Ипатьевский вестник. 2023. №1 (21). С. 25-40 Ipatievsky vestnik. 2023. №. 1 (21). Р. 25-40
БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 241(092)
DOI: 10.24412/2309-5164-2023-1-25-40
Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина)
Игнатьев Андрей Леонидович, Костромская духовная семинария, кафедральный собор прав. Прокопия Устюжского, г. Великий Устюг, Россия [email protected]
Аннотация. Процесс становления русского богословия складывался на протяжении нескольких исторических периодов. В Синодальную эпоху, на протяжении XXVIII - нач. XX вв. происходила стагнация теологического развития, обусловленная, главным образом, колоссальным влиянием западной науки на образ мышления представителей духовенства и интеллигенции Российской империи. После октябрьской революции 1917 г. начинается новая эпоха существования Русской Церкви в условиях агрессивного давления как на церковную институцию, так и, непосредственно, самих верующих. Однако, даже в условиях неблагоприятных, для дальнейшего существования, вся полнота Православной Церкви в России несла подвиг свидетельства о вере Христовой. Одним из самых ярких примеров такого рода является жизнь, деятельность и литературно-богословское наследие выдающегося иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Михаила (Мудьюгина), который внёс огромный вклад в деятельность восстановления русской богословской мысли, приведение её к православных истокам. В статье предпринимается попытка анализа богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина). Приводится систематизация его трудов и разъясняется их направленность в деле возрождения традиции русского православного богословия.
Ключевые слова: Церковь, спасение, сотериология, вера, любовь, Евхаристия, диалог, Таинства, синтез, познание
© Игнатьев А.Л., 2023.
Иерей Андрей Игнатьев клирик кафедрального собора Праведного Прокопия г. Великий Устюг, выпускник КоДС 2022 года /
Priest Andrey Ignatiev, cleric of the Cathedral of the Righteous Procopius of Veliky Ustyug, graduate KoTS 2022
Для цитирования: Игнатьев А. Л., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25-40 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-1-25-40
THEOLOGICAL STUDIES
Scientific article
The Theological Legacy of Archbishop Michael (Mudyugin)
Ignatiev Andrey Leonidovich, Kostroma Theological Seminary, the Cathedral of Rights. Prokopia of Ustyuzhsky, Veliky Ustyug, Russia [email protected]
Abstract. The process of Russian theology formation was taking shape over several historical periods. In the Synodal era, during the XXVIII - beginning of the 20th century, there was a stagnation of theological development, mainly due to the enormous influence of Western science on the way of thinking of representatives of the clergy and intelligentsia of the Russian Empire. After the October Revolution of 1917, a new era of the existence of the Russian Church began under aggressive pressure both on the church institution and, directly, on the believers themselves. However, even in unfavorable conditions for further existence, the entire fullness of the Orthodox Church in Russia bore the feat of testifying to the faith of Christ. One of the most striking examples of this kind, is the life, work, literary and theological heritage of the outstanding hierarch of the Russian Orthodox Church -Archbishop Mikhail (Mudyugin). He made a huge contribution to the restoration of Russian theological thought, bringing it to its Orthodox origins. The article attempts to analyze the theological heritage of Archbishop Mikhail (Mudyugin). The systematization of his works is given and their orientation in the revival of the tradition of Russian Orthodox theology is explained.
Keywords: Church, salvation, Soteriology, faith, love, Eucharist, dialogue, Sacraments, synthesis, cognition
For citation: Ignatiev A. L., priest. The Theological Legacy of Archbishop Michael (Mudyugin) // Ipatievsky vestnik. 2023. № . 4. Р. 25-40 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-1-25-40
БОГОСЛОВИЕ в России, как наука, имеет уникальный исторический характер пути своего развития, что обусловлено множеством разнообразных как социально-экономических, так и политических факторов. Точкой зарождения богословской мысли является Крещение Руси. В первоначальный период истории Русской Церкви, корпус богословской литературы составляли, преимущественно, переводные сочинения восточных христианских авторов. В дальнейшем, с сер. XII в., появляются отечественные сочинения апологетического и нравственного характера, что было обусловлено активной антилатинской и антиязыческой полемикой. Отдельные произведения посвящались
определённым теологическим аспектам, однако выраженный догматический характер, богословская литература стала приобретать лишь после начала автокефального существования Русской Церкви в 1448 г.
Однако, было бы весьма опрометчиво утверждать, что в России богословие не имело должного развития. После октябрьского переворота 1917 г. в связи с неблагоприятной обстановкой для бытия Церкви в СССР, обусловленной антирелигиозной политикой новых властей, инициировавших масштабные гонения на Русскую Церковь, вектор теологического развития был перенесён в Русское церковное зарубежье. В то же самое время, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки ликвидации Русской Церкви как общественного института, в СССР была сохранена богословская традиция, а в послевоенные годы, началось постепенное развитие в рамках межконфессиональной деятельности в формате диалога с представителями западных инославных исповеданий. Активное участие в деле восстановления богословской мысли в России принимал видный иерарх архиеп. Михаил (Му-дьюгин), который придал русской богословской мысли качественно иное направление деятельности.
