Научная статья на тему 'Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа»'

Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
8
Поделиться

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Муртазаев Арсен Омарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Источниковедческая характеристика сочинения «Вафийа фи Шарх аш-Шафийа»»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 4. С. 22-35.

А.О. Муртазаев ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЧИНЕНИЯ «ВАФИЙА ФИ ШАРХ АШ-ШАФИЙА»

Среди грамматических сочинений, имевших хождение в Дагестане, одни представляют собой широко распространенные в многочисленных списках трактаты в жанре «шарх», другие в жанре «матн», третьи в жанре «хашийа». Самыми распространенными были сочинения в жанре «шарх». Это и явилось одной из причин выбора для исследования одного из самых распространенных сочинений в Дагестане «Вафийа фи шарх аш-Шафийа». В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся 57 экземпляров этого трактата, доставленных из самых разных районов Дагестана (Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х., 2001. С. 144). В научной библиотеке ДГУ это сочинение также представлено 20 экземплярами (Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М., 2004. С. 54). В статье мы использовали списки этой рукописи хранящейся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Часть грамматических сочинений охарактеризовано и описано в научной литературе, а другая часть очень распространенных сочинений еще не стала объектом научных исследований.

Сочинение по морфологии «Вафийа фи шарх аш-Шафийа» - комментарий Ахмада б. Мухаммада б. Абу Бакра (ум. в 813/1411 г.) на «аш-Шафийа» - краткий учебный трактат по морфологии арабского языка, принадлежащий перу известного египетского ученого ибн ал-Хаджиба (1174-1249 гг.), который является широко распространенным в Дагестане грамматическим трактатом, но никаких сведений о нем в научной литературе мы не находим, к тому же на это сочинение в Дагестане нет комментариев. Отсюда мы можем вывести две рабочие гипотезы: 1) Если это сочинение так распространено в Дагестане, значит, оно имеет определенные дидактические достоинства; 2) А поскольку комментариев на него почти не встречается, значит, в этом сочинении не было ничего не понятно -го для средневекового дагестанца.

Однако на самом тексте сочинения встречаются многочисленные глоссы (комментарии). Следует отметить, что существуют глоссы контекстные и внеконтекстные. Внекон-текстными записями иногда занимаются, упоминают их, а контекстными - никогда. Мы впервые делаем их объектом специального исследования, и вот какая получается картина. Мы подробно рассмотрели несколько списков.

Рукопись № 18

Рукопись в картонном переплете с матерчатым корешком песочного цвета.

Начало отсутствует.

Конец отмечен подписью

^Jl 0 ~'*ХЛ 4_jj&l j j 4?ll j

Перевод: j ^ соответствуют его словам 4?Jc. j 4j1I

а в значении Jl (т.е. до) конца.

После окончания под колофоном надпись

4І jäi I —j j —^.V —ß —J Vl^^V 1 ^„VQll ^

Перевод: «О тот, который посмотрит на мой безобразный почерк, не порицай меня, а лучше скажи Велик Аллах и Его Пророк, о Боже! Прости его и его дела».

Ниже следует колофон в требуемой рамке, окрашенный терракотовым цветом, с орнаментированными углами:

^JI ^aJjJI A^ll ji^Jl Л*»ll Л^ Äjil^ill ^J^i ÄJiljJ Ääjj^ll Ä-^''1l оЗд äjj£ ^ljäll £äj ЛЗ

4jIia1I Jl^jl Äjjß ü ljjß ÜJ ^ jjj ^-^ll j ... — ■ '^il j t_ajA^bll ^g-äll j ^?^iil ll ^^*ll 4J^ll

^Лаіі ^sä-aII lijU^il Л'о ^J^ j ^ ^>U^ll л^ ^ j Ä-jl^ j _ll Ла ä . 4Jl^i ^3 j?ä.V I J

...

Перевод: «Закончилась запись этой благородной копии, называемая «Вафийа фи шарх аш-Шафийа» от руки раба такого, грешного, надеющегося на милость царя, знаток обладающий отвратительным почерком и слабым пониманием и ленью... а второе Нур Мухаммад, сын Курбана Мухаммада из с. Ибтал, в благословенный месяц раби II в год 1165/1751 от хиджры Мухаммада избранного, да благословит его Аллах и да приветствует, под руководством нашего учителя достойного совершенного, тонкого исследователя, ключ к запертому во всех науках и светочь... разрешающий многочисленные противоречия селения Улха».

Имеются пояснительные значки, редкие огласовки.

Встречаются многочисленные глоссы на полях и между строк.

Количество строк на листах 10.

Стиль письма - дагестанский насх.

Черные чернила, некоторые места выделяются красными.

Существует пагинация.

Бумага средней плотности, шероховатая, скрученная, темно - белая, фабричная.

Имеются кустоды.

Формат листа 20 х 16,5.

Рамка текста 13 х 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура сочинения внешне хорошо оформлена.

Общее количество глосс на рукопись составляет 236. В основном глоссы сконцентрированы в начале книги. Далее мы рассматриваем, сколько глосс приходится на одного автора:

2 глоссы на 1 глосса на

3 глоссы на 1 глосса на j

2 глоссы на 3 глоссы на

23 глоссы на 5 глосс на ^

8 глосс на 25 глосс на 6

5 глосс на 4 глоссы на

8 глосс на 7 глосс на

8 глосс на 3 глоссы на ^

2 глоссы на 2 глоссы на

5 глоссы ^ 4 глоссы на

2 глоссы 2 глоссы на С.

5 глосс 1 глосса на 4?а11

1 глосса на 1 глосса

2 глоссы на 3 глоссы на

3 глоссы на 4—. 3 глоссы на 6 с

1 глосса ^ 6 с 6 глосс на с

1 глосса 4Лс. 1 глосса на м^

4 глоссы 1 глосса

2 глоссы на ¿«1^1 1 глосса на

1 глосса на 4—. 1 глосса на С«) 4—■

1 глосса на и'—6« 1 глосса на

1 глосса на м^ 1 глосса на «

1 глосса на 1 глосса на л

1 глосса на ^ 1 глосса на м^

1 глосса на 1 глосса на м^ 1 ^

В общей сложности на рукопись приходится 45 авторов, из которых идентифициро-

ваны следующие:

1.^^ (Халаби) - может быть, Мухаммад ‘Умар ал-Халаби (ум. в 860/1496) - автор супракомментария под названием "Кашф ал-Кашф" или «Кашф ал-Кафийа» на коммента-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рий Рукнаддина ал-Хасана ибн Мухаммада ал-Астарабади (ум. в 315/1313 г.) на «Ка-фийу».

