Научная статья на тему 'СТАНДАРТЫ ООН ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ, ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛИЗАЦИИ В ТЮРЬМАХ'

СТАНДАРТЫ ООН ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ, ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛИЗАЦИИ В ТЮРЬМАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ООН / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВЛЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ / TERRORISM / UN / CONVICTED / CORRECTION / RELIGIOUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салимов Кямиль Назим Оглы

Цель: проанализировать важнейшие направления реализации Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций, являющейся основным документом международного сообщества в борьбе с терроризмом, проанализировать международную практику содержания террористов в местах лишения свободы, определить основные недостатки и выработать предложения по их разрешению.Методология: анализ, синтез, дедукция, логические, общенаучные, частнонаучные, юридические и междисциплинарные методы познания.Выводы: в результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что для эффективной профилактики совершения новых террористических актов среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, необходимо на основании обобщения международного опыта, выработка общих рекомендаций по исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших терроризм по религиозным мотивам. С этой целью предлагается создание 12 специализированной тематической рабочей группы при Управлении Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК).Научная и практическая значимость. Автором рассмотрены особенности личности, осужденных, совершивших акции терроризма по религиозным мотивам. Представлена статистика совершения повторных акций терроризма после освобождения от отбывания наказания. Одним из недостатков исправления и перевоспитания осужденных, по мнению автора, это отсутствие рекомендаций по исправлению и перевоспитанию осужденных указанной категории лиц, учета психологических особенностей их поведения и восприятия окружа-ющей социальной действительности. Приведены зарубежные программы их перевоспитания, благодаря которым удалось добиться существенного прогресса в этом направлении. Показаны основные методологические подходы, а также организация работы в местах лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салимов Кямиль Назим Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN STANDARDS FOR REFORMING THE NATIONAL LEGAL MECHANISMS OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN PROVIDING PROCEDURES FOR PREVENTING AND COUNTERACTING RADICALIZATION IN PRISONS

Mission: to analyze the main directions of the implementation of the United Nations Global Counter-Terrorism Strategy, which is the main document of the international community in the gight against terrorism, analyze the international practice of keeping terrorists in places of deprivation of liberty, and identify the main shortcomings.Methodology: analysis, synthesis, deduction, logical, general scientific, private scientific, legal and interdisciplinary methods of cognition.Conclusions: as a result of the study, the author comes to the conclusion that for the effective prevention of new terrorist acts among persons released from places of deprivation of liberty, it is necessary, on the basis of generalizing international experience, to develop general recommendations on the correction and reeducation of persons who have committed terrorism for religious reasons. To this end, the establishment of 12 specialized thematic working groups under the United Nations Ofice on Drugs and Crime (UNODC) is proposed.Scientific and practical significance: the author describes in detail the personality characteristics of convicts who have committed acts of terrorism for religious reasons. The statistics of the commission of repeated acts of terrorism after release from punishment. One of the drawbacks of working in this direction, according to the author, is the lack of recommendations for correcting and reeducating convicts of this category, taking into account the psychological characteristics of their behav-ior and perception of the surrounding reality. The programs of their reeducation are given, thanks to which it was possible to achieve significant progress in this direction. The basic methodological approaches, as well as the organization of work in places of deprivation of liberty are shown.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТЫ ООН ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ, ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛИЗАЦИИ В ТЮРЬМАХ»

Стандарты ООН по реформированию национально-правовых механизмов пенитенциарной системы в обеспечении процедуры, для предотвращения и противодействия радикализации в тюрьмах.

КЯМИЛЬ НАЗИМ ОГЛЫ САЛИМОВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета

АННОТАЦИЯ

Цель: проанализировать важнейшие направления реализации Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций, являющейся основным документом международного сообщества в борьбе с терроризмом, проанализировать международную практику содержания террористов в местах лишения свободы, определить основные недостатки и выработать предложения по их разрешению.

Методология: анализ, синтез, дедукция, логические, общенаучные, частнонаучные, юридические и междисциплинарные методы познания.

Выводы: в результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что для эффективной профилактики совершения новых террористических актов среди лиц, освобожден -ных из мест лишения свободы, необходимо на основании обобщения международного опыта, выработка общих рекомендаций по исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших терроризм по религиозным мотивам. С этой целью предлагается создание 12 специализированной тематической рабочей группы при Управлении Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК).

