Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в Вузе'

Программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в Вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
934
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Анна Александровна

Рассмотрено строение профессионального самосознания, приведены результаты исследования структуры и динамики его развития, разработана программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в Вузе»

ква, 1984. - 420 с. тов высш. учеб. заведений. Кн. 1 - М.: Просвеще-

7. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студен- ние; Владос, 1994. - 576 с.

удк 159.923.2

а.а. воронцова

программа психологического сопровождения развития

профессионального самосознания в процессе обучения

студентов в вузе

Рассмотрено строение профессионального самосознания, приведены результаты исследования структуры и динамики его развития, разработана программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, программа психологического сопровождения.

Термин «психологическое сопровождение» в настоящее время активно входит в теорию и практику образования. Это обусловлено, прежде всего, новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику вуза. Современное профессиональное образование должно заложить основы для развития стремления к достижению высокого уровня профессионализма и компетентности в своей профессиональной деятельности. Это становиться возможным, если студенты осознают себя в качестве представителя своей профессии, субъекта будущей профессиональной деятельности, т.е. имеют развитое профессиональное самосознание.

Каждый вуз по-своему решает эти вопросы, насыщая образовательные программы теми или иными дисциплинами, создавая психологическую службу в Вузе. В тоже время, практика свидетельствует, что мало внимания уделяется проблеме развития профессионального самосознания. Таким образом, назрела необходимость в создании программы психологического сопровождения развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в Вузе.

В связи с этим, цель исследования - изучить особенности развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, разработать и апробировать программу психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Проблемой развития профессионального самосознания занимались (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, О.В. Моско-ленко А.В. Поддубная, Б.Г. Парыгин, В.Д. Браги-на, В.Н. Козиев, С.В. Васьковская) [2; 3; 4; 5]. Большинство исследователей рассматривают категорию профессионального самосознания как осознание человеком себя в профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамическое, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, и отношения к своей профессиональной деятельности, выявление в процессе самопознания своей социальной ценности

© А.А. Воронцова, 2009

185

и смысла своей профессиональной деятельности.

В рамках нашего подхода Т.И. Лях и А.А. Воронцова, профессиональное самосознание имеет многомерное строение. Мы предлагаем рассмотреть строение профессионального самосознания вслед за В.В. Столиным в «горизонтальном» и «вертикальном» планах (схема 1) [1].

В «горизонтальном» плане профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-целевую и

операциональную составляющие.

Когнитивный компонент реализуется в самопознании, познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности. Эмоционально-ценностный компонент проявляется в самопонимании, самоуважении и принятии себя. Мотивационно-целевой компонент реализуется в самоактуализации, реализация самого себя в профессии. Операциональный компонент выражается в целеполагании, устремленности в будущее, принятии ответственности за реализацию своих ценностей на себя.

Структура профессионального самосознания

Схема 1

«Вертикальное» строение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру, динамику трех образов «Я»: «Я-реальное (настоящее)», «Я-идеальное (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал)».

«Я-реальное» - это комплекс представлений

о себе. Оно формируется во взаимодействии со сложившейся у студента Я-концепцией, а также со сложившимся у него идеалом своего будущего. «Я-идеальное (профессиональное)» - это комплекс представлений студента об идеальном профессионале. «Я-будущее (развивающийся профессионал)» - это комплекс представлений сту-

дента о перспективах своего развития и самосовершенствования на профессиональном пути.

Процесс становления профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Для изучения структуры и определения уровней развития профессионального самосознания использовались следующие методики: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); опросник уровня субъективного контроля (С.Р. Пантелеев, Е.Ф. Бажин, Е.Л. Голынкина, А.М-. Эткинд); методика «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); методика «Аксиологическая направленность личности» (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина); методика изучения профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер); методика «Кто Я?» (М. -Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).

Выборку эмпирического исследования составили студенты вторых-четвертых курсов специальности «Менеджмент», всего было обследовано 120 человек.

По результатам исследования, основная масса студентов на констатирующем этапе эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, имеют первый и второй уровни развития профессионального самосознания.

Для решения проблемы развития профессионального самосознания возникла необходимость в разработке программы психологического сопровождения.

