УДК 78
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА
О. В. Усова
СТАНОВЛЕНИЕ ГРАФИКИ ПОПЕВОК ЗНАМЕННОГО ОСМОГЛАСИЯ (на примере кулизменных формул Ирмология)
Данная статья посвящена одной из самых распространенных групп знаменных попевок - тайнозамкненной группе кулизм. Основной проблемой, возникающей в связи с кулизменными попев-ками, является вопрос о том, почему при весьма различных мелодических обликах (ср., например, кулизму среднюю и скамей-ную первого гласа) графическое начертание этих формул является идентичным (или почти идентичным), включая в себя неизменное окончание из знаков полкулизмы, статии закрытой и статии. Частично это объясняется наличием в составе этого окончания знака полкулизмы, происходящего от византийской ипостаси ксирон клазма. Эта ипостась имела целый ряд вариантов расшифровки, корреспондирующих со значениями древнерусской полкулизмы1. Однако необычно то, что и два других основных знака, входящие в кулизменные по-певки, - статия закрытая и статия -получают тайнозамкненное значение, различающееся в зависимости от гласа и конкретной формулы.
На наш взгляд, все три знака, образующие окончание различных кулизменных формул, - полкулизмы, статия закрытая, статия - должны рассматриваться не изолированно, а как единый графический комплекс, обладающий набором тайнозамкнен-ных значений. Для того, чтобы выяснить, каким образом этот комплекс приобрел роль универсальной графической каденции в группе кулизменных формул, рассмотрим несколько таких формул в исторической перспективе, сравнив их графический вид на разных исторических этапах, а также варианты записи каждой формулы внутри одного исторического периода. В нашей статье под ранним или древним этапом в знаменной нотации подразумевается вре-
© О. В. Усова, 2018
менной отрезок с XII по первую половину XV в.; под поздним - период с конца XV по середину XVII в., до реформы патриарха Никона. Этот этап может быть назван также классическим, так как для него характерно употребление круга попевок с установившимися, стабильными графическими начертаниями. В отличие от него, древнему периоду свойственна вариативность в записи формул и в значениях знамен2.
В качестве отступления заметим, что совсем немногие попевки знаменного распева становились объектом подобного изучения. Одна из попевок группы кулизм описана в статье О. В. Тюриной «Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских стихир большого роспева» [9]. Однако в данном случае автор пишет о кулиз-менной попевке большого распева. В качестве других примеров можно привести статьи В. Ю. Григорьевой «Методы работы с источниками с целью составления кокиз-ника знаменного роспева на примере попевки "колесо"» [3] и «Попевки "стезка", "скачек" и "опромет" в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV-XX в.)» [4], а также статью И. Е. Лозовой «Об азбучном смысле знамен и их "тайнозамкненных" значениях в древнерусской певческой традиции» [7]. Важной особенностью последней работы является использование большого круга рукописей, начиная с самых древних (XII в.), причем исследователь привлекает не только древнерусские источники, но и византийские.
В нашей работе было задействовано 43 древнерусских рукописных списка книги Ирмологий и печатный Поморский Ир-мологий 1912 г. Певческая книга Ирмологий была избрана, во-первых, благодаря большому временному промежутку, который в ней представлен: сохранившиеся
списки и печатные копии Ирмология охватывают период знаменной нотации с XII по XX в. Во-вторых, эта книга содержит относительно несложный силлабо-невматичес-кий мелос, в котором попевки, в том числе кулизменные, выделяются особенно рельефно. К древнему периоду знаменной нотации относятся шесть рукописей Ирмология. Три из них датируются XII - началом XIII в. Это Ирмологии Типографский (РГА-ДА, Тип. 150/149, середина XII в.), Воскресенский (ГИМ, Воскр. 28, последняя четверть XII в.), и Хиландарский (библиотека монастыря Хиландар на Афоне, № 308; издан в серии Monumenta Música Byzantina в 1957 г.3). Три других ранних Ирмология были созданы в первой половине XV в. (РГБ, ТСЛ, ф. 304.1, 407, 1437 г.; ГИМ, Барсова 1348, первая половина XV в.; ГИМ, Син. 748. первая половина XV в.). Остальные рукописи (РГБ, собрания ТСЛ, ф. 304.1, Иосифо-Волоцкого монастыря, ф. 113, и собрания прот. Димитрия Разумовского, ф. 379) представляют период с последней четверти XV по первую половину XVII вв., т. е. поздний.