Научная и практическая значимость. Автором рассмотрены особенности личности, осужденных, совершивших акции терроризма по религиозным мотивам. Представлена статистика совершения повторных акций терроризма после освобождения от отбывания наказа -ния. Одним из недостатков исправления и перевоспитания осужденных, по мнению автора, это отсутствие рекомендаций по исправлению и перевоспитанию осужденных указанной категории лиц, учета психологических особенностей их поведения и восприятия окружающей социальной действительности. Приведены зарубежные программы их перевоспитания, благодаря которым удалось добиться существенного прогресса в этом направлении. Показаны основные методологические подходы, а также организация работы в местах лишения свободы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: терроризм; ООН; осужденный; исправление; религиозный

UN standards for reforming the national legal mechanisms of the penitentiary system in providing procedures for preventing and counteracting radicalization in prisons.

SALIMOV KAMIL NAZIM

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminalistics and Forensics, Baku State University ANNOTATION

Mission: to analyze the main directions of the implementation of the United Nations Global Counter-Terrorism Strategy, which is the main document of the international community in the fight against terrorism, analyze the international practice of keeping terrorists in places of deprivation of liberty, and identify the main shortcomings.

Methodology: analysis, synthesis, deduction, logical, general scientific, private scientific, legal and interdisciplinary methods of cognition.

Conclusions: as a result of the study, the author comes to the conclusion that for the effective prevention of new terrorist acts among persons released from places of deprivation of liberty, it is nec -essary, on the basis of generalizing international experience, to develop general recommendations on the correction and re-education of persons who have committed terrorism for religious reasons. To this end, the establishment of 12 specialized thematic working groups under the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) is proposed.

Scientific and practical significance: the author describes in detail the personality characteristics of convicts who have committed acts of terrorism for religious reasons. The statistics of the commission of repeated acts of terrorism after release from punishment. One of the drawbacks of working in this direction, according to the author, is the lack of recommendations for correcting and re-educating convicts of this category, taking into account the psychological characteristics of their behavior and perception of the surrounding reality. The programs of their re-education are given, thanks to which it was possible to achieve significant progress in this direction. The basic methodological approaches, as well as the organization of work in places of deprivation of liberty are shown. KEYWORDS: terrorism; UN; convicted; correction; religious

В основе современного терроризма лежат различные противоречия, проявляющиеся в разных формах и видах и носящие многогранный характер. Их содержание зависит от конкретных действий, духовного проявления, политических целей, средств реализации, а также мотивации террористического поведения. Несмотря на принимаемые меры со стороны международного сообщества, терроризм приобретает все более транснациональный и многоаспектный характер на глобальном, региональном и национальном уровнях, и увеличивается в геометрической прогрессии. Международное сообщество до сих пор не выработало всеобъемлющего определения

терроризма. Возможно, это является одной из причин, что в одних государствах представители той или иной организации признаются террористическими, другие же - нет. Так, необходимо различать политический, религиозный, военный, националистический, политику государственного терроризма, как отдельной разновидности терроризма. При всей противоречивости и сложности подходов к проблеме борьбы с терроризмом, основой консенсуса международного сообщества в укреплении национальных, региональных и международных усилий в борьбе с терроризмом является Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций [5].

Глобальная контртеррористическая стратегия предусматривает четыре основных направления реализации:

• рассмотрение условий, способствующих распространению терроризма;

• меры по предотвращению и борьбе с терроризмом;

• меры по укреплению потенциала государств по предупреждению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этом отношении;

• меры по обеспечению уважения прав чело -века для всех и верховенства права как основополагающей основы для борьбы с терроризмом [12].

На основе анализа данного документа и иных рекомендаций ООН предлагается рассмотреть ряд принципиальных вопросов, разрешение которых способствовало бы повышению эффективности Глобальной контртеррористической стратегии в части профилактики терроризма в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания за преступления терроризм.

Тюрьмы играют важную роль в решении проблемы воинствующего экстремизма, и эта роль все больше признается Организацией Объединенных Наций и международным сообществом в целом. ООН рекомендовало государствам-членам реформировать национальные правовые механизмы и пенитенциарные системы для обеспечения безопасности заключенных, персонала и объектов и разработать на основе уважения прав человека и принципа верховенства закона процедуры для предотвращения и противодействия радикализации в тюрьмах [8].

Данный вопрос был темой обсуждения с участием представителей Антитеррористического центра государств - участников СНГ 29.09.2020 г. в очередном IV заседании рабочей группы экспертов по актуальным направлениям деятельности Совета руководителей

пенитенциарных служб государств - участников СНГ (СРПС). Участники заседания дого -ворились продолжить совместную с АТЦ СНГ работу по выработке совместных мер по противодействию вербовке и распространению насильственного экстремизма и терроризма в пенитенциарных учреждениях, принимая во внимание практику, наработанную пенитенциарными учреждениями государств - участников СНГ [9]. Полагаем, что такой подход позво -лит более предметно определять основные цели, задачи и принимаемые меры в профилактике террористической преступности, отмеченной категории лиц.

