Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №.3. С. 39-49
УДК 271.2-726.2 Гагуа А. К. (игумен Агафангел)
Становление архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) как православного богослова-апологета в эпоху советского богоборчества
Аннотация. В статье на основании вводимых в научный оборот материалов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и апологетических трудов архиепископа Александра (Толстопятова) «Щит веры» и «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» показывается его становление как православного богослова-апологета в эпоху советского богоборчества. Богословско-апологетическая деятельность, начатая во время обучения в Богословском институте в Петрограде, продолжалась до самой кончины иерарха, в том числе и во внешне неблагоприятных условиях. Так свою диссертацию кандидата богословия он завершал, будучи в административной ссылке в Перми. Апологетические труды архиепископа Александра (Толстопятова) - важные духовные и исторические памятники эпохи их создания, которые не утратили своей духовной актуальности и еще ждут своих публикатора и читателей. Они ставят имя архиепископа Александра в одном ряду с ведущими православными апологетами первой половины XX века.
Ключевые слова: архиепископ Александр (Толстопятое); апологетика; атеизм; кандидат богословия; вера; наука; религия; Богословский институт.
Православная апологетика в годы воинствующего атеизма в СССР требовала от того, кто решался посвятить ей свои силы, как глубоких познаний, так и большого личного мужества. Профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов называет среди наиболее известных апологетов самого тяжелого для православных периода советского богоборчества (1917-1943 гг.) протоиерея Валентина Свенцицкого, профессора Н.И. Фиолетова, С.И. Фуделя, епископа Варнаву (Беляева)1.
Спецификой православной апологетики этого периода было отстаивание истинности христианства не перед лицом людей с другими религиозными взглядами, как это было в раннехристианской Церкви в Римской империи, а перед лицом господствующего атеизма. Нельзя не назвать в числе апологетов Русской Православной Церкви первой половины XX столетия святителя Луку (Войно-Ясенецкого), и архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова). И если труды всех остальных перечисленных выше апологетов достаточно широко известны, то работы архиепископа Александра
1 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины Ьпр: //\v\vw. Ь ¡Ь1 ю гека 3 .ги/Ь ¡Ь1 ¡о Гека/о б ¡р оу/рш_га ъ'\х\02. 1И:т1 (дата обращения 20.06.2023).
пока неизвестны широкой читательской аудитории и в академической среде.
Между тем в частной коллекции пермского коллекционера М.Ю. Кориненко сохранился рукописный текст диссертации архиепископа Александра (Толстопятова) на соискание степени кандидата богословия2 и машинописная копия его труда «Щит веры», завершенного в г. Молотове (в
о
настоящее время Пермь) 20 августа 1945 года , Оба эти труда являются замечательными памятниками православной апологетической мысли советской эпохи. Введение в научный оборот материалов апологетических трудов архиепископа Александра и их последующее издание представляют значительный исторический интерес для современной церковной науки.
Становление иерарха как богослова-апологета произошло в период его жизни, когда он, будучи еще светским человеком, поступил в Петроградский Богословский институт. Обучаясь в этом институте, он принял священный сан, тем самым вступив на путь исповедничества, сопряженный с большими лишениями и преследованиями.
В своей автобиографии, написанной для Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР в 1945 году, епископ Молотовский и Соликамский Александр так описывал свой путь в богословских науках: «...Движимый стремлением послужить Богу, и посвятить Ему всю свою жизнь, я поступил в Ленинградский высший Богословский институт, окончил его, и защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Тема кандидатской работы мною выбрана «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира». Здесь я пользовался всеми данными богословия, геологии, астрономии, физики, механики, физиологии и других наук, доказывая, что Моисеева космология вполне соответствует данным современных наук. Моими оппонентами были магистры богословия профессора протоиереи Чепурин4 и Петровский5, а слушателями судьями являлись покойные Свят. Патриарх
2 Ачександр (Толстопятое), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творегаш мира. Рукопись. Пермь, 1928.
* Александр (Толстопятое), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов. 1945.
