Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

СТАНОВЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / МУНИЦИПАЛИТЕТ / УЧЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / КЛИОДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюньков А.В.

Большое разнообразие и количество муниципальных образований требует более внимательного отношения к тому, как формируются требования к сбору статистических данных, поскольку посредством статистики можно находить общие тенденции развития и применять одинаковые управленческие решения для социально-экономического развития на разных территориях, что, в свою очередь, повлечет достижение национальных целей развития, а также реализацию региональных и муниципальных программ. Цель - понимание, как устроена муниципальная статистика, зачем она необходима. Для достижения цели проводимого исследования были использованы такие методы научного познания как сравнений, исторический, анализ и синтез. В качестве основных результатов можно назвать: представление о текущем состоянии муниципальной статистики, понимание об ее истоках. Полученные результаты будут полезны как ученым, углубленно занимающимися исследованиями в области муниципальной статистики, так и для представителей населения муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION, FUNCTIONS AND TASKS OF MUNICIPAL STATISTICS: RETROSPECTIVE ANALYSIS

The large variety and number of municipalities require more careful consideration of how the requirements for the collection of statistical data are formed, Since through statistics it is possible to find common development trends and apply the same management solutions for socio-economic development in different territories, which in turn will lead to the achievement of national development goals, as well as the implementation of regional and municipal programs. The goal is to understand how municipal statistics work and why they are needed. To achieve the purpose of the research, such methods of scientific knowledge as comparisons, historical, analysis and synthesis were used. The main results are: an idea of the current state of municipal statistics, an understanding of its origins. The results will be useful for both in-depth researchers in municipal statistics and representatives of the population of municipalities.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

Становление, функции и задачи муниципальной статистики: ретроспективный анализ

сч сч о сч

Тюньков Александр Валерьевич

аспирант, Департамент бизнес-аналитики, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», aleksandr-tyunkov@yandex.ru

Большое разнообразие и количество муниципальных образований требует более внимательного отношения к тому, как формируются требования к сбору статистических данных, поскольку посредством статистики можно находить общие тенденции развития и применять одинаковые управленческие решения для социально-экономического развития на разных территориях, что, в свою очередь, повлечет достижение национальных целей развития, а также реализацию региональных и муниципальных программ. Цель - понимание, как устроена муниципальная статистика, зачем она необходима. Для достижения цели проводимого исследования были использованы такие методы научного познания как сравнений, исторический, анализ и синтез. В качестве основных результатов можно назвать: представление о текущем состоянии муниципальной статистики, понимание об ее истоках. Полученные результаты будут полезны как ученым, углубленно занимающимися исследованиями в области муниципальной статистики, так и для представителей населения муниципалитетов.

Ключевые слова: статистика, муниципальная статистика, муниципалитет, учет, информация, история, клиодинамика.

О Ш

т х

Введение

Актуальность исследования вызвана необходимостью усилением роли работы со статистическими данными для принятия стратегических решений, направленных на достижение национальных целей развития муниципальных образований Российской Федерации. Функционирование и успешное достижение поставленных целей в системе местного самоуправления муниципалитетов считается важной проблемой современной российской экономики и гражданского общества.

На сегодняшний день управление экономикой в общем и муниципальными образованиями в частности, выходит на первый план так как Россия находится в непрерывном воздействии внешних факторов (кризисов) и внутренней перестройки. Самый наглядный пример -это пандемия коронавируса, которая в значительной мере подвергла изменению привычный образ жизни и функционирования бизнес-процессов, по этой причине лишь стратегический подход, способен дать более разнообразный спектр возможностей анализа происходящих вокруг событий и необходимого управленческого решения. Однако для успешного достижения необходимо обратить свой взор на муниципальную статистику, которая ввиду близкого нахождения местного уровня власти к населению позволяет собрать наиболее обширный «пласт» данных, оказывающих влияние на жизнь российских граждан.

Именно статистический анализ развития муниципальных образований может показать наглядную картину того, какие различия присутствуют в социально-экономическом развитии всей страны в целом. Даже поверхностный статистический анализ, основанный лишь эмпирических данных можно сформулировать мнение о том, что различные регионы российского государства сильно дифференцированы по уровню жизни.

Обращаясь к теоретико-методологической разработке промелем муниципальной статистики, находим несколько научных публикаций заслуживающих внимания, это такие авторы как: Андрусевич, Д. Е., Пашинцева Н. И. и др.

