Научная статья на тему 'Становление и функционирование фермерских хозяйств в зарубежных странах'

Становление и функционирование фермерских хозяйств в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и функционирование фермерских хозяйств в зарубежных странах»

как в среднем по району он равен 1,44. Скорость оборачиваемости оборотных фондов низкая, что сказывается на обеспечении ими хозяйства.

Эффективность использования продукции скотоводства связана с использованием продуктивного стада. Однако в хозяйстве уже несколько лет не проводится работа по улучшению продуктивных и наследственных качеств животных, не закупается племенной скот, к тому же продолжительность сервис-периода составляет 90 дней, высока яловость и падеж животных. В итоге убытки на 1 корову составляют 1030 руб. (2002 г).

Таким образом, земельные, трудовые, финансовые ресурсы и основные

производственные фонды используются наиболее эффективно только в зерновом полеводстве, одной из основных отраслей хозяйства, а в молочно-мясном скотоводстве - неэффективно. В результате ежегодная упущенная выгода в хозяйстве составляет более 2 млн. руб., что в 3 раза выше прибыли, полученной в 2002 г.

Следовательно, повышение эффективности специализации напрямую зависит от интенсивных методов хозяйствования, что возможно при совершенствовании системы ведения каждой отрасли на основе научно-технического прогресса, повышении мотивации труда в условиях совершенствования экономического механизма хозяйствования.

СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕРМЕРСКИХ ° ХОЗЯЙСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

М.В. Романов, А.Г.

Становление фермерских хозяйств в организационной структуре зарубежных стран происходило в ХУШ-ХХ вв. В каждой стране имелись свои предпосылки и особенности развития фермерского уклада.Так, в США развитие фермерства началось после провозглашения независимости (конец XVIII в.) во время организации заселения и включения в хозяйственный оборот западных земель. Чтобы стимулировать освоение незанятых земель, государство вело очень гибкую политику, продавая землю по низким ценам (2,5 $ за гектар). В 1862 г. был принят Закон “О гомстендах’,’ согласно которому фермер, получив землю, обязан был использовать её по назначению в течение оговоренного срока, а затем становился ее хозяином. В результате в Америке земля стала собственностью миллионов фермерских хозяйств и таковой остается по сей день. Поскольку США писало историю землепользования и землевладения с чистого листа, в этой стране не было таких болезненных и мучительных реформ, как в России и многих европейских странах.

Система фермерских хозяйств США включает крупные, средние и мелкие

Дуров, А. И. Колобова

хозяйства. К крупным относится 300 тыс. фермерских хозяйств с годовым объемом реализации свыше 100 тысяч $. Они -составляют около 14% всех ферм, им принадлежи) около 44 % земельной площади, 26% тракторного парка, половина поголовья крупного рогатого скота: на их долю приходится 65% производственных расходов отрасли.

Современная крупная ферма США

- эго высокомеханизированное предприятие. которое обрабатывает от 400 до 1500 тысяч га земли, где работают, кроме фермера-хозяина, 1-2 члена его семьи и 1-2 наемных работника. Общее число занятых, как правило, не превышает 10 человек. Каптал современной американской фермы, включая рыночную стоимость земли, составляет в среднем 0,5 млн. $.

Наряду с крупными фермерскими хозяйствами в США функционирует несколько миллионов мелких ферм, которые производят более 25% товарной продукции сельского хозяйства и являются основной производительной силой в аграрном секторе страны.

В США также широко распространены кооперативы в сфере снабжения,

переработки, сбыта и сервисного обслуживания: около 60 тысяч хозяйств, или 3% американских ферм, организованы в кооперативы, в которые, как правило, входят фермы-родсгвенники. Средний размер обрабатываемой кооперативом земли составляет 900 га.

В Бельгии насчитывается около 80 гыс. фермерских хозяйств, среди которых доминируют мелкие и средние хозяйства с размером обрабатываемой площади не более 20-25 га. Бельгийские фермеры арендуют около 63% обрабатываемых земель, при этом арендная плата за 1 га земли колеблется от 6 до 20 тысяч франков в год. При этом если арендатор в течение девяти лет работает на одной и той же земле, хозяин не может без его согласия продать её. Это, во-первых, стимулирует вложение средств в улучшение плодородия почвы без риска, что результаты достанутся Другому; во вторых, предоставляет возможность арендатору по мере накопления средств выкупать землю.

