Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Тюрина Ольга Владимировна, канд. искусст., науч. сотрудник НИЦ церковной музыки им. прот. Дм. Разумовского Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. [email protected]
2014. Вып. 2 (14). С. 30-42
Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских Стихир большого роспева
Статья посвящена одному из основных тайнозамкненных лиц-попевок знаменного роспева — кулизме средней. Подобно прочим формулам группы лиц, она ведет свое происхождение от мелизматических оборотов византийской традиции — больших ипостасей. Термин «кулизма» представляет собой чуть измененное наименование византийской невмы «килизма», входящей в том числе и в начертание тайнозамкненных каденционных формул.
В древнерусской знаменной традиции кулизма предстает в удивительном многообразии мелодических разновидностей и вариантов и в этом смысле не сравнится ни с одним другим лицом или попевкой. С этой точки зрения, представляет интерес ее изучение в составе мелоса большого знаменного роспева. В песнопениях этого стиля автором было обнаружено несколько оригинальных гласовых разновидностей кулизмы средней (5, 6, 7 и 8-й гласы). Большезнаменные варианты розвода имеют порой весьма значительные отличия от соответствующих им распевов, известных по нормативной столповой традиции. В предложенной статье проводится подробный, подкрепленный многочисленными примерами анализ всех особых разновидностей кулизмы, встречающихся в Евангельских Стихирах большого роспева.
Мелодически-формульный комплекс древнерусского знаменного роспева включает в себя множество оборотов — попевок, лиц и фит, — разнообразных по своим мелодическим характеристикам, частоте употребления и функции в распеве песнопений. Некоторые среди них, благодаря тем или иным своим свойствам, занимают особое место. Кулизма, о нетрадиционных вариантах розвода и способах преобразования которой пойдет речь в данной статье, — одна из них. Подобно прочим формулам группы лиц, кулизма ведет свое происхождение от одного из видов тайнозамкненных формул византийской традиции — больших ипостасей. Термин «кулизма» представляет собой слегка измененное греческое название «килизма», в византийской нотации относящееся к одной из невм группы ипостасей, и известен уже по ранним русским азбукам XV в.1
1 Невма килизма входит в начертание акцентной группы «дио», фиксирующей каденци-онный мелодический оборот. В древнерусской теории это название было перенесено с одного знака на всю каденционную формулу, и, таким образом, возникло привычное нам значение термина «кулизма» (см. об этом: Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспе-
О. В. ТЮРИНА
В цикле Евангельских Стихир большого роспева кулизма, в ее различных вариантах, является наиболее употребительной формулой лицевого типа. Уже древнейшие списки этого памятника2, — не поддающиеся расшифровке и доступные для изучения только путем анализа нотации и тайнозамкненных знаковых комплексов, — содержат последовательность трех знамен (полукулизмы и двух статей), которая впоследствии окончательно оформится как кулизменное начертание (пример 1).
Пример 1
о и - два самых распространенных варианта начертания, содержатся во многих песнопениях в обоих списках
о и ^Ч + - Син.279 (2-я Стихира)
о и ^ + - оба списка (4-я и 9-я Стихиры)
о и - Син. 279 (6-я Стихира); Благ. Кондакарь (10-я Стихира)
о и оЧ - Благ. Кондакарь (8-я Стихира)
о и ^ - Благ. Кондакарь (10-я Стихира)
о и - Син. 279 (5-я Стихира)
о и ^ О^и - Син. 279 (1-я Стихира)
Варианты каденционного начертания кулизменного типа по двум древнейшим спискам Стихир Евангельских (Благовещенскому Кондакарю ГПБ, Q. п. 1.32 и минейному Стихирарю ГИМ, Син. № 279).
Начиная с самых древних редакций Стихир, графика кулизмы отличается очень высокой степенью устойчивости. Сопоставление мелодических синтагм, распетых тем или иным вариантом кулизмы в поздних пометных списках, с теми же фрагментами песнопений в более ранних редакциях, позволяет без труда в этом убедиться. Начертание формулы остается стабильным и узнаваемым на протяжении нескольких столетий. И даже в дробнознаменной редакции кон. ХУ1—ХУ11 вв. нередко отдается предпочтение традиционной тайнозамкненной записи кулизмы (пример 2).
