Научная статья на тему 'Особенности становления естественно научного Образа мира студентов университета'

Особенности становления естественно научного Образа мира студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / УСЛОВИЯ / "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна

Представлен комплекс условий становления естественно научного Образа мира студентов университета гуманитарных и социально экономических направлений на основе дисциплины «Концепции современного естествознания». Рассмотрена психолого педагогическая специфика данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления естественно научного Образа мира студентов университета»

Кобзева Н.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: natascha.7419@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Представлен комплекс условий становления естественно-научного Образа мира студентов университета гуманитарных и социально-экономических направлений на основе дисциплины «Концепции современного естествознания». Рассмотрена психолого-педагогическая специфика данной дисциплины.

Ключевые слова: Образ мира, становление, студент, условия, «Концепции современного естествознания».

Педагогов и ученых-естественников всегда волновал вопрос о том, как интегрировать обширные знания естественно-научного цикла в единую целостную картину мира. Решением данной проблемы стало введение в 1995 г. в процесс обучения интегрированной естественнонаучной дисциплины - «Концепции современного естествознания» - для студентов высших учебных заведений гуманитарных и социально-экономических направлений.

Объясняя причины малоэффективного овладения студентами вузов естественно-научными знаниями, принято ссылаться на два основных фактора: отсутствие у многих способностей к их усвоению и слабую мотивацию, обусловленную тем, что в предстоящей профессиональной деятельности естественно-научные знания им не понадобятся. На наш взгляд, возможно дело в том, что в процессе обучения, естествознание является предметом усвоения, а в жизни выступает в качестве средства решения социальных и профессиональных задач.

Перевод учебной естественно-научной информации из цели и предмета усвоения в средство оптимизации профессиональной деятельности, саморазвития личности студента и составляет сущность длительного, непростого процесса овладения знаниями.

Вопросам подготовки студентов к научному познанию, а в дальнейшем к осуществлению его будущей профессиональной деятельности посвящено значительное количество педагогических исследований (Ю.М. Измайлова, В.Н. Демин, В.П. Селезнев, И.А. Щеголев и др.), на основе которых появилась возможность рассмотреть становление как процесс приобретения личностных новообразований.

В процессе становления естественно-научного Образа мира происходит взаимодействие преподавателя и студента через специфику содержания изучаемой дисциплины. Преподаватель, осознавая цель обучения (становление естественно-научного Образа мира) и применяя различные методы обучения (традиционные, интерактивные), организует усвоение содержания учебного материала. Студент, оперируя содержанием, присваивает его (самостоятельная работа) и в виде «обратной связи» сообщает преподавателю информацию о его присвоении.

Таким образом, становление естественнонаучного Образа мира студентов университета преломляется через организацию комплекса педагогических условий:

- актуализация естественно-научных знаний студентов в единстве естественно-научной и гуманитарной составляющей культуры личности;

- активизация самостоятельной работы на основе развития ценностно-мотивационных ориентаций, раскрывающих стремление студентов к изучению естествознания;

- интенсификация процесса усвоения естественно-научных знаний на основе усиления «обратной связи» за счет внедрения своевременного диагностического тестового контроля.

«Условие» - философская категория, отражающая отношение объекта исследования к окружающим его явлением, без которых его существование невозможно.

«Педагогическое условие» - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенцио-нально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [2].

Итак, в нашем случае, педагогическое условие - это обстоятельство, обеспечивающее эффективное становление естественно-научного Образа мира студентов университета с учетом их возрастных и социально-психологических особенностей. Студенческий возраст - этап сенситивного периода развития - наиболее оптимальное время формирования общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Рассматривая естественно-научные знания в качестве одного из основных источников становления естественно-научного Образа мира студентов вуза, важно обратиться к узловым факторам, раскрывающим психолого-педаго-гическую сущность дисциплины «Концепции современного естествознания» в контексте университетского образования.

Очень важно в процессе обучения достичь целей и решить задачи, которые ставит перед собой курс «Концепции современного естествознания». Задачи: анализ основных концепций современного естествознания; изучение основных закономерностей развития науки; формирование представлений об эвристических возможностях современных научных методов. Цели: раскрытие современной естественно-научной картины мира и становление естественно-научного Образа мира студентов университета; формирование и развитие концептуального мышления студентов; синтез в единое целое гуманитарной и естественно-научной культур.

Естественно-научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая возникает в результате анализа и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

В основе концептуального мышления лежат три концепции:

1) системный подход - ориентирует студентов на системный целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым ограждает его от односторонности и неполноты результатов;

2) эволюция - рассматривает одну из форм развития в природе и обществе;

3) самоорганизация - раскрывает внутренние механизмы эволюции.

Естествознание - это специальный курс обучения, который направлен на формирование пред-

ставлений о целостности природы, знакомство с естественно-научной картиной мира и становление общекультурных компетенций путем развития естественно-научных знаний, умений и ценностно-мотивационных отношений.