В экономически развитых странах основная часть сельскохозяйственных земель находится в собственности фермерских хозяйств. Так, фермер во Франции владеет 90% земель, в Голландии - 70%, Швеции - 68%, Дании - 91%, Италии

- 96%. Аграрная политика, реализуемая в экономически развитых странах, способствует переходу сельскохозяйственных земель в собственность тех лиц, которые её обрабатывают, в результате доля арендуемых земель в общей площади постоянно сокращается.

Первый этап аграрной реформы в Китае, начавшийся в 1978 г., был завершен к 1984 г. Он состоял в передаче земли от народных коммун к семейным крестьянским хозяйствам.

На начальном этапе реформы крестьяне должны были поставлять государству около 50% товарной продукции по основным культурам. В последующие годы по мере насыщения рынка сокращался как перечень продаваемых государству продуктов, так и процент обязательных закупок.

С первого же года реформы в Китае начали возрождаться сельские базары и городские оптовые рынки. Их количество достигло 70 тыс., а объем рыночных сделок возрос в 10 раз.

Ежегодный прирост сельскохозяйственного производства в годы реформы составил 6,2%. В ходе реформы изменилась структура сельского хозяйства Китая, разнообразнее стал ассортимент сельскохозяйственной продукции, высокими темпами (29,4% в год) развивались промышленность и другие неземледельческие отрасли на селе.

Первый этап аграрных преобразований в восточноевропейский странах был завершен к 1992 г. В результате в этих странах установлено многообразие форм земельной собственности: государственная, общинная, частная. Важными проблемами земельных преобразований являлись восстановление права собственности на земли, изъятые в процессе “социалистического” обобществления; условия приватизации сельскохозяйственных земель; развитие рынка земли и др. В Болгарии закон устанавливает максимум частной земельной собственности в размере не более 30 га на сельскую семью, в Румынии - 10 га; в Венгрии

- эквивалентном 20-30 золотым кронам. В настоящее время на долю фермерских хозяйств в восточноевропейских странах приходится от 10 до 25 процентов всех сельскохозяйственных земель, и имеются предпосылки для ее дальнейшего роста. При этом в Болгарии, например, если земельный участок не обрабатывается в течение трех лет, его владелец платит налог, равный стоимости среднего урожая на земле данного качества.

Фермерское хозяйство большинства зарубежных стран представляет собой юридически самостоятельную и экономически обособленную производственную единицу, где сочетается труд фермера и его семьи, а также наемных рабочих. Фермер является одновременно собственником, предпринимателем, руководителем хозяйства и работником-исполнителем.

Развитие фермерских хозяйств в экономически развитых странах происходит в условиях интенсивного использования имеющегося производственного потенциала. Это достигается, с одной стороны, путем введения жестких мер по изъятию сельскохозяйственных земель из оборота и сокращению поголовья скота, а с другой - стимулирования производства и экспорта продукции. Так, в Австрии установлен норматив, по которому разрешается максимально содержать такое количество животных, от которых получают не более 175 кг азота на 1 га. При этом выделяются большие дотации фермерским хозяйствам, занимающимся выращиванием высокосортных культур и породистого племенного скота. Объем государственных инвестиций в сельское хозяйство Австрии в 2000 г. составил 10 млрд. шилл., а в США на поддержку аграрного сектора ежегодные бюджетные затраты составляют до 15 млрд. долл.

Роль государства в зарубежных странах в формировании агарных отношений и на аграрном рынке увеличилась к середине XX века. Цель всех государственных мероприятий в области сельского хозяйства экономически развитых стран сводится к максимальному обеспечению населения собственными продуктами питания, созданию рентабельных ферм, имеющих достаточную материальную базу и развитую инфраструктуру для интенсивного ведения хозяйства. Так, в течение последних лет за счет бюджета Австрии мелиорировано более 70 тыс. га земельных площадей, электрифицировано 82 тыс. хозяйств и 61 тыс. других объектов сельского хозяйства, построено 17 тыс. км дорог, спроектировано и построено около 30 тыс. новых хуторов.

Помимо дотаций в зарубежных странах широко применяется льготное кредитование фермеров. Так, начинающим фермерам европейских стран банки выдают долгосрочные кредиты (до 25 лет) иод 8-10% годовых, из которых 3-5% гасит европейское сообщество.

Интенсификация сельского ХОЗЯЙСТВ Г: неразрывно связана с развитием сельскохозяйственной кооперации. Этому во многом способствовала государственная политика, предусматривающая целый ряд льгот и финансовых стимулов для хозяйств - членов сельских кооперативов. В частности, в Австрии имеют льготы хозяйства - члены кооперативов по возделыванию высококачественных сортов пшеницы и племенного скота; поощрительные премии получают кооператоры, занимающиеся производством масличных культур.

