Научная статья на тему 'Тестирование как средство контроля знаний, умений и навыков учащихся'

Тестирование как средство контроля знаний, умений и навыков учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1057
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанова Е. В.

Тестирование – одна из основных форм контроля учебных результатов учащихся, помогающая им успешно сдать единый государственный экзамен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование как средство контроля знаний, умений и навыков учащихся»

Список литературы:

1. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63.

2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

4. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн. - 2003. - № 12. - С. 7.

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

© Кирсанова Е.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Балашов

Тестирование - одна из основных форм контроля учебных результатов учашдхся, помогающая им успешно сдать единый государственный экзамен.

Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации в обучении учащихся. Образование приобретает роль ведущего фактора социально-экономического развития общества. Учащиеся должны быть способными не только к стандартному решению какого-либо задания, но и к аналитическому мышлению. Поэтому учебный процесс должен раскрывать и развивать логический потенциал школьника, его способность к самоанализу. Этому способствует введение в школьную практику элементов тестирования. В связи с этим возникла необходимость наряду с традиционными видами контроля осуществлять проверку знаний, умений и навыков с помощью тестов. В связи с этим необходимы изменения в организации работы учителей и обучения школьников.

Использование тестовых заданий при овладении новыми знаниями, с одной стороны обеспечивает более сознательное и четкое усвоение каждой порции учебного материала, формируя логичность в рассуждениях, а с другой - развивает его мышление, приучает к систематической учебной деятельности и способствует установлению связи теории с практикой. Поэтому усвоение новых знаний должно строится так, чтобы ученики восполняли пробелы в знаниях по мере их поступления, а не после какой-либо итоговой проверки. Использование тестов на уроках математики, выработка навыков их

* Учитель математики.

решения, умственная работа по их осмыслению в сочетании с заданиями, требующими творческого обоснования, способствует гармоническому развитию школьников, мотивации к учебе, формированию таких черт характера, как личная ответственность, точность, выдержка, работоспособность.

Актуальна проблема формирования навыков решения тестов и на этапе контроля в обучении, так как важнейшим показателем качества образования является объективная оценка достижений учащихся. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизованными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизованную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Формирование навыков решения тестов школьниками, подготовка учащихся к проведению единого государственного экзамена в России во многом обеспечивает развитие мотивации учения. Необходимость формирования и развития этих навыков обуславливает актуальность поиска приемов, методов и форм организации контроля в учебном процессе общеобразовательной школы, способствующих стимулированию этого процесса.

Учащиеся более приспособлены к выработке логической цепочки решения, а тестирование способствует формированию аналитического склада рассуждений. Так, большинство школьников средних общеобразовательных школ не могут выделить главное в сообщаемой им информации и определить цель своей деятельности, некоторые учащиеся не владеют умениями мыслить четко и логично. Оказывается, что уровень решения тестов у школьников сформирован незначительно.

Являясь сложным управляемым процессом, обучение может быть эффективным только в том случае, если существует надежная обратная связь от ученика к учителю, дающая достоверную информацию о восприятии и усвоении материала школьниками.

Оценка знаний, умений и навыков до сих пор остается в какой-то степени субъективной, несмотря на широкое освещение этого вопроса в методической литературе. Так, она может зависит от личности учителя. За одну и ту же работу ученик у разных учителей может получить разные отметки. Оценивая уровень усвоения знаний, умений и навыков учащиеся на уроках математики, учитель находится под влиянием двух обстоятельств. С одной стороны, он старается выставить объективную отметку в соответствии с нормами оценки. С другой стороны, у него есть и субъективное отношение к ученику. Например в случае продвижения ученика вперед учитель допускает некоторое завышение балла. Однако на экзаменах, когда объективно устанавливается уровень усвоения материала, отметка должна выставляться только в соответствии с нормами оценки и отражать усвоение материала на данном уровне.

Таким образом, по выставленным в классном журнале баллам практически невозможно судить о фактическом уровне знаний, умений и навыков учащихся.

Обычно полагают, что у каждого ученика должно быть много отметок и что итоговая (четвертная или годовая) отметка зависит от количества отметок выставленных в журнал. Однако и это не отражает истинного уровня знаний ученика.

Возникает вопрос, каким образом организовать такой контроль, который позволял бы учителю управлять процессом обучения, совершенствовать знания, умения и навыки учащихся и определять фактический уровень усвоения материала.

Тест представляет собой кратковременное сравнительно просто представленное испытание, проводимое в равных для всех условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Тест состоит из системы заданий, к которому прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Иногда такие тесты называет избирательными.

