УДК 947.1/9 (471.62) БУГАЙ Николай Федорович
Институт российской истории, Российская академия наук г. Москва, Россия
СТАНИЦА СТАРО-ТИТАРОВСКАЯ: РОД - ОБРАЗ. ДВА СТОЛЕТИЯ...
В статье предпринята попытка на основе выявленных архивных документов, воспоминаний событий прошлых времен восстановить историю родов, имевших многочисленные ответвления. Именно род играл большую роль в приумножении экономического и духовного потенциала в развитии регионов российской истории, советской государственности, последующего периода развития России. Заметными оставались в этом отношении роль и место казачьих войск как административной единицы. Они приумножали Славу Отечества. Многие из тех родов посвятили свои жизни военному делу и служению Отчеству. Участвовали во многих войнах как на территории России, так и за рубежом.
В современных условиях развития российской исторической науки, с учетом существующих новых методов исследования процессов развития государственности, имеются все условия, чтобы представить историю родов и многих из тех, кто творил эту историю на протяжении длительного времени. В данном случае решению этой задачи содействует привлечение просопографического метода исследования, применение которого как раз и позволяет представить все в объемном виде через биографии деятелей, воссоздавая во многом не только роль того или иного представителя рода, но и представление богатого информационного материала об этом периоде истории страны. На конкретном примере в публикуемой статье представлен род Образ, проживавший с начала XIX века и до сегодняшнего дня в станице Старотитаровской Черноморского (Кубанского) казачьего войска, в Северокавказском крае, в Краснодарском крае Российской Федерации. Были в этом роду и те, кто являлся истинными защитниками Отечества, и те, кто восстанавливал разрушенное народное хозяйство после Гражданской войны и победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, возрождая Советский Союз, Россию в разных сферах экономики, культуры, в решении организационных вопросов жизнеобустройства населения, в том числе российского казачества.
Большую роль сыграли представители многих родов, включая и казачьи, в приумножении духовного наследия страны. Выступая меценатами, они вносили ощутимый вклад в формирование системы здравоохранения, решение сложных проблем развития транспортных коммуникаций, развитие науки, просветительскую работу среди населения регионов проживания.
Неоценим их вклад в развитие государства, и это заслуживает признательности современного и последующих поколений.
Ключевые слова: казаки, род, государственность, Отечество, формирование, меценатство, просопографический метод, обычай, традиции, Россия.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-34-48
Nikolay F. BUGAY
Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences Moscow, Russia nikolay401 @yandex.ru
COSSACK VILLAGE OF STAROTITAROVSKAYA: ROD OBRAZ.
TWO CENTURIES
This article is an attempt on the basis of identified archival documents; the events of memories of past times to restore the history of childbirth had numerous branches. That kind of played a big role in the augmentation of the economic and spiritual potential in the development of regions of the Russian history of the Soviet state, the subsequent period of Russian development. Notable in this regard were the role and place of the Cossack armies as the administrative unit they have multiplied the glory of the Fatherland. Many of the genera have dedicated their lives to the service of military affairs and patronymic. We participated in many wars both in Russia and abroad. In modern conditions of development of Russian historical science, taking into account existing and new methods of investigation of the processes of development of statehood, there are all conditions to present the history of labor and many of those who worked on this story for a long time. In this case, the solution of this problem contributes to attracting prosopographic research method, the use of which just allows to present everything in bulk form through biographies figures, recreating many respects not only the role of a member of the genus, but the presentation of rich material in this period of history of the country. In a specific example, in the published paper presents an image of the race, who lived from the beginning of the XIX century to the present day in the village of Black Starotitarovskaya (Kuban) Cossack troops in the North Caucasus region, in the Krasnodar region of the Russian Federation. There were in this race, and those who are the true defenders of the fatherland, and those who restored the ruined national economy after the Civil War and the victory over Nazi Germany in the Great Patriotic War, reviving the Soviet Union, Russia in different spheres of economy, culture and organizational issues of population, including Russian Cossacks. The large role played by the representatives of many genera, including the Cossack, in augmentation of the spiritual heritage of the country. Speaking patrons, they have made a significant contribution to shaping the health care system, the solution of complex problems of development of transport communications, the development of science in educational work among the population in the regions. Invaluable is their contribution to the development of the state and deserves appreciation from both the contemporary and future generations.
Keywords: Cossacks, gender, state, fatherland, the formation, patronage, prosopographic method, custom, tradition, Russia
В современных условиях история как наука не может развиваться без сочетания с достижениями других отраслей гуманитарных наук, в частности социологии, политологии, этнографии, этнологии. Все это вызывает и всестороннее использование источников, и более широкое применение новых научных методов, например таких, как просопографический метод, позволяющий через личность пополнять знания о самой личности, ее месте и роли в разных событиях жизнедеятельности. Или такой метод, как имажинология, восприятие народов, восприятие личностей, расширение рамок понимания процесса формирования имиджа личности, ее иден-
тификации. Очень ценно обращение к такой дисциплине, как социология, которая помогает собранными сведениями обеспечить фактическое прогнозирование.
Регионоведы, краеведы в связи с этим имеют все основания, опираясь на известный про-сопографический метод исследования, воссоздать своеобразную галерею исторических портретов. Этот метод включает изучение определенных групп людей на основе их индивидуальных и биографических данных, рассмотреть основные направления проблем и в социальной сфере, и в сфере культуры и психологии человека.
Принципы просопографии достаточно просты. В какой-то мере мы можем сказать, что это по большей части один из способов исследования, нежели уникальный метод; попытка привести всю значимую биографическую информацию к систематизированному и однообразному виду.
По существу, просопография предлагает систему, позволяющую организовать недостаточно полную информацию таким способом, что она приобретает дополнительное значение и способна выявить связи и примеры влияния исторических процессов.
В данном случае автор стремится через показ автобиографий, конкретную деятельность лиц вовлечь в водоворот событий периода существования казачьего куреня, значившегося в числе первых куреней Черноморского казачьего войска, его известных и неизвестных политических и военных фигур (портретов), воссоздать «модель» казачьего рода по фамилии Образ.