Проводя критический анализ работ выделенных авторов стоит заметить, что все исследования датируются началом 2000-х годов, что говорит о снижении актуальности темы исследования, но, по нашему мнению, вызовы, возникшие перед государственным управлением в связи с текущей ситуации, ставят новые цели и задачи для научного сообщества в отношении пересмотра информационно-аналитических функций муниципальной статистики. Все это обусловило актуальность настоящего исследования.

<

т о х

X

Результаты исследования

Для того, чтобы приступить к описательной части данной работы, по мнению автора, следует обратиться к понятийному аппарату и ответить на вопрос, что подразумевает под собой термин «дифференциация».

В широком смысле «дифференциацию» принято рассматривать в качестве разделения целого на группы по различным признакам [1].

Применяя это понятие в рамках данного исследования, можно определить, как различие в уровне социально-экономического развитие муниципальных образований на территории одного государства. Данные «различия» наглядно фиксирует статистика. Разграничение форм собственности вынужденно подразделяет принятие стратегических решений на федеральном (макроуровень), региональном (мезоуровень) и местном (микроуровень) уровнях функционирования государственной системы [2].

Следовательно, для каждого уровня органы власти собирают данные по уровням принятия решений. Однако на данный момент времени муниципальную статистику не рассматривают в качестве составной части государственной статистики из-за принятого в 1995 году Федерального закона ФЗ-154, который дал старт развитию местного самоуправления в новейшей истории Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики производит взаимодействие с муниципальными службами на безвозмездной основе, реализуя мероприятия Федерального плана по статистическим работам. Рассмотрение данных взаимоотношение в историческом аспекте обращает проводимое исследование к исследованию земской статистики, которая оказала весомое влияние на развитие статистики в России и стала источником методических рекомендаций для муниципальной статистики.

Журавский Д.П. серьезно и вдумчиво проанализировал статистику в своей монографии «Об источниках и употреблении статистических сведений» [3]. Так 1861 год стал не только годом отмены крепостного права, но и периодом в истории, когда активно начали развиваться выборные органы местного самоуправления. Также формировались статистические бюро, которые исследовали основные социально-экономические вопросы мест обитания (проживания) населения. Таким образом, можно предположить, что земской статистике была отведена роль оценочной статистики, так как у земских статистиков в методике работы сбора данных была отличительная особенность. Эта особенность заключалась в трех видах табличных данных: перечневые, групповые и комбинационные. Наиболее весомый вклад в развитие данного феномена внес Шликевич А.П., именно он первым внедрил в процесс сбора данных комбинационные таблицы, собиравшие и указывавшие данные в сочетании с конкретным результатом тех или иных действий деятельности хозяйствующих субъектов. Многие ученые согласились с тем, что это было шаг вперед в развитии земской статистики [4].

Земская статистика в специальных бюро собирала специальную информацию на протяжении 4 десятилетий, вплоть до 1917 года. Ученые, занимавшиеся данным вопросом, признают и выделяют несколько этапов развития взаимоотношений государственной и муниципальной статистики:

1) Первый этап. Тесная связь с отменой крепостного права дала независимость земским статистикам от правительственных органов. Исследователи и практики собирали большой объем данных, систематизировали эти данные, что, несомненно, дало толчок в развитии статистической науки;

2) Второй этап. Опираясь на показатели, собранные на первом этапе, так земские статистики уже имели представление о том, какими данными они располагают,

и как ими можно распоряжаться.[22] Началось развитие имущественной оценки;

3) Третий этап. На этом этапе органы власти начинают активное использование статистики в своих целях, в этот же период происходят ограничительные мероприятия деятельности земских статистиков.

После Октябрьской революции руководство страны сконцентрировало функции по работе со статистическими данными в «Центральном статистическом управлении», позднее получившее название «Центральное статистическое управление СССР».

В 90-е годы ХХ века был совершен резкий переход на «рельсы» рыночной экономики. Кардинальная смена курса внесла существенные изменения к подходу и анализу статистических данных. Однако речь не шла о полном выстраивании новой системы. Огромное влияние на трансформацию оказали международные статистические службы, такие как статкомиссиии ООН, Евростата и др.[5]

Далее взор на данную проблематику был направлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2006 году: «Не менее важной задачей является обеспечение мониторинга, получение объективной, полной и своевременной информации об эффективности работы региональных и муниципальных органов власти. В связи с этим крайне важно привести работу госстатистики в соответствие с современными требованиями».

