Научная статья на тему 'Становление художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике'

Становление художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / художественно-педагогическое образование / художественное образование в китае / китай / китайская народная республика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юй Аньдун Юй Аньдун

Статья о становлении художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the history of Arts Pedagogical education in China.

Текст научной работы на тему «Становление художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике»

Юй Аньдун

СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Работа представлена кафедрой рисунка.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. Б. Михаленко

Статья о становлении художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике.

The article is about the history of Arts Pedagogical education in China.

После основания в 1949 году Китайской Народной Республики правительство и Министерство просвещения берут курс на ре-

формирование и плановое регулирование всей системы высшего образования. В соответствии с Договором о дружбе и сотруд-

2 12

ничестве между КНР и СССР, который был заключен в 1950 году, в КНР были приглашены советские специалисты с целью оказания помощи в организации системы художественного образования. Союз художников Китая 28 февраля 1950 года распространил заявление, в котором был призыв к тесному сотрудничеству и культурному обмену в области искусства КНР и СССР. Как следствие такой политики можно упомянуть выставку работ советских художни-ков в Китае «Советский агитационный плакат и карикатура» (апрель 1951 г.), персональную выставку народного художника СССР Сергея Герасимова (1954 г.) и др. Интерес к русскому и советскому искусству, к проблемам профессионального художественного образования имеет свою историю. Еще в 30-е годы XX века известные китайские художники Сюй Бэй Хун, Лу Сунь знакомили художественную общественность с творчеством русских художни -ков. Особое восхищение вызывало мастерство художников, входивших в число членов «Товарищества передвижных художественных выставок».

В 1955 г. в Китай был приглашен советский художник-педагог К. М. Максимов. Профессор Московского художественного института им. И. В. Сурикова К. М. Максимов на протяжении ряда лет преподавал рисунок и живопись студентам художественных вузов Китая по методу выдающего русского художника-педагога П. П. Чистякова. Его выпускники стали известными художниками и педагогами в Китае, основными распространителями педагогических принципов обучения русской художественной школы. В газете «Жеминь Жибао» была опубликована программная статья «Учиться у советских художников» (декабрь 1952 г.). Народный художник С. В. Герасимов опубликовал статью «Дружественное напут-ствие китайским художникам» в пекинском журнале «Искусство» (1954 г.). Известные и влиятельные деятели искусства и культуры Нового Китая: Цзян Фен, Ван Чао Вень, Цай Жо Хун, Ван Ши Го, Ми Гу - активно

пропагандировали изучение и использование советского опыта в подготовке художников. С 1952 по 1962 г. в художественных вузах Москвы и Ленинграда обучались китайские студенты, которые впоследствии оказали огромное влияние на художествен -ную жизнь в КНР.

В регламентирующих документах этого периода подчеркивалась важность педагогического образования, отмечались характерные черты личности педагога. В проекте «Временного регламента начальной и средней школы», опубликованном 27 марта 1952 г., четко сформулирована задача обучения художественным дисциплинам: развивать эстетическое чувство, способность к эстетической оценке, художественному творчеству. Реализация этих сложных задач предполагала высокий уровень подготовки учительских кадров.

В 1949 г. на основе трудового спецкурса бывшего Бэйпинского педагогического университета был основан факультет декоративно-прикладного искусства Пекинского педагогического университета. Это был первый художественный вуз с педагогическим направлением в КНР. В 1952 г. Всекитайское управление институтами и факультетами было переименовано в художественно-гра-фический факультет. На этом факультете стали готовить учителей по двум специальностям: по китайской национальной живописи «Гохуа» и черчению.

К этому времени сложилась следующая структура художественно-педагогического педагогического образования: педагогические училища, которые занимались подготовкой учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ, и педагогические вузы с полным сроком обучения, которые готовили педагогов для школ и училищ. Во время обучения будущие учителя изобразительного искусства изучали и использовали в своей практике методические рекомендации русских и советских художников-педагогов. Большое значение придавалось обширным знаниям по теории и истории искусства, развитой

способности понимать художественные произведения, а также навыкам академического рисунка как школой реалистического искусства.

Таким образом, можно констатировать, что в первое десятилетие образования КНР российская система художественного обра-зования оказала существенное влияние на структуру управления, цели, содержание и методы преподавания специальных дисциплин в художественном и художественно-педагогическом образовании Китая. Этот период можно отнести к периоду внешней поддержки системы художественно-педагогического образования в Новом Китае.