Изучение анализируемой категории уголовных дел свидетельствует, что террористическая преступность на территории Азербайджанской республики в основном совершалась по мотивам националистической(национальный терроризм), религиозной ненависти (религиозный терроризм) и политики государственного терроризма. За последнее время в Азербайджане резко возросло количество террористических актов, совершаемых по мотивам религиозного экстремизма, нередко взаимодействующего с националистическим терроризмом и международными террористическими организациями. Его социальная опасность наряду с другими аспектами обусловле -на многочисленностью членов организаций, навыками по ведению боевых действий, организации и проведению террористических актов. В результате неправильной трактовки священной книги Корана у них сформировалась фундаментальная экстремистская идеология, проявляющаяся в крайней нетерпимости к представителям других религий и течений. Наибольшую опасность для всего мирового сообщества, и в частности для государств бывшего СССР (далее - СНГ), представляет террористическая организация «Исламское государство». Достаточно отметить, что в рядах признанной во многих странах

террористической организацией «Исламское государство» в Сирии и Ираке принимают активное участие в порядке 7 тыс. боевиков из стран Содружества Независимых Государств (бывшего СССР), из них около 2 тыс. являются выходцами Российской Федерации [7]. В соответствии с данными Службы государственной безопасности Азербайджанской Республики за последние пять лет около 900 граждан Азербайджана присоединились к террористической организации ИГИЛ. В настоящее время по возращению из Сирии и Ирака более 100 из них осуждены судами Азербайджанской республики, и отбывают наказание в местах лишения свободы, 195 человек лишены азербайджанского гражданства [14].

Изучением уголовных дел в отношении указанной категории лиц установлено: возраст террористов от 14-18 лет - 1,54%; 21-25 лет -18,46%; 26-30 лет - 24,62%; 31-35 лет - 18,46%; 36-40 лет - 23,08%; 41-50 лет - 13,84%. Среди осужденных 9,23% имели незаконченное среднее образование; 76,92% - среднее образование; 3,08% - специальное профессиональное образование; 10,77% - высшее образование; 56,92% - являлись холостыми; 41,54% - семейные; 1,54% - вдовцы; 59,26% - детей не имели; 40,74% - имели детей. Из 9,23% имеющих судимости - 66,67% имели одну судимость; 33,33% -имели две судимости. В абсолютном большинстве террористы - 90,77% к уголовной ответственности не привлекались, судимости не имели. В составе группы преступление было совершено - 38,1%; в составе организованной группы - 47,62%; единоличном образом -14,28%. Мотивами являлись: фундаментальные религиозные убеждения - 55,38%; воздействия близких родственников и друзей -12,31%; посредством Интернета - 29,23%. По 33,33% уголовным делам террористические акты были совершены либо планировались к совершению с применением взрывчатых веществ: 28,57%; огнестрельное оружие (авто-

маты, пистолеты и др.); 4,76% - иное вооружение. Религиозные мотивы лежали в основе террористических актов: желанием в загробной жизни попасть в рай - 3,08%; присоединиться к святому джихаду, осуществляемому в Сирии, - 47,61%; 38,11% - по собственным религиозным убеждениям; 4,76% - необходимостью оказания помощи мусульманским братьям в их борьбе за отстаивание истинных религиозных исламских ценностей; 9,52% осужденных террористические акты совершали с целью изменения конституционного строя в Азербайджанской Республике и образование исламского государства. Среди рассматриваемых преступлений террористические акты по религиозным мотивам 23,8% были совершены во взаимодействии с зарубежными террористическими организациями; 14,29% лиц имели судимость; 85,71% не были привлечены ни к уголовной, ни к административной ответственности; 9,52% случаев - взрывные устройства были изготовлены лицами, имеющими специальную подготовку по взрывной технике и взрывным устройствам. Эти данные и глубокая убежденность в правоте своей деятельности, характеризующие личность осужденных террористов, требуют выяснения возможности совершения ими террористического насилия после освобождения от отбыва -ния наказания. Данная проблема недостаточно исследовалась в юридической литературе.

Из опубликованного доклада специальной сенатской комиссии США усматривается, что среди 693 заключенных, освобожденных от отбывания наказания из специальной тюрьмы Гуантанамо, 122 (17,6%) вновь совершили акции терроризма, 86 человек (12,4%) подозре -вались в причастности совершения террориз -ма. В среднем около 30% террористов после освобождения снова активно участвовали в террористической деятельности [16].

Эти факты удостоверяют необходимость обратить особое внимание на практику ис-

правления и перевоспитания осужденных террористов. Крайне необходимо, наряду с применением общего порядка и условий исполнения и отбывания назначенного судом наказания, разработать специальные рекомендации, направленные на исправление и перевоспитание рассматриваемой категории осужденных.