В связи с последним, актуальность исходит из того факта, что архиеп. Михаил в ходе своей теологической и литературной деятельности отказался от теологического импорта, привнесённого духом развития ХУШ-Х1Х вв. в результате тесного взаимодействия с представителями западного инослав-ного духовенства и интеллигенции, и сосредоточил своё внимание на развитие отечественных подходов в указанной области. А потому, литературное наследие данного иерарха и публициста представляет собой исключительный интерес.
Целью написания данной статьи является попытка анализа богословских трудов архиеп. Михаила (Мудьюгина). Собственно, указанная цель проистекает из того факта, что литературно-богословское наследие указанного иерарха является малоисследованной областью.
Предваряя непосредственное обозрение обширного теологического материала, следует указать основные вехи жизни выдающегося иерарха Русской Православной Церкви.
Архиеп. Михаил (в миру — Михаил Николаевич Мудьюгин), родился в Санкт-Петербурге 30 апреля (12 мая по новому стилю) 1912 г. в семье статского советника, Николая Алексеевича и Веры Николаевны Мудьюгиных. Отец вел трудовую деятельность в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг, мать занималась воспитанием детей. Помимо Михаила в семье было ещё два сына: Владимир, который изучал инженерию и музыку, и Юрий — на-
Фото 1. Архиепископ Михаил (Мудьюгин)
чавший освоение программы актерского мастерства, однако, впоследствии, резко поменял свой карьерный путь — стал юристом-криминалистом.
Начальное образование получил дома под непосредственным руководством бабушки и своего старшего брата Владимира. С 1924 по 1929 гг. — получал общее образование в 106-м лицее г. Ленинграда. В 1930-1933-х гг. — в Институте иностранных языков Ленинградского университета. В это же время, 29 января 1930 г. последовал первый арест Михаила Мудьюгина, бывшего членом молодёжного кружка по изучения Евангелия, организованного лютеранским пастором д-ром Куртом Муссом. Заключение длилось до осени 1930 г., когда 21 сентября будущий архиепископ был освобождён. Вторичный арест последовал в январе 1935 г., после кратковременного лишения свободы, семье Мудьюгиных было вынесено предписание покинуть Ленинград в течение 3-х суток, причиной было отсутствие регистрации.
В 1946 г. получил второе высшее образование — окончил энергетический факультет заочного института металлургии. В октябре 1953 г., Михаил Николаевич окончил аспирантуру при Институте Котлотурбина. Процесс обучения происходил параллельно с трудовой деятельностью различного характера: как в Ленинградской области1, так и за её пределами2. С 1959 по 1964 г. последовало обучение на заочном секторе Ленинградских духовной семинарии и академии. В 1972 г. после успешной защиты магистерской диссертации, еп. Михаилу (Мудьюгину) была присвоена категория магистра богословия.
Начало непосредственной церковно-преподавательской деятельности архиепископа датируется 1958 г., когда после увольнения из Горного института, 21 сентября преосвященным Гавриилом (Огородниковым), еп. Вологодским и Череповецким, Михаил Николаевич Мудьюгин был хиротонисан до диаконы, а уже через неделю последовало рукоположение в иереи с зачислением в клир кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Вологды. После смерти супруги — Дагмары Александровны Мудьюгиной в 1963 г. через 3 года — 4 ноября 1966 г. последовала епископская хиротония, Таинство было совершено преосвященным Никодимом (Ротовым), митр. Ленинградским и Новгородским с сонмом архиереев в кафедральном Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры с последующим назначением в Тихвин. После отстранения от должности ректора Ленинградских духовных школ в 1968 г. переведён на Астраханскую кафедру. В 1977 г. по благословению патр. Алексия I еп. Михаил (Мудьюгин) был удостоен сана архиепископа. В 1979 г. последовал перевод на Вологодскую и Великоустюжскую кафедру.
Отправной точкой педагогической деятельности архиеп. Михаила (Мудьюгина) стал 1933 г., когда после окончания Института иностранных языков, он вместе со своей супругой Дагмарой Александровной, в силу объективных обстоятельств — предписания властей покинуть Ленинград из-за отсутствия
1 Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000): музыкант, полиглот, инженер и богослов. СПб., 2015. С. 36.
2 Августин (Никитин), архим. Крутой маршрут архиепископа // НГ-Религии. 2.03.2005. [Электронный ресурс]. — URL: http://religion.ng.ru/people» 2005-03-02/4_ route.html (Дата обращения: 17.08.2022)
регистрации, перебрался в пос. Верхняя Губаха на Урале, где по причине дефицита кадров стал преподавать немецкий язык1, а также математику, химию и биологию. Затем, в 1947 г. последовало возвращение в Ленинград, где началась трудовая деятельность на 7-м ЛГЭС старшим инженером в отделе капитального строительства, а в период с 25 июня 1948 г. по 5 ноября 1954 г. — в качестве младшего научного сотрудника и старшего инженера в Центральном котельно-турбинном научно-исследовательском институте им. И. И. Ползунова. После ухода с прежней должности, в 1954 г. он начал трудиться в качестве преподавателя теплотехники в Ленинградском горном институте (в 1956 г. было присвоено звание доцента).
