Научная статья на тему 'Фермерство в реформе сельского хозяйства: 20 лет спустя'

Фермерство в реформе сельского хозяйства: 20 лет спустя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ПРОБЛЕМЫ / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ТВЕРСКОЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макунина И.В., Ефимова Л.А., Миронцева А.В.

В статье рассматриваются проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области и России в целом. Проанализировано состояние сельского хозяйства до проведения аграрной реформы 1990-х гг. и ее результаты. Приведены показатели деятельности по фермерским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям по Тверской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фермерство в реформе сельского хозяйства: 20 лет спустя»

УДК 631.115

фермерство в реформе

сельского хозяйства: 20 лет спустя

и. в. макунина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета

E-mail: makunina_iv@list ru Тверской государственный университет

л. а. ефимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: efimova@timacad. ru российский государственный аграрный университет - МСХА

им. К. А. Тимирязева А. В. МиронЦЕВА, аспирант кафедры финансов и кредита, преподаватель Тверского колледжа им. А. н. Коняева E-mail: miralav@yandex. ru

В статье рассматриваются проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области и России в целом. Проанализированы состояние сельского хозяйства до проведения аграрной реформы 1990-х гг. и ее результаты. Приведены показатели деятельности по фермерским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям по Тверской области.

Ключевые слова: труд, аграрная реформа, проблемы, фермерские хозяйства, Тверской регион.

Сельское хозяйство России — это одна из крупнейших отраслей страны (по состоянию на 2011 г. доля сельского хозяйства в ВВП составляла 8 %), целью которой в соответствии с Доктриной о продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 (далее — Доктрина), является обеспечение населения страны качественным продовольствием.

В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность определяется следующими пороговыми значениями: по зерну — не менее 95 %;

сахару — не менее 80 %; растительному маслу — не менее 80 %; мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) — не менее 85 %; молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) — не менее 90 %; рыбной продукции — не менее 80 %; картофелю — не менее 95 %; соли пищевой — не менее 85 %.

К моменту распада СССР сельское хозяйство в стране имело коллективный характер, сформированное в виде колхозов и совхозов. После событий августа 1991 г. страна, помимо смены политического курса, пересмотра границ, резко сменила экономическую политику. После 70-летнего господства государственного плана Россия повернулась лицом к капитализму с его рыночной экономикой, а следовательно, колхозы и совхозы стали пережитком отвергнутой экономики. Им на смену, по мнению Е. Т. Гайдара и его команды «реформаторов», должны были прийти фермерские хозяйства. Проведем небольшой сравнительный анализ, чтобы понять, каких успехов добилось сельское хозяйство страны и стало ли фермерство надежной сменой и опорой.

Началу аграрной реформы предшествовало принятие Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» (ред. от 27.12.1990). Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался реорганизацией коллективных хозяйств с последующей приватизацией государственного имущества. Свободный выход работника из состава колхоза/совхоза закреплял за ним на законных основаниях получение земельного пая для развития собственного фермерского хозяйства.

К началу проведения аграрной реформы в РСФСР действовали 12,9 тыс. совхозов и 12,5 тыс. колхозов. Сельскохозяйственные угодья совхозов составляли 119 млн га земли, из них посевная площадь — 61,5 млн га, угодья колхозов составляли 85,4 млн га земли, из них посевная площадь — 52,3 млн га [3] (всего 113,8 млн га посевных площадей).

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. вся посевная площадь сельскохозяйственных организаций составляла 56,1 млн га, а посевная площадь крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей) — 15,6 млн га (всего 71,7 млн га посевных площадей). Первые результаты аграрной реформы приведены в табл. 1.

В целом до начала реформы (1989 г.) сельскохозяйственными предприятиями в стоимостном выражении было произведено 77,6 % продукции. Вклад личных подсобных хозяйств населения (приусадебные участки, сады и огороды) составил 22,4 % продукции. В 2009 г. доля всех сельско-

хозяйственных организаций в общей стоимости продукции составляла лишь 45,9 %. В сельской местности проживало 38,8 млн чел., общее число занятых в сельском хозяйстве составляло 9,6 млн чел. По состоянию на начало июля 2010 г. в сельском хозяйстве было занято уже только 1,23 млн чел., а проживало согласно переписи 37,5 млн чел. То есть число занятых в сельском хозяйстве сократилось более чем в 8 раз.