Между тем, эта категория лиц имеет возможность отрыто общаться с другими осужденными, так как они не содержатся в отдельных камерах, а режим отбывания проходит в помещениях барачного типа. Если в среднем пенитенциарном учреждении содержатся 1 тыс. заключенных, то естественно, что каждый из заключенных может быть подвергнут радикальной экстремисткой идеологии со стороны осужденных террористов, имеющих опыт идеологического обоснования своих экстремистских воззрений. Кроме того, администрация мест лишения свободы традиционно относит систему исправления и перевоспитания к мерам, не допускающим наруше -ние режима отбывания наказания. Таким образом, места лишения свободы, где отбывают наказание осужденные террористы, могут отчасти являться рассадниками экстремисткой идеологии. Аналогичные проблемы отмечены участниками Всероссийской научно-практической конференции «Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы», прошедшей 30-31 мая 2017 г. в г. Казани. В частности, были выявлены факты, свидетельствующие, что исправительные учреждения являются одним из источников распространения радикальной идеологии. Осужденные за преступления экстремистской и террористической направленности вовлекают других в экстремистские ячейки, используя при этом в процессе вербовки запрещенные агитационные материалы. Они обладают навыками влияния и внушения находящимся в исправительном учреждении и активно пропо-

ведуют идеологию радикального ислама. Такие осужденные способны за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 чел. и более. Около 70% освободившихся сторонников радикальных структур вновь принимают участие в экстремистских акциях, провоци -руют межэтнические (межрелигиозные) конфликты, распространяют радикальную идеологию в среде отбывающих наказание. Однако изолировать их от основного контингента, содержащегося в местах лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством очень сложно, поскольку они, как правило, не нарушают существующий режим отбывания наказания. Даже в случае отдельного содержания осужденных террористов, в помещениях камерного типа традиционные подходы по их исправлению и перевоспитанию не эффективны [1, с. 6-7].

Эта проблема актуальна для многих государств, где в местах лишения свободы отбывают наказание лица, осужденные за терроризм. Каков же выход из создавшегося положения? Обратимся к международной практике, в частности - к рекомендациям ООН по этому вопросу.

Согласно отчету Общества Генри Джексона отделение исламистских экстремистов от остальной части заключенных является един -ственным правильным решением для предотвращения распространения радикализации на других заключенных и обеспечения их полноценной реабилитации [15].

В рекомендациях ООН «Управление тюрьмами преступников, связанных с терроризмом: эффективно ли их разделение?» также отмечается, что правительства должны выработать систему правил, регламентирующих особый порядок содержания террористов. Рекомендуют отдельное содержание террористов от других осужденных. В случае отсутствия такового террористы будут иметь возможность проповедовать свою идеологию,

использовать недовольство системой уголовного правосудия и радикализировать других осужденных. В данном документе ООН рекомендуется:

• содержание заключенных по отдельности или небольшими группами для снижения угрозы радикализации тюрем;

• цель раздельного содержания - способствовать убеждению заключенных-террористов отказаться от идеологии насилия или просто остановить их от дальнейших правонарушений;

• рассмотреть особые условия содержания под стражей для тех, кто придерживается крайних экстремистских взглядов;

• необходимо осужденных террористов различать по социальному происхождению, возрасту, приговору или уровню контактов с террористическими организациями. Поэтому реабилитация должна быть индивидуально адаптирована, чтобы стать успешной;

• определить величину вовлеченности заключенных в идеологию экстремизма, их образ мышления и уровень возможностей для совершения террористических актов.

Необходимо учитывать:

• меняющуюся демографию правонарушителей-террористов, включая их более молодой возраст и участие в совершении террористических актов женщин;

• контроль и надзор за освобожденными из мест лишения свободы террористами, особенно их общения с бывшими сокамерниками;

• наставничество при освобождении уязвимых заключенных должно быть обязательной частью их реинтеграции в общество;

• правительству следует создать специальный отдел тюремной разведки из экспертов по терроризму и других лиц для анализа информации о радикальных тенденциях в тюрьмах и стимулах, которые можно было бы разработать для осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы [6].

Практику раздельного содержания террористов уже избрала Российская Федерация. По мнению авторов законопроекта: «Изолированный тюремный режим позволит свести к минимуму возможность распространения экстремистской идеологии в среде осужденных и их вербовки в ряды террористических организаций» [17]. Представляется, что в Кодекс по исполнению наказаний АР должны быть внесены дополнения, предусматривающие раздельное содержание террористов от других осужденных.

Таким образом, требуется усиление законодательных и организационно-практических мер по исправлению и перевоспитанию осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности, противодействию распространения религиозно-экс-тремисткой идеологии и создание целостной стратегии по защите других осужденных от радикализации и деструктивных влияний. В их основе должны действовать специальные программы психологической коррекции личности, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество. С этой целью с учетом опыта стран членов ООН, где в местах лишения свободы отбывают наказание лица, совершившие акты терроризма и преступления экстремистской направленности, необходима разработка специальных рекомендаций. В данных рекомендациях, как отмечает А.А. Аблаев, могут быть предусмотрены следующие меры.

