Стандарт межрегиональных туристских проектов как основа нормативно-методического обеспечения территориального взаимодействия субъектов РФ
A Standard for Transregional Tourism Projects as a Basis for a Regulatory and Methodological Framework of Territorial Interaction between the Constituent Entities of the Russian Federation
Долженко Денис Евгеньевич
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 Denis Е. Dolzhenko
St. Petersburg State University ()f Economic
Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
о <
о
о о
> <
УДК 338.48
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию нормативно-методического обеспечения процесса создания и реализации межрегиональных проектов в сфере туризма и рекреации.
Цель. Предложить качественно новый, научно обоснованный подход к формированию методического обеспечения межрегиональных туристских проектов для достижения максимальной эффективности функционирования единого туристского рынка РФ. Задачи. Определить ключевые структурные компоненты предлагаемого к внедрению стандарта межрегионального туристского проекта, дать общую характеристику паспорта межрегионального туристского проекта. Методология. В настоящей работе с помощью таких методов научного исследования, как институциональный, структурный анализ, моделирование, рассмотрены тенденции межтерриториального сотрудничества в сфере туризма и рекреации, выявлены особенности, характеризующие ключевые характеристики нормативно-правового обеспечения процесса реализации любого межрегионального туристского проекта.
Результаты. Автором предложены и подробно аргументированы ключевые структурные компоненты стандарта межрегионального туристского проекта, к числу которых можно отнести: область применения стандарта, классификационные особенности межрегиональных туристских проектов, общие требования к организационно-правовым формам, требования к качеству предоставляемых услуг, порядок и источники финансирования, требования к обязательный статистической от-
четности, требования к формированию критериев оценки эффективности проектов и др. Доказано, что принципиальным различием между структурным содержанием паспорта межрегиональных туристских проектов и существующими паспортами субъектов РФ, муниципальных округов, а также отдельных туристских дестинаций, является то, что основное внимание в последних сконцентрировано на вопросах предоставления текущих данных о туристских достопримечательностях и объектах соответствующей инфраструктуры. Предлагаемый к внедрению паспорт межрегиональных проектов содержит не только информацию, характеризующую непосредственно условия конкретного проекта, но и аналитические и прогнозные данные, с помощью которых можно принимать грамотные и взвешенные управленческие решения со стороны государственных органов управления.
Выводы. По итогам проведенного анализа правовой документации, регламентирующей рассмотренные процессы, автор приходит к выводу о необходимости разработки и внедрения федерального стандарта межрегионального туристского проекта — нормативного документа, устанавливающего целостный комплекс норм, правил, требований к межрегиональной проектной деятельности в сфере туризма и рекреации. Основная цель стандарта — унификация процесса создания, функционирования и регулирования развития межрегиональных туристских проектов в РФ. Ключевые слова: межрегиональные туристские проекты, управление туристскими де-стинациями, стандартизация туристской де-
о <
о
о о
ятельности, нормативное обеспечение ведения туристского бизнеса, государственное регулирование сферы туризма
The present study examines theoretical approaches to the formation of a regulatory and methodological framework for the development and implementation of transregional projects in the field of tourism and recreation. Aim. The study aims to propose a novel science-based approach to the formation of a methodological framework for transregional tourism 3 projects, which would help achieve maximum
efficiency within a unified tourism market in < the Russian Federation.
Tasks. The author identifies key structural components of the proposed standard for transregional tourism projects and provides a general description of a transregional tourism project charter.
Methods. This study uses such scientific research methods within its institutional and structural analysis and modeling, examining trends in inter-territorial cooperation in the field of tourism and recreation, in order to identify specific features of the key characteristics of a regulatory and legal framework for the implementation of a transregional tourism project.
Results. The author proposes and substantiates key structural components for a standard that may be used with transregional tourism projects: (1) standard application field, (2) clas-sificatory aspects of transregional tourism projects, (3) general requirements for legal forms, (4) service quality requirements, (5) funding conditions and sources, (6) requirements for regulatory statistical reporting, (7) requirements for the development of project efficiency assessment criteria, and so forth. The fundamental differences between the structure of a transregional tourism project charter and the existing charters of the constituent entities of the Russian Federation, municipalities, and individual tourism destinations are found in that the latter tend to focus on providing current data on tourist attractions and the corresponding infrastructure facilities. Apart from information about the conditions of a particular project, the proposed transregional project charter contains both analytical and projection data that can help government authorities make weighted managerial decisions.