Реорганизация колхозов позволила развиться таким формам хозяйствования, как акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) — это новая форма хозяйствования в аграрном секторе экономики.

Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Общеизвестно, что обязательным условием существования крестьянского (фермерского) хозяйства считается земля, которая имеет статус земли сельскохозяйственного назначения и является обработанной. При этом чем больше площадь сельхозу-

Таблица 1

Основные показатели деятельности сельского хозяйства России до и после проведения аграрной реформы 1991 г.

Показатель 1980—1990 гг. 1991—2000 гг. Соотношение показателей 1990-х и 1980-х гг., %

Поголовье КРС, млн голов 60,5 26,6 44

В том числе коров на 100 чел. населения, голов 40 15 38

Свиньи, млн голов 40 16 40

Овцы и козы, млн голов 60 14,8 25

Кролики, млн голов 3,35 1,12 33

Птица, млн голов 660 346 52

Зерновые культуры (в весе после доработки), млн т 521,3 434 83

Льноволокно, тыс. т 220 36 16

Картофель, млн т 40 33 83

Сахарная свекла, млн т 37,4 10,8 29

Скот и птица в убойном весе, млн т 10,1 4,4 44

Яйца, млрд шт. 47,9 36,2 76

Источник: [3].

350

300

250

200

150

100

Рис. 1. Крестьянские (фермерские) хозяйства по РФ за 1991—2012 гг. тыс. ед.

годий будет принадлежать фермерскому хозяйству, тем устойчивее будет данное хозяйство.

В России уже к началу 1992 г. возникло 49 тыс. К(Ф)Х, к 1994 г. — 270 тыс., к 1996 г. — более 280 тыс., земли сельскохозяйственного назначения которых составляли 11 млн га, из них 8,1 млн га — пашни. В то же время было произведено сельскохозяйственной продукции на 5 451 млрд руб. (в фактически действовавших в тот период ценах), или 2 % валовой продукции сельского хозяйства [4].

На конец 2011 г. в России было зарегистрировано примерно 308 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (рис. 1).

По данным Всероссийского аграрного форума, в 2011 г. крестьянские (фермерские) хозяйства произвели продукции: молока — 1,5 млн т (104,2 % к 2010 г.); мяса скота и птицы в живом весе — 0,4 млн т (107,6 % к 2010 г.); яиц — 320 млн шт. (106,2 % к 2010 г.); зерновых и зернобобовых культур — 20,7 млн т (155,4 % к 2010 г.); сахарной свеклы — 5,9

млн т (246,9 % к 2010 г.); подсолнечника — 2,7 млн т (189 % к 2010 г.); поголовье КРС в К(Ф)Х составило 1,7 млн голов (112,3 % к 2010 г.), из них коров — 0,8 млн голов (117 % к 2010 г.).

В 2000 г. на одно крестьянское (фермерское) хозяйство приходилось в среднем 55 га земли, в 2001г. — 58 га, в 2008 г. эта величина возросла до 103 га.

Для сравнения: в США средний размер небольшой фермы уже в 1990-х гг. достигал 81 га занимаемой земли (табл. 2); в Германии средняя земельная площадь одной фермы составляла 120 га.

В Тверской области за период с 1992 по 2011 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сократилось почти на 15 % (рис. 2).

Взяв хороший старт в начале 1990-х гг., рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств существенно замедлился из-за создавшейся тяжелой кризисной ситуации в стране: происходит резкий скачок уровня инфляции, утрачивает силу Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», отсутствуют не только финансовые, но и материальные, технические возможности для развития собственного бизнеса и др.

В настоящее время перед фермерскими хозяйствами как Тверской области, так и в целом по России остро стоит ряд общих проблем.

Во-первых, сохраняется дальнейшая неопределенность правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств. При создании в начале 1990-х гг. К(Ф)Х получили статус юридического лица. В последствии К(Ф)Х не единожды «грозила»

Таблица 2

Распределение ферм США по экономическому размеру (1990 г.)

Средний объем реализации, тыс. долл. Доля в общей площади сельхозугодий, % Средний размер фермы, га

1,0—2,49 3 25

2,5—4,99 3 42

5,0—9,99 4 66

10,0—19,99 6 106

20,0—39,99 11 166

40,0—99,99 23 301

100,0—249,99 26 485

Более 250,0 24 913

Все фермы 100 187

Источник: [5].