4 Чепурин Николай Викторович, протоиерей (1881 - 1947). Окончит Харьковскую духовную семинарию, Киевский и Кембриджский университеты. С 1911 года, после возвращения из Англхш, - священник-миссионер в Нижегородской губершш. Был проректором Петроградского богословского института. В 1927 году ему была присвоена степень магистра богословия за диссертацию «Анимистическая теория происхождения религии». 8 июля 1930 года (по др. данным - в 1929) был арестован по "делу академиков". 10 февраля 1930 года был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества, работал на Беломорканале. Постановлением от 15 ноября 1934 г. срок заключения был снижен до 5 лет. После заключения был вынужден перейти на светскую работу. Находясь в Средней Азгаг и не имея возможности служить Церкви, он защитил кандидатскую диссертацию по биологии и возглавлял кафедру Медицинского института г. Фрунзе (ныне Бишкек). С 1 сентября 1946 года - настоятель Пименовского храма и инспектор Московской духовной академии и семинарии. С 23 октября 1946 года - ректор Московской духовной акадешш. Ьпрз://с1ге\'о-info.ru/articles/16407.html (дата обращения 26.06.2023).
Петровский Александр Васильевич, протоиерей (1868-1929). Магистр богословия. В 1911-1918 преподавал в Петроградской духовной акадешш: доцент (с 26.4.1911), экстраординарный профессор (с 19.12.1911). Читал курс Священного Писания Ветхого Завета. Принимал участие в работе над «Толковой Библией», составленной А. П. Лопухиным, подготовил комментарий к 1-й кн. Паралипоменон. Книге Иова и Книге прор. Дангаша. В 1921/1922 шпал в Петроградском богословском институте курс Священного Писания Ветхого Завета, выступал с публичными лекциями, проводимыми институтом. В июне 1922 арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 осужден на 3 года лишения свободы со строгой изоляцией. 5.7.1922 -23.7.1923 находился в заключешш в тюрьме на ул. Шпалерной (исправительный дом) г. Петрограда. 23.7.1923 определением Петроградского губернского суда по судебному отделению в Уголовном отделе по амнистии
Сергий и архиепископ Питирим. Мне присуждена была ученая степень кандидата богословия»6. Дата и место защиты иерарха, к сожалению, в документе не указаны.
Очевидно, что распространенное в настоящее время утверждение о том, что будущий иерарх «...в 1920 г. окончил Петроградский Богословский институт со степенью кандидата богословия»'' представляется нам несостоятельным, так как в 1920 г. этот институт только еще открылся.
В сохранившихся документах Богословского института, находящихся на
хранении в Центральном государственном историческом архиве Санкт-
g
Петербурга имеются прошение A.M. Толстопятова о зачислении в институт , curnruem vitae9 A.M. Толстопятова10, дело «Письма Епархиального совета ректору Богословского института о посвящении студента Толстопятова A.M. в священники» (состоит из всего двух листов, лишь один из которых касается непосредственно А. М. Толстопятова)11.
В то же время в документах архивного фонда Петроградского
богословского института в делах с заявлениями студентов Богословского
1 ^
института о темах своих кандидатских работ " сведений об A.M. Толстопятове не имеется. Сохранившееся дело «Об отзывах на диссертации и документах по присуждению звания кандидата богословских наук окончившим Богословский институт за 1923 год»13 также не содержит сведений об А. М. Толстопятове14.
Рукоположение A.M. Толстопятова в сан священника состоялось в бытность его студентом Богословского института, в 1920 году, в самом начале существования Богословского института, который осуществлял свою деятельность с 1920 по 1923 годы. В письме Петроградского епархиального совета ректору Богословского института протоиерею Николаю Кирилловичу Чукову, датированном июлем 1920 г., сообщалось: «...На представлении Вашем о посвящении студента Богословского института Анатолия Михайловича Толстопятова в сан иерея последовала резолюция Его Высокопреосвященства от 27 июня/10 июля 1920 г. за № 2438 следующего содержания: «Анатолия Толстопятова представить к рукоположению во священника, с приписанием к Скорбященской, что на Шпалерной церкви»15.
Как отмечал в своем исследовании профессор протоиерей Алексий Марченко, «...Рукоположение в Сергиевском соборе северной столицы совершил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).
освобожден от наказания. 31.10.1990 реабилитирован президиумом Верховного суда РСФСР. Ыгр8://ргаУ051а\1юе-Л11ю\'еп8П'0.1ире150пТ2278/ (дата обращения 26.06.2023).
