Научная статья на тему 'Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века'

Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНЫЕ / ПСИХОЛОГИ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

В представленной статье анализируется история становления и развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ) в период с 20-е по 80-е гг. XX века. Кратко обозначены основные этапы и направления научно-педагогической деятельности кафедры психологии ГГПИ. Показана зависимость научного творчества как отдельного ученого (судьба С.М. Василейского в 30-е годы XX века), так и работы научного коллектива кафедры психологии (в 50-е годы XX века) от идеологических влияний общества. Приводятся сведения об ученых-психологах, внесших большой вклад в развитие традиций психологического образования в университете. Дается анализ научных исследований кафедры психологии ГГПИ в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and the development of psychological education in Gorky Statе Pedagogical University in 20-80 years OF THE XX CENTURY

The present article analyzes the history of formation and development of psychological education in Gorky Statе Pedagogical University (GSPU). The key stages and directions of scientific and pedagogical activity of psychological department of GSPU are briefly outlined. The dependence of scientific creativity as the individual scientist (the fate of the S.M. Vasileysky in thirties of the twentieth century), and the work of the scientific team of the Department of Psychology (in fifties of the twentieth century) from the ideological influences of society is shown. The data on scientists-psychologists having made a great contribution to the development of psychological education in the traditions of the university are presented. There is an analysis of scientific research in the psychological department of GSPU during the stated period of time.

Текст научной работы на тему «Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века»

УДК 378.01

Н.В. ШУТОВА1, В.В. КИСОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРЬКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 20-80 ГОДЫ XX ВЕКА

Аннотация. В представленной статье анализируется история становления и развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ) в период с 20-е по 80-е гг. XX века. Кратко обозначены основные этапы и направления научно-педагогической деятельности кафедры психологии ГГПИ. Показана зависимость научного творчества как отдельного ученого (судьба С.М. Василейского в 30-е годы XX века), так и работы научного коллектива кафедры психологии (в 50-е годы XX века) от идеологических влияний общества. Приводятся сведения об ученых-психологах, внесших большой вклад в развитие традиций психологического образования в университете. Дается анализ научных исследований кафедры психологии ГГПИ в рассматриваемый период. Ключевые слова: история, традиции, развитие, психологическое образование, ученые, психологи, исследования, подготовка, кадры.

N.V. SHUTOVA1, V.V. KISOVA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN GORKY STATЕ PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN 20-80 YEARS OF THE XX CENTURY

Abstract. The present article analyzes the history of formation and development of psychological education in Gorky Statе Pedagogical University (GSPU). The key stages and directions of scientific and pedagogical activity of psychological department of GSPU are briefly outlined. The dependence of scientific creativity as the individual scientist (the fate of the S.M. Vasileysky in thirties of the twentieth century), and the work of the scientific team of the Department of Psychology (in fifties of the twentieth century) from the ideological influences of society is shown. The data on scientists-psychologists having made a great contribution to the development of psychological education in the traditions of the university are presented. There is an analysis of scientific research in the psychological department of GSPU during the stated period of time. Keywords: history, tradition, development, psychological education, scientists, psychologists, research, training, personnel.

Очень отрадно, что сегодня мы говорим о своей истории. История - это память науки. Человек, лишившийся памяти, становится существом мгновения. Его настоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего. Историю психологического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете нельзя трактовать вне кафедры психологии, так же как и личности ученых, которые внесли свои знания и силы в ее развитие. Сделаем краткий исторический экскурс.

Кафедра психологии была образована 26 июня 1922 года. В то время в преподавательский состав входили один профессор - Александр Иосифович Писнячевский и один преподаватель - Борис Васильевич Лавров. При кафедре работал психологический кабинет, который состоял из лаборатории и библиотеки [19].

Основными курсами по профилю кафедры были общая психология и педагогическая психология. Однако кроме них читались экспериментальная психология, логика, психология

и дефективность, психология детства и юношества и некоторые другие. Учебные курсы были направлены на решение важнейших задач психологической подготовки студентов, которая считалась необходимой частью профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе.

С 1927 по 1961 гг. с небольшим перерывом кафедру возглавлял профессор С.М. Василейский (1888-1961). Ученый большой эрудиции, владеющий несколькими языками, великолепный полемист и блестящий лектор - эти качества оказали влияние на стиль педагогической и научной работы коллектива кафедры психологии. Написанная профессором С.М. Василейским монография «Лекционное преподавание в высшей школе» (Горький, 1956) получила высокую оценку и стала в настоящее время библиографической редкостью.