Преподавание в Ленинградских духовных школах началось в 1964 г., когда будучи ещё студентом он замещал прот. Ливерия Воронова на должности преподавателя латинского языка2. Затем, уже будучи священником, вел занятия по древним языкам и основному богословию. В 1965-1966 гг. — прот. Михаил Мудьюгин становится деканом факультета африканской молодёжи.
Начиная с 1967 г., с освобождением от обязанностей декана начинается активная внешнецерковная деятельность, еп. Михаила (Мудьюгина), прежде всего в различных конференциях и встречах с непосредственным участием в них представителей западных христианских исповеданий. Так, в феврале 1967 г. он вошёл в состав делегации, отправленной для участия в работе конференции «Арнольдсхайн III», посвящённой межцерковному и богословскому диалогу между Православной Церковью и лютеранами, проходившей в Оденвальде (Германия). А с 17 по 23 марта 1968 г. по распоряжению митр. Никодима еп. Михаил и прот. Иоанн Белевцев отправились в Загорск, для участия в конференции «Церковь и общество» в составе Комиссии по вере и церковной организации Всемирного совета церквей3.
Кроме внешней церковной деятельности, архиеп. Михаил принимал активнейшее участие во внутренней жизни Русской Православной Церкви. Например, он вместе с рядом других иерархов был противником ратификации постановления Архиерейского Собора 1961 г. о передаче управления приходами, их финансовыми и имущественными делами новоизобретённым органам — «двадцаткам».
После назначения в Вологду, архиеп. Михаил начал живую деятельность по восстановлению церковной жизни в Северной Фиваиде. При его активном участии открывались новые приходы, а в 1990 г. — возобновлён Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь и открыто Вологодское православное духовное училище. Одним из примечательных событий пребывания архиеп. Михаила на Вологодской кафедре является возвращение мощей прп. Феодосия
1 Августин (Никитин), архим. Крутой маршрут архиепископа // НГ-Религии. 2.03.2005. [Электронный ресурс]. — URL: http://religion.ng.ru/people»2005-03-02/4_ route.html (Дата обращения: 17.08.2022).
2 Палюлин Е., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин), Вологодский и Великоустюжский // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2011. № 44. С. 37.
3 Силуан (Никитин), иером. Предыстория богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии «Синап-пи» // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 163.
Фото 2. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) с первым курсом Санкт-Петербургской духовной академии. Будущий ректор КоДС священник Георгий Андрианов — второй слева, 1996 год.
Фото из личного архива ректора КоДС
Тотемского 29 апреля 1988 г. Помимо этого, началось открытие новых приходов в Вологде, Тотьме, Никольске, Ферапонтове, Минькове (Бабушкинский р-н, Вологодской обл.). Были канонизированы некоторые Вологодские святые, например прав. Николай (Рынин), количество существующих храмов увеличилось с 17 до 40, а количество духовенства почти в два раза (в начале деятельности в качестве правящего архиерея — 27 священников и 4 диакона).
В 1993 г. решением Священного Синода было на основании поданного прошения, архиеп. Михаил (Мудьюгин) был отправлен на покой. Местопребыванием владыки стал Санкт-Петербург, где он продолжал преподавать и служить в академическом храме. Периодически он посещает Вологду, Великий Новгород и Старую Руссу. Выдающийся иерарх, богослов и публицист архиеп. Михаил (Мудьюгин) мирно отошёл ко Господу 28 февраля 2000 г. и был погребён
на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
* * *
Как было указано выше, архиеп. Михаил (Мудьюгин) был не только выдающимся иерархом и педагогом, но также талантливым богословом и публицистом. Его обширное литературное наследие представляет собой уникальное явление для прошедшей эпохи, в силу того факта, что в условиях продолжающейся агрессивной антирелигиозной кампании со стороны советского государства, это был едва ли не единственный церковный деятель продолжавший дело христианской публицистики.
Основу или базис всего богословского наследия владыки составляет труд «Православное учение о личном спасении. Спасение как цель и как сос-
тояние», который является магистерской работой, т.е. полновесным научно-богословским исследованием. Данная диссертация была защищена архиеп. Михаилом в 1972 г. Стоит пояснить, что степень магистра в то время была почти идентична степени доктора богословия, а потому давалась достаточно редко. Успешная защита диссертации на соискание степени магистра богословия свидетельствует о высоком уровне эрудиции автора.
Стоит отметить, что указанное исследование представляет собой уникальное явление, поскольку в известном смысле, отходит от классического понимания работ подобного рода. Так, повествование ведётся от 1 лица ед.ч., синтаксические конструкции имеют упрощённый вид, приводится богатый культурологический, этнографический, педагогический и филологический материал, сведения из различных отраслей научного знания, таких как психология, история, языкознание и т.д.
Основную канву труда составляет раскрытие понятия «спасение» (аохпр1а) как явления и жизненного процесса, который протекает внутри человека. Основная черта — отход от схоластичности, т.е. от энциклопедического изложения и механического разбора проблемы. Труд состоит из нескольких частей, имеющих между собой стройную логическую связь.
В первом разделе книги архиеп. Михаил объясняет «Понятие о спасении». Автор внимательно изучает семантику, многозначность слова «спасение», и конкретное значение, важное для всех людей.