ва Х11—ХУ11 веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996. С. 135—142).
2 Два списка, датированных XII столетием: Благовещенский Кондакарь (ГПБ. р. п. 1.32), минейный Стихирарь (ГИМ. Синодальное собр. № 279), а также более поздние списки РГБ. Ф. 304. № 22 (1380 г.) и РГБ. Ф. 304. № 407 (1437 г.).
Пример 2
ХПв. ^ ч^ ^О
(Благовещенский
Кондакарь)
ПО—Г|10у__________ЖД______ТН____СЛ__ЕОу____(1Н
XII в. (Стихирарь О ^ /
Син. № 279)
' ПО—Г(10у__________ЖД______ТН____СА—ЕОу____рн
сер. XVI в. (гим, ^ ;С5 У ^ ;
Син. певч. № 600) по р^____________Жд____тн____.А___Еоу___рн
1584 г. (гим, -п'У У* и ;
Единоверч. № 37) по__г^____________Жд____тн____сА___Еоу___рн
2-я четв. XVII в. (РГБ, У У ¿¿) Ь !
ф. 379, № 29) по—гроу____________жд____тн____са___Еоу___рн
Строка 9-й Евангельской Стихиры, распетая одним из видов кулизмы, по рукописям XII - 2-й четв. XVII вв.
Подобно своему византийскому прототипу, ипостаси килизма (равно как и другим знакам группы «большие ипостаси»), кулизма не предполагает фиксированного мелодического воплощения. В медиовизантийской традиции записи распев килизмы определяется невмами, приписанными к основному знаку. Состав этих невм — и, соответственно, мелос формулы — может быть самым различным. В более ранней палеовизантийской нотации распев ипостасей мог вообще не расшифровываться простыми невмами и был полностью тайнозам-кненным. Таким образом, вариантность мелодического прочтения изначально была заложена в природе византийских формул-ипостасей, что отразилось и на особенностях распева произошедших от них лиц и попевок древнерусской знаменной традиции, в частности кулизмы.
Кулизма принадлежит к числу мелодических оборотов, несущих в себе, если так можно выразиться, «высшую степень» тайнозамкненности. В отличие от большинства лиц знаменного роспева, предполагающих только один определенный вариант розвода тайнозамкненного начертания, у кулизмы этих вариантов множество. Распев кулизмы меняется в зависимости от нескольких факторов:
— от типа формулы (кулизма большая, кулизма средняя, кулизма скамейная);
— от гласа песнопения (часто отдельный вариант в одном или в двух родственных гласах);
— от положения формулы в песнопении (столповая кулизма средняя второго и шестого гласов, которая имеет разные розводы в серединных строках песнопения и в конце).
Подобная традиция расшифровки единого тайнозамкненного начертания и исполнения кулизмы стала причиной существования большого количества ее мелодических версий, часто совершенно не похожих одна на другую. Мелодическое бо-
гатство напевов кулизмы удивительно, в этом смысле она не сравнится ни с одной тайнозамкненной по своему происхождению лицевой или попевочной формулой.
Варианты распева кулизмы средней, характерные для столпового осмогласия, широко употребительны и хорошо известны. В большом роспеве средняя разновидность кулизмы (отличительным признаком тайнозамкненного начертания которой является подвод из голубчика борзого и палки: (]* "| 5?) также встречается, хотя и не столь часто, как более подходящая для пространного ме-лизматического стиля кулизма большая. Однако мелодические варианты кулизмы средней в песнопениях большого знамени отличаются, и порой весьма сильно, от соответствующих им столповых.
Для выявления и анализа этих особых вариантов в Евангельских Стихирах очень важен факт существования двух разных способов записи их мелоса—а именно, краткой тайнозамкненной и разведенной дробным знаменем редакций цикла3. Порой распев кулизмы в том или ином гласе настолько оригинален и не похож на принятый в столповом знамени, что, руководствуясь только поздней редакцией, содержащей розвод простыми знаменами без привычного тайнозамкненного начертания, ее нельзя было бы узнать. В этом случае сличение двух редакций представляется единственным выходом, так как в тайнозамкненной редакции не составляет труда определить кулизму по стабильному комплексу ее начертания. С помощью сопоставления тайнозамкненной и разведенной записи Стихир большого роспева нам удалось обнаружить несколько вариантов прочтения кулизмы средней, не похожих ни на какие другие и, по всей вероятности, свойственных лишь этому певческому стилю. Далее мы остановимся на каждом из них.
