Научная статья на тему 'Школа в эпоху перемен'

Школа в эпоху перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова А. В.

Данная статья является итогом многочисленных встреч и общения с коллегами на конференциях и форумах различного научного уровня. Хочется надеяться, что материал, приведенный в статье, будет способствовать новому взгляду ученых-методистов, учителей-практиков и всех работников образования на проблемы школьного обучения в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа в эпоху перемен»

подхода проявляется и в новой классификации методов обучения, и в описании обучения и воспитания, мотивов учения и познавательной деятельности школьников. В этих работах ребенок рассматривается не как «открытая система», готовая воспринять любое воздействие, а как равноправный участник обучения, особенности личности которого обусловливают отбор всех элементов учебно-воспитательного процесса и характер взаимодействия учителя и учащихся. Вероятно, в этом направлении и следует искать пути совершенствования и перестройки обучения.

Существенным недостатком императивного обучения является ограниченная стратегия по отношению к потенциальным возможностям ребенка. Определенные умения, формы активности, личностные качества, проявляющиеся в условиях этого обучения, долгое время принимались как характерные возрастные психологические особенности и считались инвариантными при любой логике построения воспитания и обучения.

За последние годы в условиях экспериментальных систем обучения, построенных на иных основах, когда более или менее резко изменяется сущностная характеристика его компонентов (стиль отношений учителя и учащихся, содержание программы, методы обучения),

Библиографический список:

1 .Обучение и развитие /Под ред. Занкова. — М.,1975.

2.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

3.Педагогика /Под ред. Баранова и др. — М., 1976.

А.Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. — М., 1957.

получены новые данные о возможностях и особенностях психики ребенка. Он обнаруживает более раннюю способность мыслить абстрактно, вести сложную самостоятельную деятельность, вникать в суть теоретических обобщений, усваивать знания более быстрым темпом и т. д. Выяснено, что ребенок не только не избегает трудностей, встречающихся в процессе овладения и присвоения знаний, но и стремится к трудностям и что вовсе не обязательно принуждать ребенка к учению, он сам может охотно включаться в учебную деятельность, мобилизуя все свои силы. А его активное отношение к обучению проявляется и в том, что он не хочет пассивно усваивать готовые знания путем их покорного запоминания.

Возникает парадокс: ребенок имеет потенциальные возможности учиться увлеченно и сознательно преодолевать трудности учения, проявляя при этом свои все развивающиеся многосторонние способности, а традиционно сложившийся процесс обучения, не считаясь с этим, избирает прямолинейный, но испытанный путь, именуемый нами императивным. Такое положение вещей, приемлемое три-четыре десятилетия назад, не отвечает задачам, поставленным современным обществом перед школой.

Материал поступил в редколлегию 19.01.07

УДК 37(4/9)

А. В. Усова

ШКОЛА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Данная статья является итогом многочисленных встреч и общения с коллегами на конференциях и форумах различного научного уровня. Хочется надеяться, что материал, приведенный в статье, будет способствовать новому взгляду ученых-методистов, учителей-практиков и всех работников образования на проблемы школьного обучения в нашей стране.

ШКОЛА ЧЕХОСЛОВАКИИ

Основным ориентиром в чешском школьном образовании являются идеи Я.А. Коменского и, в частности, его положение о том, что перевоспитать общество можно только школьным воспитанием. Эта идея великого ученого всегда жила в чешской общественной мысли.

В Чехословакии уже более 100 лет существует культ школы, при обучении в которой у ученика формируется научное мировоззрение, укрепляется национальное достоинство и воспитывается гордость за свою Родину.

До 1945 года система образования в Чехословакии строилась по следующей схеме: шесть лет ученик обучался в общеобразовательной школе, а затем еще пять лет в гимназии.

С 1945 года пять лет шло обучение в школе и восемь лет в гимназии, то есть среднее образование занимало не 10, а 13 лет. Следует подчеркнуть, что именно в этот период обучение дифференцировалось по социальному признаку, то есть для различных слоев населения учебные программы были различны. Это, как считали многие прогрессивные общественные деятели, было не демократично, поэтому уже в 1948 году был принят первый закон о единой системе обучения, по которому на обучение в начальной школе отводилось пять лет, затем еще четыре года общеобразовательной школы и после этого четыре года обучения в гимназии.