Фото 3. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в день 85-летия на уроке со вторым курсом Санкт-Петербургской духовной академии. Будущий ректор КоДС священник Георгий Андрианов — первый справа в верхнем ряду, 1997 год. Фото из личного архива ректора КоДС
Второй раздел книги имеет название «Спасение как цель» и состоит из 4-х глав, в которых последовательно раскрываются: негативное понятие «страх Божьего наказания»; положительное — «надежда на Божье возмездие» в качестве стимулов для выработки морального поведения и духовного развития христианина в целях достижения состояния обожения. Однако, необходимость выстраивания христианской жизни в соответствие с указанными установками не является основой спасения в подлинном смысле слова, поскольку единственным Источником спасения является Сам Бог как Высшее Благо. Следовательно, базисом спасения от разрушительных последствий искажения грехом человеческой природы, является непоколебимая вера в Господа Иисуса Христа, которая вместе с надеждой и доброй волей или желанием самого человека, в конечном итоге приведёт к соединению с Богом. На основании указанных рассуждений, весь процесс спасения сводится к взаимодействию компонентов триады — Слово, которое имеет силу просвещать; людей, воспринимающих Благодать; и веру, которая есть двигатель человеческого существа к Своему Творцу как Подателю жизни. В то же самое время Творец как Высшее Благо имеет постоянную надежду на спасение мира. Из чего явствует что, спасение есть не просто акт во времени, но и принцип бытия, доступный каждому желающему обрести Бога1.
Ещё одним немаловажным моментом является наличие понятия «субъективная сотериология», поясняя которое архиеп. Михаил вводит в местоимение 3 лица ед. ч., с той целью, чтобы обособить человека от Бога в отношении природы, но не лишить его возможности соединиться со своим Создателем в будущем2.
Третий раздел книги «Спасение как Царство». В 4-х главах этого раздела архиеп. Михаил постепенно раскрывает концепцию святости, утверждая, что она может быть достигнута в рамках земной жизни. Более того, в тексте содержится утверждение декларативной формы — святость есть нормальное состояние христианина.
В целом, весь фокус внимания в данном труде нацелен на раскрытие понятия «спасение» в рамках целостного подхода, учитывающего анализ деятельности, как Бога, так и человека в деле спасения, т.е. их синергию. Однако, ни при каких условиях спасение немыслимо вне Христа: «Благодать не есть нечто, без чего можно обойтись; Она необходима для спасения. Это прежде всего относится к объективной благодати спасения, совершенного Иисусом Христом. Указание на Иисуса Христа, как на единственный путь и возможность спасения, изобилует на страницах Нового Завета. Так, Ангел еще до рождения Христа возвестил Иосифу, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21). Сам Спаситель категорически заявлял о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит у Отцу как только через Меня» (Ин. 14: 6)»3. Резюмируя, следует отметить качественно иной подход к объяснению характера цели всей христиан-
1 См.: Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв.: Т. 1. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. С. 95.
2 См.: Михаил (Мудьюгин) архиеп. Православного учения о личном спасении: Спасение как цель и как состояние. СПб.: Сатис, 2010. С. 111.
3 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Православное учение о личном спасении. Спасение как процесс. СПб.: «Сатисъ», 2012. С. 76.
ской веры, а именно — целостный и многогранный подход с позиции не только богословия, но и христианской философии, отсутствие намёков на сциентизм исследования, что в некотором роде, является новаторством в сфере теологии, по сравнению с предыдущими столетиями христианской мысли. А потому, данное произведение представляет собой сферу не только и не столько догматическую, а христианское богословие в целом.
Другим полновесным трудом именно догматического характера является «Введение в основное богословие». Данная книга была написана архиеп. Михаилом для студентов Ленинградских духовных школ, но в общем плане, она представляет собой пособие для подготовки будущих пастырей. Стилистика труда, его структура и синтаксис, во многом походят на характеристики «Православного учения о личном спасении». Повествование носит дедуктивный характер, помогающий выстроить мысль, так, чтобы привести её в вид последующих друг за другом суждений, т.е. цепь, где каждый элемент имел бы причинно-следственную связь с прочими. Кроме всего прочего, данное пособие нацелено на стимуляцию повышения как обще-культурного, так и богословского уровня обучающихся: «Анализируя содержание наименования нашей дисциплины, мы видели, что она изучает прежде всего истины, являющиеся основой и объектом религиозного переживания. Так, рассмотрение сущности религии немыслимо без применения психологического анализа, а ее происхождения — без привлечения обширного исторического материала; проблемы богопознания требуют синтеза данных религиозного опыта (эмпирики), обобщаемого и дедуктируемого в направлении, указываемом Откровением»1.