Пятый глас
В отличие от вариантов других гласов, которые мы рассмотрим позже, распев кулизмы средней пятого гласа4 очень похож на принятый в столповой традиции (пример 3).
Как мы видим, в подводе (розвод голубчика и палки) и первых двух знаках ядра распева большой и столповой варианты практически совпадают. В примере из девятой Стихиры к розводу палки добавляются два украшающих звука, подводящих
3 Графическая редакция Евангельских Стихир, называемая нами тайнозамкненной, существовала с древнейшего периода. В своей основной, устойчивой и получившей распространение в большом количестве списков форме она сложилась в 3-й четв. XV в. и оставалась неизменной на протяжении ста лет. В 80-е гг. XVI в. был создан ее розвод дробным знаменем, в котором составляющие основу мелоса Стихир распевы лиц и фит были расшифрованы с помощью простых знамён. В сер. XVII в. к ней были добавлены степенные пометы, и в таком виде она просуществовала вплоть до угасания традиции знаменного роспева в XVШ в. (а в старообрядческой традиции и позже). Подробнее см. об этом: Тюрина О. В. Стихиры Евангельские. Новый взгляд на исторический путь развития цикла и соотношение редакций // «Иду в неведомый мне путь». Памяти Елены Филипповой. М., 2006. С. 53—61 (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 55.); Она же. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад: сб. ст. М., 2008. С. 171—176 (Гимноло-гия; вып. 5).
4 Синтагмы «познано бысте има» в пятой Стихире и «входомо дверенымо» в девятой Стихире.
Пример 3
столповой роспев
большой роспев (9-я Стихирд)
п- 1 а
1
г гт ; т
и*
щ
[б^одо]-Л10-ДБ£_____|1Е__________________НЫ_________________МО
Сравнение розвода кулизмы средней пятого гласа в столповом и большом роспевах. Боль-шезнаменный вариант — 9-я Евангельская Стихира, по рукописи ГИМ, Син.певч. № 100 (сер. — 3-я четв. XVII в.), л. 243 об.
к мелодической вершине до снизу. В других случаях (например, в той же попевке в пятой Стихире) палка разводится не как стрела светлая ( 1 ^ ^^). а как
стрела с облачком ( ^ ^ и украшение вершинного звука до приобре-
тает немного другой вид. Кроме того, длительности нисходящего секвенционно-
(МИШ
го мотива
) в большезнаменном варианте увеличены вдвое, что
соответствует характеристикам мелизматического стиля, в котором основная ритмическая единица вдвое крупнее, чем в столповом роспеве.
Основное различие между кулизмой пятого гласа столпового и большого знамени касается прочтения последней статьи тайнозамкненного начертания и, соответственно, каденции формулы. Вместо заключительного ре в большем знамени мелодия поднимается на соль, квартой выше столпового каденционного тона. Прямая нисходящая линия движения, характерная для столповой кулизмы первого и пятого гласов, здесь нарушается, и распев волнообразно возвращается в центральную часть своего диапазона.
В связи с особым вариантом розвода кулизмы в пятом гласе сделаем небольшое отступление. Изменения общепринятых распевов традиционных столповых попевок, наблюдаемые в песнопениях большого роспева, подводят к проблеме внешних влияний на мелос этого стиля. Перечисленные выше особенности большезнаменной кулизмы — орнаментация мелодического контура, ритмическое укрупнение и каденция на ступени соль — присущи этой же попевке в цикле Евангельских Стихир, распетых большим путевым роспевом5 (пример 4).
Однако есть и отличия между большой знаменной и большой путевой версиями. Распев путевой кулизмы разворачивается в меньшем диапазоне: отсутствует терцовый подход к каденционному тону от ступени ми, и нижним звуком
5 Один из пометных списков этих Стихир (в 3-х голосном изложении) находится в рукописи ГИМ. Син. певч. № 1105 (XVIII в.). Л. 218.
