УДК:327
Чэнь Жуньцзэ
Магистрант 2 курса Даляньский университет иностранных языков,
Г. Далянь, Китай
СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ КНР СО СТРАНАМИ-ЧЛЕНАМИ ШОС В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация
В данной статье исследуется становление и эволюция внешнеполитических контактов Китайской Народной Республики (КНР) со странами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в области энергетики. Цель исследования — понимание динамики и значимости внешнеполитических связей КНР с ШОС в области энергетики, а также на выявление факторов, определяющих успешное развитие и эволюцию этих отношений на разных этапах. Научная новизна работы заключается в систематическом исследовании становления и эволюции внешнеполитических контактов КНР со странами-членами ШОС в области энергетики. В результате проведенного исследования выяснено, что этот процесс можно разделить на три этапа, а именно этап установления партнерских отношений, этап углубления сотрудничества и этап полного сотрудничества.
Ключевые слова
Энергетика, Внешнеполитический контакты, Китая, ШОС, Международная политика
Chen Runze
2hd-year master's student of Dalian University of Foreign languages,
Dalian, China
THE FORMATION AND EVOLUTION OF CHINA'S FOREIGN POLICY CONTACTS WITH SCO MEMBER STATES IN THE FIELD OF ENERGY
Abstract
This article examines the establishment and evolution of the foreign policy contacts between the People's Republic of China (PRC) and the member countries of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) in the field of energy. In particular, the author focuses on the key elements of this process, identifying three stages of its development. The research aims to understand the dynamics and significance of the PRC's foreign relations with the SCO in the energy sector, as well as to identify the factors that determine the successful development and evolution of these relations at different stages. The scientific novelty of this work lies in the systematic study of the establishment and evolution of the PRC's foreign policy contacts with the SCO member countries in the energy field. The study reveals that this process can be divided into three stages: the stage of establishing partnership relations, the stage of deepening cooperation, and the stage of full cooperation.
Keywords
Energy, Foreign Policy Contacts, China, SCO, International Politics
Согласно Исследованию стратегии и политики развития энергетики Китая, доля угля в потреблении первичной энергии в Китае составляла 76,2% в 1990 году и снизилась до 66,1% в 2002 году[1], однако давняя проблема чрезмерной зависимости от угля в энергобалансе Китая не была принципиально решена, и долгосрочное неконтролируемое потребление ископаемого топлива представляет собой потенциальную угрозу устойчивости энергоснабжения, и из-за большого населения и быстрого развития
Китая спрос на энергию и ресурсы огромен, а предложение энергии и ресурсов ограничено с точки зрения спроса и потребления на душу населения. В этом контексте логично, что Китай взаимодействует и сотрудничает со странами-членами в области энергетики через платформу ШОС.
Мне кажется, становление и эволюция внешнеполитических контактов КНР со странами-членами ШОС в области энергетики можно разделить на несколько этапов, которые можно проиллюстрировать конкретными событиями:
1. Этап установления партнерских отношений (1990-е годы — 15 июня 2001 года): Распад Советского Союза в 1991 году привел к независимости России и пяти стран Центральной Азии. По данным Министерства энергетики США, общие запасы нефти в Каспийском море оцениваются в 25002700 баррелей, из которых 61-70% находятся в странах Центральной Азии, а 90% природного газа сосредоточено в трех странах — Верхнем Туркменистане, Казахстане и Улан-Баторе. Рядом с этими странами находится второй по величине рынок энергоносителей в мире — Китай [2]. Кроме того, поскольку страны Центральной Азии не имеют выхода к морю, Китай рассматривается как еще один важный экспортный маршрут для вывоза ресурсов, помимо России. Бывший президент Кыргызстана Акаев сравнил Китай с океаном, ведущим в мир. И для России, и для Китая российские нефтегазовые ресурсы рассматриваются Китаем как важная импортная альтернатива нефтехимическим ресурсам Ближнего Востока, служащая боевым сундуком для диверсификации энергетических рисков. Китай добился больших экономических успехов благодаря реформам и открытости, обладает мощным капиталом и является огромным потребительским рынком для природных ресурсов Центральной Азии и России, а также важной целевой страной для привлечения этими странами иностранных инвестиций.
