Научная статья на тему 'От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века'

От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНЫЕ-ПСИХОЛОГИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

Статья представляет исторический обзор развития психологического образования и основных направлений психологических научных исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете. В представленной работе рассматриваются основные научные направления психолого-педагогических исследований и специфика модернизации психологического образования в НГПУ с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня. Авторами дается всесторонний глубокий обзор особенностей становления системы подготовки психологических кадров для народного образования, а также рассматривается динамика наращивания научного потенциала педагогического университета. Анализируется работа диссертационного совета по психологии, рассматриваются итоги его функционирования в вузе за более чем двадцатилетний период существования. Представлены наиболее значимые научные работы преподавателей университета, внесшие существенный вклад в развитие психологической науки в России. Обозначены научные результаты, достигнутые коллективами психологических кафедр на современном этапе и перспективные инновационные направления психологической научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE INSTITUTE TO THE UNIVERSITY: DIRECTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

The article presents a historical overview of the development of psychological education and the main directions of psychological research in Nizhny Novgorod State Pedagogical University. In the present study we examine the main research areas of psychological and pedagogical research modernization and specificity of psychological education in NSPU since 90-ies of the XX century to the present day. The authors give a comprehensive overview of the features of deep formation of the system of psychological training of personnel for public education, as well as consider the dynamics of scientific capacity-building of the Pedagogical University. The work of the Dissertation Council of Psychology and the results of its operations at the university for more than twenty years of existence are analyzed. It provides the most important scientific works of faculty members who have made a significant contribution to the development of psychological science in Russia. The article mark the scientific results achieved by teams of psychological faculties at the present stage and promising innovative directions of psychological research work of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века»

УДК 378.01

Н.В. ШУТОВА1, В.В. КИСОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ОТ ИНСТИТУТА К УНИВЕРСИТЕТУ: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НИЖЕГОРОДСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНЦЕ XX -НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Аннотация. Статья представляет исторический обзор развития психологического образования и основных направлений психологических научных исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете. В представленной работе рассматриваются основные научные направления психолого-педагогических исследований и специфика модернизации психологического образования в НГПУ с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня. Авторами дается всесторонний глубокий обзор особенностей становления системы подготовки психологических кадров для народного образования, а также рассматривается динамика наращивания научного потенциала педагогического университета. Анализируется работа диссертационного совета по психологии, рассматриваются итоги его функционирования в вузе за более чем двадцатилетний период существования. Представлены наиболее значимые научные работы преподавателей университета, внесшие существенный вклад в развитие психологической науки в России. Обозначены научные результаты, достигнутые коллективами психологических кафедр на современном этапе и перспективные инновационные направления психологической научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: психологическое образование, ученые-психологи, психологические исследования, подготовка кадров.

N.V. SHUTOVA1, V.V. KISOVA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

FROM THE INSTITUTE TO THE UNIVERSITY: DIRECTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

Abstract. The article presents a historical overview of the development of psychological education and the main directions of psychological research in Nizhny Novgorod State Pedagogical University. In the present study we examine the main research areas of psychological and pedagogical research modernization and specificity of psychological education in NSPU since 90-ies of the XX century to the present day. The authors give a comprehensive overview of the features of deep formation of the system of psychological training of personnel for public education, as well as consider the dynamics of scientific capacity-building of the Pedagogical University. The work of the Dissertation Council of Psychology and the results of its operations at the university for more than twenty years of existence are analyzed. It provides the most important scientific works of

faculty members who have made a significant contribution to the development of psychological science in Russia. The article mark the scientific results achieved by teams of psychological faculties at the present stage and promising innovative directions of psychological research work of the teaching staff.

Keywords: psychological education, psychologists, psychological research, personnel training.

Настоящая статья является продолжением опубликованного ранее в «Вестнике Мининского университета» материала по истории становления психологического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете [18].

На рубеже веков развитие научных исследований, рождение новых научных направлений и новых специальностей психолого-педагогического профиля подготовки кадров в Нижегородском государственном педагогическом университете (НГПУ) во многом было связано с деятельностью кафедры детской психологии.

В 1988 году кафедра детской психологии первой в России начинает подготовку педагогов-психологов для начального звена системы образования [19]. На кафедре активно разрабатываются принципиально новые учебные планы, программы курсов, практикумов, ориентированных на подготовку высококвалифицированных психологов для системы образования. Эта работа способствует открытию на психолого-педагогическом факультете отделения «Психология», на котором начинается дифференцированная подготовка психологов для начального и среднего звена системы образования. Открытие отделения «Психология» изменило работу психолого-педагогического факультета, который быстро становится самым большим факультетом в вузе.