Пример 4
большой
путевой роспев
vi "Г 'flv
большой
знаменный роспев
г> 'l^'l /г v тгттптт k v
Сравнение розвода кулизмы средней пятого гласа в большом знаменном и большом путевом роспевах. Путевой вариант — по рукописи ГИМ, Син. певч. № 1105 (XVIII в.), л. 218.
формулы, соответственно, становится фа. Мелодическая вершина — ступень до — затрагивается лишь как вспомогательный звук, а не как несущий смысловой акцент опорный тон. В целом, на наш взгляд, путевой вариант кулизмы пятого гласа отличается некоей «размытостью», большой же, по своим мелодическим качествам, — более четкий, рельефный и яркий.
Отметим, что на данном этапе исследования не представляется возможным определить направление не вызывающего сомнений взаимного влияния двух певческих стилей. Что было первичным? Существовавшая с древнейшего периода (в тайнозамкненной форме) большезнаменная версия Стихир была взята за основу при создании распевов большого пути, или же, наоборот, появившийся в кон. XVI в. розвод тайнозамкненной редакции дробным знаменем вобрал в себя черты сложившейся к тому времени путевой системы попевок? Этот вопрос пока ждет ответа.
Шестой глас
В шестом гласе6, в отличие от пятого, распев кулизмы средней не похож на традиционный столповой (пример 5).
Отличия столповой и большой разновидностей весьма значительны. Во-первых, как было и в пятом гласе, в распев вводится ряд вспомогательных звуков короткой длительности, опевающих основной мелодический контур и придающих формуле мелодическую и ритмическую прихотливость. Украшение подвода попевки в области розвода голубчика и палки в разных списках может иметь два
варианта: со стрелой крыжевой }} и со стрелой с облачком1 (о!^ |).
Основная линия распева, которую легко проследить по опорным тонам, в обоих вариантах одинакова: спуск мелодии от вершины к каденции (соль — фа — ми — ре). В кулизме большого роспева нисходящее движение останавливается на ступени ре, и последний звук попевки (соответствующий заключительной
6 Десятая стихира («корабле и мрежа» и «слово дело воскоре»).
7 Например, в рукописи РГБ. Ф. 379. № 29 (2-я четв. XVII в.).
Пример 5 столповой роспев
л" 1 я
большой роспев (10-я Стихира)
аСГ т Г /а '' [)«>
ш
[ко]_АД—ЕЛЕ_____н____________________лш.
Сравнение розвода кулизмы средней шестого гласа в столповом и большом роспевах. Большезнаменный вариант — 10-я Евангельская Стихира, по рукописи ГИМ, Син. певч. № 100, л. 245.
статье тайнозамкненного начертания) повторяет эту же ступень. В столповом варианте, напротив, движение продолжается и достигает ступени до. Отсюда следует второе и наиболее существенное различие столпового и большого вариантов — разные каденционные тоны. Можно ли каким-то образом дать ему объяснение?
Как известно, в ладовой системе знаменного роспева существует целая группа так называемых «скользящих» устоев. Эти тоны смещены на ступень вниз по отношению к нормативным опорным тонам гласа, заимствованным из византийской системы осмогласия. Формулы со «скользящими» каденциями входят в по-певочные комплексы разных гласов. Один из наиболее ярких и типичных примеров — это многочисленные долинки с низкой каденцией, распространенные в первом и пятом гласах, в которых заключительный тон «соскальзывает» с нижнего плагального тона еще на ступень вниз (пример 6). Возможно, что на примере кулизмы второго и шестого гласов мы имеем дело с аналогичным явлением. В таком случае, ее каденционный тон до — это результат «соскальзывания» с находящегося ступенью выше устоя ре, сохранившегося во многих других попевках обоих гласов и, в частности, в конечной разновидности кулизмы средней (пример 7).
Пример 6
Долинка средняя с ударкой и ломкой в нормативной столповой традиции.
Пример 7
Кулизма средняя конечная второго и шестого гласов в нормативной столповой традиции.