Следует отметить, что в условиях современности это в большей степени характерно для зарубежной историографии. Не случайно такая форма изложения получила широкое распространение в частности в Германии, где воссоздана историческая память о многих родах немцев, внесших заметный вклад в духовной наследие германской нации.
В настоящей статье как раз и ставится цель, опираясь на просопографический метод исследования, имеющиеся архивные источники и воспоминания, передаваемые из уст родителей, рассмотреть эволюцию одного из родов куреня (станицы) Старо-Титаровской Черноморского (Кубанского) казачьего войска.
Моя мать - в девичестве Образ Варвара Петровна (1918 г.р.) -рассказывала, что в 11-летнем возрасте она проявляла интерес к своему роду и старалась выяснить, откуда возникла фамилия Образ. Тогда ее бабушка, женщина цыганских кровей, Анфиса Образ ей пояснила, что фамилию Образ носил не только ее прадед. Это род мог сформироваться от ветви Образов на Украине или в соседних с ней русских губерниях, откуда шел процесс заселения в конце XVIII в. территории р. Кубань; и прадед, и его братья прибыли в Титаровский курень из Тамани, куда казаки переселились по Указу Екатерины II из Запорожской Сечи. Потом это же повествование было передано матерью и мне.
Став историком, я, естественно, также проявил интерес к появлению рода Образ в станице Старо-Титаровской, бывшей казачьим куренем (с 1792 г.) и куренным поселением, а затем и казачьей станицей Старо-Титаровской. Вообще-то курень назывался Титаровский.
Таким образом, в 1792-1793 гг. для несения пограничной службы была создана Черноморская кордонная линия, простирающая от устья р. Лаба до низовьев р. Кубань на Таманском полуострове, и состояла она из ряда укреплений и постов, построенных на правом берегу р. Кубань.
Однако в связи с постоянными набегами черкесов на его территорию, беспрерывно учиняемыми ими грабежами и жестокими расправами над казачьими семьями, казаки куреня на сходе более чем 300 человек решили перебраться с места ныне существующей станицы Старо-Титаровской в места, отдаленные от границы с черкесами, на берега р. Понуры (1810 г.). Там казаками и был образован Ново-Титаровский курень. На месте бывшего куреня остались только 51 казачья семья. Эти события протекали в 1808 г.
Можно предположить, что где-то в период между 1810 и 1820-ми годами род Образ перебрался со станицы Тамань в куренное поселение Старо-Титаровское (с 1809 г.). Этот вывод имеет под собой обоснование. Дело в том, что в данных первой переписи казачьего населения Титаровского куреня на Кубани в 1797 г. фамилии Образ в списках казаков не значится. Однако в «Именном списке Войска Черноморского куреня Старотитаровского чинов и наличии казаков» за 1839 г. уже появляется и указание о проживании казаков по фамилии Образ на территории Старо-Титаровского куренного поселения. Сведения содержатся одновременно о нескольких казаках с такой фамилией.
Здесь, в курене, проживали братья Образы, Иван Макарьевич (1797 г.р.) и Михайло Макарьевич (1807 г. р.), со своими детьми, в частности Алексеем Ивановичем Образом (1820 г.р.), Василий Михайлович Образ. Старшее поколение было относительно грамотным. Братья занимали высокие должности в курене. Иван Макарьевич, по воинской части как лейб-гвардии унтер-офицер, был урядником, а в 1841 г. казаками станицы был избран атаманом Старо-Титаровской, сменив на этом посту унтер-офицера Максима Гриву (1839-1840 гг.). Атаман Об-
раз особое внимание уделял улучшению жизненных условий казаков станицы, воспитанию молодежи, сохранению традиций, строгому соблюдению положений Устава станичного казачества. Как свидетельствуют архивные документы, его надежными помощниками в этом деле выступали станичные судьи - Павел Бондаренко и Михайло Перелович.
Непосредственно в куренном поселении необходимо было наводить порядок. Требовалось, в первую очередь, искоренить имевшее место воровство. Особое распространение получило воровство строительного леса, по причине его постоянной нехватки. Этим было обеспокоено как гражданское управление, так и военное командование.
По данным названной переписи 1839 г., в Титаровском куренном поселении на Тамани было 106 казачьих и 117 офицерских домов, в которых проживало 373 человека. Еще 3 ноября 1839 г. было принято решение для пресечения этого негативного явления. С этой целью в решении предписывалось «иметь в ведении своем превосходную команду казаков» [Краснодарский краевой государственный архив (КК ГА). Ф. 249. Оп. 1. Д. 2839. Л. 2.]. Конкретные меры принимались как станичными атаманами - урядником Максимом Федоровичем Гривой (1840 г.), унтер-офицером Иваном Макарьевичем Образом (1841 г.), Трофимом Васильевичем Журахов-
ским (1842 г.), так и атаманом Темрюкского куренного поселения Кривоносом. В начале 1840-х
1
годов куренные поселения стали именовать станицами .
При этом отмечается, что в «Тытаривськом» (станице Старо-Титаровской) в 1841 г. числилось 369 казаков.
Возглавлял их в 1841 г. куренной атаман, унтер-офицер Иван Макарьевич Образ. Очень мало сохранилось в архивах исторических источников того времени. В связи с этим представляет определенную историческую ценность купчая на дом казака Иващенко Александра Леонтьевича, купившего подворье у казака Ф.Г. Мойсы, выданная атаманом унтер-офицером Иваном Макарьевичем Образом. В документе читаем: «1841-го февраля 27 дня я
нижеподписавшийся Войска Черноморского куреня Старо-Титаровского Федор Григорьевич Мойса дал сию купчую того же куреня казаку Александру Леонтьевичу Иващенко в том, что ему, Иващенку, продал, свой дом с половиною плана (земельного участка. - Н.Б.) за 150 рублей... в числе которых получить Мойсе от него, Иващенка, пятьдесят и сто рублей.».
Как явствует из дальнейшего содержания купчей, участвовавшие в феврале в сделке по продаже названного дома казаки были неграмотными.
На печати изображен двуглавый орел, как символ Российской империи, и текст «Куреня Старотитаровск. Черноморск. Войска печать»
Поэтому по их поручению купчая подписывалась другими грамотными казаками станицы, в частности Гавриилом Портным - «поставил свою подпись», а также вместо Иващенка по неграмотности «руку приложил казак Журавель», казак Мойса Козьма Александрович.
