КОНТРОЛИРУЮЩАЯ И КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОДЕ МОНИТОРИНГА
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1 2 Ковальчук Л.И. , Магдесян А.И.
Ковальчук Лариса Ивановна - учитель математики; 2Магдесян Анна Ильинична - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8, г. Сочи, Краснодарский край
Аннотация: в статье описываются формы и алгоритм применения электронных образовательных ресурсов на этапах контроля и коррекции учебных достижений обучающихся как основы для создания индивидуальной образовательной траектории учащихся. Ключевые слова: мониторинг, электронные образовательные ресурсы, moodle, тестирование, индивидуальная образовательная траектория, контролирующая и корректирующая деятельности учителя.
Мониторинг учебных достижений обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе его проведения решаются следующие задачи: выявление уровня усвоения материала (контроль), отслеживание эволюции познавательных способностей обучающихся, коррекция деятельности учащихся и учителя. Решение этих задач и составляет основу контролирующей и корректирующей деятельностей учителя.
Результатом проведения мониторинга является накопление некоторых диагностических данных, по которым в той или иной мере можно судить об учебных достижениях обучающихся. Именно по этой диагностической картине можно установить, что усвоил ученик, а что нет. И далее учитель сталкивается с проблемой ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Это один из сложных этапов мониторинга. Возникающие на указанном этапе проблемы учитель решает путем организации своей учебно-корректирующей деятельности.
В.П. Беспалько, отмечая сложность управления процессом реального обучения по причине отклонения от запланированного процесса, указывает на обязательное наличие алгоритма управления, подчиняющегося заранее выбранной стратегии - наблюдение за деятельностью учащихся, контролирование её хода, корректировка ошибочного усвоения (не ошибки!) [1]. В.М. Монахов исследовал отдельные стороны организации работы учителя по коррекции затруднений учащихся, охарактеризовал технологию управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения. О.А. Абдуллина, И.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др. выделили педагогические умения, необходимые для организации деятельности учителя: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные. Эти умения в полной мере относятся и к корректирующей деятельности учителя.
В.Е. Мусина, формулируя модель проведения мониторинга, выделяет её заключительные этапы: коррекции и проектирования, архивирования и хранения, формулирует алгоритм управления данным видом деятельности [4], [5]. Важность этих этапов обосновывается необходимостью отслеживания динамики учебных достижений школьников.
Именно эти два этапа и составляют основу корректирующей деятельности учителя в ходе проведения мониторинга учебных достижений обучающихся.
Широко применяемые в Краснодарском крае диагностические карты позволяют реализовать цели и задачи этапа архивирования и хранения. А вот выполнение этапа коррекции и проектирования требует применения современных педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность и самостоятельную деятельность учащихся, разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
ЭОР позволяют учителю применить необходимый спектр педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность. Е.В. Осин дает подробную функциональную характеристику ЭОР и раскрывает возможности их использования в урочной и внеурочной деятельности учителя (выполнении домашнего задания, подготовки к итоговой аттестации) [8], [9], обуславливая возможность создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В свою очередь А.И. Евсеев формулирует методические требования к созданию дидактического сценария ЭОР [2]. Им регламентированы разработки формируемой деятельности (цели, задачи обучения; тематическая модель предметной области, структурно логический анализ каждой темы курса, начальный и конечный уровни обученности), познавательной деятельности по усвоению темы (мотивация, уяснение, отработка, контроль), тренировки и самоконтроля.
Интерактивные презентации, личные сайты учителей, электронные образовательные системы (тооШе) позволяют разнообразить методические методы и формы урочной деятельности учителя и организацию домашнего задания. И это широкое поле деятельности для творчества учителя.
Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.
В корректирующей деятельности учителя moodle позволяет ввести элементы дистанционного обучения в домашнее задание, создать систему онлайн тестирования с индивидуальными заданиями для каждого обучающегося по датчику случайных чисел с мгновенной проверкой, вести журнал выполнения учащимися заданий, оперативно реагировать на ошибки.