Можно предположить, что в древности, — когда попевочная система еще не обрела устойчивость и неизменяемость, свойственную ей в поздний период, и активно шел процесс трансформации византийского мелодического материала, — распев кулизмы шестого гласа предполагал повторение заключительного тона ре и каденцию на этом тоне. Подобное повторение последнего звука свойственно некоторым формулам медиовизантийской традиции. С течением времени мелодическая линия попевки трансформировалась, продлившись еще на один звук вниз, что привело к образованию общепринятого столпового розвода кулизмы. Большой же роспев сохранил архаичную традицию исполнения формулы, которую, благодаря созданию дробнознаменной редакции, мы можем видеть в поздних пометных списках Евангельских Стихир.
Седьмой глас
В седьмой Евангельской Стихире, песнопении, небольшом по протяженности, кулизма средняя входит в число основных оборотов лицевого типа8 (пример 8).
Пример 8
столповой роспев
п- 1 а
-1
1?—' -ё « -« -J -в О о 11
у"i v v
большой роспев (7-я Стихирд)
II -1
^ о о о о 11
[о ___Пн______сл_________________нн—а
Сравнение розвода кулизмы средней седьмого гласа в столповом и большом роспевах. Большезнаменный вариант — 7-я Евангельская Стихира, по рукописи ГИМ, Син. певч. № 100, л. 241.
Интересно, что в отношении этой формулы наблюдается явление, аналогичное подробно описанному выше на материале кулизмы шестого гласа. Каденция столпового варианта — до, два последних знамени тайнозамкненного начертания при этом расшифровываются двумя нисходящими целыми длительностями (ре — до). В большезнаменном варианте движения спуска на секунду вниз не происходит, последний звук повторен, и, следовательно, формула кадансирует на ре. В остальном же сходный рисунок мелоса в обоих вариантах хорошо заметен. Розвод первого знамени ядра попевки — полкулизмы — в большезнаменном
8 Встречается четыре раза: в синтагмах «сорищущася ученики», «воскресение обретоша»,
«о сихо Писания», «Жизнодавеца».
варианте чуть более орнаментирован
вместо
фт
В качестве
украшения подвода в приведенном примере избран мотив щ \ |, наиболее
приближенный к значению палки в тайнозамкненном начертании.
В синтагме «сорищущася ученики» окончание кулизмы седьмого гласа изменено. Заключительная статья тайнозамкненного начертания ($) меняется на стрелу крыжевую благодаря чему формула кадансирует ступенью выше —
на тоне ми, одном из основных ладовых устоев седьмого гласа и каденционном звуке многих других попевок (пример 9).
Пример 9
Кулизма средняя седьмого гласа с измененной каденцией. 7-я Евангельская Стихира, по рукописи ГИМ, Син. певч. № 100, л. 241.
Выделенное в примере окончание формулы в этом случае не тайнозамкнен-но, а разведено точно в соответствии со значениями знамен — так, как должны распеваться статья закрытая и стрела крыжевая. Существование различных вариантов окончания одной и той же формулы, графически выраженное в изменении последнего знамени ее начертания, не является редкостью в столповом знаменном роспеве (можно упомянуть, например, такие попевки, как долинку с хамилой и долинку переметную в первом гласе, мережу с подъемом, мережу со стезей и др.). Как оказалось, большому роспеву вариативность такого плана также присуща, и речь, скорее всего, идет об общем свойстве попевочной системы древнерусской певческой традиции.
Говоря о распеве кулизмы средней в седьмом гласе, нельзя не упомянуть еще об одном чрезвычайно интересном случае употребления этой формулы. Речь идет о последних словах седьмой Стихиры («ЖизнодавецаХриста»). Начало синтагмы распето одним из уже известных нам и показанных выше вариантов кулизмы, но необычность этого случая в том, что использован распев не седьмого (как ранее в этом же песнопении), а пятого гласа. Характерный распев с волнообразным секвенционным спуском и затем подъемом к каденционному тону, уже знакомый нам по пятой и девятой Стихирам, воспроизведен здесь в точности (пример 10). Единственное отличие от песнопений пятого гласа состоит в том, что здесь формула опомечена квартой ниже (на высоте ре, а не соль, в соответствии с общим высотным уровнем седьмой Стихиры). Кроме того, заключительная синтагма песнопения, как это часто бывает в большом роспеве, представляет собой «составную» формулу, и поэтому непосредственно за кулизмой, начиная
-лг ун ч^тлтт пч v
^ ^ ^ \ ^ J J JJ о I Знд]_Н0___ЕЫ___СТ£____________________Н___________________МД
м JJJ i J 1 j j j
нзно]-ДД___ЕЕ______________________Хрн_________________СТД-1-
у"у" г()ту ч
л. а а ,ьи <1 } j j
Распев кулизмы средней пятого гласа в 5-й Евангельской Стихире (РГБ, ф. 379 № 44, 1-я четв. XVIII в., л. 87 об) и 7-й Евангельской Стихире (ГИМ, Син. певч. № 100, л. 241 об).