1 В исторической литературе понятие станица трактуется следующим образом: казачье поселение, административно-территориальная единица (и ее центр) в казачьих областях. В станицу входили хутора и поселки. Казачье население станицы составляло казачье общество, органом которого был станичный сбор (сход из домохозяев-казаков (с 1881 г. только выборных), на которых избиралось станичное правление (станичный атаман, его помощник и казначей) и станичный суд. Сбор распределял казачьи земли и повинности, заведовал общественным хлебным магазином и школой. Станичный суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела.
В итоге купчая была подписана атаманом станицы Иваном Образом и подтверждена его атамана «Куреня Старотитаровского Черноморского войска печать» с изображением двуглавого орла - символа Российской империи, которой атаман скреплял документы.
Все это свидетельствует о том, что казаки станицы соблюдали применявшееся российское законодательство, регулировавшее правовые отношения по вопросам собственности, а также отношения между казаками станицы.
Таким образом, изложенный материал позволяет сделать вывод, что структура казачьей станицы, в конечном счете базировалась на основополагающих принципах - территориально-административном и экономическом, позволявших сочетать военно-промысловый характер организации жизнедеятельности станичного общества с организацией исполнения воинского долга по охране южных границ. Такое сочетание как раз и было «в основе единой системы органов государственного управления и местного казачьего самоуправления».
В Краснодарском краевом архиве, в филиале Темрюкского историко-археологического музея (ст. Старотитаровская) имеются многие документы, свидетельствующие о работе представителей рода казаков Образ, как и других казачьих родов в станице [См.: ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 659. Л. 86; 4, с.153].
По архивным документам значится, что в разное время на территории Черноморского (Кубанского) войска и в станице проживали и вносили вклад в ее развитие: Образ Макарий, Образ Иван Макарьевич (1797), Образ Михаил Макарьевич (1807), Образ Савелий (1817), Образ Алексей Иванович (1820), Образ Иэлита Ивановна (1822), Образ Никита Иванович (1823), Образ Михаил Иванович (1825?), Образ Кирилл Иванович (1834), Образ Елизар Иванович (1837), Образ Мина Кириллович (1854?), казак Ейского полка 6-й Кубанской пластунской сотни, хорунжий штаба Кубанского казачьего войска Образ Вячеслав Никитович (1857), с 1914 г. член коллегии Темрюкского уездного по воинской повинности присутствия; приказный Образ Василий Михайлович (1855), Образ Иэлита Васильевна; сотник Образ Николай Васильевич (награжден орденом «Святого Георгия» в 1896 г., бронзовой медалью в память 1853-1856 годов, Серебряной медалью за походы, за службу на Кавказе), Образ Иван Васильевич, Образ Иван Иванович, Образ Римма Ивановна, урядник Образ Петр Васильевич, Образ Василий Петрович, Образ Варвара Петровна, Образ Александра Петровна, Образ Ефимия Петровна.
Кто же первым из атаманов управлял казаками в бывшем куренном поселении на станичном уровне? Как отмечается в документе, первым куренным атаманом теперь уже станицы Старо-Титаровской, на смену унтер-офицеру Ивану Образу, был избран в январе 1842 г. «козак Трофим Васильевич Жураховский» [См. ГАКК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 102. Л. 98 - 99]. Более того, здесь же читаем, что «число избирательных шаров составило 33, неизбирательных - 23. По нем кандидаты: унтер-офицер Иван Макаревич Образ (30-26), казак Кирилл Головня... Куренными судьями казаки: Павел Бондаренко (43-19), Михаил Перелович (38-18). По ним кандидаты казаки: Семен Скляр, Яков Ячменя, Дмитрий Гнида, Никифор Лоза.» [См. ГАКК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 102. Л. 98 - 99]. Это была элита станицы, руководящий состав атаманской управы на последующий период, то есть до новых выборов атамана.
Материалы свидетельствуют о том, что прежний атаман станицы унтер-офицер Иван Образ также выдвигал свою кандидатуру на новый срок атаманства, но по итогам голосования, как явствуют приведенные данные, в атаманы на сей раз, не прошел. Не был избран в атаманы и Кирилл Головня.
И в последующем со своими сослуживцами, в том числе и унтер- офицером Максимом Грива, и сменившим атамана Образа на его посту атаманом Трофимом Жураховским, они были признаны «собирателями» станицы, ратовавшими за постановку образования среди казачества, улучшение жизни казаков в суровом комарином крае. Именно на период правления атаманов Ивана Образа и Трофима Жураховского пришлось завершение реформирования Черноморского войска. Основой его становились три округа, в том числе Таманский, куда входили 20 бывших куреней с общим числом жителей 19 334 человека. Необходимо заметить, что, по данным А. Скальковского, именно в 1841-1842 гг. в Ново-Титаровской станице числилось 1 344 жителя, в Старо-Титаровской численность жителей возросла от 51 человека в 1810 г. до 369 человек в 1841 г., то есть более чем в семь раз. Многие из казаков, убывших в Титаровский курень на р. Понура, могли возвратиться обратно. С отселением жителей как бы было покончено. Следует заметить, что проводить эти преобразования им приходилось в крайне жестких условиях продолжавшихся нападений черкесов.
Авторитет первого атамана из рода Образ Ивана Макарьевича оставался тем не менее высоким. Не случаен и тот факт, что 31 октября 1884 г. 79 голосами казаков при трех воздер-
жавшихся он был утвержден депутатом для частных станичных сборов. Тогда это было свидетельством самого высокого доверия со стороны казаков станицы, признательности заслуг бывшего атамана и казачьего офицера.
Как отмечается в архивных документах, отдельные из станичных казаков были, в нашем понимании, ревнителями казачьей службы (атаман Иван Михайлович Перелович), другие -просветителями (Иосиф Кузьмич Цокуренко, Василий Образ и др.). Они в своей практике ставили целью просвещение казачьей молодежи, уход от консерватизма, корпоративного сознания, воспитание истинных патриотов России.
