Научная статья на тему 'Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов'

Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мультипликативный эффект / межрегиональные туристские проекты / государственное регулирование туризма / устойчивое развитие туристских дестинаций / межрегиональное сотрудничество в сфере туризма и рекреации / multiplicative effect / inter-regional tourist projects / state regulation of tourism / sustainable development of tourist destinations / inter-regional cooperation in the field of tourism and recreation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Ткачев Вадим Александрович, Долженко Денис Евгеньевич

Ускоренное развитие туристского рынка и увеличение уровня запросов и требований со стороны потребителя услуг, создает дополнительный импульс для внедрения новых форм взаимодействия между регионами и конкретными туристскими дестинациями. Одной из таких перспективных форм территориального сотрудничества следует признать межрегиональные туристские проекты. Для количественной характеристики влияния подобного рода проектов на региональное развитие, по мнению авторов, наиболее адаптивной является теория мультипликативного эффекта, которая предполагает, что за счет реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере рекреации и туризма, помимо решения индивидуальных проблем и достижения интересов конкретного инвестора или территорий, возможны аккумуляция дополнительных объемов финансовых ресурсов для пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов, генерация новых рабочих мест, естественный прирост регионального валового продукта, повышение инвестиционной привлекательности. Отсутствие общепринятого механизма количественной оценки межрегиональных туристских проектов с учетом их эффективности не только для отдельных субъектов рынка, но и для всей экономической системы, предопределяет необходимость разработки соответствующего методологического и методического обеспечения. Мультипликативный эффект от реализации межрегиональных туристских продуктов может быть рассмотрен с точки зрения трех основных уровней – пространственно-территориального, кумулятивного и синергетического. Авторами предложена методика расчета туристского мультипликатора с учетом особенностей технологического обеспечения организации внутреннего и въездного туризма, которая включает в себя такие этапы, как определение суммарной базы для расчета уровня совокупного потребления, расчет изменения уровня совокупного потребления и т.д. Следует говорить о двух ключевых видах эффективности межрегиональных туристских проектов − экономической и социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Ткачев Вадим Александрович, Долженко Денис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to determining the multiplicative effect of interregional tourist projects

Accelerated development of the tourist market and increase in the level of requests and requirements from the consumer of services, creates an additional impulse for the introduction of new forms of interaction between regions and specific tourist destinations. Interregional tourist projects should be recognized as one of such promising forms of territorial cooperation. To quantify the impact of this kind of projects on regional development, in the opinion of the authors, the most adaptive theory is the multiplicative effect. According to this theory accumulation of additional volumes of financial resources is possible to replenish the revenue part of regional and municipal budgets, the generations of new jobs, the natural growth of regional gross domestic product, increasing the investment attractiveness by implementing large infrastructure projects, including in the field of recreation and tourism, in addition to solving individual problems and achieving the interests of a particular investor or territories. The absence of a generally accepted mechanism for the quantitative evaluation of inter-regional tourism projects, taking into account their effectiveness, not only for individual market entities, but for the entire economic system, predetermines the need for the development of appropriate methodological and methodological support. The multiplicative effect of the implementation of inter-regional tourist products can be considered from the point of view of three basic levels spatial-territorial, cumulative and synergistic. The authors propose a methodology for calculating the tourist multiplier taking into account the specifics of technological support for the organization of domestic and inbound tourism, which includes such stages as the determination of the total base for calculating the level of aggregate consumption, the calculation of changes in the level of aggregate consumption, etc. We should also talk about two key types of effectiveness of interregional tourism projects economic and social.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов»

Методологические подходы к определению

мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов

туризм / тоитэм

УДК 330.101

ОС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10207

Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов

КАРПОВА Галина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, [email protected]; ТКАЧЕВ Вадим Александрович

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]; ДОЛЖЕНКО Денис Евгеньевич

