Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]
ДВОРЯДКИНА Елена Борисовна
КАЙБИЧЕВА Екатерина Игоревна
Главный специалист-эксперт
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области
620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 23 Контактный телефон: (343) 358-02-29 e-mail: [email protected]
Направления информационного обеспечения исследования периферийных территорий региона
Исследование периферийных территорий в настоящее время затруднено. Главной причиной является отсутствие в официальной статистике необходимых показателей, характеризующих отдельные стороны развития периферийных территорий в динамике. Направлением совершенствования информационного обеспечения исследования периферийных территорий региона может стать расширение числа показателей, разрабатываемых в разрезе муниципальных образований. Они могут быть сформированы с использованием статистической информации. Для расчета некоторых показателей необходим сбор дополнительной первичной информации. Одним из способов повышения доступности статистической информации для органов власти и граждан являются информационно-аналитические системы. Анализ действующих информационно-аналитических систем регионального и федерального уровней выявил их недостатки, связанные с техническими недоработками и некорректной загрузкой показателей. Устранение технических недоработок, ужесточение требований к своевременности загрузки показателей является еще одним направлением развития информационного обеспечения исследования периферийных территорий региона.
JEL classification: R5, R12
Ключевые слова: информационно-аналитическая система; периферийная территория; местное самоуправление; регион.
В 50-60-е годы XX века стало очевидно, что классические теории М. Вебера, В. Кри- д
сталлера, А. Леша и других ученых не в состоянии объяснить усиливающуюся по- и
ляризацию пространства по линии «центр - периферия». На Западе возникают новые ч|
теории, посвященные особенностям развития периферии: теория «центр - периферия» 1!
Дж. Фридмана, теория мир-системный анализ И. Валлерстайна, теория периферийной мг
экономики Р. Пребиша (табл. 1). В этих теориях периферия рассматривается как ком- м
понент экономического пространства, противостоящий по своим характеристикам |
центру. Теории Дж. Фридмана, И. Валлерстайна, Р. Пребиша стали основой для прове- 5
дения многочисленных исследований периферии во многих странах мира, в том числе §
в России (см., например, [2]). ©
о
(N
3 (65) 2016
Таблица 1
Характеристика периферийных территорий в научных теориях [2; 12]
Теория Характеристики периферийных территорий
«Центр -периферия» Отдаленность и слаборазвитость; замедленная модернизация; зависимость от центра; ресурсная база системы
Периферийная экономика Совокупность экономически отсталых стран; сосуществование двух секторов экономики - современного, ориентированного на экспорт, и устаревшего, ориентированного на удовлетворение внутреннего спроса
Мир-система Отсутствие капитала, технологий; экспорт товаров с низкой добавленной стоимостью
Со временем стало очевидно, что поляризация пространства по линии «центр-периферия» имеет место не только на глобальном и национальном уровнях. Она наблюдается и на уровне административно-территориальных единиц отдельных стран мира. В России исследованию региональной периферии посвящены работы Т. Г. Нефедовой, Н. Г. Каршининой, А. В. Руденко, А. Н. Раевской, А. Н. Пилясова и др.
Вопрос о критериях отнесения территорий к периферии в науке является дискуссионным. В качестве критерия периферийности могут использоваться степень географической удаленности от центра, достигнутый уровень социально-экономического развития, а также величина показателей, позволяющих оценить отдельные аспекты периферийности территорий, выделяемые в рамках различных теорий. В частности, О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш предлагают использовать показатели «...доли занятых в сфере науки, управления и услуг высшего ранга, соотношение головных фирм и филиалов (головной и филиальной экономики), доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в структуре затрат, соотношение численности производственного и непроизводственного персонала, средний уровень образования и квалификации кадров и т. п.» [2].
Спецификой периферии на уровне региона (субъекта РФ) является то, что в ее роли выступают, как правило, отдельные муниципальные образования или их группы. Показатели муниципальной статистики, несмотря на увеличение их числа в последние годы, не позволяют оценить отдельные аспекты развития территорий и сделать однозначный вывод об их принадлежности к центру/полупериферии/периферии. Более того, отсутствие статистической информации затрудняет разработку мероприятий региональной политики в отношении периферийных территорий.