2. (Гафур) - Абдалгафур ал-Лари (ум. в 912/1506) на «ал-Фаваид ад-Дийаийа» -комментарий Абдурахмана ибн Ахмада ал-Джами (ум. в 890/1492 г.) на «Кафийу».

3. £ £ (Занджани) - Иззадин Абу-л-Фадаил Абдалваххаб б. Ибрахим б. Абу-л-

Ма’ами ал-Хазрадии аз-Занджани был выдающимся ученым-энциклопедистом своего времени. Аз-Занджани родился в городе Мадаин - один из городов Ирака, расположенный на реке Тигр в 30 км к югу от Багдада. Точная дата его рождения неизвестна, но, по некоторым источникам, он родился в 1190 г. (Бгоскв1тап С., 1937.С. 253). Дата смерти аз-Занджани также неточно определена, предполагается, что он умер в 1257-1258 г. в Багдаде. Основной период его творчества приходится на первую половину XIII в., т.е. на эпоху правления последних халифов. Аз-Занджани в свое время был известен как автор ряда грамматических произведений и комментариев, а также девяти стихов. В 1239 г. он остановился в Мосуле, где закончил свой комментарий, названный J ^

^&а1|(о6 изменениях флексий в словарях «ас-Сихах» и «ал-Мугриб» и двух наиболее известных словарях «ас-Сихах» Исмаила ал-Джавхари и «ал-Мугриб» Абдассайида ал-Мутарризи). Аз-Занджани также является автором знаменитого труда по морфологии «Тасриф ал-Иззи».

4. (Хуласат) - Сочинение Джамалуддина Мухаммаада ибн Абдаллаха, известного как Ибн Малик (1204/1273).

Он родился в Дамаске, где и получил образование. По словам Суюти, он превосходно знал коранические разночтения с их доказательствами, классический язык с его редко употребляемыми и необыкновенными речениями и грамоту со стихами. Его сочинение (хуласат фи-н-нахви) было больше известно как (алфийа), так как это

сочинение представляет дидактическую поэму о грамматике в 1000 стихах.

5. 4^' (Иклид) - может быть, автор имел в виду под этим словом ключ к конкретному месту в тексте, а может быть, это «ал-Иклид» Мухаммада б. Османа ал-Джунди ал-Андалуси - комментарий на «ал-Муфассал» аз-Замахшари.

6. ^4*““ (Сайид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (1339-1413) - представитель позднего ислама. Родился в г. Тагу, близ Астарабада. Получив образование в Астарабаде, ал-Джурджани занимался преподавательской деятельностью, путешествовал по городам Среднего Востока, где совершенствовал познания под руководством Кутбаддина ар-Рази ат-Тахтани, ал-Фатри, Мубараншаха. Он в 1374 г. прибыл в Шираз и после захвата города Тимуром (1387 г.) переехал в Самарканд, где прожил около 20 лет, находясь при дворе Тимура. После смерти Тимура ал-Джурджани вернулся в Шираз, где и умер. Ал-Джурджани известен как автор комментария к «Мавакиф ал-Иджи» и словаря философских терминов ат-Та’риф, также «Фихрист ас-Сайид ‘ала шарх ал-матам ал-Усул ал-Мантикийа», «Маджамуат ар-Раса’ил», автор комментария на «‘Илм ал-ма ‘ани ва-л-байан» (Ислам. Энциклопедический словарь. 1990. С. 69.).

7. £ - Ахмад ибн ал-Хусейн ал-Чарпарди (ум. в 926/1520 г.) - турецкий ученый, автор комментария на сочинение Ибн ал-Хаджиба «ал-Шафийа».

8. ^ - скорее всего, это Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки ал-Авари ад-Дагестани (ум. в 1230/1717 г.) из Кудутля, обучался наукам и знаниям у выдающихся современников, учился у ученого Мухаммада, сына Али ал-Камили, ученого Шабана из Обода и других. Побывал в Египте, Хиджазе, Йемене, где учился у их шейхов и ученых. Учился в Йемене у известного шейха Салиха ал-Йамани. Усовершенствовав свои знания, он вернулся в Дагестан и начал преподавание. У него училось большое количество исследователей [искателей знаний], такие как известный ученый Мухаммад ал-Убри, ученый Давуд ал-Усиши и другие. И был ал-Кудуки по мазхабу ханафит, а по убеждениям - аш‘арит, однако в некоторых вопросах он склонялся к мнению своего учителя Салиха ал-Йамани. «И был ал-Кудуки выдающимся ученым в науках и искусстве и у него популярные сочинения, много комментариев и многочисленные примечания по фикху, основам веры, догматике, грамматике, морфологии и др. наукам. У него Хашийа ала-л-Чарпарди, ‘Исам ала-л-

Джами... Говорят, что он собственноручно переписал 300 рукописей, и большинство из них осталось в Халеба после его смерти завещанными» (Назир ад-Дургали. С. 15-16).

9. ¿¿Л (Шарх ал-лума‘) - может быть, это автор сочинения «Шарх ал-лума’» Шихабуддин ал-Аббас Мухаммад б. Ал-Ха’ин ал-Фаризи ал- Макдиси, который был преподавателем в медресе ас-Салихийа, умер в 815/1417 г. в Иерусалиме, или же это сочинение «Шарх ал-лума‘ ан-Нуранийа», принадлежащее перу ал-Бистани ал-Ханафи ал-Хуруфи ан-Нахнаби (ум. в 858/1454 г.).

10. (Кудуки) - Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки.

11. (Камус) - словарь Абу Тахира Мухаммада ибн Йа‘куба ибн Мухаммада ибн ‘Умара ибн Аби Бакра ибн Ахмада ибн Махмуда ал-Фирузабади (ум. в 817/1419) под названием «ал-Камус ал- Мухит». Родился близ Шираза. В 7 лет он уже знал наизусть Коран, а в возрасте восьми лет учился в Ширазе у своего отца языку и адабу, склонность к которым проявил очень рано. В 1344 г. он отправился в Ирак, где в Васите и Багдаде учился филологии и праву. С 1351 г. он слушал в Дамаске лекции ас-Субки, затем последовал в Иерусалим, где в течение 10 лет занимался преподавательской деятельностью, но сменил свое местопребывание на Мекку, побывав прежде в Малой Азии и Каире, в котором общался с такими известными учеными как, Ибн Акил и Ибн Хишам. В своих многочисленных путешествиях, как в поисках знаний, так и в поисках могущественных покровителей, ал-Фирузабади дошел до Индии, вернулся оттуда в Персию, завоеванную Тимуром. Пожелав спокойно заняться научными изысканиями, решил удалиться с арены политической истории в Южную Аравию, куда его пригласил в 1399 г. султан ал-Ашраф Исмаил б. Аббас. Через год он был признан Верховным кадием Йемена. Умер он в Заби-де, дожив почти до 90 лет.