В 1976 году не без влияния советской школы был принят закон об обязательном десятилетнем посещении школы. Следует обратить внимание на тот факт, что речь идет не об обязательном среднем образовании как в Советском Союзе, а лишь о добровольном посещении школы в течение 10 лет. При этом следует учесть, что на работу в Чехословакии принимают лишь при условии посещения учащимся школы в течение 10 лет.

В основе школьного обучения положены три принципа: ясно, быстро, увлекательно. Учащихся уже с первого класса учат искать истину, обращая внимание на тот факт, что чувства могут обмануть, разум не всегда надежен, авторитет надлежит проверке истиной, а доводы других людей должны быть тщательно проанализированы. История изучается с ориентацией на воспитание у подрастающего поколения подражания великим деятелям науки и искусства и воспитания самоотчетности за свои действия. Большое внимание в учебных планах уделяется изучению искусства общения. В основе учебной деятельности лежат следующие правила:

1. Не браться за дело, не имея опыта его выполнения.

2. Не поручать дела человеку, который относится к нему без охоты.

3. Овладевать тактотехнией — искусством упорядочивать поступающую из внешнего мира информацию.

К началу учебного года в первом классе на каждой парте для каждого ученика приготовлены бесплатные карандаши, альбомы, тетради, линейки, «живая азбука» и т.д. В ходе занятий принята следующая методика: учитель говорит тихо и с хорошей дикцией. Учащиеся слушают и записывают основные мысли. Все уроки открыты для свободного посещения. Уже в школе учеников учат культуре жизни в зрелом возрасте и в старости и даже искусству умирать.

Общепризнано, что в провинции образование поставлено лучше, чем в столице. В Праге педагогам доплачивают к зарплате, так как жить в столице труднее и остро стоит жилищный вопрос. Примечательно то, что в последнее время в школьном образовании Чехословакии наметились негативные тенденции, а именно: библиотеки, особенно университетские, когда-то переполненные во все дни недели, пустуют, а в выходные дни — закрыты; даже у способных учеников отсутствует тяга к учению, а слабоуспевающие неделями не посещают занятия; резко падает авторитет учителя. Современные ученые-педагоги приходят к выводу, что в эпоху научнотехнического прогресса, когда «умные головы» и «талантливые мозги» ценятся все дороже и все более востребованы, необходима коренная реформа школы и это является первостепенной задачей, так как от состояния школьного образования зависит культура нации, ее научный потенциал и выживаемость на мировой арене.

ШКОЛА ШВЕЦИИ

Школа в Швеции — это место, где детей научают и приучают жить. С 1965 года всех детей в шведских школах учат без отметок. К такой методике обучения в самой Швеции отношение двоякое. Многие ученые-педагоги считают, что это раскрепощает ученика, снимает страх перед оценкой и возможным наказанием, способствует более ответственному отношению к учению. Другие же говорят, что уровень обучения после отмены отметок резко снизился, хотя и сейчас шведский рабочий по-прежнему считается самым квалифицированным в Европе, а по итогам последних исследований его легче других рабочих обучить новой профессии и переучить. Однако факт есть факт. Школа не рухнула, но проблемы остаются.

В настоящее время обязательным является девятилетняя основная школа, хотя и после нее практически все дети поступают в гимназии. Среднее образование получают почти все шведы и шведки.

Во втором полугодии девятого класса при городской администрации собирается комиссия вместе с будущими выпускниками и их родителями, которая решает, в какой гимназии будет проходить дальнейшее обучение каждый конкретный выпускник. Гимназии же делятся на двухгодичные, трехгодичные и четырехгодичные в зависимости от профиля. Есть гимназии для строительных рабочих, с художественным уклоном и т. д. Однако в гимназиях отсутствует углубленное обучение какого-нибудь из основных предметов.

В Швеции нет деления детей на способных и не способных. Признано вредным создание школ для одаренных детей по математике или физике, а также по гуманитарным предметам. Это, по мнению ученых-педагогов, оголяет все остальные школы и порождает неравенство. Примечательно то, что за одной партой в школе может сидеть сын рабочего и сын миллионера. Дети богатых родителей учатся в одной школе с детьми рабочих.

Учителя в шведской школе получают зарплату независимо от числа уроков в неделю. Обычно в Швеции один директор на 3-4 школы. Это объясняется тем, что учителям директорский контроль не нужен. Если учитель хороший, то зачем ему директор, а если плохой — чем поможет ему директор?