Основным методом работы с источниками стал описанный М. Г. Школьник «сравнительный прогрессивно-ретроспективный метод» [11, с. 10]. Он предполагает сравнение одинаковых фрагментов песнопения, содержащих формулу, в рукописях разного времени. При этом движение по хронологии может осуществляться в двух направлениях: от древних списков к поздним, и от поздних к древним. В полученных таблицах («палеографических партитурах», см. примеры в статье) наглядно видны изменения, происходившие с графикой формулы с течением времени. Другой метод анализа формулы - сопоставление включающих ее музыкальных фрагментов внутри одной рукописи, но с разным текстом. Он позволяет установить степень стабильности графики попевки в одном источнике, дополняя и уточняя данные, полученные при сравнении разных рукописей.
Прежде чем перейти к изложению результатов анализа графики и мелоса кулиз-менных формул Ирмология на разных временных этапах, обратимся к терминологии и раскроем смысл слова «кулизма», как его понимают исследователи. Сложность здесь состоит в том, что это понятие может употребляться (даже в одной научной работе) в различных значениях. Кулизмой называ-
ют как описанное выше трехзнаковое тай-нозамкненное начертание, включающее в себя знаки полкулизмы, статия закрытая и статия, так и более или менее развернутую попевку с подводом. При этом не всегда можно понять, какое значение имеется в виду. Кроме того, не существует единого мнения о том, к какому классу мелодико-графических образований знаменного распева следует относить кулизму.
Так, М. В. Бражников считает трехзна-ковую кулизму сложным знаменем и одним из видов лиц [1, с. 21]. И. Е. Лозовая применяет к ней другой термин того же Браж-никова - «лицо-попевка» [6, с. 21]. К этой же категории причислена такая кулизма в пособии по изучению знаменного пения Е. А. Григорьева [2, с. 254-255]. О. В. Тюрина называет кулизму лицом [9, с. 30]. М. Г. Школьник определяет кулизму как попевку, очевидно, включая в нее и подвод. Она также пользуется термином «кулизма» для обозначения целой группы мелодических формул, выделяя их по признаку акцента на втором или третьем месте от конца [11, с. 139-140, 178-218]. В диссертации А. Н. Кручининой [5] кулизма классифицируется как трехзнаковый архетип, «строящий» несколько попевок-кулизм (кулизма большая, краткая и др.) за счет различных подводов. А. В. Шек разграничивает определение кулизмы в зависимости от ее вида: кулизмы типа краткой или скамейной относятся к попевкам, кулизма большая (полная) - к лицам [10].
Мы предлагаем использовать термин «кулизма» следующим образом. В том случае, если речь идет о характерной последовательности из трех знаков, встречающихся в рядовых рукописях в качестве обозначения каденции и в азбуках среди перечисления отдельных знамен, мы используем термин «кулизменная каденция» (его синонимы - кулизменное окончание или просто кулизма). Когда же имеется в виду попевка, в которую входит кулизменная каденция, то делается уточнение, что это, например, попевка кулизма средняя или кулизма скамейная. Она может совпадать по начертанию с кулизменной каденцией, а может и иметь подвод из нескольких знаков. Все попевки, содержащие кулизменное окончание, а также те, в названии которых фигурирует слово «кулизма» или «кимза»4, объединяются в группу кулизменных формул. Таким образом, ело-
во «кулизма» может употребляться в трех различных смыслах: кулизма как каденция, кулизма (с уточняющим определением «средняя», «скамейная» и др.) как попевка и «кулизменные формулы» или попевки какого-то гласа или знаменного осмогласия в целом. К этим формулам не относится кулизма большая, которую мы, так же как и А. В. Шек, причисляем к лицам.
Итак, кулизменные формулы - это группа попевок, характерным признаком которой на позднем этапе знаменной нотации является запись, содержащая в качестве последних трех знаков полкулизмы, ста-тию закрытую и статию, т. е. кулизменную каденцию (рис. 1).
В случае употребления в конце песнопения (в нашем случае - ирмоса) на последнем месте вместо статии чаще всего записывается крыж (рис. 2).
