Научная статья на тему 'Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов вуза'

Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Анна Александровна

В статье представлена модель профессионального самосознания, а также программа психологического сопровождения развития и формирования профессионального самосознания у студентов направления «Менеджмент». Данная программа направлена на развитие способности осмысливать особенности своей личности, область своей компетенции, мотивы и потребности, ценности и смыслы профессиональной деятельности, способности выстраивать перспективы своего профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов вуза»

115

Анна Александровна Воронцова, доцент Тульского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, кандидат психологических наук

ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье представлена модель профессионального самосознания, а также программа психологического сопровождения развития и формирования профессионального самосознания у студентов направления «Менеджмент». Данная программа направлена на развитие способности осмысливать особенности своей личности, область своей компетенции, мотивы и потребности, ценности и смыслы профессиональной деятельности, способности выстраивать перспективы своего профессионального роста.

В настоящее время перед высшим профессиональным образованием стоит задача обеспечить формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Таким образом, современное профессиональное образование должно быть направлено на развитие ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, навыков построения перспективы своего профессионального роста, то есть на развитие у выпускников вуза профессионального самосознания.

В нашей работе изучение особенностей развития профессионального самосознания мы рассматриваем в контексте понимания строения и генезиса самосознания, так как самосознание лежит в основе профессио-

нального самосознания и обеспечивает его развитие.

В зарубежной психологии исследованием самосознания занимались Р Берн, У. Джеймс, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др. В отечественной психологии самосознание и его связь с поведением изучали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.

Среди отечественных психологов, занимающихся проблемой самосознания, следует отметить подход В. В. Столина. Данный подход органично связывает категорию самосознания с деятельностью, культурой, общением, что особенно важно для выяснения вопросов развития профессионального самосознания.

Проблемой профессионального самосознания занимались С.В. Васьковская, А.А. Дер-

116

кач, В.Г. Каташев, Е.А. Климов, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, О.В. Москоленко, А.В. Под-дубная, Б.Г. Парыгин, Н.С. Пряжников и др.

Исследования, посвящённые профессиональному становлению личности, свидетельствуют о том, что студенческий период является активным этапом развития профессионального самосознания.

Вслед за А. А. Деркачом предлагаем рассмотреть модель профессионального само-

сознания студентов-менеджеров через взаимосвязь функциональных и структурных компонентов. В структуре профессионального самосознания студентов-менеджеров выделяем функциональные компоненты — когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, операциональный и структурные — образы «Я»: «Я-реальное», «Я-иде-альное (профессиональное)», «Я-будущее (развивающийся профессионал)» (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-динамическая модель развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания студентов

Когнитивный компонент — это представление о себе как о личности; реализуется через самопознание, познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. Обращая психическую деятельность на самого себя, осуществляя самопознание, человек производит сознательную оценку себя и своих поступков.

Эмоциональный компонент проявляется через самопонимание. Самопонимание как процесс проявляется в самоуважении и принятии себя, в формировании отдельных ситуативных образов и расплывчатых представлений к более или менее целостному понятию о себе.

Мотивационно-целевой компонент реализуется через самоактуализацию, реализа-

цию самого себя в профессии. Устойчивыми мотивационными образованиями являются личностные ценности.

Операциональный компонент реализуется через самореализацию. Проявляется в це-леполагании, устремлённости в будущее, принятии ответственности за реализацию своих целей на себя. Позволяет выстраивать стратегию собственного профессионального роста, формировать активную профессиональную позицию личности.

Образ «Я-реальное» — это комплекс представлений о себе. Он формируется во взаимодействии со сложившимся у студента идеалом своего будущего. «Я-идеальное (профессиональное)» — это комплекс представлений студента о себе как о будущем субъекте профессиональной деятельности в идеале, представление об эталоне личности профессионала. «Я-будущее (развивающийся профессионал)» — это комплекс представлений студента о себе в будущем,

о перспективах своего развития на профессиональном пути, выход на смысложизненное самоопределение.