В фундамент развития кафедры детской психологии - роста ее кадров - была положена научно-исследовательская работа по общей теме: «Психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении и специальных классов в общеобразовательной школе».

Под руководством У.В. Ульенковой [15] на кафедре начинает разрабатываться комплекс проблем, подчиненных концептуальной идее о возможности полной компенсации дефектов психического развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) при определенной организации их микросоциума, всех видов деятельности, в особенности ведущих видов, общения со взрослыми и сверстниками.

Для изучения и внедрения результатов в экспериментальных условиях обучения и воспитания детей были определены следующие конкретные проблемы:

- теоретическое моделирование программы изучения ЗПР у детей в специально созданных педагогических условиях;

- разработка психолого-педагогической типологии пониженной обучаемости у дошкольников, отграничение ЗПР от сходных состояний;

- выявление психологической сущности общей способности к учению и возможности ее целенаправленного формирования в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте;

- разработка комплекса диагностических психологических методик как средств контроля за развитием детей в специально создаваемых педагогических условиях;

- теоретическое моделирование коррекционно-педагогических программ, направленных на компенсацию дефектов формирования общей обучаемости у детей с ЗПР в составе всех важнейших ее компонентов (познавательного интереса, саморегуляции, мыслительной деятельности); экспериментальная апробация этих программ;

- изучение специфики формирования деятельности общения у детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками в связи с формированием общей способности к учению;

- исследование особенностей эмоционального развития детей с ЗПР и возможности психолого-педагогического управления этим процессом;

- изучение особенностей нравственно-этического развития детей с ЗПР в типичных условиях детского учреждения и в специально созданных условиях психолого-педагогического направления и др.

На протяжении ряда лет данные проблемы, оформленные в диссертационные исследования, разрабатывались аспирантами и соискателями кафедры детской психологии под руководством У.В. Ульенковой [13,14]. В 1990 году в педагогическом университете начинает работу кандидатский диссертационный совет по психолого-педагогическим наукам (председатель - профессор У.В. Ульенкова). Первая диссертация «Особенности формирования общения со взрослыми у детей 6-7 лет с задержкой психического развития» была защищена Е.Е. Дмитриевой в 1990 году. В последующие годы защитили диссертации аспиранты кафедры: Е.Б. Аксенова (1992), Е.Н. Васильева (1994), Н.В. Шутова (1995), Н.К. Радина (1995), О.В. Суворова (1998), Л.Э. Семенова (1999), О.В. Лебедева (2000), Ю.В. Козлова (2000), В В. Кисова (2000), И.А. Конева (2002), Н.В. Масленикова (2004), Е.Б. Мамонова (2004). Под руководством У.В. Ульенковой закончили аспирантуру с защитой кандидатских диссертаций аспиранты и соискатели, работающие на других психолого-педагогических кафедрах НГПУ: И.В. Охулкова, Т.А. Серебрякова - на кафедре дошкольной педагогики; Т.Н. Князева, Е.Г. Гуцу, Е.В. Минаева - на кафедре педагогики и методики начального обучения.

Научный рост кафедры детской психологии, исследовательский и аналитический характер деятельности коллектива способствовал быстрому росту профессиональной компетенции преподавателей кафедры. В рассматриваемый период на кафедре был издан большой объем научных работ. Под редакцией У.В. Ульенковой в 1986-1998 годах было опубликовано шесть сборников научных трудов: «Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении», «Психологические особенности детей с нормальным и задержанным темпом психического развития», «Актуальные проблемы практической психологии», «Шестилетние дети: проблемы и исследования (часть 1)», «Педагогические технологии - в практику образования», «Шестилетние дети: проблемы и исследования (часть 2)», а также «Учебно-тематические планы и программы учебных курсов, практикумов, педагогической практики для студентов по специальности "Психология"».

Членами кафедры печатались многочисленные статьи в отечественных центральных научных периодических изданиях («Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Дефектология» и др.). Результаты исследований У.В. Ульенковой были представлены в авторских монографиях («Шестилетние дети с задержкой психического развития» (М.: Педагогика, 1990), «Дети с задержкой психического развития» (Н. Новгород, 1994)), а также в научных изданиях с соавторстве с другими учеными («Отстающие в учении школьники»

(М.: Педагогика, 1986, в соавторстве с З.И. Калмыковой и др.); «Готовность к школьному обучению» (М.: Просвещение, 1989, в соавторстве с Н.А. Цыпиной и др.), «Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня» (Н. Новгород, 2001, в соавторстве с О.В. Лебедевой)).

