Научная статья на тему 'Становление экологического аудита в России и зарубежных странах'

Становление экологического аудита в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1175
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худяева О.И.

Показано развитие экологического аудита, обозначены проблемы контроля предприятий в области охраны окружающей среды и экологического аудита. Ключевые слова: экологический аудит, этапы становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление экологического аудита в России и зарубежных странах»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 657.6

О. И. Худяева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Показано развитие экологического аудита, обозначены проблемы контроля предприятий в области охраны окружающей среды и экологического аудита. Ключевые слова: экологический аудит, этапы становления.

В современном обществе экологические проблемы перестают быть проблемой только для отдельного предприятия или города и выходят на национальный и даже международный уровень. Загрязнение окружающей среды несет в себе серьезную угрозу здоровью населения. Электростанции, объекты тяжелой промышленности и транспорт загрязняют воздух крупных городов, источники водоснабжения загрязняются промышленными и бытовыми сточными водами, поверхностными стоками; утилизация токсичных и бытовых отходов не соответствует современным экологическим требованиям.

Чернобыль, авария на буровой платформе Deepwater Horizon British Petrolium в Мексиканском заливе, взрыв на заводе по производству глинозема Ajkai Timfoldgyar Zrt в окрестностях венгерского города Айка и много, много других техногенных катастроф, принесли не только убытки своим предприятиям, но и нанесли урон всему миру.

В связи с этим возрастает роль и значение экологических оценок, экологического контроля для видов деятельности, способных оказать негативные воздействия на состояние окружающей среды. До сих пор в отечественной практике были известны и достаточно широко применялись две основные процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектных и иных решений - оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Но обе эти процедуры сориентированы на предотвращение негативных воздействий хозяйственной деятельности, только планируемой к осуществлению.

В VI главе Федерального закона «Об охране окружающей среды» говорится, что «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности» [2].

Действующие объекты подвергаются плановому, периодическому или эпизодическому экологическому контролю со стороны различных специально уполномоченных государственных органов, что не всегда достаточно, чтобы правильно оценить ущерб, наносимый окружающей среде. Оценку воздействия на окружающую среду необходимо проводить для каждой организации, которая занимается производственной деятельностью не эпизодически, а постоянно. Но заинтересованность самих хозяйствующих субъектов в проведении экологических исследований остается крайне невысокой.

В большинстве стран наравне с обязательной про-

цедурой оценки воздействия на окружающую среду используется такой важный инструмент, как экологический аудит.

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [2].

Считается, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. С 70-х годов XX в. компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что сопровождалось для них дополнительными финансовыми потерями и обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой этими компаниями деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита.

Впервые экологический аудит начал использоваться при контроле крупных промышленных корпораций на территории США. Учитывая ряд произошедших аварий, крупные промышленные корпорации поставили свои предприятия под внутренний контроль с целью оценки, не являются ли они источником отрицательного воздействия на окружающую среду [4].

Экологический аудит быстро распространился в промышленно развитых странах - Канаде, Великобритании, Нидерландах, США, Швеции. В ЕЭС даже была принята директива об экологическом аудировании (1982 г.), а в США - концепция экологического аудирования федеральных агентств (1984 г.). В 1989 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала документ, заложивший основы внутреннего экологического аудита как процедуры самоконтроля и инструмента внутреннего менеджмента. Внутренний экологический аудит представляет собой элемент системы мероприятий по охране окружающей среды на предприятии и включает в себя систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия промышленных процессов на окружающую среду. Экологическое аудирование определялось в нем как углубленный постоянный анализ природоохранительной деятельности предприятия, причём подчеркивался его добровольный характер. Подход, предложенный международной торговой палатой, получил признание у промышленников, поскольку позволял руководителям предприятий обеспечить

Секция ««Современное состояние бухгалтерского учета, анализа и аудита»

контроль за состоянием охраны окружающей среды на предприятии, а также контролировать работу предприятия с точки зрения природоохранных нормативов [4].

К началу 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать процедуру экологического аудита в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью в области окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний; решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита [3].

В 1990 г. Комиссия европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных правил экологического аудита. Проект вызвал критику со стороны Международная торговая палата, некоторых стран - членов ЕЭС, а также различных международных и национальных организаций. Замечания относились к возможности вмешательства в организацию работы промышленного сектора, обязательности экологического аудита и раскрытия результатов экологического аудита общественности. В 1991 г. КЕС вышла с новыми предложениями, и в октябре 1991 г. был создан окончательный вариант правил обязательного экологического аудита. Он предусматривает создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия [4].

В 1992 г. на форуме в Рио-де-Жанейро были сформулированы принципы правового подхода к охране природы: «Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются... Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба» [5].

Директивой ЕС 1836/93 в 1993 г. были утверждены Правила экологического управления и аудита. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с Правилами экологического управления и аудита, утверждёнными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрён Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации закончила разработку международных норм экологического управления предприятием ISO 14000 [4].

В ряде стран широко используются налоговые рычаги экологического регулирования. При этом прослеживаются значительные различия в подходах к их применению [1].

В России отдельные попытки введения экологического аудита начали предприниматься с начала 90-х годов. Ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертифи-

кат по экологической безопасности производства и продукции [3].

В 1997 г. принята Программа развития экологического аудита в России. В 1998 г. был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита (например, приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»).

К сожалению, в нашей стране экологическое аудирование еще не нашло широкого применения. К числу основных причин, сдерживающих развитие аудиторской деятельности, относятся пробелы в законодательстве об экологическом аудите, а также отсутствие заинтересованности предприятий на проведение квалифицированного экологического аудита.

Экологический аудит воспринимается лишь как техническая проверка соблюдения предприятиями установленных предельных параметров загрязнения, а не как комплексная проверка выполнения (или возможности выполнения, если речь идет о об экспертизе будущего проекта) предприятием взятых на себя обязательств, как в отношении технических параметров (например, соответствует ли размер вредных выбросов (сбросов, размещение отходов) заявленных предприятием фактической массе загрязняющих веществ), так и в финансовом отношении (например, компенсирует ли плата за загрязнение окружающей среды вред наносимый природе, производится ли оплата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, в полном ли объеме оплачены сборы, штрафы, пени, неустойки). Необходима типовая методика, регламентирующая обязательные направления проверки, которая будет включать и бухгалтерскую часть аудирования.

Другой важной проблемой является отсутствие независимых специализированных организаций, имеющих опыт подобного аудирования (действия существующих организаций сосредоточены только на каком либо одном направлении проверки).

Решение данных проблем позволит осуществлять проверку деятельности предприятий в комплексе, и обеспечит возможность более жесткого технического и финансового контроля за экологически проблемными предприятиями.

Библиографические ссылки

1. Соколов В. И. Мировая политика в условиях кризиса /под ред. проф. С. В. Кортунова. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

2. Об охране окружающей среды : федер. закон № 7-ФЗ от 10.01.02 [принят Гос. Думой 10.01.2002].

3. Об экологическом аудите : концепция федерального Закона. URL: http://www.mnr.gov.ru/old_site/ part/?act=print&id=777&pid=493.

4. Экосфера. URL: http://ecosphere.su/ekologiches-kiyaudit.

5. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. URL: http://www.un.org/ru/ docu-ments/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.

© Худяева О. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.