В Швеции преобладает культ математики. Образование считается настолько хорошим, насколько много в нем математики. Во время урока ученики сидят вокруг составленных столов по четыре человека. В ряды рассаживают школьников лишь тогда, когда учитель недоволен классом, то есть в наказание. Ученики много работают самостоятельно. При затруднении в решении какой либо учебной проблемы ученик может подойти к учителю для консультации. В тетрадях чаще всего ученики пишут карандашом, стирая ошибки ластиком. По одному и тому же предмету существует несколько учебников. Так, например, по математике используется четыре учебника. Один из них — красный. В нем рассказывается

о похождении некоего доктора Плюса, который ведет учеников по математическому царству. Много задач про животных. Вторая книга для учителя — тот же учебник, но не цветной, а с ответами и короткими педагогическими советами по каждому занятию. Третья книга — решебник с ответами для учеников. Четвертая книга — главная. Это толстое методическое пособие для учителя. На каждый урок в ней имеется подробная разработка, дополнительный материал и тексты. Книга скреплена пружиной так, что материал необходимого урока легко вынимается — бери и иди в класс. Такой комплекс особенно необходим начинающему учителю, однако и опытные учителя с охотой работают с ним, творчески перерабатывая содержание занятий.

ШКОЛА АРГЕНТИНЫ

Учеников в школу записывают с 4-х лет. Школа государственная и полностью бесплатная. Ученики одеты в яркую форму. У каждого класса — свой цвет. Учителя носят звание профессора, так как по-испански учитель — «профессор». В Аргентине культ школы, образования и чтения. Образование в Аргентине стало семилетним на 100 лет раньше, чем у нас.

Система образования в Аргентине имеет следующую структуру: 7 лет — начальная школа, затем 5 лет — школа второй ступени (средняя) и 2 года — вторая ступень. После окончания ВУЗа учитель первые 5-6 лет преподает в первых-третьих классах, получая каждый год новый класс. Для учащихся это очень неудобно — каждый год — новый учитель. Квалификация аргентинских учителей достаточно низкая. Зарплата учителей несколько ниже, чем в России, поэтому на ставку педагог не может прокормить семью.

Отличие аргентинской школы от нашей состоит в том, что у учителя нет классного журнала. Это обусловлено тем, что успеваемость учеников не учитывается. Учитель, если хочет, записывает отметки в свою тетрадь. У учителя не контролируются поурочные планы и объем времени, потраченный им на прохождение той или иной темы. Учителя как могут борются за повышение успеваемости, однако администрация школ против второгодничества и против того, чтобы неуспевающего ученика исключать из школы и не переводить в следующий класс.

Следует подчеркнуть, что даже в Буэнос-Айресе учителя обращают внимание на то, что ученики практически перестали читать не только учебную, но и художественную литературу.

ШКОЛА АНГЛИИ

В Англии принято обязательное 11-летнее образование. После этого год или два ученик готовится к поступлению в университет. После окончания школы ученик может не сдавать экзамены, но тогда он не получит сертификат, а это значит, что поступить в университет он уже практически не сможет. Поэтому после окончания школы большинство учащихся сдают около десяти трудных экзаменов и по результатам получают серти-

фикат. В Англии, как и в большинстве других стран, жизнь человека зависит от того, есть у него сертификат об образовании или нет. Это обстоятельство побуждает детей учиться.

Еще недавно в Англии существовала система «11 плюс», по которой проводили глобальное тестирование одиннадцатилетних детей и распределяли их по школам разного качества. Одним это давало возможность поступить в высшие учебные заведения, другим — только в средние. В настоящее время эта практика отменена и все дети поступают на одинаковых основаниях в школу.

Следует подчеркнуть, что в каждом классе начальной школы своя учительница. В первом — одна, во-втором — другая, в-третьем — третья и т. д. После 6 класса дети переходят в среднюю школу. В школе ученики не сидят за партами, выстроенными в ряды, им не объясняют новый материал и практически ничего не задают на дом. На занятиях учеников практически не спрашивают, а вместо отметок, например в начальной школе, учительница пишет веселые и ироничные слова. Если учитель хочет что-то спросить, то он подходит к ученику и тихо задает вопрос, а ученик также тихо отвечает, оставаясь на своем месте. Очень много ученики работают самостоятельно индивидуально или в микрогруппах. Работа идет спокойно, размеренно. Никто не торопит ученика. Все школьники заняты. Это приучает учеников к ответственному отношению к порученному делу, ответственности за себя и других, за результаты своей учебной деятельности.

