется как влиятельный общественный деятель, свободомыслящий ученый и философ (Абдуллаев М.А., 1968. С. 34; Алхасова Д.М., 2005. С. 113-123). Он автор супракомментария на комментарий ал-Чарпарди, автор супракомментария на «Шарх марах ал-Арвах» Ахмада б. Динкузи под названием «Хашийат Давуд».

38) »Jlj (Шайх-заде) - Шайх-заде Мухйи ад-Дин Мухаммад б. аш-Шайх Муслих ад-Дин Мустафа ал-Куджави (ум. в 950/1934 г.).

39) w^lk* (Хитаи) - ‘Усман Малла-заде ал-Хитаи, автор супракомментария на «аш-Шарх ал-Мухтасар».

40) ¿Ulu (Салман) - Салман ат-Тухи ал-Авари (XVII в.).

41) ^j¿l (Убра) - Мухаммад из Убры (ум. в 1733 г.), автор сочинения «Хаваши ‘ала хашийа шарх аш-Шафийа».

42) cl - скорее всего ^ j^JI (Таййиб ал-хараки) - был современником Кудут-

линского и Дамадана из Мегеба, превосходным ученым, автором многих сочинений и комментариев.

43) (Нузхат) - это «Нузхат аз-зарф фи ‘илм ас-сарф», сочинение Ахмада б. Иб-рагим ал-Майдани (ум. в 918/1112 г.) в Нишапур.

44) jjJJ (Дибирлав) - по сведениям М.-С. Саидова, Дибиркади из Хунзаха родился в 1742 г. в Хунзахе в родовитой, знатной семье, в которой были известные ученые и писатели (Саидов М., 1960. С. 7-8).

Дибиркади как ученый отличался плодотворностью в работе, кроме толкового персидско-арабско-тюркского словаря, им написаны следующие сочинения: «Джамиу’ ал-лугатайн» - словник персидско-тюркский; «Тибйан ал-лисан ли та‘лим ас-сибйан»; Персидско-арабско-тюркский словник; «Калила и Димна» им переведена с арабского на аварский язык.

45) ùil (Ибн Чурулав) - известный производитель бумаги, у которого учился отец имама Шамиля.

Неидентифицированными остались:

1 ji^^S^ 2

3.^ j с 4.jjjJl сJ"1

5. 4 уИа и 6.

7.да^> 8.£.11кл

9.* ¿л 10. ^^1а ' Л ^'

1 1 . 12.

13. 14.

15. J Ы 16. 4 ;..1 а

Рукопись № 17

Начало отсутствует.

Очень потрепанный переплет с теснением, характерным для XVIII в. (может быть и раньше).

Конец рукописи отмечен надписью

,1а]| ^ 4_11| ^ ‘1 ^ ^ ^ 'яА* ^а. ^ 14. ^ 4а1| ^ ^-11

¿.л! .¿Алла.! 4а^1 ^1^1 ^

Перевод: J ^ соответствует его словам 41 и 4^, а в значении (т.е. до), и

Аллах знает самое правильное, к нему мы возвращаемся, да будет милостив Аллах к нему и к остальным имамам.

Колофон существует по форме, но фактически выходных данных в нем нет. Видимо, начало где-то существует, поскольку имеется архивная пагинация. Вверху постраничная 116, а внизу полистовая 60-я.

Стиль письма - дагестанский насх XVIII-XIX вв.

Чернила черные, красные, зеленые, в качестве фона - фиолетовые, зеленые.

Количество строк - 13.

Имеются пояснительные значки.

Имеются глоссы.

Рамка текста 8,5 х 18.

Формат листа 20 х 16,5.

Бумага плотная, шероховатая, желто-коричневая, кустарная.

Общее количество страниц - 199.

Общее количество глосс достигает 113.

Глоссы в начале рукописи отсутствуют, в основном сконцентрированы в середине и в конце.

На одного автора приходится следующее количество глосс:

10 глосс на 9 глосс на ^1^^

15 глосс 10 глосс на

2 глоссы на ; '¿та 3 глоссы на £ £

1 глосса на ^J 1 глосса на

1 глосса на 1 глосса на о,2

1 глосса на 2 глоссы на

8 глосс на ¿а1| ^J. 3 глоссы на

1 глосса на ' 4 ; .А а 1 глосса на 4л1л2

1 глосса на £ £ ^4^1^л 1 глосса на малл

1 глосса на £ £ ,1^. 1 глосса на

1 глосса на 4,;1а<'1 ^J.l 5 глосс £ £

3 глоссы на А 1 глосса

2 глоссы £ £ JАSл

На эту рукопись приходится 25 авторов, из них мы идентифицировали следующих:

1)(с) (Чарбарди) - Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Чарпарди (ум. в 746/1345 г.).

