Научная статья на тему 'Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира современных студентов университета'

Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира современных студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / ОБРАЗ МИРА / СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ УНИВЕРСИТЕТА / МОДЕЛЬ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / PROCESS / IMAGE OF THE WORLD / BECOMING / UNIVERSITY STUDENT / MODEL / NATURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна

Анализ понимания Образа мира в контексте педагогической науки вскрывает принципиально новую проблемную ситуацию не столько в системе педагогического знания, сколько в целом образовательном пространстве университета. на педагога возлагается огромная ответственность -становление у современных студентов вуза личностного новообразования «Образ мира» с учетом активизации эмотивно-ценностной ориентации личности. При этом методологической основой, пронизывающей все элементы образовательного механизма, выступает аксиологический подход, согласно которому ценностные отношения опутывают все сферы человеческой жизнедеятельности, осуществляя переход личностных потребностей в систему общечеловеческих ценностей, и отражают ядро становления целостного и ценностного научного мировоззрения студентов университета. Процесс становления богат по структуре, содержанию, так как включает в себя и развитие, и формирование, но при этом становление есть высшая фаза качественно новой формы характеризующей субъект познания Анализируя реализацию становления естественнонаучного Образа мира студентов университета, мы сконструировали процессуальную модель формирования исследуемого феномена, в основу апробации которой легли вычлененные нами в ходе эксперимента педагогические условия данного механизма. Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира представляет собой сложную интегративную конструкцию, вовлекающую студентов в целостный процесс мироощущения, мировосприятия, миропонимания на основе актуализации эмотивно-ценностного отношения к естественнонаучному знанию, научный поиск которого отражает особенности исторических типов научной рациональности. Таким образом, процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира структурирована в контексте аксиологического подхода и представлена в виде взаимосвязи трех блоков: базового, основного и оценочного. В основе модели лежит единая ось в виде критериев и уровневых показателей, фундаментальной основой которых является психолого-педагогическая специфика дисциплины «Концепции современного естествознания» и ряд педагогических принципов, отражающих мировоззренческие идеи естественнонаучной картины мира. Вершина модели выражает становление исследуемого феномена, реализуемая за счет внедрения педагогических условий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL MODEL OF BECOMING OF NATURAL SCIENCE IMAGE OF THE WOLD OF MODERN STUDENTS UNIVERSITY

Analysis of the understanding of the image of the world in the context of pedagogical science reveals a fundamentally new problem situation is not so much a system of pedagogical knowledge as a whole educational environment of the university. On the teacher puts great responsibility in the becoming of modern university student’s personal neoplasm’s «The image of the world» with the activation of emotionvalue orientation of the individual. In this methodological basis, permeating all elements of the educational mechanism acts axiological approach that values relationships entangle all spheres of human activity, the transition of personal needs in human values and reflect the core of becoming an integral and valuable scientific outlook of university students. The process of becoming rich in structure, content, since it includes both development and formation, but the formation is the highest phase of a qualitatively new form is characterized by the subject of cognition Analyzing the implementation of the formation of natural scientific image of the world of university students, we have designed a procedural model for the formation of the phenomenon, based on testing that went to the isolation of us in the course of the experiment pedagogical conditions of this mechanism. Procedural model of formation of natural science images of the world is a complex integrative design, involving the students in the whole process of attitude, worldview, outlook on the basis of the actualization of emotionvaluable relation to scientific knowledge, scientific research which reflects the historical types of scientific rationality. Thus, the procedural model of the formation of natural scientific image of the world is structured in the context of axiological approach and presented in the form of the relationship of three blocks: basic, basic and evaluation. The model is a single axis in the form of criteria and indicators of level, which is the fundamental basis of psychopedagogical specificity of discipline «Concepts of modern science» and a number of pedagogical principles that reflect the ideological ideas of naturalscientific picture of the world. The top of the model expresses the emergence of the phenomenon, which is realized through the introduction of pedagogical conditions in the educational process.