В английской школе не считают, что все должны учиться одинаково. Все должны прилежно работать на уроке, у всех должен быть интерес к изучаемой теме и этого достаточно.

Как было уже сказано, в старших классах, как и в младших, ученики в основном работают в школе. Изучают — технологию, математику, естественнонаучные предметы, гуманитарные предметы, драму. В основе изучения лежит знакомство учащихся с различными картинами Мира. Учителя часто говорят: «Работая в школе, Вы познаете Мир». Два раза в год учителя составляют отчет для родителей «О прогрессе и достижениях Вашего ребенка». Ученики к этому же времени составляют свои индивидуальные отчеты о тех достижениях и успехах, которые они достигли в школе.

ШКОЛА США

В Америке всех детей, начиная с 5 лет, тестируют и делят на «траки» — высший, средний и низший. Учеников, имеющих высший «трак», определяют в элитные классы, где учение идет на высоком научном уровне. Обучение учеников с низшим «траком» ориентировано лишь на получение элементарных знаний основ наук. Характерен тот факт, что ученик, имеющий низший «трак», уже не может перейти на более высшие «траки». Как следствие этого социальная разобщенность об-

щества уже на этапе детства. Это тенденция наблюдается и в нашей стране. Когда слабоуспевающего ученика определяют в «класс выравнивания», в который собирают всех отстающих, а после 2-3 лет «выравнивания» ребенок отстает настолько, что теряет надежду в себя и вернуться в обычный класс ему уже зачастую бывает невозможно.

Большой проблемой американской школы является проблема развития познавательного интереса учащихся. Чтобы как-то удержать детей в школе (обучение стоит 5 тысяч долларов в год, а содержание преступника в тюрьме — 14 тысяч) им предлагается широкий выбор самых разнообразных занятий. Поэтому ученик может по своему усмотрению выбрать курс очень сложных предметов, а может обойтись простейшими. Примечательно то, что по американским законам школьник не обязан освоить весь материал, пройти программу и получить аттестат с хорошими отметками, как у нас, а должен лишь посещать школу до 16 лет, день в день, до дня рождения. Как только ученику исполняется 16 лет он имеет право бросить школу, независимо от того март это или январь месяц. В некоторых штатах школу бросают до половины старшеклассников. Учитель не обязан обучать всех учеников, он просто учит, а результат не волнует ни его ни администрацию школы. По последним данным лишь 4% старших школьников в американских школах изучают физику и математику. Считается, что в школе должны учится лишь те ученики, которые хотят учиться. Учителей Америки удивляет тот факт, что в нашей стране изучение математики и физики является обязательным. Следует подчеркнуть, что в Америке основным принципом является принцип самоуважения и достоинства. В связи с этим, основа всех успехов учеников — вера в себя и свои силы. Базовыми положениями для любого американца являются:

1. Чтобы быть равным, я должен верить в себя.

2. Быть не хуже и не ниже других.

3. Я в порядке и все в порядке. Все о-кей и я о-кей.

Характерно, что в Америке учащихся не вызывают к

доске и не требуют ответов с места. Ни в одном документе нет упоминания о том, что у ученика необходимо контролировать его знания по предмету. Это обосновывается тем, что у ученика необходимо снять страх перед учителем и предметом. Американцы очень хотят сделать школу человечней, но это решается с большим трудом.

Большинство социологических опросов акцентируют внимание на том, что до 80% американцев считают себя счастливыми людьми, так как они живут в свободной и демократичной стране.

Однако в последнее время американское общество начинает отворачиваться от своей школы, полагая, что школа виновата в отставании американской техники, например от японской и т.д. Как это не парадоксально, но американские педагоги все более и более склоняются к методам, применяемым в свое время в советской школе.

Библиографический список:

1 .Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран: Кн. для учителя / Х. Бишенек, Я. Варга, М. Вюшман и др.; Под ред. В.Г. Разумовского. — М.: Просвещение, 1985. — 256 с.

1.Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М., 1993.

2.Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. — М., 1992.

3.Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. — М., 1983.

4.Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. — М., 1989.

Материал поступил в редколлегию 23.02.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.