12. £ £ ^, может быть, Са‘даддин Мас‘уд ибн Абдаллах ат-Тафтазани родился в Са-фаре в 722/1322 г., в Тафтазане в местечке Наса. Автор комментария на «Талхис ал-Мифтах» Мухаммада ибн Абдурахмана ал-Казвини (ум. в 1338 г.), что в свою очередь было сокращенным изложением 3-й части сочинения «Мифтах ал-‘улум» среднеазиатского филолога ас-Сакаки (ум. в 126/1228) по риторике. Был преподавателем в Сарахе, затем он был приглашен Тимуром в Самарканд, где и умер в 771/1389 г.

13. (Джами) - Абдаррахман ибн ал-Джами (ум. в 889/1492), автор комментария на «Кафийу» ибн ал-Хаджиба под названием «ал-Фаваид ад-Дийаийа».

14. ДАиЛ (Ради ‘ала аш-шафийа) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал-

Астарабади (ум. в 684/1285 г.), автор комментария на «Шафийу».

15. £ £ (Ради) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал-Астарабади.

16. (Хал ал-абйат) - сочинение Абу Ва’ ада Ахмада ал-Хайди Насираддина ал- Вайдави. Ал-Байдави работал в качестве Верховного судьи в Ширазе и умер там, возможно, в 716/1316 г.

17. (Нисабури) - Мирза Ахмад Мухаммад б. ‘Абданкаби б. ‘Абдассани ан-Нисабури родился в 1178/1764. Путешествовал по Ираку, где он вступил в конфликт с местными учеными из-за своей страсти к спорам, оттуда он отправился в Персию и жил некоторое время в Межхеде и Тегеране. Затем он вернулся обратно в Ирак, где и умер в 1818 г.

18. (Шарх алфийа) - комментарий на сочинение Ибн Малика, принадлежащий перу Ибн Акила (ум. в 769/1367).

19. £ £ (Кашф) - может быть, «Кашф ал-Кашф» или «Кашф ал-Кафийа» - суп-

ракомментарий Мухаммада ибн Омара ал-Халаби на комментарий «Кафииа», написанный Рукнаддином ал-Астарабади.

20. (Идах) - возможно, это ^ (китаб ал-идахи фи-н-нахви) со-

чинение, принадлежащее Абу ‘Али ал-Фариси. Родился в городе Феса в Фарсе, образование получил в Багдаде, где он слушал лекции аз-Заджаджа и ибн-Сирадина. Он пробыл некоторое время при дворе хамданитского князя Сайф ад-давла, откуда переселился в Фарс к безвестному князю Адуд-ад-давла и умер в Багдаде в 377/987 г. (Гиргас В., 1873. С. 17) или же вполне может быть комментарием Ибн Хаджибана «Муфассал» аз-

Замахшари.

21. (Дин) - может быть, Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (855/1451-1481), автор комментария на «Марах ал-Арвах» под названием «Шарх Марах ал-Арвах».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. ДлДа. (Хашийат Кудуки) - вполне допустимо, что это супракомментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на комментарий Ахмада ал-Чарпарди под названием «Хашийат Кудуки ‘ала Чарпарди».

23. ^ с - тоже самое, что и аі. (Хашийат Кудуки)

24. ^ ^ с - тоже самое, что и «Хашийат Кудуки ‘ала Чарпарди.

25. 4^* (Макалид) - может быть, это сочинение ас-Саййида аш-Шарифа ал-Джурджани под названием «Макалид ал ‘улум фил-Худуд ва-р-русум».

26. с^“ (Шарх джам‘ ал-джавами‘) - сочинение египетского ученого Джалаладдина Абу Абдаллаха б. Ахмад ал- Махалли аш-Шафии (791/1389-864/1499 г.), который был видным шафиитским законоведом и комментатором Корана, преподавал в Каире мусульманское право. Это его сочинение является комментарием на «Джам‘ ал-джавами‘» по основам мусульманской религии, принадлежащий Тажаддину Абдалвахха-бу ас-Субки (ум. в 771/1369-1370 г.).

27. с)*?-* (Муджмал) - может быть, это «Китаб ал Муджмал фи-л-луга». Сочинение Абу л-Хусейна Ахмада б. Фариси б. Закарьи б. Хабиба ал-Хамадани ал-Казвини ар-Рази.

28. ЧО** (Мугриб) - может быть, это сочинение Аб ул-Фатха Насираддина б. Абдас-сайида ал-Мутарризи (ум. в 610/1213 г.), которое называется «Китаб ал-Мугриб фи тар-тиб ал му ‘риб».

29. (Махсул) - возможно, это сочинение Мухаммада б. Ахмада ан-Насафи (Нахшафи) ал-Барбаи (ум. в 331/942 г.) в Туркестане под названием «Китаб ал- Махсул».

30. Діий (Нусхат) - может быть, это «Нусха ал-Хакк», сочинение Мухйиддина Араби ал-Хатими ат-Таси аш-Шайха ал-Акбара (ум. в 638/1240), или же это «Нусхат ас-Садак» -сочинение Салахаддина Халила б. Айбака ас-Сафади (ум. в 764/1363 г.).

31. Ч)** (Му ‘риб) - это сочинение Иззуддина аз-Занджани.

32. ¿иіиі (Салман) - может быть, он Салман ат-Тухи (из Туха) ал-Авари. Он знаменитый ученый, жил в начале XII в. хиджры / XVII в., после себя оставил труды по фикху и другим наукам, он был самый большой знаток наук после ал-Кудуки. Умер он в Мекке (Назир ад-Дургали. С. 16).

33. (Убра) - Мухаммад из Убра (ум. в 1733), ученик Мухаммада Кудутлинского - известный дагестанский алим, поэт, автор ряда трудов по филологии. Известно, что он, как и сам Мухаммад Кудутлинский, учился у Салиха ал-Йамани, совершенствовал свое образование в Йемене, Египте, Хиджазе. Мухаммад из Убра был обладателем крупного рукописного собрания. Сохранились его многочисленные комментарии, по которым можно судить об идейных и общественно-политических взглядах ученого. Среди книг Убринского найдено одно его примечательное письмо, в котором ученый отстаивает интересы горских трудовых масс, выступая против хана. В частности, в письме говорится, что в случае, если хан попытается ущемить интересы жителей села Убра, они все встанут на борьбу и будут отстаивать свои права (Кассиев Э., 1958. С. 37).