Серафим Михайлович Василейский родился 1 марта 1888 г. в Самарской губернии в селе Ново-Геранькино Бузулукского уезда. Отец его был священником, мать - из мещанской семьи. Серафим Михайлович был первым учеником в Самарской гимназии и закончил ее с отличием [19].

В 1909 г. С.М. Василейский поступил в Петербургский психоневрологический институт, где изучал физиологию, психологию (общую и детскую), анатомию, физику, химию, биологию, естествознание под руководством профессора А.Ф. Лазурского. Через год без отрыва от учебы в Психоневрологическом институте Серафим Михайлович поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где его учителями являются профессора А.И. Введенский и Н.О. Лосский. В 1913 г. для усовершенствования в психологии и философии С.М. Василейский был командирован в Германию, в Лейпцигский университет, где главным образом слушал лекции В. Вундта по психологии, лекции профессора И. Фолькельта по философии и занимался в психологической лаборатории под руководством приват-доцента Брана.

Дипломное сочинение С.М. Василейский писал на тему «Полемика Аристотеля против платоновской теории идей и чисел». Работа была представлена А.И. Введенскому и получила высшие отметки. Осенью 1914 г. С.М. Василейский сдал государственные экзамены и получил диплом первой степени. В ноябре этого же года стал преподавать логику, психологию, историю в петроградских женских гимназиях, а также русский язык и литературу в торговых школах Владимирского общества (до осени 1917 г.). Одновременно с этой деятельностью готовился к магистерским испытаниям по философии и психологии при университете.

1917 г. - год начала научной деятельности С.М. Василейского. Он начал работать в Самаре в Виленском учительском эвакуированном институте преподавателем психологии и педагогики. После слияния Самарского педагогического и Виленского институтов С.М. Василейский преподавал там философию, педагогику и психологию до его преобразования в 1919 г. в Институт народного образования. Далее он работал в этом институте профессором психологии и педологии. В 1921 г. Серафим Михайлович устроился в Самарский государственный университет на кафедру общей, детской психологии и педагогики, где проработал до его закрытия. Одновременно он преподавал психологию и педологию в Самарском русском техникуме.

В феврале 1924 г. Серафим Михайлович перевелся в Витебский педагогический институт в качестве профессора психологии и педагогики на кафедру психологии, а осенью этого же года устроился в Белорусский (Минский) Государственный университет на кафедру педологии, где проработал до 1928 г. В этот период он не только преподавал, но и вел факультативные занятия по психотехнике; в течение ряда лет был председателем методико-педагогической комиссии, а также заведующим психологической лабораторией; одновременно он являлся членом белорусской ассоциации НОТ и членом Всероссийского общества экспериментальной педагогики.

С.М. Василейский предпочитал эксперимент любым другим методам. Он имел уникальный набор психологических приборов, очевидно, привезённых из Германии.

В 1924 г. Серафим Михайлович выступал с научным докладом на Всесоюзном съезде по психоневрологии в Ленинграде, в 1927 г. на 1-м Всесоюзном съезде по педологии и на 1-м Всесоюзном психотехническом съезде в Москве.

Когда в 1927 г. в Нижнем Новгороде был объявлен конкурс на вакантные должности на открывшихся кафедрах педологии и педагогики в Нижегородском государственном университете, С.М. Василейский подал заявление в правление университета с просьбой: «... прошу иметь в виду мою кандидатуру на одну из этих кафедр, мог бы преподавать педологию, педагогику, психотехнику» ([21, Л.1]. Он был отобран по конкурсу и 29 мая 1928 года постановлением педагогической секции ГУС был утвержден профессором педологии и психологии на педагогическом факультете Нижегородского университета.

Зимой 1930 г. С.М. Василейский участвует во Всесоюзном съезде по изучению поведения человека в Ленинграде.

Пройдя школу В. Вундта, С.М. Василейский стремился внедрить в вузе прогрессивные направления, существовавшие в мировой психологической практике. Под его руководством в ГГПИ начала работу одна из первых в Союзе кафедр педологии. С его помощью она была оснащена лучшими по тому времени психологическими приборами. Некоторые из них выписывались из Германии. Например, тремометр - прибор для измерения порогов тактильной чувствительности; тахистоскоп - прибор, определяющий объем внимания, его индивидуальные различия; мемометр - прибор, способствующий измерению объема памяти. Была разработана специальная программа по педологии для студентов педагогического факультета.

