Научная статья на тему 'СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / СИСТЕМА / СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО / ПЛАН / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленин А.С.

В статье освещены ключевые аспекты, касающиеся особенностей организации внутреннего аудита на предприятиях. В ходе проведения исследования детально описаны основные элементы структуры системы внутреннего аудита. Также особый акцент сделан на стандартах аудита, их составляющих и целевом назначении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 657.6

Зеленин А.С.

магистрант 2 курса ВГУЭС, г. Владивосток, РФ Научный руководитель: Василенко М.Е.

Кандидат экономических наук, доцент, ВГУЭС

г. Владивосток, РФ

СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье освещены ключевые аспекты, касающиеся особенностей организации внутреннего аудита на предприятиях. В ходе проведения исследования детально описаны основные элементы структуры системы внутреннего аудита. Также особый акцент сделан на стандартах аудита, их составляющих и целевом назначении.

Ключевые слова

Внутренний аудит, система, стандарт, качество, план, подготовка.

Рыночные трансформации, которые происходят в современной цифровой экономике влекут за собой кардинальные изменения в системе управления деятельностью субъектов хозяйствования. Суть их заключаются в том, что процесс принятия решений и соответственно ответственность за них переносится на первичную стадию управления - предприятие. Одним из наиболее действенных и результативных инструментов, позволяющих идентифицировать возможности повышения эффективности бизнеса, и, следовательно, обосновать подходы к укреплению рыночных позиций предприятия, в целом, является внутренний аудит [1].

Необходимо отметить, что важность внутреннего аудита заключается не только в том, что он позволяет обеспечить высокий уровень информационной безопасности предприятия и следить за соблюдением всех регламентов и нормативных требований. Его неоспоримым преимуществом возможность оценить, насколько эффективно предприятие управляет своими рисками в самых разных сегментах своей деятельности.

Не подлежит сомнению тот факт, что эффективность деятельности внутреннего аудита на предприятиях определяется уровнем его организованности, четким соблюдением стандартов.

Однако, несмотря на все возможности и преимущества, которые открывает перед предприятием правильно выстроенная система внутреннего аудита, до сих пор остаются дискуссионными вопросы относительно понятия, целей, полномочий и ответственности внутреннего аудитора. Нет также единого мнения относительно принципов формирования и проведения внутреннего аудита.

Таким образом, актуальность, теоретическое и практическое значение вышеперечисленных моментов, недостаточное их изучение, а также необходимость поиска путей усовершенствования методологии и организации внутреннего аудита обусловили выбор темы данной статьи.

Сегодня опубликовано значительное количество работ, посвященных проблемам теории и практики аудита. К числу авторов, которые занимаются стандартизацией регламентов внутреннего аудита можно отнести Тургунбаеву А.К., Ашымову А.С., Christ, Margaret H., Lois, Petras.

Организационные и процедурные аспекты создания и работы службы внутреннего аудита раскрыты в трудах Гавриковой Н.В., Чегнова И.С., Дацковской К.С., Топуновой Т.С.

Однако, несмотря на ряд научных исследований, посвященных рассматриваемой тематике, методические положения, связанные с проведением внутреннего аудита, остаются еще недостаточно проработанными.

Таким образом, цель статьи заключается в изучении системы и стандартов внутреннего аудита в коммерческой организации.

Система внутреннего аудита является ключевым элементом эффективной системы менеджмента

качества. Эффективность и действенность системы внутреннего аудита может быть достигнута только в случае, когда на предприятии должным образом организована его система, которая функционирует отлажено и без сбоев. С использованием этой системы руководством коммерческой организации могут быть получены данные о наличии проблемных областей в работе, что позволит предупредить возникновение непредвиденных ситуаций до того, как они принесут убытки. А, если проблемы не могут быть решены немедленно, то на основании имеющейся информации может быть разработан соответствующий план.

На рис. 1 представлена общая схема системы внутреннего аудита коммерческой организации.