Лицо «кулизма полная» отличается использованием знака полкулизмы полной; подробно оно нами не рассматривается.
Данные начертания кулизменной каденции встречаются в Поморском Ирмологии 1912 г. В близких к нему по графике дореформенных рукописях ХУ1-ХУ11 вв. ее написание может иметь свои особенности. Так, в Ирмологии ТСЛ 412 (начало XVI в.)5 «правило» употребления крыжа в конце песнопений не действует, соответственно, кулизма, как и другие каденционные попевки со статней на конце, всегда сохраняет этот знак. Еще один вариант графического оформления кулизмы - употребление знака статия с крыжем (рис. 3).
В таком виде кулизма встречается в Ирмологии ТСЛ 416. В древних списках каденция «кулизма» может записываться несколько иначе.
Кроме трех знаков кулизменной каденции, кулизменные формулы могут включать подвод из нескольких знаков. Он зависит от вида формулы. Так, в кулизме средней всех гласов каденции всегда предшествуют два знака - голубчик и палка, а в кулизме скамейной и кимзе - стопи-ца и запятая. В тех гласах, где возможно употребление нескольких видов кулизм, именно подвод служит средством для их различения.
Мы остановились здесь на графическом аспекте кулизменных формул, поскольку он является общим для всех восьми гласов. Мелодический рисунок кулизмы может быть весьма различным, хотя, несомненно,
Рис. 1. Кулизменная каденция
Рис. 2. Вариант записи с крыжем
Рис. 3. Вариант со статней с крыжем
существуют моменты общности в прочтении этой формулы в разных гласах, а также случаи переноса распева кулизмы из одного гласа в другой в «буквальном» или транспонированном виде. Объединяющим признаком распева кулизм разных гласов является акцент, обозначаемый знаком полкулизмы на третьем месте от конца и создающий дактилическое окончание. В пользу акцентности соответствующего звука говорит его положение мелодической вершины, а также украшение нижним или верхним вспомогательным звуком, в том числе - в синкопированном ритме.
В Ирмологии встречается три попевки из группы кулизм: кулизма средняя, скамейная и кимза. Кулизма средняя употребляется во всех гласах, кроме второго и четвертого, а кулизма скамейная - во втором, четвертом и шестом гласах. Попевка кимза используется в первом и четвертом гласах6. Все эти попевки дают около 10 различных вариантов распева в разных гласах.
В эволюции графики перечисленных попевок есть одна общая закономерность. Если в соответствии с одним из подходов * прогрессивно-ретроспективного метода» рассматривать содержащие кулизменные
формулы фрагменты песнопения, начиная от самых древних рукописей и заканчивая источниками XVII в., обозначается два основных пути становления их графики. В одном случае кулизменные попевки приобретают свой «классический» вид (т. е. стабильное окончание из знаков полкулиз-мы, статии закрытой и статии и подвода) приблизительно с конца XV в. Самой ранней рукописью, где кулизменные формулы в таком виде употребляются систематически, является рукопись Иос.-Вол. 245 последняя четверть XV в. Этот путь графического становления попевок согласуется с установленным И. Е. Лозовой фактом, что певческая книга Ирмологий в первой половине XV в. подверглась редактированию, вызванному постепенно накопленными изменениями в напевах ирмосов, в результате чего возникла новая, «поздняя» версия этой книги: «В 1-й пол. XV в. начала изменяться редакция знаменного Ирмология. Списки этого времени, сохранившие мн. элементы нотации из Ирмологиев домонгольской эпохи, содержат черты, сближающие их с редакцией, которая получила распространение в поел. четв. XV в.» [8]. Во втором случае начертание кулизменных попевок оказывается практически сформированным уже на древнем этапе (XII - первая половина XV вв.), т. е. включает в себя трехзнаковую кулизменную каденцию и нередко один или два знака подвода, характерного для данной кулизменной формулы на позднем этапе.
Конечно, стабильность графики на позднем этапе или на протяжении всего периода бытования различных кулизменных формул не означает полного повторения всех попевочных знаков из рукописи в рукопись. Вполне возможно употребление в «параллельных» местах взаимозаменяемых или сходных знамен, не меняющих существенно мелодический рисунок. Например, это уже упомянутое регулярное использование в качестве последнего знака статии с крыжем в рукописи ТСЛ 416, а также эпизодическое использование статии с запятой или статии светлой на этом же месте в различных рукописях. В подводе также возможны разнообразные мелкие изменения такие, как замена голубчика переводкой, употребление стопицы с очком вместо простой и пр. Они не являются специфичными для этого типа формул, а выражают общую тенденцию знаменной нота-
ции к варьированию, поэтому специально на них мы не останавливаемся.