В октябре 1934 г. Серафим Михайлович назначается деканом педагогического факультета Горьковского государственного педагогического института (ГГПИ), а затем и дошкольного факультета. За последующий период его деканства (1937-38 гг.) факультет с последнего места перешёл на первое и завоевал переходящее факультетское Красное знамя.

В начале июля 1936 г. в газете «Правда» было напечатано Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». В этом постановлении педология была подвергнута резкой критике за «вредные лженаучные взгляды», «сомнительные эксперименты», желание «найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи», «общественной среды» - исходя из этого, предписывалось «упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах». Через короткое время в среде преподавателей-педологов начались аресты, высылки, увольнения. Не избежал этой участи и С.М. Василейский.

Вот выписка из приказа ГГПИ от 8 февраля 1939 г.: «За протаскивание педологических извращений в курсах «Детская психология» в 1936/37 уч.г. и в 1937/38 уч. г., разоблаченных и осужденных постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г., профессора психологии Василейского С.М. с работы снять с 9 февраля 1939 г.» [23].

С.М. Василейский был уволен и с мая 1939 г. по сентябрь 1944 г. преподавал в Кировском педагогическом институте.

Осенью 1944 г. С.М. Василейский возвращается в город Горький и работает в Горьковском педагогическом институте иностранных языков профессором психологии.

В 1945 г. Серафим Михайлович восстанавливается на кафедру психологии ГГПИ. В это время на кафедре преподается общая и детская психология, открывается психологический кружок.

В 1946 г. С.М. Василейский вновь становится заведующим кафедрой, с ним вместе работают доценты А.М. Золотарев и А.Н. Крылов. С этого года на кафедре проводится научно-исследовательская работа по проблеме «Умственный эксперимент», которой руководит профессор С.М. Василейский. Для психологического анализа проблемы

умственного труда были взяты как формы высококвалифицированного умственного труда (в частности, новаторского), так и формы обычной учебной работы учащихся по выполнению разнообразных школьных заданий.

В течение ряда лет С.М. Василейский занимался проблемой новаторского, изобретательского труда. Итогом этой работы явилось большое исследование «Психология технического изобретательства» (два тома), которое в сокращенном виде было подготовлено к печати.

С результатами данного исследования С.М. Василейский выступал с докладами на различных научных конференциях, проходивших в Москве, Ленинграде, Горьком: «Ошибки изобретательской мысли в психологическом освещении», «Умственный эксперимент и его значение в изобретательской деятельности», «Конкретное мышление и его роль в процессе технического творчества», «Так называемый метод проб и ошибок в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности», «К вопросу о психологии понимания» и др. С этой проблематикой прямо или косвенно были связаны и темы кандидатских диссертаций, предложенные некоторым аспирантам и ассистентам, работающим под руководством С.М. Василейского: «Темп умственной работы учащихся начальной школы» (кандидатская диссертация Н.А. Алексеевой), «Проблема конкретизации школьных знаний в психологическом освещении» (кандидатская диссертация В.В. Заботина), «К вопросу об умственном экспериментировании» (кандидатская диссертация А.П. Чернова), «Психологический анализ процессов решения геометрических задач на построение» (кандидатская диссертация Ю.В. Русова).

В рассматриваемый период С.М. Василейский подверг психологическому анализу другой вид высококвалифицированного умственного труда - работу лектора высшей школы. В итоге была написана книга «Лекционное преподавание в высшей школе (его краткий исторический очерк, психолого-педагогические основы и методика)».

Исследованием учебной работы учащихся (в частности, их самостоятельной работы) занимался доцент А.Н. Крылов, защитивший кандидатскую диссертацию на тему «Самостоятельная работа учащихся». Отражением данной работы явилась статья А.Н. Крылова «Самоконтроль учащихся средней школы в работе над домашними заданиями» в журнале «Советская педагогика» №4 1949 года.

