94
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Список литературы:
1. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2015. -428 с.
2. Антонова Н.В. Психология управления. - М.: Высшая школа экономики, 2010. - 272 с.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2002. - 453 с.
4. Евтихов О.В. Психология управления персоналом. Теория и практика. -М.: Речь, 2010. - 320 с.
5. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник. -М.: Юрайт, 2010. - 444 с.
6. Захарова Л.Н. Психология управления. - М.: Логос, 2012. - 276 с.
7. Зуб А.Т. Психология управления. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. - 384 с.
8. Коноваленко В.А., Коноваленко М.В., Соломатин А.А. Психология управления персоналом. - М.: Юрайт, 2014. - 478 с.
9. Корнаух И.И., Танаев В.М. Практическая психология управления. Типология на работе и дома. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 480 с.
10. Морозов А.В. Социальная психология. - М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.
11. Парыгин В.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 1981. - 191 с.
12. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2008. -384 с.
13. Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Епифанцев С.Н. Социология и психология управления. - М.: КноРус, 2015. - 254 с.
14. Чеховский М.И. Психология делового общения / М.И.Чеховский. -М.: Новое знание, 2006. - 253 с.
СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
© Костенко Е.С.
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Ялта
В современном мире смешанных гендерных позиций все более актуальным становится изучение особенностей гендерной идентичности, гендерных ролей и стереотипов. В поле внимания многих исследователей попала проблема учета половых различий при изучении психиче-
Психологические науки
95
ских явлений. Дисбаланс гендерной структуры личности может быть фактором формирования целого комплекса различных соматических и пограничных расстройств, в том числе психогенно обусловленных расстройств репродуктивной сферы.
Ключевые слова гендер, идентичность, психосексуальность, когнитивные схемы.
В раскрытии особенностей формирования гендерной идентичности выработалось несколько теоретических подходов.
Представители социологической и антропологической теорий (Т. Парсонс, Р. Бейлс, Г. Бэрри, М. Бэкон, И. Чайлд, Б. Вайтинг, К. Эдвард) анализ социализации начинают не с особи, которая социализируется, а с потребностей социума в поколениях молодых людей, призванных занять нужное место в общественном строе, который они считают отправной точкой анализа гендерной социализации. На их взгляд, дети независимо от пола должны развиваться так, чтобы во взрослом возрасте они соответствовали своим очень не похожим - мужским и женским - ролям [1].
Психоаналитический подход не рассматривал гендерную идентичность как таковую, З. Фрейд говорил о психосексуальности, чем подчеркивал неразрывную связь, между психическим и физическим. Он рассматривал инфантильную сексуальность, как стержень развития.
Словом «идентичность» З. Фрейд пользовался при обозначении некоторых форм детско-родительских отношений. Следуя ходу его мыслей можно говорить о том, что наиболее адекватной является идентификация ребенка с родителем или значимым близким своего пола. В таком случае, при наличии прочих благоприятных условий, у ребенка будет формироваться адекватная полу идентичность [8].
В теории социального научения, представителями которой являются К. Басси и А. Бандура, основные пути развития и становления гендерной идентичности видят в положительных и отрицательных стимулах поступающих к ребенку из внешней среды. Представители этого подхода говорят о том, что с помощью обычной проработки определенных стереотипов поведения, можно закрепить нужную модель гендерного поведения. К 3-м годам у ребенка уже закрепляются формы поведения соответствующие половой принадлежности, он с уверенностью может отличить девочку от мальчика, мужчину от женщины, но только по определенным внешним атрибутам (у девочек длинные волосы и платья, у мальчиков машинки). Ближе к 7-ми годам, ребенок уже понимает необратимость, или константность своего пола и старается быть в окружении своей гендерной группы, копировать их поведение. Этим фактором может объясняться высокая конфликтность между девочками и мальчиками в младшем школьном возрасте. Дополняющей эту теорию является теория когнитивных схем Л. Колберга [2].