34. (Шайх-зада) - может быть, Шайх-зада Мухйи ад-Дин Мухаммад б. аш-Шайх Муслих ад-Дин Мустафа ал-Куджави (ум. в 950/1534). Родился во 2-й половине Х^в. Он, как и его предки, был одним из известных теологов своего времени, некоторое время занимал должность кади, долгое время преподавал в медресе Коран и хадисы. Сочинение, написанное во время преподавательской деятельности, представляет собой супракомментарий к толкованию Корана Кады ал-Байдави (ум. в 685/1286) под названием «Хашийат ‘ала Анвар ат-Танзил ва Исрар ат-та’вил ли кади ал-Байдави» (Каталог арабских рукописей. 2000. С. 44).

35. (Бури) - может быть, ^ Ал-Бури б. Шалай ал-Джинкути ас-сугра.

Он блестящий ученый, крупный знаток наук (ум. в 1254/1838 г.).

36. чМ (Лубаб) - «Лубб ал-лубаб ‘илм ал-и‘раб», сочинение ал-Байдави (ум. в

316/1316 г.).

37. л - может быть, комментарий на «Кафийу» Шихабаддина Ахмада б. Шамсаддина Омара ад-Даувани ад-Давлатди аз-Завули (ум. в 849/1449 г.) под названием «Шарх ал-Хиндийа», ад-Давлатабади - ханафитский законовед и комментатор-грамматик. Занимал пост верховного судьи в Джаунапуре (Северная Индия), бывшем центре одноименного независимого княжества, в котором правила мусульманская династия Шафии.

38. (Дин ал-Кабир)- Ахмад ибн Динкузи ар-Руми.

39. (Кади) - может быть, Абу Са’ад Насираддин ал-Байдави (ум. в 716/1316 г.).

40. (Мазхар) - может быть, «Мазхар ал-Баракат», сочинение Гулама Али Азада ал-Хусайни ал-Васити ал-Биларави (ум. в 1199/1784 г.).

Неидентифицированными остались:

1) а ,.іл 2) - 4,і^ 3) ' 6л ^^іа 4) ^ріДл 5) ¿Л 6) ^ ^

Рукопись № 137

Рукопись в кожаном переплете. На листе 1а титул. Правая сторона «съедена» брошюровкой, переплетением со стыковкой с внутренней стороной с крышки переплета.

На первом форзац листа, в центре надпись А,іі£ АіііЛ Аі^

Здесь же ниже следует другая надпись: ^ 6 6-^ ^ J¿ïi]I ^

Перевод: «Из книг нуждающихся в Аллахе Всевышнего Хасана б. Хаджи Акая».

На листе 2а после титула текст, состоящий из 9 строк и относящийся к другому произведению, на котором имеется 9 печатей разной формы и размеров. На нем же имеется владельческая запись, выполненная фиолетовыми чернилами на арабском языке и датированная 1330/1913.

Л (^ Jл]! I ^ll£J^lAЛ ¿л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевод: «Из имущества Абу ал-Ахада, сына покойного Хиндулы Мухаммада из Дардали».

Начало после басмалы на листе 2б:

^¡ІаІІ^I J мі—''VI J 1 ‘,^^'4 6^ ^

Перевод: «Слава Аллаху, сущность которого свободна от изменений, который не имеет принадлежности к чему-то».

Чуть ниже расположены 2 печати.

Колофон на листе 260б:

JІл ^ ^і. VI ^1 , ■ ]! JJJ^ ^ ^1 »^]1 ^ Д ■ -з' ^ JЛ“? J^^^]I J,^^ ]! ла

м1'<4 Iлл а±ї£ ¿л ^1^ jjaJ.iI 6,лJ^]I ^^1 ^ 6—л ^ і, Діі і^іі і'П и!ч ¿л 4-Ію ^іі

...АЛI^л. і^ьа ^ а jjiJ.lI jlлJ^]| ^^іл. іі^^ ^ і''''I ліі А ,аІ Л Аі^ іл]

Перевод: «Завершил ничтожный, жалкий, глубокое море грехов и вредящий самому, приносящий несчастье, очень непослушный, немилостивый, сам утверждающий это, по -истине я прошу прощения о нем, да не уменьшится от твоей власти что-либо, прости его,

о Аллах, Хасана сына, совершившего хадж в обе благородные святыни Хаджи Акая из селения Гелли, запись этой книги называемой Вафийа ли шарх Шафийа сделана под руководством нашего учителя и нашего господина, совершившего хадж в обе благородные святыни кади Ахмада, да удовлетворит Аллах его желания, да убережет его оберегающий от искушения обоих миров, о Аллах!, в селении Эндирей в 1184 г. хиджры Пророка».

Колофон выполнен в треугольной рамке, но над ним и справа от него исторические записи, все три записи датированы, наиболее ранняя датирована 1217/1802.

Количество строк на страницах 10.

Рамка текста 15,5 х 9,5.

Формат листа 21 х 17.

Имеются пояснительные знаки.

Много глосс на полях и между строк. Стиль письма - дагестанский насх.

Общее количество глосс достигает 228 единиц. В основном глоссы сконцентрированы в начале рукописи. На одного автора приходится следующее количество глосс:

1 глосса на 2 глоссы на

14 глосс на 7 глосс на 6

18 глосс на 4—. 1 глосса на

1 глосса на 6)^1 с—« 3 глоссы на м^^«

2 глоссы на 2 глоссы на

1 глосса на 6 глосс на 3 ¿г“

2 глоссы на м'*“ 1 глосса на 6)^1 м'^“

1 глосса на 1 глосса на ? ) с

1 глосса на мл« 9 глосс на ^

18 глосс на ^ с 1 глосса на

1 глосса на 6)^1 с)“ 1 глосса на

3 глоссы на ч%- 1 глосса на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 глосса на 1 глосса на С«) 4л“1.

1 глосса на 1 глосса на ^ 3 с

1 глосса на чй ^ 3 глоссы на

4 глоссы на 1 глосса на с-51?-5 3

3 глоссы на 10 глосс на

1 глосса на ¿1 2 глоссы на

2 глоссы на 5 глосс на

1 глосса на 1 глосса на Л :м^ 6«

2 глоссы на 4^1 с)“ 1 глосса на 4^1

2 глоссы на ^ ЛУ'2 2 глоссы на 6^

4 глоссы на и)2 1 глосса на

1 глосса на ^ Лл—« 1 глосса на

1 глосса на <^>«5 1 глосса на ¿1)«

1 глосса на 4-*з 1 глосса на с^

6 глосс на с)“ 9 глосс на «

1 глосса на с1—^ 2 глоссы на

3 глоссы на Л 1 глосса на ч£)

1 глосса на 4,—. 3 глоссы на «

1 глосса на 1 глосса на с)“

1 глосса на ч?о 1 глосса на(л?«) л

1 глосса на 1 глосса на 4л“1а.