Будучи муниципальными образованиями, периферийные территории региона имеют собственные органы власти и управления, которые в своей деятельности сталкиваются с проблемой дефицита статистической информации. В настоящее время муниципалитеты решают проблему путем запроса информации у территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, других федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъекта РФ либо путем самостоятельного сбора необходимых им сведений у предприятий, организаций и населения. Здесь они сталкиваются с отсутствием «.у органов местного самоуправления законодательно закрепленного права на сбор статистических данных о развитии бизнеса и промышленности на территории муниципальных образований»1.
Задача развития информационного обеспечения исследования периферийных территорий региона имеет не только научную (с точки зрения уточнения состава
1 Предложения Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области» к Всероссийскому съезду муниципальных образований // Официальный сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области». URL: http://smo.midural.ru/main/vazh-no/300/217.html.
периферийных территорий и разработки в отношении них научно обоснованной региональной политики), но и практическую (с точки зрения управления этими территориями) значимость.
Авторы предлагают три основных направления развития информационного обеспечения исследования периферийных территорий региона:
1) совершенствование действующих информационно-аналитических систем путем устранения технических недоработок, ужесточения ответственности за соблюдение графика загрузки показателей, расширения перечня показателей;
2) интеграция имеющейся статистической информации для расчета новых показателей;
3) введение новых показателей на основе сбора дополнительной первичной информации, отсутствующей в настоящее время в органах статистики.
Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.
Совершенствование информационно-аналитических систем. Одним из способов совершенствования информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, оптимизации их взаимодействия с региональными и федеральными органами власти и управления стало создание информационно-аналитических систем, содержащих информацию в разрезе муниципальных образований.
В Свердловской области используются такие информационные системы, как государственная автоматизированная система «Управление» (ГАС «Управление»), автоматизированная система управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области (АСУ ИОГВ) и др.1
Отдельные системы разработаны Федеральной службой государственной статистики: единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), база данных показателей муниципальных образований (БД ПМО), центральная база статистических данных (ЦБСД)2. К недостаткм информационно-аналитические систем можно отнести:
• неудобный интерфейс (БД ПМО, ЕМИСС, ГАС «Управление»);
• отсутствие показателей в динамике (частично БД ПМО, ЕМИСС);
• отсутствие загрузки данных по ряду показателей (БД ПМО, ЕМИСС);
• отсутствие обновлений показателей (ЕМИСС, ЦБСД);
• некорректная работа сайта (БД ПМО);
• возможность получения большего объема статистической информации только при наличии авторизованного доступа в систему (ГАС «Управление» - закрытая часть сайта, АСУ ИОГВ).
В настоящее время информационно-аналитические системы не содержат информации, касающейся, например, инновационной активности расположенных на периферийных территориях предприятий и организаций; степени зависимости экономики муниципальных образований от внешних центров принятия решений; оценки расходов, которыми сопровождаются поездки жителей периферии в центр и т. д.
Очевидно, что они нуждаются в доработке, устранении технических недостатков и увеличении числа показателей, исходя из потребностей органов местного самоуправления.
Интеграция имеющейся статистической информации для расчета новых показателей. Собираемые в рамках федерального статистического наблюдения данные по различным формам можно использовать при расчете показателей, которые
1 См. подробнее: Официальный сайт Министерства транспорта и связи Свердловской области. URL: http://mtis.midural.ru/article/show/id/1084.
2 См. подробнее: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru.
необходимы для исследования периферийных территорий региона. Утверждение официальных методик расчета тех или иных показателей в разрезе муниципальных образований, внесение изменений, касающихся расширения перечня показателей муниципальной статистики, в Федеральный план статистических работ (п. 1.33 «Муниципальная статистика») позволит частично решить проблему дефицита информации.
Можно выделить несколько ключевых для периферийных территорий направлений, по которым необходима разработка новых показателей.