Проанализировав исторические этапы развития муниципальной статистики, можно сделать вывод о долгом развитии, что, соответственно, должно было четко сформулировать в нормативном поле необходимость муниципальной статистики, определение ее функций и задач, однако на федеральном уровне на сегодняшний день нет нормативно-правового акта, который бы зафиксировал данный термин на всей территории Российской Федерации. На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики выделен отдельный раздел, в котором публикуются данные по муниципальной статистике. Согласно представленным Росстатом сведениям на 01.01.2020 год всего в Российской Федерации есть 20846 муниципальных образований [6]: Центральный федеральный округ - 4017; Северо-Западный федеральный округ - 1390; Южный федеральный округ - 1971; Северо-Кавказский федеральный округ - 1584; Приволжский федеральный округ - 5441; Уральский федеральный округ - 1265; Сибирский федеральный округ - 3217; Дальневосточный федеральный округ - 1961.

Стоит отметить, что в текущем периоде муниципальные образования подразделяются на несколько видов (рисунок 1).

X X

о

го А с.

X

го т

о

Рисунок 1. Виды муниципальных образований в Российской Федерации (Источник: составлено автором на основе анализа нормативной документации)

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

<

m о х

X

Такое большое количество видов муниципальных образований несет много трудностей специалистам и служащим государственных органов, занимающимся муниципальной статистикой, так как для каждого типа муниципальных образований необходимы различные подходы к сбору данных. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упомянуты требования ко всем типам муниципальных образований, их границам, а также показатели эффективности органов местного самоуправления [7]. По мнению автора, это является неотъемлемой частью муниципальной статистики, позволяющей формировать систему статистических показателей для мониторинга состояния муниципальных образований.

Муниципальная статистика помогает в принятии управленческих решений, следовательно, у нее есть определенные задачи. К основным задачам муниципальной статистики относятся:

1) исследование происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденции их развития [8];

2) передача органам управление оперативных статистических данных;

3) получение и распоряжение статистической информацией для управление имуществом, принятия бюджета и другой значимой деятельности для населе-ния;[17]

4) сбор и предоставление требуемой для разработки программных мероприятий на территории муниципалитета;^]

5) реализация стратегический документов социально-экономического развития региона и муниципального образования;

6) исполнение принципа открытости и достоверности информации для населения.

Несмотря на перечисленные задачи, которые поставлены перед муниципальной статистикой, эксперты и государственные чиновники отмечают, что муниципальные власти нельзя назвать самостоятельным уровнем публичной власти. К примеру, глава муниципального округа Якиманка А.М. на заседании круглого стола в январе 2020 года заявил следующее: «Мы хотим максимально управлять «на земле» существующими районными проблемами, не затрагивая общность городского хозяйства Москвы». Это высказывание ярко демонстрирует, как на данный момент местные власти бессильны и зависимы от органов госвласти [9].

Выводы

Муниципальная статистика - важное явление в развитии территорий государства в целом, поскольку на данном уровне наглядно продемонстрирована близость к населению, что способствует пониманию проблем и тенденций развития.[14] Однако столь большое разнообразие муниципальных образований в Российской Федерации требует настройки всех показателей, по которым будет вестись сбор статистической информации. Еще одним недостатком, оказывающим негативный эффект на развитие муниципальной статистики, служит ограничение полномочий органов местного самоуправления, что может вызвать некорректность в предоставлении данных из-за недисциплинированности органов

местного самоуправления [10,21]. Для того, чтобы муниципальная статистика смогла вносить более весомый вклад в социально-экономическое развитие государства, необходимо решать проблему дифференциации территорий по уровню жизни. Также важным является разработка нового нормативно-правового акта по муниципальной статистике, или внесение поправок в главный закон об организации деятельности органов местного самоуправления в части закрепления специального термина, который введет единообразие в имплемента-ции и ведении статистики муниципальных образований. Муниципальная статистика - относительно новое явление в управленческой среде Российской Федерации, важности развития которого уделяется достаточно много внимания. Все это поможет в скором будущем преодолеть все барьеры, что, несомненно, должно стать катализатором и драйвером устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Литература

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

2. Конституция РФ. Глава 1. Ст. 11,12

3. Журавский Д.П. «Об источниках и употреблении статистических сведений.»// Типография И. Вальнера, 1846.