С середины 1960-х гг. под влиянием политической ситуации, связанной с Культурной революцией, педагогическое образование в Китае подверглось тяжелому испытанию. Прекратился прием студентов в вузы, многих преподавателей художественных дисциплин выслали в деревню для работы в сельском хозяйстве. Научные исследования в области высшего художественно-педагогического образования в Китае не проводились. Из-за низкого уровня управления образовательными учреждениями и постоянными перемещениями учебных заведений учебно-методическая документа -ция почти полностью утрачена. Таким образом, художественно-педагогическое образование не получало развития и нормального функционирования вплоть до 1976 г. Этот период можно охарактеризовать как период застоя.

Начиная с 1977 г., по мере восстановления высшего образования в Китае наступил период возрождения и педагогического образования в области изобразительного искусства. Преподаватели вузов вновь устроились на работу по специальности, возобновились научные исследования. На Всекитайском совещании работников художественного образования (1962 г.) ректор Чжэцянской художественной академии профессор Пань Тянь-Шоу подчеркнул преимущество российской системы обучения академическому рисунку. В результате

бурных дискуссий большинство китайских специалистов пришли к заключению, что использование российского опыта наиболее целесообразно. Прежде всего это касается обучения специальным дисциплинам.

В результате сложившейся практики обучения в Китае и учета опыта других стран сформировалась современная многоуровневая система художественно-педагогического образования.

В настоящее время стратегической целью национального образования является воспитание всесторонне развитых в нравственном, умственном, физическом, эстетическом и трудовом отношениях, целеустремленных, высоконравственных, культурных и дисциплинированных людей новой формации. Эстетическое воспитание и образование является важной составляющей всестороннего развития подрастающего поколения, а подготовка выпускников педагогических вузов с полным сроком обучения представляет собой ресурс учителей, чтобы осуществлять цели эстетического воспитания.

По материалам «Ежегодника просвещения в Китае» (2004 г.) открыты художественно-педагогические специальности в более 200 вузах страны. Художественно-педагогическое образование имеет два вари -анта подготовки: специальный трехгодичный (сокращенный) курс и основной курс, время освоения которого 4 года (полный). Степень бакалавра получает студент, успешно прошедший основной четырехгодичный курс. В дальнейшем он может учиться в магистратуре (3 года) и докторантуре (3 года). Вуз с полным сроком обучения как главная база для подготовки учителей общего художественного образова-ния готовит учителей изобразительного искусства для школ и училищ.

Все это дает основание считать, что в настоящее время художественно-педагогическое образование Китая находится на этапе устойчивого развития.

В 2004 г. Министерство образования утвердило типовой учебный план для худо-

2 14

жественных факультетов педвузов, разработанный на основе планов российских педагогических вузов. На освоение четырехгодичного основного курса отводится 26002800 учебных часов, в том числе общеобразовательные дисциплины изучаются в объеме 720 учебных часов. Студенты изучают

Содержание обязательных

такие общеобразовательные дисциплины, как филология, философия, педагогика, психология, иностранный язык. На изучение специальных художественных дисциплин отводится 1900-2100 учебных часов, то есть не менее 60% от общего объема. На все виды практик отводится 20-22 недели (см. табл.).

Таблица

и факультативных курсов

Сфера изучения Обязательный курс Факультативный курс

Элементарные знания по изобразительному искусству Элементарный курс по рисованию и живописи. Элементарный курс по дизайну. Элементарный курс по декоративно-прикладному искусству Материаловедение. Перспектива. Композиция станковой картины. Основы языка изобразительного искусства. Пластическая анатомия

Теория и практика художественного образования Методика художественного образования в школе. Практика художественного образования История китайского художественного образования. История зарубежного художественного образования. Проектирование и изготовление аудиовизуальных учебных пособий. Методы научно-исследовательской деятельности в художественном образовании

Теория и история искусства Введение в искусствознание. История китайского искусства. История зарубежного искусства. Китайское народное искусство. Художественная критика Эстетика. Теория китайской национальной живописи «Гохуа». Западные художественные теории. Современные тенденции развития художественных идей. История зарубежного дизайна

Художественное творчество Художественный замысел, выполнение эскиза или проекта, выполнение в материале. «Гохуа». Станковая картина (масло, акварель, гуашь). Гравюра. Скульптура. Фотография. Художественная каллиграфия. Керамика. Искусство бумажной пластики, Плетение и др.

Художественная культура и искусство Изучение классиков художественной литературы и культурного наследия Социология искусства. Антропология искусства. Музейная педагогика. Музееведение. Ресурсы местного художественного образования. Культура зрительного восприятия и коммуникации. Мировая художественная культура. Охрана культурных ценностей

Практика Воинская подготовка, профориентация, физический труд, выполнение и защита дипломной работы, художественная практика, художественное наблюдение, работа с выпускниками и т. п.

Содержание обязательных и факультативных дисциплин учебного плана обеспечивает сохранение традиций, вариативность специальной подготовки, отражает нацио-

нальную и региональную специфику, демонстрирует культурологический принцип в отборе содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.