— ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —
УДК 006.3:351.712.4 И.А. Толмачева, канд. с.-х. наук, доцент, доцент кафедры логистики и коммерции Хабаровского государственного университета экономики и права
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена проблеме стандартизации процедур государственных и муниципальных закупок. Рассмотрены преимущества внедрения принципов стандартизации в контрактной системе РФ.
Ключевые слова: стандартизация, технический регламент, стандарт, контрактная система, заказчик, каталог.
This article considers the problem of standardization for procedures of public and municipal procurement. The benefits of implementing the principles of standardization in the contractual system of the Russian Federation are described.
Keywords: standardization, technical regulation, standard, contractual system, customer, catalog.
Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, то есть нахождение оптимального решения. Найденное решение даёт возможность достичь оптимального упорядочения в определённой области. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенци-
альных задач возможен экономический эффект от проведённого упорядочения.
Использование стандартизации как инструмента соответствия продукции, услуги или работы нормам технических регламентов и стандартов стало одним из главных критериев конкурентного отбора участников закупки, обязывающих применять стандарты на закупаемые товары, работы, услуги, гарантируя тем самым их качество. Так в чем же состоит проблема качества продукции? Во-первых, это проблема теоретическая, требующая осмысления понятийного аппарата. Во-вторых, это проблема обеспечения качества продукции. В-третьих, это проблема улучшения качества продукции. В-четвёртых, это проблема системного подхода, позволяющая обеспечить и улучшить качество продукции в зависимости от конкретных, объективно складывающихся условий, в
которых работает предприятие. Решение проблемы качества продукции основывается на знании понятий и определений. Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Любая продукция, выпускаемая предприятиями, обладает многочисленными свойствами, которые отражают объективную реальность материального мира. Эти свойства познаются, благодаря развитию науки, и позволяют отличать одну продукцию от другой. Задача состоит в том, чтобы придать продукции те свойства, которые определяются конкретной потребностью, позволяют использовать продукцию с минимальными издержками. Многочисленные свойства продукции часто бывают не равнозначны и не всегда являются необходимыми с точки зрения потребления этой продукции. Необходимые свойства, характеризующие качество продукции, фиксируются в нормативных документах -стандартах и технических условиях. В этом смысле качество продукции имеет однозначное определение. Оно характеризует соответствие качества продукции требованиям нормативной документации. Всякое отступление от требований нормативной документации называется дефектом. Продукция, имеющая дефект, называется браком.
Рассмотрим правила описания объекта закупки с точки зрения стандартизации. 1 июля 2016 г. установлены новые требования к составлению технического задания. Если раньше закон предписывал заказчикам опираться на стандарты
с формулировкой «если это возможно», то сейчас применение стандартов обязательно. Такие требования ввел Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». В новой редакции п. 2 ст. 33 Федерального закона № 44 звучит следующим образом: «Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации...» [1]. Для того чтобы описать объект закупки, заказчики обязаны использовать требования технических регламентов или положения стандартов. Закон № 104-ФЗ уточняет, что если заказчики указывают
в документации ещё и стандартные показатели, обозначать ГОСТ необязательно.
Если заказчик не знает, что на товар есть ГОСТ, это не освобождает его от ответственности. УФАС по заявлению поставщика обязано провести проверку, после которой к заказчику наверняка появятся вопросы. Чтобы аргументированно защищать свои права, поставщикам стоит заранее изучить существующие ГОСТы и технические регламенты на товары, которые они продают.
Если в стандарте указано диапазонное значение какого-либо параметра, то в документации к закупке должно быть обозначено точно так же. Указанное узкое значение параметра грозит жалобами со стороны участников закупки и проверкой УФАС.
Нестандартные требования к объекту закупки придётся обосновать. Закон не исключает возможность описания объекта закупки через иные, нестандартизирован-ные правила, если необходимо приобрести инновационную продукцию. Но в этом случае заказчику необходимо будет доказать, что поставляемый товар необходим, соответствует его реальным потребностям и имеет нестандартные качественные характеристики.
Законодательство о техническом регулировании и законодательство о стандартизации по объёму представляет собой значительный блок, о котором многие заказчики до вступления в силу данных норм могли иметь поверхностное представление. В этой связи в первую очередь представляется целесообразным рассмотреть основные положения данного законодательства применительно к закупкам.
Реформа в сфере технического регулирования протекает уже более 10 лет (с момента принятия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ)). По замыслу разработчиков, принимаемые технические регламенты должны были постепенно заменить многочисленные, нередко устаревшие ГОСТы, сблизив российское законодательство в этой части с международными нормами. Однако темпы принятия технических ре-
гламентов пока не позволяют говорить о полном решении этой задачи в ближайшем будущем. Статья 9 Закона № 184-ФЗ предусматривает возможность принятия технического регламента как в соответствии с международными договорами, так и путём издания указа Президента, постановления Правительства РФ, акта федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию - Росстандарт.