В общей сложности на одну рукопись приходится 69 авторов. Из них мы идентифицировали:

1) Jj^' (Усул) - может быть, j^I Jj^I (Усул ад-дин) - сочинение по основам религии.

2) j** ùi' (Ибн Хаджар) - Шихабуддин Ахмад б. Мухаммад Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. в 973/1565 г.), автор комментария «Тухфат ал-Мухтадж», что в свою очередь является комментарием на «Минхадж ат-Талибин» ан-Навави Ибн Хаджар ал-Хайтами, известного египетского законоведа, образование который получил в знаменитом мусульманском университете ал-Азхар, автор более шестидесяти сочинений. (Тагирова Н.А., 2001. С. 112).

3) (Кудуки) - Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки.

4) (Хашийат Кудуки) - супракомментарий Мухаммада, сына ал-Кудуки, на комментарий ал-Чарпарди.

5) kuji* (Мутавассит) - может быть, комментарий на «Кафийу» Рукнаддина ал-

Хасана ибн Мухаммада ал-Астарабади под названием «аш-Шарх ал-Мутавассит» или «ал- Вафийа фи шарх ал-Кафийа».

6) w^ (Мухйиддин) - может быть, автор знаменитого сочинения «Минхадж ат-Талибин» ан-Навави (ум. в 1278 г.). Абу Закарийа Йахйа ибн Шараф Мухйиддин ан-Навави - знаменитый арабский правовед, хадисовед и биограф. Родился в местности Нава (южнее Дамаска) в Сирии. Изучал в Дамаске теологию, а после совершенного им в 651/1253 г. паломничества жил в Дамаске в качестве приватного учителя. Принадлежал к числу лиц, знающих наизусть Коран. Является автором трудов в различных областях знаний.

7) (‘Исам) - Ибрахим ибн Мухаммад ибн ‘Арабшах ‘Исамаддин ал-Исфара’ини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ум. в 944/1537 г.), автор супракомментария на AúU^lI ¿Ij (фаваид ад-дийаиййат)

Абдурахмана ал-Джами.

8) j'juVI jljÄ (Изхар ал-асрар) - сочинение Мухаммада ибн Пир ‘Али Мухйиддин ал-Биркави (ум. в 981/1573 г.).

9) üä^l vlf“1 (Шихаб ад-дин) - может быть, ал-‘Ибади ал-Кахири аш-Шафи‘и Шиха-баддин, автор сочинения «Хашийат ‘ала Хашийат шарх ал-Иззи».

10) vlf“1 (Шихаб) - может быть, то же самое или же автор сочинения «Шарх ал-Хиндийа» - Шихабаддин Ахмад б. Умар ад - Даувани ад-Давлатабади (ум. в 849/1445 г.).

11) VJ*^I 4j*^I j с^^ ^ l^e mj*^I (ал-му‘риб ‘амма фи-с-сисах ва ал-мугриб) -сочинение ‘Иззаддина аз-Занджани.

12) g С - Хашийат Чарпарди, комментарий Ахмада ибн ал-Хусайна ал-Чарпарди (ум. в 766/1345 г.) на «аш-Шафийу».

13) w^J* (Карата) - переписчик «ал-Фаваид-ад-Дийаийа» Курбан, сын Мухаммада сына Рахимилава из Карата.

14) JWJi - (Халхал) может быть, Музаффар ал-Халхали (ум. в 745/1344 г.), автор со -чинения «Мифтах ал- Мифтах» - комментарий на «Талхис ал-Мифтах» Мухаммада ибн Абдаррахмана ал-Казвини (ум. в 1338 г.).

15) (Хидайат) - может быть, jajJl AjIj^JI (ал-хидаййат фи-н-нахви) (Анонимная

переработка ал-Кафии).

16) й^л (Хасан Чалаби) - Хасан Челеби ал-Фанари (ум. в 886/1481 г.), автор супракомментария на «аш-Шарх ал Мутаввал» - комментарий на «Талхис ал- Мифтах».

17) J^ljâ (Фаваи’д) - комментарий Абдаррахмана ибн Ахмада ал-Джами на «ал-Кафийу» под названием «ал-Фаваид ад-Дийаийа»

18) (Тахзиб) - «Тахзиб ал-асма», сочинение Мухйиддина ан-Навави (ум. в 676/1276 г.), может быть, это словарь ал-Азхари «Тахзиб фи-л-луга».

19) j$£* (Мазхар) - может быть, «Мазхар ал-Баракат» или «ал-Хакаик ал-Хафийа».

20) fulâ ùil (Ибн Касим) - автор супракомментария Ахмад ибн Касим ал-Аббади ал-Азхари (ум. в 1040/1630 г.) на «аш-Шарх ал- Мухтасар».

21) w^J (Ради) - Радиаддин Мухаммед Ибн Хасан ал-Астарабади (ум. в 684/1285).

22) (Занджани) - ‘Иззаддин Абдалваххаб ибн Ибрахим аз-Занджани (ум. в 1258 г.).

23) (Саййид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (ум. в 816/1413 г.).

24) 4*21 (Иклид) - комментарий Махмуда б. Усмана ал-Джунди на «ал-Муфассал» аз-Замахшари под названием «ал-Иклид».

25) ДгЭД (Алфийа) или W Д-^^1 (хуласат фи-н-нахви) - сочинение ибн Малика (ум. в 672/1273 г.).

26) CJ"1 (Шарх алфийа) - комментарий Ибн Акила на сочинение Дг^1 (Алфийа) Ибн Малика.

27) ùâJ (Дин) - Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (ум. в 886/1481г.).

28) у£(а (Фуллани) - может быть, Мухаммад ал-Фуллани ал-Кимнави ас-Судани, учился на своей родине в Судане и 6 месяцев в Каго. В 1141/1723 г. совершил паломничество (хадж) и умер в 1154/1741 г. в Каире. Его сочинения: 1. «Бахжат ал-Афрак ва идах ал-лабс ва-л-иглак фи ‘илм ал-Хуруф ва-л-Ауфак»; 2. «ад-Дур ал-Шанзул ва Хуласат ас-

Сирр ал-Мантум».