Внедрение результатов научно-исследовательской работы коллектива кафедры детской психологии в практику образования, в учебный процесс вуза позволили готовить кадры по актуальным специальностям: педагог-психолог, коррекционный педагог в образовательной системе, учитель для классов коррекционного обучения, олигофренопедагог, логопед и др. Все это позволило коренным образом изменить работу психолого-педагогического факультета, который быстро превратился в самое большое образовательное подразделение в вузе с количеством студентов около 2 тыс. человек.

Специальным решением ученого совета Нижегородского государственного педагогического университета в октябре 1999 года кафедра детской психологии была переименована в кафедру возрастной и педагогической психологии (с 1999 по 2013 учебные годы ее возглавляла профессор Е.Е. Дмитриева).

Появившиеся возможности стимулировали развитие «родственных» кафедр, а также способствовали открытию новых психологических кафедр в НГПУ. Кафедрой общей психологии, образованной в результате разделения кафедры психологии в 1988 году, в разные годы руководили И.М. Соколов, Л.В. Тарабакина, С.А. Гапонова, Т.Л. Шабанова, Т.Н. Князева. Единое научное направление ее работы было сформулировано следующим образом: «Образовательное пространство и исследование изменений личности». В 1989 году в НГПУ был организован факультет практической психологии, у истоков которого стояла кафедра общей психологии. За двадцать два года своей работы факультет подготовил свыше 800 высококвалифицированных специалистов-психологов, составивших костяк психологических кадров Нижегородского региона.

На кафедре общей психологии была открыта аспирантура по специальности 19.00.07 - «Педагогическая психология», под руководством приглашенного видного ученого, профессора Московского государственного университета Л.Ф. Обуховой. Результатом такого тесного сотрудничества стали кандидатские диссертации по педагогической психологии сотрудников кафедры (А.А. Поварницына, А.Н. Фоминова М.Б. Батюта, А.В. Поршнев, Н.М. Казанская, А.Н. Пичугина, Н.В. Фомина). С 2005-2006 учебного года на базе кафедры общей психологии впервые в Нижегородской области стала проводиться областная олимпиада для студентов вузов по психологии.

Членами кафедры был опубликован ряд работ, в том числе учебное пособие С.А. Гапоновой «Возрастная психология», «Словарь-справочник по психологии личности» (составители С.А. Гапонова, А.А. Шавенков, Н. Новгород, 2000). С 1992 по 2000 год подготовлены и изданы сборники научных трудов: «Диагностика и развитие педагогических способностей» (под ред. И.М. Соколова, 1992), «Становление личности и проблемы обучения» (под ред. Л.В. Тарабакиной, 1994), «Актуальные проблемы психологии образования» (под ред. О.Р. Бондаренко, 1999).

В 90-е годы прошлого века на кафедре педагогики и методики начального обучения (зав. кафедрой доц. Т.М. Сорокина) начинает разрабатываться актуальная научная проблема, направленная на изучение психолого-педагогических основ подготовки современного учителя начальной школы. В учебный процесс внедряется разработанная Т.М. Сорокиной

[11] концепция развития профессиональной компетенции будущего учителя в вузе, в основу которой положена психодидактическая система многопредметного преподавания, обеспечивающая учителю интегрированные психолого-педагогические знания, навыки, умения, профессионально-ориентированное мышление, гуманистическое мировоззрение.

Основные результаты исследований этого направления получили отражение в многочисленных научных публикациях Т.М. Сорокиной, а также в тематике кандидатских диссертаций Н.Н. Деменевой, Т.Я. Железновой, Н.А. Кузьминой. Преподавателями кафедры (Т.Н. Князевой, Е.Г. Гуцу, Е.В. Минаевой, Н.В. Кувариной) исследовались психологические аспекты создания развивающих программ для учащихся младших классов.

Среди наиболее значительных научных работ преподавателей кафедры педагогики и методики начального обучения в данный период можно выделить следующие публикации: Т.Я. Железнова, Т.М. Сорокина «Педагогические теории и системы. Программа курса и методические рекомендации для студентов» (Н. Новгород, 1995), Н.Н. Деменева, Т.М. Сорокина «Психодиагностика. Программа интегрированного курса и методические рекомендации для студентов» (Н. Новгород, 1995), «Развитие педагогического мышления у будущих учителей начальных классов» (под ред. Т.М. Сорокиной, Н. Новгород, 1996), «Параллельные и альтернативные учебные программы и учебники для начальной школы: Справочное пособие для директоров школ и учителей начальных классов» (под ред. Н.Н. Деменевой, Н. Новгород, 1996), учебно-методический комплекс по гражданскому образованию младших школьников, учебники для детей (1-3 кл.) «Кораблик», «Жар-птица», методические пособия для учителей (Н. Новгород, 1996-2000).

