Научная статья на тему 'Стандартизация образования одна из болевых точек образовательной политики'

Стандартизация образования одна из болевых точек образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2104
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL POLICY / COMPREHENSIVE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Е. И.

В статье излагается позиция автора на введение государственных образовательных стандартов в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION STANDARDIZATION ONE OF PAINFUL POINTS OF THE EDUCATIONAL POLICY

In article the position of the author on introduction of the state educational standards in a comprehensive school is stated.

Текст научной работы на тему «Стандартизация образования одна из болевых точек образовательной политики»

зарплаты женщин, работающих в частном секторе. Введение в уравнение регрессии одновременно двух параметров - пола и уровня образования дало достаточно противоречивые результаты: в наиболее неблагоприятном положении (по зарплате относительно зарплаты работников частного сектора) находятся преподаватели-мужчины, особенно работающие в начальном образовании; среди преподавателей-женщин в

наиболее неблагоприятном положении те, кто занят в среднем образовании.

Полученные результаты отчасти объясняют процесс феминизации кадрового состава преподавателей, который характерен не только для Франции. Учитывая уровень зарплаты в сфере государственного образования, у мужчин гораздо меньше финансовых стимулов для выбора профессии преподавателей.

Minga А, Sjusho B.

THE SALARY OF TEACHERS IN FRANCE

In article experience of the organisation of wages of teachers in France is described. Keywords: Wages of teachers, educational services, motivation of work.

УДК 378 Разумова Е. И.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -ОДНА ИЗ БОЛЕВЫХ ТОЧЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье излагается позиция автора на введение государственных образовательных стандартов в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: государственно образовательные стандарты, образовательная политика, общеобразовательные школы.

В российской образовательной системе объявлена готовность номер один! Время пришло! С 1 сентября 2008 года в стране начался эксперимент по введению государственного образовательного стандарта в начальной школе, с 1 сентября 2009 года - в основной, с 1 сентября 2010 года - в старшей школе. Широкомасштабное введение стандарта планируется в 2010 году.

Идея стандартизации образования в России и за рубежом стала актуальной в конце 1980-х -начале 1990-х годов, Образовательный стандарт востребовался как новый социально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и видов образования.

Понятие стандарт (от английского -«standard») означает норму, образец, мерило.

Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которые направлены на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества.

Стандартизация (разработка и использование стандартов) - объективно необходимая деятельность по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

64

© Разумова Е. И., 2009

В большинстве стран стандарт в системе образования рассматривается как уровень обу-ченности, которого должны достичь учащиеся. Стандарт реализуется через систему требовании к образовательному процессу, критериев оценки результатов, ориентиров на развитие личности. Он предстает как гарант, показатель уровня развития учащегося и участия государства в образовании, как мера ответственности учащихся за полноценное использование возможности обучения.

На Западе стандарты разрабатывают научные организации, действующие при властных структурах. Общие цели и принципы образования утверждаются национальными парламентами. Таким образом формируется система требований, которые выступают как ориентиры, имеющие исходную достаточность. Решаются две задачи - устанавливается на национальном уровне общая часть образования, которая создает единое образовательное пространство, и предоставляется право местным органам и образовательным учреждениям защищать свои интересы и потребности. Образовательные учреждения, учителя имеют возможность участвовать в разработке учебных планов, программ, определять содержание образования. Разброс в соотношениях национальных и региональных компонентов стандарта в разных странах достаточно большой.

Стандарты - основа свободно формирующегося образования, и на основе такого своеобразного консенсуса складывается национальная система образования. В Бельгии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, Великобритании, Италии, Нидерландах, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Австралии понятие «стандарт» используется в официальных документах. В Австрии, Франции, Швейцарии это понятие хотя и фигурирует в сфере образования, но в официальных документах отсутствует.

В России необходимость разработки образовательных стандартов и введения их в действие закреплена на высшем уровне - в статье 43 Конституции, где говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, предусматривает необходимость принятия и регулярного обновления стандарта общего образования. В статье 7, пол-

ностью посвященной стандартам, в частности, указывается, что в России «устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты».

Вопрос стандартизации образования в советский период не стоял, так как в то время в школе существовали единые образовательные программы, по каждому предмету был единый учебник, что само по себе обеспечивало стандартизацию школы и сохраняло единое образовательное пространство.