2) (Сихах) - это словарь арабского языка Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джавхари (ум. в 1003 г.) под названием «Тадж ал-луга ва Сихах ал-арабийа».

3) (¿А*“1 (Саййид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (ум. в 816/1413 г.).

4) О“* (Хасан Чалаби) - Хасан Челеби ал-Фанари (ум. в 886/1471 г.).

5) £ £ ^ - Са‘ададдин Мас‘уд ибн Умар ибн Абдаллах ат-Тафтазани (ум. в 891/1389).

6) (Камус) - словарь Абу Тахира Мухаммада ибн Йа‘куба ибн Мухаммада ибн Ибрахима ибн Умара ибн Абу Бакр ибн Ахмад ибн Махмуд ал-Фирузабади (ум. в 817/1415 г.) «ал-Камус ал- Мухит».

7) £ (Ради) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал- Астарабади (ум. в 684/1285).

8) (Дами) - Абдаррахман ибн ал-Джами (817/1414-898/1492 г.).

9) (цМ) ^ - Мухаммад сын Мусы ал-Кудуки (ум. в 1130/1717 г.) из Кудутля.

10) ОР (Дин) - скорее всего Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (ум. в 886/1481 г.).

11) (ан-Навави) - Абу Закарийа Йахийа ибн Шараф Мухйиддин ан-Навави (631/1233-676/1278 г.).

12) (Таркиб) - комментарий Хусайна Кули ибн Мухаммада на Ми’ ат ‘амил под названием «Таркиб ми’ат ‘амил» или же комментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на Ми’ат ‘амил под названием «Таркиб ми’ат ‘амил».

13) С-*"1 (Шарх ал-лума‘) - может быть, «Шарх ал-лума‘» - сочинение ал-Фариди ал- Макдиси или «Шарх ал-лума‘ ан-Нуранийа», сочинение ал-Хуруфи ан-Нахкаби.

14) 4^' (Иклид) - может быть, «ал-Иклид» - комментарий Махмуда б. Османа ал Джунди на «ал- Муфассал» аз-Замахшари.

15) (Шихаб) - может быть, Шихабаддин Ахмад б. Омар ад-Дауани ад-Давлатабади (ум. в 849/1445 г.).

16) (Убада) - это скорее всего Ша ’ бан Ободинский, алим XVII в., основатель одного из первых медресе в Аварии. Его учениками были Мухаммад Кудутлинский, Гасан старший Кудалинский, Салман Тлохский. Ему принадлежат дошедшие до наших дней труды: толкование в четырех книгах к сборнику хадисов «ал- Масабих» («светильник»), составленный ал-Багави, толкование книги имама Газали по богословию «Мин-хадж ал-‘абидин» («Путь поклоняющихся»).

17) о (Хашийат б. Са‘ад) - может быть, это комментарий дагестанского

автора на сочинение Са‘даддина Мас‘уда ибн Умара ат-Тафтазани по морфологии «Шарх Тариф ал-‘Иззи».

18) 4*1^ (Дамама) - переводится как «безобразие», может быть, имелось в виду, что текст в этом месте написан нечетко, неразборчиво.

Неидентифицированными остались:

1) ^ ^ 2). 3)

4)^ ^ 2^ 5)°л..и^°| 6)

Рукопись № 136

Переплет отсутствует.

Колофон на странице 174б находится в треугольной рамке бордового цвета.

I й^^І О ^а1—1' 1' .їй 4^1. ^і 4_аэ!^ ^іаі! Іла ¿а ла ^

^ \ 4_іиі ^і ^ й^а ^ ^ ^а^І ^лїі! sjJA ^аі£і! ^^ііі! ^іілі!

Перевод: «Закончилась запись этой книги, называемой «Вафийа фи шарх Шафийа» (Полный комментарий Шафии), рукой ничтожного, жалкого ‘Абд аш-Шафи б. Айдунбек из с. Ахты под руководством достойного и совершенного ученого Мирза Эфенди из с. Ахты, да сделает Аллах вечными науки (мусульманские) для них и для их родителей, и сделает хорошо им обоим (родителям) Амин!»