1. Обязательное установление в отношении их административного надзора без дополнительных условий, в том числе независимо от их поведения в процессе отбывания наказания.

2. Удовлетворение духовных потребностей осужденных и лиц, содержащихся под стражей, исповедующих традиционный ислам.

3. Содействие администрациям учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных к лишению свободы, исповедующих традиционный ислам, в их подготовке к освобождению, трудовое и бытовое устройство после освобождения.

4. Проведение планомерной совместной деятельности по профилактике и устранению фактов религиозного экстремизма, межэтнической и межконфессиональной напряженности среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

5. Принятие совместных действенных мер по профилактике и пресечению случаев религиозной нетерпимости, религиозного экстремизма, напряженности среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей [2, с. 18-19].

Вопросы, связанные с психологией исправления и перевоспитания лиц анализируемой категории, к сожалению, остаются не достаточно реализованными. Между тем применение комплекса психологических мер воздействия способствует росту самоуважения заключенного и пробуждению его чувства личной и социальной ответственности [4]. Наш анализ условий исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных за террористические преступления свидетельствует, что администрацией мест лишения свободы не выработаны эффективные индивидуальные средства исправления рассматриваемой категории лиц. В местах лишения свободы нет института имамов - тюремных капелланов, а воспитательной работой этих осужденных занимаются психологи, как правило, молодые специалисты, не имеющие опыта работы с данной категорией осужденных и вообще далеких от понимания специфики религиозной психологии осужденных террористов, не гово -ря о знании основ Корана.

Поэтому не менее важную роль играет ведение нормативного регулирования деятельности в исправительных учреждениях инсти-

тута имамов - тюремных капелланов. Их поведение, учитывающее особенности исламского течения, будет более эффективно искоренять идеологию религиозного экстремизма на базе более сильной, аргументированной и научно обоснованной идеологии, базирующейся на истинном толковании священных исламских писаний и знаний [13]. Крайне необходима разработка программно установленных реально достижимых коэффициентов целевых индикаторов и показателей по исправлению осужденных террористов. Ориентация этой программы должна быть направлена на достижение нормативно-организационных основ решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма, устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их по -явлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения. Конечная цель указанной программы - профилактика совершения террористических преступлений лицами после освобождения из мест лишения свободы [10]. Необходимо систематическое изучение и обобщение международного опыта в области специфики исправления и перевоспитания местах лишения свободы изучаемых лиц.

В связи с этим приведем примеры из опыта Саудовской Аравии, которая является одной из немногих стран, где борьба с терроризмом и экстремизмом принесла реальные успехи. Этот успех не может быть объяснен только эффективностью мер безопасности, но и более мягким подходом в противодействии радикальной идеологии, способы и методы, воздействия каковой мы попытаемся коротко изложить [3].

Правительство Саудовской Аравии осознало, что существующие меры безопасности были недостаточными, и признало важную роль в разработке комплекса мер в противодействии радикальной идеологии мотивации террористов и оправдании террора. Они,приступая к планированию и организации работы по идеологическому противодействию религиозному экстремизму в местах лишения сво -боды в отношении лиц, осужденных за совершение акций терроризма, учитывали следующие существенные факторы:

1. Для мусульман ислам является основой и контекстом их мыслей, чувств и поведения [3].

2. Это относится к каждому аспекту их жизни: он вдохновляет их, направляет их в отношениях с правителями и должностными лицами, обеспечивает основу для повседневных действий и помогает им улучшить свое личное поведение и повысить свои моральные ценно -сти и этические стандарты.

На этом ядре была осуществлена интенсивная программа консультирования, т.е. религиозного перевоспитания, реабилитации, именуемой аль-Мунасахах. Цель программы состоит в том, чтобы побудить заключенных отказаться от своей радикальной идеологии, предоставить им психологические и социологические консультации, вовлекая их в интенсивный религиозный диалог [3].

Согласно программе заключенные (осужденные за акции терроризма) подразделяются на три категории:

• кто планировал, кто способствовал или участвовал в террористических актах;

• кто непосредственно не участвовал в организации, подготовке и совершении террористических актов, не оказывал помощь террористам, а только сочувствовал им и, возможно, публично высказывались в их поддержку; полагая, что они находятся на истинном пути джихада [3];

• заключенные - жестокие боевики с укоренившимися отклоняющимися убеждениями [3].

Непосредственно реализацией программы занимается Комитет, который состоит из четырех подкомитетов: религиозных, психосоциальных, служб безопасности и средств массовой информации [3].