В современной России ситуация изменилась. Но именно в условиях вариативности образовательных программ и весьма широкого выбора учебников стандарт общего образования необходим как объединяющий фактор, определяющий в первую очередь требования к результатам образования со стороны общества, личности и государства.

Работа над стандартами началась с конца 1992 г. За полтора десятилетия было предпринято немало попыток создать и утвердить стандарты. Но прийти к единому мнению оказалось очень сложно. Это объясняется тем, что вопрос введения стандартов в образовании, весьма спорный на момент возникновения идеи и такой необходимый в настоящее время, кардинально меняет образовательные условия.

Важное место в разработке образовательных стандартов занимает Российская академия образования. Опыт по формированию содержания школьного образования академия имеет с 1943 года, когда постановлением Совнаркома была создана Академия педагогических наук РСФСР, в 1967 году преобразованная в АПН СССР, а в 1991-м - в РАО. Несколько коллективов создавали свои проекты, не ставшие, однако, документами.

Первой творческой группой авторов руководил академик, доктор педагогических наук, профессор В. С. Леднев, директор Института общеобразовательной школы РАО. В результате работы коллектива в 1993 г. были разработаны первый вариант Концепции федеральных компонентов образовательного стандарта и проект Базисного учебного плана школы. Министерство образования РФ своим распоряжением от 8.02.1995 г. признало Концепцию лишь основой для будущего правового документа - единой обшей концепции

ФК ГОС. Базисный план был принят как временный. Были также приняты стандарты по учебным предметам в качестве ориентиров для создания учебников для массовой школы.

В 1994 г. был объявлен конкурс на разработку проекта федерального компонента стандартов начального основного и полного общего среднего образования. В 1996 г. победившему на конкурсе авторскому коллективу под руководством академика В. С. Леднева была поручена разработка проекта Закона о стандартах основного общего образования. В 1997 г. проект Закона был внесен в государственную думу, однако нового варианта законопроекта создать не удалось. Вместо этого появился документ «Обязательный минимум содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 19.05.1998 года № 1236. Министерство образования России в течение нескольких лет утверждало базисные учебные планы, обязательный минимум и требования к уровню подготовки выпускников, модифицируя тексты временных стандартов.

В 2000 г. по решению Минобразования России на базе Национального фонда подготовки кадров (НФПК) был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) под руководством профессора Московского института открытого образования В. В. Фир-сова для завершения работы над минимумами содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный результат работы ВНИК был опубликован в 2000 г., но его работа не была завершена. В Послании Федеральному Собранию В.В. Путин настаивал, чтобы закончить разработку стандартов к концу 2001 года, но этого не произошло. В 2003 г. приказом министра образования В.М. Филиппова был начат федеральный проект «Стандарт общего образования», руководителями которого стали В. А. Болотов, Л.П. Кезина, В.А. Поляков. Позже, в 2002-2003 гг., был создан ВНИК «Российский образовательный стандарт» (руководители -Э. Д. Днепров и В. Д. Шадриков). На разработку нового стандарта выделили около двух миллионов долларов [1]. Результатом этой работы стало утверждение министерством федерального компонента Госстандарта и базисного

учебного плана в 2004 г. с рекомендательным характером их введения в практику.

Недоработанный, несогласованный проект стандартов, существующий на тот момент, подписал Владимир Филиппов 5 марта 2004 года, в последний день своей работы на посту министра образования. Рекомендательный характер этому документу придал новый министр образования Андрей Фурсенко. Он издал приказ, смысл которого в следующем: поскольку пока нет постоянных стандартов (но школа должна по чему-то работать), мы разрешаем тем, кто хочет, следовать стандартам 2004 года (филип-повским), а остальным - работать по Обязательному минимуму 1997 года (он определял содержание школьного образования).

Таким образом, разработка государственных стандартов общего образования первого поколения, которая продолжалась свыше 12 лет, так и не привела к результату, который удовлетворил бы все «заинтересованные стороны» - учителей и учащихся, педагогическое сообщество и научную общественность, государство и общество в целом. Многие специалисты утверждали, что все версии стандартов первого поколения изначально устаревшие, что выйти за пределы «ЗУНовского» подхода к образовательным стандартам как к набору «стандартных» планов и программ так и не удалось, что разработки стандартов не столько прогресс, сколько «тормоз» в развитии инновационных процессов в школьном образовании. В целом педагогическое сообщество констатировало, что стандарты первого поколения, декларируя новые цели образования, предлагают прежние пути и средства построения его содержания, что необоснованно расширены функции стандартов, что они ориентируются на обязательный минимум содержания обучения как важнейший компонент стандарта, что в предмет образовательного стандарта не включено ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Вместе с тем создание стандартов первого поколения было инициировано актуальными в то время задачами обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны

определила основное назначение стандартов того времени - сохранить единое базовое ядро образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требовании к подготовке выпускников. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.