Таким образом, профессиональное самосознание студентов — сложное, динамическое, личностное образование, представляющее собой единство и взаимосвязь функциональных (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, операциональный) и структурных (образы «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее» (развивающийся профессионал)) компонентов, развитие и формирование которых проявляется в постепенном осознании себя субъектом будущей профессиональной деятельности.

Согласно онтосоциогенетической концепции А.А. Деркача и О.В. Москаленко,

117

развитие профессионального самосознания на этапе обучения обусловлено организацией образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении и личностными особенностями самого студента. Развитие компонентов профессионального самосознания осуществляется поэтапно: на первом курсе это развитие когнитивного компонента, к середине обучения ведущую роль играет мотивационноцелевой компонент, операциональный компонент занимает центральное место на старших курсах.

Таким образом, развитие профессионального самосознания студента осуществляется в культурном образовательном пространстве вуза, посредством внешнего (диалогического) общения и в субъектном пространстве личности, где важно, чтобы у личности было развито самосознание и способность к рефлексии. Развитие профессионального самосознания осуществляется в системе процессов — в пространстве личности и пространстве её жизнедеятельности.

Мы предлагаем выделять условия, необходимые для эффективного развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в вузе, и классифицируем их следующим образом: психологические, социально-психологические, педагогические (таблица). В комплексе они обеспечивают активизацию и оптимизацию процесса развития профессионального самосознания.

Психологическими условиями развития профессионального самосознания являются развитые механизмы самопознания, саморазвития и самоанализа профессиональной деятельности, развитая рефлексия. Студенты должны уметь ориентироваться

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ 118............................

Таблица

Содержание и формы реализации условий развития профессионального самосознания

Условия Содержание условия Форма реализации условия

Психологические Ориентация в собственной личности (осознание особенностей своего характера, мотивов, ценностей); Ориентация в системе требований, предъявляемых к будущей профессиональной деятельности (осознание характеристик будущей профессиональной деятельности; профессионально важных качеств); Осознание перспектив своего развития (составление плана своего социально-профессионального роста). Диагностика, консультирование тренинг

Социально- психологические Личностная ориентация коммуникативного взаимодействия — диалогическое общение Тренинг, семинары, практические занятия

Педагогические Содержание профессиональных дисциплин, включённых в учебный план, содержание практики по специальности и преддипломной практики Профессиональные дисциплины, практическая деятельность студентов

в своей собственной личности, иметь позитивное самоотношение, сформированное представление о себе, о профессиональноважных качествах, о предмете будущей профессиональной деятельности, об эталоне личности профессионала, о перспективах своего социально-профессионального роста.

Социально-психологические условия оказывают своё воздействие на развитие мотива профессионального сотрудничества. Они напрямую связаны с особенностями межличностного взаимодействия. Личностная ориентация коммуникативного процесса является одним из основных социально-психологических условий развития профессионального самосознания.

В целом общение основано на движении психологической информации, направленном на то или иное изменение в сознании или поведении участников общения. Общение как специфический вид деятельности в системе «субъект — субъект» позволяет

повышать степень общности участников и сохранять индивидуальность каждого. От характера этого общения зависит, будет ли актуализирована у слушателя потребность в самореализации.

Педагогическим условием развития профессионального самосознания является знакомство студентов с особенностями своей профессии в процессе изучения профессиональных дисциплин.

Важным педагогическим условием является включение студентов в профессиональную деятельность (практика по специальности и преддипломная практика). Включение студентов в профессиональную деятельность позволяет им осознать свои установки относительно профессии и встретиться с её требованиями в реальной жизни.

Кроме прохождения преддипломной практики, на развитие профессионального самосознания оказывают влияние игровые методы обучения, которые можно исполь-

119

зовать на практических занятиях при изучении профессиональных дисциплин. Игровые методы обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов, являются полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальной действительности.

Таким образом, только совокупность психологических, социально-психологических и педагогических условий создаёт возможность для развития профессионального самосознания.

