Научная статья на тему 'Методологическая основа становления целостного и ценностого мировоззрения студентов университета'

Методологическая основа становления целостного и ценностого мировоззрения студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ УНИВЕРСИТЕТА / ПРИНЦИП / «СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» / "MODERN CONCEPTS OF NATURAL SCIENCE" / WORLD VIEW / METHODOLOGY / BECOMING / UNIVERSITY STUDENT / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна

В данной статье отражен подход к решению проблемы формирования мировоззрения современных студентов. Автором раскрывается специфика становления целостного и ценностного мировоззрения студентов университета на основе методологических принципов дисциплины «Современные концепции естествознания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF BECOMING OF HOLISTIC AND VALUE OF THE UNIVERSITY STUDENTS WORLD VIEW

This paper reflects the approach to the problem of formation of the modern world view students. The author reveals the specifics of becoming a holistic world view and values of university students based on the methodological principles of the discipline "Modern concepts of natural science."

Текст научной работы на тему «Методологическая основа становления целостного и ценностого мировоззрения студентов университета»

Кобзева Н.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО И ЦЕННОСТОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье отражен подход к решению проблемы формирования мировоззрения современных студентов. Автором раскрывается специфика становления целостного и ценностного мировоззрения студентов университета на основе методологических принципов дисциплины «Современные концепции естествознания».

Ключевые слова: мировоззрение, методология, становление, студент университета, принцип, «Современные концепции естествознания»

На современном этапе общественного развития, когда важнейшим фактором сохранения человечества и человечности является гуманизм действий всех и каждого, проблема сущности и существования человека обнаруживает себя как фундаментальная проблема бытия и мировоззрения.

Мировоззрение - путь духовно-практической ориентации человека в окружающем мире, определенный взгляд на действительность. С научно-философской точки зрения - это совокупность знаний, наиболее общих и значимых представлений о мире, роли и месте познающего субъекта в нем, убеждениях и ценностях личности. Система таких представлений необходима индивиду для организации его поведения, деятельности, общения, для самоутверждения, определения стратегии поведения и линии жизни.

Современный студент в процессе организации жизнедеятельности выступает как «самоорганизующаяся», «самонаводящаяся» система, характеризующаяся способностью вырабатывать себе поведение, задачи, цель, способы деятельности и Образ мира. Новое мышление студента - это четкая мировоззренческая позиция, современное видение мира; стремление к нравственному возрождению, гуманизация общественной жизни.

Студент университета в процессе обучения старается не только разобраться в текущих событиях, в современном состоянии объектов и процессов, но также предвидеть последствия происходящего, за многообразием и пестротой явлений, увидеть их скрытый, сущностный смысл, за частным - общую закономерность.

Мировоззрение студента рассматривается в диалектическом единстве определенных знаний, убеждений и обусловленной ими реальной

действительности. Убеждения студента должны проходить не только через ум, но и через сердце. Именно тогда они смогут стать руководством к действию. Если знание студента не стало убеждением, оно бездейственно.

Мировоззрение свойственно всем без исключения, только у одних оно формируется стихийно (обыденное мировоззрение), а другие сознательно вырабатывают его у себя, стремясь осмыслить свою жизнь и жизнь общества, свое рациональное отношение к действительности путем изучения социально-исторического опыта философии и конкретных наук.

Важнейшей чертой мировоззрения являются не сами знания, а становление на их основе отношения к миру. Научность, ненаучность мировоззрения, его объем выявляют на основе характера и глубины знаний. Следовательно, мировоззрение современного студента университета выступает как совокупная часть ценностного отношения к окружающему миру, как комплекс принципов этого отношения.

Ученые выделяют исторические типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, научное. Любой тип мировоззрения неотделим от понятия «человек». Человек - составная часть целого, а именно Образа мира.

Этапы становления мировоззренческого освоения мира:

1. Мироощущение - чувственное осознание фрагментов действительности, при этом окружающий мир предстает в виде наглядных образов, конструирующих индивидуальный опыт.