4. Леонов Сергей Николаевич Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. №400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-munitsipalnoy-statistiki-ee-sovremennoe-sostoyanie-i-sootvetstvie-potrebnostyam-issledovaniya-regionalnoy-ekonomiki.

5. История российской государственной статистики: 1811-2011: / Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России»; 2013. — 143 с.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/munstat.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

8. Маковкина, Ю. Э. Актуальные проблемы организации муниципальной статистики в муниципальных образованиях / Ю. Э. Маковкина // Экономика. Общество. Человек. Межвузовский сборник научных статей. - Белгород, 2015. - С. 139-144.

9. Тюньков А.В. Проблемы территориального развития города москвы и пути решения // Инновации и инвестиции. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-territorialnogo-razvitiya-goroda-moskvy-i-puti-resheniya.

10. Скрипкина Т.Б. Статистическое исследование инфраструктуры муниципальных образований: автореферат дисс, к.э.н.: 08.00.12.- Новосибирск, 2022

11. Ганиев, А. М. Формирование системы муниципальной статистики в современных условиях / А. М. Га-ниев, Г. Ф. Аблеева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2008. - № 4(84). - С. 47-51.

12. Емельянова, Т. В. Методологические и прикладные аспекты информационных ресурсов региональной и муниципальной статистики / Т. В. Емельянова // Учет и статистика. - 2008. - № 1(11). - С. 216-220.

13. Закс, К. И. Организация муниципальной статистики для создания единой системы информационного обеспечения органов местного самоуправления / К. И.

Закс, О. М. Корчагина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Управление. - 2004. -№ 1. - С. 100-103.

14. Лосева, А. В. Роль мегаполисов в достижении целей устойчивого развития / А. В. Лосева, М. В. Пудова, Д. А. Самусь // Вестник НГУЭУ. - 2019. - № 4. - С. 233243. - DOI 10.34020/2073-6495-2019-4-233-243.

15. Маслова, Н. П. Муниципальная статистика в России: методические подходы и приемы к становлению и развитию / Н. П. Маслова, И. А. Полякова, Т. В. Емельянова // Учет и статистика. - 2009. - № 4(16). - С. 62-68.

16. Пашинцева, Н. И. О некоторых перспективах развития региональной и муниципальной статистики / Н. И. Па-шинцева // Вопросы статистики. - 2010. - № 5. - С. 3-5.

17. Пашинцева, Н. И. Современные проблемы статистики регионов и муниципальных образований / Н. И. Пашинцева // Вопросы статистики. - 2006. - № 12. - С. 511.

18. Пенюгалова, А. В. Российский опыт муниципальной статистики: анализ, содержание информационной базы и направления ее совершенствования / А. В. Пе-нюгалова // Вопросы статистики. - 2005. - № 6. - С. 1719.

19. Пузевич, А. В. Проблемы формирования муниципальной статистики / А. В. Пузевич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - No 10-2. - P. 197-202.

20. Серватинский, В. В. Проблемы формирования системы муниципальной статистики / В. В. Серватинский // Экономика и управление. - 2009. - № 9(47). - С. 58-60.

21. Скрипкина, Т. Б. Импутация данных муниципальной статистики / Т. Б. Скрипкина // Вестник НГУЭУ. -2020. - № 3. - С. 277-286. - DOI 10.34020/2073-64952020-3-277-286.

22. Фаизова, Л. Р. Сопоставимость сведений о численности населения во времени (на примере Оренбургской области) / Л. Р. Фаизова, А. П. Цыпин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 402.

23. Черемисина, Н. В. К вопросу о формировании российской региональной и муниципальной статистики / Н. В. Черемисина // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 14. - № 1-2. - С. 147-153.

Formation, functions and tasks of municipal statistics: retrospective

analysis Tiunkov A.V.

Financial University under the government of the Russian Federation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The large variety and number of municipalities require more careful consideration of how the requirements for the collection of statistical data are formed, Since through statistics it is possible to find common development trends and apply the same management solutions for socio-economic development in different territories, which in turn will lead to the achievement of national development goals, as well as the implementation of regional and municipal programs. The goal is to understand how municipal statistics work and why they are needed. To achieve the purpose of the research, such methods of scientific knowledge as comparisons, historical, analysis and synthesis were used. The main results are: an idea of the current state of municipal statistics, an understanding of its origins. The results will be useful for both in-depth researchers in municipal statistics and representatives of the population of municipalities.

