Научная статья на тему 'Становление города Омска как центра военно-промышленного комплекса на Востоке СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)'

Становление города Омска как центра военно-промышленного комплекса на Востоке СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1010
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / ЗАВОДЫ / PLANTS / ФАБРИКИ / САМОЛЁТЫ / ТАНК / EVACUATION ALERT / PLANES / TANK SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Машкарин М. И.

В статье рассматривается процесс становления города Омска как одного из военно-промышленных центров страны, в котором стала производиться самая необходимая для фронта техника самолёты, танки, радиостанции, снаряды, мины, патроны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Машкарин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERIOD OF OMSK BECOMING A CENTRE OF MILITARE AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE EAST OF USSR DURING GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

The articles deals with the process of Omsk formation as one of the military and industrial centres of the country where the most important military hardware planes, tank systems, radio stations, missiles, cartridges were manufactured.

Текст научной работы на тему «Становление города Омска как центра военно-промышленного комплекса на Востоке СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)»

УДК 947.085 (57)

М.И. Машкарин, M.I. Mashkarin, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

СТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА КАК ЦЕНТРА ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ВОСТОКЕ СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)

THE PERIOD OF OMSK BECOMING A CENTRE OF MILITARE AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE EAST OF USSR DURING GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

В статье рассматривается процесс становления города Омска как одного из военно-промышленных центров страны, в котором стала производиться самая необходимая для фронта техника - самолёты, танки, радиостанции, снаряды, мины, патроны.

The articles deals with the process of Omsk formation as one of the military and industrial centres of the country where the most important military hardware - planes, tank systems, radio stations, missiles, cartridges - were manufactured.

Ключевые слова: эвакуация, заводы, фабрики, самолёты, танк

Keywords: evacuation alert, plants, planes, tank system

Накануне Великой Отечественной войны в результате реализации планов первых пятилеток город Омск превратился в крупный промышленный центр на Востоке Советского Союза. Здесь успешно работали заводы имени Коминтерна, «Красный пахарь», Сибзавод, ТЭЦ, крупнейшая в СССР биофабрика, Кировский элеватор, судоремонтный завод, суконная и обувная фабрики, крупные предприятия железной дороги - паровозное депо и паровозовагоноремонтный завод имени Я.Э. Рудзута-ка, овчинно-шубный завод, лесопильный завод, дрожжевой завод, мясокомбинат, строительные организации и другие. Незадолго до начала войны на восточной окраине города начали возводиться автосборочный и шинный заводы [1, 152 - 162].

Когда началась Великая Отечественная война, в течение нескольких месяцев из западных прифронтовых областей в Омск были эвакуированы более ста предприятий, прежде всего оборонных, которые в кратчайшие сроки наладили на новом месте выпуск самой необходимой фронту продукции. В Омске был налажен выпуск самой современной боевой техники и военной продукции - самолётов, танков, авиационных двигателей, радиостанций, снарядов, мин, патронов и т.д. При этом следует подчеркнуть, что сведения о выпуске именно такой «боевой» продукции в то время были засекречены на многие десятилетия и даже в вышедших в 70-80-х годах ХХ века очерках истории областных, краевых и республиканских сибирских организаций КПСС об этом ничего не говорилось. Такое состояние исторической науки во многом сохранялось вплоть до конца 80-х - начала 90-х годов.

Уже летом и осенью 1941 года в Омск прибыли в эвакуацию эшелоны с оборудованием из Днепропетровска, Брянска, Конотопа, Великих Лук, Ленинграда, Ворошиловграда для улучшения работы железнодорожного узла и создания танкового завода, из Ленинграда прибыл радиозавод имени Н.Г. Козицкого, оптико-механический завод «Прогресс», из Киева электротехническое предприятие, из Тулы и Ростова - патронные заводы [1, 209]. Вместе со станками и оборудованием эвакуировались рабочие и специалисты предприятий. В Омскую область уже к 6 сентября 1941 года прибыло эвакуированных рабочих, инженеров, техников и их семей 166 628 человек.

В самом начале войны из Москвы были эвакуированы авиазаводы № 82 (серийный) и № 156 (опытно-конструкторский), которые вместе с Омским авиазаводом № 166 были объединены в единое производство (позднее стало известным как АКО «Полет»), первым директором которого был А.В. Ляпидевский - известный полярный летчик, первым удостоенный 20 апреля 1934 года звания Героя Советского Союза. На этом заводе в Омске работали известный авиаконструктор А.Н. Туполев и С.П. Королев, позднее прославившийся как организатор покорения космического пространства.

Когда производство самолётов в Омске было отлажено, каждые в сутки здесь выпускали до 8-10 самолётов. За годы войны на заводе было выпущено 80 пикирующих бомбардировщиков «ТУ-2» и около 3,8 тысяч истребителей «ЯК-7» и «ЯК-9», по своим характеристикам превосходивших немецкие самолеты [2, 17-18; 5, 100, 104].

В тройку важнейших оборонных предприятий Омска вошёл эвакуированный из Запорожья УССР моторостроительный завод имени П.И. Баранова. Вместе с заводом в Омск в 1 056 вагонах с оборудованием прибыли 11 178 человек рабочих, инженерно-технических работников и членов их семей. Для ускорения введения завода в строй на основании постановления Государственного Комитета обороны СССР совершенно секретным приказом народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии от 25 июля 1941 года на Главпромстрой НКВД было возложено строительство цехов этого моторостроительного завода с созданием в Омске Управления строительства и лагеря. В 5-дневный срок из различных регионов страны в город Омск были направлены 5 тысяч заключенных, в том числе 1 000 плотников, 500 каменщиков, 200 слесарей и 125 сварщиков. В 1942 году количество осуждённых на стройке увеличилось до 8 тысяч человек [3, 13].

