УДК 378.016:502:140,8
Кобзева Наталья Ивановна
Старший преподаватель кафедры культуроголии Оренбургский государственный университет, [email protected], Оренбург
СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО «ОБРАЗА МИРА» СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. Проанализированы различные подходы к пониманию становления как философской категории. Рассмотрен способ становления естественнонаучного «Образа Мира» студентов университета. Определены оптимальные критерии и уровневые показатели становления естественнонаучного «Образа Мира» студентов гуманитарных и социально-экономических направлений. Естественнонаучный «Образ Мира» представлен как интегративное личностное новообразование.
Ключевые слова: становление; образ; мир; наука; ценность.
Kobseva Natalya Ivanovna
Senior instructor of the culture department Orenburg State University, [email protected], Orenburg
BECOMING OF NATURAL-SCIENCE “CHARACTER OF THE WORLD” OF STUDENTS OF INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AS ARTICLE OF RESEARCH
Abstract. The different going is analyses near understanding of becoming as philosophical category. The method of becoming of natural-science “Character of the World” of students of university is considered. Determine the optimal criteria and level indicators of formation of natural-science “Character of the World” students of humanitarian and socio-economic trends. Natural-science “Character of the World” is presented as integrative personality new formation.
Keywords: becoming; image; world; science; value.
Интеграция России в европейскую и мировую систему образования обуславливает необходимость нового взгляда на становление высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых разнообразных процессах и явлениях окружающего мира. Именно приобщение к естественнонаучной культуре, способствует выработке у студентов вуза ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, а как следствие становление естественнонаучного «Образа Мира».
Естественнонаучное знание - образовательная ценность, а становление естественнонаучного «Образа Мира» студентов гуманитарных и социально-экономических направлений - первостепенная задача педагогов естественнонаучных дисциплин.
Становление естественнонаучного «Образа Мира» - длительный процесс. Каждого человека начиная, с самого раннего возраста, отличает любопытство - естественное
стремление познать окружающий мир. С возрастом неосознанное любопытство постепенно перерастает в осознанное желание познать законы, которые управляют природой, научиться применять их в своей трудовой деятельности, предвидя возможные последствия. Законы природы и способы их применения отражают концентрированный опыт человечества. Опираясь на него, человек способен защитить себя от ошибок и ему легче достичь желаемых целей. Концентрированный опыт человечества лежит в основе любого образовательного процесса.
Научное знание выступает в деятельности современного человека не только со своей завершенностью, но и наличием трудных, нерешенных проблем. Наука постоянно, на каждом новом витке своего представления о мире бытия углубляет, переформулирует, переосмысливает, заостряет и проблематизи-рует исходные вопросы и трудности смысла бытия самого человека [2].
В работах С. Д. Смирнова подчеркнуты, что «Образ Мира» дает законченное познавательное действие, преломляясь через картину мира (естественнонаучная картина мира) [5]. Человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем, и вместе с тем действует в нем в зависимости от того, как он познает его.
Обращение к процессу становления целостного и ценностного естественнонаучного «Образа Мира» студентов университета как предмету специального педагогического исследования потребовало уточнения сущности, выделения критериев и уровневых показателей, раскрывающих общее и специфическое в данном виде деятельности.
Становление естественнонаучного «Образа Мира» основывает на том, что:
- формирование «Образа Мира» невозможно без творческой отдачи каждого ученого, преподавателя и с учетом синтеза собственного опыта, знаний;
- становление «Образа Мира» есть процесс трансляции объективных знаний о мире в сознании студента;
- «Образ Мира» есть продукт деятельности самого субъекта познания, а избирательность познания формирует ценностное отношение к нему;
- становление «Образа Мира» у студентов в значительной степени зависит от того, какую позицию занимает преподаватель и студент в учебном диалоге культур, диалоге голосов и внутреннем диалоге;
- для становления естественнонаучного «Образа Мира» студентов вуза большое значение имеют взаимоотношения общества и окружающей действительности;
- научные знания служат цели создания мировоззренческих ориентаций.