Текст научной работы на тему «Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира современных студентов университета»

УДК 378:140.8-052

Кобзева Н.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: natascha.7419@mail.ru

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗА МИРА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Анализ понимания Образа мира в контексте педагогической науки вскрывает принципиально новую проблемную ситуацию не столько в системе педагогического знания, сколько в целом образовательном пространстве университета. На педагога возлагается огромная ответственность -становление у современных студентов вуза личностного новообразования «Образ мира» с учетом активизации эмотивно-ценностной ориентации личности. При этом методологической основой, пронизывающей все элементы образовательного механизма, выступает аксиологический подход, согласно которому ценностные отношения опутывают все сферы человеческой жизнедеятельности, осуществляя переход личностных потребностей в систему общечеловеческих ценностей, и отражают ядро становления целостного и ценностного научного мировоззрения студентов университета.

Процесс становления богат по структуре, содержанию, так как включает в себя и развитие, и формирование, но при этом становление есть высшая фаза качественно новой формы характеризующей субъект познания

Анализируя реализацию становления естественнонаучного Образа мира студентов университета, мы сконструировали процессуальную модель формирования исследуемого феномена, в основу апробации которой легли вычлененные нами в ходе эксперимента педагогические условия данного механизма.

Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира представляет собой сложную интегративную конструкцию, вовлекающую студентов в целостный процесс мироощущения, мировосприятия, миропонимания на основе актуализации эмотивно-ценностного отношения к естественнонаучному знанию, научный поиск которого отражает особенности исторических типов научной рациональности.

Таким образом, процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира структурирована в контексте аксиологического подхода и представлена в виде взаимосвязи трех блоков: базового, основного и оценочного. В основе модели лежит единая ось в виде критериев и уровневых показателей, фундаментальной основой которых является психолого-педагогическая специфика дисциплины «Концепции современного естествознания» и ряд педагогических принципов, отражающих мировоззренческие идеи естественнонаучной картины мира. Вершина модели выражает становление исследуемого феномена, реализуемая за счет внедрения педагогических условий в образовательный процесс.

Ключевые слова: процесс, Образ мира, становление, студент университета, модель, естествознание.

Становление - это философская категория, приковавшая к себе интерес многих мыслителей прошлого и настоящего. Нобелевский лауреат Илья Пригожин, исследовавший глобальные процессы самоорганизации, рассматривал становление как одну из базисных категорий синергетики, отмечая при этом, что все в мире происходит от бытия к становлению [4].

Согласно мнению Т.А. Ольховой, процесс становления богат по структуре, содержанию, так как включает в себя и развитие, и формирование, но при этом становление есть высшая фаза качественно новой формы характеризующей субъект познания [3]. В связи с этим естественнонаучный Образ мира студентов университета исследуется нами в контексте категории становления.

Становление естественнонаучного Образа мира студентов университета базируется на том, что:

- отражение научной картины мира в ценностном сознании студента результат становления Образа мира;

- Образ мира восходит к мировоззрению; Образ мира - целостный продукт совместной деятельности субъекта и объекта познания, а выбор научного познания вырабатывает эмотивно-ценностное отношение к нему;

- естественнонаучный Образ мира развивается и функционирует как интегративная система, так как представляет собой синтез мировоззренческих образов исторических типов научной рациональности;

- эмотивно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» посредством конструирования проблемных ситуаций активизирует формирование ценностного и целостного естественнонаучного Образа мира (рисунок 1).

Анализ понимания Образа мира в контексте педагогической науки вскрывает

принципиально новую проблемную ситуацию не столько в системе педагогического знания, сколько в целом образовательном пространстве университета. На педагога возлагается огромная ответственность -становление у современных студентов вуза личностного новообразования «Образ мира» с учетом активизации эмотивно-ценностной ориентации личности. При этом методологической основой, пронизывающей все элементы образовательного механизма, выступает аксиологический подход, согласно которому ценностные отношения опутывают все сферы человеческой жизнедеятельности, осуществляя переход личностных потребностей в систему общечеловеческих ценностей, и отражают ядро становления целостного и ценностного научного мировоззрения студентов университета. Познавательная деятельность способствует его обогащению и модифицированию, следовательно, именно деятельность выступает отражением первичного и важнейшего начала становления естественнонаучного Образа мира студентов университета.

Естественнонаучный Образ мира современных студентов университета - интегра-тивное личностное новообразование - результат взаимодействия познающего субъекта с миром, характеризующееся наличием совокупности знаний, адекватно отражающих современную естественнонаучную картину мира; ценностного отношения к научному познанию; научно-исследовательских компетенций [2], [5].