В агропромышленном комплексе Австрии сельскохозяйственные кооперативы выступают посредниками между фермерами и компаниями, действующими в других сферах капиталистического хозяйства - промышленности и торговле. В стране действует Австрийский союз кооперативов, который на основе заключаемых им контрактов ^фермерами осуществляет контроль за количеством, качеством и своевременностью поставок сельскохозяйственной продукции в розничную торговлю. В то же время союз поставляет аграрным хозяйствам семена, корма, сельскохозяйственные машины и оборудование, удобрения, оказывает им консультационные услуги.

Австрийский союз кооперативов объединяет 2700 кооперативов, в том числе 880 кредитных, 440 снабженческо-сбытовых и 860 производственно-сбытовых, в том числе 224 по совместному содержанию скота. По правовому положению первичный кооператив должен иметь минимум трех членов. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, по подсчетам австрийских экономистов, он должен располагать следующим минимальным капиталом (в млн. шилл.): товарно-складской - не менее 30, по сбыту молока - 25. вина - 15, овощей - 4.

В кооперативах Австрии перерабатывают свыше 90% всего получаемого молока, производят 45% сливочного масла, сыра, сухого и сгущенного молока. Сель-

скохозяиственным кооперативам принадлежит 90% всех австрийских боен.

Таким образом, фермерские хозяйства в зарубежных странах являются основной производительной единицей в аграрной сфере. Преобладающая их часть относится к мелким хозяйствам, однако прослеживаются тенденции повышения концентрации и углубления специализации производства. Развитие фермерских

хозяйств в экономически развитых странах происходит в условиях интенсивного использования имеющегося производственного потенциала, чему способствует аграрная политика, проводимая на уровне государства. Кроме того, бюджетные дотации выделяются в целях льготного кредитования фермеров, поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и стимулирования кооперации.

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

МЛ. Гоядобинп, И.Я. Кислом

Сельское хозяйство, будучи жизнеобеспечивающей и одной из важнейших отраслей экономики любой страны, имеет специфические особенности (сезонный характер производства, непредсказуемое изменение используемых природных ресурсов, незавершенность преобразований в аграрном секторе и др.), которые обуславливают необходимость государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства.

В большинстве стран с рыночной эконом и Koíf де йств уют раз в ты с с истем ы господдержки аграрного производства, основными задачами которой являются:

1) поддержание стабильной экономической ситуации, рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отраслях сельского хозяйства:

2) поддержание продовольственной безопасности страны на должном уровне;

3) защита внутреннего рынка;

4) обеспечение конкурентоспособного участия национальных производителей в международном разделении труда и т.д.

Комплекс мер господдержки, как правило, находит отражение в соответствующих законах, учитывающих реальные ситуации в АПК и па рынке продовольствия. Так, в США создание четко функционирующей системы регулирования и поддержки фермеров позволяет аграрному сектору страны не только опережать другие страны мира в производстве продукции, fío и гарантирован» социальную стабильность американского общества. Например, в 80-90-х гг. господдержка

сельхозпроизводителей в США составляла 23% общей стоимости произведенной продукции. Основная идея нового законодательства -поддержка не производства, а фермеров, которым на выплаты переходного периода 1996-2002 гг. выделяется 35,5 млрд. долл.

Развитые европейские страны также имеют свои законы и программы по поддержке сельскохозяйственных предприятий. Так, в странах ОЭРС (организация экономического сотрудничества и развития) поступление средств из бюджета в сельское хозяйство в 9 раз превышает сто выплаты в бюджет.

1осударственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в Российской Федерации предоставляется за счет средств бюджетов всех уровней и устанавливается в порядке, предусмотренном законами и нормативно-правовыми актами.

За 1997-2001 гг. из федерального бюджета РФ в сельское хозяйство и рыболовство было направлено 73,6 млрд. руб. (14.7 млрд. в среднем за год), из них большая часть в сельскохозяйственное производство - 60,5%, значительная доля

- в земельные ресурсы (35,4%,) 3,9% - в рыболовное хозяйство и всего 0,2% на господдержку фермерских хозяйств.

В хозяйствах Алтайского края поступление бюджетных средств в среднем за год (2000-2001 гг.) составило 2,7 млн. руб. Конкретные размеры, направления и эффективность использования дотаций и компенсаций можно проследить на примере 18 сельхозпредприятий Псрвомай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.