Очередная проверка численности казачьего населения, о чем свидетельствуют и «Ревизские сказки куренного поселения» (1823 г.), и сравнение данных с последующей переписью, позволяет представить те заметные изменения в жизни казачества, которые проходили в новых условиях проживания. В первую очередь, расширялись функции казачества по несению государственной службы, связанной с охраной границ Российской империи. По данным «Именного списка станиц, постов, батареек и поселений, состоявших в землях Черноморского казачьего войска», подготовленного в ноябре 1846 г., отмечалось, что в Титаровском курене (станице) насчитывается 146 дворов, в то время как в Ново-Титаровской станице, что на р. Понуре, уже было 524 двора» [ГА КК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1808. Л. 2]. Кстати, некоторые из Образов перебрались и на жительство в Ново-Титаровский курень.
Переселение в мае 1848 г. из Новозыбковского и Борзенского уезда Черниговской губернии около 2 000 семей на Кубань и увеличение числа жителей в Титаровском курене на р. По-нуре (который развивался самостоятельно, как отделившаяся от Титаровского куреня часть казаков), а также в Титаровском курене - на Тамани вызвало необходимость изменить название куреней: Титаровский курень на р. Понуре именовался Ново-Титаровским куренем (станицей), а бывший Титаровский курень на Таманском полуострове, затем куренное поселение, был переименован в станицу Старо-Титаровскую.
Казачество, особенно молодые офицеры стремились к совершенствованию своих знаний, пополнению образования. 19 января 1866 г. наказной атаман Таманского военного округа извещал уже об «открытии в ст. Полтавской Таманской окружной библиотеки вверенного ему округа». В библиотеке уже имелось 412 томов книг. Один день в работе библиотеки отводился для выдачи их на дом [7, с. 55-59]. Казаки, в первую очередь офицеры, активно пользовались библиотекой.
После 1870 г., в связи с упразднением военных округов, все окружные, бригадные, полковые, батальонные библиотеки были переданы в управление пяти военных отделов (Екатерино-дарского, Ейского, Баталпашинского, Темрюкского, Майкопского). В административных центрах
отделов на основе этих книжных фондов были созданы библиотеки, функционирование которых в значительной степени обеспечивалось общевойсковым бюджетом. 1 января 1872 г. таким же образом была учреждена библиотека при Темрюкском военном отделе [8].
Имелись и домашние библиотечки. Так, в ст. Старо-Титаровской была библиотека у Образа Василия Михайловича, а затем и у урядника Образа Петра Васильевича. В библиотеках содержалось и большое количество церковных книг. Небольшие библиотеки были и у других казачьих офицеров, а затем и учителей, работавших в станице. Литература была главным образом на украинском языке. В домах казаков было множество икон, которые сохранились и до настоящего времени.
В середине 1890-х гг. в связи со 100-летием появления казаков на Тамани было принято решение о строительстве в Старо-Титаровской стационарной школы и нового административного здания. На этот призыв откликнулись именитые станичники, располагавшие крупными земельными наделами и определенным капиталом. Во владении казака Образа Ва-
Приказный
Образ Василий (в центре)
силия находилось около 50 га земли в Старо-Титаровской и значительные земельные массивы прилегающих к станице территорий. Он сразу же предоставил большой земельный участок под строительство школы, а также для школьного огорода, где был обустроен школьный сад, как раз в том месте, где в настоящее время располагается средняя школа № 6. В те времена земли до берега лимана не были заселены, не было на этой территории и каких-либо станичных строений. Инфраструктура станицы (улицы, переулки, районы) складывалась несколько позднее. Строительство школы длилось два года. В 1896 г. оно было закончено, а строительство административного здания завершилось в 1897 г.
В первом издании истории станицы [3] отчество Василия Образа указано неточно. Иван Образ (атаман станицы в 1841 г.) был скорее его дедом, а Василий являлся сыном Образа Михаила Ивановича (1825 г.р.). Как свидетельствовали родственники, Образ Василий Михайлович (1855 г.р.) был человеком необычайной физической силы. Он «убивал дикого кабана (а их в плавнях, в камышах, водилось множество) одним ударом и как трофей, добытый во время охоты, приносил домой». Как и многие казаки станицы, любил покутить, но при этом всегда оставался военным, добрым и внимательным к окружающим. Казаки относились к нему с особым почтением.
Образ В.М. накануне революции имел огромное состояние. В его хозяйстве было около 3 тыс. овец, 48 дойных коров, 30 лошадей, 500 свиней (свиней выгоняли в плавни, и там они кормились до наступления холодов). В хозяйстве трудились три пастуха. Обработка земли, уход за скотом осуществлялись членами семьи и родственниками. Имел баги на южной стороне «Дубового рынка». В станице жили только зимой, а в остальное время года проживали на багах. Долгое время среди станичников было в употреблении название «Образова балка», урочище в западной части Ахтанизовского лимана (существовали также баги казаков Переловича, Чуба, Красницкого, Прядки, Сухины, Даниленко, Бугая и др.). По большим праздникам казаки устраивали отдых. Тогда в станицу съезжалось все казачье руководство, священники. Отдых длился в течение всей недели.
В моем далеком детстве, в конце 1940-х гг., мать решила показать мне те места в станице, где протекало ее детство, и, конечно же, старалась до мелочей возродить все в своей памяти. В один из воскресных дней мы отправились к этим местам.
Это урочище передавалось в наследство из поколения в поколение. И так было во многих казачьих родах станицы. Кстати, Василию Михайловичу Образу принадлежали значительные земельные массивы на промежутке между Старо-Титаровской и пос. Стрелка (Абиссиния). Одним словом, он слыл не только физически крепким мужиком, но и крепким хозяином, несомненно унаследовавшим все эти черты от своего отца, Михаила Образа, и деда.
Так выглядит «Образова балка» в начале ХХ1 в. (съемка 2007 г.)