96
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
В теории когнитивных схем говорится о том, что гендерная идентичность устанавливается благодаря полученным знаниям о своем поле и полоролевом поведении от взрослых. С ранних лет к ребенку поступает различная информация, дабы избежать хаоса, формируются когнитивные схемы, в которых вся информация раскладывается по полочкам. Сам механизм выглядит следующим образом: сначала ребенок получает из различных источников информацию про оба пола (две категории), затем относит себя к одной из этих категорий (к мужскому или женскому полу), далее, на ос -нове самоопределения (мужчина / женщина) руководит своим поведением, сопоставляя свой образ с той информацией о поле, которую он получил ранее [4].
В теории социальных ролей А. Игли, гендерными отличиями являются продукты разных социальных ролей, которые поддерживают или тормозят в мужчинах и женщинах определённые варианты поведения. На почве того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, можно сделать вывод о том, что они разные люди. Так как разные роли формируют разные навыки и установки, и именно это создаёт отличия в поведении мужчин и женщин, появление социальных и гендерных стереотипов [6].
В когнитивно-генетической теории самокатегоризации акцент ставится на познавательные аспекты процесса формирования личности: ребёнок сначала осваивает половую идентичность, выделяя себя как мальчика или девочку, а потом пытается согласовать своё поведение с тем, что ему кажется соответствующим такому обозначению. Освоение типичного для пола поведения связано с когнитивным созреванием ребёнка и имеет активный творческий характер. Как мотивационный компонент в процессе полового самоопределения у ребёнка формируется потребность сберечь стойкий и позитивный образ себя и адаптироваться в окружающей среде. Социальные подкрепления и моделирование поведения родителей помотают ребёнку точнее разделять формы поведения и установки, соответствующие полу, но не приводят к типичному для конкретного пола поведению [8].
По мнению И. Кона, гендерная идентичность формируется с рождения ребёнка, когда на почве строения внешних половых органов определяется его биологический пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, во время которого ребёнка целенаправленно воспитывают соответственно принятому в обществе представлению о мужском и женском. Именно на почве существующих эталонов формируется представление ребёнка о собственной гендерной идентичности [7].
Как отмечает российская исследовательница Ангелина Чекалина, дети, которых воспитывают в культурной среде, где чётко очерчивается и поддерживается раздел семейных ролей и функций, продемонстрировали высокую осведомлённость о перспективах своего развития, будущие семейные и социальные роли. Дети, которых воспитывают в культуре, в которой наблюдаются
Психологические науки
97
тенденции вседозволенного воспитания, выявляют высокую индифферентность и амбивалентность касательно своей половой принадлежности, самую низкую ступень ориентации в общении и деятельности на собственный пол, менее чёткое осознание перспектив своих будущих семейных, общественных и профессиональных ролей с учётом пола [3].
Существуют примеры исследований, которые подтверждают или опровергают представленные подходы. Так, если рассматривать теорию социального научения, указывающую на то, что гендерное самоопределение происходит благодаря положительному и отрицательному подкреплению и что при смене пола ребенка в раннем возрасте нужна лишь переадаптация родителей, можно вспомнить известные эксперименты американского сексолога Джона Мани по смене пола в раннем возрасте. Мальчик, которому изменили пол в раннем возрасте, так и не приспособился к женской роли, не интегрировал феминные черты характера, поэтому в юношеском возрасте сменил пол на мужской. Даже женился потом на женщине, у которой были дети, но со временем развёлся. Дожив до 38 лет, он покончил жизнь самоубийством. Подобные факты убеждают в том, что биологические особенности являются достаточно весомыми в формировании гендерной идентичности [5]. Анализ представленных теорий позволяет сделать вывод о том, что каждая из них является дополняющей друг друга и в общем создают целостную картину представлений о становлении гендерной идентичности.
Список литературы:
1. Антология гендерной теории / Сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. -Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
2. Бандура А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 315 с.
3. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. - М.: Рос. полит. энциклопедия, 2004. - 336 с.
4. Берн Ш.М. Гендерная психология / Ш.М. Берн. - СПб.: Нева, 2001. -320 с.
5. Дворянчиков Н.В. Половое самосознание и методы его диагностики / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. -216 с.
6. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
8. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1987. -№ 2. - С. 156-165.