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

> оГ5

V

Л

СГ

Рис. 2. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на начало года за период с 1992 по 2011 г в Тверской области, ед.

перерегистрация, которая впоследствии по просьбе Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) была отсрочена Государственной Думой и Советом Федерации сначала до 1 января 2010 г., затем до 1 января 2013 г. Во время Всероссийского аграрного форума, проходившего в феврале 2012 г. в Уфе, Владимир Путин пообещал, что власти рассмотрят вопрос о продлении сегодняшнего статуса крестьянского (фермерского) хозяйства до 2021 г. Возникшая проблема для К(Ф)Х является финансово затратной.

Во-вторых, недостаточная поддержка государством мелких сельхозпроизводителей, поскольку основная часть выделенных государством финансовых средств оседает на счетах крупных сельскохозяйственных организаций. Так, например, в Казахстане на крупный сельский бизнес приходится 86 %, в то время как на мелкий и средний — только 14 % из средств, выделяемых на финансирование сельского хозяйства из различных источников [6]. В то же время средств, выделяемых государством на поддержку сельхозтоваропроизводителей, зачастую просто не хватает. Для примера, в 2009 г. на поддержку сельского хозяйства в среднем было выделено: в ЕЭС — по 300 долл. на 1 га пашни, в Японии — 480 долл., в США — 330 долл., в Канаде — 200 долл. В России эта цифра составила 300 руб., или 10 долл. (в ценах указываемого периода) на 1 га пашни [7].

В-третьих, остается актуальным земельный вопрос. Зачастую бывает так, что человек и хочет заниматься фермерством, а земли то нет. В то же время президент АККОР, член Комитета Совета

Федерации РФ по аграрно-продовольс-твеииой политике и рыбохозяйственному комплексу В.Н. Плотников отметил, что свыше 40 млн га не обрабатываются или попросту не используются по назначению, а впоследствии могут стать не пригодными для посадки сельскохозяйственных культур. В связи с тем, что в России не всегда соблюдается ст. 42 Земельного кодекса РФ, в которой закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории, член комитета Госдумы по культуре Дмитрий Литвинцев предлагает значительно увеличить штрафы за использование сельскохозяйственных земель не по назначению: для физических лиц — до 450— 500 тыс. руб.; для должностных лиц — 0,9—1 млн руб.; для юридических лиц — до 1,4—1,5 млн руб. В настоящее время за данное нарушение штрафы составляют: для физических лиц — не более 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 6 тыс. руб.; для юридических лиц — не превышают 100 тыс. руб.

Крестьянские (фермерские) хозяйства преследует и ряд других проблем. Оформление необходимых документов фермером, ведущим хозяйство в отдалении от крупных райцентров, отнимает большое количество времени. Для того чтобы получить дотацию, фермеру, продавшему мясо местным сельчанам, ранее достаточно было взять справку в местной администрации сельского поселения. Сейчас же получение дотаций возможно лишь при сдаче мяса в такую торговую точку, где смогут выдать справки со всеми резолюциями.

Серьезной проблемой является диспаритет цен — существенный рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, в то время как рост цен на продукцию сельского хозяйства значительно меньше.

Остается проблема и сбыта сельхозпродукции, особенно это касается фермеров, у которых хозяйство находится в отдалении от крупных населенных пунктов, поскольку аренда транспорта для доставки свежего товара обходится дорого. В связи с закрытием многих перерабатывающих предприятий близлежащих областей приходится обращаться к перекупщикам, которые существенно сбивают цены на продукцию фермера, что в свою очередь снижает доходы хозяйства. Пользуясь тем,

что хранение и переработка продукции по силам не всем фермерским хозяйствам, перекупщики, можно сказать, «измором» берут фермера, вынуждая буквально по себестоимости отдавать свою продукцию. Самостоятельная продажа продукции собственного производства (сметана, творог) опять же сопряжена с трудностями. Для продажи на рынке частным крестьянским подворьям достаточно сдать ее на анализ, в то время как глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен получить на производство тех же сметаны и творога сертификат, что стоит не одну тысячу рублей.

Важнейшей проблемой фермеров является также и нехватка рабочей силы. Несмотря на безработицу в стране, жители не желают трудиться у местных фермеров, считая, что лучше находиться на попечении у государства, получая пособие по безработице, которое составляет от 890 до 4 900 руб.