Таким образом, естественнонаучный «Образ Мира» можно рассмотреть как интегративное личностное новообразование, предполагающее как минимум наличие определенного уровня естественнонаучных знаний, мировоззренческих ориентаций и самостоятельной деятельностной активности. Становление в этом случае характеризуется многоуровневостью и различным характером взаимосвязей гносеологического, аксиологического и прак-сеологического показателей данного процесса.
Уровень развития естественнонаучного «Образа Мира» зависит от содержания, вида деятельности, характера деятельности, от наличия доминанты в мотивационно-ценностной сфере студента. Следовательно, аксиологический потенциал естественнонаучного «Образа Мира» заключается в присутствии эмотивной составляющей в мотивации, в ценностном отношении как к усвоению естественнонаучного знания, к формированию мировоззренческих ориентаций, так и в осознании необходимости приобрести умение взаимодействия с другими участниками учебно-познавательного процесса.
Современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, формирования всесторонне развитий личности в единстве естественнонаучной и гуманитарной культур, способной к самоорганизации. Поэтому в качестве первого показателя становления естественнонаучного «Образа Мира» студентов вуза мы выбрали овладение естественнонаучными знаниями. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности - залог успеха. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению. Следовательно, естественнонаучные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности [1]. Опыт преподавания естествознания показывает, что его изучение способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.
Становление естественнонаучного «Образа Мира» студентов вуза во многом зависит от выбора педагогической технологии. Процесс разработки педагогической технологии предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения. Наиболее продуктивным для становления естественнонаучного «Образа Мира» является системный подход, комбинация и интеграция разных технологий обучения: репродуктивного, развивающего, адаптив-
ного, проблемного и программированного обучения, а также поэтапного формирования умственных действий и коллективного взаимодействия. Следует учитывать, что студент развивается, живет и действует в пространственно-временном континууме, постоянно изменяющемся мире, в котором непрерывно осуществляются объективные события и воздействия. Каждый познающий субъект, впервые входящий в человеческий мир, прежде всего, включается в процесс совместной, коллективной работы. При этом возникает проблема мотивации учебно-познавательной деятельности, в частности приобщение студентов к естественнонаучной картине мира. Согласно Г. Селье, мотивами научной деятельности познающего субъекта являются: бескорыстная любовь к Природе и Правде; восхищение красотой закономерности; простое любопытство; желание приносить пользу; потребность в одобрении; ореол успеха; преклонение перед героями и желание подражать им; боязнь скуки [4].
В качестве второго показателя становления естественнонаучного «Образа Мира» мы выделили мировоззренческие ориентации, имея в виду общетеоретическое обоснование ценностных ориентаций - как личностного образования характеризующего отношение студента к явлениям действительности. Ценностные ориентации - это «ось сознания личности», важнейший фактор, регулирующий мотивацию личности в процессе продуктивной, творческой деятельности [3]. Ценностные ориентации формируются на базе соотнесения субъективного опыта с бытующими в данном социуме моральными и культурными образцами. Они выражают конкретное понимание целей человеческого существования, жизненных притязаний и престижных предпочтений о должном и возможном [2]. Ценностные ориентации являются компонентом не только сознания, но и поведения, их функции не ограничиваются рациональным предпочтением какой-либо ценности. Они действуют как на уровне сознания, так и подсознания при этом характеризуют направленность мышления, внимания, поведения, интеллекта, волевых качеств и становятся достоянием жизни индивида, превращаясь в мотивы поведения и деятельности.
Мировоззренческие ориентации имеют свою особую содержательную сторону, представленную в виде совокупности научных знаний, в которую входят не только знания естественных наук, но и основные положения наук гуманитарного цикла, дающие целостное и ценностное представление об окружающем нас мире.