Помимо догматики, архиеп. Михаил уделял большое внимание и сакрамен-тологии. Так, у него имеется ряд трудов, в которых подробно рассматривается богословие Святой Евхаристии: «Евхаристия и единение христиан», «Евхаристия как Новозаветное приношение», «Евхаристия по учению Православной Церкви» (доклад на Втором Православно-Реформатском собеседовании в Ленинграде в октябре 1976 г.), «Евхаристия и священство», «Евхаристия по учению Православной Церкви». По своей сути, данные работы представляют собой доклады с тех межхристианских встреч, в которых он участвовал на протяжении многих лет2. Основная тема всех указанных трудов и публикаций одна — отношение христианина к этому величайшему Таинству и его место в жизни Церкви. Вместе с тем, владыка отвергает крайности, которые, по его мнению, могут привести к неадекватному восприятию Евхаристии, т.е. магизму и патологическому мистицизму. Так он, подвергал критике концепцию Евхаристической экклезиологии, говоря, что само понятие Церкви намного шире и глубже понятия Евхаристии. Данный тезис он подтверждал тем фактом, что присутствие Церкви, а точнее Благодати Божией, бывает не только в Евхаристии, но также
1 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Введение в основное богословие [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.rU/otechnik/Mihail_Mudyugin/vvedenie-v-osnovnoe-bogoslovie/#0_4 (Дата обращения 20.08.2022).
2 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия и священство // Богословские труды. 1980. № 21. С. 103.
и в других Таинствах, которые также содействуют спасению человека1. То есть, церковная полнота Благодати не исчерпывается только одной лишь Литургией, но присутствует также и в других священнодействиях, при этом следует понимать, что в данном случае колоссальная роль Святой Евхаристии ни в коем случае не умаляется, но лишь делается акцент на правильном или адекватном религиозном восприятии Таинства (AoYÍтфoAm:pía).
Именно на такого рода подходах, т.е. на обосновании и адекватной аргументации строятся труды и по сравнительному богословию. Как правило, их основной формой также являются доклады, сделанные в ходе совместных заседаний или конференций с представителями духовенства и теологов западных христианских исповеданий. Так, в журнале «Богословские труды» за 1973 г. был опубликован обширный ряд докладов, тезисов, текстов речей участников богословской межхристианской конференции «Арнольдсхайн — IV», состоявшейся в 1969 г. в Германии. Одной из тем на данной конференции стал анализ 3-й главы Евангелия от Иоанна, а также 6-й главы послания Апостола Павла к Римлянам. Архиеп. Михаил (Мудьюгин) выступил с речью, в которой максимально скрупулёзно была обрисована вся экзегетическая проблема и пути её решения. В своем докладе он подчеркнул, что Евангелие от Иоанна, а в особенности третья глава, является источником основных догматов и вероучительных положений христианской веры, а равно и основной направленности веры — метаморфозы человеческого существа через духовное обновление: «.. .истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия <.> если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 3;5). Владыкой сделан акцент на ту традицию, которая рассматривает Крещение не только как обязательное условие для спасения души, но и как начала новой жизни, качественно иной по отношению к общепринятым моделям миросозерцания2.
В 1981 г. в рамках подготовки к очередной лютеранско-православной встречи в рамках межхристианского диалога, архиеп. Михаилом была написана статья, в которой затрагивается тема нравственного идеала или подражания Христу в своей жизни. Впоследствии, на основе статьи был подготовлен оригинальный доклад, формат которого был максимально приближен владыкой к форме проповеди. Когда архиеп. Михаил выступал, то им было приведено чрезвычайно обильное количество цитат из Священного Писания, а также святоотеческих памятников литературы. При этом акцент был смещён с собственно типологической, на нравственную сферу в рамках затрагиваемой про-блемы3.
В 1982 г. состоялась конференция на встрече профессорско-преподавательского корпуса МДА с делегацией Совета Евангельской церкви в Германии,
1 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви // Богословские труды. 1980. № 21. С. 71.
2 Михаил (Мудьюгин), еп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна // Богословские труды. 1973. № 10. С. 102.
3 См.: Михаил (Мудьюгин), еп. Евхаристия как новозаветное приношение // Богословские труды. 1973. № 11. С. 164.
архиеп. Михаилом был сделан доклад на тему понятия веры в богословии св. ап. Павла. Автор указал на то, что в Послании к Евреям содержится двоякое определение веры. В первом случае, она есть состояние человеческого духа, во втором — выражение стремления к объекту ориентированной любви. Следовательно, одно из них, в сущности, отражает собственно веру в бытие Божие, т.е. признание факта наличия, а другое — эсхатологическое ожидание Спасителя, как завершающего аккорда всей человеческой истории и последующего воздаяния во время Его Второго Пришествия Спасителя (парусия). Оба вектора одного понятию идут параллельно и соединяясь, способствуют достижению состояния оправдания и спасения1.
Ещё одной доминантой в ходе межконфессиональных встреч был тема мира. Реакция на её отражение со стороны архиеп. Михаила имеется во многих докладах. Например, опубликованные в Журнале Московской Патриархии материалы ^ой Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей в Найроби, Пятого богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии и т.д.