В настоящее время государство заинтересовано в создании большего числа крестьянских (фермерских) хозяйств, создавая условия для их дальнейшего функционирования путем предоставления субсидий, грантов, выплат различных компенсаций, оказывается помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым на развитие сельского хозяйства. Средства для улучшения условий хозяйствования К(Ф)Х и реализации программ по их поддержке выделяются не только из федерального, но и региональных бюджетов.

По словам В. В. Путина на Всероссийском аграрном форуме, на поддержку агропромышленного комплекса России в 2012 г. планировалось выделить 170 млрд руб. из федерального бюджета. На горюче-смазочные материалы сельхозпроизводителям предполагалась скидка в размере 30 % от цены, сложившейся в каждом конкретном регионе на 31 декабря 2011 г. от оптовой цены. При помощи государственной компании ОАО «Росагролизинг», целью которой является реализация мероприятий по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей, сельские хозяйства в 2011 г. смогли приобрести более 5 тыс. ед. техники со скидкой в 50 %. Для этих целей из федерального бюджета в компанию было направлено 3,7 млрд руб. В текущем 2012 г. на программу по обновлению парка устаревшей сельхозтехники будет выделено 8,5 млрд руб. Предполагается также компенсация в размере 50 % затрат сельхозпроизводителей на создание и модернизацию внутрихозяйственных мелиоративных сетей из федерального бюджета.

На оказание помощи в оформлении земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам планируется выделить 1,4 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов. Планируется запуск программы по поддержке начинающих фермеров и индивидуальных предпринимателей на селе, на реализацию которой из федерального бюджета будет выделено 2 млрд руб.

В регионах также разрабатываются местные программы по поддержке агропромышленного комплекса. Так, например, в Алтайском крае в 2012 г. начали работать «специальная программа развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и программа поддержки начинающим фермерам», для финансирования которой предусмотрено 100 млн руб. из краевого бюджета.

В Краснодарском крае утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае на 2012—2014 годы», целью которой является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств в области производства сельскохозяйственной продукции, создания новых рабочих мест, обеспечения занятостью сельской молодежи, обновления кадрового состава на селе. Став участником программы, глава К(Ф)Х может рассчитывать на получение субсидий на возмещение затрат (на начальном этапе деятельности), связанных:

• с созданием, расширением, модернизацией производственной базы в размере не более 1 500 тыс. руб.;

• со строительством или приобретением жилья, благоустройством, бытовым обустройством жилья в размере не более 250 тыс. руб.;

• с уплатой первоначального взноса при приобретении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования, скота (субсидируется лишь часть первоначального взноса, размер которого составляет не более 1/15 от стоимости предмета лизинга) [9].

Целевая программа по поддержке начинающих фермеров на период 2012—2014 гг., реализуемая государством, поможет осуществить проекты по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств 7 700 фермерам. В целом по РФ за указанный период планируется создать не менее 23 100 постоянных рабочих мест для граждан.

Тверская область в оказании помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам также не отстает от других регионов. Согласно отчету о результатах

300

250

237,2

200

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

50

74,7

п

2008 г.

деятельности Министерства сельского хозяйства Тверской области в 2011 г. для поддержки К(Ф)Х производилась компенсация части затрат по межеванию земель сельскохозяйственного назначения.

Для решения проблем малых сельскохозяйственных предприятий в реализации продукции сельхозпроизводителями создаются потребительские кооперативы. На начало 2012 г. по Тверской области было зарегистрировано 68 таких кооперативов различных направлений, которым оказывалась государственная поддержка в виде компенсации части затрат на приобретение холодильного оборудования. Также на территории Твери и Тверской области были организованы 362 ярмарки выходного дня, из них 56 ярмарок — непосредственно в Твери. Целью проведения таких ярмарок стала реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной различными сельхозпредприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 446, в Тверской области в 2011 г. была оказана финансовая поддержка по кредитам, привлекаемым на развитие сельского хозяйства, которая осуществлялась в виде субсидирования процентной ставки. На проведение сезонных полевых работ, приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов животноводства и растениеводства была оказана помощь по 1 170 кредитным договорам. На начало 2012 г. объем субсидируемых кредитов составил 13 088,66 млн руб. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам составило 794,5 млн руб., из них 643,3 млн руб. — из средств федерального бюджета и 151,2 млн руб. — из средств областного бюджета.

