Научная статья на тему 'Стандарты образования и тестирование в Швеции'

Стандарты образования и тестирование в Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ОТЧЁТНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ / SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION / SCHOOL POLICY / FINAL MARKS / DIAGNOSTIC MATERIALS / NATIONAL TESTING / REPORTING / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загвоздкин Владимир Константинович

Школьная система Швеции как образец. Квалифицированные педагоги в детских садах и младшей школе. Обратная связь и объективное отслеживание результатов обучения. Тестовая биография шведского ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты образования и тестирование в Швеции»

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ и тестирование в Швеции

Владимир Константинович Загвоздкин,

эксперт Комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ по вопросам стандартов образования, кандидат педагогических наук

• система школьного образования • школьная политика • итоговые оценки • диагностические материалы • национальное тестирование

• отчётность • инструменты диагностики

Многие аналитики считают опыт применения стандартов образования, регулирования на выходе, тестирования, развития качества в системе образования в Швеции образцовыми. Показатели Швеции в международных исследованиях очень высоки, шведский опыт изучается и внедряется в других странах в качестве эксперимента.

Опыт Швеции показывает, что если тестирование применяется осмысленно, оно ведёт к весьма позитивным результатам. Тестовую культуру нужно развивать и вводить постепенно, проводить реформы не рывками, через голову учителей и общественности, а путём обучения и постепенного совершенствования, шаг за шагом, в рамках стабильной однонаправленной общей политики в течение десятков лет.

Школьная система Швеции

Ядро шведской школьной системы образует общеобразовательная девятилетняя основная школа, обязательная для

всех; её посещают 96% детей, 4% посещают негосударственные школы. В старшей школе (гимназии) учатся три года: учащиеся могут выбирать из 14 профессиональных программ и двух программ, ориентированных на поступление в университет, хотя программы, ориентированные на дальнейшее профессиональное образование, не исключают поступления в вуз.

Государственная политика в области образования, также как в Финляндии, делает акцент на обеспечении качественного образования на ранних ступенях обучения. Все воспитатели детских садов получают высшее образование. Соотношение числа детей и учителей в основной школе — 12 к 1. Основная школа, как правило, занимает небольшое помещение и близка к месту проживания семьи. Это делается для создания благоприятной атмосферы на начальном этапе. Старшая школа имеет отдельные помещения и оснащена специальными кабинетами по учебным предметам. В немецких публикациях часто цитируют слова директора педагогического института в Стокгольме: «Самые квалифицированные педагоги

должны работать в детских садах и младшей школе, потому что здесь педагог может много испортить. Всю жизнь человека он может испортить. В старших классах, в гимназии не так легко нанести вред».

Постоянный состав класса (отсутствие второгодничества) и вообще отсутствие отбора любого вида — основа шведской школьной политики. Цель, которую преследуют, сохраняя постоянный состав класса, — воспитание способности к стабильным и прочным человеческим отношениям. Любая форма дифференциации не согласуется с педагогической философией шведской основной школы. Вместо дифференциации в Швеции были разработаны формы индивидуализации обучения. Каждый ученик может получить такую индивидуальную поддержку, которая ему нужна для достижения наивысшего результата.

Как и в Финляндии, в Швеции при введении такой формы основной школы в 50-х годах обсуждался вопрос, не приведёт ли такая политика к снижению общего уровня подготовки, в особенности сильных учащихся. Сегодня можно сказать, что эти опасения не подтвердились. Международные исследования показывают, что 10% шведских школьников находятся на уровне самых успешных учащихся в других странах. Причину этого аналитики видят в том, что ученики (и школа в целом) постоянно получают обратную связь в виде очень хорошо выстроенного, обоснованного, чёткого и объективного отслеживания результатов обучения.

На консультациях о планировании и развитии учитель, ученик и его родители обсуждают, как прошло полугодие, чего ученик достиг, что предстоит сделать в ближайшие полгода. Таким образом, процесс обучения планируется совместно, при участии родителей и учащихся. У родителей есть возможность задать вопросы, высказать учителю свои соображения об учёбе детей.

Отметки вводятся в девятом классе и выставляются в итоговые аттестаты по оконча-

нии основной школы. Эти итоговые отметки в значительной мере влияют на то, в какой поток попадёт ученик после окончания основной школы.

В Швеции введена регулярная эвалюация школ, за которую ответственны местные общины. В развитии школ по поручению государства и общин участвуют специально подготовленные «менеджеры». Система эвалюации и обеспечения качества образования в Швеции считается одной из лучших в мире.

Автономия и развитие школы с учётом местных условий

Важный аспект шведской школьной политики — предоставление школам ресурсов, изменение рамочных учебных планов и программ так, чтобы школы могли сами разрабатывать свои учебные планы, регулировать процесс обучения, исходя из местных условий (1970-е, 80-е годы).

В последующие годы это направление децентрализации было усилено и активно продвигалось правительством. Высшей точки децентрализация достигла в 1990-х годах, когда изменилась вся структура финансирования образования. Общинам государство предоставляло общую сумму на расходы в области образования, которые распределялись на местном уровне в соответствии с потребностями школ конкретной общины. Такая открытая форма финансирования предполагает хорошо развитые демократические структуры местного самоуправления.