29) ^<j*lá (Камус) - «ал-Камус ал- Мухит», словарь Махмуда ал-Фирузабади (ум. в 817/1415).

30) С^ (Мифтах) - «Мифтах ал-улум», сочинение Сираджаддина Абу Йа’куба Йу-суфа ибн Аби Бакра ибн Мухаммада ибн Али ас-Саккаки (ум. в 626/1229).

Сочинение ас-Саккаки состоит из 3-х частей: 1. «‘Илм ас-сарф (морфология); 2. «‘Илм ал-ма’ани ва-л-байан» (риторика); 3. «‘Илм ан-нахв».

31) t^l CJ“ (Шарх ал-лума‘) - может быть, «шарх ал-лума‘», сочинение ал-Фариди ал- Макдиси, или «шарх ал- лума’» ан-Нуранийа, сочинение ал-Хуруфи ан-Нахнаби (ум. в 858/1454).

32) Jj‘^* (Махсул) - может быть, это «Китаб ал-Махсул», сочинение Мухаммада б. Ахмада ан-Насафи ал-Барбаи (ум. в 331/942 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33) с1^^ (Сихах) - «Тадж ал-луга ва сихах ал-арабийа», словарь Абу Насра Исма‘ила ибн Хаммада ал-Фараби ал-Джавхари (ум. в 393/1003). Выдающийся арабский лексикограф тюркского происхождения, родился в Фарабе. Он также является автором сочинений «Китаб ал-мукаддима фи-н-нахв» и «Китаб ал-аруд».

34) vl^l (ал-Лубаб) - «Лубб ал-лубаб фи ‘илм ал-и‘раб» сочинение ал-Байдави.

35) А - возможно, это комментарий на «Кафийу» Шихабуддина ад-Даувани ад-Давлатабади «Шарх ал-Хиндийа».

36) (Таркиб) - может быть, Хусайна Кули ибн Мухаммада на Ми ’ат амил под названием «Таркиб ми’ат ’амил» или комментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на Ми’ат амил под названием «Таркиб миат амил».

37) М JjlJ (Давуд) - Давуд, сын Мухаммада ал-Усиши (ум. в 1171/1757 г.), ученик Мухаммада Кудутлинского. В исторической литературе он характеризуется как влиятельный общественный деятель, свободомыслящий ученый и философ (Абдуллаев М.А., 1968. С. 34; Алхасова Д.М., 2005. С. 113-123). Он автор супракомментария на комментарий ал-Чарпарди, автор супракомментария на «Шарх марах ал-Арвах» Ахмада б. Динкузи под названием «Хашийат Давуд».

38) »Jlj (Шайх-заде) - Шайх-заде Мухйи ад-Дин Мухаммад б. аш-Шайх Муслих ад-Дин Мустафа ал-Куджави (ум. в 950/1934 г.).

39) w^lk* (Хитаи) - ‘Усман Малла-заде ал-Хитаи, автор супракомментария на «аш-Шарх ал-Мухтасар».

40) ¿Ulu (Салман) - Салман ат-Тухи ал-Авари (XVII в.).

41) ^j¿l (Убра) - Мухаммад из Убры (ум. в 1733 г.), автор сочинения «Хаваши ‘ала хашийа шарх аш-Шафийа».

42) cl - скорее всего ^ j^JI (Таййиб ал-хараки) - был современником Кудут-

линского и Дамадана из Мегеба, превосходным ученым, автором многих сочинений и комментариев.

43) (Нузхат) - это «Нузхат аз-зарф фи ‘илм ас-сарф», сочинение Ахмада б. Иб-рагим ал-Майдани (ум. в 918/1112 г.) в Нишапур.

44) jjJJ (Дибирлав) - по сведениям М.-С. Саидова, Дибиркади из Хунзаха родился в 1742 г. в Хунзахе в родовитой, знатной семье, в которой были известные ученые и писатели (Саидов М., 1960. С. 7-8).

Дибиркади как ученый отличался плодотворностью в работе, кроме толкового персидско-арабско-тюркского словаря, им написаны следующие сочинения: «Джамиу’ ал-лугатайн» - словник персидско-тюркский; «Тибйан ал-лисан ли та‘лим ас-сибйан»; Персидско-арабско-тюркский словник; «Калила и Димна» им переведена с арабского на аварский язык.

45) ùil (Ибн Чурулав) - известный производитель бумаги, у которого учился отец имама Шамиля.

Неидентифицированными остались:

1 ji^^S^ 2

3.^ j с 4.jjjJl сJ"1

5. 4 уИа и 6.

7.да^> 8.£.11кл

9.* ¿л 10. ^^1а ' Л ^'

1 1 . 12.

13. 14.

15. J Ы 16. 4 ;..1 а

Рукопись № 17

Начало отсутствует.

Очень потрепанный переплет с теснением, характерным для XVIII в. (может быть и раньше).

Конец рукописи отмечен надписью

,1а]| ^ 4_11| ^ ‘1 ^ ^ ^ 'яА* ^а. ^ 14. ^ 4а1| ^ ^-11

¿.л! .¿Алла.! 4а^1 ^1^1 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевод: J ^ соответствует его словам 41 и 4^, а в значении (т.е. до), и

Аллах знает самое правильное, к нему мы возвращаемся, да будет милостив Аллах к нему и к остальным имамам.

Колофон существует по форме, но фактически выходных данных в нем нет. Видимо, начало где-то существует, поскольку имеется архивная пагинация. Вверху постраничная 116, а внизу полистовая 60-я.

Стиль письма - дагестанский насх XVIII-XIX вв.

Чернила черные, красные, зеленые, в качестве фона - фиолетовые, зеленые.

Количество строк - 13.

Имеются пояснительные значки.

Имеются глоссы.

Рамка текста 8,5 х 18.

Формат листа 20 х 16,5.

Бумага плотная, шероховатая, желто-коричневая, кустарная.

Общее количество страниц - 199.

Общее количество глосс достигает 113.

Глоссы в начале рукописи отсутствуют, в основном сконцентрированы в середине и в конце.

На одного автора приходится следующее количество глосс:

10 глосс на 9 глосс на ^1^^

15 глосс 10 глосс на

2 глоссы на ; '¿та 3 глоссы на £ £

1 глосса на ^J 1 глосса на

1 глосса на 1 глосса на о,2

1 глосса на 2 глоссы на

8 глосс на ¿а1| ^J. 3 глоссы на

1 глосса на ' 4 ; .А а 1 глосса на 4л1л2

1 глосса на £ £ ^4^1^л 1 глосса на малл

1 глосса на £ £ ,1^. 1 глосса на

1 глосса на 4,;1а<'1 ^J.l 5 глосс £ £

3 глоссы на А 1 глосса

2 глоссы £ £ JАSл

На эту рукопись приходится 25 авторов, из них мы идентифицировали следующих:

1)(с) (Чарбарди) - Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Чарпарди (ум. в 746/1345 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) (Сихах) - это словарь арабского языка Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джавхари (ум. в 1003 г.) под названием «Тадж ал-луга ва Сихах ал-арабийа».

