Научная статья на тему 'К проблеме формированиявоенно-промышленного комплекса города Омска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

К проблеме формированиявоенно-промышленного комплекса города Омска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
658
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / ВОЙНА / WAR / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ЗАВОД / PLANT / MILITARY INDUSTRIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна, Воронин Виталий Анатольевич

В статье рассматривается проблема влияния эвакуации на формирование ВПК г. Омска в годы Великой Отечественной войны. Война дала мощный импульс развитию Омска как мегаполиса и промышленного центра Западной Сибири, она предопределила дальнейшее развитие города. И в этом состоит актуальность исторического опыта для современности: дальнейшее успешное развитие города, по нашему мнению, связано с развитием промышленного сектора, с использованием сохранившихся еще возможностей, кадровых и технологических ресурсов ВПК Омска. Мировой опыт подсказывает, что инновационными и конкурентоспособными на мировом рынке являются именно вертикально интегрированные корпорации. К тому же не может обладать в современном мире суверенитетом государство, не способное обеспечивать армию современным оружием отечественного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна, Воронин Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MILITARY INDUSTRIAL SECTOR IN OMSK

The paper reads about the impact of evacuation on the formation of Military Industrial Sector in Omsk during the Great Patriotic War. The War gave momentum to the Omsk’s development as the megapolis and industrial center of Western Siberia. It destined the further development of the city. The applicability of the historical experience for contemporaneity is connected with usage of surviving capabilities, Omsk Military Industrial Sector active and technological inputs. Global experience shows that particular vertical-integrated companies are innovative and competitive in international market. Besides the state unable to provide the army with up-to-date weapons of national production cannot possess sovereignty.

Текст научной работы на тему «К проблеме формированиявоенно-промышленного комплекса города Омска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

УРОКИ ИСТОРИИ

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

УДК 94(47)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ОМСКА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Н.В. Лидер, В.А. Воронин Омский автобронетанковый инженерный институт

Россия, г. Омск, 14 в/городок; [email protected]

В статье рассматривается проблема влияния эвакуации на формирование ВПК г. Омска в годы Великой Отечественной войны. Война дала мощный импульс развитию Омска как мегаполиса и промышленного центра Западной Сибири, она предопределила дальнейшее развитие города. И в этом состоит актуальность исторического опыта для современности: дальнейшее успешное развитие города, по нашему мнению, связано с развитием промышленного сектора, с использованием сохранившихся еще возможностей, кадровых и технологических ресурсов ВПК Омска. Мировой опыт подсказывает, что инновационными и конкурентоспособными на мировом рынке являются именно вертикально интегрированные корпорации. К тому же не может обладать в современном мире суверенитетом государство, не способное обеспечивать армию современным оружием отечественного производства.

Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, эвакуация, война, промышленность,

завод.

THE FORMATION OF MILITARY INDUSTRIAL SECTOR IN OMSK

During the Great Patriotic War LiderN.V., Voronin V.A.

Omsk Tank-Automotive Engineering Institute

The paper reads about the impact of evacuation on the formation of Military Industrial Sector in Omsk during the Great Patriotic War. The War gave momentum to the Omsk's development as the megapolis and industrial center of Western Siberia. It destined the further development of the city. The applicability of the historical experience for contemporaneity is connected with usage of surviving capabilities, Omsk Military Industrial Sector active and technological inputs. Global experience shows that particular vertical-integrated companies are innovative and competitive in international market. Besides the state unable to provide the army with up-to-date weapons of national production cannot possess sovereignty.

Keywords: Military Industrial Sector, evacuation, war, industry, plant.

Введение Ушедший век принес с собой две мировых вой-

Проблема войны и мира является чрезвы- ны и сотни локальных конфликтов, которые чайно важной для современной цивилизации. унесли больше жизней, чем предыдущие тыся-

челетия кровопролитий. Но глобальная война -это еще и глобальная экономика, целая индустрия производства средств истребления людей. В XX веке во всех индустриальных странах происходит милитаризация экономики, перешагнувшая грань разумного основания. Возникает новое явление в экономической и социально-политической сферах - военно-промышленный комплекс (ВПК).

Объектом исследования в данной работе является развитие омской промышленности в годы Великой Отечественной войны, предметом - эвакуация, размещение промышленных предприятий из западных районов СССР и связанное с этим формирование ВПК Омска в годы войны.

Среди доступных и обработанных нами источников нет специального монографического исследования по теме. Мы использовали литературу по истории Сибири и Омска, материалы научно-практических конференций. Из специальных работ, относящихся к предмету исследования, следует выделить монографию Н.С. Симонова «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление» [8]. Автор, в частности, отмечает, что начало изучения ВПК СССР связано с работами отечественных историков и экономистов 60-х и 70-х годов, освещающих историю Второй мировой войны. Тема создания и развития ВПК СССР остается мало исследованной историками, в том числе в силу секретности.