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»,

Санкт-Петербург, Российская Федерация,

соискатель кафедры экономики и управления в сфере услуг

Аннотация. Ускоренное развитие туристского рынка и увеличение уровня запросов и требований со стороны потребителя услуг, создает дополнительный импульс для внедрения новых форм взаимодействия между регионами и конкретными туристскими дестинациями. Одной из таких перспективных форм территориального сотрудничества следует признать межрегиональные туристские проекты. Для количественной характеристики влияния подобного рода проектов на региональное развитие, по мнению авторов, наиболее адаптивной является теория мультипликативного эффекта, которая предполагает, что за счет реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере рекреации и туризма, помимо решения индивидуальных проблем и достижения интересов конкретного инвестора или территорий, возможны аккумуляция дополнительных объемов финансовых ресурсов для пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов, генерация новых рабочих мест, естественный прирост регионального валового продукта, повышение инвестиционной привлекательности. Отсутствие общепринятого механизма количественной оценки межрегиональных туристских проектов с учетом их эффективности не только для отдельных субъектов рынка, но и для всей экономической системы, предопределяет необходимость разработки соответствующего методологического и методического обеспечения. Мультипликативный эффект от реализации межрегиональных туристских продуктов может быть рассмотрен с точки зрения трех основных уровней - пространственно-территориального, кумулятивного и синергетического. Авторами предложена методика расчета туристского мультипликатора с учетом особенностей технологического обеспечения организации внутреннего и въездного туризма, которая включает в себя такие этапы, как определение суммарной базы для расчета уровня совокупного потребления, расчет изменения уровня совокупного потребления и т.д. Следует говорить о двух ключевых видах эффективности межрегиональных туристских проектов - экономической и социальной.

Ключевые слова: мультипликативный эффект, межрегиональные туристские проекты, государственное регулирование туризма, устойчивое развитие туристских дестинаций, межрегиональное сотрудничество в сфере туризма и рекреации

СЕРВИС^ 2018 Том 12 №2

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

WWW.PHILOSOPH.RU

Methodological approaches to determining the multiplicative effect

of interregional tourist projects

Для цитирования: Карпова Г.А., Ткачев В.А., Долженко Д.Е. Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов // Сервис plus. 2018. Т. 12. №2. С. 65-72. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10207.

Статья поступила в редакцию: 28.04.2018. Статья принята к публикации: 28.05.2018.

Methodological approaches to determining the multiplicative effect of interregional tourist projects

Galina A. KARPOVA

St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russian Federation, Dr. Sci. (Economics), Prof., [email protected]; Vadim A. TKACHEV

St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russian Federation, Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., [email protected]; Denis E. DOLZHENKO

St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russian Federation, applicant of the Department of economics and management in the service sector

Abstract. Accelerated development of the tourist market and increase in the level of requests and requirements from the consumer of services, creates an additional impulse for the introduction of new forms of interaction between regions and specific tourist destinations. Interregional tourist projects should be recognized as one of such promising forms of territorial cooperation. To quantify the impact of this kind of projects on regional development, in the opinion of the authors, the most adaptive theory is the multiplicative effect. According to this theory accumulation of additional volumes of financial resources is possible to replenish the revenue part of regional and municipal budgets, the generations of new jobs, the natural growth of regional gross domestic product, increasing the investment attractiveness by implementing large infrastructure projects, including in the field of recreation and tourism, in addition to solving individual problems and achieving the interests of a particular investor or territories. The absence of a generally accepted mechanism for the quantitative evaluation of inter-regional tourism projects, taking into account their effectiveness, not only for individual market entities, but for the entire economic system, predetermines the need for the development of appropriate methodological and methodological support. The multiplicative effect of the implementation of inter-regional tourist products can be considered from the point of view of three basic levels - spatial-territorial, cumulative and synergistic. The authors propose a methodology for calculating the tourist multiplier taking into account the specifics of technological support for the organization of domestic and inbound tourism, which includes such stages as the determination of the total base for calculating the level of aggregate consumption, the calculation of changes in the level of aggregate consumption, etc. We should also talk about two key types of effectiveness of interregional tourism projects - economic and social.