Китай, Россия и Центральная Азия поддерживают трехсторонний энергетический диалог, энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем началось раньше всех. В 1994 году две страны подписали «Меморандум о переговорах» о встрече между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ОАО "Дальневосточная нефтяная компания Сибири", чтобы начать конкретное сотрудничество в области нефти и газа. А потом в 1996 году было подписано "Соглашение между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации о совместном сотрудничестве в области энергетики"[3], где энергетика была определена как приоритетная область сотрудничества, а также был создан энергетический комитет. 25 декабря 1997 года "Газпром" и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта поставок российского газа в восточные регионы Китая, заложив основы сотрудничества в газовой сфере [4]. После этого соответствующие компании двух стран долгое время сотрудничали в проектах, таких как Китайско-российский нефтепровод и газопровод.
В апреле 1996 года в Шанхае пять стран достигли соглашения об укреплении доверия в военной области в приграничной зоне. С тех пор главы государств пяти стран встречаются ежегодно на ротационной основе. После надлежащего решения исторических пограничных вопросов пять стран установили узы доверия в области военной безопасности, и сотрудничество между пятью странами постепенно расширяется, охватывая ряд политических, экономических и культурных областей [5]. Третья встреча "Шанхайской пятерки" состоялась в Алматы, Казахстан, 3 июля 1998 года, на встрече в Алматы была принята резолюция, призывающая к значительному укреплению и продвижению долгосрочного широкого сотрудничества между пятью странами во всех областях экономики. Впервые пять стран предложили построить совместные энергетические трубопроводы для расширения транспортировки нефти и газа [6]. До создания ШОС Китай поддерживал энергетические контакты с этими странами, чтобы заложить основу для последующего энергетического сотрудничества в рамках ШОС.
В целом, в период с 1990-е годы до начала 2000-х сотрудничество между пятью странами Центральной Азии, Россией и Китаем в энергетическом секторе было относительно ограниченным, но постепенно масштабы сотрудничества расширялись. Со временем создание ШОС ознаменовало новый
этап в энергетическом сотрудничестве между Китаем и странами-членами ШОС.
2.Этап углубления сотрудничества (14 июня 2001 года — 15 июня 2006 года):
После создания ШОС, первым многосторонним документом, где энергетическое сотрудничество было определено как приоритетная область, был «Меморандум между правительствами государств — участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций»[7], подписанный в сентябре 2001 года шестью странами: Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией, Украиной и Таджикистаном. В меморандуме определялись основные цели регионального экономического сотрудничества и приоритетные области сотрудничества, а также в нем содержались положения о расширении объемов торговли и инвестиций и продвижении механизмов регионального экономического сотрудничества. В июне 2002 года Шесть стран подписали «Хартию ШОС» [8], программный документ ШОС. В Хартии, в ее целях и задачах, четко указано, что поощряется многостороннее или двустороннее региональное сотрудничество между государствами-членами в области энергетики и других областях. Под руководством Хартии ШОС и ряда правовых документов Китай упорядоченно осуществляет энергетическое сотрудничество со странами ШОС.
На данном этапе китайско-российского энергетического сотрудничества наиболее важным является продвижение строительства трубопроводов сырой нефти и природного газа, 8 сентября 2001 года России Михаил Касьянов и председатель Госсовета Китая Чжу Жунцзи подписали соглашение о начале работ над ТЭО российско-китайского нефтепровода, договорённость о разработке ТЭО была достигнута в июле во время визита в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя. Тогда подписи под соглашением поставили с российской стороны Минэнерго, "ЮКОС" и "Транснефть", с китайской - CNPC [9]. 17 июля 2001 премьер-министр России Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия-Китай» (Ангарск-Дацин) [10]. Кроме того, помимо чистой торговли нефтью и газом, промышленная цепочка китайско-российского энергетического сотрудничества также распространяется на отрасли разведки и добычи, а также переработки и сбыта.
В контексте сотрудничества Китая с Казахстаном КННК приобрела компании ''АИюЬе Kazahstan '' и ''Ре^о Kazahstanм для улучшения собственной инфраструктуры для добычи, хранения и транспортировки нефти и газа. Обе стороны также активно продвигали проект нефтепровода Китай-Казахстан, который является первым в Китае крупномасштабным трансграничным нефтепроводом с планируемой пропускной способностью 20 млн тонн/год.