3) (¿А*“1 (Саййид) - ас-Сайид аш-Шариф ал-Джурджани (ум. в 816/1413 г.).

4) О“* (Хасан Чалаби) - Хасан Челеби ал-Фанари (ум. в 886/1471 г.).

5) £ £ ^ - Са‘ададдин Мас‘уд ибн Умар ибн Абдаллах ат-Тафтазани (ум. в 891/1389).

6) (Камус) - словарь Абу Тахира Мухаммада ибн Йа‘куба ибн Мухаммада ибн Ибрахима ибн Умара ибн Абу Бакр ибн Ахмад ибн Махмуд ал-Фирузабади (ум. в 817/1415 г.) «ал-Камус ал- Мухит».

7) £ (Ради) - Радиаддин Мухаммад ибн Хасан ал- Астарабади (ум. в 684/1285).

8) (Дами) - Абдаррахман ибн ал-Джами (817/1414-898/1492 г.).

9) (цМ) ^ - Мухаммад сын Мусы ал-Кудуки (ум. в 1130/1717 г.) из Кудутля.

10) ОР (Дин) - скорее всего Ахмад ибн Динкузи ар-Руми (ум. в 886/1481 г.).

11) (ан-Навави) - Абу Закарийа Йахийа ибн Шараф Мухйиддин ан-Навави (631/1233-676/1278 г.).

12) (Таркиб) - комментарий Хусайна Кули ибн Мухаммада на Ми’ ат ‘амил под названием «Таркиб ми’ат ‘амил» или же комментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на Ми’ат ‘амил под названием «Таркиб ми’ат ‘амил».

13) С-*"1 (Шарх ал-лума‘) - может быть, «Шарх ал-лума‘» - сочинение ал-Фариди ал- Макдиси или «Шарх ал-лума‘ ан-Нуранийа», сочинение ал-Хуруфи ан-Нахкаби.

14) 4^' (Иклид) - может быть, «ал-Иклид» - комментарий Махмуда б. Османа ал Джунди на «ал- Муфассал» аз-Замахшари.

15) (Шихаб) - может быть, Шихабаддин Ахмад б. Омар ад-Дауани ад-Давлатабади (ум. в 849/1445 г.).

16) (Убада) - это скорее всего Ша ’ бан Ободинский, алим XVII в., основатель одного из первых медресе в Аварии. Его учениками были Мухаммад Кудутлинский, Гасан старший Кудалинский, Салман Тлохский. Ему принадлежат дошедшие до наших дней труды: толкование в четырех книгах к сборнику хадисов «ал- Масабих» («светильник»), составленный ал-Багави, толкование книги имама Газали по богословию «Мин-хадж ал-‘абидин» («Путь поклоняющихся»).

17) о (Хашийат б. Са‘ад) - может быть, это комментарий дагестанского

автора на сочинение Са‘даддина Мас‘уда ибн Умара ат-Тафтазани по морфологии «Шарх Тариф ал-‘Иззи».

18) 4*1^ (Дамама) - переводится как «безобразие», может быть, имелось в виду, что текст в этом месте написан нечетко, неразборчиво.

Неидентифицированными остались:

1) ^ ^ 2). 3)

4)^ ^ 2^ 5)°л..и^°| 6)

Рукопись № 136

Переплет отсутствует.

Колофон на странице 174б находится в треугольной рамке бордового цвета.

I й^^І О ^а1—1' 1' .їй 4^1. ^і 4_аэ!^ ^іаі! Іла ¿а ла ^

^ \ 4_іиі ^і ^ й^а ^ ^ ^а^І ^лїі! sjJA ^аі£і! ^^ііі! ^іілі!

Перевод: «Закончилась запись этой книги, называемой «Вафийа фи шарх Шафийа» (Полный комментарий Шафии), рукой ничтожного, жалкого ‘Абд аш-Шафи б. Айдунбек из с. Ахты под руководством достойного и совершенного ученого Мирза Эфенди из с. Ахты, да сделает Аллах вечными науки (мусульманские) для них и для их родителей, и сделает хорошо им обоим (родителям) Амин!»

От слова «Алам» влево направлена тонкая линия, указывающая на следующую вставку:

^іа£! ^^іа£! .ао О О—^ ^і ^^і^^І ^і і^^Ла ^Іа.

Перевод: «В то время, когда я учился в медресе в с. Акма в доме Малла Хасана, сына Раджаба из с. Акма».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справа от колофона перпендикулярно к нему в рамке также записана следующая

сентенция:

(^іі^і! іі! ^ .аі ¿а , > ^ ^ '1 .'^^У ^ ^і^ .1^* ^ лІ£"а ' л« ^ ^аа ^

^"аУ!

Перевод: «Завершил с большим усердием и усталостью, после усердия и стремления [к знаниям], не продается и не дарится, даже за горсть золота, а я ничтожный жалкий Абд аш-Шафи из с. Ахты».

Титул - крупными черными буквами на бордовом и на светло-бирюзовом фоне в 2 строки записано:

Первая строка читается сверху вниз:

^ ^-11« ^ 4-ї— ^і .а^ О?! й Л^. ?іаУ і ^а~^ 4.і! ■ :'- ^J. 4_аз!^ ^—аі! < і ла

Перевод: «Эта книга, названная Вафийа Шарх Шафийа, которую составил имам Усман ибн Хаджиб в 1292 г.».

Начало после басмалы.

^ІіЗііУ і J мі^о"іУ і J1 4і! і ¡>^їі <^лі! ^і лл^і!

Перевод: «Слава Аллаху, сущность которого свободна от изменений, который не имеет принадлежности к чему-то, избавлен от превращения».

Конец рукописи.

¿1а!1л11 ЛАЛ11 ^ ^аЗ ¿^-11 ^ ~'ЯА^ лз^£1 ^ ^ 4а11

Перевод: и ^11 соответствует его словам 4а!с и 4У, а в значении (т.е. до)

Стиль письма - дагестанский насх.

Имеются огласовки, пояснительные значки.

Количество строк на листах - 12.

Рамка текста 16 х 10,2.