Следует остановиться на содержательной стороне понятия «военно-промышленный комплекс»: «...часть промышленного комплекса страны, специализирующаяся на научной разработке и производстве оружия, военной техники, обеспечении ими вооруженных сил и других вооруженных формирований государства» [2, с. 194]. Данное определение характеризует ВПК как сложное, комплексное явление. Система ВПК СССР охватывала сферы индустрии вооружений, командный состав СА и ВМФ, органы государственной безопасности, военно-промышленные министерства и ведомства, оборонные НИИ и КБ, отделы оборонной промышленности КПСС, ДОСААФ, молодежные организации. В западной историографии была даже точка зрения, что СССР сам по себе является военно-промышленным комплексом. Раскрытие содержания феномена советского ВПК лежит в нескольких плоскостях: военно-политической, организационной, хозяйствен-

ной, научно-технической, производственно-технологической [8, с. 6].

Промышленное развитие города Омска накануне Великой Отечественной войны

Отсутствие в царской России СССР развитой многоотраслевой индустрии отрицательно сказалось на обеспечении армии в годы Первой мировой войны. В 1914-1917 годах в России изготовлено на трех заводах 3,2 млн винтовок системы Мосина при потребности армии в 17 млн штук. Не хватало пулеметов, патронов, снарядов, орудий, пороха, обуви. Химическое сырье закупалось за границей.

Советский Союз исходил из идеи неизбежности войн при империализме, при этом рассчитывать приходилось только на собственные силы. Возникла стратегическая необходимость производства всех предметов вооружений у себя и на своем сырье. Из этого факта исходили и при проведении форсированной индустриализации. С производственно-технологической точки зрения все заводы были разбиты на три группы. Первую и вторую группы составляли специальные военные заводы («кадровые»), чья продукция была далека от гражданского назначения. Этим «кадровым» заводам были присвоены номера. Третью группу составляли заводы по степени «родства» изделиям гражданской промышленности.

С 1936 по 1941 год происходит концентрация всех «кадровых» заводов в Наркомате оборонной промышленности и военно-промышленных комиссариатах. Создается гигантский концерн, включающий заводы, КБ, учебные заведения. С 1939 года создаются отраслевые наркоматы. Так, наркомат авиационной промышленности объединял 86 заводов, 9 НИИ и КБ, 5 строительных трестов, 7 институтов, 15 техникумов.

«С 1937 по 1940 г. степень милитаризации народного хозяйства СССР характеризуется увеличением в два раза доли прямых военных расходов в величине национального дохода» [5, с. 133]. Дальнейшая милитаризация экономики могла привести к негативным последствиям.

С самого своего основания Омск задумывался как приграничный город на востоке Империи. В 1782 г. Омск получил статус города. Это был город военных и чиновников. Но развивался он довольно слабо, в основном производилось всё кустарным путем, больше всего было развито сельское хозяйство, но и оно не отвечало

передовым стандартам. В конце XIX века через Омск была проложена Транссибирская железнодорожная магистраль (в 1884 году в Омск, на левый берег Иртыша, пришел первый поезд), которая дала большой импульс развитию города. С ее появлением через Омск пошли железнодорожные составы в оба конца страны, которые давали новые финансовые потоки. Омск стал крупным транспортно-распорядительным центром [11, с. 70-71]. В начале 90-х годов XIX века был построен чугунолитейный (плу-гостроительный) завод Рандрупа (в 1921 г. завод получил название «Красный пахарь», а в 1935 г. ему было присвоено имя В.В. Куйбышева).

В годы Гражданской войны отступающая армия Колчака взорвала мост через Иртыш, разрушила почти все предприятия Омска, вывезла, а затем бросила оборудование фабрик и заводов. Было разрушено и сожжено около 2000 зданий, в том числе элеваторы, мельницы, склады [11, с. 175].

В 1919 году восстанавливается мирная жизнь города. Крупные промышленные предприятия стали появляться после окончания Гражданской войны.

Географическое положение Омска давало ему большие перспективы: уголь Кузбасса, руды Казахстана, ресурсы Урала. На севере области выявились перспективы нефтегазовой разработки. Это впоследствии и сыграло ключевую роль в выборе Омска как одного из основных центров обороной промышленности Советского Союза.