Инновационное развитие территорий. Одним из признаков периферии является «отсутствие возможности инновационной активности» [10. С. 27]. В качестве информации, необходимой для оценки инновационной активности предприятий периферийных территорий, можно использовать данные форм федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (утверждена приказом Росстата от 25 сентября 2015 г. № 422); № 2-МП (инновация) «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» (утверждена приказом Росстата от 3 августа 2015 г. № 357). В разрезе муниципальных образований могут быть рассчитаны следующие показатели.
Доля расположенных на периферийных территориях предприятий и организаций, ориентирующихся на местный, региональный рынок, в общем числе обследованных организаций:
N
K =~г- , (1)
г N
где К - доля предприятий и организаций, расположенных на периферийных территориях, ориентирующихся на местный, региональный рынок, в общем числе обследованных организаций, %; N - число предприятий и организаций, расположенных на периферийных территориях, ориентирующихся на местный, региональный рынок, ед. (определяется путем суммирования количества организаций, указавших при заполнении формы № 4-инновация код 1 в строке 104); N - число обследованных организаций по форме № 4-инновация (определяется исходя из количества заполненных отчетов, поступивших от организаций).
Расчет данного показателя позволит определить, какая часть крупных и средних организаций периферийных территорий в своей деятельности ориентируется только на местный и региональный рынки1, а какая часть - на остальные (общероссийский, рынок стран СНГ, европейский, др.). Иными словами, появится возможность оценить, насколько интегрированы крупные и средние организации периферийных территорий в экономику региона, страны или даже мира в целом.
Совокупный уровень инновационной активности организаций. Показатель определяется как «отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций»2.
Данный показатель может быть определен отдельно по крупным и средним предприятиям (источник информации - форма № 4-инновация) и отдельно по малым предприятиям (источник информации - форма 2-МП (инновация)).
1 При заполнении формы «наиболее важным для организации считается тот рынок, который обеспечивает наибольший объем реализации товаров, работ, услуг» (приказ Росстата от 25 октября 2015 г. № 422 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 4-инно-вация „Сведения об инновационной деятельности организации"»).
2 Основные показатели инновационной деятельности организаций в Свердловской области за 2014 г. : стат. бюл. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2015. С. 25.
Расчет показателя позволит оценить, какова инновационная активность организаций на периферийных территориях, есть ли там предприятия, которые заинтересованы в развитии инноваций. Совокупный уровень инновационной активности организаций частично характеризует процесс диффузии нововведений, так как при заполнении формы «.. .допускается, что инновационная разработка может быть приобретена у другого предприятия и внедрена на данном (например, посредством приобретения лицензий на новые технологии)» [5. С. 6]).
Наиболее востребованным из показателей социально-экономического развития периферийных территорий будет показатель валового муниципального продукта -аналога валового регионального продукта на муниципальном уровне. О необходимости расчета этого показателя говорится уже давно (см., например, [4. С. 33]). Его расчет существенно бы упростил выделение социально-экономической периферии региона. Учеными предложены различные методики его расчета (см., например, [1. С. 51-52; 3. С. 14; 7. С. 10-11; 8; 11]). Позиция официальной статистики такова, что имеющийся объем статистической информации в разрезе муниципальных образований не позволяет корректно осуществить досчеты, аналогичные тем, которые делаются при расчете валового регионального продукта (ВРП), и, следовательно, получить адекватные показатели муниципального продукта (см. например, [9. С. 3-5]).
Таким образом, для корректного расчета показателя валового муниципального продукта необходимые дополнительные обследования, аналогичные тем, что проводятся при расчете ВРП, позволяющие учесть структуру экономики муниципальных образований.
Расчет новых показателей на основе сбора дополнительной первичной информации. Дефицит имеющейся статистической информации для оценки отдельных аспектов развития периферийных территорий региона обусловливает необходимость сбора дополнительных сведений. Получение первичной информации сопряжено с материальными и временными затратами, с ростом нагрузки на респондентов и специалистов Федеральной службы государственной статистики. Расчет новых показателей позволит оценить отдельные сферы развития муниципальных образований региона, уточнить состав периферийных территорий и облегчит разработку в отношении них мероприятий региональной политики.