Наблюдается динамика увеличения объемов посевных площадей с 571,6 тыс. га в 2008 г. до 652,4 тыс. га в 2011 г. в связи с вводом в сельско-

245,2

236,6

236,8

79,7

77

77,3

"3«

24

-34^

18

-34т

Т 1,5

19,9

0,8

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Количество индивидуальных предпринимателей

Численность занятых на малых предприятиях, включая микропредприятия Численность занятых на средних предприятиях Численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах Общее количество занятых в малом и среднем бизнесе

Источник: [10].

Рис. 3. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в Тверской области, тыс. чел.

хозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. Для проведения сезонных полевых работ 2011 г. сельхозпроизводителям Тверской области выделялся лимит льготного дизельного топлива и автобензина в количестве 17,8 и 2,5 тыс. т соответственно. На субсидирование затрат на приобретенное дизельное топливо для проведения весенне-полевых работ областным бюджетом были предусмотрены средства в объеме 29,5 млн руб.

По данным официального сайта правительства Тверской области, общее количество занятых в крестьянском (фермерском) хозяйстве на начало января 2012 г. составляло 0,8 тыс. чел. (рис. 3).

Всего в Тверскую область для поддержки агропромышленного комплекса было направлено 1,7 млрд руб. бюджетных средств, из них 925,8 млн руб. — из федерального и 764,1 млн руб. — из областного бюджета.

Правительством РФ в апреле 2012 г. утверждено распоряжение о распределении субсидий, предоставляемых из федерального бюджете субъектам РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие К(Ф)Х и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. Однако политика распределения средств вызывает некоторое замешательство: особо значимым аграрным регионам субсидий выделяется меньше, чем Республике Дагестан (табл. 3).

3

Таблица 3

Сравнительная таблица по основным экономическим показателям К(Ф)Х и ИП за 2010 г.

Показатель Республика Дагестан Белгородская область Воронежская область Ростовская область Тверская область

Субсидии, тыс. руб. 120 844 30 411 31 200 14 815 14 311

Количество К(Ф)Х и ИП (2011 г), ед. 11 547 5 080 3 630 14 453 1 959

Поголовье скота, тыс. голов:

КРС 59,4 11,5 12,6 57,4 8,7

Коровы 34 5,7 5,3 26,6 3,8

Овцы и козы 1 499,9 5,6 20,5 269,5 5,5

Производство продукции, тыс. т

Зерновые 30,59 85,8 123 1 526,82 4,07

Молоко 41 20,6 23,8 105,2 13,8

Мясо скота и птицы 25,2 1,4 3,9 19,9 3,5

Если субсидии выделяются исходя из количества К(Ф)Х, то в Дагестане даже замминистра сельского хозяйства Республики Дагестан Шарип Шарипов не знает, сколько их на самом деле. «В цифрах управления недвижимости это порядка 43 тыс., по данным налоговой службы — 6,5 тыс., по данным Росстата — 10,5 тыс., — сообщил он на семинаре-совещании, прошедшем в Министерстве сельского хозяйстве республики. По его словам, «мы ожидали, что всероссийская сельскохозяйственная перепись внесет ясность, и она укрепила цифру в 43 тыс., но она вызывает большие сомнения. Скорее всего, лиц, которые в ходе земельной реформы получили земельные участки, просто переписали как фермеров», — отметил Шарипов [10].

В целом программа по замене колхозов и совхозов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами пока не в полной мере себя оправдала. Занимая определенную нишу в экономике России, фермерство стремится к дальнейшему эффективному развитию. Расширяя свое хозяйство, фермер создает дополнительные рабочие места для сельских жителей, тем самым улучшая инфраструктуру села. Однако существующие проблемы, касающиеся фермеров, легко решаются агропромышленными холдингами. Результатом объединения агрохолдингов становится соединение в одно целое всех стадий сельского хозяйства—производства, переработки и торговли. Значительно увеличивается и создание рабочих мест, и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, отпадает потребность в услугах посредников.