В 1924-1925 годах Омск стал центром производства сельскохозяйственных машин в Сибири, однако предприятия по их выпуску были слабыми и имели устаревшее оборудование. 1 мая 1925 года состоялось официальное открытие нового предприятия, названного Сибирским заводом сельскохозяйственного машиностроения имени Зиновьева (сокращенно Сибзавод).

В судьбе Омска особое место занимают первые пятилетки. В этот период закладывались основы промышленного города. Постоянно росли государственные капитальные вложения. В целом с 1929 по 1932 гг. они составили 22,5 млн рублей. Ежегодно в омскую промышленность вкладывалось средств больше, чем за предшествующие пять лет вместе взятые. Были реконструированы основные промышленные предприятия города, вступили в строй новые:

обозостроительный завод, мясокомбинат [5, с. 51].

Крупнейшей новостройкой 2-й пятилетки (1933-1937 гг.) была реконструкция, а по сути -сооружение нового паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ). Сюда направлялось 75 % всех капиталовложений пятилетки. Весь объем работ по строительству нового завода с реконструкцией старых цехов и жилищным строительством планировался примерно в 120 млн рублей. При этом старая часть завода составляла лишь около 10 % стоимости будущего предприятия. 720 товарных и 180 пассажирских паровозов, 180 теплоэлектровозов, 1500 пассажирских и 4860 товарных вагонов - такова планировавшаяся мощность возводившегося гиганта, который должен был стать первой подобного рода ремонтной базой в Сибири. Завод строился с перспективой и ориентировался на освоение ремонта мощных паровозов и нового вида транспорта - тепловозов и электровозов [5, с. 52].

В 1933 г. состоялось торжественное открытие новой, самой мощной в СССР Омской биофабрики, которая призвана была обслуживать все свиноводческие совхозы и колхозы Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Значительное развитие получила легкая и пищевая промышленность. Были реконструированы обувная и суконная фабрики, кожзавод, мельзавод «Коммунар», мелькомбинат. Построены молочный, комбикормовый, рыбокоптильный заводы, кожгалантерейная фабрика, хлебозавод, ряд кирпичных заводов. Началось строительство крупнейшего в стране Кировск-Омского элеватора. Реконструированы: Сибзавод, завод «Красный пахарь» [5, с. 52].

В 3-й пятилетке (1938-1942 гг.) началось строительство крупного автосборочного завода, шинного завода, кордной фабрики. С окончанием строительства шинного, автосборочного, сажевого заводов и кордной фабрики планировалось завершить формирование в Омске автомобилестроения и химической промышленности. Официальное решение о строительстве шинного завода в Омске было принято Советом Народных Комиссаров 16 марта 1938 года, а 1 июня вышел в свет приказ № 422 по Народному комиссариату машиностроения «О строительстве Омского шинного завода в городе Омске». Строительные работы начались тогда же, но к началу войны окончены не были.

После двух первых пятилеток Омск становится крупнейшим индустриальным городом на востоке страны.

В 1940 г. производство валовой промышленной продукции возросло по сравнению с 1913 г. в 30 раз; с 1937 г. - на 31 %. На 114 предприятиях города трудились около 25 тыс. человек [5, с. 54].

На 1 января 1941 года в Омске, по данным статистического управления, насчитывалось 441 предприятие, в том числе государственных - 232, кооперативных и других общественных организаций - 209. При этом удельный вес выпускаемой государственными предприятиями продукции составлял более 93 % от общего объема промышленности.

СССР превратился в аграрно-индуст-риальную державу и вошел в число держав, способных производить самую современную продукцию, по экономическому потенциалу страна вышла на 2-е место в мире.

В июне 1940 года Верховный Совет СССР принял Указ о переходе на 8-часовой рабочий день, 7-дневную рабочую неделю. За самовольный уход с работы предусматривался арест. В 1941 году доля расходов на оборону составляла уже 43 % государственного бюджета (1939 -25 %). С февраля 1941 года разрабатываются и утверждаются меры по переводу экономики на военные рельсы. Страна готовилась к большой войне.

Эвакуация и создание военной промышленности Омска

В связи со стремительным наступлением немецко-фашистских войск остро стал вопрос об эвакуации предприятий с запанных областей СССР на восток, вглубь страны. Ведь за 1941 год Красная Армия потеряла до 67 % стрелкового оружия, 90 % минометов и орудий, 91 % танков и САУ, 90 % самолетов [6, с. 14].

Уже 23 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает «Военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири и Средней Азии». Он предусматривал в максимально сжатые сроки развернуть там военно-промышленную базу [5, с. 138]. Фактически в летние месяцы 1941 г. пришлось демонтировать и вывезти 1360 крупных предприятий, 210 из которых - в Западную Сибирь.