Итак, существование двух путей или типов становления графики кулизменных формул является их отличительной чертой, не свойственной другим знаменным попев-кам. На наш взгляд, такая картина - следствие того, что кулизменная каденция из трех знаков, изначально типичная только для определенных разновидностей кулизменных формул, позже была перенесена на все формулы этой группы. Произведенный нами анализ певческих рукописей подтверждает это предположение.
Рассмотрим сначала пример наиболее «обычного», с точки зрения теории знаменных попевок, способа графического становления кулизменной формулы, когда в XII-XV вв. она записывается иной графикой, чем в позднее время, т. е. без каденции «ку-лизма». Для этого рассмотрим несколько случаев употребления попевки кулизма средняя в первом гласе. Это попевки на слова со вой потоплешу (ирм. Помогошему Богу, п. 1), спаси люди Своя, Боже наше (ирм. Обыде naco, п. 6), вопию Ти, милосер-де (ирм. Яко Иону пророка, п. 6), прообра-же во ней (ирм. Я влейся во купине, п. 7).
Ниже приведены разные варианты ноти-рования обозначенных фрагментов текста на древнем и позднем этапе7 (рис. 4-7).
2. Своя, Боже наше
Ию-Вш. 245 А/
ТСЛ 407
Хил. 308 А А /
Тип. 150/149 t^-ÍV
Воскр. 28
Рис. 4. Древний вариант кулизмы (1)
\.СошПЖШШУ.
Им -Вол. 245
ТСЛ 407
Барс. 1348
Син. 748
Тип. 150/149
Воскр. 28
1'ЛЛ А/
РЧкЧя Ц/Ч/
1.К1./0
4. Шойбрджй во ни?
И«Й.-Вол. 245
О'Ла А/
тел 407
тип
Син. 748
Хил. 308
Воскр. 28.
Рис. 5. Древний вариант кулизмы (2)
3. Ти, милосерде
ч'Лл А/ Ир.с -Вол. 245
ТСЛ 407 тш/
Хил. 308
Тип. 150/149
Воскр. 28
Рис. б. Древний вариант кулизмы (3)
Рис. 7. Древний вариант кулизмы (4)
Среди этих вариантов можно выделить один относительно устойчивый: его ядро, соответствующее поздней кулизменной каденции, составляют знаки крюк (простой, мрачный или светлый), палка или столица и статия, при которой возможна запятая. Хотя точно расшифровать эти знаки мы, естественно, не можем, однако можно с уверенностью сказать, что они обозначают формулу с акцентом на третьем месте от конца, где стоит крюк; кроме того, возможно, запятая отражает низкую - плагальную - каденцию. Оба эти признака отличают кулизму среднюю и, учитывая, что в поздний период в этом фрагменте ирмоса появится именно она, можно считать описанное начертание (вместе с предшествующими ему знаками, выступающими в роли подвода) ранним вариантом записи кулизмы средней первого гласа. Среди перечисленных текстовых фрагментов оно используется, в основном, на словах со вой потоп-лешу и вопию Ти, милосерде; фрагмент песнопения со словами проображе во ней в древности записан, по-видимому, неформульным способом, исключая рукопись Син. 748 с кулизмой средней.
Интерес представляет третий пример на слова спаси люди Своя, Боже наше, где в двух рукописях древнего периода -
Тип. 150/149 и Воскр. 28 - употреблена запись с использованием знаков, содержащих двойную запятую. Двойная запятая в то время и позднее обозначала низкие звуки, а в древний период такая графика, как в этом примере, использовалась в тех местах, где в последующее время появляется плагальная формула долинка. В данном случае, вероятно, приведенная комбинация знаков также означала долинку, которая позже была заменена другой плагальной формулой - кулизмой средней.