Keywords: multiplicative effect, inter-regional tourist projects, state regulation of tourism, sustainable development of tourist destinations, inter-regional cooperation in the field of tourism and recreation

For citation: Karpova, G. A., Tkachev, V. A., & Dolzhenko, D. E. (2018). Methodological approaches to determining the multiplicative effect of interregional tourist projects. Servis plus, 12(2), 65-72. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10207. (In Russ.).

Submitted: 2018/04/28.

Accepted: 2018/05/28.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Методологические подходы к определению

мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов

Важным элементом организации эффективной деятельности единого туристского рынка с социально-экономической точки зрения является процесс формирования и развития межрегиональных туристских проектов, с помощью которых возможно достижение оптимальной соотношения рационального использования туристских ресурсов при максимальном удовлетворении растущих потребностей конечного потребителя -российского и иностранного туриста.

Объектом проводимого исследования является мультипликативный эффект, возникающий в результате создания и дальнейшей реализации межрегиональных туристских проектов, с помощью подробной характеристики которого становится возможным определить количественный уровень и направление влияния данной экономической категории на региональное развитие в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, которые формируются на российском рынке межрегиональных туристских проектов, качественное улучшение которых позволит при системном подходе решить наиболее актуальные проблемы сферы рекреации и туризма как национальном уровне, так и применительно к условиям каждого конкретного региона - участника проекта.

Цель исследования - формирование теоретико-методологических и методических подходов к определению мультипликативного эффекта от реализации межрегиональных туристских проектов.

К задачам исследования можно отнести:

- анализ отечественного и зарубежного опыта по использованию теории мультипликатора применительно к сфере рекреации и туризма,

- разработка универсальной методики расчета туристского мультипликатора межрегионального туристского проекта,

- общая характеристика основных групп показателей эффективности межрегиональных туристских проектов.

Достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных авторов уделяет внимание организации проектной деятельности в сфере рекреации и туризма. Однако значительная часть данной литературы носит учебно-методический характер и регламентирует вопросы, связанные с процессом организации туристской деятельности в условиях реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов (Гришин С.Ю., Крылов С.Ю., Крутик А.Б., Шарафанова Е.Е. и др.). Некоторые авторы рассматривают и анализируют функционирование отдельных межрегиональных

туристских проектов (Бадмаев А.Г. [2], Гусейнова А.Г., Морозова В.В. [4], Кузнецова Н.Ф. [13], Рыженко В.Г. и Л.И. [19]). Лишь небольшое количество научных работ посвящены теоретическим аспектам влияния межрегиональных туристских проектов на региональное развитие (Власова Т. И., Идзиев Г.И., Максанова Л.Б.- Ж., Рассохина Т.В. и др.).

В условиях успешной реализации межрегиональных туристских проектов можно говорить об устойчивом влиянии данной управленческой категории на региональное развитие тех территорий, туристско-ре-креационный потенциал которых определяет возможности для проектирования единых туристских маршрутов без учета административных, пространственных и другого рода границ как внутри одного государства, так и на международном уровне.

Для количественной характеристики данного влияния исследуемой формы межрегионального сотрудничества наиболее адаптивной является теория мультипликативного эффекта, которая предполагает, что за счет реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере рекреации и туризма, помимо решения индивидуальных проблем и достижения интересов конкретного инвестора или территорий[8], возможны аккумуляция дополнительных объемов финансовых ресурсов для пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов, генерация новых рабочих мест, естественный прирост регионального валового продукта, повышение инвестиционной привлекательности [7]. Еще одним важным результатом, характеризующим мультипликативный эффект, является его влияние на развитие смежных отраслей, так или иначе занятых в обслуживании туристских потоков [5]. Это в свою очередь влечет за собой стабильный рост практически во всех сферах не только региональной экономики, но и всего народно-хозяйственного комплекса страны [3].

Отсутствие общепринятого механизма количественной оценки межрегиональных туристских проектов с учетом их эффективности не только для отдельных субъектов рынка, но и для всей экономической системы, предопределяет необходимость разработки соответствующего методологического и методического обеспечения (рис. 1).