Conclusion. According to the results of the analysis of legal documents that regulate the processes considered, the author concludes that a federal standard for transregional tourism projects should be developed and implement-ed—utilizing a regulatory document that establishes a complex structure of norms, rules, and requirements for transregional project activities in the field of tourism and recreation. The main purpose of the standard is to harmonize the process of formation, functioning, and regulation transregional tourism development in the Russian Federation. Keywords: Transregional tourism projects, tourism destination management, tourism ac-
tivity standardization, regulation of business activities in tourism, government regulation of the tourism industry
Одним из ключевых условий успешной реализации межрегиональных туристских проектов следует признать разработку и утверждение соответствующей нормативно-методической документации, в том числе и правового характера, регламентирующей сущность и особенности межрегиональных туристских проектов (МТП) в современной российской практике. К сожалению, по итогам анализа нормативного законодательства Российской Федерации в сфере туризма и рекреации, автор приходит к выводу о том, что практически МТП не находят своего нормативно-правового обоснования в рамках существующего законодательства.
Первое упоминание о такой категории, как «межрегиональный туристский проект», в нормативно-правовой документации можно отнести к федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», где вместо самого термина используется понятие «межрегиональные туристские возможности (маршруты)» в контексте реализации туристских проектов федерального масштаба. Сама категория «межрегиональный туристский проект» в российском законодательстве возникает уже в Плане мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, где во втором разделе документа («Повышение качества конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем на мировых рынках») указана, пунктом № 19, разработка и реализация межрегиональных туристских проектов с определенным перечислением таковых, включая среди прочего в рамках СевероЗападного федерального округа проект «Серебряное ожерелье».
После этого термин «межрегиональный туристский проект» в незначительном контексте употребляется в целом ряде смежных, с точки зрения аспектов государственного регулирования сферы рекреации и туризма, нормативных документов. Например, в плане мероприятий («дорожной карте») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 г. существует целый раздел: «IV. Интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма», состоящий из четырех статей, в одной из которых предусмотрено «включение мест традиционного бытования народных художественных промыслов в туристические маршруты по регионам России, в том числе в межрегиональные туристические проекты „Русские усадьбы", „Серебряное ожерелье",
Рис. 1. Нормативно-методическое обеспечение межрегиональных туристских проектов
Источник: собственные разработки автора.
„Великий шелковый путь", „Восточное кольцо России", „Великий чайный путь", „Узоры городов России", „Красный пояс" и другие» [1].
Кроме того, межрегиональное сотрудничество в сфере рекреации и туризма в той или иной степени содержится в таких программных документах, как «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Министерством экономического развития РФ), «Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года» (утверждена Министерством культуры РФ), в целом ряде региональных нормативно-правовых актов и законодательных инициативах.
Как видно из представленного анализа нормативно-правовой документации, проблема характеристики межрегиональных туристских проектов как единого и правомочного объекта государственного регулирования является весьма насущной и актуальной в современных условиях межтерриториального взаимодействия в сфере рекреации и туризма. Как можно заметить из представленных выше законодательных актов, категория «межрегиональный туристский проект» носит весьма абстрактный характер и требует дополнительного нормативно-правового обеспечения, где более подробно были бы раскрыты организационные, экономические и функциональные особенности реализации данного направления проектной туристской деятельности в условиях российских регионов [2]. Необходимо отметить, что данное нормативно-правовое обеспечение должно как учитывать региональные особенности и специфику конкретного проекта, так и содержать общие требования к условиям реализации и оценки эффективности соответствующих проектов [3].
В связи с вышесказанным автор предлагает структуру нормативно-методического обеспече-
ния межрегиональных туристских проектов, приведенную на рис. 1.
Ключевым нормативно-правовым документом, регламентирующим функционирование любого такого рода проекта на территории нашей страны, должен стать федеральный стандарт межрегионального туристского проекта — нормативно-правовой документ, устанавливающий целостный комплекс норм, правил, требований к межрегиональной проектной деятельности в сфере туризма и рекреации. Основная цель стандарта — унификация процесса создания, функционирования и регулирования развития межрегиональных туристских проектов в РФ.