6 Государственный архив Российской Федеращш (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 2. Л. 3.
Александр (Толстопятое) (1878 - 1945), архиепископ Молотовскнй и Соликамский ЬПрз://с1геуо-info.ru/articles/26332.html (дата обращения 15.04.2023).
8 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГПА). Ф. 2279. Оп. 1. Д. 34. Л. 58.
9 Краткое хронологическое описание жизни, образования, мест работы и профессиональных навыков по определённой форме.
10 ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 34. Л. 59-59об.
11 ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 78.
12 ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 54.
13 ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 55.
14 ЦГПА. Информационное письмо № 1425/Т от 22.06.2023.
15 ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 78. Л. 1.
После непродолжительной учебы священник Анатолий Толстопятов был назначен настоятелем домового храма Рождества Пресвятой Богородицы при Петроградской консерватории»16. Это служение «отец Анатолий совмещал с научной и преподавательской деятельностью. Он продолжал свое служение в Училище Командного состава флота»1'. А вскоре последовало его осуждение по делу об изъятии церковных ценностей.
В конце 1928 г. архимандрит Александр, находясь в ссылке в Перми, писал в Ленинград монахине Серафиме (Голубевой): «Свою научную работу я заканчиваю, и теперь переписываю ее, что отнимает ужасно много времени. Когда поправишься, сходи, дорогая сестрица, к о. Феодору, и попроси у него, чтобы он дал мне записочку о приеме зачета по патрологии и возьми у него мой аттестат об окончании Богословского института. Как то, так и другое, отнеси отцу Петровскому (протоиерею Александру), он служит, кажется, в соборе на
Измайловском проспекте. Это мне нужно, чтобы представить свой научный
18
труд» .
Таким образом, на основании имеющихся данных невозможно точно определить дату защиты будущим иерархом диссертации на соискание степени кандидата богословия. При этом, так как имеется фотография 1930 года, где архимандрит Александр со значком кандидата богословия19, можно предположить, что защита состоялась до 1930 года. Также можно сделать вывод, что внешние тяготы не были для будущего иерарха непреодолимым препятствием в его богословских трудах, значение которых для него было тем выше, что он определял их как апологетические, призванные помочь думающим людям противостоять тотальной атеистической пропаганде, поставившей науку себе на службу.
По справедливому выводу священника Александра Мазырина и Н. Ю. Сухининой «...экстремальные условия, в которых проходили последние годы деятельности старых духовных академий и их модифицированных вариантов, делают и опыт их работы уникальным, не подвергаемым взвешенному анализу»20.
В «Проекте положения о присуждении ученых степеней Богословским институтом» значилось, что «Богословский институт, как высшее учебно-ученое заведение присуждает ученые степени кандидата богословия, магистра богословия, доктора богословия, церковной истории и церковного права. К соисканию степени кандидата богословия допускаются окончившие Богословский институт по I разряду, степени магистра - кандидаты Богословского института и кандидаты-магистры бывш. Духовной академии, к
16 Марченко А.Н., прот. Архиепископ Александр (Толстопятов). Защитник Отечества и Православной веры. Ннжнпй Новгород, 2015. С. 30-31.
17Марченко А.Н., прот. Указ. соч. С. 32.
18 Пермааш государственный архив новейшей псторга1 (ПГАНП). Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835. Л. 203.
19 Марченко А.Н., прот. Указ. соч. С. 51.
Мазырин А., сеящ.; Сухинина Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонешш 1920-1930-х гг. и
присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. И: 3 (32). С. 103-104.
степени доктора - магистры богословия. Степени кандидата удостаиваются те из окончивших Богословский институт и оставленных при Институте для усовершенствования в науках, которые представят удовлетворительную письменную работу по предмету своих специальных знаний, степени магистра - удовлетворительно выдержавшие магистерский экзамен и публично защитившие печатную диссертацию на богословскую тему; степени доктора богословия, церковной истории и церковного права - публично защитившие печатную диссертацию с соответствующим содержанием. Ученые степени присуждает совет в составе профессоров и преподавателей Богословского института. Зачеркнуто: "церковное же одобрение магистерских и докторских диссертаций принадлежит Св. Патриарху и Синоду по представлению митрополита"»21.