2. Мировосприятие - виденье мира в системном единстве сторон, определенная его интерпретация.

3. Миросозерцание - промежуточная стадия чувственной и рациональной формой познания.

4. Миропонимание - высший этап мировоззренческого постижения мира; развитое рационально-теоретическое мировоззрение с максимально обобщенными синтезированными представлениями и взглядами о человеческом разуме, человеке и мире, со сложной интеграцией переплетенных отношений к действительности.

В реальных измерениях мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание взаимно дополняют друг друга, образуя при этом целостный и ценностный Образ мира человека.

Компонентами мировоззрения являются: образ самого субъекта («Образ Я»); картина мира (совокупность образов, знаний; интегральное осмысление); жизненная стратегия индивида. Именно при осознании окружающего мира и себя в нем складывается воззрение на мир - мировоззрение (Э.И. Моносзон). Будет оно правильным или искаженным зависит от истинности исходных позиций и от логики погружения в них [5].

Структура целостного мировоззрения, по мнению А.А. Радугина,

Г.И. Щукиной заключается в соединении познавательного (гносеологического), аксиологического и праксиологического компонентов.

Познавательный (гносеологический) компонент содержит:

1. Натуралистический компонент - знания и представления о космосе, природе, природной сущности человека, универсуме. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каких формах она существует во Вселенной.

2. Гуманитарный компонент - осознание своего места в «мире людей», своей социальной природы. Он объединяет общественно-политические, социологические, эстетические и этические представления и взгляды индивида. Решаемые проблемы - устройство и функционирование общества, направленность исторического процесса, предсказание социального развития.

Аксиологический компонент, по мнению В.П. Бездухова,

А.В. Кирьяковой включает в себя:

1. Предметные ценности - многообразие общественных отношений, предметов челове-

ческой жизнедеятельности, природных явлений, рассматриваемых с позиций этической проблематики.

2. Субъектные ценности - критерии и способы, на базе которых совершают процедуры оценивания соответствующих явлений действительности, выступающие ориентирами человеческой деятельности. Субъективные ценности формируются в процессе социализации личности [3].

Праксиологический компонент обеспечивает полную связь ценностного и познавательного компонентов мировоззрения с деятельностной активностью человека. Это духовно-практическая сторона, включающая в себя регулятивные принципы поведения, деятельности, убеждения и общения. В ценностных ориентациях синтезируются взгляды и знания мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные идеалы и ценности, готовность к действию.

Целостное и ценностное мировоззрение современных студентов - это личностное интегративное новообразование, характеризующееся синтезом фундаментальных научных представлений студентов о закономерностях развития мира, законах природы; ценностным отношением к научному поиску и научному познанию; наличием научно-исследовательских компетенций.

В процессе становления целостного мировоззрения происходит взаимодействие преподавателя и студента через специфику содержания изучаемой дисциплины. Преподаватель, осознавая цель обучения (становление целостного мировоззрения) и применяя различные методы обучения (традиционные, интерактивные), организует усвоение студентом содержания учебного материала. Студент, оперируя содержанием, присваивает его и в виде «обратной связи» сообщает преподавателю информацию о его присвоении.

Анализ социально-философских, научных и психолого-педагогических источников, а также опыт преподавания автора показал необходимость усиления «обратной связи», формирование ценностных ориентиров, повышение объема самостоятельной работы современных студентов, так как именно в процессе самостоятельной научно-исследовательской деятельности происходит усвоение ценностей и соци-

альных норм, мировоззренческих ориентаций, навыков индивидуального поведения, развитие критического мышления, творческой активности, что так существенно при становлении целостного Образа мира студентов университета.