К ключевым разделам предполагаемого федерального стандарта межрегионального туристского проекта, по мнению автора, следует относить:
1. Область применения стандарта
Раздел содержит функциональное описание сущности и природы межрегиональных туристских проектов, представляя однозначную нормативно-правовую оценку данной категории. Важную часть в первом разделе стандарта должна занимать постановка генеральной цели и планируемых к реализации задач межрегиональных туристских проектов. Предлагаемые ценностные установки должны максимально согласовываться с ориентирами социально-экономического, культурного, морально-духовного развития российского общества с учетом необходимости сохранения единого территориально-пространственного характера межрегиональных связей.
2. Нормативные ссылки
В разделе представлены ссылки на основные действующие государственные стандарты РФ, регламентирующие деятельность в сфере туризма и рекреации. К числу таковых, например, можно отнести ГОСТ Р 51185-2014
§ «Туристские услуги. Средства размещения.
^ Общие требования» [4], ГОСТ 32611-2014 «Ту-
| ристские услуги. Требования по обеспечению
^ безопасности туристов» [5]. Таким образом,
^ предполагаемый стандарт не противоречит уже
^ существующей нормативной базе, объединяя
5 лучшие варианты организации туристского
§: бизнеса в условиях межрегионального коопе-
^ рирования в туристской сфере.
^ 3. Термины и определения
з
В третьем разделе должны быть расшифро-< ваны основные термины, характеризующие Нфункционирование и развитие системы межрегиональных туристских проектов в РФ. Среди них можно отметить такие категории, как «туристский продукт межрегионального туристского проекта», «участники межрегионального туристского проекта», «межрегиональный туристский кластер», «информационное обеспечение межрегионального туристского проекта», «межрегиональный туристский маршрут», «мультипликативный эффект межрегионального туристского проекта» и т. д.
4. Классификационные особенности межрегиональных туристских проектов
В этом разделе указываются возможные виды и типы классификации, с помощью которых можно проводить идентификацию и сравнение межрегиональных туристских проектов [6].
5. Общие требования к организационно-правовым формам реализации межрегиональных туристских проектов
В разделе описываются основные организационно-правовые формы, в рамках которых могут развиваться межрегиональные туристские связи в процессе проектной деятельности, в том числе деятельность координационных советов по развитию межрегиональных туристских проектов, межрегиональных профильных комиссий, создание единых межрегиональных туристских кластеров, обеспечивающих нужды и интересы соответствующего проекта.
6. Общие требования к участникам межрегиональных туристских проектов
В данном разделе описываются основные категории участников проекта, представлен круг их социальной и функциональной ответственности, необходимые компетенции и навыки, требования к опыту и времени успешного функционирования на региональном рынке, их права и обязанности по отношению к органам государственной власти, реализующим проект, а также их взаимоотношения с потребителем.
7. Общие требования к качеству предоставляемых услуг межрегиональных туристских проектов
В разделе представлены ключевые требования к качеству оказываемых услуг, в том числе в секторе средств размещения, транспортного обеспечения, организации общественного питания, продажи сувенирной продукции, оказанию информационных и аналитических услуг и т. д.
8. Общие требования к безопасности предоставляемых услуг межрегиональных туристских проектов
Отдельный раздел стандарта необходимо посвятить вопросам безопасности пребывания потребителей межрегионального туристского продукта в процессе предоставления и получения соответствующих услуг. При этом безопасность следует рассматривать комплексно [7; 8 и др.] и учитывать не только риски, связанные с пребыванием потенциальных клиентов на объектах инфраструктуры туристской индустрии, но и угрозы природного, техногенного и политического характера.
9. Порядок и источники финансирования межрегиональных туристских проектов
В разделе прописываются основные источники и порядок финансирования проектов, в числе которых приоритетное значение имеет государственно-частное партнерство, а также программно-целевой метод определения потребностей и нужд участников туристского рынка в рамках ведения проектной деятельности.