Как видно из представленного рисунка, мультипликативный эффект от реализации межрегиональных туристских продуктов может быть рассмотрен с точки зрения трех основных уровней - пространственно-территориального, кумулятивного и синергетического. Рассмотрим их особенности более подробно.

Methodological approaches to determining the multiplicative effect

of interregional tourist projects

Рис. 1. Методологические подходы к характеристике мультипликативного эффекта межрегионального туристского проекта (ЭМТП ). (разработка авторов)

Fig. 1. Methodological approaches to the characteristic of the multiplicative effect of the inter-regional tourist project.

Как видно из представленного рисунка, мультипликативный эффект от реализации межрегиональных туристских продуктов может быть рассмотрен с точки зрения трех основных уровней - пространственно-территориального, кумулятивного и синергетического. Рассмотрим их особенности более подробно.

Первый вариант возможной характеристики мультипликативного эффекта напрямую связан с социально-экономических развитием территорий, по которым проходят соответствующие туристские маршруты, и представляет собой агрегированную сумму соответствующих территориальных эффектов. При этом авторы считают необходимым выделять два подхода к возможному исчислению - эффект проекта, полученный по территориально-административной единице (субъекту федерации) (1.1) и эффект проекта, полученный по конкретной туристской дестинации (1.2).

ЭМТП = эМТПр1 + эМТПр2 + эМТПр3 + ......... эМТПр№

(1.1)

ЭМТП = эМТПд1+ эМТПд2 + эМТПд3 + ......... эМТПд№

(1.2),

где ЭМТП - мультипликативный (пространственно-территориальный) эффект межрегионального туристского проекта (МТП),

эМТПр1 , эМТПр2 , эМТПр3 , эМТПр№ - мультипликативные эффекты, рассчитанные для каждой территориально-административной единицы, входящей в МТП,

эМТПд1 , эМТПд2 , эМТПд3 , эМТПд№ - мультипликативные эффекты, рассчитанные для каждой туристской дестинации, входящей в МТП.

Первый подход выглядит более реалистичным с точки зрения сбора и обработки первичных статистических данных для проведения дальнейшего анализа и прогнозирования перспективных вариантов трансформации проектных решений в условиях конкретного туристского рынка. Однако, исходя из сущности и природы межрегиональных проектов в сфере туризма и рекреации, более логичным выглядит второй вариант, так как само построение туристских маршрутов предполагает конструирование траекторий не между территориальными субъектами, а среди дестинаций. Кроме того, российские регионы активно принимают участие сразу в нескольких межрегиональных туристских проектах. Например, туристские ресурсы Вологодской области одновременно задействованы в таких проектах, как «Серебряное ожерелье», «Узоры городов России» и «Русские усадьбы» [16]. При использовании первого подхода будет возникать проблема по своей экономической природе схожая с сущностью макроэкономической категории «двойной счет». Двойной счет подразумевает включение стоимости промежуточных товаров в состав ВВП, что приводит к многократному учету одного и того же товара или услуги [11]. Аналогичные параллели можно провести и в данном случае - реализация нескольких межрегиональных проектов на территории одного и того же субъекта федерации может привести к необоснованному увеличению достигнутого мультипликативного эффекта. Второй вариант характеристики мультипликативного эффекта связан с агрегированием отдельных эффектов, получаемых от реализации каждого туристского маршрута, включенного в проект, за определенный промежуток времени (1.3).

ЭМТП = эМТПтм1 + эМТПтм2 + эМТПтм3 + ... эМТПтм№

(1.3),

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Методологические подходы к определению

мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов

где ЭМТП - мультипликативный (кумулятивный) эффект межрегионального туристского проекта (МТП),

эМТПтм1 , эМТПтм2 , эМТПтм3 , эМТПтм№ - мультипликативные эффекты, рассчитанные для каждого туристского маршрута, входящего в МТП.

Таким образом, кумулятивный эффект межрегионального туристского проекта - сумма эффектов по каждому из официально установленных туристских маршрутов проекта. Здесь, как и в предыдущем случае, возможно использование двух подходов к максимизации экономического эффекта.