От теста к тесту: тестовая биография шведского ученика

Шведская система школьного образования сегодня децентрализована и общины с участием школьников сами решают, какими должны быть методы и содержание обучения, однако жизнь почти всех шведских школьников протекает типично — от теста к тесту.

С первого школьного года (иногда уже на дошкольном уровне) учителя используют диагностический материал. Его основная задача — помочь учителям выявить сильные и слабые стороны учащихся, построить учебный процесс таким образом, чтобы все ученики могли достичь минимальных стандартов. Косвенно диагностический материал помогает также узнать, в какой мере отдельный ученик достиг учебных целей, предусмотренных для его возрастной ступени.

Часто ученики даже не замечают, что учителя пользуются диагностическим материалом, потому что он так сконструирован, что может быть использован в обычном учебном процессе — без инсценировки обстановки экзамена, в любой момент, который покажется учителю подходящим. Результаты использования диагностического материала каждые полгода обсуждаются учителями, родителями и учениками. Применять диагностический материал учителя не обязаны, тем не менее им пользуются практически все.

Проведение первого Национального тестирования во втором полугодии пятого класса тоже необязательно: государство не регламентирует его, этот вопрос решают муниципалитеты, но почти все школьники принимают в нём участие. Наряду с диагностированием сильных и слабых сторон учеников здесь впервые проверяется, достигли ли школьники учебных целей, предусмотренных учебными программами для пятого класса. Учителя, учащиеся и школьные учредители могут на основе результатов тестирования установить, следует ли школа совместно разработанным целям и что необходимо предпринять, чтобы достичь этих целей. Среди особенностей первого Национального тестирования выделим то, что в нём есть общее задание по математике и родному языку: школьники сначала совместно вырабатывают путь решения, а затем каждый для себя записывает ход дискуссии в группе и анализирует его.

В дальнейшем — от шестого и до начала девятого года обучения, в тестировании вновь используются диагностические материалы по трём основным предметам: так же как материал на начальном уровне обучения, они позволяют выявить сильные и слабые стороны учащихся.

Первый «настоящий» тест проходит только в девятом классе. В это время проводятся экзамены по основным предметам в сроки, установленные Национальным школьным комитетом. В отличие от пятого класса, участие в этом тесте обязательно (но если школьник заболел в день экзамена, он не должен потом пересдавать). Центральная задача этого теста — проверить справедливость и равноценность выставляемых учителями оценок. Национальный тест в девятом классе служит также ориентиром для выставления оценок по окончании этого класса, хотя это и не было предусмотрено государством. Ведь чётко говорится: «Национальные тесты оказывают учителю помощь при выставлении отметок»...

В гимназии (10—12-й годы обучения) учителя должны перед выставлением отметок в определённые сроки провести Национальные тесты по всем основным предметам. Для других предметов (от второго и третьего иностранного языка до профессионального обучения) они используют тесты из банка заданий и материалов Национального комитета по образованию.

Тестирование тестированию рознь

Система тестов для шведских школ стала результатом долгого педагогического и политического развития, это многолетний процесс обучения и развития для всех участников — в первую очередь для тех, кто имеет дело с результатами.

Сегодня Национальные тесты проверяют, достигают ли учащиеся, и в каком объёме достигают стандартов результатов, т.е. обладают определёнными компетентностями. Установки по поводу содержания предметного образования теперь отсутствуют: это должны совместно решать учителя и учащиеся. Национальные тесты должны гарантировать всем школьникам равноценное образование, справедливое выставление

оценок и помогать общинам, школьному руководству и учителям критически оценивать и улучшать учебный процесс.

Перспективы изменения системы Национального тестирования основательно дискутируются в Швеции. В последнем отчёте для правительства по оценке шведской системы тестирования Национальный комитет по образованию называет шесть возможных целей Национальных тестов в Швеции. Оценивание: забота о справедливости в выставлении отметок и итоговых аттестатов: сравнимость результатов; отчётность: составление отчётов об образовании (насколько хороша система школьного образования); реформа/управление образованием: внедрение нового содержания и методов образования; пояснение и конкретизация: разъяснение и конкретизация критериев учебных планов и критериев оценки; инструмент диагностики: выявление сильных и слабых сторон учащихся; метод отбора: выдача дипломов об окончании.

Образовательная политика в Швеции основана на принципах: шведская школа является школой для всех, а не «сортировочной школой»; все учащиеся должны иметь возможность овладеть основами базовых знаний и усвоить общие основополагающие ценности; правительство не потерпит, если на учащихся поставят штамп «не способен к учёбе»; цели в шведских школах одинаково высоки для всех учащихся; равные возможности для всех учащихся требуют разных ресурсов.

Для Национальных тестов и диагностических материалов эти принципы выходят на первый план. Тесты в духе этих принципов должны проводиться честно, содействовать развитию всех способностей и задатков учащихся. Поэтому тесты сегодня — сложные механизмы оценки, с помощью которых выявляются сильные и слабые стороны учащихся.