Итак, четыре приведенных нами примера иллюстрируют процесс становления окончательной графики кулизмы средней первого гласа в том случае, когда кулизмен-ная каденция появляется в ней с конца XV в. Как мы видим, этой попевке в первом гласе могла предшествовать неформульная каденция или иная графико-мелодическая формула (в данном случае долинка), а также более ранний относительно устойчивый способ начертания той же кулизмы средней.
Теперь рассмотрим такие примеры, в которых кулизменная каденция в виде трех знаков - полкулизмы, статии закрытой и стати - появляется начиная с XII в. В первом гласе это фрагменты распева на слова фараона люди изменешеому (ирм. Поимо веси людие, п. 1), глубиною покрыво (ирм. Столпоме огненыиме, п. 1), фараона избавлъшему сыны Израиля (ирм. Воспои-мо песне нову, п. 1), сохрани неистленену (ирм. Утроба Ионы, п. 6), Во пещи Троицу прообразиша (ирм. Авраместии дети, п. 7) и др. Все, за редким исключением, отличает использование кулизменной каденции в каждой из рукописей древнего периода. Кроме того, перед ней стабильно записывается знак палки, позже вошедший в подвод к кулизме средней, а в некоторых случаях с поздним подводом совпадают целых два знака - голубчик и палка (рис. 8).
Конечно, стабильность кулизменного окончания в данном случае не является абсолютной; так, в приведенном выше примере запись в рукописи ТС Л 407 отличается от остальных списков. Однако в целом степень устойчивости графической каденции кулизма на древнем этапе оказывается достаточно высокой.
Сравним теперь процесс графического становления кулизмы средней с другой кулизменной формулой первого гласа — ким-зой. Просмотренные нами фрагменты ирмосов с этой попевкой показывают, что для
Во ПЯДИ Троицу щюгёродшш
Иозс.-Вол. 245
о'Лл А/
ТСЛ 407
Син. 748.
Хил. 308
1Л' А А/ К\А А/
о'ЛА А/
Тип. 150/149
Воскр. 28.
1ЛА А/
Па
* '
Рис. 8. Стабильность кулизменной каденции
нее в большей степени характерно появление устойчивой графической (и мелодической) каденции на раннем этапе. Однако она несколько отличается от обычной кулизменной каденции, включая в себя знаки полкулизмы и двух простых статей, тогда как в «традиционной» кулизме на втором месте от конца записывается статия закрытая. Такая особенность, вероятно, связана с мелодическим рисунком формулы: для поздней кимзы характерен один долгий звук Е на втором месте от конца, тогда как в кулизме средней на этом месте находится четырехзвучный мотив С-О-С-Н в нисходящем направлении. Мы не можем точно сказать, как пелись эти формулы на древнем этапе, однако очевидно, что четырехзвучно-му нисходящему обороту кулизмы средней мог предшествовать двух-трехзвучный нисходящий мотив, для фиксации которого применялся двуступенный нисходящий знак статия закрытая. В древней кимзе, напротив, использовался однозвучный знак статия простая, соответствовавший одному долгому звуку (Е).
Таким образом, две кулизменные формулы первого гласа, кулизма средняя
и кимза, на позднем этапе обладающие одинаковой графической каденцией - кулиз-мой, демонстрируют, с одной стороны, разные варианты становления графики, с другой - различное написание завершающего трехзнакового ядра на древнем этапе. Последний факт, подтвержденный также материалами других гласов, говорит о том, что в древний период нотации дифференциация различных кулизменных формул производилась с помощью вариантов записи кулиз-менной каденции, ведущей происхождение от византийской нотации. Один из таких вариантов (полкулизмы - статия закры-
тая - статия), был позднее отобран в качестве унифицированного тайнозамкненного обозначения мелодического «ядра» всех кулизменных формул, способного принимать самые разнообразные мелодические значения. В этом стремлении распевщиков привести тайнозамкненные кулизменные обороты к единому типизированному виду, что не имело прямых аналогов в византийской монодии, отразилась самостоятельность их музыкального мышления, позволявшая свободное оперирование унаследованными от Византии графико-мелодическими элементами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. об этом: [11, с. 135-140; 7].
2 Подробнее о периодизации знаменной нотации см.: [8].
3 Данное издание, которым мы пользовались, представляет собой только часть Хиландарс-кого Ирмология, который оказался разделенным на три фрагмента, хранящихся в разных библиотеках. Второй фрагмент находится в РГБ (собр. Григоровича, № 37), третий - в РНБ ((¡.п. 1.75).