Необходимо отметить, что технические регламенты нередко содержат необходимость обязательного подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации (ст. 23-25 Закона № 184-ФЗ). Поэтому в целях снижения рисков поставки продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, следует предусматривать в проектах договоров (контрактов) обязанность поставщика предоставлять копии соответствующих деклараций / сертификатов соответствия на этапе поставки продукции, что будет являться обязательным условием её приёмки. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 162-ФЗ) охватывает множество видов документов в сфере стандартизации [2]: 1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона № 162-ФЗ.
Новый закон, в продвижении которого
самое активное участие принимал Российский союз промышленников и предпринимателей, направлен на структурирование и систематизацию нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования. Реализация нового закона осуществляется с учётом Концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года. Ряд основных направлений данной концепции неразрывно связан с новым законом: модернизация и технологическое переоснащение промышленного производства, добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, усиление роли бизнеса в работе по стандартизации и трансферт наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов. Ожидается, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции. В нём прописано требование не только о добровольном, но и об обязательном применении стандартов, например в случае, если изготовитель публично заявил о том, что его продукция соответствует национальному стандарту. Законодательно расширен перечень документов национальной системы стандартизации за счет
создания информационно-технических справочников, содержащих систематизированные данные в определенной области и включающих в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.
В новом законе технические условия (ТУ) установлены как один из видов стандартов организации (СТО). При этом прописано, что СТО разрабатываются, утверждаются, изменяются, применяются и отменяются организациями самостоятельно в соответствии с собственными внутренними порядками [4].
В Законе № 44-ФЗ речь идёт только о первой категории - документах национальной системы стандартизации, которые, в свою очередь, включают в себя:
- национальные стандарты Российской Федерации, в том числе основополагающие национальные стандарты Российской Федерации, и предварительный национальный стандарт Российской Федерации;
- правила стандартизации;
- рекомендации по стандартизации;
- информационно-технические справочники.
Применение законодательства о стандартизации и техническом регулировании в государственных, муниципальных и корпоративных закупках по-прежнему оставляет множество вопросов, главными из которых является возможность сужать диапазоны характеристик национальных стандартов без подготовки обоснования и
содержание обоснования использования иных характеристик. В условиях отсутствия достаточной правоприменительной практики необходимо придерживаться максимально жёсткого подхода: обосновывать любой выход за рамки технических регламентов и документов национальной системы стандартизации или сужение предусмотренных этими документами диапазонов характеристик. А обоснованием может служить как требование нормативных документов, так и любые другие соображения (требования утверждённого проекта, специфика деятельности заказчика, ограниченное пространство помещения и проч.).
Оценивая эффективность введённых мер, в качестве положительных моментов можно отметить постепенный переход к закупкам продукции однородного качества, что в перспективе может снизить издержки её производства и сокращение возможностей для злоупотреблений со стороны заказчиков, составляющих запутанные технические задания с целью отклонения нежелательных заявок.
К негативным моментам необходимо отнести увеличение нагрузки на специалистов-заказчиков, что непременно приведёт к увеличению стоимости проведения закупочных процедур, и возможные злоупотребления со стороны участников закупки, получивших дополнительный рычаг воздействия на заказчиков при обжаловании закупок. Снизить влияние
негативных эффектов может введение каталога товаров, работ, услуг.
8 февраля 2017 г. введено в действие Постановление Правительства РФ от №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога». Правительством РФ определен порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под таким каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок. Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе:
- в плане закупок;
- плане-графике закупок;
- формах обоснования закупок;
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
- документации о закупке; контракте;
- реестре контрактов, заключённых заказчиками;
- отчёте об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
Определено, что Федеральное казначейство до 1 октября 2017 г. осуществляет размещение в единой системе в сфере закупок, сформированной Минэкономразвития России информации, включаемой в каталог, в форме электронного документа, созданного в распространённых и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста.
С точки зрения стандартизации и упорядочения плюсы введения данного документа налицо, исходя из нижеприведенной информации п. 13 Постановления [3].
«В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается в том числе следующая информация:
а) перечень потребительских свойств и иных характеристик товаров, работ, услуг, в том числе функциональных, технических, качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), позволяющих идентифицировать товар, работу, услугу, сформированный с учётом следующих сведений: в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ); в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается её конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений, минимальное либо максимально допустимые значения, а также неизменяемые значения, в том числе с учётом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьёй 19 Федерального закона; б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации; в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые
модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации...»
Таким образом, прямые ссылки на ГОСТы позволят сократить закупки по завышенным ценам, когда рядовая закупка выдаётся за товар или услугу с «уникальными характеристиками». Задача стандартизации в госзакупках в том, чтобы минимизировать ограничение конкуренции через описание объектов закупки «под своих». Кроме того, заказчик сможет определить надёжность будущих поставок и корректно оценить затраты на их осуществление, а также использовать типовые стандартизированные характеристики товаров, работ и услуг при составлении технического задания. Основной смысл любой стандартизации в госзакупках в том, чтобы не дать заказчику ограничивать конкуренцию.
Список использованных источников
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
2 О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3 Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога : постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145.
4 Кононенко Е. В. Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» / Е. В. Кононенко, Е. А. Гацура, К. О. Сергеева, Е. И. Исакова // Молодой учёный. 2016. № 12.3. С. 12-15.