Энергобезопасность и охрана труда ^^ 3 = ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
Экологический аудит в энергетике
В. В. Кривощепова,
заместитель начальника отдела оценки риска Центра специальных проектов ООО «ИКЦ Промтехбезопасность»
Статья посвящена вопросу актуальности и необходимости проведения экологического аудита, являющегося одним из немногих механизмов обеспечения экологической безопасности как на уровне отдельно взятого предприятия, так и в масштабах всей страны. Определены основные понятия, цели и задачи экологического аудита, виды документации на предприятии, рассматриваемые при проведении экологического аудита. Обозначены проблемы, препятствующие использованию этого управленческого инструмента на предприятиях энергетического комплекса.
Ключевые слова: окружающая среда, воздействие на окружающую среду, экологический аудит.
Состояние окружающей среды во многих городах Российской Федерации можно охарактеризовать как неудовлетворительное [1]. В 136 городах уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий или очень высокий; в 34 городах с населением 12,2 млн. человек отмечены концентрации примесей выше 10 ПДК.
Чрезвычайно высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется выбросами вредных веществ от предприятий металлургии - 9 городов, нефтехимии и нефтегазодобычи - 6 городов, а также предприятий топливно-энергетического комплекса и выхлопными газами автотранспорта (рис. 1).
Прочие виды экономической деятельности
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Транспорт
Добыча полезных ископаемых
■ 2008
о 2007
о 2006
□ 2005
30,1%
Рис. 1. Вклад основных видов деятельности в суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в Российской Федерации
С целью улучшения мониторинга загрязнения окружающей среды и контроля выполнения природоохранных мероприятий возникла необходимость в экологическом аудите.
Экологический аудит - это системный документированный процесс удостоверения подлинности (правильности) объективно полученных сведений и
определения соответствия установленных направлений деятельности по охране окружающей среды, событий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита и представление заказчику результатов этого процесса. Это один из немногих механизмов содействия устойчивому развитию и обеспечения экологической безопасности.
Экологический аудит энергетических предприятий, энергообъединений рассматривается как независимая высококвалифицированная проверка и оценка природоохранной деятельности, анализ их возможностей, стратегических и тактических путей решения задач по охране окружающей среды, проверка выполнения электростанциями, котельными и иными экономическими субъектами электроэнергетики требований природоохранительного законодательства, установленных норм и правил, правильности и полноты отчетной, учетной, эксплуатационной, организационной, финансовой и иной документации по охране окружающей среды с разработкой соответствующих рекомендаций и предложений по результатам проверки [2].
Основные задачи экологического аудита - обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды; анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов, а также нормативных актов в области охраны окружающей среды; обоснование и инициация экологической деятельности; идентификация экологических проблем производств и территорий.
Экологический аудит включает:
- проверку деятельности в части соблюдения норм и предписаний по охране окружающей среды;
- оценку эффективности функционирования системы управления окружающей средой;
- выработку рекомендаций по природоохранным мероприятиям;
- стоимостную оценку расходов, связанных с природопользованием.
= 4
Энергобезопасность и энергосбережение
Экологический аудит подразделяется на обязательный и инициативный. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:
1. Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям.
2. Оценка эффективности системы экологического менеджмента.
3. Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий.
4. Оценка экономического ущерба от загрязнения.
5. Оценка опасности отходов.
6. Определение рациональности природопользования на конкретной территории.
7. Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению.
8. Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению.
9. Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов.
10. Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению.
11. Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.
Программа экологического аудита состоит из последовательного ряда обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов деятельности. Аудитор и заказчик аудита определяют цели проводимого аудита. Далее процедура аудита делится на пять этапов (рис. 2): формирование критериев аудита, разработка программы аудита, сбор информации, оценка деятельности предприятия и разработка и предоставление отчета аудита. Отчет по проведенному аудиту предоставляется аудируемому объекту, где проводится внедрение результатов экологического аудита.
Результатом проведения экологического аудита на объекте является аудиторское заключение, которое, в зависимости от целей аудита, подразумевает заключение о состоянии экологической деятельности на предприятии, соответствии природоохранной (экологической) деятельности предприятия законодательству РФ, наличии установленных законами РФ экологической отчетности и разрешительной документации, соответствии имеющейся документации реальному состоянию дел и возможные корректирующие действия.