В 1947 году на кафедре психологии начинает работать Ксения Алексеевна Некрасова. Ксения Алексеевна сразу проявила себя как талантливый ученый и педагог, обладающий редкостным даром и интуицией выделять способных студентов, привлекать их к исследовательской работе. «К.А. Некрасова, безусловно, отдавала себе отчет в том, что не каждый студент, участвующий в научно-исследовательской работе кафедры, представляет собой потенциального ученого. Однако навыки и умения исследовательского подхода к психологическим явлениям, полученные им в студенческие годы под руководством ученого, могут оказать огромное влияние на его мировоззрение, на формирование у него профессионально направленного интеллекта. С этих позиций она предъявляла и очень серьезные требования к будущему ученому, которого она готовила одновременно и как хорошего педагога высшей педагогической школы», - отмечала У.В. Ульенкова [15, с.9]. К.А. Некрасова заложила традиции в организацию научно-исследовательской деятельности студентов, которые в работе психолого-педагогического факультета университета сохранились и сегодня: студенты принимают участие в исследовательской работе кафедр факультета, участвуют в конкурсах студенческих работ, выступают с докладами на конференциях в разных городах России, публикуют свои статьи в научных журналах. В 1949 г. К.А. Некрасова защитила кандидатскую диссертацию «К вопросу о формировании общих понятий у детей старшего дошкольного возраста»; в 1950 г. в журнале «Дошкольное воспитание» была опубликована ее статья «О формировании обобщений у детей старшего дошкольного возраста». Исследование процессов становления ранних детских обобщений,

приводящих к формированию первичных понятий, было продолжено К.А. Некрасова и в работе над докторской диссертацией.

В 1949-50 гг. кафедра психологии получает новый толчок для развития - на кафедре начинается работа с аспирантами. Подготовка диссертаций становится одним из основных видов научной работы кафедры. С открытием аспирантуры появилась необходимость интеграции научных исследований, утвердилась идея о том, чтобы научная тематика «носила комплексный характер, объединилась вокруг решения больших проблем, имела какой-то объединяющий их стержень» [22]. В это время деятельность кафедры характеризовалась активной разработкой теоретических и методологических проблем, совершенствованием методов психологического исследования, тенденцией к созданию фундаментальных трудов по крупным психологическим проблемам.

Научное направление кафедры в этот период было связано с изучением познавательной деятельности детей. По этой проблеме был защищен ряд кандидатских диссертаций. Под руководством К.А. Некрасовой защитили диссертации в Москве будущие доктора, профессора У.В. Ульенкова, Т.И. Чиркова, а также доценты В.В. Романова, М.Н. Аксенова. Аспиранты, работавшие под руководством С.М. Василейского, занимались проблемой развития логического мышления у школьников («Развитие логического мышления у учащихся в процессе обучения их пунктуации», «Развитие логического мышления у учащихся в процессе составления планов для школьных сочинений»).

Помимо основных линий научно-исследовательской работы кафедры ее сотрудники работали и по другим проблемам. Так, С.Л. Василейский в течение ряда лет читал факультативный курс по истории психологии, в результате чего им было написано две книги: «История античной психологии» и «История психологии в новое время». А.М. Золотарев работал над изучением психологических идей И.М. Сеченова и защитил кандидатскую диссертацию по этой проблеме. Научная работа кафедры строилась по определенному плану, благодаря чему были достигнуты единство тематики и перспективы дальнейших исследований в области общей, детской и педагогической психологии.

В этот период С.М. Василейский заканчивает и сдает на рассмотрение докторскую диссертацию на тему «Психология технического изобретательства» [3]. Но не все проходит гладко, Серафима Михайловича не утверждают в ученой степени доктора психологических наук «ввиду того, что представленная к защите работа не отвечает требованиям, предъявленным к диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук» [22]. Прошлое дает о себе знать. Научная деятельность кафедры психологии в 50-е годы ХХ века была во многом обусловлена идеологическими дискуссиями по проблеме взаимосвязи психического и физиологического. В 1950 году (28 июня - 4 июля) по личному указанию Сталина в Москве была проведена Объединенная научная сессия Академии Наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова [9]. Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Возникла реальная опасность полной замены психологии физиологией высшей нервной деятельности, прежде всего физиологией условных рефлексов [20].

В сложной обстановке психологам необходимо было найти путь, позволяющий избежать как сведения психического к физиологическому, так и обособления психического от физиологического.

Эти процессы нашли отражение в развитии психологических исследований на кафедре психологии. На протяжении первой половины 50-х годов кафедра провела значительную работу по перестройке теоретических курсов на основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. На заседаниях кафедры обсуждалось значение для психологов итогов «павловской сессии», «гениальных» трудов товарища Сталина, решений партийных съездов. С.М. Василейским был прочитан специальный курс об учении И.П. Павлова как естественнонаучной основе психологии. В него входили следующие темы: «Психологические взгляды И.П. Павлова», «Русские предшественники И.П. Павлова», «К

вопросу о необходимости перестройки преподавания психологии в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности», «Вторая сигнальная система действительности в ее взаимодействии и единстве с первой сигнальной системой», «Учение И.П. Павлова об ассоциациях» [4].