4 Кимза - попевка первого и четвертого гласов, в значительной степени совпадающая по написанию и прочтению с одной из кулизменных формул - кулизмой средней.
5 В статье используются следующие сокращенные наименования рукописных собраний, содержащих поздние рукописи: ТС Л - со-
брание Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ф. 304.1); Раз. - собрание прот. Димитрия Разумовского (РГБ, ф. 379); Иос.-Вол. - собрание Иосифо-Волоцкого монастыря (РГБ, ф. 113).
6 Помимо простой кимзы, в Ирмологии встречаются еще два варианта этой попевки -кимза с подверткой и с возметом, однако в них типичное кулизменное окончание из трех знаков заменяется иным, поэтому в данной статье мы их не рассматриваем.
7 Поздний этап представлен одной рукописью - Иос.-Вол. 245, начиная с которой начертание формулы остается в целом неизменным. Остальные рукописи, сведения о которых были даны выше, относятся к древнему периоду (ХП-ХУ вв.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: Исслед. - Л.: Музыка, 1984. - 304 с.
2. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. - 2-е изд., доп. и перераб. - Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2001. - 318 с.
3. Григорьева (Перелешина) В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. - М., 2011. - Серия V. - Вып. 1. - С. 42-100.
4. Григорьева (Перелешина) В. Ю. Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV-XX в.) // Вестн. Православного Свято-Тихо-новского гуманит. ун-та. - М., 2011. - Серия V. - Вып. 2. - С. 7-64.
5. Кручинина А. Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII в.: Дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1979.
6. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV-XVII в.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI-XVII в. - М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015. - 79 с.
7. Лозовая И. Е. Об азбучном смысле знамен и их «тайнозамкненных» значениях в древнерусской певческой традиции // Гимноло-гия. Вып. 7: Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. - М.: Моск. гос. консерватория, 2017. - С. 264-283.
8. Лозовая И. Е. Знаменный распев // Электронная православная энциклопедия. - URL: http://www.pravenc.ru/text/199937.html (дата обращения: 20.02.2018).
9. Тюрина О. В. Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских стихир большого роспева // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. - М., 2014. - Серия V. - Вып. 2. - С. 30-42.
10. Шек А. В. О некоторых принципах реформы знаменного роспева в XVII веке на при-
мере попевки «рафатка» // Богосл. вестн. -2005-2006. - № 5-6. - С. 372-412.
11. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева ХП-ХУП в. (на материале византийского и древнерусского Ирмоло-гия): Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1996. - Т. 1. - 301 с.
REFERENCES
1. Brazhnikov M. V. Litsa i fity znamennogo raspeva: Issledovanie [Faces and fits of Znamenny chant: Research]. Leningrad, 1984. 304 p.
2. Grigoriev E. A. Posobie po izucheniyu tserkovnogo peniya i chteniya [Manual for the study of Church singing and reading]. Riga, 2001, Ed. 2. 318 p.
3. Grigorieva (Pereleshina) V. Yu. Methods of working with sources with the goal of making kokiznik of znamen raspev for example, the songs «wheel". Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University]. Moscow, 2011, Ser. V, Iss. 1, pp. 42-100.
4. Grigorieva (Pereleshina) V. Yu. The songs «stezka», «skachek» and «opromet» in the znamenny chant theoretical manuals and vocal music manuscripts (from the 2nd half of the XV - XX century). Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University]. Moscow, 2011, Ser. V, Iss. 2, pp. 7-64.
5. Kruchinina A. N. Popevka v russkoj muzykalnoj teorii XVII v.: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Popevka in the Russian music theory of the XVII century. Candidates thesis]. Leningrad, 1979.
6. Lozovaya I. E. Stolpovoj znamennyj raspev (2-ya pol. XV-XVII v.). Formulnaya structura: Materialy k spetskursu istorii russkoj muzyki XI-XVII v. [Pillar Znamenny chant (2nd half of XV-XVII century). Formal structure: Materials for the course of Russian music history XI-XVII century]. Moscow, 2015. 79 p.