В настоящий момент максимально учитывает все условия развития профессионального самосознания студентов такая форма работы психолога, как психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение мы понимаем, как профессиональную деятельность психолога по оказанию психологической помощи в развитии самосознания, а также комплекс мероприятий, направленный на создание психологических, социаль-

но-психологических и педагогических условий, необходимых для развития профессионального самосознания у студентов.

Основными направлениями психологического сопровождения являются психодиагностика, психокоррекция, просвещение, консультирование, развивающая работа.

Предполагаем, что все эти направления деятельности психолога позволяют создать условия для развития профессионального самосознания у студентов, в которых каждый учащийся может стать субъектом своего развития, деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

В программе психологического сопровождения предлагается выделять следующие четыре блока:

1. Диагностический блок программы напрямую связан с консультативным блоком и позволяет выявить трудности на пути развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания и своевременно осуществить психологическую помощь в виде психологического консультирования по итогам диагностики.

Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Мотивационно-целевой компонент Операциональный компонент

Тест-опросник само-отношения (В.В. Столин), методика «САТ» (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз) Тест-опросник самоотно-шения (В.В. Столин), методика «САТ» (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз) Методика «САТ» (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз), тест СЖО (Д.А. Леонтьев), методика «АНЛ» (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина) СЖО (Д.А. Леонтьев), УСК (С.Р. Пантелеев)

«Я-реальное» «Я-идеальное» (профессиональное) «Я-будущее (развивающийся профессионал)»

Методика «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой) Методика «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой), МИПИ (Л.Б. Шнейдер) Методика «Кто Я через 5 лет?» (модификация Т.В. Румянцевой)

2. Консультативный блок направлен на фессиональном развитии. В процессе реа-

оказание психологической помощи студен- лизации программы предлагается осущест-

там, имеющим проблемы в личностно-про- влять информационное, индивидуальное

120

и психолого-акмеологическое консультирование. В процессе информационного консультирования студентов информируют о динамике развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания, об особенностях профессионального становления в процессе жизненного пути. Информационное консультирование является подготовительным этапом для проведения тренинговых занятий по темам «Познание и принятие себя», «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии».

В процессе индивидуального консультирования оказывается психологическая помощь студентам в развитии и саморазвитии, решении вопросов познания и принятия себя. Интервью является одним из методов психологического консультирования. Процесс интервью направлен на то, чтобы изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным. В процессе интервью рекомендуется использовать техники эмпатического слушания, техники расспроса и подсказки, техники недирективных высказываний, диалога и др.

В процессе индивидуального консультирования выделяем три этапа:

1 этап — начальный;

2 этап — основной;

3 этап — заключительный.

На начальном этапе важно умение устанавливать с клиентом эмоциональный контакт и расположить его к себе. Умение установить доверительные отношения со студентом важно, так как на момент начала консультации студенты бывают либо не ориентированы на консультативную помощь, либо испытывают интерес к получению информации о результатах диагностики. Таким обра-

зом, нежелание, с одной стороны, против своей воли становиться жертвой манипуляционного воздействия консультанта, а с другой стороны, интерес к результатам диагностики привносят в первичную консультацию элемент противоречия. Преодолеть данный конфликт возможно через проговаривание ожиданий консультанта и ожиданий клиента, выстраивание диалога со студентом, в ходе которого становится реальным прояснение и переформулирование клиентского запроса, обсуждение того, что клиент желал бы изменить.

На основном этапе консультирования, когда цели клиента поняты, осуществляется помощь в определении идеала; клиент решает вопрос о том, каким он хочет быть. Здесь можно обсудить то, что произойдёт, когда желаемый результат будет достигнут. Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На основном этапе консультирования происходит работа по поиску альтернативных решений — с целью избегания ригидности и осуществления выбора среди альтернатив. На данном этапе можно применять самые разные методы воздействия, в зависимости от придерживаемого психологом-консультан-том подхода к практике психологического консультирования.