В соответствии с постановлениями, направленными на дальнейшее развитие материалистической психологии, основанной на физиологическом учении И.П. Павлова, лаборатория при кафедре была оборудована специальной аппаратурой (2 хроноскопа Гиппа, 2 кимографа, 2 мнемометра, 3 тахистоскопа, эстезиометры, плетизмографы, эргографы, магнитофон и др.). Была создана специальная установка для исследования типов высшей нервной деятельности плетизмографической методикой [4].

Сложился характерный стиль научных публикаций, диссертационных исследований. Изучаемые специальные вопросы обязательно должны были рассматриваться в «свете» или с позиций материалов идеологического плана и основываться на марксистско-ленинской теории. В связи с подготовкой диссертаций и других научных исследований на кафедре систематически проводились консультации по вопросам методологии и методики научного труда и, в частности, по вопросам, касающимся теоретических предпосылок каждой темы, основных понятий, которыми оперировал автор работы, методики сбора материала, конкретных форм его психологического анализа и физиологической интерпретации. Наряду с этим на заседаниях кафедры обсуждался ряд теоретических вопросов психологии (предмет психологии, принципиальные методы психологического исследования, раскрытие ряда основных понятий психологии, взаимоотношения психологии с физиологией) [2]. Большинство курсовых и дипломных работ студентов также были посвящены павловской проблематике.

Несмотря на то, что «павловская сессия» явилась одной из самых мрачных страниц истории советской науки послевоенного периода, следует констатировать, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических основ психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению специфических методов изучения психических явлений.

Вторая половина 50-х годов 20 века становится поворотным этапом для развития психологии в ГГПИ. Происходит переход на широкий профиль подготовки педагогических кадров с пятилетним сроком обучения. Работа кафедры психологии организуется по-новому - вводится специальный курс «Психология спорта». Практические занятия по психологии на первых курсах всех факультетов начинают проводиться в школе. Активно работает научный студенческий кружок, его участники представляют немало работ, премированных на институтском и городском конкурсах студенческих работ, а также награждаются поощрительными грамотами Министерства культуры. Большинство этих работ было выполнено под руководством К.А. Некрасовой. Из этого же кружка обычно выдвигались и кандидаты в аспирантуру по психологии. В эти годы сотрудники кафедры принимают участие в совещаниях психологов в Москве. С.М. Василейский награждается значком «Отличник народного образования».

С сентября 1959 года на кафедре психологии начинает работать У.В. Ульенкова (19292013). Жизненный путь У.В. Ульенковой - видного ученого-психолога - тесно связан с Нижегородским государственным педагогическим университетом. Здесь она прошла путь от студентки - сталинской стипендиатки, аспирантки до профессора, заведующей кафедрой, председателя диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. У.В. Ульенкова родилась 5 ноября 1929 года в с. Салган Нижегородской области. «Тяга к педагогической деятельности у Ульяны Васильевны проявилась рано, когда, будучи 13-летней девочкой, по совету мамы, которая первой почувствовала в ней задатки педагога, воспитателя, подала заявление в педагогическое училище, с отличием закончила его и в 1947 году поступила на дошкольный факультет Горьковского педагогического института им. М. Горького. Способную и увлеченную наукой студентку заметила талантливый ученый

и педагог К.А. Некрасова. Интенсивная работа в научном кружке, отмеченная почетными дипломами и свидетельствами, привела Ульяну Васильевну после окончания института с красным дипломом в аспирантуру. Она начала работать по изучению особенностей мышления у детей дошкольного возраста и успешно защитила кандидатскую диссертацию «Психология дедуктивных умозаключений у детей дошкольного возраста» [1, с.155]. С 1955 по 1959 г. Ульяна Васильевна возглавляла кафедру педагогики и психологии в Тобольском педагогическом институте, эта работа стала для нее хорошей школой организатора и руководителя. В 1959 году Ульяна Васильевна получает приглашение на работу в Горьковский педагогический институт им. М. Горького, с которым она не расставалась до конца жизни. Научная, педагогическая, методическая и организационная работа У.В. Ульенковой получили высокое официальное признание: ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Она стала одной из очень немногих женщин Нижнего Новгорода, носящих столь высокое звание.