Становление ценностного и целостного мировоззрения студентов университета - это сложнейший комплекс методологических средств педагогической организации учебного процесса. Методологические принципы (основные нормы, правила какой-либо науки, обеспечивающие результативность педагогического процесса) выделены нами в контексте с психо-лого-педагогической и философской спецификой дисциплины «Современные концепции естествознания», с учетом возрастных и социально-психологических особенностей современных студентов (студенческий возраст - этап сенситивного периода развития - наиболее оптимальное время формирования общекультурных и профессиональных компетенций). Дисциплина «Современные концепции естествознания» входит в Федеральный государственный стандарт третьего поколения. Педагогическая специфика данной дисциплины заключается в мировоззренческом аспекте, философская в интегративном подходе к познанию природы, а психологическая в возможности формирования проблемного характера мышления.

Принцип наукоемкости характеризует процесс раскрытия научных знаний. Содержание учебного материала богато устоявшимися, проверенными наукой и практикой знаниями. Однако возникает опасность формирования у студентов представлений о науке, как о застывшем складе истин, а не как о «драме идей». Поиски ученых, их сомнения в правильности собственного мнения, борьба с устоявшимися представлениями оказываются за страницами современных учебников. В учебных пособиях отсутствует информация, отражающая эмоциональную сторону научных открытий, противоречий между представителями разных научных направлений относительно понимания (содержание, сущность) одного и того же понятия. Беседы со студентами показали, что учащиеся университета воспринимают естествознание как нудное толкование непонятных идей, а не как интересную область человеческого знания. Именно актуализация научных знаний на ос-

нове аксиологического подхода стала одной из задач становления научного мировоззрения студентов университета, в частности при рассмотрении вопроса «История естествознания», «Исторические типы научной рациональности», «Основные закономерности развития естествознания».

Принцип наукоемкости требует не только систематизированного изложения научных знаний, но и включения в содержание дисциплины научно-исторических сведений с акцентом на личность, научную деятельность ученых, об особенностях научного познания и науки в целом. Научные поиски ученых, их сомнения в верности собственного мнения, эмоциональная сторона научных открытий и противоречий между представителями разных научных направлений, борьба с устоявшимися представлениями, позволяют студентам ощутить прикосновение истории создания великих открытий, проникнуть в мир науки, услышать идеи и мысли авторов современного естествознания (Н. Бор,

В.И. Вернадский, Г. Галилей, Д.И. Менделеев, И. Ньютон, Н. Тесла, А. Эйнштейн и др.).

Принцип системности ведет к синтезу знаний, представленных на высоком уровне сложности, способствует аккумуляции (накоплению) рациональных и духовных знаний, составляющих основу миропонимания. В современный век научно-технической революции язык науки сохраняет свой национальный характер, и порой его связь с классическими языками многие забывают. С точки зрения диалектики университетского образования это достаточно значимая потеря содержательного и сущностного потенциала изучаемого студентами материала. Поэтому необходимо предусмотреть включение в содержание научной дисциплины информации о происхождении используемых научных терминов, сочетая, по мере возможности, историческую панораму и выявление - посредством перевода на русский язык латинских и греческих корневых основ конкретных понятий [2]. Ведущим, ключевым понятием этого приема является «единство гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры личности».

По мнению Ю.А. Конаржевского, систематизация - это умение студентов обнаружить и объяснить причинно-следственную связь природных явлений [4], что является неотъемлемой частью естествознания.

Принцип детерминизма (причинности) появился еще в античности, в эпоху Демокрита. Представляет собой один из основных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать исследуемые феномены, отталкиваясь от закономерно-объективного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Принцип причинности связан с раскрытием сущности окружающих явлений действительности, нахождение глубинных взаимосвязей предметов, явлений и процессов, составляющих основу научного мировоззрения. На этом уровне выдвигаются гипотезы как промежуточная стадия построения научных теорий. Принцип детерминизма отражает прогностический характер (если выполняется данный комплекс условий, то будет соответствующий результат) исследуемых объектов и одну из основных отличительных особенностей естественных наук. Данный принцип характеризует логику изложения и усвоения научной информации. Будучи общенаучным, принцип детерминизма, организует многообразное построение знания в конкретных науках. В реальной активности научной мысли детерминизм неотделим от принципов развития и системности.