Первый подход (экстенсивный) подразумевает под собой увеличение количества маршрутов проекта, которое чисто алгебраически ведет к повышению уровня искомой величины [9]. Однако, как показывает практика, чрезмерная диверсификация туристского продукта среди ограниченного круга дестинаций зачастую ведет к снижению уровня заполняемости маршрутов и соответственно к неэффективному управлению туристской инфраструктурой [1]. Еще более негативным последствием применения данного подхода является появление избыточного числа объектов туристской инфраструктуры, количество которых не коррели-руется со средней величиной туристского потока [21]. Интенсивный путь развития заключается в максимизации заполняемости маршрутов, снижении влияния фактора сезонности и комплексном подходе к использованию и созданию объектов туристской инфраструктуры. В качестве основных инструментов данного подхода можно назвать:

• формирование ограниченного перечня официальных туристских маршрутов проекта,

• активизация работы с организованными группами целевых потребителей, в том числе в сфере детско-юношеского, семейного, спортивного, делового и социального туризма [20],

• усиление роли событийного туризма в процессе проектирования конечного туристского продукта,

• проведение гибкой ценовой политики для сокращения зависимости от фактора сезонности,

• максимальная диверсификация программ для потребителей услуг при одновременном сохранении самой траектории маршрута и состава посещаемых туристских дестинаций,

• создание и продвижение брендов существующих туристских маршрутов в составе межрегионального проекта,

• повышение эффективности работы со СМИ и социальными сетями.

Системное внедрение всех вышеперечисленных инструментов повышения эффективности ведения

туристской деятельности даст импульс к активному и устойчивому развитию любому межрегиональному проекту в сфере туризма и рекреации [12].

Для оценки влияния любого межрегионального туристского проекта на социально-экономическое развитие региона или страны в целом (как по отдельной территориально-административной единице или де-стинации, так и по туристским маршрутам) возможно использовать классические варианты представлений о сущности и природе мультипликатора с точки зрения догматов экономической науки [14].

Базис для формирования теории мультипликатора был заложен еще в 30-х годах прошлого века знаменитым английским ученым-исследователем Джоном Мейнардом Кейнсом, который в известном научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» высказал гипотезу и доказал наличие устойчивой обратной связи между объемом ВВП и величиной предельной склонности к сбережению [10]. Данная связь может быть наглядна представлена в виде формулы (1.4) -

М =

1

MPS

1

1-МРС

(1.4),

где MPS - предельная склонность к сбережению, МРС - предельная склонность к потреблению.

Применительно к практике межрегиональных проектов можно предложить следующую методику расчета туристского мультипликатора с учетом особенностей технологического обеспечения организации внутреннего и въездного туризма.

1. Определение суммарной базы для расчета уровня совокупного потребления в условиях межрегионального туристского проекта в течение определенного периода времени (отчетный календарный год).

Можно говорить о выделении двух принципиальных групп расходов потребителей, связанных с МТП:

• общие расходы, связанные c приобретением тур-продукта (Зо). Включают в себя затраты на транспортное обслуживание, оплату средств размещения, страховое обеспечение, дополнительные услуги [17]. В условиях въездного туризма к ним могут быть причислены расходы на визовое сопровождение (в случае необходимости), а также услуги гида-переводчика;

• текущие расходы туристов по месту пребывания на туристском маршруте (Зт). Среди таковых наиболее часто возникают затраты на услуги общественного питания, экскурсионные услуги, бытовые услуги населению, услуги индустрии развлечения, товары широкого потребления и сувенирную продукцию.

2. Расчет изменения уровня совокупного потребления в отчетном по отношению к предыдущему календарному году:

ДЗ = ¿1 3о, Зт — £03о,3т (1.5).

Methodological approaches to determining the multiplicative effect

of interregional tourist projects

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Определение нормативной базы для расчета уровня совокупного дохода в условиях межрегионального туристского проекта в течение определенного периода времени (отчетный календарный год).