В 1961 году Серафима Михайловича Василейского не стало. Он внес огромный вклад в развитие психологии в нашем вузе и навсегда остался в памяти своих учеников, которых он любил и поддерживал. С 1963 по 1982 г. кафедрой психологии, последовательно сменяя друг друга через небольшие временные интервалы, руководили ученики С.М. Василейского доценты А.М. Золотарев, Ю.В. Русов, Н.А. Алексеева. Это были эрудированные преподаватели психологии, к ним с глубоким уважением и почтением относились коллеги, студенты, однако научных школ они не оставили [13, с.101]. В 60-70-е годы деятельность кафедры психологии направлена на совершенствование методологического, научно-теоретического, идейно-политического уровня преподавания, разработку и внедрение новых методов и технических средств обучения, совершенствование содержания психологического раздела педпрактики, повышение научно-исследовательской активности членов кафедры. Кафедра психологии нашего педагогического вуза занимала в эти годы ведущее место среди провинциальных кафедр. О признании ее работы говорит тот факт, что еще в 1967 году она возглавила работу Горьковского отделения Общества психологов СССР, в которое вошли ученые Саранска, Чебоксар, Йошкар-Олы и др. городов. Его председателем и соответственно членами Центрального совета Общества психологов СССР были сначала А.М. Золотарев, Н.А. Алексеева, а с 1982 года У.В. Ульенкова. Работа Горьковского отделения общества психологов продолжалась вплоть до распада СССР.

В 1970-е годы на кафедре психологии последовательно вводятся новые курсы: объединенный курс «Возрастная и педагогическая психология»; специальные курсы «Проблемы отклонения в психическом развитии дошкольников» и «Проблемы педагогической психологии». Сотрудники кафедры принимают участие в III и IV Всесоюзных съездах психологов.

В 1980 г. заведующей кафедрой становится Н.А. Алексеева. В это время на кафедре работают десять штатных преподавателей: пять доцентов, кандидатов психологических наук (У.В. Ульенкова, В.В. Романова, Т.И. Чиркова, Г.А. Стрюков, М.С. Калачев), старшие преподаватели и ассистенты. Подавляющее большинство преподавателей связано с ведущими психологическими лабораториями Москвы: Институтом психологии АН СССР, Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР, с кафедрой педагогической и возрастной психологии МГУ и с НИИ дошкольного воспитания. Преподаватели принимают участие во Всесоюзных, региональных, областных и городских научно-практических конференциях. В этом же году завершается переход на новые учебные планы и программы, вводятся лекционные курсы по педагогической психологии, организуется посещение уроков в школе с последующим их анализом. В 80-е годы подготовка кадров высшей научной квалификации по психологии становится приоритетным направлением в деятельности высшей педагогической школы. Для выращивания таких кадров требуется включенность психологов через аспирантуру, докторантуру в разработку психологических проблем. В этом направлении начинается масштабная работа в нашем вузе. В 1982 году руководство

кафедрой психологии приняла У.В. Ульенкова. В 1984 году она блестяще защищает докторскую диссертацию по актуальной проблеме возрастной, педагогической и специальной психологии - проблеме изучения дифференциальной диагностики и психолого-педагогической коррекции детей с задержкой психического развития (ЗПР). Теоретико-прикладная направленность докторской диссертации У.В. Ульенковой, большой диапазон охваченных проблем, определившихся в ней и на созданной автором (начиная с 1971 года) экспериментальной базе в виде «ВУЗ - дошкольное учреждение - школа - вуз», перспективы дальнейших исследований позволили впервые на кафедре общей психологии появиться авторской научной школе. Ее развитие обусловило открытие в 1987 году аспирантуры, а также рост прикладных исследований в связи с развитием практической психологии. Введение многоуровневой подготовки специалиста и начавшаяся в этой связи перестройка работы на кафедре психологии, сделали актуальным ее разделение. С сентября 1988 года в нашем вузе стали работать две кафедры психологии: кафедра общей психологии (ее возглавил доцент И.М. Соколов) и кафедра детской психологии, которую возглавила профессор У.В. Ульенкова. Продолжение следует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовская В.В., Романова В.В. Ульенкова Ульяна Васильевна // Личность в науке: Женщины-ученые Нижнего Новгорода (выпуск 2). Н.Новгород, 1999. С.154-172.

2. Балика Д.А. На кафедре психологии // За учительские кадры. 1951. №23. С.4.

3. Василейский С.М. Психология технического изобретательства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Горький, 1951. 31 с.

4. Василейский С.М. Кафедра психологии Горьковского педагогического института им. М. Горького и ее научно-исследовательская работа // Вопросы психологии. 1956. №1. С.118-119.

5. Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Горький: ГТУ, 1956. 271 с.

6. Гапонова С.А. К 10-летию спецфакультета психологии НГПУ // Педагогическое образование. 2000. №1. С.33-35.