В 1891 г. в станице проходили очередные выборы атамана. Им был избран большинством голосов казак урядник Перелович Иван Михайлович. На должности атамана он пробыл три года и сумел сделать многие преобразования в жизни самой станицы. Особое внимание уделял атаман привлечению старшего поколения казаков к управлению станицей и ведению многих общественных дел. Имел своих надежных помощников и консультантов. В числе их был помощник Ульян Близнюк. Ведение всех казначейских дел поручалось Василию Михайловичу Образу. Он оставался на этой должности и в 1894-1895 гг. Трудились с И.В. Переловичем писарь Дудник и консультант атамана Аким Вовк. Уже в начале ХХ в. Василий Образ распродал по низкой цене принадлежавшие ему земельные участки, располагавшиеся
на спусках к лиману, где и началась их застройка под новые районы станицы Старо-Титаровской. Большие надежды он возлагал на сыновей - Петра и Ивана, полагая при этом, что отцовские казачьи традиции будут продолжены. Так оно и было. Нес казачью службу Иван Васильевич Образ, которому приходилось выполнять и полицейские функции в г. Сочи Черноморской губернии. Петр Васильевич Образ дослужился до звания урядника, занимался подготовкой молодых казаков к несению воинской службы.
Развод (линейка) казаков станицы. В центре слева - урядник Образ Петр Васильевич
Со своей семьей он встретил Октябрьскую революцию 1917 года. Последовали репрессии. Хозяйство было конфисковано. Образ Ульяна Федоровна по причине несдачи золотых изделий была временно заточена в Темрюкскую уездную тюрьму, но впоследствии освобождена из-под стражи, так как золото как таковое непосредственно в доме отсутствовало.
Образ Василий слыл в станице и как большой меценат1, постоянно занимался благотворительностью, придавая огромное значение образованию детей казаков станицы. Этим он выделялся среди казаков Темрюкского отдела. Больше придерживался либеральных взглядов в среде казачества, выступая за совершенствование форм воинской казачьей службы, предоставление больших возможностей для обучения казаков. Им выделялись денежные средства на строительство станичной школы. «Просвещение и культура, вот, что должно быть главным для дальнейшего развития общества», - говорил в то время Василий Михайлович Образ2.
В школе, выстроенной с его помощью, учились в 1900-е гг. его внуки, а позднее и правнуки. Число учащихся с каждым годом в отделе возрастало. Именно в этом училище обучались ставшие известными в станице представители революционного крыла - И.К. Кириченко, В.М. Лоза, В.Н. Щека и другие. Они успешно закончили училище в 1914 г. По данным на этот год, в Таманском отделе, вместе с Темрюком и Анапой, обучались 27 151 учащийся, обучающихся детей войскового сословия было 9 389 человек [5, с. 90].
Василий Образ, исполняя свою воинскую службу, проявлял внимание не только постановке образования, но и состоянию дорог, связывавших ст. Старо-Титаровскую с г.
1 Как известно, меценатство как особое движение давно имело место в России. В условиях начала ХХ1 в. также подготовлен Минкультуры России проект закона «О меценатстве». Принятие такого закона, несомненно, позволит привлекать внебюджетные средства на поддержку развития народной культуры. Последовательно проводит эти идеи в жизнь в станице генерал-лейтенант Вооруженных Сил России А.А. Москаленко и другие.
2 Из воспоминаний Журавель (Образ) Ульяны Федоровны. 1957 год.
Темрюком и ст. Тамань. Для этих целей требовались огромные затраты. Как известно из источников, чтобы добраться казакам от Тамани до Темрюка, надо было преодолеть Темрюкский брод (узкое пространство, пролегавшее между лиманом Ахтанизовским и морем Азовским, длиной около пяти верст). На содержание участка войско ежегодно выделяло из своей казны 1 700 рублей [6. с. 85].
Денег не хватало, поэтому помощь самих казаков играла большую роль в поддержании дорог в должном порядке.
Школе оказывали помощь и другие казаки станицы, благодаря чему улучшалось ее материальное положение, увеличивались средства на содержание, усиливалась связь с руководством станичной казачьей управы в плане воспитания молодежи и населения. Церковные хоры, устраиваемые учителями, «служили также надежным средством для возбуждения у населения сочувствия школе» [2, с. 828].
Школа продолжала оставаться центром получения образования и до 1917 г. Многие из учителей в переломный момент, связанный с Октябрьской социалистической революцией, оказались по разным сторонам баррикад. Однако многие из них посвятили как накануне революции, так и после свою жизнь революционной борьбе. Одним из таких преподавателей станичной школы был П.Ф. Цыбренко, примкнувший к большевикам. В то же время учитель Самуил Булах оставался последовательным защитником устоев казачества, не принявшего идей советов, за что и был расстрелян большевиками.
В летний период, во время переселения фактически всей семьи «в степ», где приходилось жить в балаганах (у зажиточных казаков были и свои баги с соответствующими постройками для жилья семьи, содержания скота, птицы), в этих условиях девочки в казачьей семье выполняли все виды посильной работы по хозяйству. Моя мать вспоминала, что в возрасте от 1015 лет ни о каком отдыхе и речи быть не могло, особенно в летний период. Правда, нянчить детей не приходилось, так как она была самой младшей в семье Образа Петра Васильевича, «но учили и шитью, и вязанию, а на поле - уметь вязать снопы, скирдовать, подносить сено к скирде». Но уже после 15 лет родители разрешали бывать с друзьями на улице. Однако и здесь все было под негласным присмотром старших.
Во второй половине ХVШ в. получили известность и признание в станице и за ее пределами мастера по пошиву казачьей формы, в частности Яков Васильевич Сухина и Иван Фотьевич Кирячок. Они были признаны именно как мастера швейного дела, изготовлявшие искусную черкеску, бешметы и другие части казачьего мужского костюма. Нарядной была одежда и у станичных казачек.
Следует особо отметить, что многие из женщин-казачек одевались по последнему слову моды. Казачки станицы выглядели не беднее городских модниц.
Образ Анфиса и Элита Васильевна с родственниками (казак Иван Дымна) представляют наряд женщины-казачки станицы в 1880-1890-е гг.
Особенно это было характерно для зажиточных семей. На одежду тратились большие денежные суммы. Следование моде, безусловно, выступало в качестве показателя социальной принадлежности.
По воспоминаниям жителей станицы, в моде была тонкая талия и соответствующий костюм с широкой юбкой. Силуэт создавался
^¡UUctw
благодаря корсету и кринолину с множеством нижних юбок.