от ее последнего звука, следует традиционный заключительный оборот — лицо царь-конец.
Появление кулизмы пятого гласа в песнопении седьмого — один из редких в Евангельских Стихирах случаев употребления формулы с ярко выраженной гла-совой принадлежностью не в «своем» гласе. Как следует расценивать его? Возможно, это остаток древней традиции, сохранившийся в мелосе большого ро-спева от того времени, когда связь с византийским прототипом была сильнее — и тогда мы имеем дело с явлением, близким ладовой модуляции в византийских песнопениях.
Восьмой глас
Подобно разобранному выше основному распеву седьмого гласа, в восьмом гласе9 кулизма средняя имеет два варианта окончания (пример 11). Помимо завершения на главном устое гласа ре — основного вида каденции этой формулы, со статьей в тайнозамкненном начертании, есть также распев, кадансирующий терцией выше, на фа — со стрелой поводной (в конце. Окончание формулы восходящим терцовым мотивом, записанным поводной стрелой в тайнозамкнен-
Пример 10
9 Восьмая Стихира, синтагмы «соподобися», «не прикасатися Христе», «возвещаете Твои», «ученикомо».
Пример 11
Сравнение розвода кулизмы средней восьмого гласа в столповом роспеве и двух вариантов розвода в большом роспеве. Большезнаменные варианты — 8-я Евангельская Стихира, по рукописи ГИМ, Син. певч. № 100, л. 242 об.
ном начертании, напоминает существующие в столповой традиции обороты «со стезей» (например, мережи со стезей во втором и шестом гласах).
Мелодический контур распева кулизмы восьмого гласа в основных чертах похож на принятый в столповом роспеве и по сравнению с ним лишь сильнее орнаментирован. Украшение подвода, встречавшееся в пятом, шестом и седьмом гласах (в данном случае — стрела крыжевая с облачком), здесь также присутствует.
Одна любопытная особенность кулизмы восьмого гласа поднимает малоизученный вопрос о составной природе знаменных мелизматических формул, образующих их структурных элементах и взаимодействии элементов между собой. Дело в том, что внутрь этого распева кулизмы включена другая формула — короткая попевка хамила (в примере выделена рамкой). В некоторых списках дробнознаменной редакции10 она записана с помощью тех же знамен (стрелы крыжевой и собственно хамилы), что и в своем нормативном начертании. Это, на наш взгляд, исключает возможность ошибки, то есть того, что за хамилу можно было случайно принять мелодически сходный, но не имеющий к ней отношения мотив. Обороты «с хамилой» нередки в попевочной системе знаменного роспева (долинка с хамилой, опромет с хамилой, рафатка с хамилой и др.). Но в перечис-
10 Например, ГИМ. Син. певч. № 100 (сер. — 3-я четв. XVII в.).
40
ленных попевках хамила выступает в качестве добавочного элемента, который присоединяется к концу распева, украшая его каденцию и иногда (как, например, в долинке первого гласа) меняя заключительный тон. Напротив, в больше-знаменной кулизме восьмого гласа хамила вводится в середину распева и органически встраивается в его мелодическую ткань.