В состав подкомитетов входят более чем 160 мусульманских священнослужителей, ученых и преподавателей университетов (эта цифра колеблется в зависимости от потребно -стей программы) [10].

После психологических и социальных оценок, консультанты вовлекают заключенных в беседы о своих взглядах, например, о религиозных концепциях, ее доктринах (такфира, альтатарруз, инкар, аль-мункар, тауба, о предназначении джихада и др.), о недопустимости операций самоубийц, которые не могут рассматриваться как мученики, о недопустимости изгнания многобожников; иноверцев; убийств ни в чем не повинных мусульманских и других военнопленных, помещая их перед фронтом противника в качестве прикрытия и т.д. [3].

Встречи с заключенными проводятся как индивидуально, так коллективно. Диалог идет по любым спорным вопросам, которые могут возникнуть [3].

Заключенные участвуют в дебатах и представляют свои аргументы в диалоге один на один с консультантами в поисках истины [3].

Осужденные, которые участвуют в этой программе, должны сдать экзамен перед освобождением от наказания. Основные цели подкомитета состоят в том, чтобы помочь заключенным исправить свое ошибочное понимание шариата, ответить на их сомнения и на -помнить им об опасности инакомыслия и важности покаяния,сохранения моральных ценностей и необходимости консультироваться с людьми, обладающими соответствующими знаниями, уважая мнения других [3].

Комитет имеет своих членов внутри тюрем, которые непосредственно следят за поведением задержанных и их беседами. Они проводят оценки рисков, дают рекомендации по освобождению заключенных от наказания, контролируют их после освобождения от наказания. Освобождение предоставляется тем, кто доказал, что они эффективно отреагировали на программу, осознали свои предыдущие ошибки, осудили свою прежнюю радикальную идеологию, больше не считаются угрозами безопасности и доказали, что имеют религиозные, духовные и этические ценности, чтобы удержать себя от отступления [10].

Всесторонний анализ той роли, которую могут играть тюрьмы в радикализиции и дера-дикализации заключенных, был опубликован Международным центром по изучению радикализации и политического насилия (ICSR) в партнерстве с Национальным Консорциумом изучения терроризма (Лондон). По результатам проведенного исследования основных подходов 15 стран к исправлению и перевоспитанию осужденных террористов были подготовлены рекомендации, которые предусматривают следующее:

• роль тюрем в противодействии радикализации и дерадикализации, т.е. «определение мест уязвимости»,

• дефиниция принципов и лучшая практика содержания;

• значение тюрем не только в противодействии угрозам распространения экстремизма, но и той позитивной роли в воспрепятствовании распространению терроризма в обществе в целом;

• изучение личности осужденных террористов, где отмечается, что они не являются «обычными» преступниками.

Террористы часто используют свое время в тюрьмах для мобилизации внешней поддержки, радикализации других заключенных и - при наличии возможности - попытает-

ся воссоздать внутрисистемные командные структуры среди заключенных. В отмеченных 15 странах нет жестких правил содержания террористов, в частности, должны ли они быть сосредоточены вместе или отделены от остального тюремного населения.

Большинство стран считают нецелесообразным содержать террористов в смешанных группах заключенных: так лидеры используют этот фактор для идеологической пропаганды экстремистских идей и последующего увеличения числа своих сторонников. Сотрудники администрации мест лишения свободы ошибочно полагают, что императивы безопасности и реформ содержания указанных осужденных террористов несовместимы. По мнению экспертов, в большинстве стран требования безопасности и реформ скорее дополняют, чем противоречат друг другу, а потому тюремные службы должны быть более амбициозными в продвижении позитивного влияния внутри тюрьмы и разработать более инновационные подходы, содействовать реинтеграции осужденных в общество.

Переполненность и нехватка персонала создают условия, при которых сложно выявить организаторов радикализации, таким образом появляется физическое и идеологическое пространство, в котором экстремистские вербовщики могут свободно действовать и монополизировать дискуссии о религии и политике.

Администрации мест лишения свободы необходимо различать законное выражение веры и экстремистские идеологии, тюремные службы должны инвестировать в персонал регулярно проводить его обучение и др. [11].

Конечно, этот перечень не является окончательным, он может дополняться и изменяться по мере накопления и совершенствования практики содержания осужденных террористов в местах лишения свободы.