7. Дискуссии в советской науке и идеология. Хрестоматия /под ред. А.А. Касьяна. Н.Новгород. 2009. 491 с.

8. Касьян А.А. Динамика развития науки в Нижегородском педагогическом университете (2-я половина XX века) // Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании. Н.Новгород, 2001. С.3-5.

9. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950г.): Стеногр. отчет. М., 1950.

10. Платонов К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни: Воспоминания старого психолога. М.: Институт психологии РАН, 2005. С.120-126.

11. Семенова Л.Э.,. Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета, 2014. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikMcheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (дата обращения: 28.04.2016).

12. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород, 1994. 230 с.

13. Ульенкова У.В. Направления психологических исследований // Нижегородский педагогический университет: страницы истории. Н.Новгород, 2001. С.93-104.

14. Ульенкова У.В. Опыт подготовки научных кадров в области психологии // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского Федерального округа. Н.Новгород: ННГУ, 2005. С.169-178.

15. Ульенкова У.В. Научное наследие К.А. Некрасовой и его значение для теории и практики психологической науки и образования // Педагогика и психология детства:

материалы региональной конференции, посвященной 100-летию К.А. Некрасовой. Н.Новгород, 2007. С.8-14.

16. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. №2. С.105-109.

17. Физиология высшей нервной деятельности и психология /А.А. Касьян, С.В. Куревина,

H.В. Шутова и др. // Идеология и наука (дискуссии советских ученых середины XX века): коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С.168-178.

18. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М: АН СССР, 1963. 425 с.

19. Шутова Н.В., Прасикова А.Ю., Ларина А.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе // Вестник психолого-педагогического факультета. 1999. №1. С.12-14.

20. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова //Репрессированная наука (вып.2). СПб: Изд-во Наука, 1994. С.76-82.

21. Государственное учреждение «Центральный архив Нижегородской области» (ГУ ЦАНО) 2734.Оп.9а.Д.19.

22. ГУ ЦАНО. Ф.2734.оп. В.Д.569.Л.13. REFERENCES

I. Alyamovska^a V.V., Romanova V.V. Ulenkova Ulyana Vasilevna [Ulenkova Ulyana Vasilevna]. Lichnost v nauke: Zhenshhiny-uchenye Nizhnego Novgoroda (vypusk 2). N.Novgorod, 1999, pp.154-172 (in Russian).

2. Balika D.A. Na kafedrepsihologii [The department of psychology]. Za uchitelskie kadry, 1951, no. 23, pp. 4 (in Russian).

3. Vasilejskiy S.M. Psihologiya tehnicheskogo izobretatelstva. Dis. dokt. ped. nauk [Technical invention Psychology. Dr. ped. sci. diss.]. Gorkiy, 1951. 31 p. (in Russian).

4. Vasilejskiy S.M. Kafedrapsihologii Gorkovskogopedagogicheskogo instituta im. M. Gorkogo i ee nauchno-issledovatelskaya rabota [Department of Psychology of the Gorky Pedagogical Institute and her research work]. Voprosy psihologii, 1956, no.1, pp.118-119 (in Russian).

5. Vasilejskiy S.M. Lekcionnoe prepodavanie v vysshej shkole [Lecture teaching in higher education]. Gorkiy, GTU, 1956. 271 p. (in Russian).

6. Gaponova S.A. K 10-letiyu specfakulteta psihologii NGPU [By the 10th anniversary of the Special Faculty of Psychology NSPU]. Pedagogicheskoe obrazovanie, 2000, no.1, pp.33-35 (in Russian).

7. Diskussii v sovetskoy nauke i ideologiya. Hrestomatiya [Discussions in Soviet science and ideology. Reader] /pod red. A.A. Kasyana. N.Novgorod, 2009. 491 p. (in Russian).

8. Kasyan A.A. Dinamika razvitiya nauki v Nizhegorodskom pedagogicheskom universitete (2-ya polovina XX veka) [The dynamics of the development of science in the Nizhny Novgorod Pedagogical University (2 nd half of the XX century)]. Problemy integracii estestvenno-nauchnyh disciplin v vysshempedagogicheskom obrazovanii. N.Novgorod, 2001, pp.3-5 (in Russian).

9. Nauchnaya sessiya, posvjashhennaya problemam fiziologicheskogo ucheniya akademika I.P. Pavlova (28 iyunya-4 iyulya 1950 g.):Stenogr. otchet. [The scientific session devoted to the problems of physiological teachings of Academician I.P. Pavlov]. Moscow, 1950. (In Russian).