Энергетическое сотрудничество Китая с Узбекистаном началось поздно, в июне 2004 года КННК подписала соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере с ''Узбекнефтегаз'', а в 2005 году две компании подписали Соглашение о создании совместного предприятия по разведке и разработке месторождений нефти и газа на территории Узбекистана. Кроме того, Китай предоставил Узбекистану льготный кредитный проект в рамках ШОС на строительство, ремонт и обслуживание газопроводов.
Энергетическое сотрудничество между Китаем и Таджикистаном в основном сосредоточено на энергетическом секторе, и Таджикистан является основным партнером Китая по сотрудничеству в области энергетики. Во время встречи министров торговли и экономики стран-членов ШОС в октябре 2005 года таджикская сторона предложила создать единую гидроэнергетическую систему в рамках ШОС [11], а в июне 2006 года Китайская корпорация ''ТВЕА'' и Таджикистан подписали контракт на общую сумму контракты на общую сумму 340 млн. долларов США.
На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 15 июня 2006 г. в Шанхае Президентом Российской Федерации было предложено создать Энергетический клуб ШОС, который мыслился как структура, где на основе широкого консенсуса представителей официальных, деловых и академических кругов государств-производителей, потребителей и транзитеров углеводородных
ресурсов возможно было бы в перспективе прийти к гармонизации национальных энергетических стратегий стран-участниц ШОС. Российское предложение было поддержано лидерами государств-членов Организации [12]. Хотя создание Энергетического клуба ШОС увеличит способность России контролировать углеводороды в Центральной Азии, с точки зрения энергетической дипломатии Китая, создание Энергетического клуба все же будет способствовать развитию энергетики Китая. Оно также будет способствовать построению и углублению стратегического партнерства между Китаем, Россией и странами Центральной Азии. Поэтому мы рассматриваем создание Энергетического клуба ШОС как завершение второго этапа и начало третьего.
На этом этапе сотрудничество Китая и стран-членов ШОС в области энергетики не ограничивалось нефтегазовой промышленностью, а также включало сотрудничество в области возобновляемой энергетики, ядерной энергетики и т.д. Кроме того, Китай также активно продвигал сотрудничество с ШОС в области строительства основной энергетической инфраструктуры, такой как строительство нефтегазопроводов и сетей передачи электроэнергии.
3. Этап полного сотрудничества (с 15 июня 2006 года до настоящего времени):
Создание и развитие Энергетического клуба является важным результатом третьего этапа энергетического сотрудничества между Китаем и членами ШОС. По данным Министерства иностранных дел России, после предложения России о создании энергетического клуба в 2007 году, торжественная церемония подписания Меморандума о создании Энергетического клуба состоялась 6 декабря 2013 г. в Москве. На первом заседании Энергетического клуба 6 июня 2014 года обсуждались возможные направления энергетического сотрудничества стран ШОС и механизмы работы Энергоклуба [13].
Перспективными направлениями определены:
• традиционные виды топлива, новые технологии добычи, транспортировки и переработки нефти, газа и угля, чистые угольные технологии;
• возобновляемые источники энергии, включая гидроэнергетику;
• энергосбережение и повышение энергоэффективности;
• энергетическая безопасность и устойчивое энергетическое развитие;
• обеспечение свободного доступа к энергетическим ресурсам
Создание Энергетического клуба ШОС имеет важное стратегическое значение для развития энергетической дипломатии Китая:
Во-первых, это способствует энергетической безопасности Китая. Экспортёры энергии из России и Центральной Азии стремятся диверсифицировать свой экспорт нефти и газа, и они очень ценят восточный рынок, особенно Китай, как крупнейший стабильный рынок энергии. Хотя создание Энергетического клуба ШОС усилило контроль России над нефтью и газом в Центральной Азии, оно также эффективно предотвратило западное движение нефти и газа из Центральной Азии, которое могло бы навредить Китаю. Более того, как члены Энергетического клуба, производители России и Центральной Азии, в определённой степени, будут приоритетно удовлетворять потребности потребляющих стран в энергии. Кроме того, создание клуба создаёт благоприятные условия для вхождения китайских энергетических компаний в сферу разработки энергии в Центральной Азии и развития новых транспортных магистралей энергии.
Во-вторых, это способствует углублению стратегического партнёрства между Китаем и Россией. Создание Энергетического клуба помогает максимально реализовать национальные интересы обеих стран, расширить области сотрудничества между Китаем и Россией, углубить двустороннее сотрудничество в области энергетики и продвигать реализацию и развитие уже подписанных двусторонних планов сотрудничества в области энергетики.