В качестве базового показателя, характеризующего уровень совокупного дохода в рамках внутреннего туризма можно учитывать средний доход населения РФ (Двн). Кроме того, возможна детализация данного параметра с учетом использования при расчетах значений уровня дохода населения по каждому региону в отдельности в зависимости от комплектации организованных групп туристов. Расчет показателя ведется с учетом коррекции величины дохода на среднегодовой объем туристского потока.

Сложнее в данном случае выглядит выбор базы показателей в условиях въездного туризма. С экономической точки зрения здесь также необходимо учитывать именно изменение дохода туристов (Двз), а не какие-либо другие параметры, как предлагается некоторыми авторами [11,18]. В связи с этим при осуществлении расчетов необходимо оперировать данными среднедушевого дохода населения тех стран мира, туристы из которых участвуют в программах межрегиональных проектов. Расчет показателя ведется с учетом коррекции величины дохода на среднегодовой объем туристского потока.

4. Расчет изменения уровня совокупного дохода в отчетном по отношению к предыдущему календарному году.

ДД = Двн, Двз - Двн, Двз (1.6).

5. Расчет туристского мультипликатора межрегионального туристского проекта (Ммтп№):

Ммтп№ =

ДЗ

~ДД

(1.7).

6. Расчет совокупного (национального) мультипликатора межрегиональных туристских проектов (Ммтп№):

Ммтп = £Ммтп№ (1.8).

Намного более комплексным, с точки зрения характеристики системных элементов, выглядит синерге-тический эффект межрегионального туристского проекта, так как он предполагает не только получение коммерческой выгоды отдельным субъектам туристского рынка, участвующим в реализации проекта (как в большей степени подразумевается в первом и во втором варианте расчета), но и достижение тех результатов, которые максимально бы соответствовали и отражали саму природу туризма как не только чисто экономического явления, но и социально-культурной и общественно-значимой категории, активно развивающейся в последнее столетие во всех странах мира. Синергети-

ческий эффект также может быть представлен в виде упрощенной формулы (1.9):

Эк

эск + ээко + эу

(1.9),

где ЭМТП - мультипликативный (синергетический) эффект межрегионального туристского проекта (МТП), ээк - экономический эффект от реализации МТП, эс - социальный эффект от реализации МТП, эск - социально-культурный эффект от реализации МТП, ээко - экологический эффект от реализации МТП, эу - управленческий (операционный) эффект от реализации МТП.

Каждый из выше обозначенных эффектов в свою очередь может быть охарактеризован с помощью системы базовых показателей, которые могли бы свидетельствовать об уровне результативности формирования и реализации основных положений проекта за определенный период времени. В качестве расчетного (аналитического) периода наиболее целесообразным видится стандартная схема использования календарного года.

Следует говорить о двух ключевых видах эффективности межрегиональных туристских проектов -экономической и социальной. Природа экономической эффективности проекта является стандартной категорией [6] и может быть выражена с помощью следующих индикаторов:

• уровень общей рентабельности участников проекта,

• уровень финансовой устойчивости участников проекта,

• уровень текущей ликвидности участников проекта,

• уровень освоения бюджетных средств, направленных на развитие проекта,

• соотношение расходной части региональных бюджетов на реализацию проекта к объему налоговых поступлений от участников проекта и т.п.

Более сложным представляется выбор индикаторов для характеристики социальной эффективности [15]. К числу таковых можно причислить:

• удельный вес отдельных социально незащищенных категорий граждан в среднегодовом объеме туристского потока в рамках реализации МТП,

• уровень взаимосвязи цели и задач МТП с кон-тентным наполнением и формируемыми компетенциями основных образовательных программ (по уровням обучения и регионам),

• уровень комплексной доступности туристских ресурсов для местного населения в соотношении со средним значением в рамках МТП,

• уровень соотношения средней заработной платы населения, занятого в реализации МТП, к сред-нерегиональному значению.