Keywords: statistics, municipal statistics, municipality, accounting, information, history, cliodynamics

References

1. Efremova T. F. New dictionary of the Russian language. Explanatory-word formation. - M.: Russian, 2000

2. Constitution of the Russian Federation. Chapter 1. Art. 11.12

3. Zhuravsky D.P. «About sources and use of statistical information.» // Typography by I. Vainer, 1846.

4. Leonov Sergey Nikolayevich The formation of municipal statistics, its current state and correspondence to the needs of the study of the regional economy // Westn. Tom. Mr. UNT. 2015. 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-munitsipalnoy-statistiki-estoniansovremennoesostoyanie-i-i-sootvetstvie-potrebnostyamnisledovania regionalnoyekonomiki

5. History of Russian State Statistics: 1811-2011: / Rosstat. - M.: ICE «Statistics of Russia»; 2013. - 143 p.

6. Official website of the Federal State Statistics Service https://rosstat.gov.ru/munstat.

7. Federal Act of 06.10.2003 N 131-FZ (ed. of 30.12.2021) "General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation".

8. Makovkina, Y. E. Actual problems of organization of municipal statistics in municipalities / Y. E. Makovkina / Economy. Society. Man. Interuniversity collection of scientific articles. - Belgorod, 2015. - P. 139144.

9. Tyunkov A.V. Problems of territorial development of the city of moscow and ways of solution // innovation and investment. 2020. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-territorialnogo-razvitiya-goroda-moskvy-puti-resheniya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Skripkina T.B. Statistical Study of Infrastructure of Municipalities: Autoabstract Disses, Ph.D.: 08.00.12. - Novosibirsk, 2022

11. Ganiyev, A. M. Formation of the system of municipal statistics under modern conditions / A. M. Ganiyev, G. F. Ableyeva // Economics and management: scientific-practical journal. - 2008. - 4(84). - P. 47-51.

12. Emelyanova, T. V. Methodological and applied aspects of information resources of regional and municipal statistics / T. V. Emelyanova // Accounting and statistics. - 2008. - 1(11). - P. 216-220.

13. Sachs, K. I. Organization of municipal statistics for the creation of a unified system of information support of local self-government / K. I. Zacs, O. M. Korchagina // Vestnik of Tver State University. Series: Control. - 2004. - 1. - P. 100-103.

14. Loseva, A. V. The role of mega-cities in achieving sustainable development / A. V. Loseva, M. V. Pudova, D. A. Samus // Vestnik NGUEWU. - 2019. - 4. - P. 233-243. - DOI 10.34020/2073-6495-2019-4233-243.

15. Maslova, N. P. Municipal statistics in Russia: methodical approaches and techniques to the formation and development / N. P. Maslova, I. A. Polyakova, T. V. Emelyanova // Accounting and statistics. - 2009. - 4(16).

- P. 62-68.

16. Pashintseva, N. I. On some prospects for the development of regional and municipal statistics / N. I. Pashintseva // Statistical issues. - 2010. -5. - P. 3-5.

17. Pashintseva, N. I. Modern problems of statistics of regions and municipalities / N. I. Pashintseva // Statistical issues. - 2006. - 12. - C. 511.

18. Penyuhalova, A. V. Russian experience of municipal statistics: analysis, content of the information base and directions for its improvement / A. V. Penyuhalova // Statistical issues. - 2005. - 6. - P. 17-19.

19. Puzevich, A. V. Problems of formation of municipal statistics / A. V. Pusevich // Actual problems of humanities and natural sciences. - 2016.

- No 10-2. - P. 197-202.

20. Servatinsky, V. V. Problems of formation of the system of municipal statistics / V. V. Servatinsky // Economy and management. - 2009. -9(47). - C. 58-60.

21. Skripkina, T. B. Imputation of municipal statistics / T. B. Skripkin // Vestnik NGUEU. - 2020. - 3. - P. 277-286. - DOI 10.34020/2073-6495-2020-3277-286.

22. Faizova, L. R. Comparability of data on population in time (on the example of the Orenburg region) / L. R. Faizova, A. P. Tsipin // Modern problems of science and education. - 2014. - 5. - P. 402.

23. Cheremisina, N. V. On the formation of Russian regional and municipal statistics / N. V. Cheremisin / Scholars notes of the Tambov Regional Office of the Free Economic Society of Russia. - 2013. - T. 14. - 1-2. - P. 147-153.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О 2 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.