По мнению священника Александра Мазырина и Н.Ю. Сухининой, с 1927 г. в Русской Православной Церкви не было прецедентов присвоения ученых степеней". При этом они указывают на то, что в «...августе 1933 года последовало определение Патриаршего Священного Синода Русской Православной Церкви о присуждении ученой степени доктора богословия Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию
73
(Страгородскому)»" .
Учитывая то, что в 1928 г. архимандрит Александр (Толстопятов) готовил свой труд к представлению, собирал связанные с этим документы, можно сделать вывод, что защита, о которой он писал в своей автобиографии, состоялась не позднее 1929 года, так как один из названных оппонентов диссертации протоиерей Александр Петровский скончался в 1929 году.
Диссертация архимандрита Александра носила ярко выраженный апологетический характер. В марте 1928 г. в материалах ОГПУ отмечалось, что находившийся в ссылке в г. Перми, архимандрит Александр (Толстопятов) «...сумел устроиться на службу в Никольской церкви и приобрести авторитет среди верующих, которые считают его как бы мучеником за дело православия»24. Отмечалось также, что «Толстопятов собирает наиболее популярную антирелигиозную литературу и намерен написать труд против безбожников»25.
В своей диссертационной работе «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» архимандрит Александр писал: «Рассматривая вопрос о творении животного царства и человека, мне хотелось дать новые физико-математические доказательства бытия души, так как существующие идеалистические философские материалистами не признаются "научными". Правда, мнение их ошибочно, односторонне. Но научное обоснование Библейского сказания о творении мира должно давать такие доказательства, которые считаются всеми неоспоримо научными. Далее считаю нужным
2' ЦГПА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 52. Л. 3. " Мазырин А., свящ.; СухининаН. Ю. Указ. соч. С. 104. Там же.
24ПГАШ1. Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835. Л. 25.
25ПГАШ1. Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835. Л. 25.
указать на два возражения, сделанные мне, когда данный труд был представлен на соискание степени кандидата богословия26. Один из моих уважаемых оппонентов возражал против самого заглавия моей работы, что обещая дать научное обоснование Библейского сказания о творении мира, я заявляю целью включить в работу все имеющееся в науке, касательно происхождения неорганического и органического мира и тем самым расширяю рамки своей работы до бесконечности и стремлюсь к недостижимой цели. Я не указываю на другие возражения, так как они с благодарностью приняты мной во внимание, и сообразно с ними одни детали расширены, другие изменены и т.д.»2' .
Далее архимандрит Александр пояснял: «С этим возражением я согласиться никак не могу, так как научное обоснование какого-либо воззрения вовсе не включает в себя намерение собрать все, что только имеется по данному вопросу в науке, а означает лишь стремление построить свои рассуждения на фундаменте науки. А так как эти данные могут противоречить друг другу, то выбрать из них те, которые представляются наиболее правильными. Поясню свою мысль таким примером. Во время Коперника одновременно существовали три научных взгляда на движение планет. Само собой понятно, что ученый, пожелавший дать обоснование какого-либо явления из области движения планет, должен был бы остановиться на одном из этих трех противоречащих друг другу допущений и тем не менее назвал бы свое сочинение научно обоснованным. По той же самой причине профессор Нернст выпускал свою брошюру" , не включая в свою работу все царившие в то время теории мироздания, а останавливается на несколько устаревшей системе мироздания. И никто ему не выдвигает упрека, что, назвав свою брошюру «Мироздание в свете современной науки», он расширяет рамки своей работы до бесконечности и стремится посему к недостижимой цели. В своем отзыве мой оппонент говорил, что неудачное название моей работы объясняется ее произвольным выбором мной. Однако это замечание ошибочно, так как, приступая к ее исправлению, я испросил благословения на наименовании ее «Научным обоснованием Библейского сказания о творении мира» у профессора Петроградской духовной академии протоиерея о. Александра Петровского, моего научного оппонента при защите данной диссертации. Принимая во внимание все эти соображения, я решил все же мой труд выпустить под его первоначальным названием»29.
Из этого фрагмента мы видим, что будущий архипастырь смотрел на свой труд, в первую очередь, не как на квалификационную работу, а на то, что нельзя оставлять и в условиях ссылки, отсутствия необходимых источников для продолжения работы. Методом исключения можно предположить, что оппонент, критически оценивший его работу, был именно протоиерей Николай
:б Примечание архимандрита Александра (Толстопятова): не имею возможности буквально привести слова данного оппонента, так как его отзыв по независящим от меня обстоятельствам уничтожен. "7 .Александр (Толстопятое), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь. 1928. С. 7.