Формат листа 22,3 х 17,7.

Чернила черные, бордовые (с коричневым оттенком).

Бумага плотная, шероховатая, белая, фабричная, с водяными знаками (2 по 192). Редкие глоссы. Общее количество листов - 174.

Количество глосс достигает 27.

Глоссы расположены равномерно по всей книге.

На одного автора приходится столько глосс:

8 глосс на ^ 1 глосса на

1 глосса на 6 ^ 1 глосса на ^13

1 глосса на 1 глосса на 1^>

1 глосса на ^ 2 глоссы на

3 глоссы на 1 глосса на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 глосса на 1 глосса на Ul;lJ^iІI ^1^

1 глосса на £1а^> 1 глосса на JА?-A

На рукопись приходится 13 авторов, из которых идентифицированы следующие:

1) с - это Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Чарпарди.

2) (Халхал) - Музаффар ал-Халхал, автор сочинения «Мифтах ал-Мифтах».

3) J С - «Хашийат Кудуки» - супракомментарий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки на ал-Чарпарди.

4) ^ - Са‘ададдин Мас‘уд ибн Абдаллах ат-Тафтазани.

5) - может быть, «Тадж ал луга ва сихах ал-арабийа» - словарь ал-Фараби ал-Джавхари.

6) (Таркиб) - скорее всего это комментарий Хусайна Кули ибн Мухаммада на

«Ми ’ат ‘амил» под названием «Таркиб ми’ат ‘амил» или комментарий Мусы ал-Кудуки

на «Ми ’ат ‘амил» под названием «Таркиб ми’ат ‘амил».

7) - может быть (Сихах).

8) (Хавафи) - Мухаммад ал-Хавафи Зайнаддин (ум. в 757/1356).

9) J*?* (Муджмал) - «Китаб ал-Муджмал фи-л-луга», сочинение Абу-л-Хусейна Ахмада б. Фариси.

10) (Сихах) - «Тадж ал-луга ва сихах ал-‘арабийа».

11) (Кади) - может быть, это Абу Са‘ад Насираддин ал-Байдави.

12) AjIc. (Гайат ат-тасриф) - находится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, инв. № 1221 (42а - 43б).

13) ^jjI (Убра) - Мухаммад из Убра.

Неидентифицировано: 1) ^

Таким образом, вышеназванные списки рукописей показывают нам, какие ученые наиболее часто цитировались в этом сочинении. Среди них мы встречаем как дагестанских, так и видных ученых мусульманского Востока. Из дагестанских ученых наиболее часто цитируемым во всех рукописях является Мухаммад, сын Мусы ал-Кудуки. Так, в рукописи № 18 на него приходится 25 глосс. Здесь же не меньшим количеством глосс отмечен ас-Саййид аш-Шариф ал-Джурджани. Значительно реже встречаются и такие выдающиеся ученые мусульманского Востока, как аз-Занджани, часто цитируются сочинения Ибн Малика и Ахмад б. ал-Хусайн ал-Чарпарди. Во всех списках цитируется словарь Махмуда ал-Фирузабади под названием «ал-Камус ал- Мухит», а также словарь ал-Фараби ал-Джавхари под названием «Тадж ал-луга ва сихах ал-‘арабийа», Абдурахман ал-Джами, Хасан Челеби, ан-Нисабури, ал-Байдави, часто цитируется Са‘даддин Мас‘уд ибн Абдуллах ат-Тафтазани, Радиаддин Мухаммад б. Хасан ал-Астарабади и др.

Что касается дагестанских авторов, то среди них мы часто встречаем Салмана ат-Тухи, Мухаммада из Убра, Дауда, сына Мухаммада ал-Усиша, Тайиба ал-Хараки, Дибир-кади из Хунзаха. В рукописи № 137 встречается ибн ЧІурулав - известный изготовитель бумаги, у которого учился отец имама Шамиля. Здесь же несколько раз цитируется Гити-но-Мухаммад б. Кади - неидентифицированный нами автор, который скорее всего был дагестанским ученым.

Значительное количество глосс в каждой рукописи приходится на супракоммента-рий Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки, на сочинение ал-Чарпарди, которое в свою очередь также часто встречается. Так, в рукописи № 137 на это сочинение приходится 18 глосс. В рукописи № 17 на ал-Чарпарди приходится 10 глосс, на «Камус ал- Мухит» 15 глосс, 10 глосс на ас-Саййида аш-Шарифа ал-Джурджани, здесь же встречается известный богослов, хадисовед и биограф Мухйиддин ан-Навави. Только в этой рукописи цитируется знаменитый дагестанский Ша ‘бан Ободинский, во всех рукописях встречаются глоссы «Таркиб», что в свою очередь может быть комментарием Хусайна Кули ибн Мухаммада на «Ми’ат амил» ас-Саййид ал-Джурджани под названием «Таркиб ми’ат амил» или же комментарий Мусы ал-Кудуки на «Ми’ат амил». Мухаммад ал-Хавафи Зайнаддин и Музаффар ал-Халхали встречаются только в рукописи № 136. Почти во всех рукописях повторяются одни и те же авторы.

Вышеприведенные списки сочинения «Вафийа фи шарх аш-Шафийа», хранящиеся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН показывают, что это сочинение было широко распространено по всему Дагестану, начиная от южного и северного Дагестана и заканчивая плоскостной частью. Что касается хронологических рамок, то они в основном ограничиваются XVIII-XIX вв., иногда встречаются сочинения, датируемые началом XX в.

Б ИБЛИОГРАФИЯ

Абдуллаев М.А., 1968. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. Махачкала.

Алхасова Д.М., 2005. Дауд-Хаджи ал-Усиши: Жизнь и творческое наследие: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала.

Brockelman C., 1937. Geschichte der Arabischen Litteratur. BL I, II - Leidlen, S.B. I-III.

Гиргас В., 1873. Очерк грамматической системы арабов. СПб.

Ислам. 1990. Энциклопедический словарь. М.

Кассиев Э., 1958. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каталог арабских рукописей. 2000. Т. II. Баку.

Назир ад-Дургали. Нузхат ал-Азхан фи тараджум улама’и Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. № 180.

Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х., 2001. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала.

Шихсаидов А.Р., 2004. Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М. Указатели каталога арабских рукописей Научной библиотеки Дагестанского государственного университета. Махачкала.

Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 17, 18, 136, 137.

Саидов М., 1960. Дагестанская литература XVIII - XIX вв. на арабском языке. М.

Тагирова Н.А., 2001. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане. Мусульманское право // Вестник ДНЦ РАН. № 9. Махачкала.