Основные принципы шведских тестов сегодня

Национальные тесты и диагностические материалы в Швеции:

• помогают учителю при оценивании результатов достижений и соблюдении справедливости в выставлении отметок;

• интегрированы в процесс обучения и должны ему соответствовать;

• должны соответствовать пониманию процесса обучения, нравственным ценностям и идеалам учебных планов и программ и конкретизировать их;

• должны быть надёжным инструментом измерения, исключающим неясности и произвол;

• должны быть разнообразными, широкими и прогрессирующими, соответствовать различным учебным путям школьников;

• должны, прежде всего, дать возможность учащимся показать, что они могут. Целью тестов не может быть демонстрация пробелов в знаниях учеников;

• должны разрабатываться в сотрудничестве учителей с учащимися.

Практика: Национальный тест по родному (шведскому) языку для девятого класса

За неделю начинается подготовка к тесту по родному языку: школьники получают тетрадь текстов объёмом примерно в 16 листов на тему, которая будет составлять предмет тестирования. В тетради есть научные, художественные тексты, таблицы и иллюстрации, освещающие тему с разных точек зрения. За час ребята изучают материал в группах, затем тетрадь сдаётся учителю. Теперь у школьников есть неделя для того, чтобы «повертеть» тему в голове, обдумать собственную точку зрения и свой опыт, связанный с этой темой.

В день, установленный в централизованном порядке и единый для всей Швеции, состоится первая часть экзамена. Как минимум к одному тексту из тетради даются задания в разных форматах, рассчитанные на 60 минут (понимание читаемого текста, анализ и языковые задания). Формат заданий весьма широк: от вопросов с множественным выбором ответа до вопросов с незаконченным ответом, требующим продолжения.

Через несколько дней состоится вторая часть экзамена — творческое письменное задание: оно также относится к текстам из тетради и предлагает задания на сравнение или на выбор.

Позитивных результатов достигает тот, кто хорошо обдумал свои высказывания. Вместе с тем, такой подход основан на дидактическом принципе, лежащем в основе шведского обучения: учащиеся должны сначала прочитать тексты, затем в группах провести первоначальную работу для их понимания и интерпретации, проверить себя с помощью проверочных заданий и, наконец, провести анализ и оценку текста во время свободного письменного задания. Во многих классах в течение следующих месяцев проводятся ещё и устные экзамены с частью класса. Обычно ребята при этом работают в группах, в то время как учитель наблюдает за группой, оценивает результаты работы и позже сообщает их группе.

Оценивает результаты теста вначале учитель: он получает руководство с правильными ответами, указаниями и критериями оценки. В руководстве напечатаны также примеры ответов разного качества. Из-за новых форм заданий (открытый формат) тесты теперь оцениваются не так быстро, как раньше, часто они требуют длительной обработки. По результатам выполнения отдельных заданий составляются профили на каждого ученика и на весь класс. Ученики получают отчёты о своей работе: оценивается, насколько хорошо они могут выражать свои взгляды, чувства, знания и идеи; использовать информацию из литературы и других информационных источников; анализировать контекст и понимать взаимосвязи; уверенно и грамотно пользоваться письменной речью в разных ситуациях.

«В сравнении с возможными трудностями при оценке результатов тестирования трудности при составлении тестов — почти ничто. Если вспомнить об этой старой мудрости разработчиков тестов, то остаётся удивляться, насколько обдуманно и спокойно, как правило, в Швеции обходятся с результатами Национального тестирования», — пишет знаток шведской системы образования Айкенбуш.

Вот как это происходит. После оценивания результатов класса учитель сообщает о них классу и школьному руководству.

В обоих случаях это не «констатация» или «оглашение приговора», а повод для разговора: как мы понимаем результаты? Каковы возможные причины подобных результатов? Какие выводы и как действовать в дальнейшем? В этих беседах и в отношении к результатам мало «личного». Плохие результаты тестирования не становятся поводом для поиска ошибок в работе учителя, часто это начало профессионального анализа сильных и слабых сторон класса и школы и рамочных условий процесса обучения. Одновременно это повод для дискуссий о дидактических подходах и концепциях, если в тестах было новое содержание, использовались новые методы или форматы заданий.

Результаты отдельных классов передаются на следующий уровень, в Национальный комитет, там обрабатываются и составляются результаты по всей стране. Параллельно с этим ещё раз проводится контрольная выборочная проверка, чтобы убедиться в надёжности полученных результатов и провести глубокий анализ. Результаты национальных проверок публикуются в отчётах. Тем временем становятся доступными общественности и результаты по каждой школе. На сайте Национального комитета образования можно прочитать, какие результаты тестирования показали отдельные школы. Для того, чтобы школы и учителя могли сравнить свои результаты с результатами других школ и классов, составляются отчёты по показателям, в которых учитывается специфическая ситуация каждой школы и состав учащихся. Эта информация дополняется отчётами о школьном инспектировании (проводится органами школьного надзора примерно каждые шесть лет во всех шведских школах), а также оценками качества деятельности школ на местном уровне и на уровне всей страны (по определённым темам и параметрам). НО

Что происходит с результатами?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.