Нернст В.Г. Мироздание в свете современной науки / В.Нернст, проф. Берлин, ун-та; Пер. с нем. под ред. проф. К.Д. Покровского. Петроград, 1923. 82 с.
2 Ачександр (Толстопятое), архим. Научное обоснование. С. 8.
Чепурин. И с формальных позиций это критическое отношение получившего образование в Англии профессора понятно: слишком широкая тема диссертации (а не книги), сравнение диссертационного исследования с фактически популярной брошюрой, адресованной массовому читателю. Но глубина поднятых в работе архимандрита Александра (Толстопятова) вопросов, их практическое значение для множества людей в тех экстремальных условиях, когда эта работа писалась, не дают оснований отнестись к ней как к сколько-нибудь поверхностной.
Автор прямо подчеркивает апологетический характер своего исследования, дискутируя с оппонентом в предисловии к нему: «Другие возражения, предъявленные мне, касались изложенной мной «истории о трех клише» профессора Геккеля, в которой профессора... обнаружит! обман, совершенный Геккелем с целью иллюстрировать свое утверждение. ... Мой оппонент считает, что эту, в свое время сильно нашумевшую в ученом мире историю, можно было бы без ущерба для понимания моего сочинения опустить. С этим мнением согласиться не могу, так как своему «Научному обоснованию Библейского сказания о творении мира» я стремился придать апологетический характер, а посему считал себя обязанным предупредить своих читателей о часто появляющихся в периодической печати слухах о каких-то «последних научных открытиях», будто бы противоречащих Библейскому сказанию о творении мира. Подходя к этим сообщениям со стороны научной критики, развитый читатель обнаруживает или ошибки, или непроверенные слухи, или даже злостные вымыслы, другими словами, безобразные клевету и обман. Историю о трех клише я счел великолепным доказательством, что от кого бы не исходили заявления о расхождении науки и Библии - от заурядных атеистических писак или от выдающихся материалистов, каким является профессор Геккель - их соображения нельзя принимать на веру, так как Церковь есть столп и утверждение истины, а, следовательно, учение ее не может быть ошибочным, не может быть и опровергнуто. Поэтому читатель, не обладающий достаточной научной эрудицией, чтобы обнаружить ошибку или обман, должен слухи о расхождении Библии и науки не считать заслуживающими доверия или обратиться за разъяснением к православным ученым богословам»30.
Архимандрит Александр особо обращал внимание на практический характер своей работы, значение содержащихся в ней сведений для всех, кого по настоящему волнует взаимоотношение науки и религии в условиях открытых гонений на вторую и придания первой почти религиозного значения: «Принимая во внимания, что в печати нередко появляются сообщения о "новых открытиях науки", противоречащих будто бы догматам религии и разрушающим ее основания, я признал нужным предупредить своих читателей, что к этим открытиям можно приступать только с научной критикой, которая не принимает их на веру, так как подобные тенденциозные сообщения, распространяемые обычно с определенными целями, без проверки оглашаемых
30 Александр (Толстопятое), архим. Научное обоснование. С. 9.
45
данных, а в некоторых случаях допуская "научный обман", как то было в нашумевшей в свое время скандальной истории о трех клише профессора Геккеля»31.
О содержании своего исследования архимандрит Александр писал так:
«Переходя к плану настоящего изложения, заметим, что в первых трех главах доказывается творение Богом вселенной и опровергается учение материалистов о ее безначальности. Вопрос о том, что сотворена ли вселенная, или же она лишь непрерывно видоизменяется, как о том учат наши противники, является коренным вопросом, так как если вселенная от века существует, а Библия учит, что Господь ее сотворил во времени, то о научном основании Библии не может быть и речи.
Далее следует краткий очерк воззрений на библейскую космогонию Отцов Церкви, посвященный с целью опровержения при помощи исторической справки, ложного мнения, будто все древние Отцы Церкви считали дни творения продолжительностью в двадцать четыре часа. Справка эта показывает, что они допускали широкое толкование, проводили параллель между Библейскими сказаниями и данными тогдашней науки и вовсе не относились враждебно к последней, как стараются представить современные атеисты, упрекая нас в отступлении от древнего метода толкования Библии.