«Сырые» стандарты 2004 года предполагалось доработать. В соответствии с решением Правительства РФ в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второю поколения.

По поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования вновь стала Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Деятельность групп разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения координирует Управляющий совет проекта под председательством академика Н. Д. Никандрова. Научным руководителем авторского коллектива разработчиков нового стандарта является член-корреспондент Российской академии образования А. М. Кондаков. При работе над стандартом участвовало более 500 человек.

Настоящий проект - это пересмотр самого подхода к школьному образованию. По определению А. Кондакова, образовательные стандарты общего образования второго поколения - это свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционное право граждан на получение бесплатного общего образования, это инструмент реализации стратегических целей образования в интересах государства, общества и семьи, это инструмент обеспечения социального доверия. В основу разработки стандарта положена фраза из Послания В. В. Путина Федеральному Собранию в 2005 году о том, что в России строится открытое гражданское общество. В связи с тем, что идеалами гражданского общества считают социальную справедливость, благосостояние и безопасность, стратегическими це-

лями развития системы образования, на достижение которых ориентированы стандарты, названы безопасность, и здоровье личности, национальная стабильность и консолидация нации, личностная, государственная и социальная успешность, конкурентоспособность личности, общества, государства.

Разработчики образовательного стандарта второго поколения начали с определения стратегических задач, которые должна решать система общего образования. Прежде всего ставятся вопросы о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения и каков требуемый результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме? В качестве методологической базы используется системно-деятелъностный подход, основанный на разработках известных российских психологов и педагогов - Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, Василия Давыдова, Даниила Элькони-на. Коллектив разработчиков состоит из 12 групп, созданных не по предметному принципу, а на основе нового, системного подхода к стандартам образования.

По утверждению Александра Кондакова, образовательный стандарт -это «общественный договор», в котором согласованы требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. У образовательных стандартов много разных потребителей, и ожидания от образования у каждого субъекта различны. Профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы должны быть согласованы в рамках российского национального стандарта образования.

Стандарт можно сравнить с новой формой одежды, которую примеряют на себя участники образовательного процесса. Сложно подобрать костюм, который бы подходил всем. Следовательно, все его критикуют. И те, для кого стандарт велик, и те, кому он слишком тесен. Первые не дотягивают до минимума, вторые

выходят за его рамки, к ним относятся творческие педагоги, желающие и способные развивать вариативность образования. В сложившихся условиях необходим системный анализ работы современной школы для выяснения педагогических возможностей сочетания в работе учителя стандартизации и вариативности. А пока педагогам остается надеяться, что, как и любой закон, новый стандарт, вводя ограничения, создаст условия для реализации свободы внутри образовательной системы.

Стандарт «второго поколения» формулирует требования к структуре, условиям реализации и результатам. освоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю систему школьного образования. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т. п. При этом важно установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемым ресурсам.

В рамках образовательного стандарта предполагается четкая регламентация зон ответственности. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования, регион - за материально-техническое обеспечение (учебники, Интернет и т. д.), школа - за реализацию образовательных программ. Таким образом, в стандарте фиксируются не только требования к школе, но и условия образовательной деятельности, гарантии: государство берет на себя обязательства по выплатам определенных зарплат учителям, финансирования, обеспечивает образование.

Одна из принципиальных новаций современного образовательного стандарта - выделение фундаментального ядра содержания общего среднего образования. Над его созданием работает разработчик стандарта член-кор-

респондент РАО Александр Абрамов. Общая схема работы представлена следующим образом: определили содержание образования по всем предметам, выделили 12 областей знания, сформулировали общие цели изучения каждой предметной области и описали содержание наиболее крупных блоков. Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Одна из главных его задач - достижение согласия во взглядах на научное содержание образования между так называемой «академической наукой», педагогами и методистами-предметниками. Фактически ставится вопрос о том, что такое общее образование. Что должен знать человек на выходе из школы XXI века? Кто является хранителем этого знания?