В 2012 году кафедра педагогики и методики начального обучения преобразовывается в кафедру социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования (заведующий кафедрой - профессор Т.М. Сорокина). Темы научно-исследовательской работы кафедры: «Исследование психолого-педагогических основ профессиональной компетенции педагога начального образования», «Изучение психологических условий построения развивающего учебного содержания для младших школьников». Преподавателями кафедры в 2000-2004 гг. защищены одна докторская диссертация (Т.М. Сорокина) и 4 кандидатские диссертации (И.М. Дмитриева, С.А. Зайцева, А.С. Курбатова, Е.В. Минаева). На кафедре начинает работу аспирантура по специальности «19.00.07 - Педагогическая психология».

В 1982-1985 годах психологические исследования активно ведутся и на кафедре иностранных языков (зав. кафедрой профессор И.В. Петривняя). Кафедра работает по созданию новой психолого-педагогической технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Основные идеи, заложенные в этой технологии, получили отражение в докторской диссертации И.В. Петривней (1991) и были конкретизированы в диссертационных работах ее аспирантов. В каждой работе исследовался один из аспектов личностно ориентированной на учителя системы обучения иностранному языку: аспект психологической саморегуляции обучающихся (О.А. Немцова); развитие психологического мастерства с помощью актерской психотехники (И.В. Лабутова); организация управления обучением и самообучением (В.В. Хохлова); саморазвитие личности студента (А.А. Шавенков); гуманизация профессиональной подготовки учителя (Т.Н. Файбишевич) и др. Под руководством профессора И.В. Петривней на базе, созданной при кафедре психолого-педагогической лаборатории, руководителем которой она была на протяжении 14

лет, было выполнено и защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Под руководством доктора психологических наук, профессора В.А. Кручинина в НГПУ была открыта кафедра специальной психологии и аспирантура по этой специальности. В 1995 году эта кафедра была трансформирована в кафедру специальной психологии и коррекционной педагогики, которую возглавил доктор медицинских наук О.В. Трошин. Научным направлением кафедры стало «Исследование психологических кризисов развития детей с ограниченными возможностями». Преподавателями кафедры в 2000-2004 гг. были защищены три кандидатские диссертации (Е.В. Жулина, Е.Ю. Медведева, Ю.К. Умилина). На кафедре была открыта аспирантура по специальности «19.00.10 -Коррекционная психология».

В 2002 году образована кафедра коррекционной педагогики, заведующим кафедрой стал кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова. Тема научно-исследовательской работы кафедры - «Комплексное исследование отклонений в развитии и коррекционно-развивающих технологий».

Преподавателями кафедры в 2000-2004 гг. защищены одна докторская (А.Г. Андреев) и две кандидатские (С.Н. Каштанова, Е.А. Морозова) диссертации. С начала 2000 годов в университете работает направление «Специальное дефектологическое образование», в рамках которого ведется подготовка специалистов по актуальным специальностям: «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия».

В 1996 году на факультете физической культуры организуется кафедра спортивной психологии и педагогики (заведующий кафедрой - кандидат психологических наук, доцент В.Л. Скитневский). За короткий период своего существования кафедра проявила значительную активность в исследовательской работе и публикации ее результатов: учебных пособий и методических рекомендаций в помощь студентам.

В 1999 году появляется еще одна новая психологическая кафедра - психологии управления. Ее возглавила доктор психологических наук Е.Н. Волкова. Тема ее докторской диссертации - «Субъектность педагога: теория и практика» [1]. В этой связи общей темой исследований кафедры становятся: «Психологические основы изучения и развития субъектности человека». В исследованиях преподавателей кафедры анализируются вопросы становления и развития субъектности человека в профессиогенезе. В последующие годы кафедра преобразовывается в кафедру социальной психологии (заведующий кафедрой -доктор психологических наук, профессор Е.Н. Волкова).

Преподавателями кафедры социальной психологии в 2000-2004 гг. защищены три кандидатские диссертации (О.В. Глуздова, Е.В. Григорьева, О.В. Ладыкова). Сотрудники кафедры под руководством Е.Н. Волковой активно участвовали в научно-исследовательской работе по программам: «Университеты России», «Психология субъектности педагога», «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Разработка научно-методического обеспечения и организационных основ деятельности психолого-медико-педагогической комиссии образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и др.

Отдельно следует остановиться на работе института психологии под руководством Е.Н. Волковой, который был открыт в начале 2000 годов.

Основные направления деятельности Института психологии включали:

- содействие в организации и проведении научных исследований по психологии

в образовании и смежных сферах деятельности;

- координация научно-методического и организационного обеспечения реализации образовательных стандартов по психологии в НГПУ;

- внедрение новых психолого-педагогических технологий в образовательный процесс НГПУ по психологическим дисциплинам;

- взаимодействие с образовательными учреждениями Нижегородской области по организации и выполнению проектов по психологии исследовательского, опытно-экспериментального и практического характера.