10. Общие требования к обязательный статистической отчетности межрегиональных туристских проектов
Важную роль в стандарте должен играть раздел, связанный с описанием форм и методик сбора и обработки статистической отчетности, которая необходима для оценки и анализа эффективности функционирования любых межрегиональных туристских проектов.
11. Общие требования к формированию критериев оценки эффективности межрегиональных туристских проектов
Последний раздел стандарта следует связать с выработкой и описанием основных модельных критериев показателей эффективности проекта, прежде всего с точки зрения его значимости для регионального развития, национальной экономики и социально-культурного пространства нашей страны в целом.
Не менее важное значение в процессе реализации проекта должен иметь и второй обязательный документ — паспорт МТП, который содержит не только информацию, характери-
зующую непосредственно условия конкретного проекта, но и аналитические и прогнозные данные, с помощью которых можно принимать грамотные и взвешенные управленческие решения со стороны органов управления в сфере рекреации и туризма. В связи с этим можно говорить о принципиальном различии между предлагаемой формой и структурным содержанием паспорта МТП и существующими паспортами субъектов РФ, муниципальных округов, а также отдельных туристских дестинаций, где основное внимание сконцентрировано на вопросах анализа и предоставления текущих данных об основных туристских достопримечательностях и объектах соответствующей инфраструктуры.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что реализация описанных выше авторских предложений в сфере нормативно-методического обеспечения межрегиональных туристских проектов позволит значительно повысить общий мультипликативный эффект сферы туризма и рекреации в условиях развития межтерриториального взаимодействия в нашей стране.
Литература
1. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2017 г. № 2800-р: [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/ doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122017-n-2800-r-ob-utverzhdenii/.
2. Петров А. Н. Современная модель стратегического менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-1 (103). С. 12-20.
3. Карпова Г. А., Хорева Л. В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 66-71.
4. ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» / Утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. № 1542-ст: [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200114767.
5. ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» / Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. № 228-ст, межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.): [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200110997.
6. Двас Г. В. Формирование региональных программ развития цифровой экономики // Управление экономическими системами. 2017. № 12 (106). С. 41.
7. Харламова А. А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31). С. 36-39.
8. Назаров П. В., Борзых Л. А. Разработка комплекса управленческих процедур по обеспечению экономической безопасности в социальной сфере региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 4 (30). С. 25-29.
References
1. On the approval of the action plan ("road map") for the preservation, revival and development of folk arts and crafts for the period up to 2019: Decree of the Government of the Russian Federation of December 14, 2017 No. 2800-r. Available at: http://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122017-n-2800-r-ob-utverzhdenii/. (in Russ.).
2. Petrov A. N. Sovremennaya model' strategicheskogo menedzhmenta [Contemporary model of strategic management]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2017, no. 1-1 (103), pp. 12-20.
3. Karpova G. A., Khoreva L. V. Klassifikatsiya v tur-izme: praktika i metodologiya [The classification in tourism: Practice and methodology]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 66-71.
4. GOST Standard R 51185-2014. Tourist services. Means of accommodation. General requirements (Approved and put into effect by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of November 11, 2014 No. 1542-st. Available at: http://docs.cntd. ru/document/1200114767. (in Russ.).
5. GOST Standard 32611-2014. Tourist services. Requ/ irements provided for tourist's security (Approved by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of March 26, 2014 No. 228-st, the interstate standard GOST 32611-2014 was introduced as a national standard of the Russian Federation starting January 1, 2016). Available at: http://docs. cntd.ru/document/1200110997. (in Russ.).
6. Dvas G. V. Formirovanie regional'nykh programm razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Formation of regional programs for the development of the digital economy]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2017, no. 12 (106), p. 41.
7. Kharlamova A. A. Vozniknovenie novykh ugroz eko-nomicheskoy bezopasnosti Rossii [The emergence of new threats to the economic security of Russia]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2017, no. 1 (31), pp. 36-39.
8. Nazarov P. V., Borzykh L. A. Razrabotka kompleksa upravlencheskikh protsedur po obespecheniyu eko-nomicheskoy bezopasnosti v sotsial'noy sfere regiona [Developing a set of management procedures to ensure economic security in the social sphere of the region]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2016, no. 4 (30), pp. 25-29.
о
> <