Важный элемент стандарта - требования к результатам образования. Именно они - предмет стандартизации в образовании. Используя эти требования, можно понять, каких образовательных результатов достиг ученик или система образования в целом. В Концепции выдвигается следующий тезис: образовательный стандарт - это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступени обучения от начальной школы до вуза. Стандарты второго поколения задают «планку» для целого набора факторов (включающих условия образования), и их выполнение ведет не к «минимуму», а к созданию необходимых возможностей для максимального успеха образовательного процесса, возможностей, которые гарантируются каждому, В качестве основного результата образования рассматривается овладение определенным набором действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Понятие «результат образования» тесно связано с понятием компетенция», последнее рассматривается при разработке стандартов как способность человека эффективно решать задачи в широком круге социальных, профессиональных и жизненных ситуаций; выделяются социальные, гражданские, профессиональные, интеллектуальные, личностные и иные компетенции. Ключевой компетенцией признается умение учиться, т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна-

тельного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Генезис образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что в современной России сложился новый подход к построению и развитию образования. Он основан на индивидуализации и дифференциации, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды, на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса - учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами. В содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. В частности, стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования.

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона «Об образовании» говорится, что государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты и что (пункт 2) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Стандарты определяют в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников,

В статье 28 пункт 14 указывается, что в компетенции Российской Федерации находится установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Статья 29 «Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования» относит к таковой установление национально-региональных компонентов государственных об-

разовательных стандартов. При этом подтверждается обязательность национально-регионального компонента.

Анализ стандартов свидетельствует, что педагогическая организация вариативности образования в большей степени возможна в рамках национально-регионального и школьного компонентов.

Несмотря на это, 23 ноября 2007 года принят Федеральный закон, отменяющий национальный, региональный и школьный компоненты в государственном стандарте образования. Следовательно, исключение из структуры стандарта вышеназванных компонентов сократит вариативность образования. Однако разработчики стандарта второго поколения утверждают, что отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказа от вариативности образования. Одна из важнейших функций стандарта в том, чтобы, определив обязательный минимум содержания школьного образования, создать возможности для расширения его вариативности. Стандартизация образования выступает как один из механизмов реализации принципа вариативности образования и в контексте системы вариативного образования. Стандарт принимает на себя нормативную роль, а учебные планы, программы, учебники и т. д. становятся атрибутом вариативности в содержании образования.

Теперь законом об образовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент, региональные «часы» остаются прерогативой региональных властей и администрации школы и федеральным законом не прописываются. Однако практика показывает, что если федеральной властью «не прописываются», то и не финансируются.

Все это заставляет по-новому оценить возможности стандартизации применительно к целостной системе образования и входящим в нее компонентам. В частности, целесообразно рассмотреть проблему педагогической организации вариативности образования в рамках существующих концепций стандартизации.

Термин вариативность образования в настоящий момент рассматривается с нескольких позиций:

1) основополагающий принцип и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством,

обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 1980-х гг. унификации и единообразия образования;

2) свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В конечном счете вариативность образования направлена к тому, чтобы обеспечить максимально возможную степень индивидуализации образования.

Степень вариативности педагогической системы определяется количеством тех образовательных программ, из которых учащиеся могут сделать выбор, соответствующий их потребностям и возможностям. Иными словами, показателями того, что система образования является для учащихся вариативной, служит наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных школьникам вариантов программ и возможность выбора ими одного из вариантов получения образования.

Идеи вариативности в образовании осуществляются различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного обра-

зовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе.

Образовательные системы, построенные на принципе вариативности, требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутри-школьного управления. В таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников и педагогов, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников. Выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработка и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся и творческих коллективов учителей - вот основные направления деятельности администраторов в новых образовательных системах.

Как бы парадоксально это ни звучало, но расширение вариативности -одна из важных задач стандартизации образования. В Концепции государственного стандарта общего образования (2007) заявлено, что принципиально необходима последовательная ориентация.

Библиографический список

1. Кириллов С. Сколько стоит стандарт? // Управление школой. 2008. № 1.

Razumova Е.1.

FORMATION STANDARDIZATION -ONE OF PAINFUL POINTS OF THE EDUCATIONAL POLICY

In article the position of the author on introduction of the state educational standards in a comprehensive school is stated.

Keywords: it is state educational standards, the educational policy, comprehensive schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.