По этому поводу делилась своими воспоминаниями и моя мать. Ее бабушка носила одновременно по семь юбок. Для пышности наряда использовались и металлические обручи, пришедшие на смену кринолину (широкой льняной юбке на конском волосе). В 1880-х гг. в моду вошли колоколообразные юбки, создающие движущуюся форму, которой подчеркивалась округлость бедер. Имела распространение и мода на очень широкие рукава у плеча и узкие ниже локтя руки - «жиго» [1, с. 25]. ---
Революции начала XX века не оставили в стороне и бывший Титаровский казачий курень. Конечно, вопросы об отправке казаков для службы в полиции рассматривались и в последующем. Так, велись долгие дебаты об отправке Филиппа Иваненко (присягу принял в 1888 г.) Он направлялся для службы в полиции г. Тифлиса. Затронули эти процессы и казачий род Образ. Хотя протекали эти акции в сложной обстановке.
Предписание Ивану Образу для отправки в г. Сочи с целью службы в городской полиции
77
Ii/*»
¿■¿fitb'bt— I
rt t -'/¿to-,
\r I
Hi-Jt^utZij ttjti
kict
21 марта 1905 г. на сборный пункт в ст. Славянской из ст. Старо-Титаровской был отправлен в полном снаряжении Иван Образ (присяга 1895 г.), состоявший в строевом разряде. Отдельский атаман В.В. Мищенко дал на то разрешение, однако с большими примечаниями [ГАКК. Ф. 418. Оп. 5. Д. 50. Л. 15].
Атаман сослался на то, что «он не находит возможности служить Ивану Образу в постороннем ведомстве в настоящее время», и предупредил, что в случае очередного призыва Образ тут же является в станицу, «оставаясь очередным призывником». Он обязан был иметь лошадь и снаряжение. Атаман также приписал в выданном Ивану Образу билете: «Прибыть по вызову в срок» [ГАКК. Ф. 418. Оп. 5. Д. 50. Л. 35-35 об.].
L
Казаки ст. Старо-Титаровской. Урядник Образ Петр Васильевич (верхний ряд, третий справа), Образ (Журавель) Ульяна (средний ряд, вторая слева) совместно с родственниками семей казаков Колесниковых, Журавель, Пелипенко. 1918 год
Революционеры станицы Старо-Титаровской еще накануне отдельского съезда также долго и детально готовились к установлению власти советов. Как свидетельствуют документы той поры, большую помощь им оказывали в проведении мероприятий возвращавшиеся с фронта трудовые казаки и солдаты (иногородние). Были в это время на фронте и казаки станицы, в частности Петр Образ, Кирилл Журавель и многие другие казаки, сражавшиеся в Астраханских степях. Постоянно росло количество сочувствовавших большевикам.
Урядник Образ Петр Васильевич. Урядник Образ П.В. с супругой Ульяной
Занимался подготовкой молодых Журавель. После 1917 г. по указанию ревкома
казаков для прохождения службы в станицы занимался подготовкой
казачьих полках царской армии красноармейцев
Огромную помощь оперативной работе группы оказали революционные комитеты станиц Старо-Титаровской, куда входили местные жители - Ф.Д. Вовк, С.Я. Лисовицкий и др., Выше-Стеблиевской - Т. Акименко, Я. Сытник и Т.И. Таран. Более ста человек были объединены в отряд ревкомом Старо-Титаровской. Отряд возглавил член ревкома Филат Давыдович Вовк.
По возвращении с фронта станичный совет поручил казаку Петру Образу, как обладавшему богатым опытом работы и навыками, вести подготовку молодых парней призывного возраста для несения службы в Красной Армии.
Трудными в истории российского казачества оставались 1920 -1940-е гг. За исполнение своего гражданского долга, проявленный патриотизм многие из казаков были не только поруганы, но и наказаны. Меры эти носили разный характер: бесследные расстрелы, принудительные выселения, уголовное преследование и пр.
Казаки Старо-Титаровской принудительно высылались в разные районы Союза ССР - на Север, в Сибирь, в Ленкорань (Азербайджан), Ставропольский край. По причине раскулачивания оказался, например, в Ленкорани со своей семьей Образ Иван Васильевич, где и утонул в реке. Реабилитирован. В то же время его сын, Образ Иван Иванович (1903 г.р.), активно сражался за советы в годы Гражданской войны, был длительное время занят на службе в Москве.
А сколько было подобных искалеченных судеб в станице во время войны с фашизмом. Наказания в
большей мере были необоснованными. 1918-1920 гг. Образ Иван Иванович,
участник Гражданской войны
Образ Василий Петрович призывался на службу в Вооруженные Силы СССР в группе старотитаровцев 1905-1918 гг. рождения
Так, например, 3 августа 1942 г. был обвинен приговором коллегии Военного трибунала 200-й стрелковой дивизии военнослужащий, уроженец ст. Старо-Титаровской Василий Петрович Образ (1913 г.р.), отбывший наказание до 1957 г. в северных районах (Верхоянск, Оймякон) Якутской АССР. Военная коллегия Верховного суда Союза ССР пересмотрела это дело, а 17 июля 1957 г. Военный трибунал Ленинградского военного округа, читаем в справке за подписью заместителя председателя Военного трибунала округа полковника юстиции Ананьева, отменил приговор «в отношении Образ В.П.». Дело о нем было прекращено «за
1
отсутствием состава преступления» .
И таких примеров можно привести множество.
В годы Великой Отечественной войны многим приходилось испытывать трудности проживания на захваченной врагом территории. В основном казачки станицы принудительным порядком привлекались фашистами на стройку железнодорожной ветки к Керченскому проливу. Ощущалась острая нехватка продовольствия, одежды. Изнурительные земляные работы. Надругательство.
В такой ситуации оказалась и Образ Варвара Петровна, как и многие другие тогда еще молодые женщины станицы.
И тем не менее годы войны были позади. Предстояло проделать большую работу по восстановлению городов и сел, народного хозяйства страны, культурному строительству на селе. Включались в эту самоотверженную работу и жители станицы Старо-Титаровской, в том числе и представители рода Образ. Эта задача была поставлена каждому, кто возвращался к семьям, женам и детям, к созидательной работе. Они были заняты во многих сферах производства. Жители Старо-Титаровской продолжали участвовать в получившем широкое распространение социалистическом соревновании. Активное участие в этом движении принимает в этот период молодежь станицы.