Стратегия и планирование

Цели внутреннего аудита

Процесс проведения внутреннего аудита

Внедрение рекомендованных мер

Контрольные мероприятия Внутрення среда

Организация

Информационная система

Рисунок 1 - Структура системы внутреннего аудита коммерческой организации

Источник: разработано автором

Можно выделить ряд ключевых этапов, реализация которых позволит сформировать эффективную систему внутреннего аудита: детальное обоснование программы и функциональных частей аудита; обучение команды аудиторов; периодическое составление графика аудита; заблаговременное планирование аудита вместе с определением функциональных областей проверки; подготовка аудиторского отчета и фиксация корректирующих и профилактических действий.

Традиционного служба внутреннего аудита действует в соответствии с Международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита. Эти стандарты разработаны и утверждены Институтом внутренних аудиторов [2].

Стандарты регламентирует основные принципы и обеспечивают основу для проведения и продвижения внутреннего аудита. Они представляют собой обязательные требования, состоящие из:

- изложения основных правил профессиональной практики внутреннего аудита и подходов к оценке эффективности его проведения. Эти требования применяются на организационном и индивидуальном уровнях;

- интерпретаций, которые разъясняют термины или концепции в рамках установленных процедур, принципов и порядков.

Стандарты обычно имеют две составляющих: профессиональная и деятельностная. Профессиональная часть устанавливает требования к процедурам проведения проверки и квалификации внутренних аудиторов. Деятельностная регламентирует критерии, которым должен соответствовать качественный и эффективный внутренний аудит.

Таким образом, внутренний аудит позволяет проверять и оценивать эффективность и адекватность систем внутреннего управления и внутреннего контроля с целью обеспечения надежного и надлежащего функционирования бизнеса и содействия достижению поставленных целей.

Список использованной литературы: 1. Дацковская К.С. Основы внутреннего аудита на предприятии // Colloquium-journal. 2021. № 1-1 (88).

С. 32-34.

2. Чичилина Е.В. Проведение внутреннего аудита на предприятии // Е^сю. 2020. № 7 (46). С. 228-231.

© Зеленин А.С., 2022

УДК 338.27

Зинатулина А.А.

магистрант 2 курса, УрГУПС г. Екатеринбург, РФ Научный руководитель: Рачек С.В.

профессор, д.э.н. УрГУПС г. Екатеринбург, РФ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КОРПОРАЦИИ

Аннотация

Научная статья посвящена проведению анализа перспектив использования инструментов инновационного и инвестиционного менеджмента при управлении эффективности развития корпораций экономики России. Актуальность исследования обусловлена тем, что инновационный и инвестиционный менеджмент обеспечивают формирование конкурентных преимуществ отечественных компаний.

Ключевые слова

Инновационный менеджмент, инновационная деятельность, система инновационного менеджмента,

инвестиционный менеджмент, стратегический анализ.

Механизм управления инновационными и инвестиционными мероприятиями направлен на улучшение экономических, организационных, технических и научных процессов. Результатом инновационно-инвестиционной деятельности предприятия является разработка механизма управления этим бизнесом. Предпринимательская деятельность требует средств - финансовых инвестиций. Инвестиционные возможности для компаний определяются инновациями. Инновации сегодня объединяют научно-техническое развитие, управление и экономику. Предприятия, которые используют инновации, имеют конкурентные преимущества, тем самым способны вытеснить конкурентов с рынка и выиграть соревнование.

Основополагающим фактором успешности протекания инновационно-инвестиционных процессов является ориентация стратегической цели развития на мобилизацию инвестиционных ресурсов для реализации перспективных инновационных проектов. Формируемая цель должна обеспечивать решение задач устойчивого развития и экономического роста в условиях инновационных преобразований.

Современный этап развития экономики Российской Федерации предполагает наличие активной фазы внедрения информационных технологий и инноваций отечественными компаниями в целях реализации своей стратегии цифровой трансформации. В таких условиях формируются новые вызовы и возможности развития бизнеса в цифровом мире (в частности, онлайн-среде, которая являлась альтернативной в период кризиса пандемии коронавирусной инфекции).

Среди основных направлений цифровой трансформации бизнеса - разработка и внедрение различных инноваций, способствующих совершенствованию операционной, производственной и управленческой деятельности организаций [1]. Реализация такой стратегии невозможно без использования инвестиций при финансировании инновационных проектов.

При развитии цифровой трансформации предприятия основы управления бизнес-процессами или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.