7. Lozovaya I. E. About the elementary meaning of the banners and their «tainozamknenny» values in the ancient song tradition. Gimnologiya. Vyp. 7: Muzykalnaya pismennost khristianskogo mira: Knigi. Notatsiya. Problemy interpretatsii [Gimnology. Issue 7: Christian world music writing: Books. Notation. Problem of interpretation]. Moscow, 2017, pp. 264-283.
8. Lozovaya I. E. Znamenny chant. Elektronnaya pravoslavnaya entsiklopediya [Electronic Orthodox encyclopedia]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/199937.html (Accessed 20 February 2018).
9. Tyurina O. V. The transformation of the popevka of kulizma average in the cycle of Gospel stichera big raspeva. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University]. Moscow, 2014, Ser. V, Iss. 2, pp. 30-42.
10. Shek A. V. Some principles for the reform of the Znamenny chant in the XVII century on the example of songs «rafatka". Bogoslovskij vestnik [Theological Bulletin], 2005-2006, (5-6): 372-412.
11. Shkolnik M. G. Problemy reconstruktsii znamennogo rospeva XII-XVII v. (na materiale vizantijskogo i drevnerusskogo Irmologiya): Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The problems of reconstruction the Znamenny chant XII-XVII centuries (on the materials of Byzantine and old Russian Irmologion). Candidates thesis]. Moscow, 1996, Vol. 1. 301 p.
Становление графики попевок знаменного осмогласия (на примере кулизменных формул Ирмология)
В статье рассматривается одна из групп тайнозамкненных попевок - так называемые кулизменные формулы. В научной литерату-
The development of graphic of the Znamen osmoglasie popevki (for example Irmologion kulizmennye formulas)
This paper discusses one of the groups of taynozamknennye formulas - the so-named kulizmennye formulas. There are no scholarly
ре не существует отдельных публикаций, посвященных этой группе формул столпового знаменного распева. Между тем, кулизмен-ным попевкам присущи особенности графического становления, не свойственные другим знаменным формулам, что делает их интересным объектом исследования, позволяющим установить новые закономерности формирования знаменной графики. Недостаточная изученность кулизменных формул выражается, в том числе, в неопределенности терминологии, связанной с этими попевками. В статье делается попытка разграничить различные значения термина «ку-лизма», что вносит большую ясность в понимание как структуры, так и путей графического становления кулизменных формул. Исследование проводится на материалах певческой книги Ирмологий. Главным критерием выбора этой книги стал большой временной диапазон существующих рукописных списков и печатных копий - с XII по XX в. Основным методом исследования является сравнительный прогрессивно-ретроспективный, предполагающий сопоставление одинаковых фрагментов песнопения в рукописях различных временных периодов. Применяется также компаративный метод, который предусматривает сравнение формульных фрагментов на разный текст внутри одной рукописи. В результате устанавливается несколько закономерностей графической эволюции кулизменных формул, выявляющих самобытность мышления древнерусских певчих, которая выразилась в новом использовании элементов и принципов, унаследованных от византийской нотации.
Ключевые слова: знаменная нотация, мелодические формулы, кулизменные формулы, эволюция графики попевок.
publications dedicated to this group of formulas of Stolpovoy Znamenny Chant; meanwhile, kulizmennye formulas have some specificities of their graphic evolution, not typical for other formulas of Znamenny Chant, which make them an interesting subject of injury. The insufficient study of kulizmennye formulas is reflected in terminological indeterminacy. In the paper we try to distinguish the meanings of the therm "kulizma", which helps to explain both structure and the way of formation of kulizmennye formulas. Our search is based on ancient Russian singing book Irmologion. The choice of this book is defined by its grate time range: the Irmologion is known from the XII to the XX century. The main method of our work is comparative progressive-retrospective method, which implies comparison of fragments of chant with the same text in manuscripts of different time. We applied also comparative method, assuming correlation of chant fragments with different text in the same manuscript. In the result several specialities of forming the graphic of kulizmennye fomulas have been established, characterizing mind originality of ancient Russian chanters, which is represented in the new way of operating with elements and principles, borrowed from Byzantine notation.
Keywords: Stolp notation, melodic formulas, kulizmennye formulas, popevki's graphic evolution.
Усова Оксана Викторовна, аспирант Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского E-mail: [email protected]
Usova Oxana Viktorovna, postgraduate of Moscow State Conservatore named after P. I. Tchaikovsky E-mail: [email protected]
Получено 21.03.2018