Как свидетельствует многовековой педагогический опыт, знания не передаются человеку в готовом виде. Человек приобретает их в результате своей сознательной самостоятельной деятельности. Таким образом, немало важным при становлении естественнонаучного «Образа Мира» является самостоятельная деятельностная активность студентов - третий показатель.
В связи с реформой образования и переходом на двухуровневое обучение, большое значение отводится формированию умений и активизации самостоятельной работы студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов - один из самых важных аспектов модернизации педагогического образования в России. Процесс формирования у студентов самостоятельной деятельностной активности должен начинаться с воспитания определенной направленности его личности, при которой ценность самостоятельной работы оказывается не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций студента. Такой подход помогает становлению естественнонаучного «Образа Мира».
Самостоятельная работа относится к числу основных форм обучения естествознанию. Интерес, желание студента к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях - это качество личности воспитывается на протяжении всей жизни человека и в особенности, интенсивно в период обучения.
Успех самостоятельной работы зависит от осознания:
- желания познавать окружающую действительность во всем ее многообразии;
- собственных ценностных ориентаций, субъективных потребностей и мотивов, специфики индивидуальной работы;
- личных перцептивных и творческих умений;
Таблица
Уровневые показатели становления естественнонаучного «Образа Мира» студентов вуза
Гносеологический показатель
Степень развития естественнонаучных знаний
Высший уровень Средний уровень Низкий уровень
свободное владение материалом, умение описать свойства и отношения объекта изучения, объяснить и предсказать его поведение во времени; привести пример, характеризуемого явления или процесса. владение навыками описания и объяснения свойств изучаемого объекта не достаточные для прогнозирования его поведения; отсутствие способности самостоятельно приводит примеры. владение недостаточным объемом естественнонаучного материала, необходимого для ответа; восприятие лишь общего смысла изучаемых явлений природы при полном отсутствии понимания их сущности.
Аксиологический показатель
Степень сформированности мировоззренческих ориентаций
Высший уровень Средний уровень Низкий уровень
позитивное отношение к процессу становления естественнонаучного «Образа Мира»; мотивация служит достижению поставленных задач для самореализации, связана с образом будущего. нейтральное отношение к становлению естественнонаучного «Образа Мира»; мотивированный интерес неустойчив. негативное отношение к становлению естественнонаучного «Образа Мира»; мотивация прагматична, интерес к научному познанию отсутствует.
Праксеологический показатель
Степень самостоятельной деятельностной активности
Высший уровень Средний уровень Низкий уровень
позитивное отношение к самостоятельной деятельности; умение слушать и слышать; действовать по образцу и без образца, индивидуально и в коллективе; самостоятельное восприятие, извлечение и анализ полученной информации. отсутствие интереса к самостоятельной деятельности; умение слушать, но не слышать; самостоятельно действовать по образцу; сложности при самостоятельном поиске и работе с научной литературой. отсутствие умений самостоятельной работы; прекращение действий в случае возникновения затруднения; отсутствие желания учиться; боязнь и неуверенность в собственных действиях.
- индивидуальных психических свойств и своих эмоциональных качеств в результате воздействия и соприкосновения с негативными факторами внешней среды;
- собственных возможностей и потребностей в понимании установок, приемов, норм и культурных ценностей других социальных групп;
- готовности мышления адекватно реагировать и воспринимать новое во внешней изменяющейся среде;
- способности слушать и слышать других участников учебного процесса;
- степени развития своей культуры личности.
Таким образом, решение задачи становления естественнонаучного «Образа Мира» напрямую зависит от уровня гармоничного развития и сформированности у студентов университета мировоззренческих ориента-
ций, естественнонаучных знаний и самостоятельной деятельностной активности (таблица 1).
Библиографический список
1. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. - 640 с.
2. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.
3. Мелекесов Г. А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие: монография. - М.: МППУ, 2002. - 288 с.
4. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. - М.: Прогресс, 1987. - 366 с.
5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. - М.: [б. и. ], 2001. - 378 с.