В период с 2000 по 2004 год при научно-методической поддержке Института психологии была реализована серия проектов прикладного характера, направленных на решение наиболее актуальных психологических проблем современного общества. В 20002001 годах был выполнен проект «Детство без насилия и жестокости», который был направлен на подготовку междисциплинарных команд специалистов Нижегородской области и оказание междисциплинарной помощи дисфункциональным семьям. В 2002-2003 годах реализован проект «Новые возможности». Целью проекта являлась профилактика подростковой преступности и многопрофильная социальная реабилитация детей, подростков и семей «группы риска» в Нижегородском регионе на основе адаптации новых американских технологий практической помощи семьям и детям. В 2004 году был осуществлен проект «Создание в Приволжском федеральном округе сети ресурсных центров по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми». Целью проекта являлось создание ресурсных центров в городах Йошкар-Оле и Казани для помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

С 2002 года Институт психологии осуществлял научно-методическое обеспечение и координацию деятельности по программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» совместно с Министерством образования РФ. В 2004 году была завершена работа по трем проектам этого направления: «Разработка моделей организации и содержания деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в образовательных учреждениях различных типов и видов»; «Разработка научно-методических основ содержания и эффективности деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи через процедуры аттестации и аккредитации»; «Разработка модели деятельности психолого-педагогических медико-социальных центров по профессиональному самоопределению детей и молодежи».

С 2000 года Институт психологии проводил ежегодную международную научно-практическую конференцию «Право на детство» и плодотворно сотрудничал с рядом образовательных российских и зарубежных учреждений, среди которых:

• Республиканский центр социально-психологической помощи населению Республики Марий Эл;

• Психологический Институт Российской академии образования;

• Московская служба психологической помощи населению;

• Казанский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей «Росток»;

• Центр по предотвращению жестокого обращения с детьми Оклахомского университета (США);

• Центр поддержки детей (г. Тарту, Эстония);

• Центр социальной работы с семьей (г. Прага, Чехия);

• Софийский университет (Болгария);

• Центр Dardedze (Латвия);

• Детский центр Moltur Koz (Киргизстан).

В 2001 году специальным решением Всероссийской аттестационной комиссии при кафедре возрастной и педагогической психологии была открыта докторантура. Подготовлены к защите первые докторские диссертации по педагогической и коррекционной психологии. В 2005 году в докторском диссертационном совете по коррекционной и педагогической психологии НГПУ были представлены к защите три докторских диссертации преподавателей университета.

Докторская диссертация Т.Н. Князевой [8] («Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду») открыла новое направление в специальной психологии, решающее актуальную научную проблему -создание психологической системы обеспечения оптимального психического развития младших школьников с задержкой психического развития в условиях их интеграции в общеобразовательную среду и формирования готовности к обучению в основной школе. Результаты исследования позволили создать применительно к условиям общеобразовательной школы научно обоснованную систему диагностики, коррекционно-развивающего обучения и психокоррекционной помощи младшим школьникам с ЗПР, направленную на формирование у них психологической готовности к обучению в основной школе.

С.А. Гапоновой [3] была защищена докторская диссертация по теме «Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация». В работе было представлено теоретическое направление системно-деятельностного анализа динамики и особенностей функциональных состояний студентов в образовательном пространстве высшей школы в процессе обычной учебной деятельности и в сложных ситуациях квалификационных испытаний. В диссертации, в отличие от традиционных подходов, предлагалось комплексное, целостное исследование динамики психических состояний, возникающих в образовательном пространстве высшей школы от момента поступления в вуз и до его окончания, что можно считать решением крупных теоретико-прикладных задач в педагогической психологии.

Докторское диссертационное исследование Е.Е. Дмитриевой [4], посвященное коммуникативно-личностному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития, дало теоретико-методологическое обоснование инновационного для коррекционной психологии подхода к изучению проблем социализации детей с легкими формами психического недоразвития через анализ его коммуникативных детерминант. Автором была разработана система психологической помощи детям с легкими формами психического недоразвития в условиях образовательной интеграции.

С 2009 по 2012 год членами кафедры возрастной и педагогической психологии были защищены три докторские диссертации. В 2009 году было выполнено диссертационное исследование Н.В. Шутовой по теме «Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия» [17]. В работе

было представлено актуальное теоретико-прикладное направление в коррекционной, возрастной и педагогической психологии, позволяющее на теоретико-экспериментальном уровне решить проблему интегрированного подхода к изучению и коррекции психического развития детей с разными вариантами развития на ранних этапах онтогенеза. Разработана инновационная модель, теоретически и организационно определяющая процесс сопровождения ребенка на этапах онто- и дизонтогенеза с помощью музыкального искусства и построенная на принципах системности, активности субъекта деятельности, творческого саморазвития, коррекционно-развивающей социально-личностной направленности. В работе были показаны возможности обеспечения средствами специально организованного музыкального воздействия не только своевременной помощи, направленной на компенсацию психомоторной, интеллектуальной, эмоциональной, личностной недостаточности ребенка, но и развития его активной субъектной позиции.