25 октября 1941 года Постановлением Государственного Комитета Обороны образован Комитет по эвакуации под председательством А.И. Микояна: «.образовать Комитет по

эвакуации вглубь страны из районов прифронтовой полосы продовольственных запасов, запасов мануфактуры, текстильного оборудования и сырья, кожевенного оборудования и сырья, оборудования холодильников, оборудования обувных, швейных, табачных фабрик и мыловаренных заводов, табачного сырья и махорки, мыла и соды.» [4].

В первую очередь демонтировались предприятия оборонных наркоматов, затем металлургические, машиностроительные заводы, электростанции, а также вывозилось сырье, стратегические материалы, продовольствие. Особое внимание уделялось эвакуации промышленных комплексов Украины. Одновременно демонтировались предприятия Белоруссии, Москвы, Ленинграда. Перебазировались важнейшие объекты индустриальных центров Запада. В течение первых пяти месяцев войны в восточные районы было перебазировано 1523 промышленных предприятия. Из них основная масса - 667 - разместилась на Урале, 322 - в Сибири, в том числе в Западной - 244, в Казахстане и Средней Азии - 308, в Поволжье -226 [3, с. 54]. Следовательно, Сибирь по численности эвакуированных предприятий шла вслед за Уралом.

И одним из городов, разместивший у себя эвакуированные предприятия, стал Омск. В Омской области было намечено разместить по разным источникам от 90 до 100 предприятий, в том числе более половины в Омске. Один из немногих городов Сибири Омск для этой цели имел благоприятные условия: удаленность от театров военных действий, промышленность различного профиля, трудовые ресурсы, удобные пути сообщения с такими промышленными центрами, как Урал и Кузбасс. В годы третьей пятилетки в Омске было заложено много фабрик и заводов. Строительство некоторых из них подходило к концу. Наличные производственные площади явились подходящим местом для размещения прибывающих станков, машин. В частности, на кордную фабрику, строительство которой началось в 1938 г., а к началу войны готовность большинства объектов достигла 80 %, было направлено оборудование Воронежской кордной фабрики. Ряд предприятий разместился на площадке строящегося автомобильного завода. Оборудование других заводов направлялось на действующие объекты: Омский ПВРЗ, Сибзавод. Так, Конотопский ПВРЗ, Днепровский ПВРЗ эвакуировались на Омский

ПВРЗ, а обувная фабрика из Одессы и Орловская биофабрика - на соответствующие предприятия в Омске [3, с. 59].

Ноябрь-декабрь 1941 года стал периодом наибольшего упадка в промышленности. К весне 1942 года эвакуация была в основном завершена. Предприятия прибыли на новое место дислокации и начинали наращивать объемы производства. «...В марте 1942 г. выпуск военно-промышленной продукции в восточных районах достиг довоенного уровня по всему Союзу» [5, с. 148].

С первых дней войны действующие фабрики и заводы стали переводиться на выпуск военной продукции. Сибзавод в июле 1941 г. получил заказ на производство 37-мм зенитных снарядов и зарядных камер для реактивных снарядов «Катюш» [7, с. 18]. На Сибзавод прибыло оборудование 5 эвакуированных заводов. В январе 1942 года на Сибзавод поступило оборудование с таких предприятий страны, как Харьковский завод «Поршень», Киевский завод имени Лепсе, Одесский завод «Красный проф-интерн», Московский завод имени Буденного, завод имени Энгельса, а также прибыл спецотдел завода имени Сталина. Не прерывая производства, на восточной территории Сибзавода было организовано предприятие под названием «Поршень», в котором и было задействовано полученное оборудование. Была проведена реконструкция цехов, а также освоены новые технологические процессы. Уже к концу февраля того же года персонал нового предприятия составлял 1200 человек — это были прибывшие со своими семьями рабочие с эвакуированных заводов Украины. К лету 1942 года «Поршень» стал работать в полную мощность и выпускать большую номенклатуру тракторных и автомобильных запчастей, но основное внимание уделялось выпуску 82-миллимитровых мин и цилиндров к трактору «ЧТЗ», используемого в военных целях в качестве тягача тяжелых артиллерийских установок.

С началом войны начался повсеместный выпуск военной продукции: Сибзавод приступил к производству новой противотанковой мины-снаряда Б-7. Однако перед заводом встала проблема одновременного выпуска и военной и сельскохозяйственной продукции - не хватало производственных площадей и станков. В связи с этим началось строительство дополнительного кузнечного цеха: с саратовского завода «Серп и молот» были срочно переброшены фермы и колонны для скорейшего возве-

дения здания. В рамках ленд-лиза на Сибзавод поступало новое оборудование: девяти- и пятидюймовые ковочные машины «Националь», штамповочные молоты «Чемберсбург», пресс-ножницы «Томас» для резки заготовок.