Таким образом, естественнонаучный Образ мира противоположность традиционным представлениям о познавательных образах, возникающих в ответ на внешние воздействия в результате рефлексивных процессов.

Обращаясь к научному Образу мира студентов, следует подчеркнуть его отличие от научного Образа мира школьников. Мы полагаем, что к становлению исследуемого феномена современных студентов университета, следует подходить через выделенные нами особенности студенческого возраста (сенситивный период; потребности виртуального общения; критичное, креативное мышление; компьютерная грамотность), содействующие вычленению педагогических условий в характере взаимодействия «преподаватель - студент». Возрастная социально-психологическая специфика студенчества иллюстрируют «поведенческий портрет» современного студента вуза - динамичная, многогранная, прямолинейная, критичная, креативная, предприимчивая, честолюбивая личность.

В своей работе преподаватели интегра-тивных естественнонаучных дисциплин сталкиваются с проблемой негативного отношения студентов гуманитарных направлений подготовки к естественнонаучному знанию, в силу непонимания значимости и необходимости в применении полученной информации в дальнейшей профессиональной деятельности. Механизм становления естественнонаучного Образа мира продуктивно работает во взаимодействии преподавателя и студента через специфику содержания изучаемой естественнонаучной дисциплины. Преподаватель, осмысливая цель обучения (формирование естественнонаучного Образа мира) и внедряя разнообразные технологии, методы и формы обучения (традиционные, активные, интерактивные), структурирует процесс усвоение студентом концептуальных идей естествознания. Студент, оперируя полученной информацией, присваивает ее, трансформирует, преломляя через личностное отношение, и посредством

педагогические технологии

оценочные средства

Рисунок 1. Структура ячейки педагогического процесса ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 №2 (177)

«обратной связи» доносит до преподавателя сигнал о ее присвоении.

Таким образом, в процессе становления исследуемого феномена наблюдается ценностная модификация субъектно-объектного стиля взаимодействия «преподаватель - студент» в субъектно-субъектные отношения, при этом роль преподавателя заключается в разработке методического инструментария; в активизации на базе компьютерных технологий «обратной связи» (диагностика, коррекция знаний); в интенсификации самостоятельной научно-исследовательской работы студентов в контексте проблемного обучения (таблица 1).

Становление естественнонаучного Образа мира студентов отражает особое состояние в виде цели, действия и результата слияния конкретного уровня (системно-ценностный - высший, проблемно-интегративный - средний, фрагментарно-эмотивный - низший) овладения концептуальными идеями современного естествознания в историческом экскурсе (гносеологический показатель), развития эмотивно-ценностных ориентаций (аксиологический показатель) и сформиро-ванности научно-исследовательских компетенций (праксиологический показатель) активно познающего субъекта. Оперируя критериями усвоения естественнонаучных знаний с учетом выделенных нами показателей, была выявлена устойчивая корреляция между эмотивно-ценностным отношением к естественнонаучному знанию и уровнем владения естественнонаучной информации. Чем больше интерес к естествознанию, тем выше

уровень знаний, а, как следствие, высокий уровень сформированности на данном этапе процесса обучения целостного и ценностного естественнонаучного Образа мира студентов университета.

Уровень развития естественнонаучного Образа мира зависит от содержания, вида деятельности, характера деятельности (пассивный, активный, креативный), от наличия доминанты в мотивационной сфере студента, от степени сформированности научно-исследовательских компетенций в проекции на научно-исследовательскую работу студентов университета, при этом научно-исследовательские компетенции не смогут получить своего развития без формирования естественнонаучного Образа мира. Следует отметить, что все компетенции играют значительную роль в Федеральном государственном образовательном стандарте, но не в одинаковой степени. Безусловно, ядром системы эмотивно-ценностных ориентаций современных студентов является ценность самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Анализируя реализацию становления естественнонаучного Образа мира студентов университета, мы сконструировали процессуальную модель формирования заявленного феномена, в основу апробации которой легли вычлененные нами в ходе эксперимента педагогические условия (актуализация естественнонаучных знаний, активизация научно-исследовательской работы студентов и усиление «обратной связи»). Данная модель разработана и апробирована на основе