Одним из признаков периферии является ее транспортная удаленность от административного центра региона, поэтому необходима разработка показателей, связанных с оценкой расходов на преодоление расстояния от периферии до центра, и наоборот.
Размер общих издержек, которыми сопровождается перемещение людей и/или грузов из центра на периферию (и наоборот), можно рассчитать по формуле
где с..т - общий размер издержек; Ут - ценность времени, р./ч; :..т - время в пути между пунктом отправления t и пунктом назначения } при использовании вида транспорта т, ч; ст - издержки при использовании вида транспорта т, р./км; й..т - расстояние между пунктом отправления t и пунктом назначения } при использовании вида транспорта т, км.
Показатель Уп1:..т можно рассматривать как упущенную выгоду. Например, для работающего гражданина он может быть рассчитан как произведение почасовой оплаты труда и продолжительности поездки.
Показатель ст4..т можно рассматривать как транспортные издержки. При пользовании междугородним транспортом этот показатель будет равен стоимости билета. При использовании личного автотранспорта показатель в самом общем виде может быть рассчитан как произведение издержек (расход ГСМ в расчете на 1 км пути, умноженный
т 1}т'
(2)
3(65)2016
на стоимость ГСМ) и протяженности пути. По динамике показателя можно будет судить о степени доступности поездки в центр жителей периферии для получения тех или иных услуг, покупки товаров длительного пользования.
В качестве примера авторы рассчитали показатель общих издержек при перемещении работающего населения периферийных территорий Свердловской области (табл. 2)1. При этом средняя стоимость поездки определялась по формуле средней арифметической взвешенной из стоимости билетов на междугородние автобусы отправлением из Екатеринбурга до центра соответствующего муниципального образования в будний день (по состоянию на 16 декабря 2015 г.). Почасовая оплата была рассчитана как отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников к среднему количеству рабочих дней в месяц в 2014 г., определенному по производственному календарю на 2014 г. при пятидневной рабочей неделе (21).
Талица 2
Расчет показателя общих издержек при перемещении работающего населения периферийных территорий Свердловской области в 2014 г., р.
Муниципальное образование Время в пути до г. Екатеринбург, ч Средняя стоимость поездки в междугороднем автобусе, р. Среднемесячная начисленная заработная плата, р. Почасовая оплата Поездки с периферии в центр Поездки из центра на периферию
Упущенная выгода Общие издержки Упущенная выгода Общие издержки
ГО Пелым 10,1 1 466,00 44 892,8 267,2 2 698,91 4 164,91 2 418,28 3 884,28
ГО Волчанский 6,1 985,58 23 643,5 140,7 853,79 1 839,38 1 452,56 2 438,15
ГО Верхотурский 4,3 750,00 24 957,6 148,6 643,75 1 393,75 1 037,54 1 787,54
ГО Гаринский* 6,7 23 119,3 137,6 922,02 1 604,20
ГО Новолялинский 4,0 666,41 21 093,6 125,6 498,04 1 164,46 949,75 1 616,17
ГО Сосьвинский 7,2 1 026,00 21 752,9 129,5 927,95 1 953,95 1 715,94 2 741,94
МО Махнёвское 4,6 520,00 19317 115,0 530,83 1 050,83 1 105,38 1 625,38
ГО Тавдинский 7,2 780,00 22 606,8 134,6 964,38 1 744,38 1 715,94 2 495,94
ГО Талицкий 3,2 518,00 23 330,9 138,9 446,71 964,71 770,18 1 288,18
ГО Туринский 5,8 640,00 19 894,1 118,4 688,79 1 328,79 1 392,70 2 032,70
г. Екатеринбург х х 40 224,8 239,4 х х х х
* Прямое автобусное сообщение между пгт. Гари и г. Екатеринбург отсутствует.
Составлено по: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru; Сервис «Яндекс. Расписания». URL: https://rasp.yandex.ru; Сервис GoogleMaps. URL: https://www.google.ru/maps.