В-третьих, это способствует усилению жизненности Шанхайской организации сотрудничества. Создание и развитие Энергетического клуба ШОС способствует полному использованию энергетических
ресурсов и преимуществ рынка энергии стран-членов ШОС, укреплению взаимодополняемости сотрудничества в области энергетики между странами-членами и стимулированию быстрого экономического роста и восстановления стран-членов.
В-четвертых, это способствует продвижению новой концепции энергетической безопасности Китая. Основное отличие Энергетического клуба ШОС от других международных энергетических организаций заключается в том, что среди стран-членов клуба есть и производители энергии, такие как Россия и Казахстан, и потребители энергии, такие как Китай, Киргизия и Таджикистан. Основой новой концепции энергетической безопасности Китая является "общая безопасность энергии", суть которой заключается в равноправном сотрудничестве и взаимовыгодном сотрудничестве между различными странами в международной энергетической сфере. Таким образом, механизм Энергетического клуба ШОС предоставляет идеальную платформу для демонстрации и продвижения этой новой концепции энергетической безопасности Китая. "Международный энергетический политический центр", включающий идею новой концепции энергетической безопасности, будет в будущем существенно изменять мировую энергетическую геополитику и способствовать формированию нового международного энергетического порядка.
В дополнение к знаковому достижению Энергетического клуба, Китай также на данном этапе поддерживает многоуровневую коммуникацию с государствами-членами ШОС, стремясь достичь цели энергетического сотрудничества.
Например :
Китайско-российские энергетические контракты (2009-2014 гг.): в рамках внешнеполитических контактов между Китаем и Россией было заключено несколько крупных контрактов на поставку российской нефти и газа в Китай. Особенно значимыми стали долгосрочные контракты на поставку природного газа, заключенные между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) в 2014 году.
Создание Банка развития ШОС (2010 г.): Премьер-министр Китая Вэнь Цзябао принял участие в девятом заседании премьер-министров стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе 25 ноября 2010 года. Он предложил ШОС углубить финансовое сотрудничество, изучить вопрос о создании банка развития ШОС и исследовать новые пути совместного финансирования и получения выгоды от него; расширить сотрудничество в расчетах в национальной валюте для продвижения региональных экономических и торговых обменов. Банк развития ШОС был создан для финансирования инфраструктурных проектов и укрепления взаимодействия между странами-членами организации, включая область энергетики. Это обеспечивает дополнительные ресурсы для реализации энергетических проектов.
Инициатива "Один пояс, один путь" (2013 г.): Китай предложил проект инфраструктурного и экономического сотрудничества, направленный на развитие транспортных и энергетических коридоров между Китаем и странами ШОС. Это открыло новые возможности для инвестиций и проектов в сфере энергетики.
Сотрудничество в области возобновляемых источников энергии: страны ШОС активно сотрудничают в развитии возобновляемых источников энергии, особенно в области солнечной и ветровой энергетики. Это способ актуально для Китая, стремящегося снизить свою зависимость от угля и улучшить экологическую ситуацию в стране.
Расширение ШОС (2017 г.): Вступление Индии и Пакистана в ШОС открыло новые возможности для сотрудничества в области энергетики. В частности, Китай продвигает проекты в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (СРЕС), который включает строительство энергетических объектов, таких как газопроводы, гидроэлектростанции и электропередачи.
Энергетический диалог ШОС (с 2017 г.): В рамках ШОС проводятся регулярные встречи на уровне
министров энергетики, в ходе которых страны-члены обсуждают вопросы, связанные с развитием энергетической инфраструктуры, технологий и стратегий в области энергосбережения.
Трансграничные электросети: Страны ШОС также активно сотрудничают в области развития трансграничных электросетей. Например, в 2020 году была запущена первая часть китайско-лаосской электросети, обеспечивающая передачу электроэнергии из Лаоса в Китай.
На этом этапе сотрудничество между Китаем и странами-членами ШОС в области энергетики стало еще более углубленным и разнообразным, включая такие области, как нефть и газ, возобновляемая энергия, ядерная энергия и т.д. Кроме того, в рамках продвижения инициативы "Один пояс, один путь" Китай также активно продвигает сотрудничество в области энергетической инфраструктуры и энергетической.
