Научная статья на тему 'СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ'

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / жизненный цикл / стадии жизненного цикла / innovations / life cycle / life cycle stages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Башмакова, В.М. Поносов

В статье представлено понятие жизненного цикла инновации и рассмотрены стадии жизненного цикла инновационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE LIFE CYCLE OF INNOVATION

The article presents the concept of the life cycle of innovation and considers the stages of the life cycle of an innovative product.

Текст научной работы на тему «СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

УДК 330.342.24

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ

Е. А. Башмакова*, В. М. Поносов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: bashmakova.katya.02@mail.ru

В статье представлено понятие жизненного цикла инновации и рассмотрены стадии жизненного цикла инновационного продукта.

Ключевые слова: инновации, жизненный цикл, стадии жизненного цикла.

STAGES OF THE LIFE CYCLE OF INNOVATION E. A. Bashmakova*, V. M. Ponosov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: bashmakova.katya.02@mail.ru

The article presents the concept of the life cycle of innovation and considers the stages of the life cycle of an innovative product.

Keywords: innovations, life cycle, life cycle stages.

Развитие инновационной деятельности становится в последние годы все более актуальной. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента продукции, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления и являются главным фактором повышения конкурентоспособности продукции.

Осуществление предприятиями инновационной деятельности обусловлено объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанных с ориентацией предприятий на спрос и возрастающими потребностями рынка, обострением конкуренции, усложнением хозяйственных связей, развитием науки и техники [1, 2].

Любые процессы протекают во времени, то есть имеют начало, движение вперёд и конец. Также, как и процессы, инновации проходят через подобные стадии, которые в совокупности составляют жизненный цикл.

Под жизненным циклом инноваций следует понимать определенный период времени, в течение которого инновационный продукт создается, совершенствуется, используется и реализуется на рынке в качестве товара, обеспечивая достижение целей производителя.

Этапами жизненного цикла инноваций являются условно выделяемые его части, которые характеризуются спецификой производимых работ, конечными результатами [3].

Структурная схема жизненного цикла любой продукции включает в себя следующие этапы: идея и маркетинг, проектирование и разработка технологических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство, контроль проведения испытаний, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции [4].

Секция «Управление качеством и жизненным циклом наукоемкой продукции»

Применительно к инновации, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии: создание новшества, внедрение инноваций, рост, насыщение рынка, спад.

Первые стадии жизненного цикла инноваций сопровождаются выполнением необходимого объема научных исследований и конструкторских разработок, разработкой и созданием опытной партии инновационного продукта. На стадиях происходит производство, выпуск и реализация инновационного продукта, начинается процесс его самостоятельного функционирования. Стадии являются сложными, так как перспективы и прибыльность инновации будут зависеть от важности, необходимости и сферы применения нового изобретения.

На стадии роста происходит промышленное освоение инновационного продукта и его выход на рынок. Прибыль, получаемая от реализации новшества, растет, достигая периода окупаемости. Продажи инновационного продукта являются стабильными и обеспечивают прибыль. Рост продаж обеспечивается небольшим потоком новых клиентов и увеличением объемов закупаемого продукта постоянными клиентами [3, 4].

Если с помощью жизненного цикла любого продукта можно определить его продолжительность, то продолжительность инновационного продукта длится до того момента, когда происходит насыщение рынка. Поэтому на данной стадии уделяется внимание мероприятиям по продвижению и маркетингу инновации.

Далее рынок перенасыщается инновационным продуктом, прекращается рост объемов продаж ввиду достижения предела. Стадия насыщения рынка инновационным продуктом характеризуется уменьшением объема продаж и соответственно прибыли от реализуемого новшества. Спрос на такой продукт снижается из-за неконкурентоспособности. На стадии спада инновационный продукт становиться непривлекательным для потребителей и вытесняется рынка новым изобретением [3, 4]. В следствии чего производителям необходимо постоянно совершенствовать инновационный продукт, внедрять изменения, либо заменять его другим новшеством.

Таким образом, при создании нового инновационного продукта не стоит растягивать процесс его внедрения на рынок. Каждый день в мире появляется инновационное изобретение, поэтому большое количество времени, затраченное на разработку, может стать причиной того, что инновация перестанет быть актуальной. Поэтому, чем быстрее новшество внедряется на рынок, тем больше шансов добиться успеха.

Библиографические ссылки

1. Галстян М. В. Развитие инновационной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений: на примере машиностроительного комплекса Амурской области: автореф... дис. кан. экон. наук. М.: 2005. 28 с.

2. Морозов О. А., Фрейдкина Е. М Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов: учеб. пособие / ВШТЭ СПбГУПТД. СПб., 2016. 105 с.

3. Жизненный цикл инноваций: этапы, анализ и прогнозирование. [Электронный ресурс]. URL: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/zhiznennyi-tsikl-innovatsii (дата обращения: 05.04.2022).

4. Еноктаева Л. И. Жизненный цикл продукции. Нормативные документы обеспечивающие жизненный цикл продукции: лекция [Электронный ресурс]. URL: https://инклюзивноеобразование.рф/материалы/176/146 (дата обращения: 06.04.2022).

© Башмакова Е. А., Поносов В. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.