Вторая половина 1940-х гг. Виноградарское звено колхоза «Ильич». Слева направо: A.B. Образ, И. Ляшенко, Е.Х. Образ (звеньевая), О. Кулик, В. Иванченко, Н. Кулик,
О. Пелипенко, Л.В. Образ
Из личного архива дочери В.П. Образ Гусевой А.В.
Бугай Алексей Иосифович, рядовой казак ст. Старо-Титаровской. Выполнял служебные обязанности при дворе от-дельского атамана Антона Головатого. Отец Бугая Федора Алексеевича
f
Казак ст. Старо-Титаровской, урядник Образ Петр Васильевич, отец Образ Варвары Петровны
Будучи молодыми людьми, Федор и Варвара породнили два известных рода в станице Старо-Титаровской - Образ и Бугай .
Бугай (Образ) Варвара Петровна (1917-1998)
Как и многие женщины казачьей станицы, с самих ранних лет трудилась в хозяйстве, в основном на собственных багах, как до 1930-1940-х гг. ХХ в.
1 Род казаков Бугай (Алексей Иосифович) значителен по своей численности, перенес свои традиции с территории Запорожского казачьего войска. В роду были представители и украинцев, и ногайцев. Глава рода находился на службе при дворе первого атамана казаков Черноморских Антона Головатого. Следует заметить, что фамилии этого рода казаков встречаются и в «Именном списке Войска Черноморского куреня Старотитаровского чинов и наличии казаков» за 1839 г. В частности, под № 22 значится Иван Сергеевич Бугай (72 года), родной брат Ивана - 44 года (См. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 950. Л. 14 об.).
Род казаков Бугай по мужской линии восстанавливается следующим образом: у Бугая Алексея были сыновья: Бугай Никита (1852 г.р.), Бугай Иосиф (1854), Бугай Федор (1856); у Бугая Иосифа - сыновья: Бугай Алексей, Бугай Никон, Бугай Степан, Бугай Хрисанф; у Бугая Алексея Иосифовича - сыновья: Бугай Иосиф (1911), Бугай Федор (1914), пять дочерей: Наталья, Елена, Нина, Александра, Евдокия; у Бугая Степана Иосифовича: сын Бугай Павел, дочь - Бугай Марфа. У Бугая Федора - сын Бугай Николай (1941), в последующем российский историк. Все проживали постоянно в ст. Старо-Титаровской.
Станица Старо-Титаровская славится старинными родами. Один из них - род Еременко. В музее истории казачества представлено генеалогическое древо семьи и фотографии основателей рода - Ивана Ивановича 1890 г.р. и Елены Ивановны на год младше. В роду Еременко - 12 детей, 27 внуков, 52 правнука, 35 праправнуков и 4 прапраправнука! Один из представителей этой славной фамилии - известный в Краснодарском крае генеральный директор ООО «Кубань-вино» И.Г. Карась.
назывались участки земли, занятые под виноградником или садом. Гуси, огород, уход за животными, помощь в сборе урожая. Бесконечная, рутинная работа в своем хозяйстве...
Кроме домашних дел девочек в семьях казачьих станиц привлекали и к ремеслу, обучали навыкам шитья, выполнению других операций, связанных с этим искусным делом. Варвара освоила и эти премудрости, переходя к самостоятельному существованию. Далее - замужество.
В казачьей, особенно многодетной семье, роль невестки трудна. Все успеть, да при этом и свекрови угодить - одним словом, поле деятельности было безграничным. Одновременно работа в колхозе им. Т.Г. Шевченко, затем - в колхозе им. Ильича и постоянно в должности звеньевой, звено - 40 человек, все сверстники. Женщины понимали друг друга, и их коллектив отличался слаженностью в работе, трудились с присущим азартом.
Обсудив поутру свои женские дела, тут же приступали к работе, и так почти каждый день, с утра и до захода солнца, а затем путь домой, пешком, в несколько километров. Зачастую работали и по субботам.
Трудно было в годы войны: постоянные изнурительные бомбежки, страх за детей, нервное перенапряжение, подневольный труд на стройке железной дороги под надзором немцев, нехватка еды, одежды, болезни.
Немного легче стало после освобождения станицы от фашистов. Одним словом, вся жизнь - выживание через труд в колхозе, совхозе, на своем приусадебном участке.
И таких женщин, как Варвара Петровна, судьба которых почти однотипна, в станице множество. Но всех их объединяет главное - святость в семье, благополучие в доме, достойное воспитание детей.
За успешный труд удостоена медали «Ветеран труда». На снимке с супругом Бугаем Федором Алексеевичем (1914-1996), участником Великой Отечественной войны.
Стрижак (Образ) Ефимия Петровна (1908 г.р.). Семья состояла из трех сыновей и одной дочери. Муж сразу же ушел на фронт, прямо со стройки железнодорожной ветки к Керченскому проливу, где отвечал за все инженерные работы. Ефимия осталась с детьми. Трудно приходилось в военное время. Детей надо было кормить, выручал собственный огород, земля- кормилица. Да и родня пребывала в таком же положении. Работала в колхозе. Конечно, на заработанные трудодни особо не разгонишься. Хотя уже после войны колхоз «Красный Октябрь», в котором работала Ефимия Петровна, быстро встал на ноги (в станице Старо-Титаровской было пять колхозов). Так и приходилось самой налаживать жизнь. В колхозе выполняла разную работу: и на поле, и на кухне, и звеньевой. Одним словом, в то тяжелое и для страны, и для каждого время жили, как все.
К роду Образ принадлежит и Александра Петровна Образ (1910 г.р.). После окончания школы она проживала в г. Керчь, где и закончила обучение на курсах бухгалтеров высшей категории. Вместе с мужем, ответственным работником горкома партии, была репрессирована накануне Великой Отечественной войны и принудительно выселена в Казахскую ССР. Затем последовали реабилитация и возвращение: сначала в Керчь, а затем в пос. Сейтлер (Нижнегорский) Крымской области, где проработала до выхода на пенсию в Нижнегорском районном управлении торговли в должности ревизора. За свой труд имела многие награды и благодарности. Похоронена в пос. Нижнегорский.