Таблица 1. Критерии усвоения знаний

Уровень усвоения знаний Название Характеристика

I. Знакомства Знания-знакомства Узнавание, распознавание, опознавание (понять объект исследования и оценить свое отношение к нему)

II. Репродукции Знания-копии Воспроизведение в готовом виде (по памяти или смыслу) полученной информации об объекте изучения (описание объекта исследования)

III. Умений (частично поисковые) Знания-умения Практическая реализация теоретического знания в буквальном приложении к знакомым объектам и ситуациям (описание и объяснение объекта исследования)

IV. Трансформации Знания-трансформации Практическое применение теоретических знаний по отношению к новым: аналогичным и трансформированным ситуациям (описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов)

Креативности Знания-творчество Проекты; исследования; эксперимент (новизна, новаторство)

теоретико-практического анализа исследования, проводимого в Оренбургском государственном университете на базе факультета гуманитарных и социальных наук, а также факультета экономики и управления.

Таким образом, фундаментом построения педагогических условий явились гносеологический, аксиологический и праксиологический показатели становления естественнонаучного Образа мира на основе аксиологического подхода с учетом ряда методологических принципов. Безусловно, все выделенные нами педагогические принципы играют существенную роль в становлении естественнонаучного Образа мира студентов университета: в раскрытии научных знаний (наукоемкость), в аккумуляции рациональных и духовных знаний (системность), в выявлении сущности окружающих явлений (детерминизм), в индивидуальном подходе к студентам (вариативность), во взаимосвязи противоположных объектов (дополнительность), в качественном преобразовании внутри каждого некогда самостоятельного элемента (интеграция). При этом принцип проблемности является ведущим, так как позволяет преодолеть отстраненность студента от получаемых знаний, дает возможность личностного участия в получении новой информации, то есть имеет субъективную направленность.

В качестве методологического ядра исследования выступает аксиологический подход, актуализирующий ценностное взаимодействие субъекта и объекта при восхождении личности студента к ценностям научного мировоззрения, процессу и результату научного поиска, способствующим интеграции естественнонаучной информации в ценностный и целостный Образ мира.

Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира представляет собой сложную интегративную конструкцию, вовлекающую студентов в целостный процесс мироощущения, мировосприятия, миропонимания на основе актуализации эмотивно-ценностного отношения к естественнонаучному знанию, научный поиск которого отражает особенности исторических типов научной рациональности.

Таким образом, процессуальная модель (рисунок 2) становления естественнонаучно-

го Образа мира сконструирована в контексте аксиологического подхода и представлена в виде взаимосвязи трех блоков: базового, основного (блок реализации) и оценочного. В основе модели лежит единая ось в виде критериев и уровневых показателей, фундаментальной основой которых является психолого-педагогическая специфика дисциплины «Концепции современного естествознания» и ряд педагогических принципов, отражающих мировоззренческие идеи естественнонаучной картины мира (философские, методологические, фундаментальные естественнонаучные). Педагогическая специфика заключается в мировоззренческом аспекте, а психологическая в потенциальной возможности формирования проблемного характера мышления. Вершина модели выражает становление исследуемого феномена, реализуемая за счет внедрения педагогических условий в образовательный процесс.

В качестве конкретных направлений становления естественно-научного Образа мира на основе аксиологического подхода мы видели:

- организацию интенсивно развивающего пространства; создание «субъектно-субъектных» отношений посредством внедрения интерактивных методов обучения, инновационных образовательных технологий;

- стимулирование познавательной активности; эмотивно-ценностное ориентирование студентов вуза на творческую, научно-исследовательскую деятельность;

- компьютеризацию учебного процесса; применение мультимедийных программ;

- интенсивное внедрение обучающего, диагностического, организующего и воспитательного тестового контроля.