В 2010 году в диссертационном совете по психологии НГПУ была защищена докторская работа Л.Э. Семеновой «Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза» [9]. Исследование продемонстрировало новый теоретико-прикладной подход к изучению процесса становления детей с легкими формами психического недоразвития и с нормальным психическим развитием как гендерных субъектов. Позволило наметить пути решения проблемы социокультурного развития ребенка посредством анализа его вхождения в гендерную культуру общества и осуществления психологического сопровождения с позиций альтернативной (эгалитарной и индивидуально-ориентированной) гендерной социализации применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.

В 2012 году доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ О.В. Суворовой была представлена к защите докторская диссертация по теме «Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству» [12]. Новое направление в педагогической психологии - системно-средовой подход к изучению и развитию субъектности ребенка в условиях перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. В исследовании была разработана и апробирована инновационная психологическая концепция развития субъектности как свойства личности старших дошкольников в условиях семейной и образовательной среды, а также их синергии, в основу которой положены идеи стимулирования творческой и смыслообразующей активности и субъектного опыта детей через систему детских деятельностей и отношений ребенка в детском и детско-взрослом сообществе, развивающем предметно-семиотическом окружении.

Таким образом, в начале XXI века в Нижегородском государственном педагогическом университете с полной отдачей работало шесть психологических кафедр. Все они, в основном, были укомплектованы дипломированными специалистами - кандидатами и докторами психологических наук. В этом была большая заслуга диссертационного совета по психологическим наукам, который долгие годы возглавляла заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор У.В. Ульенкова [10,16]. В совете были защищены кандидатские и докторские диссертации не только докторантов, аспирантов и соискателей Нижнего Новгорода, Москвы, Приволжского региона, но и городов Урала, Сибири, Камчатки и даже дальнего зарубежья.

За годы работы диссертационного совета по психологии выросли и новые научные руководители аспирантов и соискателей. Так, если в начале работы диссертационного совета в НГПУ руководство аспирантами осуществляли профессора: У.В. Ульенкова, Т.И. Чиркова, Т.М. Сорокина, Е.Н. Волкова, то позднее как руководители активно проявили себя профессора: Е.Е. Дмитриева, С.А. Гапонова, Т.Н. Князева, Н.В. Шутова, О.В. Суворова, Л.Э. Семенова.

В 2011-2013 годах в НГПУ произошел ряд крупных структурных преобразований, в частности, путем реорганизации факультетов и кафедр университета. Психологическое образование стало осуществляться в рамках четырех кафедр факультета психологии и педагогики - кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кафедра специальной педагогики и психологии, кафедра классической и практической психологии, а также кафедра социальной и организационной психологии.

Общим направлением научной работы кафедры классической и практической психологии (заведующий кафедрой - доктор психологических наук, профессор Т.Н. Князева) является «Психология развития личности в образовательном пространстве школы и вуза». В рамках этого общего направления выделены две актуальные проблемы, по которым на кафедре ведутся теоретико-экспериментальные исследования: психология развития личности педагога в различных условиях профессиональной деятельности; психология возрастных и потенциальных возможностей развития современных школьников. На кафедре психологии и педагогики дошкольного и начального образования (заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Белинова) ведутся активные научные исследования по следующим проблемам - «Психолого-педагогические основы подготовки современного педагога начального образования» и «Исследование психологических аспектов создания развивающих программ для младших школьников и младших подростков».

Значительный научный интерес представляют исследования, выполняемые на кафедре специальной педагогики и психологии (заведующий кафедрой - кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова). Общим направлением научной работы членов кафедры является тема «Проблемы социализации детей и подростков в условиях онто- и дизонтогенеза», которая конкретизируется в таких исследованиях, как психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития [5,6,7] диагностика и коррекция нарушений в психологическом развитии лиц с нарушенным зрением, психолого-педагогические аспекты воспитания, обучения и развития лиц с комплексными нарушениями (нарушения слуха и речи) и т.д.

