Научная статья на тему 'Становление и профессиональное развитие психологов-консультантов в процессе обучения в вузе'

Становление и профессиональное развитие психологов-консультантов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

398
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолог-консультант / личностный рост / образ профессии / профессионализм. / psychologist-consultant / personal growth / profession image / professionalism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митасова Е.В., Гафиятуллин Э.Э.

В статье поднимаются вопросы профес сионального становления психологов консультантов в процессе обучения в вузе, причины, цели и особенности выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and professional development of consulting psychologists in the process of studying at the university

The article raises the issues of professional development of psychologists-consultants in the process of studying at the university, the reasons, goals and features of choosing a profession.

Текст научной работы на тему «Становление и профессиональное развитие психологов-консультантов в процессе обучения в вузе»

Становление и профессиональное развитие психологов-консультантов

в процессе обучения в вузе

Митасова Е.В. (Москва) ВУМО РФ evmitasova@gmail.com Гафиятуллин Э.Э. (Москва)

МГППУ gafiyatuUimduard@yandex.ru

Аннотация. В статье поднимаются вопросы профессионального становления психологов-консультантов в процессе обучения в вузе, причины, цели и особенности выбора профессии.

Ключевые слова: психолог-консультант, личностный рост, образ профессии, профессионализм.

Formation and professional development of consulting psychologists in the process

of studying at the university

E. V. Mitasova (Moscow) VU MO RF E. E. Gafiyatullin (Moscow) MSUPE

Abstract. The article raises the issues of professional development of psychologists-consultants in the process of studying at the university, the reasons, goals and features of choosing a profession.

Keywords: psychologist-consultant, personal growth, profession image, professionalism.

В настоящее, очень не спокойное время присутствия в жизни людей пандемии и вытекающих из этого последствий: потери работы, здоровья, страхов за себя и своих близких, развития ПТСР по возвращении из стационаров, отделений интенсивной терапии, неуверенности в будущем, возникает потребность в получении не только медицинской, а и обширной психологической помощи. Профессия психолога-консультанта становится очень нужной и востребованной. Вопрос о скорейшем профессиональном становлении начинающих психологов, способах развития профессиональных качеств, знаний, умений, навыков выходит на повестку дня в вузах, занимающихся их подготовкой.

Мы знаем, что существует несколько взглядов на то, как подходить к отбору абитуриентов в сфере консультативной практики: одни считают, что обучаем всех желающих, и в процессе обучения развиваем у них необходимые профессиональные качества. Другие говорят, что надо брать людей с уже имеющимися качествами и обучать их техническим приемам. К сожалению, в современных условиях поступления в вуз по результатам ЕГЭ провести профессиональный отбор на входном контроле невозможно.

Сложность вопроса заключается в том, что в сфере помогающей психологии основная техника психологического консультирования это «я-как-инструмент», т.е. основным средством позитивного воздействия на личность клиента является сама личность психолога-консультанта. Поэтому одной из основных задач учебного заведения является - формирование личности студента-психолога, их личностный рост. [ 10]

Не секрет, что профессиональный путь начинается с момента формирования образа своей будущей профессии. Человек задает себе вопросы «кем я хочу стать?», «по какому пути пойдет моя профессиональная деятельность?», «как я смогу добиться желаемого?», «какие преграды стоят на моем пути?» Чтобы ответить на эти вопросы, отечественные исследователи предлагают обратиться к изучению личного профессионального плана, выступающего в качестве образа желаемого будущего.

Согласно исследованию О.Н. Родиной и П.Н. Прудкова, обучение по специальности «психология» у будущих выпускников школы объясняется следующими причинами:

восприятие психологии как интересной и даже таинственной сферы деятельности, желание помочь людям и сделать их счастливее, желание разобраться в своих личных проблемах, желание работать в социально приемлемой профессии, а также решать важные научные проблемы [9].

Согласно С. Фостер и Дж. Гай, имеются некоторые функциональные и позитивные факторы, побуждающие индивида выбирать профессию психолога-консультанта, а также способствующие его профессиональной пригодности: любознательность (подлинный интерес к другим), способность выслушивать, легкость в ведении разговора, эмпатия и понимание (умение поставить себя на место другого человека), эмоциональность (способность переживать различные эмоции), способность к интроспекции, способность выдерживать эмоциональную близость, чувство юмора.

Имеющие эти качества и свойства учащиеся, замечая их у себя или после оценки окружающих, более склонны к выбору психологического консультирования в качестве своей будущей профессии [14].