Почти сразу после нападения на СССР на восток потянулись поезда с эвакуированными предприятиями, и уже 27 июля в Омск прибыл первый эшелон с оборудованием Киевского завода электротехнической аппаратуры. С этого момента начинает свою историю Омский завод электротехнической аппаратуры (Омское производственное объединение «Электроточпри-бор»), который был образован в 1941 году на базе нескольких предприятий: Киевского завода электротехнической аппаратуры, Краснодарского завода измерительных приборов и Всесоюзного института электроприборостроения (Ленинград). Из Киева в Омск прибыло 193 работника и 200 членов их семей. В конце июля 1941 года, из Краснодара прибыло 250 единиц оборудования, 480 рабочих и членов их семей а в ноябре-декабре 1941 года из Ленинграда -небольшая группа специалистов 12-14 человек. К концу 1941 года численность заводского коллектива составила примерно 552 человека, а к концу войны увеличилась до 980-1200 человек.

Приказом Наркомата Электропромышленности СССР с 1 сентября 1941 года заводу присвоено наименование «Омский завод электротехнической аппаратуры», а с 1 октября

1941 года - «Государственный союзный завод № 634». В феврале 1942 года первая партия электроизмерительных приборов в количестве 4000 штук поступила на заводы страны, выпускавшие войсковые радиостанции. В начале

1942 года на омском заводе № 634 изготовлялось 75 % выпускаемых в стране малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100 % электрических аппаратов для боевых морских мин.

Коллектив завода в годы войны выпускал ежегодно по 140-150 тыс. электроизмерительных приборов и по 38-42 тыс. добавочных устройств для них, а также сотни аппаратов для армии и флота. Эти приборы широко применялись для комплектации почти всех видов военных радиостанций, эксплуатирующихся в воинских частях, для телеграфной аппаратуры, танковых и самолетных радиостанций. Всего за годы войны для нужд фронта было выпущено сложной боевой техники на сумму 157 млн рублей:

1) 5761 комплект управляющей электроаппаратуры для современных мощных авиационных и корабельных мин разных типов;

2)свыше 10 тыс. комплектов электроустановок для зенитной артиллерии;

3) 7959 пультов для подрывных машинок;

4)около 500 тыс. шт. малогабаритных электроизмерительных приборов для оснащения самолетных раций, боевых средств связи;

5) 5793 установок для размагничивания кораблей в целях предохранения от мин, испытательных корабельных станций, разнообразных реле, управляющих боевыми средствами, специальных устройств для нужд самолетостроения [1, с. 60].Сроки эвакуации и пуска производства на новом месте просто фантастические. От демонтажа завода до пуска на новом месте проходило не более двух месяцев.Из рапорта директора Киевского (Омского) завода электротехнической аппаратуры М.3. Котля-ревского заместителю Наркома об эвакуации и пуске завода в г. Омске (19 сентября 1941 г.): «.8-го июля вышел первый эшелон из Киева -31 вагон...26-го июля вышел второй эшелон -10 вагонов. 31-го вышел 3-й эшелон - 5 вагонов. 27-го июля 1-й эшелон прибыл в Омск. 1-го сентября завод полностью в г. Омске начал нормальную работу.»[7, с. 119].В середине июля 1941 года Ленинградский телеграфный завод им. Козицкого был эвакуирован в город Омск. К эвакуации намечалось 18 эшелонов, успели погрузить десять. Ленинград сжимало кольцо блокады. Под городом Тихвином состав попал под бомбежку, два эшелона сгорело, а один так и не дошел до места назначения. Были убитые, раненые, пропавшие без вести. До Омска дошло семь эшелонов [9, с. 120]. 3 августа 1941 года прибыл первый эшелон. Многие приборы, техническая документация были пробиты осколками. Через несколько дней прибыло 847 ленинградцев и 746 единиц оборудования. Через два дня после разгрузки токарные станки уже пустили в работу. К 28 августа подключили 10 станков, а затем ежедневно подключали по 20. 9 сентября 1941 года считается днем рождения завода на Омской земле. В городе не было ни гостиниц, ни общежитий для заводчан и их принимали у себя местные жители. Заводской площадкой для эвакуированного телеграфного завода им. Козицкого стало недостроенное здание пединститута на углу улиц Гусарова и Рабиновича. 22 октября 1941 года на фронт была отгружена пробная партия минометов [9, с. 121]. С декабря 1941 года завод перешел на

радиотехнический профиль. 2 февраля отправили на фронт первую партию танковых радиостанций «10-Р». Накануне праздника 7 ноября 1942 года, в самый разгар тяжелых оборонительных боев под Сталинградом, начали выпуск новой радиостанции «10-РК», а с 1943 года после некоторых усовершенствований, стали выпускать радиостанцию «10-РТ» [9, с. 121]. Станция обеспечивала связь между двумя танками на расстоянии 20-25 км. Она успешно применялась на всех фронтах. Образец ее в годы войны побывал даже в США, где получил положительную оценку.