Анализ модели и задач естественнонаучного образования на основе аксиологического подхода приводит к следующим выводам:

- педагог должен обладать профессиональной компетентностью выраженной в целостности его теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности;

- педагог, работающий в системе естественно-научного образования, должен обладать всесторонними знаниями в области

ЦЕЛЬ: педагогические условия становления естественнонаучного Образа мира

Подход

Аксиологический

Показатели

Гносеологический

Аксиологический

Праксиологический

Критерии

Естественнонаучные знания

Ценностные ориентации

Научно-исследовательские компетенции

Уровни

Системно-ценностный (высший)

Проблемно-интегративный (средний)

Фрагментарно-эмотивный (низший)

Фундаментальная основа

Психолого-педагогическая специфика дисциплины «Концепции современного естествознания»

Педагогические принципы

наукоемкости; системности; дополнительности; интеграции; детерминизма; проблемности;

вариативности

Философские

Ведущие мировоззренческие идеи

Интеграция фундаментальных естественнонаучных знаний студентов на основе ведущих

концептуальных идей современного естествознания

Методологические

Педагогические условия

Актуализация ценностного отношения студентов к естественнонаучному знанию

Фундаментальные естественнонаучные

Развитие научно-исследовательских компетенций студентов университета

Алгоритм становления целостного и ценностного естественнонаучного Образа мира студентов

университета

оценка

выбор

проекция

Апробация комплекса педагогических условий

Педагогические образовательные технологии: виртуальная среда, проблемное обучение, коллективное взаимодействие, поэтапное овладение знаниями

Мониторинг

РЕЗУЛЬТАТ: целостный и ценностный естественнонаучный Образ мира современных студентов

университета

Рисунок 2. Процессуальная модель становления естественнонаучного Образа мира современных студентов университета [2, а 16]

естественно-научной картины мира, знать методологические установки исторических этапов развития науки, иметь интегративный взгляд на мир;

- педагог должен видеть результат педагогического процесса не в передачи студентам естественнонаучных знаний, а в успешной реализации педагогических условий становления исследуемого феномена.

Важнейшие этапы реализации модели:

- пересмотр содержания образования и методов обучения на основе аксиологического подхода;

- разработка рабочих программ на основе ФГОС, с учетом специфики каждого направления, профиля и формы обучения;

- разработка учебного методического комплекса (учебные пособия, методические рекомендации, оценочные средства), соответствующего специфике преподаваемой дисциплины;

- конкретное представление о том, что включает в себя научная картина мира и какие понятия, мировоззренческие идеи должны быть сформированы у студентов;

- переориентация межличностных отношений «преподаватель-студент» с субъектно-объектных отношений на субъ-ектно-субъектные отношения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение и активизация диагностического, корректирующего контроля в процесс становления исследуемого феномена на основе усиления «обратной связи»;

- увеличение объема самостоятельной работы студентов за счет активных методов обучения.

Представленная модель рассчитана на реализацию следующих целей естественно-научного образования:

- развитие познавательных способностей, критического мышления, креативного подхода к решению задач, ценностных ориентаций, которые направлены на формирование инте-гративных новообразований;

- воспитание самоактуализирующейся личности студента, живущей в гармонии с обществом, природой и самим собой;

- становление целостного и ценностного естественнонаучного Образа мира студентов университета;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной, коллективной, творческой), опыта эмотивно-ценностного отношения к миру, опыта познания и самопознания;

- реализация цепочки ценностного механизма: поиск > оценка > выбор > проекция (А.В. Кирьякова) [1];

- становление общекультурных и общепрофессиональных компетенций в диалоге культур.

Таким образом, целостная структура исследования, повышающаяся деятельност-ная активность студентов, формирование эмотивно-ценностного отношения к знаниям естественнонаучного цикла, увеличение интереса к творческой, научно-исследовательской работе оправдывает актуальность, правомерность и целесообразность внедрение в образовательное пространство университета процессуальной модели отражающей успешное становления естественнонаучного Образа мира современных студентов.

11.12.2014

Список литературы:

1. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

2. Кобзева, Н.И. Становление естественнонаучного Образа мира студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Кобзева. - Оренбург, 2012. - 24 с.

3. Ольховая, Т.А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №2. -С. 268-273.

4. Пригожин, И.Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / И.Р. Пригожин; под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

Сведения об авторе:

Кобзева наталья ивановна, старший преподаватель кафедры философии и культурологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета,

кандидат педагогических наук 460018, пр-т Победы, 13, ауд. 20809, тел. (3532) 37257, е-тэИ: natascha.7419@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.