Главной задачей этого этапа консультирования является развитие знания о себе, побуждение к самоизменению, понимание направления изменения поведения, отношений, осознание установок, которые являются движущими силами поведения, осознание ответственности за свою судьбу, пробуждение ресурсов, активности.

Заключительный этап консультирования заканчивается решением проблемы клиента и получением обратной связи от консультируемого студента, наблюдением за поведением клиента.

Индивидуальное консультирование по запросу клиента является подготовительным этапом для проведения психолого-акмеоло-гического консультирования и подготовительным этапом для участия студентов в тренинговых занятиях.

Психолого-акмеологическое консультирование направлено на построение образа желаемого будущего. Данное консультирование целесообразно проводить со студента-ми-менеджерами, обучаемыми на четвёртом и пятом курсах и испытывающими сложности в формировании личностно-профессиональных достижений, представлении о перспективах своего профессионального роста. Первый этап консультирования направлен на построение образа желаемого будущего. Конкретизируя образ желаемого будущего состояния клиента, наполняя его точными подробностями, консультант совместно с клиентом проясняет, что же нужно клиенту на самом деле. Недостаточно прояснённый образ желаемого будущего несёт в себе скрытые противоречия, которые могут тормозить вступление студентов в профессиональную деятельность. Активная работа по выделению приоритетов во всех выявленных противоречиях образа желаемого будущего способствует инициированию работы по выбору.

Завершается этот этап созданием предпосылок у клиента по систематизации слагаемых образа желаемого будущего, структурированию и очерёдности частных

121

целей и промежуточных этапов, ведущих к нему.

Следующий этап работы психолога заключается в совместной с клиентом работе по конкретизации и систематизации факторов, которые зависят от активной деятельности клиента, факторов успеха. Данная работа осуществляется потому, что студентам свойственно недооценивать и даже не видеть перспективы своего развития и ключевые факторы успеха. Сопротивляясь, клиент тяготеет к увязанию в проблеме, защищая тем самым привычную систему представлений о том, что у него ничего не получится. Вскрытие механизмов и сущности подобных психологических представлений клиента о себе позволяет начать работу по созданию ключевых факторов успеха. На данном этапе можно использовать психотехнические приёмы, основанные на парадоксальной интенции, расширении субъективного представления о личных возможностях и долженствованиях.

Завершающий этап консультирования заключается в переструктурировании поля проблем и трудностей клиента. Область объективных трудностей, мало зависящих от активности клиента, сокращается и перестаёт доминировать в его сознании. Восприятие образа желаемого будущего становится конкретным и непротиворечивым, опирающимся на представление о ключевых факторах успеха.

Основными методами психолого-акмео-логического консультирования являются техника эмпатического слушания, моделирование, анализ проблемных ситуаций, позитивное консультирование с помощью метафор, проективных рассказов, метод «режиссёрской постановки симптома» и др.

122

3. Коррекционно-развивающий блок

включает в себя коррекционно-развивающий тренинг «Восхождение к профессии менеджера». Предлагаемая программа включает в себя тренинговые занятия по темам «Познание и принятие себя», «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии», «Познание образа «Я-будущее». Каждое тренинговое занятие предлагается проводить в течение учебного года — два раза в неделю по 4 академических часа. Продолжительность каждого тренингового занятия — 16 часов.

4. Информационный блок направлен на информирование студентов об основных взглядах на профессионализм и профессио-

нальную деятельность, профессиональную карьеру. Состоит из учебных дисциплин, включённых в учебную программу, таких как «Психология управления», «Психология деловых отношений», «Психология профессиональной деятельности», «Организационное поведение», «Построение карьеры».

Таким образом, профессиональное самосознание представляет собой развивающуюся систему, а развитие и формирование отдельных компонентов профессионального самосознания происходят благодаря учебнопрофессиональной деятельности в процессе психологического сопровождения, которое включает в себя необходимые условия для развития личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.