В числе заводов, эвакуированных в тыл в начале войны, был и Ленинградский шинный завод. 23 июня 1941 года был погружен, а 25 июня отправлен в г. Омск первый эшелон с оборудованием и материалами одного из цехов. Прибыл он 11 августа. Специалисты-шинники из Ленинграда, Москвы, Ярославля помогали смонтировать оборудование, наладить производство. В очень короткие сроки - в течение трех месяцев, с ноября 1941 по январь 1942 года - было закончено строительство, смонтирован и пущен в эксплуатацию первый шинный завод на востоке страны. Завод не имел полного комплекта технологического и энергетического оборудования. Зима 1941-1942 годов была суровой, но работы по строительству и монтажу завода велись при любой погоде, круглосуточно. Люди порой сутками не уходили с производства: в цехах работали по 12 часов, а после работы разгружали вагоны с сажей, каучуком.

В конце января 1942 года была выдана первая серийная продукция - вулканизированные автомобильные покрышки с маркой «Омский шинный завод». В годы войны Омский шинный завод был единственным заводом в стране, от которого ждали автопокрышек и тыл, и фронт [1, с. 62]. Омский шинный выпускал 5 типов шин, катки для танков.

Еще в 1896 году был основан Омский завод транспортного машиностроения (мастерские по ремонту подвижного состава). 16 ноября 1941 года на площадки завода было принято оборудование эвакуированного Ворошилов-градского паровозостроительного завода им. Октябрьской революции, часть коллективов Конотопского паровозовагоноремонтного завода и Брянского паровозостроительного завода. В марте 1942 года Ленинградский завод имени Ворошилова перебазировался в город Омск. Так в Омске был создан завод танковой промышленности № 174. Омский завод получил

задание организовать производство танков Т-34. В сжатые сроки был проведен огромный объем работ по размещению оборудования, строительству новых корпусов, изготовлению оснащения, и уже в мае 1942 года на фронт была отправлена первая партия танков Т-34. В октябре 1942 года на завод прибыла большая группа рабочих и служащих 1-го Сталинградского тракторного завода.

Основной производственной базой бронетанковой промышленности СССР (с 1942 года) являлись 5 предприятий-комбинатов с полным технологическим циклом производства. В Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске, Сормово, Омске. Объемы производства танков Т-34 в Омске неуклонно росли:

1942 год - 417,

1943 год - 1347,

1944 год - 2163.

Производство танков к концу войны выросло в пять раз. Всего за годы войны на заводе изготовлено около 7000 танков Т-34 [10, с. 127], которые по праву считались лучшими танками периода Второй мировой войны, а также более 1 млн корпусов снарядов ОС-122, около 300 тысяч корпусов снарядов БМ-13 для гвардейских реактивных минометов «Катюша», два бронепоезда: «Победа» и «За Родину» [1, с. 62].

19 апреля 1944 года была отправлена на фронт танковая колонна «Сибиряк», построенная на средства заводчан. Кроме того, завод-чане сдавали средства на танковую колонну «Омский комсомолец».

Среди важнейших предприятий, переведенных в Омск, - ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова». 12 августа 1941 по приказу народного комиссара авиационной промышленности на основании постановления ГКО завод эвакуируется из Запорожья в Омск. А это более 2 тыс. единиц оборудования. Вместе с заводом прибыло 18 500 человек. [7, с. 19]. Эвакуация длилась 47 суток. Морозы доходили до 45 градусов, но работа на стройплощадке продолжалась круглые сутки. Грелись люди у костра, которые жгли прямо на площадке. А уже в ночь с 6 на 7 ноября был испытан первый авиационный двигатель М-88Б, собранный в Омске. С января 1942 г. завод начал работать в полную силу. На заводе выпускались двигатели для бомбардировщика дальнего действия Ил-4, истребителей Су-2, И-180, «Ла» и пикирующего бомбардировщика ТУ-2, тяжелого бомбардировщика ПЕ-8. В 1943 г. начат выпуск моторов АШ-82ФН [9, 127].