Цель программы психологического сопровождения - способствовать созданию условий для развития профессионального самосознания.

Программа психологического сопровождения была реализована на базе ТФ ОРАГС и МИ-ЭМП. В программе приняли участие 60 человек (4 группы по 15 человек).

В программе психологического сопровождения мы выделяем пять блоков:

1. Диагностический блок программы психологического сопровождения развития профессионального самосознания реализуются в течение всего процесса обучения студентов. Это позволяет проводить мониторинг развитости профессионального самосознания у студентов.

Компоненты ПС/блоки программы Когнитивный Эмоционально-ценностный Мотивационно-целевой Операциональный

Диагностический + + + +

Консу ль та тивный + + - -

Коррекционно-развивающий + + +

Информационный + - + -

Интегративный - - + +

Компоненты ПС/ блоки программы Я-реальное Я-идеальное (профессиональное) Я-будущее (развивающийся проф ессио нал)

Диагностический + + +

Консультативный + - -

Коррекционно-развивающий + + +

Информационный - + +

Интегративный - - +

Таблица1

Сопоставление компонентов профессионального самосознания и блоков программы психологического сопровождения

2. Консультативный блок направлен на коррекцию и развитие когнитивного и эмоционально-ценностного компонента профессионального самосознания. За консультативной помощью обращаются студенты, имеющие трудности в выстраивании конструктивных отношений с окружающими, разрешение внутренних противоречий и др.

3. Коррекционно-развивающий блок программы состоит из двух тренинговых программ. Первая часть тренинговой программы направлена на познания себя, осознание и осмысление сильных и слабых сторон личности (тренинг «Познание и принятие себя»). Данный блок мы считаем целесообразно вести со второго года обучения (т.к. на первом году обучения студенты адаптируются к новым условиям жизни). Тренинг оказывает свое развивающее воздействие на когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-целе-вой компоненты профессионального самосознания, а также на формирование представления о себе «Я-реальное».

Вторая часть тренинговой программы направлена на развитие «вертикального компонента» профессионального самосознания «Я-идеальное (профессиональное)», а также мотивационно-целевого компонента. Развитие представления о себе как о профессионале, осознание профессиональной деятельности, профессионально-важных качеств личности, (тренинг «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии»), Эту часть тренинговой программы целесообразно проводить на 3-4 курсе, когда в учебной программе делается упор на изучение профессиональных дисциплин, а для студентов организована практика на предприятии.

4. Информационный блок программы можно реализовывать как посредством включения таких дисциплин как «Психология профессий», «Построение карьеры», «Психология управления», «Психология деловых отношении», «Психология профессиональной деятельности» в учебный план, так и посредством включения в программы тренингов мини-лекций по этим темам. Данный блок программы психологического сопровождения оказывает свое развивающее воздействие на когнитивный, мотивационно-целевой, операциональный компоненты профессионального самосознания, а также позволяют осознаннее подойти к формированию представления о себе в будущем, «Я-будущее (развивающийся

профессионал)».

5. Интегративный блок программы представляет собой тренинг «Познание образа «Я-буду-щее» и развитие представления о своем профессиональном пути», проектирования образа профессионального будущего. Данный блок программы психологического сопровождения направлен на развитие компонентов профессионального самосознания «Я-будущее (развивающийся профессионал)», мотивационно-целевого и операционального компонентов. Этот блок целесообразно проводить на четвертом или пятом курсах обучения.

Каждый блок программы оказывает свое развивающее воздействие на развитие и становление отдельных компонентов профессионального самосознания студентов.

Для доказательства данного положения, нами были выделены следующие стадии экспериментальной работы: первый этап развивающей работы - контрольный срез №»1, второй этап развивающей работы - контрольный срез №2, третий этап развивающей работы - контрольный срез №3.

Первый этап развивающей работы включал в себя участие студентов с первым и вторым уровнями развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие себя». В результате его проведения было установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения по шкалам интегральное самоотношение - 47,3, самоуважение - 50,7, ауто-симпатия - 49,3, самоподдержка - 49,6, самоуважение - 49,2, т.е. в формировании когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания.