10. Platonov K.K. Moi lichnye vstrechi na velikoj doroge zhizni: Vospominaniya starogo psihologa [My personal meetings on the great road of life: Memoirs of an old psychologist]. Moscow, Institut psihologii RAN, 2005, pp.120-126 (in Russian).

11. Semenova L.E., Shashkina N.P. Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: issledovaniya Ulyany Vasilevny Ulenkovoj [Psychology of children with mental retardation: research Ulyana Vasilevny Ulenkovoy]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (accessed 28.04.2016) (in

Russian).

12. Ulenkova U.V. Deti s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Children with mental retardation]. N.Novgorod, 1994. 230 p. (in Russian).

13. Ulenkova U.V. Napravleniya psihologicheskih issledovaniy. [Directions psychological research]. Nizhegorodskiy pedagogicheskiy universitet: stranicy istorii. N.Novgorod, 2001, pp.93104 (in Russian).

14. Ulenkova U.V. Opyt podgotovki nauchnyh kadrov v oblasti psihologii [Previous research training in psychology]. Sohranenie i razvitie nauchnogo potenciala Privolzhskogo Federalnogo okruga. N.Novgorod, NNGU, 2005, pp.169-178 (in Russian).

15. Ulenkova U.V. Nauchnoe nasledie K.A. Nekrasovoj i ego znachenie dlya teorii i praktiki psihologicheskoj nauki i obrazovaniya [Nekrasova Scientific heritage and its significance for the theory and practice of psychology and education]. Pedagogika i psihologiya detstva: materialy regionalnoy konferencii, posvjashhennoj 100-letiyu K.A. Nekrasovoj. N.Novgorod, 2007, pp.8-14 (in Russian).

16. Ulenkova U.V., Dmitrieva E.E., Shutova N.V. Teoretiko-prikladnaya model psihologicheskoj pomoshhi detjam s ZPR [Theoretical and Applied model of psychological care for children with mental retardation]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 2, pp.105-109 (in Russian).

17. Fiziologiya vysshej nervnoj dejatelnosti i psihologiya [Physiology of higher nervous activity and psychology] /A.A. Kasyan, S.V. Kurevina, N.V. Shutova i dr. // Ideologiya i nauka (diskussii sovetskih uchenyh serediny XX veka): kollektivnaya monografiya. Moscow, Progress-Tradiciya, 2008, pp.168-178 (in Russian).

18. Filosofskie voprosy fiziologii vysshej nervnoj dejatelnosti i psihologii [Philosophical problems of the physiology of higher nervous activity and psychology]. Moscow, AN SSSR, 1963, 425 p. (In Russian).

19. Shutova N.V., Prasikova A.Yu., Larina A.V. Stanovlenie i razvitie psihologicheskogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze [Formation and development of psychological education in pedagogical high school]. Vestnik psihologo-pedagogicheskogo fakulteta, 1999, no. 1, pp. 12-14 (in Russian).

20. Jaroshevskiy M.G. Kak predali Ivana Pavlova [How Ivan Pavlov was betrayed]. Repressirovannaya nauka (vyp.2). Saint Petersburg, Nauka, 1994, pp.76-82 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Gosudarstvennoe uchrezhdenie "Centralnyy arhiv Nizhegorodskoi oblasti" [State institution «Central archive of Nizhny Novgorod region»]. 2734. Op.9a.D.19. (In Russian).

22. Gosudarstvennoe uchrezhdenie "Centralnyy arhiv Nizhegorodskoi oblasti [State institution «Central archive of Nizhny Novgorod region»] F.2734.op. V.D.569.L.13. (In Russian).

© Шутова Н.В., Кисова В.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Шутова Наталья Вадимовна - доктор Shutova Natalia Vadimovna - Sc.D.in Psychology,

психологических наук, профессор кафедры Professor of the Department of Classical and Practical

классической и практической психологии, Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

Нижегородский государственный педагогический University, Nizhni Novgorod, Russian Federation,

университет имени Козьмы Минина (Мининский e-mail: vladochka9@yandex.ru университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: vladochka9@vandex.ru

Кисова Вероника Вячеславовна - кандидат Kisova Veronica Vycheslavovna - Ph.D in Psychology,

психологических наук, доцент кафедры специальной Associate Professor of the Department of Special

педагогики и психологии, Нижегородский Pedagogy and Psychology, Minin Nizhny Novgorod

государственный педагогический университет имени State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian

Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Federation, e-mail: kisovaverv@mail.ru Новгород, Российская Федерация, e-mail: kisovaverv@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.