От слова «Алам» влево направлена тонкая линия, указывающая на следующую вставку:

^іа£! ^^іа£! .ао О О—^ ^і ^^і^^І ^і і^^Ла ^Іа.

Перевод: «В то время, когда я учился в медресе в с. Акма в доме Малла Хасана, сына Раджаба из с. Акма».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справа от колофона перпендикулярно к нему в рамке также записана следующая

сентенция:

(^іі^і! іі! ^ .аі ¿а , > ^ ^ '1 .'^^У ^ ^і^ .1^* ^ лІ£"а ' л« ^ ^аа ^

^"аУ!

Перевод: «Завершил с большим усердием и усталостью, после усердия и стремления [к знаниям], не продается и не дарится, даже за горсть золота, а я ничтожный жалкий Абд аш-Шафи из с. Ахты».

Титул - крупными черными буквами на бордовом и на светло-бирюзовом фоне в 2 строки записано:

Первая строка читается сверху вниз:

^ ^-11« ^ 4-ї— ^і .а^ О?! й Л^. ?іаУ і ^а~^ 4.і! ■ :'- ^J. 4_аз!^ ^—аі! < і ла

Перевод: «Эта книга, названная Вафийа Шарх Шафийа, которую составил имам Усман ибн Хаджиб в 1292 г.».

Начало после басмалы.

^ІіЗііУ і J мі^о"іУ і J1 4і! і ¡>^їі <^лі! ^і лл^і!

Перевод: «Слава Аллаху, сущность которого свободна от изменений, который не имеет принадлежности к чему-то, избавлен от превращения».

Конец рукописи.

¿1а!1л11 ЛАЛ11 ^ ^аЗ ¿^-11 ^ ~'ЯА^ лз^£1 ^ ^ 4а11

Перевод: и ^11 соответствует его словам 4а!с и 4У, а в значении (т.е. до)

Стиль письма - дагестанский насх.

Имеются огласовки, пояснительные значки.

Количество строк на листах - 12.

Рамка текста 16 х 10,2.

Формат листа 22,3 х 17,7.

Чернила черные, бордовые (с коричневым оттенком).

Бумага плотная, шероховатая, белая, фабричная, с водяными знаками (2 по 192). Редкие глоссы. Общее количество листов - 174.

Количество глосс достигает 27.

Глоссы расположены равномерно по всей книге.

На одного автора приходится столько глосс:

8 глосс на ^ 1 глосса на

1 глосса на 6 ^ 1 глосса на ^13

1 глосса на 1 глосса на 1^>

1 глосса на ^ 2 глоссы на

3 глоссы на 1 глосса на

1 глосса на 1 глосса на Ul;lJ^iІI ^1^

1 глосса на £1а^> 1 глосса на JА?-A

На рукопись приходится 13 авторов, из которых идентифицированы следующие:

1) с - это Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Чарпарди.

2) (Халхал) - Музаффар ал-Халхал, автор сочинения «Мифтах ал-Мифтах».

3) J С - «Хашийат Кудуки» - супракомментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки на ал-Чарпарди.

4) ^ - Са‘ададдин Мас‘уд ибн Абдаллах ат-Тафтазани.

5) - может быть, «Тадж ал луга ва сихах ал-арабийа» - словарь ал-Фараби ал-Джавхари.

6) (Таркиб) - скорее всего это комментарий Хусайна Кули ибн Мухаммада на

«Ми ’ат ‘амил» под названием «Таркиб ми’ат ‘амил» или комментарий Мусы ал-Кудуки

на «Ми ’ат ‘амил» под названием «Таркиб ми’ат ‘амил».

7) - может быть (Сихах).

8) (Хавафи) - Мухаммад ал-Хавафи Зайнаддин (ум. в 757/1356).

9) J*?* (Муджмал) - «Китаб ал-Муджмал фи-л-луга», сочинение Абу-л-Хусейна Ахмада б. Фариси.

10) (Сихах) - «Тадж ал-луга ва сихах ал-‘арабийа».

11) (Кади) - может быть, это Абу Са‘ад Насираддин ал-Байдави.

12) AjIc. (Гайат ат-тасриф) - находится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, инв. № 1221 (42а - 43б).

13) ^jjI (Убра) - Мухаммад из Убра.