В настоящее время в целях повышения эффективности и концентрации внимания на существенных результатах в Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций созданы и успешно действуют рабочие группы, которые занимаются формированием передовой практики и проектами по укреплению потенциала в тех областях, где сотрудничество структур системы Организации Объединенных Наций может способствовать осуществлению Стратегии. В данный момент действует 11 тематических групп:

• рабочая группа по обустройству границ и охране правопорядка в контексте борьбы с терроризмом;

• рабочая группа по изучению условий, способствующих распространению терроризма;

• рабочая группа по борьбе с финансированием терроризма;

• рабочая группа по иностранным боевикам-террористам;

• рабочая группа полного состава по национальным и региональным стратегиям противодействия терроризму;

• рабочая группа по предупреждению нападений с применением оружия массового уничтожения и принятию ответных мер;

• рабочая группа по предупреждению воинствующего экстремизма;

• рабочая группа по поощрению и защите прав человека и обеспечению верховенства права в условиях борьбы с терроризмом;

• рабочая группа по защите критической инфраструктуры, включая Интернет, уязвимые объекты и безопасность в сфере туризма;

• рабочая группа по поддержке жертв терро -ризма и привлечению к ним внимания общественности;

• рабочая группа по правовым и уголовно-процессуальным средствам борьбы с терроризмом [11].

С учетом вышеизложенного в целях повышения эффективности и концентрации внимания на формировании передовой практики по исправлению и перевоспитанию среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения сво -боды за терроризм, преступления, совершенные по религиозным мотивам, полагаем: наряду с вышеизложенными рекомендациями, необходимо создание 12-й специализированной рабочей группы «По реформированию национально-правовых механизмов пенитенциарной системы в обеспечении процедуры для предотвращения и противодействия радикализации в тюрьмах». Данное нововведение, бесспорно, будет способствовать профилактике терроризма среди лиц, освобожденных от отбывания наказания.

Нормативно-правовые акты и ли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абдуллин Ю.Т. Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ // Противодействие по нераспространению экстремистских течений среди заключенных: описание опыта работы по тюремным службам в г. Санкт-Петербурге: Сборник статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 30-31 мая 2017 г. Казань, 2018. С. 6-7.

2. Аблаев А.А. Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциали-зации осужденных в местах лишения свободы // Сборник статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: РИ-И-ФПИКНиО-ФСИН, 2018. - 221 с.

3. Абдулла Ф. Ансари. Борьба с экстремизмом: краткий обзор подхода Саудовской Аравии // Ближневосточная политика, том XV, выпуск 2, авторская ссылка См. Сравните Митчелл Д. Силбер и Арвин Бхатт, Радикализация на Западе: доморощенная угроза (Департамент полиции Нью-Йорка, август 2007 г.), http://hsgac.senate.gov/_files/ SanchezSilber.pdf.alman Al-Aqili, «Интенсивные программы реабилитации возвращающихся заключенных Гуантанамо», Аль-Яум онлайн, выпуск № 12075, 7 июля 2006 г., http://www.alyaum.com/ issue/page.php?IN=12075&P=1&G=2.

4. 89 Али Аль-Кахтани, сноска 81 выше.

5. Федеральная государственная служба Бельгии - Правосудие (2014 г.): План действий против радикализации в тюрьмах. С. 4, 6.

6. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций. https:// www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy

7. Ю. Рущенко. Управление тюрьмами с преступниками, связанными с терроризмом: эффективно ли разделение? 07.03.2018 г. http:// henryjacksonsociety.org/wpcontent/uploads/2018/03/ HJS-Prison

8. Исламское государство. https://ru.wikipedia. org/wiki/

9. План действий по предупреждению воинствующего экстремизма - Доклад Генерального секретаря. A/70/67 (2015). Подп. f) п. 50.

10. Представители АТЦ СНГ приняли участие в заседании рабочей группы экспертов Совета руководителей пенитенциарных служб стран СНГ 29 сентября 2020. 29.09.2020. https://www.cisatc. org/137/144/292/9044

11. Назарбаев Н.А. Профилактические аспекты борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в республике Казахстан // Ежегодное Послание Главы государства к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012. https:// articlekz.com/article/20770

Normative legal acts and literature

1. Abdullin Yu.T. Spiritual Administration of Muslims of St. Petersburg and the North-West Region of the Russian Federation // Counteraction against the non-proliferation of extremist movements among prisoners: a description of the experience of working in prison services in St. Petersburg; Collection of articles and materials of the All-Russian scientific-practical conference Kazan, May 30-31, 2017 Kazan, 2018. S. 6-7.

2. Ablaev A.A. The role of centralized Muslim religious organizations in the resocialization of convicts in places of deprivation of freedom // Collection of articles and materials of the All-Russian scientific and practical conference. - Kazan: RII-FPIKNiO-FSIN, 2018.-- 221 p.