По данным табл. 2, максимальные значения показателя характерны для наиболее удаленных от центра региона территорий. Издержки жителей региональной столицы при посещении периферии, как правило, выше (за исключением ГО Пелым) в связи с более высоким уровнем заработной платы в г. Екатеринбурге и соответственно большим размером упущенной выгоды.
Источником получения информации о состоянии социальной и экономической сферы муниципального образования могут быть социологические опросы, позволяющие оценить комфортность территории для проживания, ведения бизнеса и т. д. В настоящее время социологические опросы активно проводятся на уровне субъектов РФ,
1 К периферийным территориям Свердловской области относятся городские округа Пелым, Верхотурский, Волчанский, Гаринский, Новолялинский, Сосьвинский, Тавдинский, Талицкий, Туринский, Махнёвское муниципальное образование (подробнее см.: [6]).
например, с целью оценки условий ведения предпринимательской деятельности в регионах РФ (ГАС «Управление»).
Некоторые вопросы целесообразно включать в переписной лист Всероссийской переписи населения, например: «Готовы ли вы сменить территорию проживания (переехать в другое муниципальное образование)?». Итоги покажут, насколько данное муниципальное образование привлекательно для жизни, имеет ли оно перспективы дальнейшего развития.
Направления развития информационного обеспечения исследования периферийных территорий не исчерпываются предложенными авторами и могут быть дополнены другими, исходя из потребностей ученых, органов власти, материальных и финансовых средств.
Источники
1. Валовой муниципальный продукт: методы расчета и применение / Д. В. Колеч-ков, Ю. А. Гаджиев, С. А. Тимашев, М. Н. Макарова // Экономика региона. 2012. № 4 (32). С. 49-59.
2. Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М. : Наука, 1991.
3. Гриценко С. В. Статистическая оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований (на примере муниципальных районов Воронежской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2009.
4. Ефремов К. И. Основные направления развития региональной статистики // Проблемы развития территории. 2003. № 20. С. 28-34.
5. Зинов В., Сорокина А. Методические рекомендации для обучения корректному заполнению статистической формы «№ 4-инновация» // Алтайский краевой инновационный банк данных. URL: http://www.altkibd.ru/imaterials/metodicheskoe-obespechenie/ Rekomend_st_4.pdf.
6. Кайбичева Е. И. К вопросу об определении состава городских периферийных территорий региона (на примере Свердловской области) // European Social Science Journal. 2015. No. 12. P. 68-80.
7. Колечков Д. В. Валовой муниципальный продукт в управлении муниципальной экономикой) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.
8. Криничанский К. В., Унрау А. В. Оценка валового муниципального продукта и сравнительный анализ российских городов // Региональная теория: экономика и практика. 2014. № 9 (114). С. 9-22.
9. Пашинцева Н. И. О некоторых перспективах развития региональной и муниципальной статистики // Вопросы статистики. 2010. № 5. С. 3-5.
10. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / И. Стародубровская и др. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2011.
11. Татаркин А. И., Козлова О. А., Тимашев С. А. Вопросы (проблемы) методического обеспечения расчета валового муниципального продукта // Безопасность критичных инфраструктур и территорий. 2012. Т. 3. № 1. С. 3-9.
12. Esin O. Different definitions of "periphery" and different peripheries in the EU. URL:
etd.lib.metu.edu.tr/upload/12606217/index.pdf.
***
Directions for Information Support of Research on Peripheral Areas
by Yelena B. Dvoryadkina and Yekaterina I. Kaibicheva
Now the research of peripheral areas is fraught with considerable difficulties. The main reason for this is lack of official statistical information characterizing some aspects of their socio-economic development. One of the ways to improve information support of research on the peripheral areas is to use available statistical data to introduce new statistical indicators, though some of them may require collection of additional primary data. Information-analytical systems are another way to improve the accessibility of statistical information for government authorities and citizens. The analysis of the existing information-analytical systems at regional and federal level revealed their drawbacks connected with technical imperfections and incorrect loading of indicators. Thus, the elimination of technical problems, raising requirements to the timely upload of indicators represent another direction for improvement of information support of the research of peripheral areas.