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

1

1

Методологические подходы к определению

мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов

Литература

1. Mayo F.B., Planning an applied research project in hospitality, tourism, & sports, Hoboken, New Jersey. 2014. 258 p.

2. Бадмаев А.Г. Общая характеристика основного маршрута и регионов Великого чайного пути // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (22). С. 63-66.

3. Гришин С.Ю. Формирование интегрированной системы управления туристской деятельностью в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера технологии. 2014. № 1 (19). С. 131-140.

4. Гусейнова А.Г., Морозова В.В. Межрегиональное сотрудничество как один из факторов развития образовательного туризма в Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 99-104.

5. Даудова А.А. Экономическая эффективность инвестиционных проектов в туристической сфере // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2016. № 12. С. 187-190.

6. Двас Г.В. Формирование региональных программ развития цифровой экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. №12 (106). С. 41.

7. Идзиев Г.И. Мультипликативный эффект воспроизводства экономического потенциала региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 10 (343). с. 58-67.

8. Капустина Л.М., Вязовская В.В. Значение мультипликативного эффекта международного туризма для рынка труда страны // Достойный труд - основа стабильного общества. Мат. VI Межд. науч.-практ. конф.: в 2 томах. Екатеринбург, 2014. С. 27-32.

9. Карпова Г.А., Сущинский Ф.В. Приоритетные направления научных исследований в сфере туризма // Вестник Российской Академии Естественных Наук. 2013. №3

10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2012. 278 с.

11. Крутик А.Б. Мультипликативный эффект в развитии теории туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 3 (9). С. 29-38.

12. Крылов С.Ю. Программно-целевое управление туристско-рекреационным проектом // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 1 (17). С. 40-43.

13. Кузнецова Н.Ф. «Великий чайный путь» как межрегиональный туристский проект // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2018. С. 126-130.

14. Лаврикова Ю.Г., Суворова А.В., Котлярова С.Н. Учет мультипликативного эффекта как обязательный элемент оценки последствий реализации социальных программ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 123-138.

15. Максанова Л.Б.-Ж. О формировании механизмов управления реализацией укрупненных инвестиционных проектов в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 2. С. 12-16.

16. Максанова Л.Б.-Ж. Об интеграционных механизмах формирования и реализации межрегиональных туристских проектов // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории. Мат. Всерос. науч.-практ. конф-и с международным участием. Составители: Г.А. Лебедева, В.В. Дементьева. Соликамск, 2015. С. 273-278.

17. Нургалиева А.Ш. Мультипликативный эффект туризма региона // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2010. № 2 (63). с. 190-197.

18. Рассохина Т.В. Научно-методологические аспекты формирования обобщающей динамической структурной модели управления устойчивым развитием туристской дестинации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 10. С. 59-65.

19. Рыженко В.Г., Рыженко Л.И. Возможности актуализации историко-культурного наследия в рамках партнерской программы «Сибирский тракт» // IV Ядринцевские чтения - материалы Всерос. науч.-практ. конф-и, посвященной 100-летию Революции и Гражданской войны в России. Омск, 2017. С. 39-42.

20. Управление туристскими дестинациями на принципах кластеризации / Карпова Г.А., Гришин С.Ю., Пе-соцкая Е.В., Ткачев В.А. СПб., 2017. 150 с.

21. Шарафанова Е.Е., Дыбаль М.А., Викторова Е.В. Территориальные туристско-рекреационные системы: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2016. 110 с.

Methodological approaches to determining the multiplicative effect

of interregional tourist projects

References

1. Mayo F.B., Planning an applied research project in hospitality, tourism, & sports, Hoboken, New Jersey, 2014, 258 p.

2. Badmaev A.G., General characteristic of main route and regions of the Great tea road. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, no. 3 (22), 2017, pp. 63-66. (In Russ.)

3. Grishin S.Yu., Formation of an integrated system of tourism management in modern conditions. Teoriya i praktika servisa: e'konomika, social'naya sfera texnologii, no. 1 (19), 2014, pp. 131-140. (In Russ.)

4. Guseinova A.G., Morozova V.V., Inter-regional collaboration as the factor of educational tourism development in Yaroslavl region. Sovremennye problemy servisa i turizma, vol. 9, no. 3, 2015, pp. 99-104. (In Russ.)