Обращение к формированию естественнонаучного Образа мира студентов университета как предмету специального педагогического исследования потребовало уточнения сущности данного феномена и процесса его становления.

Естественно-научный Образ мира - это интегративное личностное новообразование приобретенных знаний об окружающей человека действительности, включенных в естественно-научную картину мира в процессе деятельностной активности.

Становление естественно-научного Образа мира студентов вуза основывает на том, что:

- формирование Образа мира невозможно без творческой отдачи каждого ученого, преподавателя и с учетом синтеза собственного опыта, знаний;

- становление Образа мира есть процесс трансляции объективных знаний о мире в сознании студента;

- естественно-научные знания служат цели создания мировоззренческих ориентаций;

- Образ мира есть продукт деятельности самого субъекта познания, а избирательность познания формирует ценностное отношение к нему;

- для становления естественно-научного Образа мира студентов вуза большое значение имеют взаимоотношения общества и окружающей действительности, поэтому следует рассматривать естествознание как науку, интегрирующую межпредметные связи и позволяющую решать проблемы сохранения гармонии человека-человека, человека-природы;

- становление естественно-научного Образа мира у студентов в значительной степени зависит от того, какую позицию занимает преподаватель и студент в учебном диалоге культур, диалоге голосов и внутреннем диалоге.

Таким образом, становление естественнонаучного Образа мира предполагает как минимум наличие определенного уровня естественно-научных знаний, мировоззренческих ориентаций и самостоятельной деятельностной активности.

Первым выделенным условием становления естественно-научного Образа мира является ак-

туализация естественно-научных знаний студентов университета. Ее педагогическая задача предполагает формирование у них особого рода ценностно-мотивационных ориентаций:

- наука (научное знание) как самоценность;

- истина - человеческая ценность;

- сформировать представление об истине на основе объективных законов природы;

- человек как высшая ценность;

- нацеливание на получение естественных, а не сверхъестественных причин явлений;

- процесс познания как ценность;

- развитие устойчивого стремления к самостоятельному пополнению недостающей информации.

Опыт актуализации ценностного отношения студентов к естествознанию показал:

1. Преобразование мотивации студента в процессе изучения естествознания связано с созданием специальных учебно-методических пособий (учебно-методический комплекс).

2. В процессе изучения естественно-научной картины мира студентов привлекают занятия, на которых они могут реализовать свою потребность в общении, применить имеющиеся знания в коммуникативных и мультимедийных заданиях.

3. Формирование мировоззренческих ориентаций, а также ценностного отношения к естественно-научному знанию в значительной мере стимулируется творческим характером коллективных работ. С этой целью в процесс обучения были апробированы различные репродуктивные и научно-исследовательские виды деятельности.

4. Активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов возможно благодаря подбору материала отражающего преемственность естественнонаучного знания с будущей профессией.

5. Естественно-научный Образ мира выступает в качестве «обратной связи» между преподавателем и студентом в процессе освоения дисциплины «Концепции современного естествознания».

Суть актуализации естественно-научных знаний студентов университета мы видели в развитии их мотивированного активного участия не только в выполнении традиционных заданий, но и в расширении конкретного обяза-

тельного материала, который бы предусматривал трансформацию полученных знаний («теория в действии»), использование их в специальных ситуациях коммуникативного общения и применение в проективных заданиях.

В последнее время преподаватель чаще сталкивается с решением задачи повышения степени учебно-познавательной активности студентов на занятиях. Многие студенты проявляют нежелание работать самостоятельно, да и просто учиться. Одной из причин, безусловно, является однообразие лекционных и практических занятий, такое проявление стабильности разрушает и убивает интерес, особенно студенческий. Необходим творческий подход к построению занятий: неповторимость, интенсивность приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность учебного процесса.

Поэтому в качестве второго условия становления естественно-научного Образа мира мы выбрали активизацию самостоятельной работы студентов университета.

Как свидетельствует многовековой педагогический опыт, знания не передаются человеку в готовом виде. Человек приобретает их в результате своей сознательной самостоятельной деятельности.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной работы обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности.

Самостоятельная работа относится к числу основных форм обучения естествознанию. Она формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Интерес, желание студента к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях -это качество личности воспитывается на протяжении всей жизни человека и в особенности в период обучения [4].

Активизация самостоятельной работы студентов на основе внедрения в образовательное пространство вуза современных компьютерных и телекоммуникационных технологий обуслав-

ливает достижение фундаментальных целей образования: компетентность, мировоззрение, творчество, креативность, критичность студентов. Введение в процесс обучения естествознанию студенческих презентаций и кроссвордов позволяет широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Становление естественно-научного Образа мира предполагает планирование и организацию разноплановой и систематической самостоятельной деятельности студентов.

Исходя из специфики и содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», а также задач, решаемых в ходе ее изучения, можно выделить следующие формы самостоятельной работы студентов:

- изучение основной и дополнительной естественно-научной литературы;

- выполнение домашних работ: рефераты, презентации, кроссворды;

- выполнение контрольных и самостоятельных работ: диктанты по определению, сочинения, тестовые задания;

- подготовка к выступлениям: доклады, дебаты, дискуссии, пресс-конференции.