Другим направлением внешнецерковной деятельности была полемика с представителями западных христианских исповеданий по ряду догматических и нравственных вопросов. Осуществлением встреч подобного рода, была яркая дискуссия с католическим теологом доктором Гансом Кюнгом, профессором Тю-бингенского университета. Основной темой для обсуждения явились масштабные реформы, инициированные в ходе эпохального события — II Ватиканского собора 1962-1965 гг. Основной вопрос, в рамках которого происходила дискуссия сводился к осмыслению понятия священства. Архиеп. Михаил, полемизируя с Г. Кюнгом, создателем концепции «нового богословия священства», и рассуждая об одном из основных свойств Церкви — непогрешимости, указывает на то, что вся разница сводится лишь к определению границ, в рамках которых она может быть выражена. В Православии носителями непогрешимости являются Вселенские Соборы. В римо-католицизме после I Ватиканского собора, догматом непогрешимости вводится новая инстанция в лице римского понтифика2, что в сущности, противоречит всему многовековому опыту Церкви как конгломерации людей, объединённых одной верой в универсального Искупителя. Кюнг в свою очередь апеллировал к неотделимости харизмы и священства в первых христианских общинах. Архиеп. Михаил, в свою очередь, указывал на то, что как Христос, так и апостолы никогда не отрицали иерархическое устроение Церкви, которое шло параллельно с харизматическим устроением3.
Помимо докладов и речей имеется несколько полноценных исследовательских работ по истории западных христианских исповеданий и сравнительному богословию. Наиболее яркая из них — «Реформация XVI в. как церковно-историческое явление».
1 См.: Михаил (Мудьюгин), архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 12. С. 125.
2 Мудьюгин М., свящ. Состояние Римско-Католической экклезиологии к началу Второго Ватиканского Собора: курсовое сочинение. Ленинград, 1964. . 121.
3 Там же. С. 123.
Что же касается экзегезы Священного Писания, то в данной сфере архиеп. Михаил скорее популяризировал или комментировал труды предшественников, однако в присущей ему манере. При этом, на содержание выпускающихся статей накладывался характерный отпечаток эпохи тотального идеологического давления со стороны партийного аппарата СССР — акцент на миротворчество, как основное направление государственной политики.
Примером такого рода, является вышедшая в 1962 г. статья, которая по своей сути была рецензией, а не исследованием по библеистике, на книгу прот. Льва Липеровского «Чудеса и притчи Христовы», то есть имевшая преимущественно описательно-аналитический характер. Автор, в целом, даёт высокую оценку книге, и отмечает, что она служит прекрасным пособием для ознакомления с библеистикой лиц, впервые начинающим ознакомление и работу со священными текстами. Вместе с тем, в то же самое время приводится ряд замечаний методологического характера: касательно избыточного использования приёма параллелизма, сегментирования информации при рассмотрении притчи о талантах в Евангелиях от Матфея и Луки1.
В общих чертах, подобная публицистика имеет ряд характерных черт: тема миротворчества, акцент на морально-этическую и нравственно-психологическую стороны рассматриваемых явлений.
Рассматривая литературно-публицистическую деятельность архиеп. Михаила (Мудьюгина) стоит обратить внимание на универсальность всего творчества этого иерарха. В силу многогранного развития своей личности, владыка проявляет себя и как специалист в области догматики, сравнительного богословия, экзегетики, и в то же время в сфере языкознания, культурологии, этнографии, педагогики и психологии. Так, имеются работы в области патрологии — «Истина Креста и Воскресения и ее отражение в творениях св. Афанасия Александрийского», экзегетики — «Комментарии к 3-ей главе Евангелия от Иоанна», пастырскому богословию — «Апостоличность Церкви, священство и пастырское служение в свете Божественного откровения» (доклад прочитан в Германии). Имеется большое количество проповедей, наиболее яркие из которых: проповедь в Неделю о мытаре и фарисее (1966 г.), «На Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных» (1977 г.), «В день Покрова Пресвятой Богородицы» (1978 г.), «В неделю 23-ю по Пятидесятнице» (1979 г.).
Кроме того, архиеп. Михаил (Мудьюгин) — замечательный педагог и катехизатор. Его стиль имеет неподражаемый характер, сочетающий в себе великолепный стиль повествования, педагогическое влияние и пастырскую заботу. Так, например, в статье, под названием «Сущность духовной жизни», владыка говорит о любви следующие слова: «Когда говорят о любви, обычно имеют в виду межчеловеческие отношения. Именно их имел в виду и Христос, когда говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35), но как на самое великое, самое спасительное и са-
1 Мудьюгин М., свящ. Протоиерей Лев Липеровский. Чудеса и притчи Христовы. Издание Западноевропейского Экзархата Московской Патриархии. Париж, 1962 // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 9. С. 79-80.
мое счастливое переживание и состояние души Христос указывал на любовь к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37). Именно этой, известной уже через Моисея (Втор. 11: 5) заповеди Христос придал новое, полное, всеобъемлющее звучание, доминирующее над всем многообразием человеческих побуждений, устремлений и действий. Основанием и побуждением любви к Богу как к источнику добра и правды является Его любовь к людям, открывшаяся в приходе в мир Сына Божия Иисуса Христа: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4: 19). И доказывать, что любовь, составляющая сущность христианской веры, является высшим благом, так же излишне, как доказывать, что солнце дает свет и тепло, что цветок красив, что радость лучше, чем горе»1.