«Дай мне попробовать, и я научусь». Эта известная китайская пословица фактически выражает принцип построения корректирующей деятельности учителя с применением ЭОР. Направленная на ликвидацию пробелов в теоретических знаниях, на отработку различных обязательных умений по учебной дисциплине, она в достаточной мере позволяет обучающемуся попробовать свои силы в решении задач, проанализировать собственные достижения и ошибки, выстроить индивидуальную траекторию самообразования, то есть научиться учиться.
Точечные пятиминутки (устные разминки по запланированной тематике) на каждом уроке не в достаточной мере решали задачу по ликвидации пробелов в ключевых знаниях и умениях как в 9, так и в 11 классах. В 5-8 классах учащимися слабо реализовывались навыки по применению устного счета. Более того, разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровни выявило группы учащихся гуманитарных профилей слабо мотивированных на сдачу ЕГЭ на высокую оценку ввиду невостребованности этой отметки для поступления в ВУЗ. Поэтому требовалось организовать самоподготовку таких учащихся так, чтобы при наименьших временных затратах она приносила достаточно высокий индивидуальный результат. Кроме того, даже у высоко мотивированных учащихся, сдающих математику на профильном уровне, возникали проблемы по организации системного подхода к повторению изученного материала, в усвоении теоретических базовых математических знаний, в применении алгоритмов.
В результате была организована системная подготовка учащихся к аттестации посредством выстраивания целенаправленной корректирующей деятельности учителя с применением ЭОР по результатам проводимой диагностики.
Была поставлена задача об организации индивидуальной траектории обучения для максимального количества учащихся с целью создания возможности для каждого учащегося реализации своего потенциала.
Наилучший результат в этом направлении дает комплексное применение урочных и внеурочных форм с применением ЭОР. К урочным формам можно отнести проведение устных разминок на уроках, обучающих регулируемых самостоятельных работ, уроков коррекции умений и знаний, уроков обобщения и систематизации знаний. Внеурочные формы основаны на применении элементов дистанционного обучения при выполнении домашних заданий. Это и
61
использование личного сайта учителя (разработка тренажёров по теории, контрольных и обучающих тестов, создание интерактивных презентаций в режиме онлайн и видео роликов по сложным заданиям контрольно-измерительных материалов), применение системы тооШе (разработка системы тестирования по заданиям итоговой аттестации, по развитию навыков устного счета).
Контролирующая деятельность с применением ЭОР. Без оперативного контроля процесса усвоения учебного материала невозможно отследить, что усвоили учащиеся, что не усвоили, и что требует дополнительной доработки, то есть коррекции.
На контроль в урочное время в системе тооШе прежде всего выносятся задания, выполнение которых у учащихся должны быть доведены до автоматизма (например, действия над числами с разными знаками, чтение графиков, приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок и т. д.), а также задания базового уровня сложности в старших классах.
Преимущества использования данной системы:
- учитель полностью освобождается от проверки (все результаты сразу фиксируются в электронном журнале системы),
- для каждого учащегося генерируется свой отдельный вариант,
- устанавливается время прохождения теста,
- учащийся может сразу видеть результат и проанализировать свои ошибки, провести рефлексию.
Особый интерес у учащихся вызывают системы тестирования по базовому курсу математики при подготовке к итоговой аттестации, позволяющие учителю проконтролировать на уроке уровень усвоения учащимися всех заданий тестовой части и наметить план по ликвидации пробелов.
Следует отметить, что применение ЭОР не подменяют традиционные письменные формы проверки знаний учащихся, а дополняет их на ступени усвоения ключевых теоретических знаний и алгоритмов.
Корректирующая деятельность с применением ЭОР.
Учебно-корректирующая деятельность учителя (УКД) - это система целенаправленных коррекционных действий учителя, проводимых с целью предупреждения и ликвидации затруднений школьников [10].
Главное при организации корректирующей деятельности - предоставить учащемуся возможность попробовать свои силы в решении задач, самостоятельно определить свои достижения и ошибки и направить эту самостоятельную деятельность на ликвидацию пробелов.