3. Abdullah F. Ansary. Combating Extremism: A Brief Overview of Saudi Arabia's Approach Arabia // Middle East Policy, Volume XV, Issue 2, author Пп^м. Compare Mitchell D. Silber and Arvin Bhatt, Radical-

12. Тюрьмы и радикализация терроризма и © ICSR2010

13. Резолюция 60/288 - Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций, Приложение План действий. https:// www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-соите1Чегго1^т^Меду

14. Рахимова Г.А. Зашита прав человека и борьба с терроризмом. DELEGATIONOFTHE REPUBLI COFUZBEKISTAN. Совещание по человеческому измерению. Делегация Республики Узбекистан.11-22 сентября 2017 г., Польша, г. Варшава. Рабочее заседание. Варшава, 19.09.2017 г. С. 18-19. Ь^:// www.osce.org/ru/odihr/343001?download=true

15. СГБ Азербайджана: за 5 лет к ИГ присоединились около 900 граждан страны. 24.09.2017 г. https://topwar.ru/125741-sgb-azerbaydzhana-za-5-let-k-ig-prisoedinilis-okolo-900-grazhdan-strany.html

16. Управление тюрьмами террористов: эффективно ли сегрегация? https://henryjacksonsociety. org/puЫications/prison-management-o^terrorism-related-offenders-is-separation-effective/

17. Уведомление «Сколько освобожденных заключенных Гуантанамо совершили новые террористические акты?» https://www.politifact.com/ florida/statements/2017/jan/25/cory-gardner/how-many-released-guantanamo-bay

18. Филиппов А. В России появятся тюрьмы для террористов. https://www.pnp.ru/top/site/v-rossii-poyavyatsya-tyurmy-dlya-terroristov.htm

ization in the West: The Homegrown Threat (The New York City Police Department, August 2007), http://hs-gac.senate.gov/_files/SanchezSilber.pdf.alman Al-Aqi-li, «Intensive Programs to Rehabilitate Returning Guan-tanamo Detainees,» Al-Yaum Online, Issue No. 12075, July 7, 2006, http://www.alyaum.com/issue/page. php?IN=12075&P=1&G=2.

4. 89 Ali Al-Qahtani, supra note 81.

5. Belgium Federal Public Service - Justice (2014): Action Plan against Radicalisation in Prisons, pp. 4 and 6.

6. United Nations Global Counter-Terrorism Strategy. https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/ un-global-counter-terrorism-strategy

7. The author of the report is Dr. Yulia Ruschenko, Research Fellow at the Center for Combating Radical-ization and Terrorism of the Henry Jackson Society. By Dr Julia Rushchenko Prison Management of Ter-

rorism-Related Offenders: Is Separation Effective? 7th March 2018. http://henryjacksonsociety.org/wpcon-tent/uploads/2018/03/HJS-Prison

8. Islamic state: https://ru.wikipedia.org/wiki/

9. 8.Plan of Action for the Prevention of Violent Extremism - Report of the Secretary-General, A / 70/67 (2015), paragraph 50 (f).

10. Representatives of the CIS ATC took part in a meeting of the working group of experts of the Council of Heads of Penitentiary Services of the CIS countries on September 29, 2020 September 29, 2020; https:// www.cisatc.org/137/144/292/9044

11. Preventive aspects of the fight against terrorism and religious extremism in the Republic of Kazakhstan. In the annual Address of the Head of State to the people of Kazakhstan «Strategy» Kazakhstan-2050 «New political course of an established state» 14.12.2012 President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev https://articlekz.com/article/20770

12. Prisons and Terrorism Radicalisation and © ICSR 2010

13. Resolution 60/288 - United Nations Global Counter-Terrorism Strategy, Annex Plan of Action.

https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-glob-al-counter-terrorism-strategy

14. Rakhimova G.A. Defending human rights and fighting terrorism. DELEGATIONOFTHE REPUBLI CO-FUZBEKISTAN. Human Dimension Meeting. Delegation of the Republic of Uzbekistan. 11 - 22 September 2017, Poland, Warsaw. Working Session, Warsaw, September 19, 2017 pp. 18-19. https://www.osce.org/ru/ odihr/343001?download=true

15. SGB of Azerbaijan: over 5 years about 900 citizens of the country joined the ISIS 24 September 2017 https://topwar.ru/125741-sgb-azerbaydzhana-za-5-let-k-ig-prisoedinilis-okolo-900-grazhdan- strany.html

16. 15.Terrorist Prison Management: Is Segregation Effective? https://henryjacksonsociety.org/pub-lications/prison-management-of-terrorism-related-of-fenders-is-separation-effective/

17. Notice How many released Guantanamo Bay prisoners commit new terrorist cts?https://www.politi-fact.com/florida/statements/2017/jan/25/cory-gard-ner/how-many-released-guantanamo-bay.

18. Filippov A. There will be prisons for terrorists in Russia. Https://www.pnp.ru/top/site/v-rossii-poyavyat-sya-tyurmy-dlya-terroristov.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.