* * *
Таким образом, творчество архиеп. Михаила (Мудьюгина) представляет собой исключительное, с точки зрения уникальности, явление. Мы имеем дело не со схоластической компилятивностью некоторых доктринальных истин, а с желанием нести людям живое слово, которое бы отвечало запросам современников. Прежде всего, здесь имеется ввиду способность разговаривать с читателями в рамках понятийного аппарата настоящего времени, а не с помощью устоявшихся в церковной среде клише. Такое стало возможным благодаря неповторимому сочетанию высокой эрудиции, интеллигенции и простоты. Труды архиеп. Михаила имеют в связи с последним непреходящую ценность, поскольку отвечали запросам той временной эпохи в которую жил и трудился этот замечательный иерарх.
Основными чертами творчества архиеп. Михаила (Мудьюгина) являются:
— обширный фактологический материал, который позволяет читателю обратиться к первоисточникам мыслей и суждений автора. Сюда входят сведения из различных областей: лингвистика, этнография, история, психология, педагогика, философия и естествознание;
— доступность, выражающаяся в лёгкой необременительной подаче информации посредством несложных синтаксических конструкций и использовании ресурсов общеизвестного лексикона, а не узкоспециализированной терминологии. Диалог как форма повествования, что позволяет читателю самостоятельно сделать необходимые выводы из прочитанного текста;
— эстетичность, которая преследует целью заинтересовать читателя посредством различных литературных приёмов и форм: эпитетов, сравнений, аллегорий, перифразов, риторических вопросов и восклицаний. Отсутствием вульгаризмов и тавтологии, научной сухости излагаемого материала;
— ирония, которая уместно и органично вписывается в общую канву повествования. Так, в труде «Введение в основное богословие» в I главе «Сущность религии» приводится опровержение широко известного материалистической
1 Михаил (Мудьюгин), архиеп. // Сущность духовной жизни [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/sushhnost-duhovnoj-zhizni/ (Дата обращения 20.08.2022).
формулировки данного термина, в следующих словах: «"Религия — опиум для народа". Этим образным определением хотят сказать, что религия преподносится народу кем-то, кому это выгодно, как средство его одурманивания (Betаubungsmittel), т. е. погружения в состояние, сопровождаемое приятными, но иллюзорными, не имеющими реальных оснований и притом вредными переживаниями. Определение ложно, а примененный в нем образ неудачен по ряду причин: опиум — природный продукт, и его упоминание в определении само по себе опровергает цели упоминания: если религию сравнивать с природным продуктом, значит, она не изобретена как нечто искусственное, чуждое человеческой природе, а свободно произрастает в душе человека и в обществе как нечто им присущее»1;
— апологетичность, при всём многообразии своей деятельности неизменным качеством всех без исключения произведений архиеп. Михаил полагал именно этот вектор. Как было указано прежде, в примере с иронией, приём такого род был уместен в силу актуальной проблемы агрессивного идеологического давления на мировоззрение человека в советском государстве. То есть, у него имеется апологетическая предпосылка в контексте реалий указанного исторического периода;
— уместность, наличие которой является показателем незаурядного таланта и глубины мышления автора.
Что же касается характера структуры, то, каждая работа следует чёткой схеме:
— общие моменты — направленность, определение терминов и общих предпосылок;
— изложение евангельского взгляда на предмет и многочисленные святоотеческие комментарии и максимы, освещающие различные оттенки и широту взглядов;
— дополнительные сведения — в случае необходимости, владыка приводит мнения католических и протестантских теологов с той целью, чтобы оттенить православную позицию по изучаемому вопросу. Предоставляются данные из различных областей научного знания: психология, филологии, истории, культурологии и т.д.
Таким образом, в качестве резюме к творчеству архиеп. Михаила (Му-дьюгина) стоит отметить его владение стилем, продиктованным не только и не сколько духом эпохи, но прежде всего внутренним стремлением к деятельной и аргументированной проповеди христианства, что, в конечном счёте, является абсолютно нормальным состоянием каждого христианина, вне зависимости от социального статуса, имущественного положения, пола или возраста. Решающим является только единственный критерий—желание познать Истину.
1 Михаил (Мудьюгин), архиеп. // Введение в основное богословие [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.rU/otechnik/Mihail_Mudyugin/vvedenie-v-osnovnoe-bogoslovie/#0_4 (дата обращения 21.08.2022).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. — 1337 с.
2. Августин (Никитин), архим. Крутой маршрут архиепископа // НГ-Религии. 2.03.2005. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religion. ng.ru/people» 2005-03-02/4_ route.html (дата обращения: 17.08.2022)
3. Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000): музыкант, полиглот, инженер и богослов. СПб., 2015. — 144 с.
4. Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/ vvedenie-v-osnovnoe-bogoslovie/#0_4 (Дата обращения 20.08.2022).
5. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 12. С. 55-57.
6. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия и священство // Богословские труды. 1980. № 21. С. 67-68.
7. Михаил (Мудьюгин), еп. Евхаристия как новозаветное приношение // Богословские Труды. 1973. № 11. С. 164-173.
8. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви // Богословские труды. 1980. № 21. С. 71-89.
9. Михаил (Мудьюгин), еп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна // Богословские труды. 1973. № 10. С. 102-109.