Второй этап развивающей работы включал в себя участие студентов преимущественно со вторым уровнем развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии».

При проведении контрольного среза №1, всего 13% (8) студентов имели третий уровень развития профессионального самосознания, то после проведения развивающей работы - 60% (36). Таким образом, на 47% увеличилось число студентов имеющих сформированное представление о профессионале, сформированные эмоционально-ценностный и мотивационно-целевой компоненты профессионального самосознания.

Помимо изменений, происходящих в методиках по шкалам, изменения произошли в самоописаниях студентов экспериментальной группы. В самоотчетах студенты отражали свои профессиональные качества как профессионала-менеджера, указывая на такие качества как, собранность, коммуникабельность, организованность, например, «Я могу быть лидером и организовать своих сокурсников», «Мне не хватает целеустремленности менеджера», «Я не всегда умею быть внимательным к людям, но зато очень быстро

делаю задания».

Третий этап развивающей работы включал в себя преимущественное участие студентов со вторым и третьим уровнями развития профессионального самосознания в тренинге «Познание образа «Я-будущее» и развитие представления о своем профессиональном пути».

Эффективность участия студентов в тренин-говой работе можно проследить по результатам контрольного среза .№3 (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Результаты контрольного среза № 3

В результате контрольного среза №3 после проведения развивающей программы выяснилось, что большая часть студентов экспериментальной группы находится на четвертом уровне развития профессионального самосознания -61,6% (37), т.е. имеют сформированное в сознании представление и о себе и о себе как о развивающемся профессионале и о себе в будущем. У студентов данной группы сформированы когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивацион-но-целевой и операциональный компоненты профессионального самосознания. Студенты направлены на саморазвитие и самореализацию в профессии, имеют развитое целеполагание, устремленность в будущее. В самоотчетах и самоописании студенты экспериментальной группы указывали на свои планы на будущее, например, «Буду развиваться в своей профессии, совершенство-

вать свои знания», «буду развивать свою отрасль», «хочу быть не только востребованным, но и высокооплачиваемым специалистом», «хочу развивать персонал, в большой компании», «в будущем вижу себя уверенным, активным и амбициозным специалистом, только такие люди могут развивать предприятие», «я буду стремиться соответствовать идеалу, который нарисовал и описал в тренинге», «буду заботиться о людях и о компании». Осмысливая и выстраивая перспективу своего профессионального роста в процессе тренинга, студенты стремятся к реализации себя в профессиональной деятельности, творческой самореализации в профессии и достижению вершины профессионального мастерства.

Таким образом, составляющие структуры профессионального самосознания могут быть изучены, сформированы и усовершенствованы

в их системном единстве.

Изменения в экспериментальной группе обусловлены участием студентов в программе психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания в процессе профессионального становления студентов Вуза позволяет отслеживать процесс развития компонентов профессионального самосознания.

Библиографический список

1. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Москва: Изд-во Московского Уни-

верситета, 1983. - 286 с.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач. - Москва: Изд-во РАГС, 2000. - 483 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003. - 400 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Знание, 1996. -308 с.

5. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. П-ряжникова. - Москва: Academia, 2004. - 480 с.

удк 37.015-057.86

е.н. двинянинова

психолого-акмеологическии аспект саморазвития личности студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности

Выявлены личностные детерминанты формирования профессионального саморазвития студента-инженера в процессе его профессионального образования и определены психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: «акме», субъект саморазвития, профессионализм, ПВ-комплекс, Д-комплекс.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в его осуществлении самыми различными специалистами - главный человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает акмеология - новая интегра-тивно-комплексная наука. Именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как «акме».

В работах отечественных психологов особенно подчеркивается мысль, согласно которой становление личности в период взрослости связано с включенностью человека в профессиональную

среду и его профессиональной социализацией.

Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности: широко рассматриваются вопросы о свойствах личности в профессиональной деятельности в работах К. А. -Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Дикой и др. По мнению С.Л. Рубинштейна [8, с. 472], человеческий труд есть одно из важнейших средств развития личности. В процессе становления профессионализма деятельности, личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном,

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Е.Н. Двинянинова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.