В результате проведения подобных самостоятельных работ наблюдается актуализация развития критического мышления и коммуникативных умений студентов, что позволяет не только свободно общаться с другими представителями учебно-воспитательного процесса, но и анализировать воспринятое, убедиться в его достоверности и правильности, учесть вскрытые достоинства и недостатки, предсказать возможные ошибки, дать оценку полученным результатам. Данный процесс стимулирует, ценностно ориентирует учебно-познавательную деятельность, направленную на становление и принятие естественно-научного Образа мира.

Успех самостоятельной работы зависит от систематичности выполнения заданий, вдумчивого прочтения учебных изданий, умений выделять главное, правильно конспектировать лекции и дополнительную литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения.

Успешное становление естественно-научного Образа мира студентов университета напрямую зависит от своевременного диагнос-

тического, коррекционного контроля над процессом усвоения естественно-научных знаний. Поэтому в качестве третьего педагогического условия становления естественно-научного Образа мира мы выбрали усиление «обратной связи».

Оптимальным оценочным средством, исходя из специфики учебной дисциплины, выступает тестовый контроль как разновидность педагогического контроля. Это легко осуществимый и результативный вариант усиления «обратной связи» между студентом и преподавателем.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» в силу своей многогранности включает в себя большой объем естественнонаучного материала, выступающего для студентов гуманитарных и социально-экономических направлений в качестве новой, сложной и малопонятной информации. При этом тестовый контроль оказывает помощь в решении двух важнейших проблем процесса оптимизации управления в учении: достигаемый учебно-воспитательный результат и затраченное студентами на него время. В образовательном процессе вуза важен не только результат обучения, но и какой ценой достигается этот результат (сколько времени и труда затратили преподаватель и студент).

В полном соответствии с принципом «обратной связи» следует трактовать функцию педагогического контроля как непрерывную и своевременную корректировку умственных действий студентов, то есть исправление ошибок и подтверждение правильности ответа как элемент мотивации последующего обучения. Тестовый контроль приводит к достаточно большому росту потока информации от студента к преподавателю, по сравнению с традиционными методами контроля.

Тестовые задания для контроля и упражнений легко и органически вписываются в систему практического занятия. Логически цельные структуры заданий, особенно нацеленные на выработку приемов мышления, открывают реальные возможности целенаправленно формировать у студентов умение осуществлять внутренний контроль и самооценку, а также общие и специальные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Итак, становление естественно-научного Образа мира напрямую связано с реализацией

схемы «преподаватель - студент». Определяя в качестве методологической основы аксиологический подход, в процессе опытно-экспериментальной работы при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания», с одной стороны, возникает проблема обновления профессиональной подготовки специалиста в вузе, с другой - диалектическая взаимосвязь потенциального и актуального как отражение самореализации личности (Образ мира, «Образ Я», «Образ Будущего»).

Конкретными направлениями становления естественно-научного Образа мира на основе аксиологического подхода являются:

- создание интенсивно развивающей среды;

- внедрение активных методов обучения, инновационных образовательных технологий;

- компьютеризацию процесса обучения;

- использование мультимедийных программ;

- стимулирование самостоятельной деятельностной активности;

- вырабатывание интереса студентов к учебно-познавательной деятельности;

- организацию «субъект-субъектных» отношений;

- активное внедрение организующего, воспитательного, диагностического и обучающего тестового контроля.

Реализация аксиологического подхода к становлению естественно-научного Образа мира студентов университета дала положительные результаты: переход потребностей в систему ценностей [3].

Полученные в ходе исследования положительные результаты внедрения комплекса педагогических условий становления естественно-научного Образа мира позволяют сделать вывод, что использование методов активного обучения с элементами увеличения объема самостоятельной работы приводит к интенсивному усвоению знаний, улучшению качества познания, повышению активности и интереса студентов. Учебный материал прорабатывается быстрее, эффективнее, плодотворнее, становится легче организовать метод взаимопроверки и самоанализа.

Наивысший результат на определенном этапе работы обуславливается умеренными процессами дифференциации и интеграции различных интерактивных и традиционных методов обучения, а также возрастными и социально-психологическими особенностями студентов вуза. Практические и лекционные занятия должны быть открыты для реализации различных гибких средств, дополняющих друг друга с учетом реальных условий образовательного процесса вуза.

Таким образом, внедряемые нами педагогические условия рассчитаны на активную деятельность, благодаря чему студенты вуза работают охотно, без принуждения, наблюдается формирование важного качества ума -гибкость мышления, быстрота реакции. Отмечается успешное продвижение некогда отстающих студентов, ободренных успехами выполненных заданий.

07.05.2012

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. -Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. -188 с.

4. Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности школьников-подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Юдина. - Оренбург, 2008. - 263 с.

Сведения об авторе:

Кобзева Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры культурологии Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2210, тел. (3532) 372574, e-mail: natascha.7419@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.