Здесь вновь уместно будет вспомнить византийскую традицию, прямыми наследниками которой выступают древнерусский знаменный роспев и нотация. Удивившее нас в распеве кулизмы восьмого гласа внедрение одной формулы внутрь другой происходит, возможно, потому, что знаки хамилы (flflli) из розвода попевки и полкулизмы (jJ) из ее тайнозамкненного начертания в какой-то мере отождествляются. Невмы дио апострофы (>7>), первая половина хамилы, и дип-ли (■£■), первая половина полкулизмы, — в византийской нотации синонимичны и обозначают удвоение ритмической единицы. Вторая же половина — цакизма (и, древнерусская чашка) — совпадает в обоих составных знаменах. Исполнение фрагмента распева кулизмы средней как хамилы возникло, вероятно, задолго до создания розвода Стихир дробным знаменем. Можно предположить, что оно (как и «нескользящая» каденция кулизмы шестого гласа, о которой говорилось выше) отражает древнюю традицию, раскрытую для нас с появлением дробно-знаменной редакции Стихир.
* * *
Итак, мы подробно рассмотрели все гласовые мелодические разновидности попевки кулизма средняя, встречающиеся в цикле Евангельских Стихир большого роспева. Сравнение их с вариантами этой формулы, употребительными в нормативной столповой традиции, показывает, что различия между ними могут быть как весьма сильными, затрагивающими мелодический каркас распева (изменение каденционного тона в кулизме пятого, шестого и седьмого гласов), так и поверхностными, имеющими вариативно-орнаментальный характер (введение вспомогательных украшающих звуков и ритмическое удлинение). Способы мелодического преобразования, хорошо известные на материале столповых попе-вок, — такие как «наращивание» формулы с помощью добавления дополнительных элементов в конце, — оказались свойственны и попевкам большого роспева (особые варианты кулизмы седьмого и восьмого гласов со стрелой в тайнозам-кненном начертании). Кроме того, гласовые разновидности кулизмы по-разному «ведут себя» с точки зрения соответствия ладовому содержанию конкретного гласа. Так, имеются строго вписанные в систему ладовых опор распевы шестого и восьмого гласов, выбивающийся из этой системы вариант седьмого гласа с каденцией ре, и даже явление, близкое византийской ладовой модуляции (в случае с кулизмой пятого гласа, неожиданно оказавшейся в Стихире седьмого гласа).
В заключение еще раз подчеркнем: вопрос о причинах описанных нами различий между традициями розвода кулизмы в столповом и большом роспевах, так же как и о первичности или вторичности какой-либо традиции по отношению к другой, пока далек от окончательного разрешения. Поиск ответа на эти вопросы может составить материал для отдельного исследования, приблизив нас к лучшему пониманию соотношения графической фиксации формул и их мело-
дического воплощения, а также родственных связей между разными певческими стилями, бытовавшими в церковной традиции Древней Руси.
Ключевые слова: древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, знаменный роспев, большой роспев, мелизматические стили пения, ме-лизматические формулы, знаменная нотация, попевки, тайнозамкненность.
The transformation of the popevka kulizma srednyaya in the Evangelikal Stikheras of "Bolshoj Raspev"
("Great chant")
O. Tyurina
This article is devoted to one of the tainozamknenny litz-popevkas of znamenny chant — kulizma srednyaya. As the same other ones it has the origin connecting with melismatic intonations of Bysantine tradition — bolshye ipostasi. The term «kulizma» is allied to Bysantine nevma named kilizma that one can see among tajnozamknenny cadential formulas as well.
In the Old Russian znamenny tradition kulizma has a lot of melodic variants as another popevkas haven't. In connecting with it the studying of kulizma in the context of Bolshoj znamenny raspev' melodics is especially interesting. In the chants of this style some original variants of kulizma srednyaya were finded out by the author (5, 6, 7 and 8-th glases). Variants of Bolshoj znamenny rozvod have sometimes very marked difference from appropriate ones in the normative tradition. In the proposal article is made detailed analysis all of especial variants of kulizma, which can see in the Evangelical Stikheras of "Bolshoj Raspev" with lots of examples.
Keywords: Old Russian church singing, tradition of znamenny singing, znamenny raspev, Bolshoj raspev (Great chant), melismatic styles of singing, melismatic formulas, znamenny notation, popevkas, tajnozamknennost'.
Список литературы
1. Тюрина О. В. Стихиры Евангельские. Новый взгляд на исторический путь развития цикла и соотношение редакций // «Иду в неведомый мне путь». Памяти Елены Филипповой (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 55.). М., 2006. С. 53-61.
2. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад (Гимнология; вып. 5). М., 2008. С. 171-176.
3. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII—XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996. С. 135—142.