7 ноября 1941 года, в День 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на заводе был испытан первый авиационный двигатель, собранный в Омске, а до конца войны здесь было собрано около 15 тысяч двигателей для истребителей и бомбардировщиков [1, 17; 4, 16 - 17].

На базе Омского паровозо-вагоноремонтного завода разместились Ленинградский завод имени К.Е. Ворошилова (№ 174), Ворошиловградский паровозо-вагоноремонтный завод имени Октябрьской революции (№ 173) и некоторые другие предприятия. Здесь в 1942-1945 гг. было выпущено почти 7 тыс. танков «Т-34» - лучших танков Второй мировой войны [5, 106 - 108].

Заводы имени Н.Г. Козицкого (№ 210), имени В.В. Куйбышева (№ 20), Электроточприбор (№634), Сибзавод выпускали минометы, мины, снаряды (в том числе для знаменитых реактивных установок «Катюша»), патроны, радиооборудование для самолетов, танков, гидроакустические средства, шумопеленгаторы «Марс» и другое вооружение, оборудование. Благодаря «Марсу» советские подводники отправили на дно 300 транспортных судов, общим тоннажем около миллиона регистров тонн и 100 боевых кораблей. В 1942 году вошли в строй шинный, сажевый и автогенный заводы.

Обувные, швейные, трикотажные, текстильные предприятия выпускали обувь, обмундирование, госпитальное белье. За годы войны предприятия выпустили 5,8 млн. пар кожаной обуви, а многочисленные артели в районах области и в Омске произвели для нужд армии 825 тыс. пар валяной обуви. Кожевенные и овчинно-шубные заводы выпускали подсумки, ремни, портупеи, шорное оборудование, полушубки, бекеши, меховые жилеты. Было налажено производство лыж. Только в 1941 году область поставила для фронта 185 тысяч пар лыж и 1911 саней. Омские предприятия пищевой промышленности стали выпускать консервы, сухари, медицинские препараты для фронта.

Большой вклад в разгром гитлеровской Германии внесли омские железнодорожники. Они не только организовали бесперебойные перевозки грузов, но и построили и отправили на фронт бронепоезда «Омский железнодорожник», «Сибиряк-барабинец», «Победа», «Омский мопровец», «За Родину», «Киров», «Североказахстанец», два поезда-бани.

Несколько предприятий города Омска в период войны были награждены трудовыми и боевыми орденами.

В период войны в Омске готовили офицерские и сержантские кадры Омское пехотное училище имени М.В.Фрунзе, 2-е Омское пехотное училище, Омское авиационное училище летчиков, Омское интендантское училище, Омское училище зенитной артиллерии, Ленинградское зенитно-прожекторное училище, 2-е Ленинградское Краснознаменное военное авиационно-техническое училище имени Ленинского Краснознаменного комсомола, Ленинградское военно-медицинское училище имени Н.А.Щорса (с 1947 - Омское), Камышинское танковое училище (с 1946 - Омское), Военный факультет 2-го Московского медицинского института, Ярославское интендантское училище, Таллиннское военно-пехотное училище, различные военные школы и курсы [6, 306].

Почти 300 тысяч омичей отправились на фронт. Почти все сформированные в Омске полки, бригады, дивизии получили почетные наименования (Верхнеднепровская, Кулагинская, Одерская, Печенгская, Рогачевская, Тартуская, Тосненская). За период войны на свои боевые знамена они прикрепили ордена Суворова - 4, Кутузова - 4, Красного Знамени - 8, Александра Невского - 1, Красной Звезды -1.

Почти все омичи-фронтовики были награждены боевыми орденами и медалями, 262 человека, чьи судьбы тесно связаны с Омским Прииртышьем, стали Героями Советского Союза, 35 - полными кавалерами солдатского ордена Славы.

Многие из раненых фронтовиков прошли в годы войны лечение в омских госпиталях. За период войны в наш город прибыло 562 военно-санитарных поезда. В омских госпиталях прошли лечение 156598 раненых и 13198 больных, из которых 101715 человек вернулось в боевой строй, 51658 человек были направлены в другие лечебные учреждения, уволены из армии по инвалидности 1529 человек, умерли 1266 человек.

Под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» омичи в 1941-1945 гг. делали все, чтобы приблизить час разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Библиографический список

1. Очерки истории города Омска. - Омск. ХХ век. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - Т. 2 - 400 с.

2. Машкарин, М. И. Сибиряки в Великой Отечественной войне : страницы историографии и истории. - Омск, 1998. - 64 с.

3. ИТК-9. 1938-1998. Страницы истории. Государственное учреждение «Исправительная колония № 9 УИН УВД Омской области». - Омск, 1998. - 58 с.

4. Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова. 1916-2006. - Новосибирск : Приобские ведомости, 2006. - 296 с.

5. Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) : ист.-публ. ин-форм.-стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2005. - 297 с.

6. Машкарин, М. И. Вклад сибирского тыла в разгром фашистской Германии : к историографии и истории вопроса / М. И. Машкарин // Молодёжь - наследница Победы : докл. Всерос. моло-дёжн. Науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. - Омск , 2005. - С. 303 - 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.