Принцип дополнительности, сформулированный в 1927 г. Н. Бором, является основополагающим в современном естествознании, характеризует взаимосвязь на первый взгляд противоположных объектов, со своими свойствами и отношениями. Данный принцип отражает специфику изучения вопроса «Квантовая механика».

Решения и действия исследователей могут носить двойственный характер: с одной стороны ученые вычленяют явление из окружающего мира, чтобы изучить его отдельно, а с другой стороны пытаются рассматривать явление в его взаимосвязи с природой.

Таким образом, методологической особенностью принципа дополнительности является то, что рациональная сторона действительности и ее познание, а также сопряженная ей иррациональная сторона действительности и ее познание взаимно дополнительны по отношению друг к другу. Например, гуманитарная и естественнонаучная культуры дополнительны по отношению друг к другу. В результате отвлечения от принципиального различия и противо-

речий, они нуждаются друг в друге, как зрение, как слух, как наши левая и правая рука.

Поскольку целостное и ценностное мировоззрение студентов - это интегративное личностное новообразование, опирающееся на рациональную и духовную сторону культуры, то целесообразно актуализировать принцип интеграции данных компонентов. Принцип интеграции наряду с принципом системности, являясь неотъемлемой частью всего естественнонаучного материала, наиболее ярко воплощается в разделе «Эволюционно-синергетическая парадигма», который отражает тенденцию современного научного познания. Интеграция отражает один из возможных вариантов сознательного воздействия на студента с целью становления у него ценностных ориентаций, целостного восприятия окружающей действительности.

Принцип проблемности - это методологический принцип педагогики, отображающий закономерности трансформации содержания учебного материала дисциплины и совместимость научных методов на базе противоречий процесса обучения логико-познавательного характера в соответствии с актуализацией интеллектуальных способностей студентов университета, их воспитания. Систематическое внедрение принципа проблемности вскрывает познанную объективную закономерность: если студента ставить перед необходимостью решать создаваемые проблемы, то в процессе их решения у познающего субъекта развиваются качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокая степень развития мотивационной и интеллектуальной сфер, самостоятельность, инициативность, креативность, критичность). Представленная закономерность проявляется всегда там, где в учебно-образовательном процессе организуется включение студентов в научный поиск. Создание и решение проблемных ситуаций реализовывается в соответствии с логикой проблемного обучения: постановка проблемы -выдвижение ряда гипотез - поиск методов решения проблемы - разрешение проблемы -проверка истинности решения - корректировка решения - подведение итогов (система выводов) - применение знаний по образцу и в новых незнакомых условиях. Принцип проблем-ности в контексте аксиологического подхода

помогает студентам гуманитарных направлений приобщиться к новой, сложной научной информации и наиболее эффективен при изучении разделов «Астрономическая картина мира», «Фундаментальные идеи и принципы физики», «Биологические системы», «Химические системы».

Внедрение принципа проблемности предполагает активизацию мыслительной деятельности студентов, содействует вычленению глубинных проблем естествознания, аккумуляции знаний фундаментальных наук, образующих ядро ценностного и целостного мировоззрения. При этом экологические, физические, астрономические, биологические, химические знания конкретные наук становятся предметной опорой, средством осмысления объективных закономерностей природных явлений. Именно «они» определяют логику совершенствования содержания естественнонаучного образовательного процесса в университете.

Раскрытие ведущих фундаментальных концепций современной науки отражает целенаправленность ученых в представлении научной теории в качестве такого знания, которое включает все известные проблемные зоны исследований. Например, антропный принцип отражает проблему зависимости человеческого разума как сложноорганизованной системы и космического существования человека от физических констант Вселенной (понижение массы протона на 30% прогнозирует невозможность образования в нашем физическом мире всех атомов, кроме атомов водорода, при этом жизнь становится невозможной).