Производственное объединение «Полет» начиналось как самолетостроительный завод № 166. Он был создан 24 июля 1941 г. на базе московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и № 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод») и на базе омских заводов (автосборочного им. Коминтерна № 6 и авиационных мастерских). За годы войны на омском «Полете» изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Самолеты участвовали во всех крупнейших битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских Яках сражались французские летчики из прославленного полка «Нормандия-Неман». Всего с 1942 по 1945 гг. Выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций [10, с. 127].

Омский завод «Штамповщик» - так сначала называлось сегодняшнее ОмПО «Иртыш» -основан в 1942 году, когда в Омск были эвакуированы завод «Эмальпосуда» из Ростова-на-Дону и «Новая Тула» из Тулы. В годы войны завод выпускал гильзы и звенья для авиационных пушек.

Ввод новых производственных мощностей создавал дефицит электроэнергии. Поэтому в 1943 году вступила в строй ТЭЦ № 2. В годы войны на пустыре восточной окраины города вырос новый район Омска - Октябрьский [11, с. 229].

Сибирь давала 80 % валенок для Красной армии, из этого числа до половины приходилось на предприятия и артели Омской области. Только к концу ноября 1941 г. из области на фронт было отправлено 185 585 пар лыж и 1911 саней [7, 23]. В Омск из прифронтовой полосы было эвакуировано около 150 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и членов их семей. В 1941-1942 годах в Омске для расселения эвакуированных было построено 74 тыс. квадратных метров жилья, в основном барачного типа [4, с. 81].

Заключение

Эвакуация и создание ВПК в Омске изменили судьбу города. Так причудливым образом открылась для омичей еще одна грань той страшной войны.

Выбор именно Омска в качестве одного из центров размещения эвакуированных предприятий был продиктован выгодным транспортно-географическим положением, потенциалом трудовых и продовольственных ресурсов,

наличием площадок, пригодных для размещения заводов.

Промышленность Омской области, в особенности промышленность г. Омска, за годы войны выросла в 2,5-3 раза. Омск становится крупнейшим центром машиностроения. Созданы новые для города отрасли народного хозяйства: машиностроительная, электротехническая, резинотехническая, производство радиоаппаратуры. Стоимость валовой продукции областной промышленности на 1 января 1942 г. по 972 предприятиям составляла 518 млн руб. Стоимость валовой продукции на 1 января 1943 года достигла 1692 млн руб. в неизменных ценах. Выпуск промышленной продукции в прошедший период нарастал из месяца в месяц и составлял в конце 1942 года 165,9 % по отношению к выпуску промышленной продукции I квартала 1942 года.

В Омск было эвакуировано до 100 предприятий из более чем 15 городов СССР: Москва, Ленинград, Киев, Запорожье, Одесса, Харьков, Краснодар, Ростов-на-Дону, Саратов, Конотоп, Брянск, Воронеж и т. д.

Вместе с заводами Омск принял рабочих и членов их семей, для многих из них Омск станет родным городом. Всего в годы войны Омск принял, разместил и накормил до 150 тысяч человек, а ведь город принимал в свои госпитали еще и раненых.

Фронт получил из Омска более 3800 самолетов, около 7000 танков, 2 бронепоезда, авиа-

ционные двигатели, шины, мины, снаряды, минометы, радиостанции и различное электрооборудование.

В последние 20 лет омская промышленность переживала трудные годы. Резко сократился объем производства, устаревает материальная база, сокращается численность рабочих (так на заводе им. Козицкого работало до 8 тыс. человек в три смены, сейчас - около 800). На предприятиях преобладают работники старшего возраста. А ведь эти заводы-гиганты имели и свою развитую социальную структуру: поликлиники, дома отдыха, детские загородные лагеря. Все это осталось в прошлом.

При этом потенциал омской промышленности остается еще на высоком уровне. Так, Завод транспортного машиностроения способен производить в год до 3 тыс. единиц тракторов и машин различного назначения, до 200 тыс. единиц малогабаритных стиральных машин в год.

История создания ВПК в городе Омске актуальна и для сегодняшнего дня в двух аспектах: во-первых, речь идет о бесценном управленческом опыте организации производства в экстремальных условиях войны и, во-вторых, сформированная специфическая промышленная структура, связанная с ней инфраструктурная архитектура города должна приниматься во внимание при составлении планов дальнейшего развития Омска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК REFERENCES

1. Величко С.А. Ленинградские предприятия, эвакуированные в г. Омск в годы Великой Отечественной войны // Молодежь - наследница Победы: докл. Всерос. молодежной науч.-практ. конф., по-свящ. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. - Омск: ОмГУ, 2005.- С. 6062. Velichko S.A. Leningradskie predpriyatiya, evakui-rovannye v g.Omsk v gody Velikoy Otechestvennoy Voiny // Molodyozh - naslednitsaPobedy: dokl. Vse-ros.molodyozhnoiy nauch.-prakt. konf., posvyaschen-noiy 60-letiu Pobedyv Velikoy Otechestvennoy Voine 1941 - 1945 godov. Omsk: Omgu, 2005. S. 60-62.