Общей тематикой научной работы на кафедре социальной и организационной психологии (заведующий кафедрой - кандидат психологических наук, доцент Л.Б. Морозова) является «Междисциплинарный подход в предотвращении насилия и жестокого обращения с детьми». Результаты научных исследований кафедры регулярно докладываются ее членами на международных и всероссийских научных мероприятиях. В частности, только за 2015 год были сделаны доклады на девяти научных мероприятиях, например, IX Национальный конгресс BASPCAN по предотвращению насилия над детьми «New Directions in Child Protection and Well-being» (Эдинбург, Великобритания), Российско-американская научно-практическая конференция «Оценка здоровья и благополучия детей в общественных институтах и замещающих семьях» (Санкт-Петербург, Россия), XIII Европейская региональная конференция ISPCAN (Бухарест, Румыния) и другие. Кафедра

социальной и организационной психологии демонстрирует высокую грантовую активность, осуществляя научно-исследовательскую деятельность в рамках многочисленных научных проектов. В 2015 году члены кафедры приняли участие в реализации таких проектов, как «Научная основа и эмпирическая проверка формирования междисциплинарных команд специалистов для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия (руководитель -профессор Е.Н. Волкова), «Исследование распространенности и мотивации алкогольного поведения у современной молодежи» (руководитель - доцент Л.В. Скитневская) и другие.

Таким образом, можно констатировать, что многолетний опыт организации психологического образования в условиях педагогического вуза, постоянное повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава Мининского университета и активная научно-исследовательская работа психологических кафедр факультета психологии и педагогики позволяет поддерживать высокий уровень подготовки современных психолого-педагогических кадров, что выражается в их высокой востребованности и конкурентоспособности на современном рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 308с.

2. Гапонова С.А. К 10-летию спецфакультета психологии НГПУ // Педагогическое образование. 2000. №1. С.33-35.

3. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза (динамика, детерминанты, оптимизация): дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 336 с.

4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 411 с.

5. Кисова В.В., Власова Ю.Д. О подготовке специалистов для работы в системе специального дошкольного образования в России // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С.74-77.

6. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С.81-85.

7. Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-6. С. 1127-1132.

8. Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 392 с.

9. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2010. 521 с.

10. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-

psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (дата обращения: 29.09.2016).

11. Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школ: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 394 с.

12. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 475 с.

13. Ульенкова У.В. Направления психологических исследований // Нижегородский педагогический университет: страницы истории. Н.Новгород, 2001. С. 93-104.

14. Ульенкова У.В. Опыт подготовки научных кадров в области психологии // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского Федерального округа. Н.Новгород: ННГУ, 2005. С. 169-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: дис. ... д-ра психол. наук. Горький, 1983. 437с.

16. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с задержкой психического развития // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 105-109.

17. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: дис. . д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 423 с.

18. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 16. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b8/shutova.pdf (дата обращения: 29.09.2016).

19. Шутова Н.В., Прасикова А.Ю., Ларина А.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе // Вестник психолого-педагогического факультета. 1999. №1. С. 12-14.

REFERENCES

1. Volkova E.N. Sub"ektnost'pedagoga (teorija ipraktika). Diss. dokt. psihol. nauk. [Subjectivity of teacher (theory and practice). Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 1998. 308 p. (In Russian)

2. Gaponova S.A. K 10-letiyu specfakul'teta psihologii NGPU [By the 10th anniversary of the special faculty of psychology NSPU]. Pedagogicheskoe obrazovanie, 2000, no.1, pp. 33-35. (In Russian)

3. Gaponova S.A. Funkcional'nye psihicheskie sostojanija studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza (dinamika, determinanty, optimizacija). Diss. ... dokt. psihol. nauk. [Functional mental conditions of students in the educational space of the university (dynamics, determinants, optimization). Dr. psychol. sci. diss.]. N.Novgorod, 2005. 336 p. (in Russian)

4. Dmitrieva E.E. Kommunikativno-lichnostnoe razvitie detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta s legkimi formami psihicheskogo nedorazvitija. Diss. dokt. psihol. nauk. [Communicative and personal development of children of preschool and primary school children with mild mental underdevelopment. Dr. psychol. sci. diss.]. N.Novgorod, 2005. 411 p. (In Russian)

5. Kisova V.V., Vlasova Ju.D. O podgotovke specialistov dlja raboty v sisteme special'nogo doshkol'nogo obrazovanija v Rossii [About training of specialists for their empoyment for work in the system of preschool education in Russia]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija, 2016, no.1-0, pp. 74-77. (In Russian)

6. Kisova V.V., Kuznetsov Yu.A., Semenov A.V. O nekotoryh psihologicheskih aspektah sovremennoj rossijskoj sistemy obrazovanija [Some psychological aspects of modern russian education system]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2013, no.5-2, pp. 81-85. (In Russian)

7. Kisova V.V., Semenov A.V. Jempiricheskij analiz sostojanija sistemy obrazovanija detej s zaderzhkojpsihicheskogo razvitija v Rossii [Empirical analysis of status of the education system of children with mental development delay]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2015, no.12-6, pp. 1127-1132. (In Russian)