Что же касается оплаты труда, крупные аг-рохолдинги могут предложить своим работникам более достойную оплату труда, чем отдельные фермерские хозяйства. Так, например, такой агро-холдинг как «Мираторг», создав в Брянской области

предприятие по выращиванию домашнего скота, установил среднюю заработную плату за труд своих рабочих 20 тыс. руб. в месяц, притом, что средняя заработная плата работников в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, по данным Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России, на начало 2012 г. составляла 12 436,2 руб. по всем организациям. Средний же показатель заработной платы рабочих для сельской местности Тверской области составляет от 8 до 12 тыс. руб. [11]. Но фермеру не всегда и нужен постоянный штат рабочих, поскольку фермы в основном — это семейный бизнес, служащий подспорьем для семьи. По мере необходимости глава фермерского хозяйства привлекает наемных работников на основании трудовых договоров, где предусмотрено вознаграждение, выплачиваемое за выполненную работу. В фермерских хозяйствах, занимающихся животноводством и растениеводством, часто применяется аккордно-премиальный способ оплаты труда. В этом случае оплата за труд производится только после выполнения всего объема работ, а размер этих выплат зависит от финансового положения фермерского хозяйства.

Приобретение земельных сельхозугодий требует наличия значительных свободных денежных средств, а где их взять небольшому фермерскому хозяйству? Замена или покупка новой техники для сельскохозяйственных работ, приобретение удобрений, семян, новых видов племенного скота, транспортировка произведенной продукции — все это требует значительных финансовых вложений.

К 2009 г. в России насчитывалось около 200 агрохолдингов, которым принадлежало около 14,5 млн га сельхозугодий, из них 11,3 млн га — пашни (около 10 % ее общей площади). Агрохолдинги обеспечивали 20—25 % объема производства в отрасли,

а закупки составляли около 60 % (по стоимости) средств химзащиты, 50 % импортных тракторов, 60 % западных зерноуборочных комбайнов и 40 % прицепной техники [12]. Если цифры говорят сами за себя, то был ли смысл распускать колхозы и совхозы? Прошло уже 20 лет с начала аграрной реформы, а «новый мир» так до сих пор и не может дотянуться до старого.

Подводя итог, следует отметить, что фермеру в одиночку тяжело справляться со всеми трудностями, особенно в финансовом плане, в то время как агрохолдинги получают и дотации в большем размере, и кредиты им выдают охотнее, чем мелким фермерским хозяйствам.

Однако, несмотря на все трудности, подстерегающие крестьянские (фермерские) хозяйства в АПК, фермеры упорно доказывают свою необходимость в развитии экономики страны. Поэтому решения проблем, стоящих перед главами фермерских хозяйств, должны быть не только их личными, но и регулироваться государством и обществом в целом. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию государство обязано сократить объемы субсидирования сельского хозяйства с 9 млрд долл. в 2012—2013 гг. до 4,4 млрд долл. в 2018 г. и до 4 млрд руб. с 2020 г. Следовательно, разработка и реализация сейчас различных программ по поддержке и оказанию помощи фермерским хозяйствам в будущем лишь укрепит их положение.

Список литературы

1. Плотников В. Н. Российское фермерство: состояние и перспективы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 3. С. 16—20.

2. Салова М. Развитие малых форм хозяйствования на селе // Формы хозяйствования в рыночной экономике. 2011. № 7. С. 35—39.

3. URL: http://www. situation. ru/app/rs/books/ articles/agro. htm.

4. URL: http://fadr. msu. ru/rin/consultation/kfcha.

htm.

5. URL: http://www. kgau. ru/distance/ec_05/ zhibinova/fermerstvo/02_kritery. html.

6. URL: http://www. kursiv. kz/deistvujushie-lica/ deistvujushie-lica-weekly/1195209850-na-krupnyj-sel-skij-biznes-prixoditsya-86-vsex-sredstv-vydelyaemyx-na-finansirovanie-selskogo-xozyaj stva. html.

7. URL: http://tigma. moy. su/news/upadok_ selskogo_khozjajstva/2010-09-10-79.

8. URL: http://www. adm-timashevsk. ru/index. php?option=com_content&view=artide&id=1178:-l-2012-2014-r&catid=75:ekonomika&Itemid=96.

9. URL: http://www. region. tver. ru/economics/ buisness/index_buisness. html.

10. URL: http://akkor. ru/aktualno/v-dagestane-ne-mogut-soschitat-kolichestvo-fermerov. html.

11. URL: http://voprosik. net/amerikanskie-fermery-v-rossii/.

12. URL: http://www. myaso-portal. ru/stati-Itervju/defitsit-myasa-gospodderzhka-agrokholding/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.