Несмотря на множество положительных, наиболее адекватных причин, побуждающих заняться изучением психологического консультирования, стоит признать существование и не совсем рациональных. Дж. Гай приводит примеры нездоровой мотивации выбора профессии консультирования: наличие эмоционального нарушения (выбор профессии консультанта из-за переживания собственной душевной травмы); одиночество и изолированность (не имеющие друзей могут пытаться обрести их в консультативной практике); стремление к власти (попытка преодолеть переживаемые страх и беспомощность в собственной жизни через власть над другими); потребность в любви и внимании (стремление удовлетворить потребность в любви и внимании с помощью привязанности клиента); подражание другим (стремление стать таким же успешным, как и кто-то другой) [14].

Когда выбор будущей специальности осуществлен, начинается процесс формирования отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

По мнению ряда авторов: Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник, Т.В. Кудрявцева, Л.Б. Шнейдер, А.И. Сосланд, это происходит в период обучения в высшем учебном заведении.

Так, в исследовании Т.А. Казанцевой и Ю.Н. Олейник представлено, что в период обучения на факультете психологии у студентов более адекватно формируется образ профессии и профессионала: создается образ психолога-специалиста, обладающего конкретным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, лучше осознаются трудности профессии, связанные с профессиональной подготовкой, приобретением определенных знаний, умений, навыков [4, 7].

Обязательным компонентом образа своей будущей профессии является адекватное эмоционально-личностное отношение студента к своей будущей работе, осознание себя в роли профессионала, которое также должно формироваться под руководством специалистов.

Этот образ, как отмечают Г.Ю. Любимова и Л.Б. Шнейдер, достаточно конкретен, детализирован, осмыслен. Сформировавшись на начальных этапах обучения, в дальнейшем он не изменяется от курса к курсу, и также относительно стабилен и по мере профессиональной социализации. С мнением о том, что хороший психолог обладает знаниями отечественной и мировой психологии, интуицией, дипломатичностью согласятся как начинающие, так и выпускающиеся студенты [5, 7, 13].

На первом курсе обучения студенты сами только начинают адаптироваться к условиям университета, и не имеют достаточного запаса теории и практики, недостаточно знают о своих интеллектуальных возможностях и навыках, испытывают неуверенность в учебной деятельности и в общении, обладают пока еще слабой рефлексией и эмпатией. Однако уже на этом этапе их образ консультанта-профессионала характеризуется следующими качествами: дружелюбие, выраженная потребность в сотрудничестве с референтной группой, желание и готовность помогать другим, развитое чувство ответственности, соперничество и независимость. Так, первый курс является периодом приобретения статуса взрослого

человека, что предполагает становление независимости; однако недостаток опыта способствует развитию потребности в сотрудничестве.

Второй год обучения - важный этап в личностном самоопределении студентов: меняется их отношение к себе как будущим субъектам труда (формируется более реалистичное представление о профессии). Теория, получаемая на занятиях об уникальности каждого взятого индивида, побуждает второкурсника принять себя и других такими, какой он и они есть. На этом этапе вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более четко осознаются морально-нравственные установки, происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые теперь уже активно защищаются от изменений.

Для студентов третьего года обучения характерны сомнения по поводу предстоящей профессиональной деятельности, переживания, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии. Они также отмечают у себя такие черты как скромность, уступчивость, застенчивость, но уже желают обладать независимостью, уверенностью, и это ярко прослеживается в их образе консультанта-профессионала - того, кем они хотят стать.

Образ консультанта-профессионала студентов третьего курса в целом совпадает с таковым у студентов первого курса. Так, студенты третьего курса считают уверенность в себе, энергичность наиболее важными для профессионального психолога, в то время как для первокурсников главными качествами консультанта являются альтруизм и желание помочь другим [8].

На четвертом курсе обучения студенты наконец уже могут похвастаться развитым восприятием себя как субъекта деятельности, осознанием принадлежности к профессиональному сообществу, усвоением этических норм и правил, готовностью принять ответственность за профессиональную деятельность, готовностью реализовывать себя в консультировании, развитой рефлексией. Они также высказываются о значимости самостоятельности в мнениях и поступках, отмечают необходимость заниматься дальнейшим самосовершенствованием, чтобы достичь высокой компетенции [3, 11].

А.И. Сосланд обращает внимание на возникающий в этот период момент кристаллизации, когда на основе накопленных знаний и опыта происходит осознание своей будущей миссии и «сужение сознания» на определенной школе или модели консультирования [12].