Keywords: information-analytical systems; peripheral areas; local government, region.
References:
1. Kolechkov D. V., Gadzhiev Yu. A., Timashev S. A., Makarova M. N. Valovoy munitsipal'nyy produkt: metody rascheta i primenenie [Gross municipal product: calculation methods and application]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2012, no. 4 (32), pp. 49-59.
2. Gritsay O. V., Ioffe G. V., Treyvish A. I. Tsentr i periferiya v regional'nom razvitii [Center and periphery in regional development]. Moscow: Nauka, 1991.
3. Gritsenko S. V. Statisticheskaya otsenka urovnya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy (na primere munitsipal'nykh rayonov Voronezhskoy oblasti). Avtoref. Diss. kand. ekon. nauk [Statistical assessment of the level of socioeconomic development in municipalities (at the examples of municipalities of Voronezh oblast. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Voronezh, 2009.
4. Yefremov K. I. Osnovnye napravleniya razvitiya regional'noy statistiki [Key direction of regional statistics development]. Problemy razvitiya territorii - Problems of Territory's Development, 2003, no. 20, pp. 28-34.
5. Zinov V., Sorokina A. Metodicheskie rekomendatsii dlya obucheniya korrektnomu zapolneniyu statisticheskoy formy "No. 4-innovatsiya" [Methodological recommendation for teaching how to fill in statistical forms correctly]. Available at: http://www.altkibd.ru/imaterials/metodicheskoe-obespechenie/ Rekomend_st_4.pdf.
6. Kaybicheva Ye. I. K voprosu ob opredelenii sostava gorodskikh periferiynykh territoriy regiona (na primere Sverdlovskoy oblasti) [On determining the composition of urban peripheral territories of a region (at the example of Sverdlovsk oblast]. European Social Science Journal, 2015, no. 12, pp. 68-80.
7. Kolechkov D. V. Valovoy munitsipal'nyy produkt v upravlenii munitsipal'noy ekonomikoy). Avtoref. Diss. kand. ekon. nauk [Gross municipal product in management of municipal economy. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2013.
8. Krinichanskiy K. V., Unrau A. V. Otsenka valovogo munitsipal'nogo produkta i sravnitel'nyy ana-liz rossiyskikh gorodov [Evaluation of gross municipal product and comparative analysis of Russian cities]. Regionalnaya teoriya: ekonomika i praktika - Regional Economics: Theory and Practice, 2014, no. 9 (114), pp. 9-22.
9. Pashintseva N. I. O nekotorykh perspektivakh razvitiya regional'noy i munitsipal'noy statistiki [On some prospects of development of regional and municipal statistics]. Voprosy statistiki - Issues of Statistics, 2010, no. 5, pp. 3-5.
10. Starodubrovskaya I. et al. Strategii razvitiya staropromyshlennykh gorodov: mezhdunarodnyy opyt i perspektivy v Rossii [Development strategies of old industrial cities: international experience and Russia's prospects]. Moscow: Gaidar Institute for Economic Policy, 2011.
11. Tatarkin A. I., Kozlova O. A., Timashev S. A. Voprosy (problemy) metodicheskogo obespech-eniya rascheta valovogo munitsipal'nogo produkta [Issues of methodological support of gross municipal product calculation]. Bezopasnost kritichnykh infrastruktur i territoriy - Security in Critical Infrastructure and Territories, 2012, Vol. 3, no. 1, pp. 3-9.
12. Esin O. Different definitions of "periphery" and different peripheries in the EU. Available at: etd.lib. metu.edu.tr/uplo ad/12606217/index.p df.
Contact Info:
Yelena B. Dvoryadkina, Dr. Sc. (Econ.),
Prof. of Regional, Municipal Economics
& Management Dept.
Phone: (343) 251-96-76
e-mail: [email protected]
Yekaterina I. Kaibicheva, lead specialist-expert
Phone: (343) 358-02-29
e-mail: [email protected]
Ural State University of Economics
62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,
Russia, 620144
Regional office of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk oblast
23 Tolmacheva St., Yekaterinburg, Russia, 620075