После этого исторического очерка, я рассматриваю еврейское слово "йом", переведенное в нашей Библии словом "день", и, указав на истинный его смысл, перехожу к подробному рассмотрению каждого дня творения, попутно излагая взгляды материалистов на возникновение жизни, ошибочность теории дарвинизма, различие душевных свойств человека и животных и т.д. Последние вопросы имеют сугубо апологетический характер, и без них исследование не могло бы считаться законченным.
Работу свою я заключаю отделом "дополнения", где помещаю сведения по геологии, мой взгляд на так называемую "жизненную силу" и другие статьи, которые, как не относящиеся непосредственно к данному исследованию, могут быть опущены при чтении. С другой стороны - они разъясняют те основания, на которых я строю свои выводы, а потому знакомство с ними не может считаться излишним»32.
Важно особо подчеркнуть, что, защитив свою кандидатскую диссертацию в трудные 20-е годы, архиепископ Александр (Толстопятов) продолжал заниматься православной апологетикой до самой своей кончины, вопреки всем самым неблагоприятным внешним условиям. Незадолго до смерти , архиепископ Александр завершил еще один свой апологетический труд «Щит веры», объясняя это название тем, что «...так как характер изложения рассматриваемых вопросов у нас апологетический, то издаваемый нами труд мы именуем «Апологетическим введением в православное богословие». Так как он имеет целью защитить веру православных христиан от различных
31 Александр (Толстопятов■), архим. Научное обоснование. С. 11.
3~ Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование. С. 16-18.
33 Труд «Щит веры» был завершен 20 августа 1945 г., а 26 сентября архиепископ Александр скончался.
лжеучений, то мы ему усвоили и второе название - «ЩИТ ВЕРЫ»34.
Таким образом, становление архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) как православного богослова-апологета началось в период обучения его в Петроградском богословском институте, и было неразрывно связано с подготовкой к пастырскому служению. В 20-30 гг. XX века, в условиях постоянного внешнего давления и пребывания лагерях и в административных ссылках в Нижнем Новгороде и в Перми, в заключении в Соловецком лагере особого назначения, в Вишерских лагерях в Усолье, в Беломорбалтлаге, Ухтинлаге будущий иерарх не расставался с научной работой и занимался написанием серьезных апологетических трудов. Научная работа явились для него важным дополнением к пастырской, а затем и к архипастырской деятельности. Вклад архиепископа Александра в церковную науку времен советского богоборчества не исчерпывается на писанием кандидатского сочинения «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира», защищенной им в 1928-1929 годах. Крупным апологетическим трудом иерарха-исповедника, который он успел завершить незадолго до смерти на Молотовской (Пермской) кафедре стала книга «Апологетическое введение в православное богословие» или «Щит веры». Завершенная в 1945 году, она все еще ждет своего публикатора и читателей. Апологетические труды архиепископа Александра (Толстопятова) - важные духовные и исторические памятники эпохи их создания, которые не утратили своей духовной актуальности и ставят имя архиепископа Александра в одном ряду с ведущими православными апологетами первой половины XX века.
Литература
1. Атександр (Толстопятов) (1878 - 1945), архиепископ Молотовскнй и Соликамский https://drevo-info.ru/articles/26332.html (дата обращения 15.04.2023).
2. Александр (Толстопятое), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928.
3. Александр (Толстопятое), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945.
4. Мазырин А., свящ.; Сухинина Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920-1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. П: 3 (32). С. 99-115.
5. Марченко А.Н., прот. Архиепископ Александр (Толстопятов). Защитник Отечества и Православной веры. Нижний Новгород, 2015.
6. Нернст В. Г. Мироздание в свете современной науки / В. Нернст, проф. Берлин, ун-та; Пер. с нем. под ред. проф. К.Д. Покровского. Петроград, 1923.
7. Осипов А. II. Путь разума в поисках истины Мр://\\яу\у.ЫЬ1ю1екаЗ .т/Ь1ЬИо(ека/о81роу/ри1_га2/Ш02.11Цп1 (дата обращения 20.06.2023).