5. Daudova A.A., Economic efficiency of investment projects in tourism. Vestnik Essentukskogo instituta uprav-leniia, biznesa i prava, no. 12, 2016, pp. 187-190. (In Russ.)

6. Dvas G.V., Formation of regional programs of digital economy development. Upravlenie ekonomicheskimi siste-mami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, no. 12 (106), 2017, p. 41. (In Russ.)

7. Idziev G.I., The multiplicative effect of reproduction of the region's economic potential. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost, no. 10 (343), 2016, pp. 58-67. (In Russ.)

8. Kapustina L.M., Viazovskaia V.V., The value of the multiplicative effect of international tourism on the country's labour market. Good work is the basis of a stable society: Proceedings of the VI International scientific-practical conference: 2 volumes. Yekaterinburg, 2014, pp. 27-32. (In Russ.)

9. Karpova G.A., Sushchinskii F.V., Scientific Research Priorities in Tourism. Vestnik Rossiiskoi Akademii Estestvennykh Nauk, no. 3, 2013. (In Russ.)

10. Keynes J.M., The General Theory of Employment, Interest and Money. Moscow: Gelios ARV, 2012, 278 p. (In Russ.)

11. Krutik A.B., Multiplicative effect in the development of tourism theory. Teoriia i praktika servisa: ekonomika, sotsialnaia sfera, tekhnologii, no. 3 (9), 2011, pp. 29-38. (In Russ.)

12. Kry'lov S.Yu., Program and target management of tourist and recreational project. Vestnik Nacional'noj akademii turizma, no. 1 (17), 2011, pp. 40-43. (In Russ.)

13. Kuzneczova N.F., «The great tea road» as an inter-regional tourist project. Problems of effective using scientific potential of society: proceedings of the International scientific-practical conference. Novosibirsk, 2018, pp. 126130. (In Russ.)

14. Lavrikova Yu.G., Suvorova A.V., Kotlyarova S.N., Accounting of multiplier effect as a required element in assessing the effects of social programs. e'konomicheskie i social'ny'eperemeny': fakty', tendencii, prognoz, no. 6 (42), 2015, pp. 123-138. (In Russ.)

15. Maksanova L.B.-Zh., On the formation of management mechanism of large investment projects implementation in the sphere of tourism. Vestnik Nacional'noj akademii turizma, no. 2, 2016, pp. 12-16. (In Russ.)

16. Maksanova L.B.-Zh., The mechanisms of integration for forming and implementing inter-regional tourism projects. Cultural and historical heritage as a factor of sustainable development of the territory: proceedings of Russian scientific and practical conference with international participation. Solikamsk, 2015, pp. 273-278. (In Russ.)

17. Nurgalieva A.Sh., Multiplicative effect of tourism in the region. Vestnik Kazaxskoj akademii transporta i kommu-nikacijim. M. Ty'ny'shpaeva, no. 2 (63), 2010, pp. 190-197. (In Russ.)

18. Rassoxina T.V., Scientific and methodological aspects of formation of generalized dynamic structural model of management of sustainable development of tourist destinations. E'konomika: vchera, segodnya, zavtra, vol. 7, no. 10, 2017, pp. 59-65. (In Russ.)

19. Ry'zhenko V.G., Ry'zhenko L.I., The possibility of updating the historical and cultural heritage in the framework of the partner program "Siberian tract". IV Yadrintsev readings: proceedings of Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Revolution and Civil war in Russia. Omsk, 2017, pp. 3942. (In Russ.)

20. Karpova G.A., Grishin S.Yu., Pesoczkaya E.V., Tkachev V.A., Management of tourist destinations on the principles of clustering. St. Petersburg, 2017, 150 p. (In Russ.)

21. Sharafanova E.E., Dy'bal' M.A., Viktorova E.V., Territorial tourism and recreation systems: manual. St. Petersburg: Izd-vo SPbGE'U, 2016, 110 p. (In Russ.)

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.