2. Военный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2007. - 1024 c. Voennyiy entsiklopedicheskiiy slovar'. M.: Eksmo, 2007. 1024 s.

3. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. - Новосибирск: Наука, 1968.321 с. Dokuchaev G.A. Sibirskiiy tyl v Velikoy Otechestvennoy Voine. - Novosibirsk: Nauka, 1968, - 321 s.

4. Журавлев М.П. Омск вчера, сегодня, завтра.

- Омск: Книжное издательство, 1993. - 170 с. Zhurav-lev M.P. Omsk vchera, segodnya, zavtra. - Omsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1993. - 170 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Омская область за 50 лет. (Цифры и факты).

- Омск: Книжное издательство, 1985. - 236 с. Omskoblast' za 50 let. (Tsifry i Fakty). - Omsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1985. - 236 s.

6. Полканов В. Д. Причины поражения Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны // «Час мужества пробил.»: материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. -Омск: Полиграфический центр Кан, 2011. - С. 13-21.PolkanovV.D. Prichiny porazheniya Krasnoy Armii v pervyiy period Velikoy Otechestvennoy Voiny // "Chasmuzhestvaprobil ...": MaterialyVserossiiyskoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy koferentsii

s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoy 70-letiuy nachala Velikoy Otechestvennoy Voiny. -Omsk: Poligraficheskiiy tsentr Kan, 2011. - S. 13-21.

7. Промышленное развитие Омской области. 1917-1975 гг. - Омск: Книжное издательство, 1987. -256 с. Promyshlennoe razvitie Omskoy oblasti. 1917 -1975 gg. - Omsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1987. - 256 s.

8. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - 336 ^Simonov N.S. Voen-no-promyshlennyj kompleks SSSR v 1920-1950-e gody: tempy ekonomicheskogo rosta, struktura, organizaciya proizvodstva i upravlenie.- M.: «Rossijskaya politi-cheskaya enciklopediya» (ROSSPEN), 1996.- 336 s.

9. Тарасова М.О. Работа завода им. Козицкого в годы Великой Отечественной войны (из воспоминаний Л.Ф. Банкет) // «Час мужества пробил...»: матер. Всерос. молодежной науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. - Омск: Полиграфический центр Кан, 2011. - С. 119-122. Tarasova M.O. Rabotazavodaim. Kozitskogovgody Velikoy Otech-

estvennoyvoyny (izvospominaniyL.F. Banket) // «Chas-muzhestvaprobil...»: мaterialy Vserossiyskoymolodezh-noynauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem, posvyaschennoy 70-letiyu nachala Ve-likoy Otechestvennoy voyny. - Omsk: Poligraficheskiy tsentr Kan, 2011. - S. 119-122.

10. Харитонова Е.Н. Организация военного производства в Омске в годы Великой Отечественной войны // «Час мужества пробил.»: матер. Всерос. молодежной науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. - Омск: Полиграфический центр Кан, 2011. - С. 125-127.

10. Haritonova E.N. Organizaciya voennogo pro-izvodstvav Omske v gody Velikoy Otechestvennoy voyny // «Chasmuzhestvaprobil...»: мaterialy Vse-rossijskoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy konfer-encii s mezhdu-narodnym uchastiem, posvyaschennoy 70-letiyu nachala Velikoy Otechestvennoy voyny.-Omsk: Poligraficheskiy tsentr Kan, 2011. - S. 125-127.

11. Юрасова М.К. Омск. - Омск: ЗападноСибирское книжное издательство, 1972. - 311 с. Yurasova M.K. Omsk. - Omsk: Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1972. - 311 s.

Лидер Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, доцент Статья поступила

кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ в редакцию 3 июня

Воронин Виталий Анатольевич - старший преподаватель кафедры 2014 г. гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

© Н.В. Лидер, В.А. Воронин, 2014

УДК94 (47)

ГЕРМАНСКИЙ ФАШИЗМ НА ПУТИ К МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ: ДРАМА АВАНТЮРЫ

Г.А. Порхунов Омский государственный педагогический университет

644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; omgpu.ru

Рассматриваются причины зарождения фашизма в Европе, суть его идеологии, автор обращается к фактологии Второй мировой войны и показывает обреченность идеи мирового господства.

Ключевые слова: мировой экономический кризис, Версальский мирный договор, фашизм, военные преступления, Международный трибунал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.