34 Александр <Толстопятов), архиеп. Щит веры. Машинопись. Молотов, 1945. С. 4.
47
Источники
8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 2.
9. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГ11А). Ф. 2279. Оп. 1.Д. 34.
10. ЦП1А. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 52.
11. ЦП1А. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 54.
12. ЦГ11А. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 55.
13. ЦГНА. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 78.
14. ЦП1А. Информационное письмо № 1425/Т от 22.06.2023.
15. Пермский государственный архив новейшей истории (ПГАНИ). Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8835.
Gagua А. К. (hegimien Agafangel)
The formation of Archbishop Alexander (Tolstopyatov) of Molotov and Solikamsk as an Orthodox theologian-apologist
in the era of Soviet tlieomachism
Abstract: The article, based on the materials of the Central State Historical Archive of St. Petersburg and the apologetic works of Archbishop Alexander (Tolstopyatov) "Shield of Faith" and "Scientific substantiation of the Biblical legend about the Creation of the world" introduced into scientific circulation, shows his formation as an Orthodox theologian-apologist in the era of Soviet theology. Theological and apologetic activity, which began duiing his studies at the Theological Institute m Petrograd, continued until the very death of the hierarch, including in externally unfavorable conditions. So he completed his dissertation as a candidate of theology while in administrative exile in Perm. The apologetic works of Archbishop Alexander (Tolstopyatov) are important spiritual and historical monuments of the epoch of their creation, which have not lost their spiritual relevance and are still waiting for their publisher and readers. They put the name of Archbishop Alexander on a par with the leading Orthodox apologists of the first half of the XX century.
Keywords: Archbishop Alexander (Tolstopyatov); apologetics; atheism; candidate of theology; faith; science; religion; Theological Institute.
References
• Aleksandr (Tolstopiatov) (1878 - 1945), arkliiepiskop Molotovskii i Solikamskii (Alexander (Tolstopyatov) (1878 - 1945), Archbishop of Molotov and Solikamsk) https://drevo-info.ni/articles/26332.html (data obrashcheniia 15.04.2023).
• Aleksandr (Tolstopiatov), arkliim. Nauchnoe obosnovanie Bibleiskogo skazaniia о tvorenii mira. Rukopis'. Penn', 1928. (Alexander (Tolstopyatov), Archim. Scientific substantiation of the Biblical legend about the creation of the world. The manuscript. Perm, 1928).
• Aleksandr" (Tolstopiatov), arkhiep. Shcliit very. Mashinopis'. Molotov, 1945. (Alexander (Tolstopyatov), Archbishop. The shield of faith. Typescript. Molotov, 1945.).
• Mazyrin A., sviashch.; Sukhinina N. Iu. Nauchno-bogoslovskaia attestatsiia v period gonenii 1920-1930-kh gg. i prisvoenie uchenoi stepeni doktora bogosloviia mitropolitu Sergiiu (Stragorodskomu) // Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tiklionovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 2: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2009. Vyp. II: 3 (32). S. 103-104. (Mazyrin A., sacred; Sukhinina N. Yu. Scientific and theological attestation during the persecution of the 1920s-1930s and conferring the degree of Doctor of theology to Metropolitan Sergius (Stragorodsky) // Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities. Series 2: History. The History of the Russian Orthodox Church. 2009. Issue П: 3 (32). pp. 99-115.).
• Marchenko A.N., prot. Arkhiepiskop Aleksandr (Tolstopiatov). Zashchitnik Otechestva i Pravoslavnoi veiy. Nizhnii Novgorod, 2015. (Marchenko A.N., prot. Archbishop Alexander (Tolstopyatov). Defender of the Fatherland and the Orthodox Faith. Nizhny Novgorod, 2015.).
• Nemst V. G. Mirozdanie v svete sovremennoi nauki / V. Nernst, prof. Berlin, un-ta; Per. s nem. pod red. prof. K.D. Pokrovskogo. Petrograd, 1923. (Nemst V. G. The universe in the light of modem science / V. Nemst, prof. Берлин, un-ta; Trans, from it. edited by Prof. К.Д. Покровский. Petrograd, 1923.).
• Osipov A. I. Put' razuma v poiskakh istiny (Osipov A. I. The path of reason in search of truth) http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/put_raz/txt02.html (data obrashcheniia 20.06.2023).