До начала 1960-х гг. в станице Старотитаровской функционировала больница с поликлиникой и незначительным числом специалистов-медиков, санитарный участок Северокавказской железной дороги в структуре ПЧ-12, в котором трудились заведующий участком Виктор Иванович Щеголев, медсестра Александра Васильевна Образ и другие.
После обучения на курсах медсестер (г. Новороссийск) Александра Васильевна работала медсестрой в станичной больнице. Начиная с 1957 г. - медсестрой в Верхоянске Якутской АССР. Окончив Днепропетровский институт экономики и управления металлургической промышленности по специальности экономист, она работала директором хлебозавода в Нюрен-гри (Якутская АССР).
Сразу после освобождения станицы от фашистских захватчиков (1943 г.) в станице был открыт молитвенный дом в жилом здании на ул. Пугачева.
Правда, он далеко не соответствовал требованиям храма, но тем не менее пользовался признанием у населения. В 19581959 гг. церковь была переведена в дом, принадлежавший ранее казаку-уряднику Образу Петру Васильевичу (ул. Пролетарская), а затем его старшей дочери Стрижак Ефимии Петровне.
Владение Образ Петра Васильевича.
Молитвенный дом ст. Старо-Титаровской (ул. Пролетарская)
Этот дом в настоящее время порядком обветшал. Стоит и поныне как памятник прошлой жизни казачества.
А на окраине станицы возвышается совершенно новый, просторный храм с позолоченными куполами и церковным звоном, в который по праздникам, да и в будние дни, стекается много народу.
Дорога к храму будет вечной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Волобуева Т.О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе во второй половине XIX века // Отечественная история. - 2003. - № 1. - С. 25.
2. Блюдов Н.О. Начальное образование в Кубанской области // Кубанский сборник. Труды Кубанского областного статистического комитета / под ред. Е.Д. Фелицына. - Екатеринодар, 1883. - Т. 1. - С. 828.
3. Бугай Н.Ф. Станица Старо-Титаровская от Екатерины II до начала XXI века. - М., 2007.
4. Кубанский календарь на 1989 год. - Екатеринодар, 1988. - С. 9, 101.
5. Кубанский сборник за 1914 год. Т. XIX. / Под ред. Соколова Л.Т. - Екатеринодар, 1914. - С. 90.
6. Попка И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооруженной силы и службы. - СПб., 1858 (переизд. Краснодар, 1998). - С. 85.
7. Слуцкий А. К истории организации полковых библиотек в Кубанском казачьем войске // История библиотек дореволюционной России. Становление и развитие. Тезисы сообщения. - СПб., 1994. - С. 55-59.
8. Слуцкий А. К истории организации полковых библиотек в Кубанском казачьем войске [Электронный ресурс] - http//cоssacкdom/cjm/doc/slutskyi_biblioteкi. (Дата обращения: 10.06.2016).
REFERENCES
1. Volobueva T.S. Jevoljucija gorodskogo kostjuma kak otrazhenie modernizacionnyh processov v rossijskom ob-shhestve vo vtoroj polovine XIX veka. [The evolution of the urban costume as a reflection of the modernization process in the Russian society in the second half of XIX century.] Otechestvennaja istorija. 2003. № 1. P. 25. (inRuss)
2. Bludov N.O. Nachal'noe obrazovanie v Kubanskoj oblasti. Kubanskij sbornik. Trudy Kubanskogo oblastnogo statis-ticheskogo komiteta / pod red. E.D. Felicyna. [Primary education in the Kuban region to the Kuban collection. The works of the Kuban regional statistics Committee, ed. by E. D. Felitsyn.]. Ekaterinodar, 1883. T. 1. P. 828. (inRuss)
3. Bugay N.F. Stanica Staro-Titarovskaja ot Ekateriny II do nachala XXI veka. [Stanitsa Staro-Titarovskaya by Catherine II before the beginning of the XXI century]. Moscow, 2007. (inRuss)
4. Kubanskij kalendar' na 1989 god. [Kuban calendar for1989]. Ekaterinodar 1988. Pp. 9, 101. (inRuss)
5. Kubanskij sbornik za 1914 god. T. XIX. / Pod red. Sokolova L.T. [Kuban collection, 1914th. T. XIX. (Eds. Sokolova LT)]. Ekaterinodar, 1914. 90 pp. (inRuss)
6. Popka I.D. Chernomorskie kazaki v ih grazhdanskom i voennom bytu. Ocherki kraja, obshhestva, vooruzhennoj sily i sluzhby. [Black Sea Cossacks in their civil and military life. Essays on the edge of society, the armed forces and services]. St. Petersburg, 1858 (reissued. Krasnodar, 1998). P. 85. (inRuss)
7. Slutsky A.K. Istorii organizacii polkovyh bibliotek v Kubanskom kazach'em vojske. Istorija bibliotek dorevoljucionnoj Rossii. Stanovlenie i razvitie. Tezisy soobshhenija. [Regimental history of the organization of libraries in the Kuban Cossack Host. History of libraries of pre-revolutionary Russia. Formation and development. Posts Abstracts]. Spb., 1994. Pp. 55-59. (inRuss)
8. Slutsky A.K. K istorii organizacii polkovyh bibliotek v Kubanskom kazach'em vojske.[Regimental history of the organization of libraries in the Kuban Cossack Host]. the history of the organization of the regimental libraries of the Kuban Cossack army Available at: [http // cossackdom/cjm/doc/slutskyi_biblioteki. (accessed: 10.06.2016). (inRuss)
Информация об авторе
Бугай Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт российской истории, Российская академия наук, г. Москва, Россия, тко!ау401 ©yandex.ru
Получена: 11. 06.2016
Для цитирования статьи: Бугай Н.Ф. Станица Старотитаровская: Род - Образ. Два столетия. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 34-48. РО!: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-34-48.
Information about the author
Nikolay F. Bugay Doctor of Historical Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute of Russian History, rossiskoi Academy of Sciences, Moscow, Russia, nikolay401 @yandex.ru
Received: 11. 06.2016
For article citation: Bugay N.F. Stanitsa Staroti-tarovskaya: Rod Obraz. Dva stoletiya....[Cossack village of Starotitarovskaya: Rod Obraz . Two centuries...]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 34-48. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-34-48. (in Russian)