При этом обучающиеся на последних курсах не имеют ясного представления о своем возможном месте работы, о том, в каком качестве им предстоит трудиться, не хотят обсуждать вопросы, связанные с будущей работой, зарплатой и карьерой [5]. Это подтверждает и исследование М.Б. Богатыревой: у выпускников-психологов наблюдается высокий уровень тревожности, связанный с их маргинальным положением - они уже не чувствуют себя студентами в полной мере, но и пока еще не могут считать себя молодыми специалистами. Они часто задают себе вопросы, связанные с дальнейшим трудоустройством, получением опыта, скорым расставанием с одногруппниками и преподавателями [1].

Учитывая трудности, страхи, опасения, с которыми сталкиваются учащиеся на последнем курсе обучения, такие авторы как М.Б. Богатырева рекомендуют студентам обратить внимание на следующие моменты:

1. Посвящать своей практической деятельности как можно больше времени и приобретать таким образом профессиональный опыт, закреплять изученное на практике.

2. Обучаться на курсах дополнительного психологического образования, состоять в профессиональных психологических сообществах, участвовать в конференциях.

3. Стимулировать развитие у себя профессиональной идентичности активным общением с коллегами на профессиональные темы, например: «этический кодекс психологов-консультантов», «развитие профессиональных отношений» и другие [1, 6].

Есть предложение включить в учебный план, начиная с первого курса вуза, технологию личной терапии, супервизии или наставничества как обязательной формы профессионального сопровождения психолога.

К.А. Володина рекомендует преподавателям и учащимся проводить тренинги по формированию и совершенствованию теоретических знаний, усвоению навыков саморегуляции функционального состояния, формированию образа профессии и профессионала, формированию мотивации к осуществлению будущей деятельности [2].

Дальнейшее становление консультанта не прекращается с получением диплома о высшем образовании. Становление консультанта - процесс непрерывный, длиною во всю жизнь. Он продолжается и после окончания формального образования, получения научных степеней, а в дальнейшем предполагает постоянное повышение свой квалификации для соответствия современным требованиям профессии и профилактики профессионального выгорания, личностных деформаций.

Литература

1. Богатырева М.Б. Исследование динамики профессиональной идентичности студентов психологов-консультантов // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 2015. № 1. с. 7382.

2. Володина К.А. Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2014. № 2. с. 88-90.

3. Гумова Н.Д., Коротовская Я.В., Носов А.В. Профессиональная идентификация студентов-психологов. Развитие профессионализма. 2016. № 2 (2). С. 32-33.

4. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов психологов // Психологический журнал, 2002. № 6. с. 51-59.

5. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2002. № 2. с. 64-72.

6. Митасова Е.В., Гафиятуллин Э.Э. Исследование образа психолога консультанта у будущих психологов консультантов. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». 2020. с.300-304.

7. Носов А.В. Методологические и методические проблемы обучения психологов по специальности "Психология служебной деятельности" . В Сборнике II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации. Сборник материалов. Под общей редакцией Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. 2016. с. 282-290.

8. Олифирович Н.И. Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи/ Н. И. Олифирович, Ю. М. Солодуха // Психологическая наука и образование, 2013. № 3. с. 78-87.

9. Родина О.Н, Прудков П.Н. Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку.//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, издательство Московского университета (М.), № 2, 2009. - с. 93-101.

10. Сапьяник Е.Н и др. Психологическое консультирование: учебное пособие для курсантов, обучающихся по специальностям «Психология служебной деятельности» и «Психология и педагогика девиантного поведения», слушателей и адъюнктов / Е.Н.Сапьяник, Е.В.Митасова, Е.А.Некрасова., Е.В.Лаврова, Т.В.Иншакова, А.С.Черепанов, Е.О.Русина, С.А.Козолуп. /Военный университет Министерства обороны России, 2017.-415с.

11. Сидорова А.В. Ценностное становление студентов-психологов в процессе их профессионального становления // Сборники конференций НИЦ Социосфера, № 16, 2012. - с. 72-75.

12. Сосланд А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, № 3, 1997. - с. 20-24.

13. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. М.: МОСУ, 2001. - 256 с.

14. Guy J. D. The personal life of the psychotherapist. New York: Wiley. Hackney H. & Cormier L. S. Counceling strategies and objectives (4th ed.). Boston; Allyn & Bacon., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.