Рис. 2. Схема проведения экологического аудита
Что дает предприятию проведение экологических аудитов? Снижение ответственности и потенциальных экологических штрафов, обеспечение соответствия с законодательством, снижение затрат на водоснабжение, энергоснабжение и обращение с отходами, налаживание связей с общественностью (при обнародовании результатов аудита).
Рис. 3. Виды документации, рассматриваемой при проведении экологического аудита
Состав рассматриваемой экологическими аудиторами документации (рис. 3) зависит от характера и условий воздействия предприятия на окружающую среду.
Обосновывающая документация включает:
1) материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) капитального строительства, реконструкции, технического перевооружения (требуется в зависимости от функционального назначения и времени строительства в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ и в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»);
2) проект «Обоснования санитарно-защитной зоны» (согласно требованиям СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);
3) раздел проекта строительства «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (требуется в зависимости от того, когда проводилось строительство, согласно Градостроительному кодексу РФ от 29.12.04 №190-ФЗ);
4) проект «Предельно-допустимые выбросы»;
5) проект «Нормативы допустимых сбросов»;
6) проект «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение».
Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:
1) лицензии на отдельные виды деятельности (в соответствии с Федеральном законом
Энергобезопасность и охрана труда ^^ 5 =
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13.07.01 г. № 128-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса отходов (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 486);
2) договоры и решения на водопользование;
3) разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;
4) сертификаты соответствия на топливо, сырье, оборудование и т.п. или другие аналогичные документы.
Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т.п.
Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих содержание экологических программ и программ экологического контроля.
Договорная документация подразумевает договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, которые оформляются на производство работ, поставки продукции и оказание услуг.
Отчетная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности включает различные зарегистрированные данные, в том числе:
- результаты производственного контроля;
- записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний;
- протоколы совещаний по экологической тематике;
- сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС и др.);
- оперативную отчетность о выполнении мероприятий и программ в области охраны окружающей среды;
- расчеты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;
- зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий;
- первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы).
К внутренней документации относится:
- технологическая и техническая документация;
- документация в области промышленной, пожарной безопасности, предупреждения и ликви-
дации ЧС (в соответствии с требованием нормативных актов);
- документация управлением персоналом (положения о подразделениях, должностные инструкции);
- документация по делопроизводству.
Документы по проведению экологического аудита
Госкомэкологии и Минприроды выпустили следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:
1. Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» № 436 от 16.07.98 г.
2. Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» № 412 от 11 октября 1995 г.
3. Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» № 540 от 29 декабря 1995 г.
4. Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» № 282 от 18 июня 1996 г.
5. Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» № 181 от 30 марта 1998 г.
6. Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» № 453 от 16 октября 1998 г.
7. Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» № 94 от 17 февраля 1997 г.
Государственные стандарты, дающие правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:
- ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
- ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
- ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
- ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
- ГОСТ Р ИСО 14012:98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;
- ГОСТ Р ИСО 14041:98 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ»;
- ГОСТ РИСО 14042:98 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»;
= 6
Энергобезопасность и энергосбережение
-ГОСТ Р ИСО 14043:98 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;
- ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь».
Экологический аудит - эффективный и признанный на международном уровне управленческий инструмент, который способствует уменьшению уровня антропогенного воздействия того или иного предприятия на окружающую среду. Именно благодаря его результатам предприятие приобретает возможность успешно решать свои экологические проблемы, перестроить и оптимизировать экологическую политику и минимизировать финансовые затраты. Особенно важно значение экологического аудита на предприятиях энергетики.
На данный момент не существует правового регулирования данного вопроса. Однако разработка и внедрение современной системы экологического аудита являются одним из основных приоритетных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 года. Принятие закона «Об экологическом аудите в Российской Федерации» будет способствовать созданию условий для повышения эффективности работы государственных органов контроля и надзора, позволит привлекать к проведению независимых оценок и экспертиз высококвалифицированных специалистов, чтобы оценить и минимизировать воздействие на окружающую среду от промышленных предприятий, в том числе предприятий энергетики.
Литература
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году».
2. ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.
3. Рекомендации по проведению экологического аудита в электроэнергетике. Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России». РД 153-34.0-02.109-99.