С этой целью каждое задание контрольно-измерительных материалов разделено на подзадания по одной тематике. Это позволяет учащимся сконцентрировать свое внимание на узком круге теоретических знаний и алгоритмов, необходимых для применения в решении.
Виды тестов, применяемых в учебно-корректирующей деятельности учителя с применением ЭОР:
- тесты с разбором решений (используются на начальной ступени усвоения учебного материала; после введения предполагаемого ответа организуется просмотр решения задачи в виде интерактивной презентации или видео ролика в индивидуальном для каждого учащегося режиме);
- тренировочные тесты (применяются на ступени закрепления изучаемых теоретических знаний и алгоритмов; система тестирования сообщает учащемуся о правильности введённого ответа и предлагает ему самостоятельно разобраться в собственных ошибках перед обращением к учителю или одноклассникам);
- контрольные тесты (практикуются при проведении последней ступени корректирующей деятельности учителя и учащегося; после выполнения указанных тестов учащемуся может быть выставлена отметка).
Применение рассмотренных видов тестов в указанной последовательности создаёт алгоритм их применения в учебно-корректирующей деятельности учителя с применением ЭОР.
Работа с данными тестами осуществляется, как в классе, так и дома. Учащийся входит на сайт под своим логином и паролем и начинает выполнять тренировочный тест по данной тематике. Если работа идет в классе, то учащиеся могут работать и в парах, при этом консультируя друг друга по возникшим вопросам, фиксируя теоретические знания по данному заданию. При необходимости могут обратиться к учителю. Дома продолжается работа по тренировочному тесту (каждый раз генерируется новый вариант). При необходимости учащийся может в любой момент обратиться к тестам с разбором решений. Встроенные учителем в систему тооШе видео ролики и интерактивные презентации в виде электронных книг помогают учащимся разобраться в «непонятных» заданиях и более высокой степени сложности контрольно-измерительных материалов, просмотреть ещё раз их разбор в индивидуальном режиме.
Преимущества применения ЭОР в учебно-корректирующей деятельности учителя:
- учащийся может обращаться к тренировочной системе в любое время,
- оставлять комментарии учителю на сайте (организовывается обратная связь),
- тренироваться неограниченное количество раз по отработке задания (каждый раз генерируется новый вариант),
- анализировать свои действия и выяснять на какой стадии подготовки к итоговой аттестации он находится, наметить план по своей дальнейшей деятельности.
В заключение следует отметить, что использование ЭОР в ходе мониторинга учебных достижений обучающихся по математике посредством грамотно организованной контролирующей и корректирующей деятельностей учителя и учащегося актуально и интересно. Оно позволяет не только помочь учащимся создать план по ликвидации пробелов, но и обеспечить правильную мотивацию обучающихся к участию в промежуточных и итоговых аттестациях. От выбранной цели зависит и стратегия сдачи экзамена.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. 351 с.
2. Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности. Методическое пособие по программе курса «Дистанционные образовательные технологии». М.: ЦНИТ МЭИ, 2009.
3. Звонников В.И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие. М.: Академия, 2007.
4. Мусина В.Е. Технология мониторинга учебных достижений школьников / В.Е. Мусина // Вестник РГПУ имени А.И. Герцена, 2008. № 30/2. С. 414-418.
5. Мусина В.Е. Мониторинг учебных достижений школьников в профессиональной деятельности учителя / В.Е. Мусина // Ярославский педагогический вестник, 2009. № 2. С. 71-73.
6. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование / А.Н. Майоров. СПб.: Образование и культура, 1997. 284 с.
7. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
8. Осин А.В. «Открытые образовательные мультимедиа системы». М.: Агентство «Издательский сервис», 2010.
9. Осин А.В. «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Агентство «Социальный проект», 2007.
10. Смотрова Л.Н. Подготовка студентов к учебно-корректирующей деятельности в общеобразовательной школе: моногр. / Л.Н. Смотрова. Балашов: Николаев, 2011.