Существуют тесты на завершение, в которых приведены предложения с пропусками слов.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизованной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразны (стандартны) для всех учащихся.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывания правильного ответа, а также случаи, когда выбор неверного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

При тестировании целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Предлагать задания ниже той максимальной сложности, которая была достигнута в классе.

2. Вопросы, входящие в тест, должны быть примерно одинаковой сложности.

3. В каждом вопросе стремиться предлагать одинаковое количество ответов, но разное число верных и неверных.

4. По возможности пользоваться контролирующими устройствами.

5. Поскольку ученик не тратит ни единой минуты на формирование и запись ответа, а всё своё внимание сосредоточивает на обдумывание существа ответа, тесты, не требуя много времени, могут быть предложены на разных этапах урока.

Тестированием можно охватить проверку усвоения одного правила, свойства или формулы, параграфа, темы, большого раздела.

Задания с выборочными ответами требуют определённых правил составления. Ошибочные ответы берутся не произвольно, а такие, которые делает ученик, имеющие пробелы в знаниях. Особенно эффективными являются задания, в которых перечень ответов представляет собой множество всех логически мыслимых ситуаций. Это объясняется тем, что здесь ученик фактически сам составляет правильный ответ.

Количество ответов, прилагаемых к тому или иному вопросу, может быть различным, но более целесообразно брать от трёх до пяти ответов, так как это и не утомляет учащегося, и значительно уменьшает возможность угадывания ответа. Желательно, чтобы в одном и том же задании количество ответов, приведённых к каждому вопросу, было одним и тем же для всего задания, но это требование не является обязательным.

Работе с рассматриваемыми заданиями посвящён ряд педагогических исследований. Мы остановимся на основных рекомендациях, и, в частности, на типах выбора правильных ответов. Их существует три:

- сравнение друг с другом всех ответов, приводимых в данном вопросе;

- самостоятельное решение задачи с последующим сравнением полученного результата с приведенным;

- установление ошибочности остальных ответов.

- Это, в основном, и определяет подбор заданий с выборочными ответами по той или иной теме.

Как правило, тест из 8-12 вопросов дается 10-15 минут. Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. После этого можно провести «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с первым. Основу должны составлять тесты, проводимые после окончания изучения темы, когда учащийся приступает к решению задач и учителю нужно знать, насколько твердо он усвоил теоретический материал, а также на уроках заключительного повторения.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и затем проверяют оставшиеся. Это необходимо учитывать при составлении теста - варианты ответов должны быть очевидно абсурдными.

Очень важно, что кроме контроля тест реализует и функцию обучения. Именно поэтому среди вариантов ответа должен быть правильный ответ. В контрольных тестах это не обязательно. В них возможен такой вариант ответа: «результат не указан».

И, наконец, самое важное - тест легко поддается компьютеризации. Ветвящиеся тесты, несомненно, удобнее использовать при помощи компьютера. Преимуществ компьютерного тест-анализа очень много. Учителю будет гораздо легче работать, когда машина начнет показывать ему полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить еще раз и с кем именно. Компьютер поможет спланировать работу учителя более рационально.

Обработка и анализ результатов тестирования-самые важные моменты тест-анализа. Именно они обеспечивают качественную «обратную связь» обучения и показывают направления для индивидуальной работы. Чем яснее определены цели и задачи теста, тем легче составить его и провести анализ.

Однако не надо идеализировать возможности тестов. Они не в состоянии выявить все особенности обучаемых. Люди, конечно, разные. Есть быстро соображающие, им с тестами работать легко. Но есть и тугодумы, которым нужно много времени на размышление. Таких учащихся тест ставит в очень невыгодное положение. Поэтому тесты не должны полностью заменить «классический» контроль. Лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дает объективный результат.

Задачей смешанного, контрольнообучающего теста, обращение к которому может быть вызвано необходимостью выявления за короткие сроки уровня исходных знаний по некоторым разделам, является корректировка программы школы.

В статье Е.В. Скральниковой тест не дает представления о методах решения и не позволяет выяснить, как развиты навыки записи решений задач, что является немаловажным моментом обучения. Если методы решений можно видеть только при традиционном контроле, то навыки записи математических рассуждений успешно поддаются тестированию [1].

Тестирование фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года и является средством контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и попутное повторение.

Список литературы:

1. Скрыльникова Е.В. Методические средства контроля знаний учащихся и мотивации обучения по математике с использованием средств информатики. // Математика в школе. - 1998. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.