Неидентифицировано: 1) ^

Таким образом, вышеназванные списки рукописей показывают нам, какие ученые наиболее часто цитировались в этом сочинении. Среди них мы встречаем как дагестанских, так и видных ученых мусульманского Востока. Из дагестанских ученых наиболее часто цитируемым во всех рукописях является Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки. Так, в рукописи № 18 на него приходится 25 глосс. Здесь же не меньшим количеством глосс отмечен ас-Саййид аш-Шариф ал-Джурджани. Значительно реже встречаются и такие выдающиеся ученые мусульманского Востока, как аз-Занджани, часто цитируются сочинения Ибн Малика и Ахмад б. ал-Хусайн ал-Чарпарди. Во всех списках цитируется словарь Махмуда ал-Фирузабади под названием «ал-Камус ал- Мухит», а также словарь ал-Фараби ал-Джавхари под названием «Тадж ал-луга ва сихах ал-‘арабийа», Абдурахман ал-Джами, Хасан Челеби, ан-Нисабури, ал-Байдави, часто цитируется Са‘даддин Мас‘уд ибн Абдуллах ат-Тафтазани, Радиаддин Мухаммад б. Хасан ал-Астарабади и др.

Что касается дагестанских авторов, то среди них мы часто встречаем Салмана ат-Тухи, Мухаммада из Убра, Дауда, сына Мухаммада ал-Усиша, Тайиба ал-Хараки, Дибир-кади из Хунзаха. В рукописи № 137 встречается ибн ЧІурулав - известный изготовитель бумаги, у которого учился отец имама Шамиля. Здесь же несколько раз цитируется Гити-но-Мухаммад б. Кади - неидентифицированный нами автор, который скорее всего был дагестанским ученым.

Значительное количество глосс в каждой рукописи приходится на супракоммента-рий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на сочинение ал-Чарпарди, которое в свою очередь также часто встречается. Так, в рукописи № 137 на это сочинение приходится 18 глосс. В рукописи № 17 на ал-Чарпарди приходится 10 глосс, на «Камус ал- Мухит» 15 глосс, 10 глосс на ас-Саййида аш-Шарифа ал-Джурджани, здесь же встречается известный богослов, хадисовед и биограф Мухйиддин ан-Навави. Только в этой рукописи цитируется знаменитый дагестанский Ша ‘бан Ободинский, во всех рукописях встречаются глоссы «Таркиб», что в свою очередь может быть комментарием Хусайна Кули ибн Мухаммада на «Ми’ат амил» ас-Саййид ал-Джурджани под названием «Таркиб ми’ат амил» или же комментарий Мусы ал-Кудуки на «Ми’ат амил». Мухаммад ал-Хавафи Зайнаддин и Музаффар ал-Халхали встречаются только в рукописи № 136. Почти во всех рукописях повторяются одни и те же авторы.

Вышеприведенные списки сочинения «Вафийа фи шарх аш-Шафийа», хранящиеся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН показывают, что это сочинение было широко распространено по всему Дагестану, начиная от южного и северного Дагестана и заканчивая плоскостной частью. Что касается хронологических рамок, то они в основном ограничиваются XVIII-XIX вв., иногда встречаются сочинения, датируемые началом XX в.

Б ИБЛИОГРАФИЯ

Абдуллаев М.А., 1968. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. Махачкала.

Алхасова Д.М., 2005. Дауд-Хаджи ал-Усиши: Жизнь и творческое наследие: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала.

Brockelman C., 1937. Geschichte der Arabischen Litteratur. BL I, II - Leidlen, S.B. I-III.

Гиргас В., 1873. Очерк грамматической системы арабов. СПб.

Ислам. 1990. Энциклопедический словарь. М.

Кассиев Э., 1958. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала.

Каталог арабских рукописей. 2000. Т. II. Баку.

Назир ад-Дургали. Нузхат ал-Азхан фи тараджум улама’и Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. № 180.

Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х., 2001. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала.

Шихсаидов А.Р., 2004. Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М. Указатели каталога арабских рукописей Научной библиотеки Дагестанского государственного университета. Махачкала.

Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 17, 18, 136, 137.

Саидов М., 1960. Дагестанская литература XVIII - XIX вв. на арабском языке. М.

Тагирова Н.А., 2001. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане. Мусульманское право // Вестник ДНЦ РАН. № 9. Махачкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.