10. Михаил (Мудьюгин) архиеп. Православное учение о личном спасении: Спасение как цель и как состояние. СПб.: Сатис, 2010. — 221 с.
11. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Православное учение о личном спасении. Спасение как процесс. СПб.: Сатис, 2012. — 224 с.
12. Мудьюгин М., свящ. Протоиерей Лев Липеровский. Чудеса и притчи Христовы. Издание Западноевропейского Экзархата Московской Патриархии. Париж, 1962 // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 9. С. 79-80.
13. Мудьюгин М., свящ. Состояние Римско-Католической экклезиологии к началу Второго Ватиканского Собора: курсовое сочинение. Ленинград, 1964.
14. Михаил (Мудьюгин) архиеп. Сущность духовной жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/sushhnost-duhovnoj-zhizni/ (Дата обращения 20.08.2022).
15. Палюлин Е., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин), Вологодский и Вели-коустюжский // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2011 № 44. С. 37-54.
16. Силуан (Никитин), иером. Предыстория богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-люте-ранской Церкви Финляндии «Синаппи» // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 163-177.
17. Шкаровский М. В Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв.: Т. 1. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. — 480 с.
REFERENCES
1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. M.: Ros-siyskoye Bibleyskoye Obshchestvo, 2000. — 1337 s. (In Russian).
2. Avgustin (Nikitin), arkhim. Krutoy marshrut arkhiyepiskopa // NG-Religii. 2.03.2005. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://religion.ng.ru/people» 2005-03-02/4_route.html (data obrashcheniya: 17.08.2022). (In Russian).
3. Kostromin K., prot. Arkhiyepiskop Mikhail (Mud'yugin) (1912-2000): muzykant, poliglot, inzhener i bogoslov. SPb., 2015. — 144 c.
4. Mikhail (Mud'yugin) arkhiyep. Vvedeniye v osnovnoye bogosloviye [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/ vvedenie-v-osnovnoe-bogoslovie/#0_4 (Data obrashcheniya 20.08.2022). (In Russian).
5. Mikhail (Mud'yugin), arkhiyep. Vera v bogoslovii svyatogo apostola Pavla // Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. 1982. № 12. S. 55-57. (In Russian).
6. Mikhail (Mud'yugin), arkhiyep. Yevkharistiya i svyashchenstvo // Bogo-slovskiye trudy. 1980. № 21. S. 67-68. (in Russian).
7. Mikhail (Mud'yugin), yep. Yevkharistiya kak novozavetnoye prinosheniye // Bogoslovskiye Trudy. 1973. № 11. S. 164-173. (In Russian).
8. Mikhail (Mud'yugin), arkhiyep. Yevkharistiya po ucheniyu Pravoslavnoy Tserkvi // Bogoslovskiye trudy. 1980. № 21. S. 71-89. (In Russian).
9. Mikhail (Mud'yugin), yep. Kommentarii k 3-y glave Yevangeliya ot Ioanna // Bogoslovskiye trudy. 1973. № 10. S. 102-109. (In Russian).
10. Mikhail (Mud'yugin) arkhiyep. Pravoslavnoye ucheniye o lichnom spasenii: Spaseniye kak tsel' i kak sostoyaniye. SPb.: Satis, 2010. — 221 s. (In Russian).
11. Mikhail (Mud'yugin), arkhiyep. Pravoslavnoye ucheniye o lichnom spasenii. Spaseniye kak protsess. SPb.: Satis, 2012. — 224 s. (In Russian).
12. Mud'yugin M., svyashch. Protoiyerey Lev Liperovskiy. Chudesa i pritchi Khristovy. Izdaniye Zapadnoyevropeyskogo Ekzarkhata Moskovskoy Patriarkhii. Parizh, 1962 // Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. 1962. № 9. S. 79-80.
13. Mud'yugin M., svyashch. Sostoyaniye Rimsko-Katolicheskoy ekkleziologii k nachalu Vtorogo Vatikanskogo Sobora: kursovoye sochineniye. Leningrad, 1964. (In Russian).
14. Mikhail (Mud'yugin) arkhiyep. Sushchnost' dukhovnoy zhizni [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/ sushhnost-duhovnoj-zhizni/ (Data obrashcheniya 20.08.2022). (In Russian).
15. Palyulin Ye., prot. Arkhiyepiskop Mikhail (Mud'yugin), Vologodskiy i Ve-likoustyuzhskiy // Pravoslavnyy letopisets Sankt-Peterburga. 2011 № 44. S. 37-54. (In Russian).
16. Siluan (Nikitin), iyerom. Predystoriya bogoslovskikh sobesedovaniy mezhdu predstavitelyami Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi i Yevangelichesko-lyuteranskoy Tserkvi Finlyandii «Sinappi» // Khristianskoye chteniye. 2017. № 6. S. 163-177. (In Russian).
17. Shkarovskiy M. V. Sankt-Peterburgskiye Dukhovnyye shkoly v XX-XXI vv.: T. 1. SPb.: Izd-vo SPbPDA, 2015. — 480 s. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 26.09.2022; одобрена после рецензирования: 13.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.
The article was submitted 26.09.2022; approved after reviewing: 13.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.