В заключение, энергетическая дипломатия Китая с членами ШОС помогла Китаю решить различные вопросы, такие как энергетическая безопасность и диверсификация импорта, активизировала инвестиции и развитие инфраструктуры, улучшила обмен технологиями между странами, а также способствовала повышению энергоэффективности и устойчивости экономики. Отчет о развитии энергетики в Китае за 2022 год показал, что Китай активно продвигает зеленую и низкоуглеродную трансформацию национальной энергетики: в 2021 году структура производства и потребления энергии значительно оптимизировалась, доля производства чистой энергии по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 0,8 процентных пункта, а доля потребления чистой энергии - на 1,2 процентных пункта. Доля потребления и производства некаменных источников энергии также увеличилась на 0,7 процентных пункта. Потребление и использование ископаемых источников энергии были разумно контролированы, прирост потребления угля и нефти был на 0,6 и 2,2 процентных пункта меньше, чем общий прирост потребления энергии соответственно [14]. Мы считаем, что эта энергетическая дипломатия будет продолжаться.
Список использованной литературы:
1. Группа экспертов "Стратегия развития энергетики Китая и отчет об исследовании политики''. Исследовательский отчет о стратегии и политике развития энергетики Китая [Текст]// Справочник по экономическим исследованиям, 2004. №83/ 2004. С.2-51.
(83):2-51)
2. Чжэн Юй.Китай. Россия и Соединенные Штаты в Центральной Азии. -М.: Издательство литературы по общественным наукам (Пекин), 2007. -291 с
;«ФЖ*ЙФШ>, ; , 2007ВД , Ж291Ш)
3. Соглашение Между Правительством Российской Федерации И Правительством Китайской Народной Республики О Совместном Развертывании Сотрудничества В Энергетической Сфере. [Электронный Ресурс] // Правительство Россия. Режим Доступа:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection= 1&nd=203004380&page=1&rdk=0&link_id=2&ysclid=lfqx65epml519461370#I0
4. История и перспективы российско-китайского газового сотрудничества..[Электронный ресурс] // Китайский аналитический центр.Режим доступа:http://www.china.com.cn/opinion/think/2015-04/15/соП:е^_35325709.^т
5. Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества.[Электронный ресурс] //ШОС.Режим доступа:http://infosco.biz/index.php?lng=ru&pageId=235
6. Шанхайская пятерка»: важные уроки истории.[Электронный ресурс] //Рашид Алимов.Режим доступа:http://russian.people.com.cn/n3/2021/0426/c95181-9843665.html
7. О Подписании Меморандума Между Правительствами Государств - Участников Шанхайской Организации Сотрудничества Об Основных Целях И Направлениях Регионального Экономического Сотрудничества И Запуске Процесса По Созданию Благоприятных Условий В Области Торговли И
Инвестиций.[Электронный ресурс] //Министерство иностранных дел Российской Федерации.15.09.2001 Режим доступа:https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1678100/
8. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс] //Президент Росссии.06.06.2020. Режим доступа:http://www.kremlin.ru/supplement/3450
9. О подписании соглашения о начале работ над тэо российско-китайского нефтепровода[Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации.11.09.2001.Режим доступа:https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/economic_diplomacy/1688932/
10.Восточная Сибирь — Тихий океан. [Электронный ресурс] // Викиедия. Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Восточная_Сибирь_—_Тихий_океан
11.Состоялось четвертое заседание министров торговли и экономического сотрудничества стран ШОС [Электронный ресурс] //Sina Finance.17.10.1005. Режим доступа:http://finance.sina.com.cn/g/20051017/ 11142038720.shtml?from=wap
12.Энергетическое сотрудничество в рамках ШОС (Справочный материал) [Электронный ресурс]// Министерство иностранных дел Российской Федерации.07.14.2014. Режим доступа: https://www.mid.ru/print/?id=1731440&lang=ru
13.Энергетическое сотрудничество в рамках ШОС (Справочный материал) [Электронный ресурс]// Министерство иностранных дел Российской Федерации.07.14.2014. Режим доступа: https://www.mid.ru/print/?id=1731440&lang=ru
14.Китайский институт планирования и проектирования электроэнергетики. Доклад о развитии энергетики Китая за 2022 год: переход Китая к "зеленой" и низкоуглеродной энергетике ускоряется^]. Economic Journal. 2022. №7/ 2022.
022,No.07:6.)
© Чэнь Жуньцзэ, 2023