8. Knyazeva T.N. Psihologicheskaja sistema obespechenija gotovnosti mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija k obucheniju v osnovnoj shkole v uslovijah integracii v obshheobrazovatel'nuju sredu. Diss. dokt. psihol. nauk. [Psychological system of maintenance of readiness of younger schoolboys with a delay of mental development to training at the basic school in the conditions of integration into the regular educational environment. Dr. psychol. sci. diss.]. N. Novgorod, 2005. 392 p. (In Russian)

9. Semenova L.E. Stanovlenie rebenka kak gendernogo sub"ekta v processe lichnostnogo razvitija v starshem doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste v uslovijah onto- i dizontogeneza. Diss. dokt. psihol. nauk. [Formation of the child as the subject of gender in the process of personal development of the senior preschool and younger school age in the conditions of ontogenesis and dizontogeneza. Dr. psychol. sci. diss.]. N. Novgorod, 2010. 521 p. (In Russian)

10. Semenova L.E. Shashkina N.P. Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: issledovaniya Ulyany Vasilevny Ulenkovoj [Psychology of children with mental retardation: research Ulyana Vasilievna Ulenkova]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no.3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (accessed 29.09.2016) (in Russian).

11. Sorokina T.M. Psihologicheskie uslovija razvitija professional'noj kompetencii uchitelja nachal'noj shkol. Diss. dokt. psihol. nauk. [Psychological conditions of development of professional competence of primary school teachers. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2002. 394 p. (In Russian)

12. Suvorova O.V. Semejnaja i obrazovatel'naja sreda kak faktory razvitija subektnosti rebenka v period perehoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu detstvu. Diss. dokt. psihol. nauk. [Family and educational environment as factors in the development of the child's subjectivity in the transition from pre-school to primary school childhood. Dr. psychol. sci. diss.]. N. Novgorod, 2012. 475 p. (In Russian)

13. Ul'enkova U.V Napravlenija psihologicheskih issledovanij [Areas of psychological research]. Nizhegorodskij pedagogicheskij universitet: stranicy istorii [Nizhny Novgorod Pedagogical University: history page]. N. Novgorod, 2001, pp. 93-104. (In Russian)

14. Ul'enkova U.V. Opytpodgotovki nauchnyh kadrov v oblasti psihologii [Experience in training of research personnel in the field of psychology]. Sohranenie i razvitie nauchnogo potenciala Privolzhskogo Federal'nogo okruga [Preservation and development of the scientific potential of the Volga Federal District]. N. Novgorod, 2005, pp. 169-178. (In Russian)

15. Ul'enkova U.V. Psihologicheskie osobennosti doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija i korrekcionno-pedagogicheskaja rabota s nimi. Diss. dokt. psihol. nauk. [Psychological features of preschool children with mental retardation and correctional and educational work with them. Dr. psychol. sci. diss.]. Gor'kij, 1983. 437 p. (In Russian)

16. Ul'enkova U.V., Dmitrieva E.E., Shutova N.V. Teoretiko-prikladnaja model'psihologicheskoj pomoshhi detjam s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Theoretical and Applied model of psychological care for children with mental retardation]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 2, pp. 105-109. (In Russian)

17. Shutova N.V. Integrirovannoe psihicheskoe razvitie problemnyh detej starshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami muzykal'nogo vozdejstvija. Diss. dokt. psihol. nauk. [Integrated mental development of problem children of the senior preschool age by means of musical influence. Dr. psychol. sci. diss.]. N. Novgorod, 2009. 423 p. (In Russian)

18. Shutova N.V., Kisova V.V. Stanovlenie i puti razvitija psihologicheskogo obrazovanija v gor'kovskom gosudarstvennom pedagogicheskom institute v 20-80 XX veka [The formation and the development of psychological education in Gorky State Pedagogical University in 20-80 years of the XX century]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2(15). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b8/shutova.pdf (accessed 29.09.2016) (in Russian).

19. Shutova N.V., Prasikova A.Ju., Larina A.V. Stanovlenie i razvitie psihologicheskogo obrazovanija v pedagogicheskom vuze [Formation and development of psychological education in pedagogical high school]. Vestnik psihologo-pedagogicheskogo fakul'teta, 1999, no 1, pp. 12-14 (in Russian).

© Шутова Н.В., Кисова В.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шутова Наталья Вадимовна - доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shutova Natalia Vadimovna - Sc.D.in Psychology, Professor of the Department of Classical and Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]

Кисова Вероника Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kisovaverv@mail. ru

Kisova Veronica Vycheslavovna - Ph.D in Psychology, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.