Решение проблемных ситуаций (Большой адронный коллайдер: утопия или спасение?) стимулирует осознание современными студентами красоты и гармонии мира, необходимость актуализации научно-исследовательской работы. Проблемное обучение посредством моделирования проблемных ситуаций, подбора материала с элементами противоречий, в контексте внедрения современных инновационных технологий и компетентностно-ориентированной деятельности интенсифицирует становление целостного и ценностного мировоззрения студентов университета.

Принцип соответствия отражает логически необходимое требование преемственности между старой и новой научной теорией. Содер-

жание научной картины мира пронизано идеей, что любая новая научная теория при наличии старой, которая подтверждена экспериментально и имеет область применения на практике, даёт те же следствия в некотором допустимом приближении. Например, релятивистская механика Эйнштейна, как теоретическая основа неклассического типа научной рациональности, включает в себя как частный случай классическую механику Ньютона, как теоретическую основу классического типа научной рациональности (в классическом приближении дают один и тот же результат).

Принцип вариативности ориентирует преподавателя на индивидуальный подход к студентам с учетом их возрастных и социальнопсихологических особенностей и возможностей. В первую очередь данный принцип реализуется при разработке рабочих программ для каждого направления на основе Федерального государственного стандарта образования.

Принцип вариативности отражен в специфике самой дисциплины «Современные концепции естествознания», нацеленной на формирование и развитие концептуального мышления личности студента. Однако доступность не значит легкость: если освоение материала не вызывает интеллектуальных усилий со стороны студента, то ему становится скучно. Для решения этой достаточно сложной проблемы необходим философский метод: изложение фундаментальных знаний в рамках концепций - основополагающих идей и системного подхода (системный подход - ориентирует студентов на целостный охват исследуемых объектов в их взаимодействии и взаимосвязи с другими объектами познания, и тем самым ограждает его от односторонности и неполноты ожидаемых результатов). Излагая научный материал, следует избегать чрезмерной детализации, если это не оправдано общим замыслом и научной методологией. Целесообразно сосредоточить внимание на важнейших концепциях, которые наиболее важны в мировоззренческом значении при становлении ценностного и целостного мировоззрения студентов университета и составляют фундамент современной эколого-гуманис-тической картины мира.

В основе ведущих концептуальных знаний лежат мировоззренческие идеи современной научной картины мира (философские, методоло-

гические, фундаментальные научные). Таким образом, ведущие концептуальные идеи (ведущая мысль) позволяют интегрировать комплексные, фундаментальные знания о природе, а на их основе более глубоко изучить узкоспециализированные дисциплины, подготовиться к проникновению и принятию научной компетенции.

Таким образом, методологической основой, обеспечивающей высокую эффективность усвоения научного материала, формирование целостного мировосприятия и миропонимания, яв-

ляются: аксиологический подход, отражающий взаимосвязь субъекта и объекта в восхождении личности к ценностям научного познания, ведущим идеям естествознания; интегрированные методологические принципы (наукоемкости, системности, детерминизма, дополнительности, проблемности, интеграции, соответствия, вариативности), содействующие концептуальному синтезу научной информации в ценностное и целостное мировоззрение современных студентов университета.

07.04.2014

Список литературы:

1. Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке: монография / Г.Д. Гачев. -М.: Педагогика, 1991. - 272 с.

2. Гвишиани, Н.Б. Язык научного общения: вопросы методологии / Н.Б. Гвишиани. - 2-е изд., испр. - М.: ЛКИ, 2008. -276 с.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

4. Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Конаржевский. -М.: [б. и.], 1997. - 78 с.

5. Моносзон, Э.И. Формирование научного мировоззрения учащихся / под ред. Э.И. Моносзона, Р.М. Роговой. - М.: Педагогика, 1985. - 231 с.

Сведения об авторе:

Кобзева Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры культурологии Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13, ауд. 20809, тел.: (3532) 372574, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.